Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3

E/CN.4/1996/44 page 13

правительство Израиля, сообщили о том, что законопроекты, касающиеся уважения основных прав человека в связи с данной эпидемией, находятся в стадии обсуждения и рассмотрения соответствующими законодательными органами.

42. В то же время некоторые правительства, включая правительство Нидерландов, сообщили о том, что широкие законодательные гарантии, касающиеся, в частности, физической неприкосновенности, частной жизни и свободы от дискриминации, включая конституционный запрет дискриминации по признакам сексуальной ориентации, дополняются проведением компаний по информированию общественности о проблемах ВИЧ/СПИДа, а также такой деятельностью, осуществляемой на международном уровне, как сотрудничество с программой ЮНЭЙДС и ее финансирование. Правительства Аргентины, Республики Корея и Украины привели выдержки из действующего законодательства о защите прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом.

4 3 . Правительство Марокко высказало мнение о том, что с учетом влияния семьи в обществе в целях укрепления терпимости и солидарности в борьбе против ВИЧ/СПИДа необходимо улучшать социально-экономическое положение семьи на национальном и международном уровнях. Аналогичным образом правительство Филиппин сообщило, в частности, о том, что принятый сенатом законопроект № 17 04 признает и подчеркивает необходимость проведения социально-ориентированных реформ в области правовых норм, практики и институциональных структур в целях эффективной борьбы против ВИЧ/СПИДа в стране. В этом законопроекте, если он обретет силу закона, будут определены основные направления политики и методы решения связанных с ВИЧ/СПИДом проблем "не только с медицинской точки зрения, но и, что более важно, с точки зрения прав человека" посредством обеспечения таких прав, как право на получение информации и знаний о ВИЧ/СПИДе, право на невмешательство в личную жизнь лиц, инфицированных ВИЧ/больных СПИДом, право на основное медицинское обслуживание; право на защиту от заражения болезнью,- право на работу по найму, право на защиту от дискриминационных действий (отказа в предоставлении кредита, страховании, получении образования), право на свободу передвижения и выбор места жительства и свободу от принудительного освидетельствования. Кроме того, в своей резолюции № 3 от октября 19 95 года Филиппинский национальный совет по СПИДу утвердил создание Комитета по правовым и этническим нормам, "определив простые меры, способствующие созданию благоприятных правовых условий для защиты лиц, права которых могут быть ущемлены вследствие состояния их здоровья" .

44. Вместе с тем следует отметить, что лишь очень немногие правительства затронули вопрос об устранении негативных последствий для полного осуществления прав человека лиц, которые подвергаются повышенному риску быть инфицированными ВИЧ, их неблагоприятного экономического, социального или правового статуса, например женщин, детей, представителей коренных народов, мигрантов и беженцев, а также мужчин-гомосексуалистов, занятых в секс-бизнесе лиц и лиц, потребляющих наркотики путем внутривенных инъекций и другие, хотя это и должно являться одной из первостепенных задач на национальном уровне. В этой связи правительство Испании подчеркнуло, в

E/CN.4/1996/44 page 14

частности, уязвимость женщин, детей, родившихся у инфицированных ВИЧ/больных СПИДом матерей и наркоманов, пользующихся шприцем.



  1. Относительно групп, особенно подверженных инфицированию ВИЧ, Международная
    продовольственная и сельскохозяйственная организация сообщила о том, что она оказывает
    поддержку двум неправительственным проектам - Программе угандийских женщин по
    спасению сирот и осуществляемой в Замбии Программе по снабжению продовольствием
    домашних хозяйств в Южной провинции, в рамках которых основное внимание уделяется
    соответственно осиротевшим детям и женщинам, возглавляющим домашние хозяйства. Обе
    эти категории населения относятся к наиболее уязвимым по отношению к инфекции ВИЧ.
    Хотя эти проекты не направлены на оказание помощи конкретно лицам, инфицированным
    ВИЧ/больных СПИДом, их реализация может оказать профилактическое воздействие
    благодаря улучшению социального и экономического положения особенно уязвимых групп.

  2. Хельсинкский институт по предупреждению преступности и борьбе с ней сообщил о
    том, что в рамках исследования состояния здоровья заключенных 11/ было установлено,
    что находящиеся в заключении лица также подвергаются повышенному риску быть
    инфицированными ВИЧ и что такие их права человека в связи с ВИЧ/СПИДом, как право
    на невмешательство в их личную жизнь и конфиденциальность, право на информацию и
    надлежащее медицинское обслуживание, зачастую нарушаются.

  3. Во многих ответах, как, например, в ответе правительства Хорватии, подчеркивается
    важное значение комплексного подхода к эпидемии в целях принятия адекватных мер с
    точки зрения общественного здравоохранения и защиты прав человека. В этой связи
    правительство Швеции привело конкретный пример совместного осуществления позитивных
    мер на национальном уровне, в рамках которого взаимодействуют правительство и массовая
    организация: выполняющая функции национального центра по профилактике ВИЧ и
    организации ухода за больными неправительственная организация Фонд "Ноев ковчег -
    Красный Крест". Помимо обеспечения информации, возможностей образования,
    поддержки и ухода лицам, инфицированным ВИЧ/больным СПИДом, группам риска, их
    родственникам и друзьям, этот Фонд, в сотрудничестве с правительством, местными
    советами и муниципалитетами, прилагает усилия для просвещения лиц, работающих в
    секторе здравоохранения, например, медицинских и социальных работников, лиц,
    оказывающих помощь на дому, и сотрудников пенитенциарных учреждений.

  4. Некоторые правительства, например правительства Анголы, Андорры и Японии,
    сообщили о том, что в целях повышения информированности общественности о правах
    человека в связи с эпидемией ВИЧ/СПИДа были проведены общенациональные
    информационные компании. В этой связи следует с удовлетворением отметить, что, в
    соответствии с информацией, представленной Экономической и социальной комиссией для
    Азии и Тихого океана, в Манильской декларации о плане действий в области социального
    развития в регионе ЭСКАТО, принятой на Азиатско-Тихоокеанской конференции на высшем
    уровне в октябре 1994 года, правительства стран данного региона взяли на себя
    обязательство:

E/CN.4/1996/44 page 15

"а) содействовать изменениям в поведении людей посредством информирования населения и принятия мер в сфере общественного здравоохранения с уделением особого внимания группам повышенного риска,- b) оказывать помощь уже инфицированным или больным лицам, обеспечивая отсутствие какой бы то ни было дискриминации в отношении них,- с) обеспечить безопасное использование крови и ее препаратов; и d) искоренять сексуальную эксплуатацию, особенно женщин и детей, которые относятся к наиболее уязвимой категории" .



  1. С беспокойством также отмечается, что некоторые правительства сообщили о том,
    что из-за финансовых и технических трудностей мониторинг пандемии на национальном
    уровне проводить в ряде случаев практически невозможно. Так, например, правительство
    Армении указало на то, что вследствие таких трудностей систематические
    общегосударственные эпидемиологические исследования, охватывающие различные
    социально-экономические группы, включая группы риска, до настоящего времени не
    проводились. В этих условиях, когда отсутствует информация о масштабах пандемии,
    трудно проводить соответствующие адресные профилактические мероприятия по борьбе с
    ВИЧ. Однако в 1994 году министерство здравоохранения Армении утвердило новую
    "национальную концепцию борьбы против ВИЧ/СПИДа и его профилактики", которая
    предусматривает создание Национального центра профилактики иммунодефицитных состояний
    и борьбы со СПИДом.

  2. Что касается регионального уровня, то была получена информация от Европейской
    комиссии Европейских сообществ, которая в настоящее время финансирует проекты,
    направленные на ликвидацию дискриминации в области ВИЧ/СПИДа в рамках ее
    программы "Европа против СПИДа" . В мероприятиях этой программы особое внимание
    уделяется, в частности, борьбе против связанной с ВИЧ/СПИДом дискриминации в сфере
    найма на работу, страхования, обеспечения жильем, образования и здравоохранения.

  3. В информации программы ПРООН по проблемам ВИЧ и развития речь идет о
    структурах, занимающихся вопросами ВИЧ и этических норм, законодательства и прав
    человека, в рамках которых ПРООН ведет деятельность по поощрению и поддержке
    осуществляемых неправительственными организациями и общинами мер по борьбе против
    эпидемии на местном, национальном и региональном уровнях. Задача этих структур на
    национальном уровне заключается в соединении знаний и опыта соответствующих
    социальных групп, включая лиц, инфицированных ВИЧ/больных СПИДом, для совместного
    решения возникших проблем и определения с помощью диалога направлений будущей
    деятельности.

В. На международном уровне

52. Как уже отмечалось, лишь в очень малом количестве полученных сообщений


выделяются методы и средства, с помощью которых можно постоянно держать в поле
зрения вопрос о защите прав человека в связи с пандемией ВИЧ/СПИДа на уровне
международных организаций. В этом отношении Комиссия неоднократно, и в последний

E/CN.4/1996/44 page 16

раз в своей резолюции 19 95/44, призывала Специального докладчика по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии, Комитет по правам ребенка, Комиссию по положению женщин и Рабочую группу по современным формам рабства уделять постоянное внимание опасности распространения ВИЧ вследствие продолжающейся эксплуатации детей, включая детскую проституцию.

53. Комиссия предложила также Комитету по правам человека, Комитету по экономическим, социальным и культурным правам и другим аналогичным органам неослабно следить за выполнением государствами-участниками их обязательств в рамках соответствующих договоров по правам человека в том, что касается прав лиц, инфицированных ВИЧ или больных СПИДом, их семей и связанных с ними людей, или лиц, подвергающихся, как считается, повышенному риску быть инфицированными ВИЧ.

54 . В этой связи представитель Глобальной программы по СПИДу Всемирной организации здравоохранения заявил в своем выступлении на пятьдесят первой сессии Комиссии по правам человека о том, что Глобальная программа рассчитывает на содействие Комиссии по правам человека и других органов системы Организации Объединенных Наций, включая Подкомиссию, соответствующие рабочие группы, специальных докладчиков и договорные органы, в деле постоянного контролирования связанных со СПИДом аспектов прав человека и вовлечения государств в диалог по этим вопросам. Соответственно, в своих сообщениях, направленных председателям Комитета по правам ребенка, Комитета по правам человека, Комитета по экономическим, социальным и культурным правам и Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Глобальная программа подчеркивала, что эти Комитеты, при выполнении своих функций по наблюдению за выполнением соответствующих конвенций, могут внести важный вклад в решение проблем, связанных с уважением прав человека лиц, инфицированных ВИЧ/больных СПИДом, посредством разработки связанных с ВИЧ/СПИДом стандартов на основе конвенций, а также путем проведения соответствующей разъяснительной работы среди правительств и обеспечения более эффективного соблюдения правительствами этих стандартов прав человека в связи с ВИЧ/СПИ Дом.


  1. В сообщениях, направленных Глобальной программой председателям различных
    органов, подробно изложены связанные с ВИЧ/СПИДом проблемы, которые возникают в
    рамках отдельных статей соответствующих конвенций, и предлагаются возможные вопросы,
    которые могут быть подняты в связи с этими проблемами членами комитета, с целью
    уточнения руководящих принципов, касающихся представления докладов и оказания помощи
    комитету в концентрации его усилий на этой конкретной проблеме. Особо приветствуется
    тот факт, что сообщение, направленное Комитету по экономическим, социальным и
    культурным правам, было издано в качестве рабочего документа (Е/С. 12/1995/WP. 1) и
    распространено среди участников двенадцатой сессии Комитета, состоявшейся в апреле
    1995 года.

  2. В этой связи следует упомянуть о том, что в своей Общей рекомендации № 15
    Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин уже обращался к

E/CN.4/1996/44 page 17

государствам-участникам с рекомендацией активизировать усилия по распространению среди населения информации о риске инфицирования ВИЧ женщин и детей, уделять особое внимание правам и потребностям женщин и детей, а также факторам, которые делают их особо уязвимыми по отношению к инфекции ВИЧ, обеспечить активное участие женщин в осуществлении ухода и профилактики и включать в их доклады информацию о положении женщин и о шагах, предпринимаемых для предотвращения особой дискриминации женщин при осуществлении мер по борьбе против ВИЧ/СПИДа.



  1. Помимо договорных органов, Комиссия призвала также такие механизмы наблюдения
    за уважением прав человека, созданные вне рамок конвенций, как специальные
    докладчики, представители и рабочие группы, рассмотреть в их докладах вопрос об
    отнесении ВИЧ/СПИДа к их конкретным мандатам и учитывать этот фактор в их работе.

  2. В этой связи одним из позитивных и достойных подражания примеров являются
    ежегодные доклады Специального представителя Генерального секретаря в Камбодже судьи
    Майкла Кирби. В своем последнем докладе Комиссии (E/CN.4/1995/87 и Add.l)
    Специальный представитель рекомендовал в связи с осуществлением в полной мере права на
    охрану здоровья уделять первостепенное внимание распространению информации и
    обеспечению защиты от распространения ВИЧ/СПИДа среди населения Камбоджи, и в
    частности среди женщин и таких групп риска, как лица, занятые в индустрии секса,
    военнослужащие и сотрудники полиции. Кроме того, Специальный докладчик внес ряд
    конструктивных и весьма конкретных предложений, включая, в частности, предложение об
    организации бесплатного обследования на предмет обнаружения возможного заражения ВИЧ
    или венерическими болезнями, с обеспечением конфиденциальности и консультативных
    услуг; предложение о разработке правил, регулирующих использование игл для инъекций;
    предложение об усилении роли средств массовой информации и других коммуникативных
    средств в распространении информации о ВИЧ/СПИДе; и предложение о сборе и
    мониторинге накапливаемой эмпирическим путем информации в таких областях, как
    обследование на ВИЧ военнослужащих и снабжение донорской кровью.




  1. 9. Доклад Специального представителя Генерального секретаря в Камбодже является
    конкретным примером, следуя которому специальные докладчики и представители могут
    учитывать аспекты, касающиеся прав человека и ВИЧ/СПИДа, при осуществлении своих
    мандатов.

  2. 0. Кроме того, Комиссия призвала также Подкомиссию постоянно держать в поле зрения
    вопрос о связанной со СПИДом дискриминации при рассмотрении всех соответствующих
    пунктов повестки дня, а также в деятельности ее соответствующих рабочих групп и
    специальных докладчиков. Как отметил Исполнительный директор ЮНЭЙДС в своем
    выступлении на сорок седьмой сессии Подкомиссии, последняя играет важную роль в
    разработке нормативных вопросов, связанных с ВИЧ/СПИДом. Так, например, как
    Подкомиссия, так и Комиссия подтвердили, что в соответствии с международным правом
    запрещена дискриминация по признаку "или иного положения", под которым понимается
    также состояние здоровья, включая ВИЧ/СПИД. В том же выступлении было высказано

E/CN.4/1996/44 page 18

предложение более подробно рассмотреть характер обязательств государств по защите людей от дискриминации со стороны частных структур и лиц, поскольку именно в этом контексте чаще всего имеют место случаи дискриминации, связанной с ВИЧ/СПИДом. Подкомиссия могла бы также, в рамках своего мандата, глубже изучить вопрос о сфере охвата и применении действующих в области здравоохранения ограничений прав человека, основываясь, в частности, на итогах Международной консультации по правам человека и СПИДу, организованной Центром по правам человека в июле 198 9 года 12/.



  1. В своем сообщении, направленном в ответ на просьбу Генерального секретаря о
    представлении информации, ПРООН подчеркнула, что органам, специальным докладчикам
    и представителям, следящим за соблюдением договоров по правам человека, необходимо
    понять характер эпидемии и факторы, предопределяющие заинтересованность общественного
    здравоохранения в уважении прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом. Поэтому ПРООН
    предложила сделать контроль за соблюдением стандартов в области прав человека в связи с
    ВИЧ/СПИДом составной частью работы как договорных, так и иных механизмов. Такое
    наблюдение будет наиболее эффективным, если оно будет дополнено на национальном
    уровне реализацией программы широкого технического сотрудничества в области
    просвещения по вопросам прав человека.

  2. ПРООН также рекомендовала учитывать в качестве неотъемлемого составного элемента
    последствия нынешнего и прогнозируемого воздействия эпидемии ВИЧ/СПИДа в программах
    технического сотрудничества и консультативного обслуживания в области прав человека на
    начальных стадиях оценки потребностей, а также в рамках разработки программ и
    мероприятий по оказанию поддержки.

  3. В этой связи и для того, чтобы деятельность Центра по правам человека в области
    ВИЧ/СПИДа в полной мере дополняла мероприятия ЮНЭЙДС, как ВОЗ, так и ПРООН
    рекомендовали выделить ресурсы для создания финансируемого адекватным образом
    координационного центра по проблемам ВИЧ/СПИДа, укомплектованного штатными
    квалифицированными и опытными сотрудниками. Кроме того, в своем сообщении
    программа ПРООН по проблемам ВИЧ и развития высказала мнение о том, что с учетом
    характера и чрезвычайной опасности, возникающей вследствие пандемии ВИЧ, а также
    особой важности аспектов прав человека для принятия эффективных и адекватных ответных
    мер целесообразно рассмотреть вопрос о назначении специального докладчика по проблемам
    ВИЧ/СПИДа для подготовки докладов о масштабах нарушений соответствующих прав и
    мерах, которые необходимо принять.

6 4 . Другой важный метод обеспечения постоянного наблюдения за уважением прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом на международном уровне заключается в том, чтобы дать неправительственным организациям, действующим в области прав человека, и организациям по поддержке больных СПИДом, возможность представлять информацию по связанным с ВИЧ/СПИДом аспектам прав человека в соответствующие органы Организации Объединенных Наций по правам человека. С этой целью Глобальная программа ВОЗ по СПИДу готовит для организаций по поддержке больных СПИДом руководство, которое,

E/CN.4/1996/44 page 19

следует надеяться, расширит возможности этих организаций, для того чтобы они эффективно защищали на международном уровне права человека лиц, инфицированных ВИЧ, и помогали соответствующим механизмам Организации Объединенных Наций по правам человека быть постоянно в курсе этих проблем и сохранять их в поле зрения. ВОЗ также помогла лицам, инфицированным ВИЧ/СПИДом, принять участие в сессии Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, и эта работа будет продолжена в рамках ЮНЭЙДС.

E/CN.4/1996/44 page 2 0



III. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С ВИЧ/СПИДОМ

  1. На своей пятьдесят первой сессии Комиссия по правам человека в резолюции 19 95/44
    просила Верховного комиссара по правам человека совместно с Центром по правам человека
    и в сотрудничестве с объединенной и совместно организованной программой Организации
    Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, неправительственными организациями и другими
    организациями, действующими в этой области, осуществить задачу разработки руководящих
    принципов по обеспечению уважения и защиты прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом и
    изучить в этой связи возможность организации второй международной консультации
    экспертов по правам человека и СПИДу. Генеральному секретарю было предложено
    представить на пятьдесят второй сессии Комиссии доклад о ходе работы по подготовке этих
    руководящих принципов.

  2. В основе призыва к разработке таких принципов лежит рекомендация из доклада,
    представленного Генеральным секретарем пятьдесят первой сессии Комиссии (E/CN.4/

1995/4 5, пункт 135), которая гласит, что "разработка таких руководящих положений и принципов могла бы обеспечить создание международного механизма для обсуждения правозащитных соображений на национальном, региональном и международном уровнях, с тем чтобы прийти к более широкому пониманию сложной взаимосвязи, существующей между необходимостью борьбы с ВИЧ/СПИДом с точки зрения общественного здравоохранения и с точки зрения защиты прав человека. В частности, правительства могли бы использовать руководящие положения, четко указывающие способы применения правозащитных норм в области ВИЧ/СПИДа, и конкретные меры, которые следует принять как в области законодательства, так и на практике".

  1. В этой связи представитель ВОЗ в своем выступлении на пятьдесят первой сессии
    Комиссии поддержал рекомендацию о разработке руководящих принципов, поскольку,
    несмотря на обилие международных правозащитных норм, их конкретное применение к
    проблемам ВИЧ/СПИДа понимают и осуществляют на практике немногие. Поэтому крайне
    важно, чтобы государства получили более конкретные руководящие указания и стимулы в
    своей деятельности по борьбе против связанной с ВИЧ/СПИДом дискриминации, которая
    является нарушением прав человека.

  2. Как явствует из ответа программы ПРООН по проблемам ВИЧ и развития, эта
    организация предусматривает, что руководящие принципы будут направлены на оказание
    помощи правительствам в переходе от широкой концепции прав человека в существующих
    стандартах к разработке конкретной политики по решению таких связанных с ВИЧ/СПИДом
    проблем, как дискриминация в сфере найма на работу и в жилищном секторе, доступ к
    медицинскому обслуживанию и обеспечение конфиденциальности. Кроме того, отмечалось,
    что в руководящих положениях следует не ограничиваться общим подтверждением таких
    принципов международного права, как свобода передвижения и свобода от дискриминации,

а уделить основное внимание процессу разработки политики с акцентом на принципы "интеграции" и "уважения". По мнению ПРООН, в руководящих принципах следует

E/CN.4/1996/44 page 21

также ясно сформулировать необходимость для общественного здравоохранения добиваться уважения всех прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом.

6 9. Следует отметить, что на консультации экспертов по СПИДу и правам человека, организованной Центром по правам человека и Глобальной программой ВОЗ в июле 198 9 года, было предложено разработать руководящие принципы, направленные на оказание помощи директивным и иным органам в соблюдении международных правозащитных стандартов, касающихся законодательства, административной практики и политики

70. Следуя рекомендациям упомянутой консультации и Комиссии, Верховный комиссар по
правам человека вступил в диалог с Исполнительным директором ЮНЭЙДС с целью
организации второй международной консультации экспертов по правам человека и
ВИЧ/СПИДу для разработки руководящих принципов в области прав человека и
ВИЧ/СПИДу. Для организации такой консультации, запланированной на середину

19 96 года, был проведен ряд технических подготовительных заседаний с участием представителей Центра по правам человека, Глобальной программы ВОЗ и ЮНЭЙДС.



  1. Было решено, что основной целью второй консультации будет разработка и принятие
    руководящих принципов, касающихся содействия уважению и защите прав человека в связи
    с ВИЧ/СПИДом. Разработка таких руководящих принципов должна проводиться на основе
    как можно более широких консультаций со всеми соответствующими слоями общества и
    обстоятельного обмена мнениями. В этой связи в своем ответе ПРООН призвала привлечь
    к процессу разработки руководящих принципов лиц, инфицированных ВИЧ/больных
    СПИДом, и другие наиболее подверженные группы населения. Лишь при условии
    полноправного участия таких групп в процессе разработки политики предпринимаемые
    усилия будут продуктивными и эффективными.

  2. Соответственно ПРООН сделала вывод о том, что для обеспечения максимальной
    степени актуальности и эффективности второй международной консультации экспертов по
    правам человека и ВИЧ/СПИДу на подготовительных заседаниях и на самой
    консультативной встрече должны быть представлены и заслушаны лица, инфицированные
    ВИЧ/больные СПИДом, и другие подвергающиеся риску группы. Кроме того, ПРООН
    рекомендовала рассмотреть на консультации экспертов вопрос о влиянии всех форм
    нарушений прав человека на возможности отдельных лиц и сообщества людей
    предпринимать эффективные меры по борьбе против пандемии.

  3. С учетом сказанного выше предусматривается, что цель руководящих принципов будет
    заключаться в предоставлении правительствам и иным организациям и лицам:

а) общих принципов, изложенных в международных договорах по правам человека, которые должны направлять борьбу против ВИЧ/СПИДа, включая разработку и осуществление связанного с ВИЧ/СПИДом законодательства, политики и практики; а также

E/CN.4/1996/44 page 22



b) описательных рамок для осуществления конкретных, позитивных и целенаправленных стратегий и мер для содействия уважению и защиты прав человека и этических норм в связи с ВИЧ/СПИДом.

  1. В свете сказанного выше было определено, что руководящие принципы предназначены
    в основном для государственных законодательных, исполнительных и распорядительных
    органов, а также для сотрудников национальных программ по борьбе против СПИДа и
    таких соответствующих правительственных ведомств и министерств, как министерства
    здравоохранения, образования и внутренних дел. Руководящими принципами должны
    также пользоваться неправительственные организации, занимающиеся вопросами
    ВИЧ/СПИДа и прав человека, объединения лиц, инфицированных ВИЧ/больных СПИДом,
    структуры по правовым и этическим нормам, касающимся ВИЧ/СПИДа, и работники
    сферы образования.

  2. В сообщении, полученном от неправительственной организации "Паке Романа",
    содержатся некоторые конкретные предложения о принятии на национальном уровне
    ориентированных на профилактическую работу мер, которые следует учесть при разработке
    руководящих принципов. Этот документ будет распространен на консультативной встрече
    экспертов. Аналогичным образом Пномпеньская декларация "Женщины и права человека и
    проблема ВИЧ/СПИДа", принятая в ноябре 1994 года на конференции, организованной
    Азиатским советом по правам человека женщин, содержит некоторые полезные и
    конкретные предложения о налаживании сотрудничества на национальном уровне между
    правительствами и общественными организациями в решении проблем прав человека в связи
    с ВИЧ/СПИДом и будет также распространена среди участников консультативной встречи.

  1. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ А.

Разработка правозащитного компонента в рамках ЮНЭЙДС

  1. С удовлетворением следует отметить, что основные принципы содействия уважению и
    защиты прав человека и недискриминации были, как представляется, должным образом
    учтены в большинстве разделов стратегического плана ЮНЭЙДС на 1996-2000 годы.
    Кроме того, программные элементы, определенные в бюджете по программе, дают
    определенное представление о тех конкретных и целенаправленных мероприятиях, которые
    ЮНЭЙДС намерена осуществить как на глобальном, так и национальном уровнях для
    обеспечения того, чтобы содействие уважению и защиты прав человека стало неотъемлемой
    составной частью ее стратегии.

  2. Естественно, следует по-прежнему внимательно следить за практическим
    осуществлением этих принципов и предложенных мероприятий во всех сферах деятельности,
    осуществляемой в рамках ЮНЭЙДС. При этом настоятельно рекомендуется, чтобы в
    целях содействия осуществлению принципов ЮНЭЙДС приняла все меры для учреждения
    координационного центра по правам человека в рамках ее секретариата. Этот
    координационный центр в прямом сотрудничестве с Верховным комиссаром по правам

E/CN.4/1996/44 page 23

человека и Центром по правам человека будет способствовать обеспечению "этической адекватности" всех направлений политики и программ ЮНЭЙДС и участию ЮНЭЙДС в качестве активного защитника прав лиц, инфицированных ВИЧ/больных СПИДом, в массовых информационно-пропагандистских кампаниях, направленных на ликвидацию дискриминации и уважение всех прав человека.



  1. Поэтому ЮНЭЙДС предлагается обеспечить достаточные как финансовые, так и
    людские ресурсы для осуществления, в частности, мероприятий, направленных на развитие
    структур по правозащитным, этическим и юридическим вопросам. В этой связи
    рекомендуется организовать подготовку всех кадров, включая консультантов национальных
    программ и членов тематических групп, по вопросам уважения прав человека и соблюдения
    этических норм. Это будет содействовать учету связанных с ВИЧ/СПИДом аспектов прав
    человека при осуществлении деятельности в рамках тематических групп и национальных
    программ по борьбе против СПИДа. В этом контексте ЮНЭЙДС могла бы через
    посредство тематической группы по ВИЧ/СПИДу и заинтересованной страны, запрашивать
    помощь Центра по правам человека в области технического сотрудничества и
    консультативного обслуживания.

  2. ЮНЭЙДС могла бы также собрать опыт "партнерства/контактов в области прав
    человека" на международном, национальном и общинном уровнях и использовать его в
    своей деятельности по наблюдению, оказанию услуг и общей поддержке. Для решения
    этой задачи настоятельно рекомендуется наладить сотрудничество с правозащитными
    механизмами Организации Объединенных Наций, национальными учреждениями по правам
    человека и неправительственными организациями. Кроме того, важно, чтобы ЮНЭЙДС


    страница 1 страница 2 страница 3

Смотрите также: