страница 1 страница 2 | страница 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ Distr.
GENERAL
И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ E/CN.4/1996/44
22 December 1994
RUSSIAN
Original: ENGLISH
КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Пятьдесят вторая сессия
Пункт 9 а) предварительной повестки дня
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ И ПООЩРЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД, ВКЛЮЧАЯ ВОПРОС О ПРОГРАММЕ И МЕТОДАХ РАБОТЫ КОМИССИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ, ПУТИ И СРЕДСТВА СОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ЭФФЕКТИВНОМУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД
Доклад Генерального секретаря об обеспечении уважения
прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом, представленный
в соответствии с резолюцией 19 95/44 Комиссии
СОДЕРЖАНИЕ
Пункты Стр.
Введение 1-3 3
I. РАЗРАБОТКА ПРАВОЗАЩИТНОГО
КОМПОНЕНТА В РАМКАХ ЮНЭЙДС 4-33 3
GE.96-10176 (R)
E/CN.4/1996/44 page 2
СОДЕРЖАНИЕ ( продолжение)
Пункты Стр.
II. МЕТОДЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО
34
|
- 64
|
11
|
39
|
- 51
|
12
|
52
|
- 64
|
15
|
ПОСТОЯННО ДЕРЖАТЬ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ВОПРОС
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С
ВИЧ/СПИДом
A. На национальном уровне
B. На международном уровне
III. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С
ВИЧ/СПИДом 65-75 19
IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 76-93 21
A. Разработка правозащитного компонента
в рамках ЮНЭЙДС 76-80 21
B. Методы, с помощью которых можно постоянно
держать в поле зрения вопрос о защите прав
человека в связи с ВИЧ/СПИДом 81-89 22
C. Руководящие принципы по обеспечению уважения
прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом .... 90-93 24
E/CN.4/1996/44 page 3
Введение
1. Настоящий доклад подготовлен в соответствии с резолюцией 19 95/44 Комиссии по правам человека, озаглавленной "Защита прав человека в связи с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД)", от 3 марта 19 95 года, в которой Комиссия просила Генерального секретаря провести консультации с правительствами, соответствующими органами системы Организации Объединенных Наций, специализированными учреждениями и неправительственными организациями, с тем чтобы продолжать держать в поле зрения вопрос о защите прав человека в связи с пандемией ВИЧ/СПИДа и подготовить для рассмотрения Комиссией на ее пятьдесят второй сессии доклад о ходе работы по разработке правозащитного компонента для включения в объединенную и совместно организованную программу Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу.
2 . В той же резолюции Комиссия просила Верховного комиссара по правам человека рассмотреть вопрос о соответствующих методах, с помощью которых можно было бы постоянно держать в поле зрения вопрос о защите прав человека в связи с пандемией ВИЧ/СПИДа, и совместно с Центром по правам человека и в сотрудничестве с объединенной и совместно организованной программой Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, неправительственными учреждениями и другими организациями в этой области осуществить задачу разработки руководящих принципов по обеспечению уважения и защиты прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом и изучить в этой связи возможность организации второй международной консультации экспертов по правам человека и СПИДу.
3. С учетом упомянутых выше просьб, высказанных Комиссией по правам человека, настоящий доклад разделен на три части. В первой главе рассматривается прогресс, достигнутый в области разработки правозащитного компонента для включения в план работы по объединенной программе Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) . Во второй части содержатся замечания, информация и материалы, полученные Генеральным секретарем от правительств, соответствующих органов системы Организации Объединенных Наций, специализированных учреждений и неправительственных организаций, по вопросу о том, как продолжать держать в поле зрения вопрос о защите прав человека в связи с пандемией ВИЧ/СПИДа. В третьей главе доклада рассматривается вопрос о разработке руководящих принципов по обеспечению уважения и защиты прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом.
I. РАЗРАБОТКА ПРАВОЗАЩИТНОГО КОМПОНЕНТА В РАМКАХ ЮНЭЙДС
4 . Комиссия по правам человека и Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств внимательно следят за учреждением, в соответствии с резолюцией WHA4 б. 37 Всемирной ассамблеи здравоохранения и резолюцией ЕВ93.R5 Исполнительного комитета ВОЗ, объединенной программы Организации Объединенных
E/CN.4/1996/44 page 4
Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), которая, как запланировано, должна начать в полной мере функционировать с 1 января 1996 года.
-
В основу этой программы были положены такие соображения, как необходимость
улучшения координации борьбы против эпидемии, ее неотложный и глобальный характер,
ее сложные социально-экономические и культурные аспекты, отрицание и успокоенность, с
которыми до сих пор относятся к проблеме ВИЧ, распространение вируса и, в не меньшей
степени, дискриминация и нарушения прав человека лиц, инфицированных ВИЧ/больных
СПИДом.
-
Комиссия и ее Подкомиссия приветствовали прогресс в разработке программы, но в
то же время неоднократно призывали включить аспекты прав человека в стратегии
осуществления новой программы. В этой связи Подкомиссия в своей резолюции 19 93/31
просила Генерального секретаря представить на ее сорок шестой сессии доклад о мерах,
принятых в системе Организации Объединенных Наций в связи с возможным учреждением
объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу.
-
В докладе, представленном Генеральным секретарем Подкомиссии (E/CN.4/Sub.2/
19 94/8) , отмечалось, что на том раннем этапе разработки программы в ней еще не
прослеживалась четкая правозащитная направленность. В то же время было признано, что
для любой эффективной стратегии борьбы против ВИЧ/СПИДа важнейшее значение имеет
необходимость поощрения уважения прав человека, этических и правовых норм.
Соблюдение прав человека, этических и правовых норм необходимо как для снижения
уровня подверженности инфекции, так и для решения проблем, возникающих после
заражения ВИЧ/заболевания СПИДом. В докладе Генерального секретаря Подкомиссии,
Комиссии и Центру по правам человека рекомендуется рассмотреть вопрос о внесении
предложений относительно включения действенного правозащитного компонента в
объединенную и совместно организуемую программу по ВИЧ/СПИДу.
8 . В свете вышеизложенного можно приветствовать недавнее позитивное высказывание Исполнительного директора ЮНЭЙДС по вопросу о включении аспекта прав человека в ЮНЭЙДС: "В рамках своей просветительской деятельности ЮНЭЙДС должна постоянно учитывать аспекты прав человека при решении задач международного и национального характера" 1/. Исполнительный директор далее отметил, что "в рамках нашей деятельности по разработке стандартов и формулированию политики мы планируем рассмотреть многочисленные и постоянно меняющиеся юридические, этические и правозащитные проблемы, возникающие в связи с эпидемией. Единственным возможным ответом на распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа является ответ, основанный на этических нормах" 2/.
E/CN.4/1996/44 page 5
-
Верховный комиссар по правам человека поддерживал контакты с Исполнительным
директором ЮНЭЙДС для обсуждения возможных путей внесения Верховным комиссаром и
Центром по правам человека активного вклада в разработку правозащитного компонента в
рамках ЮНЭЙДС и с целью подготовки руководящих принципов, касающихся защиты прав
человека в связи с эпидемией.
-
Вопрос о включении такого правозащитного компонента в стратегический план работы
ЮНЭЙДС стоял также на повестке дня Межучрежденческой консультативной группы по
ВИЧ/СПИДу (МУКГ). На своем десятом совещании в апреле 1995 года МУКГ
обратилась к Исполнительному директору ЮНЭЙДС с просьбой принять во внимание, в
частности, предложение о включении действенного правозащитного компонента во все
стратегии и мероприятия по программе.
-
Для определения того, каким образом упомянутые выше заявления и рекомендации
можно осуществить на практике, в основу настоящего доклада были положены
стратегический план ЮНЭЙДС на 1996-2000 годы и предлагаемый бюджет по программе
на 1996-1997 годы - оба эти документа были утверждены и приняты Координационным
советом программы (КСП) ЮНЭЙДС в ноябре 1995 года. В стратегическом плане
излагаются подлежащие постоянному обзору основные направления деятельности по
программе на пятилетний период 1996-2000 годов, в рамках которых были ясно
определены две приоритетные программные задачи ЮНЭЙДС:
-
укрепление и поддержание потенциала стран по активизации борьбы против
В ИЧ/СПИДа,-
-
разработка, пропаганда и осуществление "наилучшей международной практики"
принятия наиболее эффективных мер по решению проблем ВИЧ/СПИДа.
12. Как указано в документе о бюджете по программе, разработка, пропаганда и
осуществление "наилучшей международной практики" охватывают принципы, политику,
стратегии и виды деятельности, которые с учетом коллективного международного опыта
признаны наиболее эффективными методами борьбы против ВИЧ/СПИДа. Помимо двух
приоритетных программных задач, были определены следующие четыре "глобальные цели в
рамках борьбы против ВИЧ/СПИДа" :
a) борьба с распространением ВИЧ и заболеваний, передаваемых половым путем
(ЗПП) ;
-
повышение качества и доступности лечения, обслуживания и поддержки лиц,
инфицированных ВИЧ/больных СПИДом;
-
снижение уровня индивидуальной и коллективной подверженности ВИЧ-инфекции
и СПИДу;
E/CN.4/1996/44 page 6
d) уменьшение негативного воздействия ВИЧ/СПИДа на состояние здоровья, уровень жизни и благосостояние отдельных лиц и общин.
-
Хотя в этих четырех целях, касающихся борьбы против ВИЧ/СПИДа, прямо не
упоминается о защите и поощрении прав человека, следует с удовлетворением отметить,
что с учетом сложной взаимозависимости между эпидемией и аспектами развития прав
человека в стратегическом плане подчеркивается необходимость снижения уровня
подверженности этой инфекции и ослабления негативных последствий пандемии. В своем
выступлении на заседании Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите
меньшинств Исполнительный директор ЮНЭЙДС показал, какая связь существует между
отрицанием прав человека и подверженностью инфекции и последствиями заболевания.
-
Кроме того, следует с удовлетворением отметить, что один из семи программных
элементов деятельности ЮНЭЙДС в области "наилучшей международной практики" касается
"правительственных, правозащитных, юридических и этических систем". По этой статье
бюджета выделяется в общей сложности 3,7 млн. долл. США, что составляет 11 % от
общего объема бюджетных средств по разделу программы, касающемуся "наилучшей
международной практики" 3/ .
-
Далее стратегический план предусматривает принятие международным сообществом
более активных межсекторальных и адекватных мер, увязывание профилактики с уходом за
больными и их поддержкой, а также расширение возможностей отдельных лиц и общин по
решению проблем ВИЧ/СПИДа, причем все эти элементы являются ключевыми для
обеспечения защиты и поощрения прав человека и основных свобод в связи с
ВИЧ/СПИДом. Таким образом, следует также ясно понимать, что эффективная
реализация "четырех глобальных целей в рамках борьбы против ВИЧ/СПИДа" связана с
обеспечением уважения и поощрением всех прав человека в соответствующих контекстах.
-
В стратегическом плане справедливо подчеркивается также, что законодательство,
направленное на предотвращение дискриминации и остракизма и на защиту прав человека,
должно содействовать решению проблем, связанных с основными причинами и
последствиями эпидемии.
-
Говоря более конкретно, в стратегическом плане называется ряд основных ценностей
и принципов, которые должны стать частью концептуального фундамента ЮНЭЙДС и
направлять деятельность ЮНЭЙДС на повседневной основе. К этим принципам,
"покоящимся на все более широком консенсусе по кругу этических и правозащитных
проблем" 4/, относятся: долгосрочный характер принимаемых мер; техническая
осуществимость; упор на снижение подверженности; поддержка больных, а не
принуждение; участие и партнерство; автономность действий государств;
взаимодополняемость; и:
E/CN.4/1996/44 page 7
"Права человека. Каждый человек имеет право пользоваться всеми правами человека без какой-либо дискриминации, в том числе дискриминации, основанной на фактическом или предполагаемом инфицировании ВИЧ. Среди прав, имеющих важнейшее значение в связи с эпидемией ВИЧ/СПИДа, - право на образование, труд, здоровье, право на свободу передвижения, право на свободу, частную жизнь и самостоятельное определение характера своей половой жизни, право на равный доступ к информации и средствам предупреждения инфицирования, а также право на свободу от сексуального насилия и принуждения" 5/.
18. Можно приветствовать тот факт, что, как подчеркнуто в стратегическом плане и в документе о бюджете по программе, стратегия ЮНЭЙДС признает, что поощрение рациональной правительственной политики и защита прав человека имеют важнейшее значение для любой эффективной стратегии борьбы против ВИЧ/СПИДа и необходимы для снижения уровня подверженности инфекции, а также для создания благоприятных условий для людей, зараженных ВИЧ/больных СПИДом. В своих действиях по борьбе с ВИЧ/СПИДом директивные органы, общины, отдельные лица и исследователи должны руководствоваться соответствующими этическими принципами. Для обеспечения надлежащих прав уязвимых групп и защиты зараженных ВИЧ/больных СПИДом, а также для поддержки национальных программ борьбы против СПИДа необходима надлежащая правовая основа. Поэтому, как считается, крайне важно, чтобы ЮНЭЙДС использовала, в частности при определении, разработке и пропаганде "наилучшей международной практики", существующие международные стандарты в области прав человека в качестве основы, определяющей "адекватные с этической точки зрения" меры. В этой связи особое значение будут иметь руководящие принципы, о которых идет речь в разделе III.
19 . Кроме того, в рамках статьи бюджета, касающейся " правительственных, правозащитных, юридических и этических систем", ЮНЭЙДС будет:
-
поощрять правительственную политику, которая обеспечит правовые рамки,
способствующие принятию эффективных и с этической точки зрения адекватных мер по
борьбе против ВИЧ/СПИДа,-
-
содействовать уважению прав человека, необходимых для обеспечения защиты
мужчин, женщин и детей от инфекции ВИЧ;
-
содействовать уважению тех прав человека, которые необходимы для
уменьшения последствий пандемии ВИЧ/СПИДа,-
-
обеспечивать учет этических факторов при разработке политики, осуществлении
практических мер и проведении исследований;
E/CN.4/1996/44 page 8
e) содействовать устранению остракизма в отношении инфицированных ВИЧ/ больных СПИДом.
-
В предлагаемом бюджете по программе ЮНЭЙДС на 1996-1997 годы приводятся
примеры конкретных мероприятий, которые планируется осуществить по каждому из
перечисленных и подробно излагаемых выше направлений деятельности 6/.
-
Признано, что, хотя правительственная политика может и не содержать конкретного
раздела, посвященного борьбе против ВИЧ/СПИДа, на практике она может оказывать
значительное влияние на деятельность в этой области. ЮНЭЙДС стремится уяснить
воздействие этой политики, с тем чтобы влиять на нее посредством надлежащего
осуществления наиболее эффективных методов, просветительской и информационно-
пропагандистской деятельности. В этой связи в ЮНЭЙДС предусматривается, в частности,
проанализировать, каким образом законы, регулирующие супружеские, семейные и
имущественные отношения, а также отношения между мужчинами и женщинами, и
соответствующая практика влияют на профилактику заражения ВИЧ/заболевания СПИДом,
уход за больными и оказание им поддержки, и рассмотреть взаимовлияние практических
инициатив и эволюции распространения ВИЧ.
-
Как уже отмечалось, в стратегическом плане работы ЮНЭЙДС подчеркивается, что
необеспечение основных прав человека повышает уязвимость людей по отношению к
инфекции, поскольку в таком случае они, во-первых, не располагают знаниями и
средствами, позволяющими предотвратить инфицирование, и, во-вторых, не имеют
возможности принимать соответствующие меры. Поэтому ЮНЭЙДС объявила о своем
намерении уделять, при разработке "наилучшей международной практики", основное
внимание лицам, инфицированным ВИЧ/больным СПИДом, женщинам, молодежи,
этническим и сексуальным меньшинствам, лицам, находящимся в экономически
неблагоприятном положении, и иным уязвимым группам, что является важным фактором с
учетом того, что лица, принадлежащие к этим группам, зачастую становятся жертвами
двойной дискриминации в связи с ВИЧ/СПИДом.
-
В этом контексте ЮНЭЙДС предполагает содействовать совершенствованию
законодательства, услуг и образования, которые улучшат положение неблагополучных групп
населения, для обеспечения их соответствующих прав и сокращения масштабов
инфицирования, а также подготовить различные пропагандистские материалы о взаимосвязи
между правами человека, этическими нормами, законодательством и профилактикой
ВИЧ/СПИДа. Для поощрения равного доступа к образованию, информации, медицинскому
обслуживанию и средствам профилактики ЮНЭЙДС может рассмотреть также вопрос о
проведении исследований, направленных на выявление тех факторов, которые препятствуют
осуществлению всех прав человека и основных свобод лицами, инфицированными ВИЧ/
больными СПИДом.
E/CN.4/1996/44 page 9
2 4 . Что касается борьбы с остракизмом и дискриминацией в отношении лиц, инфицированных ВИЧ/больных СПИДом, то ЮНЭЙДС планирует разработать соответствующие показатели для контроля за положением дел в области прав человека и степенью дискриминации на национальном уровне в связи с эпидемией. Кроме того, ЮНЭЙДС взяла на себя твердое обязательство всемерно сотрудничать с правозащитными органами Организации Объединенных Наций и неправительственными организациями, действующими в области прав человека, для обеспечения включения вопросов, касающихся ВИЧ/СПИДа, в их соответствующие повестки дня.
-
В своей стратегии, направленной для обеспечения учета этических соображений при
разработке политики, осуществлении практических мер и проведении исследований,
ЮНЭЙДС подтвердила, что она будет на глобальном уровне определять и устанавливать
соответствующие этические критерии для тех научно-исследовательских проектов, в
организации которых она принимает участие. ЮНЭЙДС также отметила, что она изучает
возможность создания независимого совета по правам человека, этическим нормам и
законодательству, который оказывал бы ей консультативную помощь, как это было
предложено во Всемирный день борьбы против СПИДа 1 декабря 19 94 года на встрече на
высшем уровне по проблемам СПИДа в Париже 7/.
-
Наряду с этим работа ЮНЭЙДС в просветительской области, над повышением уровня
информированности и распространением соответствующих данных позволит ей играть
ведущую роль в поощрении прав человека и искоренении дискриминации в области
ВИЧ/СПИДа, если и в своей практической деятельности она будет неукоснительно
руководствоваться упомянутыми выше основополагающими ценностями.
-
На национальном уровне ЮНЭЙДС планирует вести активную деятельность, в
частности "в деле поощрения принятия политических обязательств, вовлечения всех
секторов, разработки политики и создания условий, способствующих расширению борьбы
против ВИЧ/СПИДа, особенно в связи с уважением прав человека и человеческого
достоинства, а также принятия эффективных мер с учетом специфики каждой страны" 8/..
Именно создание таких благоприятных условий на национальном и общином уровнях
способствует искоренению нарушений прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом.
-
Кроме того, ЮНЭЙДС будет оказывать помощь правительствам для более
эффективного решения возникающих юридических и этических проблем посредством
расширения их возможностей по учету этих факторов в их национальной политике.
ЮНЭЙДС будет также сотрудничать с неправительственными организациями, организациями
по поддержке больных СПИДом и с лицами, инфицированными ВИЧ, которые являются
ведущими выразителями интересов людей, пораженных этой болезнью. В этой связи
ЮНЭЙДС планирует поддержать учреждение подкомитетов по правовым и этическим нормам
в рамках национальных комитетов по борьбе против СПИДа и укрепить потенциал
национальных комитетов по контролю за соблюдением этических норм.
E/CN.4/1996/44 page 10
-
В целях искоренения остракизма в отношении инфицированных ВИЧ/больных СПИДом
ЮНЭЙДС намерена также поддерживать текущие исследования в области дискриминации,
остракизма и отрицания прав лиц, инфицированных ВИЧ/больных СПИДом, и будет
оказывать поддержку той просветительской деятельности, которую ведут объединения лиц,
инфицированных ВИЧ/больных СПИДом, в целях ликвидации остракизма и дискриминации.
-
Говоря в общем плане, крайне важно, чтобы, как было отмечено в стратегическом
плане, в рамках текущей деятельности по профилактике ВИЧ/СПИДа, уходу за больными
и исследованиям учитывались и имели определяющее значение аспекты прав человека и
этики. Кроме того, при оказании помощи в создании институциональных систем и
структур ЮНЭЙДС должна обеспечивать лицам, чьи права человека были нарушены в связи
с эпидемией ВИЧ/СПИДа, доступ к общинному органу по оказанию помощи или к
национальным механизмам, которые примут меры для надлежащего восстановления прав
таких лиц. В бюджете по программе ЮНЭЙДС предусматривается оказание практической
помощи подкомитетам по правовым и этическим нормам при национальных комитетах по
борьбе против СПИДа, а также соответственно правовым и деонтологическим структурам на
национальном уровне.
-
В стратегическом плане ЮНЭЙДС подчеркивается также, что эта программа стремится
не "создавать", а "оказывать влияние на формирование социальных, правовых и
экономических условий, которые содействуют искоренению дискриминации и остракизма, а
также поощряют социальную интеграцию лиц, инфицированных ВИЧ/больных
СПИДом" 9/, и "интеграцию аспектов, связанных с правами человека и запрещением дискриминации, в национальные и глобальные стратегии по борьбе против ВИЧ/СПИДа" 10/. Однако ЮНЭЙДС призвана вести более широкую деятельность, чем просто "оказание влияния" на создание условий для уважения прав человека и основных свобод, посредством эффективного и активного выполнения функций в области информационно-пропагандистской работы и контроля, чтобы сотрудничать с правительствами в целях создания и поддержания таких условий. Действительно, с тем чтобы все проводимые в рамках ЮНЭЙДС мероприятия конкретно способствовали созданию таких благоприятных условий, аспекты, связанные с уважением прав человека, должны быть интегрированы во все направления ее политики и деятельности на международном и национальном уровнях.
32. ЮНЭЙДС должна также стать форумом для обсуждения политических вопросов и
нахождения консенсуса по важным политическим и техническим проблемам, связанным с
ВИЧ/СПИДом. Важнейшее значение имеет роль ЮНЭЙДС в поощрении дискуссий и
переговоров, конечная цель которых заключается в нахождении приемлемых с этической
точки зрения решений и в разработке соответствующих стандартов в этих областях. Это
предполагает рассмотрение таких проблем, как ограничение свободы передвижения,
производство анализов, включая взятие проб на дому и у военнослужащих; этика
отношений с лицами, больными СПИДом, в процессе лечения и обследования;
E/CN.4/1996/44 page 11
конфиденциальность и информированное согласие; а также право инфицированных ВИЧ/больных СПИДом на половые отношения и зачатие детей и социально-правовой статус различных маргинальных групп в обществе.
33. Что касается контроля и оценки, то следует с удовлетворением отметить, что в
стратегическом плане ЮНЭЙДС говорится о продолжении деятельности по уточнению тех
касающихся профилактики и лечения показателей, которые были разработаны под эгидой
Глобальной программы по СПИДу Всемирной организации здравоохранения и, в частности,
о расширении перечня показателей для включения таких контекстуальных элементов,
считающихся важными для активизации мер по борьбе против данной болезни, как
взаимосвязь с развитием, нищетой, равенством, правами человека и образованием.
II. МЕТОДЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО ПОСТОЯННО ДЕРЖАТЬ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ВОПРОС О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С ВИЧ/СПИДом
-
В соответствии с пунктом 13 резолюции 1995/44 Комиссии Генеральный секретарь
направил 2 0 июля 19 95 года вербальную ноту всем правительствам, соответствующим
органам системы Организации Объединенных Наций, специализированным учреждениям и
неправительственным организациям с просьбой высказать замечания относительно методов и
средств, с помощью которых можно постоянно держать в поле зрения вопрос о защите
прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом.
-
В этой связи Генеральный секретарь хотел бы сообщить, что получены ответы от
правительств следующих стран: Анголы, Андорры, Аргентины, Армении, Бразилии,
Израиля, Испании, Кипра, Люксембурга, Марокко, Намибии, Нидерландов, Республики
Корея, Соломоновых Островов, Словакии, Турции, Узбекистана, Украины, Уругвая,
Филиппин, Хорватии, Швеции и Японии.
-
Получены также ответы от следующих органов и учреждений системы Организации
Объединенных Наций: Департамента по гуманитарным вопросам, Объединенной программы
Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, Европейской экономической комиссии,
Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна, Экономической и
социальной комиссии для Азии и Тихого океана, Конференции Организации Объединенных
Наций по торговле и развитию, Программы развития Организации Объединенных Наций,
Мировой продовольственной программы, Центра Организации Объединенных Наций по
населенным пунктам (Хабитат) , Продовольственной и сельскохозяйственной организации
Объединенных Наций, Всемирной организации здравоохранения, Международного валютного
фонда, Всемирной метеорологической организации, Международного фонда
сельскохозяйственного развития, Хельсинкского института по предупреждению преступности
и борьбе с ней, ассоциированного с Организацией Объединенных Наций, и Международной организации уголовной полиции.
E/CN.4/1996/44 page 12
3 7. Свои ответы представили также Организация американских государств, Европейская комиссия Европейских сообществ и Европейская комиссия по правам человека.
38. Кроме того, соответствующую информацию представили следующие неправительственные организации: Азиатский совет по правам человека женщин, Всемирная гуманитарная культурная ассоциация, Международное католическое бюро ребенка, Международный совет медицинских сестер, Международная ассоциация женщин-врачей и "Паке Романа" .
А. На национальном уровне
-
9. В связи с полученными ответами следует отметить, что несколько правительств и
организаций представили информацию по пунктам 2-7 резолюции 19 95/44 Комиссии, в
которых государствам предлагается, в частности, обеспечить, чтобы их законы, политика и
практика, в том числе касающиеся ВИЧ/СПИДа, соответствовали стандартам в области
прав человека; принять все необходимые меры, с тем чтобы лица, инфицированные ВИЧ
и больные СПИДом, могли в полной мере пользоваться гражданскими, политическими,
экономическими, социальными и культурными правами; активизировать усилия по
улучшению юридического, экономического и социального положения женщин, детей и
уязвимых групп; и принять необходимые информационно-просветительские меры в целях
содействия выработке сознательного и ответственного поведения.
-
0. Соответственно большинство полученных ответов касается мер, которые принимаются
на национальном уровне с целью искоренения дискриминации, а также поощрения
уважения и защиты прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом. Следует отметить, что уже
осуществляются или запланированы некоторые инициативы, рекомендованные Комиссией.
Ниже приводятся примеры таких мер, которые, согласно информации, представленной
правительствами, осуществляются на национальном уровне. Следует, однако, подчеркнуть,
что с учетом сравнительно малого количества полученных ответов изложенную ниже
информацию не следует обязательно рассматривать как свидетельство общей активизации
деятельности по защите прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом.
41. Как представляется, некоторые правительства считают, что в качестве приоритетной задачи необходимо внимательно проанализировать социальные и правовые условия, сложившиеся на национальном уровне, в целях создания "благоприятных условий" для обеспечения прав человека и основных свобод лиц, инфицированных ВИЧ/больных СПИДом. В этой связи следует отметить, что, говоря о соответствующем законодательстве, правительства сообщили о том, что проблема ВИЧ/СПИДа упоминается лишь в нормативных актах, касающихся общественного здравоохранения. Кроме того, большинство законов об общественном здравоохранении фактически устарели и/или не регламентируют надлежащим образом вопросы, касающиеся ВИЧ/СПИДа. Лишь несколько правительств пересмотрели на практике действующее законодательство в связи с ВИЧ/СПИДом и ввели в действие законодательные положения, направленные конкретно на защиту лиц, страдающих этой болезнью. Вместе с тем несколько правительств, включая
страница 1 страница 2 | страница 3
|