страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
УДК 37(574) На правах рукописи
КАЛКЕЕВА КАМАРИЯШ РАЙХАНОВНА
Теоретико-методологические основы систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана
13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Республика Казахстан
Караганды, 2010
Работа выполнена в Евразийском национальном университете имени Л.Н.Гумилева
Научные консультанты: доктор педагогических наук,
профессор Наурызбай Ж.Ж.
доктор педагогических наук,
профессор Таубаева Ш.Т.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Арынгазин К.М.
доктор педагогических наук, профессор
Ильясова А.Н.
доктор педагогических наук, профессор
Игибаева А.К.
Ведущая организация: Национальная академия образования
имени И.Алтынсарина
Защита состоится «__»__________2010г. в_____ ч. на заседании объединенного диссертационного совета ОД 14.50.05 при Карагандинском государственном университете имени Е.А. Букетова по адресу г.Караганды, ул.Университетская, 28, корп.№1, поточная аудитория №1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова по адресу: г.Караганды, ул.Университетская, 28, корп.№1.
Автореферат разослан «____»____________________ 2010 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Н.А. Минжанов
Введение
Актуальность исследования. Глобализационные процессы в современном мире предельно актуализируют значимость истории становления и развития педагогики и образования для каждой нации, каждого педагога. Развитие образования в современном мире должно не только учитывать требования ХХІ века, но и обеспечивать сохранение лучших традиций национальных образовательных систем.
Обсуждая программу «Культурное наследие», Президент страны Н.А. подчеркнул: «Возрождение традиционной культуры, обращение к историческому опыту своего народа - это закономерное явление, которое имеет место при получении страной независимости».
В этой связи приоритетное значение приобретают знания по истории отечественной педагогики и образования, способствующие осмыслению особенностей воспроизводства национального духа и культурной самобытности народа. Обращение к прошлому отечественной педагогики и образования обусловлено стремлением лучше понять современность, сохранить все ценное и положительное из прошлого опыта, извлечь определенные уроки для будущего. Знания по истории педагогики и образования Казахстана призваны воспитывать подрастающие поколения на основе национальных педагогических ценностей и общечеловеческих образовательных идеалов.
На современном этапе развития Казахстана происходит переосмысление исходных теоретико-методологических установок в изучении отечественной истории педагогики и образования, возникают новые концепции интерпретации различных периодов их развития. Имеют место переоценка составных элементов и преобразование структуры системы историко-педагогического знания, свидетельствующие об изменениях парадигмального характера.
В современных условиях в Казахстане возникли реальные предпосылки для создания целостной научной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана» и ее трансформации в соответствующую учебную дисциплину. К настоящему времени накоплен значительный фонд научных знаний по истории педагогики и образования Казахстана.
Исследования по истории отечественной педагогики и образования выполнены педагогами (Тажибаев Т.Т. Сембаев А.С., Ситдыков А.С., Бержанов К.Б., Жарикбаев К.Б., Кунантаева К.К., Храпченков Г.М., Храпченков В.Г., Мадин И.Б., Кубесов А., Калиев С.К., Сейталиев К.Б, Уманов Г.А., , Урунбасарова Э.А., Сейтешев А.П., Ильясова А.Н., Альмухамбетов Б.А., Алсатов Т.М. и др.)
На основе контент-анализа историко-педагогических трудов мы дифференцировали приоритетные направления докторских и кандидатских научных исследований:
- история становления и развития системы образования в различные периоды - Игибаева А. К., Кадысова Р.Ж., Мухаметжан А.О., Масырова Р. Р., Майгаранова Ш., Нуржанова А.М., Рахимжанов А.М., Сыдыкбекова М. А. и др;
- педагогические идеи персоналий - Кубесов А., Ахметова М. К., Баймуратова С. А., Жумабаева А. С., Ещанова Г. Б., Елькеева А. Б., Есекешова М. Д., Кульчимбаева Б. С., Кудиярова А. М., Куламбаева К. К., Касымбекова Н.С., Киясова Б. А., Калиева К. М., Кабекенов Г. У., Кулжабаева М. Ж., Меерманова Ж. Б., Пулатова М. К. и др;
- история развития учебно-воспитательных учреждений – Ахметова Р.Б., Абуова Н. А., Акжаркенова Л. Г., Битибаева С.Г., Бекмагамбетова Р. К., Громова Л. А., Джумалиева Л. Т., Жетписова Н. О., Жусупова Д.З., Линчевская Т.А., Муктаев А.А., Омар Е.О., Перминов А.В.,Шугаева Г.К., Шевченко И.Н., Ыбыраимжанов К.Т. и др;
- история развития содержания образования - Айкенова Р.А.,Анасова А. Р., Байзакова Е. М., Жазыкова М.К и др.;
- история общей и профессиональной подготовки кадров в республике - Альмухамбетов Б.А., Ахметова Г.К., Аймагамбетова Р.Х., Аубакирова Г. М., Джанабаева Р. А., Мусаева К. С. и др.;
- история просветительско-педагогических идей и наследия: Ибраева К.Ж., Кошербаева А.Н., Сарбасова К.А., Ахметов Т.А., Ахмет С.К., Аяган Е.С., Асаубаева А.К., Асенова Н.С., Абдыкадырова Т.Р., Абилгазиева К.Т., Алкожаева Н.С., Коянбаева К.К., Баймаганбетова Ж. Т., Божит Ж., Байменова Б.С., Вансванова М.Н., Жуматаева Ш., Жанибекова С., Жумабеков А. К., Жамирова У., Mуратханова Р., Махметова Б. Т., Рысбекова Г. Е., Садыкова А. Е., Сулейменова О., Сенкибаев С. Т., Сманова Н. Т., Турсынова А. Б., Туретаева Г. И., Толебаева Ж. А., Туебакова Н. А., Темирбекова Г. А., Халитова И.Р., Шаймерденова К., Шалгынбаева К. К., Шынтаева Н. С. и др;
- история развития теории воспитания и обучения в Казахстане - Калиев С.К., Кожахметова К. Ж., Менлибекова Г.Ж., Шолпанкулова Г.К., Акажанова Ж. М., Беркимбаева Ш. К., Дюсалиева Б. Ж., Джунусбаева А. М., Жубанова Б. Х., Жалгасова Ш., Зейнуллина Ж. Е., Елемесова А. С., Иманбекова Б. И.,Иманов А. К., Касенов Е. Р., Кайбулдаева Г. А., Кыякбаева У. К., Курманбаева М. Ж., Мухамединова Н. А., Муратова А. Б., Михалькова О. А., Макатова Ж. А., Оразова А.О., Рамашов Н., Сарсенова А. С., Садыкова М. К., Сайдахметова Л. Т., Сейтказы П. Б., Урунбасарова Э.А., Храпченкова Н. И., Юсупова И. Б. и др;
- история просветительской и педагогической деятельности в Казахстане - Алсатов Т.М., Арынова М.Т., Ауезова К.Т., Абаев Т. Б., Исаханова К.С., Шарковская Н.В. др.;
- история развития образования в регионах Казахстана - Джунусбаев С. М., Ибраимова Ж. К., Койшигулова Л. Е, Мамаева Ж. Ж., Муталиева А.Ш., Нагыманов Ш. Н., Сметова А, А. и др;
- история становления педагогической науки в Казахстане - Ильясова А.Н., Кайдарова А. Д., Саипова А. А. и др.
Использование результатов данных исследований позволяет учитывать накопленный опыт и национальные традиции при создании новых воспитательных систем. Использование идей казахстанских педагогов-просветителей призвано обогащать воспитательный потенциал педагогической науки Казахстана.
Государственная образовательная политика Казахстана актуализирует необходимость использования проверенного временем арсенала педагогических средств и методов для обеспечения приоритетного развития национальной системы образования.
Знание истории отечественной педагогики и образования рассматривается как значимый компонент профессиональной компетентности учителя, позволяющий воспитывать студентов на примерах из истории педагогики и образования. Согласно действующему стандарту высшего педагогического образования историко-педагогическое знание преимущественно сосредоточено в учебной дисциплине бакалавриата «История педагогики». Освоение будущими учителями-педагогами историко-педагогического знания характеризуется рядом недостатков. Традиционный способ организации усвоения историко-педагогического знания предусматривает изучение истории педагогики и образования в качестве пропедевтического, вводного материала перед изучением основных педагогических дисциплин. Это обстоятельство существенно затрудняет практическую реализацию всего многообразия функций историко-педагогического знания. Содержание учебной дисциплины разворачивается в довольно узкой событийно-хронологической последовательности, зачастую не обеспечивающей синхронность в изложении педагогического прошлого государства и других стран.
При организации усвоения будущими педагогами учебного материала основной акцент делается на необходимость запоминания историко-педагогических фактов, событий. Не уделяется должное внимание осмыслению сущности изучаемых явлений и процессов. Это затрудняет использование потенциала историко-педагогических знаний для понимания будущими педагогами педагогической реальности.
История педагогики как история научных исследований по проблемам образования охватывает развитие просветительских и педагогических идей, педагогических взглядов, историко-педагогического наследия видных деятелей образования. Но наряду с этим всегда существовала реальная история конкретных образовательных систем, организаций, образовательных учреждений. Продолжает сохраняться изолированное рассмотрение понятий «история образования» и «история педагогики», о чем свидетельствует наличие только «Истории педагогики» как учебной дисциплины.
К настоящему времени накоплен обширный фонд научных знаний по истории педагогики и образования Казахстана, который недостаточно актуализируется в содержании профессиональной подготовки будущих педагогов. Назрела необходимость в разработке наиболее полной версии учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана».
Указанные выше факторы определяют потребность в теоретико- методологическом осмыслении и систематизации истории педагогики и образования Казахстана, в контексте которого частное знание по данной области науки обретет свое место в общей системе.
История педагогики и образования Казахстана имеет свой предмет, структуру и функции, которые предопределяют ее место в общей системе научно-педагогического знания. Однако она рассматривалась разрозненно, в рамках отдельных научных дисциплин (педагогики и истории Казахстана).
Современный уровень разработки теоретико-методологических основ истории педагогики и образования характеризуется широким разбросом и стихийным выбором проблематики исследований, описательным характером большинства историко-педагогических разработок, слабой представленностью вопросов истории педагогики и образования Казахстана в содержании профессионально-педагогического образования.
Изучение степени разработанности научных основ истории педагогики и образования Казахстана позволило установить противоречия: между недостаточной обобщенностью знания, составляющего теоретическое ядро истории школы и педагогической мысли Казахстана, а также истории образования в целом и необходимостью систематизации и интеграции знаний по истории педагогики и образования Казахстана; между наличием научного фонда историко-педагогических исследований и слабой представленностью вопросов истории педагогики и образования Казахстана в содержании профессиональной подготовки будущих учителей; между ценностным потенциалом историко-педагогического знания в развитии педагогической культуры будущих учителей и недостаточным учебно-методическим обеспечением истории отечественной педагогики и образования в педагогическом вузе.
Названные противоречия делают актуальным решение в данной работе следующих проблем: определение теоретико-методологических и концептуальных основ систематизации и конструирования содержания историко-педагогического знания и на этой основе создания учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана», выявление ее роли в улучшении содержания историко-педагогического знания с ценностно-целевым наполнением.
Исходя из этого, мы сформулировали тему исследования:
«Теоретико-методологические основы систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана».
Цель диссертационного исследования – теоретико-методологическое обоснование и учебно-методическое обеспечение систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана как самостоятельной учебной дисциплины
Объект исследования: научный фонд истории педагогики и образования Казахстана.
Предмет исследования: систематизация и конструирование содержания истории педагогики и образования Казахстана.
Гипотеза исследования: Если систематизировать и конструировать историко-педагогическое знание с позиций полипарадигмального подхода, то можно обеспечить более полную и адекватную разработку содержания «Истории педагогики и образования Казахстана» как самостоятельной учебной дисциплины, так как при этом учебно-методическое обеспечение истории педагогики и образования будет отображать генезис развития образования, многовекторную постановку решения теоретических и практических проблем педагогики.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность систематизации и конструирования содержания учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана» как процесса выявления новых концепции, понятий, знаний с целью определения их места в составе научного и учебного знания
- обосновать методологические подходы к систематизации и конструированию содержания историко-педагогического образования с учетом генезиса развития научного знания;
- определить теоретические основы систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана;
- разработать концепцию систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана;
- создать структурно-логическую модель конструирования учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана»;
- разработать и уточнить систему учебно-методического обеспечения учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана»;
-провести опытно-педагогическую работу по апробации содержания образования курса «История педагогики и образования Казахстана» как самостоятельной учебной дисциплины и подготовить методические рекомендации.
Ведущая идея исследования: систематизация и конструирование «Истории педагогики и образования Казахстана» как самостоятельной учебной дисциплины будет способствовать формированию целостного содержания научного знания о становлении и развитии социального института образования в Казахстане, позволит проследить особенности постановки и решения актуальных теоретических и практических проблем воспитания и обучения в контексте взаимодействия культуры, истории и образования Казахстана.
Теоретико-методологическая основа исследования: идеи полипарадигмального, системного, синергетического, аксиологического, культурологического, цивилизационного подходов к анализу педагогических явлений и процессов, предполагающие целостное рассмотрение объекта, выявление его внутренних и внешних взаимосвязей; деятельностно-личностный подход, раскрывающий принцип формирования содержания образования; теория познания; общие положения педагогики и истории педагогики; теория целостного педагогического процесса; идеи интеграции, которые позволили систематизировать и конструировать научное историко-педагогическое знание и трансформировать его в учебное знание.
В работе были использованы следующие методы исследования: методы теоретического исследования: изучение и анализ философской,
исторической, историко-педагогической, педагогической литературы, посвященной исследуемой проблеме; обобщение, анализ нормативно-правовой, учебно-программной документации и методических пособий; моделирование; диагностические методы, включенное наблюдение за деятельностью студентов, педагогов вуза; анкетирование, беседы со студентами, преподавателями; тестирование; статистический анализ результатов деятельности.
Достоверность и обоснованность основных научных результатов обеспечивается обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям и задачам; личным участием автора в многолетней опытно-педагогической работе в вузе; сотрудничеством соискателя с преподавателями истории педагогики и педагогики в вузах, имеющих статус опытно-педагогической площадки; подтверждением гипотезы результатами учебной деятельности студентов.
Источники исследования: педагогическое наследие казахских мыслителей, просветителей – педагогов конца ХІХ-начала XX века, историко-педагогические труды казахстанских исследователей, труды философов, историков, педагогов, нормативно-правовые документы, определяющие содержание педагогического образования в республике, диссертационные исследования казахстанских и российских ученых в области педагогической науки.
Научная новизна и теоретическая значимость исследовании:
-раскрыта сущность систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана;
- обоснованы методологические подходы к систематизации и конструированию содержания истории педагогики и образования Казахстана;
- определены теоретические основы систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана;
- разработана концепция систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана;
- создана структурно-логическая модель «Истории педагогики и образования Казахстана» как самостоятельная учебной дисциплины;
- разработано учебно-методическое обеспечение «Истории педагогики и образования Казахстана» как самостоятельной учебной дисциплины.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержание предлагаемой учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана» направлено на освоение ценностно-смысловой природы истоков отечественной педагогической науки и образования, которое выполняет ценностно-целевую и ценностно-смысловую функции. Она обеспечивает знакомство будущих педагогов с педагогическими ценностями прошлого, на этой основе способствует развитию их собственных ценностных ориентаций и определению целей и смыслов педагогической деятельности.
Разработанные и апробированные программа учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана», учебные пособия «История образования и педагогической науки Казахстана», «Қазақстандағы білім және педагогика ғылымдарының тарихы», аналитический сборник «Диссертации по проблемам истории педагогики и образования Казахстана», полученные в ходе исследования результаты и сформулированные на их основе выводы могут быть использованы в процессе подготовки педагогических кадров в вузах и сузах.
База исследования: Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Аркалыкский государственный институт имени Ы. Алтынсарина, Жезказганский университет имени О.А. Байконурова.
Этапы и процедура исследования:
Первый этап (2001-2004) – изучение и анализ философской, исторической, психолого-педагогической литературы с целью определения степени разработанности проблемы и содержания ключевых понятий; уточнение понятийного аппарата, построение структурно-логической модели учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана».
Второй этап (2004-2007) – определение степени разработанности научных проблем в области истории педагогики и образования Казахстана и реализации историко-педагогического знания в подготовке педагогических кадров. Систематизация историко-педагогических исследований. Обоснование необходимости конструирования учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана».
Третий этап (2007-2008) – проведение диагностической работы по определению ценностного содержания историко-педагогического знания. Определение содержания и организация опытно-педагогической работы. Разработка компонентов системы учебно-методического обеспечения учебного курса «История педагогики и образования Казахстана». Реализовано ценностное содержание историко-педагогического знания в учебном процессе.
Четвертый этап (2008-2010) – уточнение основных теоретических положений. Определение эффективности опытно-педагогической работы. Осуществлены обработка, обобщение и систематизация исследовательского материала.
Основные положения, выносимые на защиту:
- сущность систематизации и конструирования содержания учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана» как процесса выявления новых концепции, понятий, знаний с целью определения их места в составе научного и учебного знания;
- методологические подходы к систематизации и конструированию содержания истории педагогики и образования Казахстана, которые обеспечивают развитие отечественного историко-педагогического знания, углубление научного понимания его природы и постижение закономерностей эволюции, социальную обусловленность истории педагогики и образования, а также отражают изменения взглядов на ее функциональное предназначение, прогресс собственно научного педагогического знания и средств исследования;
- теоретическими основами систематизации и конструирования историко-педагогического знания выступают теории содержания образования, научного знания, методов обучения, педагогических систем; систематизации и конструирования содержания научной и учебной дисциплины; модель научной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана», включает в себя функционально-взаимосвязанные элементы: (субъект, объект, предмет, методы, функции, проблемы, результат), которые являются основой конструирования учебной дисциплины.
-концептуальные основы систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана как научного знания, позволяют разработать структурно-логическую модель и систему учебно-методического обеспечения учебной дисциплины;
- структурно-логическая модель «История педагогики и образования Казахстана» отражает целостное содержание историко-педагогического знания (теоретико-методологические основы, периодизация, информационное, проблемное и смысловое поле генезиса развития истории системы образования и педагогических идей) в конструируемом учебно-методическом обеспечений;
- учебно-методическое обеспечение «Истории педагогики и образования Казахстана» как самостоятельной учебной дисциплины включает в себя дидактические материалы, которые способствуют формированию у будущих педагогов мотивационно-ценностного, ценностно-содержательного, регулятивного компонентов педагогической деятельности;
- научное обоснование опытно-педагогической работы по реализации содержания «Истории педагогики и образования Казахстана» как самостоятельной учебной дисциплины и освоению историко-педагогических знаний с ценностным содержанием подтверждают педагогическую целесообразность систематизации историко-педагогических знаний для отбора учебного материала и структурирования образовательного курса.
Апробация и внедрение результатов. Материалы и основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на международных, республиканских, региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в образовании одаренных детей: состояние и перспективы развития» (Костанай, 2008), Международная научно-практическая конференция «Уалихановские чтения-10» (Кокшетау, 2005), Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы общей и профессиональной педагогики» (Караганда,2005), Международная научно-практическая конференция «Проблемы духовности и место религии в современном обществе» (Шымкент, 2001), Международные Байконуровские чтения: «Педагогическое образование в условиях модернизации казахстанского общества: проблемы и перспективы» (Жезказган,2007), Международная научная конференция: «Университеты ХХІ века: инновации и новые технологии» (Алматы-2009).
Опубликованы статьи в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки РК: Высшая школа Казахстана (2005) , Вестник Евразийского гуманитарного института (2005), Вестник Академии пед. наук Казахстана (2006), Вестник Карагандинского университета (2006), Профессионал Казахстана (2008), Образование-Білім (2008), Вестник Академии пед. наук Казахстана (2010);
Публикации в зарубежных изданиях: Гадаад хэл заах арга зуйн асуудал.- Улаанбаатар хот (2008), «Формирование интеллектуального, творческого и духовного потенциала личности обучающихся в современных условиях» (сборник научно-методических статей. Ташкент, 2009) в 24 частях. Часть 2.; «Формирование интеллектуального, творческого и духовного потенциала личности обучающихся в современных условиях» (сборник научно-методических статей .Ташкент, 2009) в 24 частях. Часть 11.; Международная научно- практическая конференция «Современные тенденции развития мировой культуры и цивилизации: культура, образование, экономика» (Новосибирск, 2007), Международная научно-практическая конференция: «Национальные и этнические приоритеты в решении социально-экономических проблем мировой культуры и цивилизации» (Новосибирск, 2006).
По теме диссертации опубликовано 66 работ, в том числе 6 статей, опубликованных в зарубежных изданиях, 1 монография «История педагогики и образования Казахстана: системный и полипарадигмальный анализ», два учебных пособия «История образования и педагогической науки Казахстана», «Қазақстандағы білім және педагогика ғылымдарының тарихы», программа курса «История педагогики и образования Казахстана», аналитический сборник «Диссертации по проблеме истории педагогики и образования Казахстана», Концепция содержания истории педагогики и образования Казахстана, аналитический сборник «Диссертации по проблемам истории педагогики и образования Казахстана».
Проведены две конференции с участием диссертанта: Международная научно-практическая конференция «Национальная составляющая истории образования и науки Казахстана» (Аркалык,2009), Республиканская научно-практическая конференция: «Педагогическое образование в условиях модернизации казахстанского общества: проблемы и перспективы» (Астана, 2007).
Внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялось через практическую педагогическую деятельность со студентами ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Аркалыкского государственного педагогического института им. Ы.Алтынсарина, Жезказганского университета им. О.А. Байконурова.
Выступления с докладами по проблеме основных результатов исследования были организованы на методологических семинарах кафедры педагогики ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, АркПИ имени Ы. Алтынсарина.
Структура диссертации: введение, четыре раздела, заключение, список использованных источников, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования. Представлен научный аппарат: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи. Раскрываются научная новизна и практическая значимость, освещаются методологические и теоретические основы, положения, выносимые на защиту, акты внедрения результатов исследования.
В первом разделе «Методологические основы систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана» охарактеризована эволюция развития научного знания в области истории педагогики и образования. Определены методологические подходы к систематизации и конструированию содержания истории педагогики и образования Казахстана.
Во втором разделе «Теоретические основы систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана» раскрыты основные направления исследования проблем истории педагогики и образования Казахстана. Определены принципы систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана. Разработана и уточнена теоретическая модель научной дисциплины, выступающей основой трансформации научного историко-педагогического знания в учебную дисциплину. Раскрыты методологические проблемы и источники систематизации и конструирования содержания истории педагогики и образования Казахстана.
В третьем разделе «Концептуальные основы систематизации и конструирования содержания «Истории педагогики и образования Казахстана» как самостоятельной учебной дисциплины» разработана концепция «Содержание истории педагогики и образования Казахстана». Сконструирована структурно-логическая модель учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана». Разработаны дидактические материалы учебно-методического обеспечения учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана».
В четвертом разделе «Опытно-педагогическая работа по апробации содержания «Истории педагогики и образования Казахстана как самостоятельной учебной дисциплины» описано содержание и этапы опытно-педагогической работы по реализации содержания учебной дисциплины «История педагогики и образования Казахстана» и определены результаты подготовки будущих педагогов к осмыслению ценностного содержания историко-педагогического знания.
В заключении изложены результаты диссертационного исследования, сформулированы выводы и рекомендации, намечены пути практического использования результатов исследования и перспективы дальнейшего изучения проблемы.
страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
|