Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ





ЭКОНОМИЧЕСКИЙ Distr.

GENERAL

И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ E/CN.4/1996/44



22 December 1994

RUSSIAN


Original: ENGLISH

КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Пятьдесят вторая сессия

Пункт 9 а) предварительной повестки дня

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ И ПООЩРЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД, ВКЛЮЧАЯ ВОПРОС О ПРОГРАММЕ И МЕТОДАХ РАБОТЫ КОМИССИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ, ПУТИ И СРЕДСТВА СОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ЭФФЕКТИВНОМУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД



Доклад Генерального секретаря об обеспечении уважения

прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом, представленный

в соответствии с резолюцией 19 95/44 Комиссии

СОДЕРЖАНИЕ



Пункты Стр.
Введение 1-3 3

I. РАЗРАБОТКА ПРАВОЗАЩИТНОГО

КОМПОНЕНТА В РАМКАХ ЮНЭЙДС 4-33 3

GE.96-10176 (R)



E/CN.4/1996/44 page 2

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Пункты Стр.

II. МЕТОДЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО



34

- 64

11

39

- 51

12

52

- 64

15

ПОСТОЯННО ДЕРЖАТЬ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ВОПРОС
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С
ВИЧ/СПИДом

A. На национальном уровне

B. На международном уровне

III. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ


УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С
ВИЧ/СПИДом 65-75 19

IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 76-93 21

A. Разработка правозащитного компонента

в рамках ЮНЭЙДС 76-80 21

B. Методы, с помощью которых можно постоянно
держать в поле зрения вопрос о защите прав

человека в связи с ВИЧ/СПИДом 81-89 22

C. Руководящие принципы по обеспечению уважения

прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом .... 90-93 24



E/CN.4/1996/44 page 3

Введение

1. Настоящий доклад подготовлен в соответствии с резолюцией 19 95/44 Комиссии по правам человека, озаглавленной "Защита прав человека в связи с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД)", от 3 марта 19 95 года, в которой Комиссия просила Генерального секретаря провести консультации с правительствами, соответствующими органами системы Организации Объединенных Наций, специализированными учреждениями и неправительственными организациями, с тем чтобы продолжать держать в поле зрения вопрос о защите прав человека в связи с пандемией ВИЧ/СПИДа и подготовить для рассмотрения Комиссией на ее пятьдесят второй сессии доклад о ходе работы по разработке правозащитного компонента для включения в объединенную и совместно организованную программу Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу.

2 . В той же резолюции Комиссия просила Верховного комиссара по правам человека рассмотреть вопрос о соответствующих методах, с помощью которых можно было бы постоянно держать в поле зрения вопрос о защите прав человека в связи с пандемией ВИЧ/СПИДа, и совместно с Центром по правам человека и в сотрудничестве с объединенной и совместно организованной программой Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, неправительственными учреждениями и другими организациями в этой области осуществить задачу разработки руководящих принципов по обеспечению уважения и защиты прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом и изучить в этой связи возможность организации второй международной консультации экспертов по правам человека и СПИДу.

3. С учетом упомянутых выше просьб, высказанных Комиссией по правам человека, настоящий доклад разделен на три части. В первой главе рассматривается прогресс, достигнутый в области разработки правозащитного компонента для включения в план работы по объединенной программе Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) . Во второй части содержатся замечания, информация и материалы, полученные Генеральным секретарем от правительств, соответствующих органов системы Организации Объединенных Наций, специализированных учреждений и неправительственных организаций, по вопросу о том, как продолжать держать в поле зрения вопрос о защите прав человека в связи с пандемией ВИЧ/СПИДа. В третьей главе доклада рассматривается вопрос о разработке руководящих принципов по обеспечению уважения и защиты прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом.

I. РАЗРАБОТКА ПРАВОЗАЩИТНОГО КОМПОНЕНТА В РАМКАХ ЮНЭЙДС

4 . Комиссия по правам человека и Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств внимательно следят за учреждением, в соответствии с резолюцией WHA4 б. 37 Всемирной ассамблеи здравоохранения и резолюцией ЕВ93.R5 Исполнительного комитета ВОЗ, объединенной программы Организации Объединенных

E/CN.4/1996/44 page 4

Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), которая, как запланировано, должна начать в полной мере функционировать с 1 января 1996 года.



  1. В основу этой программы были положены такие соображения, как необходимость
    улучшения координации борьбы против эпидемии, ее неотложный и глобальный характер,
    ее сложные социально-экономические и культурные аспекты, отрицание и успокоенность, с
    которыми до сих пор относятся к проблеме ВИЧ, распространение вируса и, в не меньшей
    степени, дискриминация и нарушения прав человека лиц, инфицированных ВИЧ/больных
    СПИДом.

  2. Комиссия и ее Подкомиссия приветствовали прогресс в разработке программы, но в
    то же время неоднократно призывали включить аспекты прав человека в стратегии
    осуществления новой программы. В этой связи Подкомиссия в своей резолюции 19 93/31
    просила Генерального секретаря представить на ее сорок шестой сессии доклад о мерах,
    принятых в системе Организации Объединенных Наций в связи с возможным учреждением
    объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу.

  3. В докладе, представленном Генеральным секретарем Подкомиссии (E/CN.4/Sub.2/
    19 94/8) , отмечалось, что на том раннем этапе разработки программы в ней еще не
    прослеживалась четкая правозащитная направленность. В то же время было признано, что
    для любой эффективной стратегии борьбы против ВИЧ/СПИДа важнейшее значение имеет
    необходимость поощрения уважения прав человека, этических и правовых норм.
    Соблюдение прав человека, этических и правовых норм необходимо как для снижения
    уровня подверженности инфекции, так и для решения проблем, возникающих после
    заражения ВИЧ/заболевания СПИДом. В докладе Генерального секретаря Подкомиссии,
    Комиссии и Центру по правам человека рекомендуется рассмотреть вопрос о внесении
    предложений относительно включения действенного правозащитного компонента в
    объединенную и совместно организуемую программу по ВИЧ/СПИДу.

8 . В свете вышеизложенного можно приветствовать недавнее позитивное высказывание Исполнительного директора ЮНЭЙДС по вопросу о включении аспекта прав человека в ЮНЭЙДС: "В рамках своей просветительской деятельности ЮНЭЙДС должна постоянно учитывать аспекты прав человека при решении задач международного и национального характера" 1/. Исполнительный директор далее отметил, что "в рамках нашей деятельности по разработке стандартов и формулированию политики мы планируем рассмотреть многочисленные и постоянно меняющиеся юридические, этические и правозащитные проблемы, возникающие в связи с эпидемией. Единственным возможным ответом на распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа является ответ, основанный на этических нормах" 2/.

E/CN.4/1996/44 page 5



  1. Верховный комиссар по правам человека поддерживал контакты с Исполнительным
    директором ЮНЭЙДС для обсуждения возможных путей внесения Верховным комиссаром и
    Центром по правам человека активного вклада в разработку правозащитного компонента в
    рамках ЮНЭЙДС и с целью подготовки руководящих принципов, касающихся защиты прав
    человека в связи с эпидемией.

  2. Вопрос о включении такого правозащитного компонента в стратегический план работы
    ЮНЭЙДС стоял также на повестке дня Межучрежденческой консультативной группы по
    ВИЧ/СПИДу (МУКГ). На своем десятом совещании в апреле 1995 года МУКГ
    обратилась к Исполнительному директору ЮНЭЙДС с просьбой принять во внимание, в
    частности, предложение о включении действенного правозащитного компонента во все
    стратегии и мероприятия по программе.

  3. Для определения того, каким образом упомянутые выше заявления и рекомендации
    можно осуществить на практике, в основу настоящего доклада были положены
    стратегический план ЮНЭЙДС на 1996-2000 годы и предлагаемый бюджет по программе
    на 1996-1997 годы - оба эти документа были утверждены и приняты Координационным
    советом программы (КСП) ЮНЭЙДС в ноябре 1995 года. В стратегическом плане
    излагаются подлежащие постоянному обзору основные направления деятельности по
    программе на пятилетний период 1996-2000 годов, в рамках которых были ясно
    определены две приоритетные программные задачи ЮНЭЙДС:




  1. укрепление и поддержание потенциала стран по активизации борьбы против
    В ИЧ/СПИДа,-

  2. разработка, пропаганда и осуществление "наилучшей международной практики"
    принятия наиболее эффективных мер по решению проблем ВИЧ/СПИДа.

12. Как указано в документе о бюджете по программе, разработка, пропаганда и
осуществление "наилучшей международной практики" охватывают принципы, политику,
стратегии и виды деятельности, которые с учетом коллективного международного опыта
признаны наиболее эффективными методами борьбы против ВИЧ/СПИДа. Помимо двух
приоритетных программных задач, были определены следующие четыре "глобальные цели в
рамках борьбы против ВИЧ/СПИДа" :

a) борьба с распространением ВИЧ и заболеваний, передаваемых половым путем


(ЗПП) ;

  1. повышение качества и доступности лечения, обслуживания и поддержки лиц,
    инфицированных ВИЧ/больных СПИДом;

  2. снижение уровня индивидуальной и коллективной подверженности ВИЧ-инфекции
    и СПИДу;

E/CN.4/1996/44 page 6

d) уменьшение негативного воздействия ВИЧ/СПИДа на состояние здоровья, уровень жизни и благосостояние отдельных лиц и общин.



  1. Хотя в этих четырех целях, касающихся борьбы против ВИЧ/СПИДа, прямо не
    упоминается о защите и поощрении прав человека, следует с удовлетворением отметить,
    что с учетом сложной взаимозависимости между эпидемией и аспектами развития прав
    человека в стратегическом плане подчеркивается необходимость снижения уровня
    подверженности этой инфекции и ослабления негативных последствий пандемии. В своем
    выступлении на заседании Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите
    меньшинств Исполнительный директор ЮНЭЙДС показал, какая связь существует между
    отрицанием прав человека и подверженностью инфекции и последствиями заболевания.

  2. Кроме того, следует с удовлетворением отметить, что один из семи программных
    элементов деятельности ЮНЭЙДС в области "наилучшей международной практики" касается
    "правительственных, правозащитных, юридических и этических систем". По этой статье
    бюджета выделяется в общей сложности 3,7 млн. долл. США, что составляет 11 % от
    общего объема бюджетных средств по разделу программы, касающемуся "наилучшей
    международной практики" 3/ .

  3. Далее стратегический план предусматривает принятие международным сообществом
    более активных межсекторальных и адекватных мер, увязывание профилактики с уходом за
    больными и их поддержкой, а также расширение возможностей отдельных лиц и общин по
    решению проблем ВИЧ/СПИДа, причем все эти элементы являются ключевыми для
    обеспечения защиты и поощрения прав человека и основных свобод в связи с
    ВИЧ/СПИДом. Таким образом, следует также ясно понимать, что эффективная
    реализация "четырех глобальных целей в рамках борьбы против ВИЧ/СПИДа" связана с
    обеспечением уважения и поощрением всех прав человека в соответствующих контекстах.

  4. В стратегическом плане справедливо подчеркивается также, что законодательство,
    направленное на предотвращение дискриминации и остракизма и на защиту прав человека,
    должно содействовать решению проблем, связанных с основными причинами и
    последствиями эпидемии.

  5. Говоря более конкретно, в стратегическом плане называется ряд основных ценностей
    и принципов, которые должны стать частью концептуального фундамента ЮНЭЙДС и
    направлять деятельность ЮНЭЙДС на повседневной основе. К этим принципам,
    "покоящимся на все более широком консенсусе по кругу этических и правозащитных
    проблем" 4/, относятся: долгосрочный характер принимаемых мер; техническая
    осуществимость; упор на снижение подверженности; поддержка больных, а не
    принуждение; участие и партнерство; автономность действий государств;
    взаимодополняемость; и:

E/CN.4/1996/44 page 7

"Права человека. Каждый человек имеет право пользоваться всеми правами человека без какой-либо дискриминации, в том числе дискриминации, основанной на фактическом или предполагаемом инфицировании ВИЧ. Среди прав, имеющих важнейшее значение в связи с эпидемией ВИЧ/СПИДа, - право на образование, труд, здоровье, право на свободу передвижения, право на свободу, частную жизнь и самостоятельное определение характера своей половой жизни, право на равный доступ к информации и средствам предупреждения инфицирования, а также право на свободу от сексуального насилия и принуждения" 5/.

18. Можно приветствовать тот факт, что, как подчеркнуто в стратегическом плане и в документе о бюджете по программе, стратегия ЮНЭЙДС признает, что поощрение рациональной правительственной политики и защита прав человека имеют важнейшее значение для любой эффективной стратегии борьбы против ВИЧ/СПИДа и необходимы для снижения уровня подверженности инфекции, а также для создания благоприятных условий для людей, зараженных ВИЧ/больных СПИДом. В своих действиях по борьбе с ВИЧ/СПИДом директивные органы, общины, отдельные лица и исследователи должны руководствоваться соответствующими этическими принципами. Для обеспечения надлежащих прав уязвимых групп и защиты зараженных ВИЧ/больных СПИДом, а также для поддержки национальных программ борьбы против СПИДа необходима надлежащая правовая основа. Поэтому, как считается, крайне важно, чтобы ЮНЭЙДС использовала, в частности при определении, разработке и пропаганде "наилучшей международной практики", существующие международные стандарты в области прав человека в качестве основы, определяющей "адекватные с этической точки зрения" меры. В этой связи особое значение будут иметь руководящие принципы, о которых идет речь в разделе III.

19 . Кроме того, в рамках статьи бюджета, касающейся " правительственных, правозащитных, юридических и этических систем", ЮНЭЙДС будет:



  1. поощрять правительственную политику, которая обеспечит правовые рамки,
    способствующие принятию эффективных и с этической точки зрения адекватных мер по
    борьбе против ВИЧ/СПИДа,-

  2. содействовать уважению прав человека, необходимых для обеспечения защиты
    мужчин, женщин и детей от инфекции ВИЧ;

  3. содействовать уважению тех прав человека, которые необходимы для
    уменьшения последствий пандемии ВИЧ/СПИДа,-

  4. обеспечивать учет этических факторов при разработке политики, осуществлении
    практических мер и проведении исследований;

E/CN.4/1996/44 page 8

e) содействовать устранению остракизма в отношении инфицированных ВИЧ/ больных СПИДом.



  1. В предлагаемом бюджете по программе ЮНЭЙДС на 1996-1997 годы приводятся
    примеры конкретных мероприятий, которые планируется осуществить по каждому из
    перечисленных и подробно излагаемых выше направлений деятельности 6/.

  2. Признано, что, хотя правительственная политика может и не содержать конкретного
    раздела, посвященного борьбе против ВИЧ/СПИДа, на практике она может оказывать
    значительное влияние на деятельность в этой области. ЮНЭЙДС стремится уяснить
    воздействие этой политики, с тем чтобы влиять на нее посредством надлежащего
    осуществления наиболее эффективных методов, просветительской и информационно-
    пропагандистской деятельности. В этой связи в ЮНЭЙДС предусматривается, в частности,
    проанализировать, каким образом законы, регулирующие супружеские, семейные и
    имущественные отношения, а также отношения между мужчинами и женщинами, и
    соответствующая практика влияют на профилактику заражения ВИЧ/заболевания СПИДом,
    уход за больными и оказание им поддержки, и рассмотреть взаимовлияние практических
    инициатив и эволюции распространения ВИЧ.

  3. Как уже отмечалось, в стратегическом плане работы ЮНЭЙДС подчеркивается, что
    необеспечение основных прав человека повышает уязвимость людей по отношению к
    инфекции, поскольку в таком случае они, во-первых, не располагают знаниями и
    средствами, позволяющими предотвратить инфицирование, и, во-вторых, не имеют
    возможности принимать соответствующие меры. Поэтому ЮНЭЙДС объявила о своем
    намерении уделять, при разработке "наилучшей международной практики", основное
    внимание лицам, инфицированным ВИЧ/больным СПИДом, женщинам, молодежи,
    этническим и сексуальным меньшинствам, лицам, находящимся в экономически
    неблагоприятном положении, и иным уязвимым группам, что является важным фактором с
    учетом того, что лица, принадлежащие к этим группам, зачастую становятся жертвами
    двойной дискриминации в связи с ВИЧ/СПИДом.

  4. В этом контексте ЮНЭЙДС предполагает содействовать совершенствованию
    законодательства, услуг и образования, которые улучшат положение неблагополучных групп
    населения, для обеспечения их соответствующих прав и сокращения масштабов
    инфицирования, а также подготовить различные пропагандистские материалы о взаимосвязи
    между правами человека, этическими нормами, законодательством и профилактикой
    ВИЧ/СПИДа. Для поощрения равного доступа к образованию, информации, медицинскому
    обслуживанию и средствам профилактики ЮНЭЙДС может рассмотреть также вопрос о
    проведении исследований, направленных на выявление тех факторов, которые препятствуют
    осуществлению всех прав человека и основных свобод лицами, инфицированными ВИЧ/
    больными СПИДом.

E/CN.4/1996/44 page 9

2 4 . Что касается борьбы с остракизмом и дискриминацией в отношении лиц, инфицированных ВИЧ/больных СПИДом, то ЮНЭЙДС планирует разработать соответствующие показатели для контроля за положением дел в области прав человека и степенью дискриминации на национальном уровне в связи с эпидемией. Кроме того, ЮНЭЙДС взяла на себя твердое обязательство всемерно сотрудничать с правозащитными органами Организации Объединенных Наций и неправительственными организациями, действующими в области прав человека, для обеспечения включения вопросов, касающихся ВИЧ/СПИДа, в их соответствующие повестки дня.



  1. В своей стратегии, направленной для обеспечения учета этических соображений при
    разработке политики, осуществлении практических мер и проведении исследований,
    ЮНЭЙДС подтвердила, что она будет на глобальном уровне определять и устанавливать
    соответствующие этические критерии для тех научно-исследовательских проектов, в
    организации которых она принимает участие. ЮНЭЙДС также отметила, что она изучает
    возможность создания независимого совета по правам человека, этическим нормам и
    законодательству, который оказывал бы ей консультативную помощь, как это было
    предложено во Всемирный день борьбы против СПИДа 1 декабря 19 94 года на встрече на
    высшем уровне по проблемам СПИДа в Париже 7/.

  2. Наряду с этим работа ЮНЭЙДС в просветительской области, над повышением уровня
    информированности и распространением соответствующих данных позволит ей играть
    ведущую роль в поощрении прав человека и искоренении дискриминации в области
    ВИЧ/СПИДа, если и в своей практической деятельности она будет неукоснительно
    руководствоваться упомянутыми выше основополагающими ценностями.

  3. На национальном уровне ЮНЭЙДС планирует вести активную деятельность, в
    частности "в деле поощрения принятия политических обязательств, вовлечения всех
    секторов, разработки политики и создания условий, способствующих расширению борьбы
    против ВИЧ/СПИДа, особенно в связи с уважением прав человека и человеческого
    достоинства, а также принятия эффективных мер с учетом специфики каждой страны" 8/..
    Именно создание таких благоприятных условий на национальном и общином уровнях
    способствует искоренению нарушений прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом.

  4. Кроме того, ЮНЭЙДС будет оказывать помощь правительствам для более
    эффективного решения возникающих юридических и этических проблем посредством
    расширения их возможностей по учету этих факторов в их национальной политике.
    ЮНЭЙДС будет также сотрудничать с неправительственными организациями, организациями
    по поддержке больных СПИДом и с лицами, инфицированными ВИЧ, которые являются
    ведущими выразителями интересов людей, пораженных этой болезнью. В этой связи
    ЮНЭЙДС планирует поддержать учреждение подкомитетов по правовым и этическим нормам
    в рамках национальных комитетов по борьбе против СПИДа и укрепить потенциал
    национальных комитетов по контролю за соблюдением этических норм.

E/CN.4/1996/44 page 10

  1. В целях искоренения остракизма в отношении инфицированных ВИЧ/больных СПИДом
    ЮНЭЙДС намерена также поддерживать текущие исследования в области дискриминации,
    остракизма и отрицания прав лиц, инфицированных ВИЧ/больных СПИДом, и будет
    оказывать поддержку той просветительской деятельности, которую ведут объединения лиц,
    инфицированных ВИЧ/больных СПИДом, в целях ликвидации остракизма и дискриминации.

  2. Говоря в общем плане, крайне важно, чтобы, как было отмечено в стратегическом
    плане, в рамках текущей деятельности по профилактике ВИЧ/СПИДа, уходу за больными
    и исследованиям учитывались и имели определяющее значение аспекты прав человека и
    этики. Кроме того, при оказании помощи в создании институциональных систем и
    структур ЮНЭЙДС должна обеспечивать лицам, чьи права человека были нарушены в связи
    с эпидемией ВИЧ/СПИДа, доступ к общинному органу по оказанию помощи или к
    национальным механизмам, которые примут меры для надлежащего восстановления прав
    таких лиц. В бюджете по программе ЮНЭЙДС предусматривается оказание практической
    помощи подкомитетам по правовым и этическим нормам при национальных комитетах по
    борьбе против СПИДа, а также соответственно правовым и деонтологическим структурам на
    национальном уровне.

  3. В стратегическом плане ЮНЭЙДС подчеркивается также, что эта программа стремится
    не "создавать", а "оказывать влияние на формирование социальных, правовых и
    экономических условий, которые содействуют искоренению дискриминации и остракизма, а
    также поощряют социальную интеграцию лиц, инфицированных ВИЧ/больных

СПИДом" 9/, и "интеграцию аспектов, связанных с правами человека и запрещением дискриминации, в национальные и глобальные стратегии по борьбе против ВИЧ/СПИДа" 10/. Однако ЮНЭЙДС призвана вести более широкую деятельность, чем просто "оказание влияния" на создание условий для уважения прав человека и основных свобод, посредством эффективного и активного выполнения функций в области информационно-пропагандистской работы и контроля, чтобы сотрудничать с правительствами в целях создания и поддержания таких условий. Действительно, с тем чтобы все проводимые в рамках ЮНЭЙДС мероприятия конкретно способствовали созданию таких благоприятных условий, аспекты, связанные с уважением прав человека, должны быть интегрированы во все направления ее политики и деятельности на международном и национальном уровнях.

32. ЮНЭЙДС должна также стать форумом для обсуждения политических вопросов и


нахождения консенсуса по важным политическим и техническим проблемам, связанным с
ВИЧ/СПИДом. Важнейшее значение имеет роль ЮНЭЙДС в поощрении дискуссий и
переговоров, конечная цель которых заключается в нахождении приемлемых с этической
точки зрения решений и в разработке соответствующих стандартов в этих областях. Это
предполагает рассмотрение таких проблем, как ограничение свободы передвижения,
производство анализов, включая взятие проб на дому и у военнослужащих; этика
отношений с лицами, больными СПИДом, в процессе лечения и обследования;

E/CN.4/1996/44 page 11

конфиденциальность и информированное согласие; а также право инфицированных ВИЧ/больных СПИДом на половые отношения и зачатие детей и социально-правовой статус различных маргинальных групп в обществе.

33. Что касается контроля и оценки, то следует с удовлетворением отметить, что в


стратегическом плане ЮНЭЙДС говорится о продолжении деятельности по уточнению тех
касающихся профилактики и лечения показателей, которые были разработаны под эгидой
Глобальной программы по СПИДу Всемирной организации здравоохранения и, в частности,
о расширении перечня показателей для включения таких контекстуальных элементов,
считающихся важными для активизации мер по борьбе против данной болезни, как
взаимосвязь с развитием, нищетой, равенством, правами человека и образованием.

II. МЕТОДЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО ПОСТОЯННО ДЕРЖАТЬ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ВОПРОС О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С ВИЧ/СПИДом



  1. В соответствии с пунктом 13 резолюции 1995/44 Комиссии Генеральный секретарь
    направил 2 0 июля 19 95 года вербальную ноту всем правительствам, соответствующим
    органам системы Организации Объединенных Наций, специализированным учреждениям и
    неправительственным организациям с просьбой высказать замечания относительно методов и
    средств, с помощью которых можно постоянно держать в поле зрения вопрос о защите
    прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом.

  2. В этой связи Генеральный секретарь хотел бы сообщить, что получены ответы от
    правительств следующих стран: Анголы, Андорры, Аргентины, Армении, Бразилии,
    Израиля, Испании, Кипра, Люксембурга, Марокко, Намибии, Нидерландов, Республики
    Корея, Соломоновых Островов, Словакии, Турции, Узбекистана, Украины, Уругвая,
    Филиппин, Хорватии, Швеции и Японии.

  3. Получены также ответы от следующих органов и учреждений системы Организации
    Объединенных Наций: Департамента по гуманитарным вопросам, Объединенной программы
    Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, Европейской экономической комиссии,
    Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна, Экономической и
    социальной комиссии для Азии и Тихого океана, Конференции Организации Объединенных
    Наций по торговле и развитию, Программы развития Организации Объединенных Наций,
    Мировой продовольственной программы, Центра Организации Объединенных Наций по
    населенным пунктам (Хабитат) , Продовольственной и сельскохозяйственной организации
    Объединенных Наций, Всемирной организации здравоохранения, Международного валютного
    фонда, Всемирной метеорологической организации, Международного фонда
    сельскохозяйственного развития, Хельсинкского института по предупреждению преступности

и борьбе с ней, ассоциированного с Организацией Объединенных Наций, и Международной организации уголовной полиции.

E/CN.4/1996/44 page 12

3 7. Свои ответы представили также Организация американских государств, Европейская комиссия Европейских сообществ и Европейская комиссия по правам человека.

38. Кроме того, соответствующую информацию представили следующие неправительственные организации: Азиатский совет по правам человека женщин, Всемирная гуманитарная культурная ассоциация, Международное католическое бюро ребенка, Международный совет медицинских сестер, Международная ассоциация женщин-врачей и "Паке Романа" .

А. На национальном уровне


  1. 9. В связи с полученными ответами следует отметить, что несколько правительств и
    организаций представили информацию по пунктам 2-7 резолюции 19 95/44 Комиссии, в
    которых государствам предлагается, в частности, обеспечить, чтобы их законы, политика и
    практика, в том числе касающиеся ВИЧ/СПИДа, соответствовали стандартам в области
    прав человека; принять все необходимые меры, с тем чтобы лица, инфицированные ВИЧ
    и больные СПИДом, могли в полной мере пользоваться гражданскими, политическими,
    экономическими, социальными и культурными правами; активизировать усилия по
    улучшению юридического, экономического и социального положения женщин, детей и
    уязвимых групп; и принять необходимые информационно-просветительские меры в целях
    содействия выработке сознательного и ответственного поведения.

  2. 0. Соответственно большинство полученных ответов касается мер, которые принимаются
    на национальном уровне с целью искоренения дискриминации, а также поощрения
    уважения и защиты прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом. Следует отметить, что уже
    осуществляются или запланированы некоторые инициативы, рекомендованные Комиссией.
    Ниже приводятся примеры таких мер, которые, согласно информации, представленной
    правительствами, осуществляются на национальном уровне. Следует, однако, подчеркнуть,
    что с учетом сравнительно малого количества полученных ответов изложенную ниже
    информацию не следует обязательно рассматривать как свидетельство общей активизации
    деятельности по защите прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом.

41. Как представляется, некоторые правительства считают, что в качестве приоритетной задачи необходимо внимательно проанализировать социальные и правовые условия, сложившиеся на национальном уровне, в целях создания "благоприятных условий" для обеспечения прав человека и основных свобод лиц, инфицированных ВИЧ/больных СПИДом. В этой связи следует отметить, что, говоря о соответствующем законодательстве, правительства сообщили о том, что проблема ВИЧ/СПИДа упоминается лишь в нормативных актах, касающихся общественного здравоохранения. Кроме того, большинство законов об общественном здравоохранении фактически устарели и/или не регламентируют надлежащим образом вопросы, касающиеся ВИЧ/СПИДа. Лишь несколько правительств пересмотрели на практике действующее законодательство в связи с ВИЧ/СПИДом и ввели в действие законодательные положения, направленные конкретно на защиту лиц, страдающих этой болезнью. Вместе с тем несколько правительств, включая



страница 1 страница 2 | страница 3

Смотрите также: