Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8

2. Запрет на принуждение в принятии религии

Помимо Конституции и Закона "О свободе совести и религиозных организациях" международно-правовые нормы, регламентирующие свободу совести, имплементированы в ряде других законодательных актов Узбекистана, в частности в нормах Уголовного кодекса. В соответствии со статьей 145 УК, именуемой "Нарушение свободы совести", "Воспрепятствование законной деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до пяти лет либо исправительными работами до двух лет.

Вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, а равно обучение их религии вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих, наказывается штрафом от пятидесяти до семидесяти пяти минимальных размеров заработной платы или исправительными работами от двух до трех лет либо лишением свободы до трех лет. Религиозная деятельность, сопряженная с воспрепятствованием гражданам осуществлять свои гражданские права или исполнять гражданские обязанности, с принудительным взиманием сборов и обложением верующих либо применением мер, ущемляющих честь и достоинство личности, либо с принуждением в получении религиозного образования и при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или неисповеданию религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, а также организация проведения религиозных обрядов, повлекших причинение легких или средней тяжести телесных повреждений, наказывается штрафом от семидесяти пяти до ста минимальных размеров заработной платы или арестом до шести месяцев либо лишением свободы от трех до пяти лет". (В редакции Закона № 621- I от 1 мая 1998 года.)

Статья 156 УК также защищает права и свободы верующих: "Умышленные действия, унижающие национальную честь и достоинство, оскорбляющие чувства граждан в связи с их религиозным или атеистическим убеждением, совершенные с целью возбуждения вражды, нетерпимости или розни к группам населения по национальным, расовым, этническим или религиозным признакам, а равно прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ, в зависимости от их национальной, расовой, этнической принадлежности или отношения к религии, наказываются лишением свободы до пяти лет".

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 1 мая 1998 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" Уголовный Кодекс был дополнен статьей 202-1.

Склонение к участию в деятельности запрещенных в Республике Узбекистан общественных объединений и религиозных организаций, течений, сект влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров или административный арест до 15 суток. Редакция статей 240 и 241 УК изменена на следующую:

Статья 240. Нарушение законодательства о религиозных организациях: "Осуществление нелегальной религиозной деятельности, уклонение руководителей религиозных организаций от регистрации устава, организация и проведение служителями культа и членами религиозных организаций специальных детских и юношеских собраний, а также трудовых, литературных и иных кружков и групп, не имеющих отношения к отправлению культа, влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы или административный арест до пятнадцати суток".

Обращение верующих одних конфессий в другие (прозелитизм) и другая миссионерская деятельность влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы или административный арест до пятнадцати суток.

Статья 241 выглядит в новой редакции следующим образом:

"Нарушение порядка преподавания религиозных вероучений, преподавание религиозных вероучений без специального религиозного образования и без разрешения центрального органа управления религиозной организации, а равно преподавание религиозных вероучений в частном порядке влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы или административный арест до пятнадцати суток".

Аналогичные нормы содержатся и в ряде других нормативных актов.

В Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан введена новая статья 12 "Обеспечение свободы совести осужденных", в соответствии с которой осужденным гарантируется свобода совести и они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

С целью повышения знаний сотрудников правоохранительных органов в области свободы совести в 2003 году в Ташкентском исламском университете прошли обучение 26 заместителей начальников учреждений по воспитательной работе и 67 сотрудников.

12 июня 2003 года состоялся объединенный "круглый стол" в рамках семинара "Межконфессиональный диалог - основа стабильности" и Проекта "Гражданский форум" на тему "Роль религии в обществе". Организаторами этого мероприятия выступили Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, Комитет по делам религии при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Центр изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр" и фонд имени Фридриха Эберта. В форуме приняли участие представители конфессий, государственных и общественных организаций, ученые специалисты, религиоведы, социологи, юристы, политологи.



Реализация свободы мысли и убеждений (статья 19)

В соответствии со статьей 29 Конституции Республики Узбекистан: "Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом. Свобода мнений и их выражения может быть ограничена законом по мотивам государственной или иной тайны".

Закрепляя право человека на свободу слова, Конституция гарантирует это право для каждого гражданина. Свобода слова, согласно Конституции, может быть ограничена законом только по мотивам государственной или иной тайны (статья 29).

В Республике Узбекистан приняты законы "О принципах и гарантиях свободы информации" от 12 декабря 2002 года и "О средствах массовой информации" от 26 декабря 1997 года. Статья 30 Конституции Республики Узбекистан обязывает государственные органы, общественные объединения и должностные лица обеспечивать возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы. Принятый Закон "О гарантиях и свободе доступа к информации" регулирует отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права каждого свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать, передавать и распространять информацию. Закон гарантирует каждому право доступа к информации. Государство защищает это право.

В защиту свободы слова, интересов, СМИ, прав журналистов создан Фонд поддержки демократизации СМИ, а при поддержке представительства Фонда Конрада Аденауэра в Узбекистане - Центр переподготовки журналистов.

С целью обсуждения проблем в области деятельности СМИ проводятся семинары и "круглые столы". В частности, 25 сентября 2003 года в Академии наук Республики Узбекистан состоялся семинар "Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения", организаторами которого являются Академия наук Республики Узбекистан, Центр изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр" совместно с Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.

Согласно результатам социологического исследования "Средства массовой информации в общественном мнении", проведенного в Узбекистане в 2003 году, для подавляющего большинства респондентов основным источником информации, посредством которого они узнают о внутренней жизни страны и о событиях в мире, является республиканское государственное ТВ. К нему регулярно обращается 93,0% из числа опрошенных граждан. Популярность других средств массовой информации существенно ниже. Так, государственные радиостанции служат важным источником информации для 22,4% опрошенных, республиканская пресса - для 35,9%.

В Узбекистане функционирует около 900 СМИ, из которых газет более чем 560, журналов - 165, информационных агентств - 4, телерадиовещательных - 70, средств электронно-информационной связи - более 100. В 1991 году данная цифра составляла 351, а в 2001 году - 784.

Печатные СМИ в Республике Узбекистан издаются на узбекском, русском, английском, казахском, таджикском, каракалпакском и корейском языках.

В республике существует и функционирует порядка 30 частных телестанций. Кроме того, в республике функционирует 10 частных FM -радиостанций, которые транслируют на узбекском, русском и английском языках.

С каждым годом в Узбекистане увеличивается число пользователей сети Интернет. Интернет становится все более доступным для населения страны. В настоящее время в Узбекистане насчитывается около 500 000 пользователей Интернет. В 2001 году данная цифра составляла 137 000 человек.

Запрет на пропаганду войны (статья 20)

1. Законы, запрещающие пропаганду войны

Конституция Республики Узбекистан, признавая в преамбуле приоритет общепризнанных норм международного права, в статье 17 определяет, что Узбекистан во внешней политике исходит из принципов равенства, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права. Эти положения развиваются в статье 57, в которой содержится запрет на создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, пропагандирующих войну.

Узбекистан выступил с инициативой объявить Центральную Азию зоной, свободной от ядерного оружия. Республика намерена и впредь оставаться безъядерной зоной, не вступать в агрессивные блоки и союзы, признает и намерена неуклонно соблюдать международные акты о правах человека, о ненападении, об отказе от применения силы и угрозы силой в решении спорных вопросов.

Следственная и судебная практика в Республике Узбекистан пока не знает случаев привлечения к уголовной ответственности осуждения за пропаганду войны.



2. Запрет на выступление в пользу национальной, расовой и религиозной ненависти

Согласно статье 156 "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды" Уголовного кодекса: "Умышленные действия, унижающие национальную честь и достоинство, оскорбляющие чувства граждан в связи с их религиозным или атеистическим убеждением, совершенные с целью возбуждения вражды, нетерпимости или розни к группам населения по национальным, расовым, этническим или религиозным признакам, равно прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ в зависимости от их национальной, расовой, этнической принадлежности или отношения к религии наказываются лишением свободы до пяти лет. Те же действия, совершенные: а) способом, опасным для жизни других лиц; b) с причинением тяжких телесных повреждений; с) с насильственным выселением граждан с мест их постоянного проживания; d) ответственным должностным лицом; е) по предварительному сговору или группой лиц, наказываются лишением свободы от пяти до десяти лет".



Таблица 9

Осуждённые за пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти (2000-2003 годы)




2000 год

2001 год

2002 год

2003 (первое полугодие)

Число осужденных

59

44

9

1


Свобода мирных собраний и основания их ограничения (статья 21)

Согласно статье 33 Конституции: "Граждане имеют право осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний и демонстраций в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Органы власти имеют право приостанавливать или запрещать проведение этих мероприятий только по обоснованным соображениям безопасности", также граждане Республики Узбекистан имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические партии, принимать участие в санкционированных массовых движениях, и при этом никто не имеет право ущемлять их права, как и права оппозиционного меньшинства. При запрещении проведения митингов и собраний должны представляться основания, согласно законодательству Республики Узбекистан.

В конституции и иных законодательных актах Республики Узбекистан не оговаривается право на забастовки как метод решения коллективных трудовых споров. В трудовом законодательстве приводится порядок разрешения трудовых споров. Индивидуальные трудовые споры разрешаются в соответствии с законодательством в комиссиях по трудовым спорам предприятий и судах.

Работнику предоставляется право выбора органа, в котором будет рассматриваться его спор с работодателем. При обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, работники освобождаются от уплаты судебных расходов.



Свобода ассоциаций (статья 22)

Статья 34 Конституции предоставляет право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях, а законы Республики Узбекистан "Об общественных объединениях" от 15 февраля 1991 года и "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" от 2 июля 1992 года конкретизируют эти права.

Общественные объединения - важнейшая составная часть гражданского общества. В Конституции Республики Узбекистан специальная глава - глава ХIII - посвящена общественным объединениям. Согласно статье 56 Конституции, "Общественными объединениями в Республике Узбекистан признаются профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов и молодежи, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан, зарегистрированные в установленном законом порядке".

Основными законодательными актами, регулирующими организацию и деятельность общественных объединений, являются: Конституция Республики Узбекистан (статьи 56-62); Закон "Об общественных объединениях в Республике Узбекистан" от 15 февраля 1991 года (с изменениями от 3 июля 1992 года и 25 апреля 1997 года); Закон "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" от 2 июля 1992 года; Закон "О политических партиях" от 26 декабря 1996 года.

В декабре 1996 года Олий Мажлисом Республики Узбекистан был принят Закон "О политических партиях", призванный регулировать порядок создания и деятельность политических партий. Хотя законодательством Республики Узбекистан используется понятие "общественное объединение", в последнее время все чаще употребляется также понятие "неправительственная организация". При этом следует отметить, что эти понятия содержательно являются тождественными. Если у нас традиционно используется понятие "общественное объединение", то в зарубежных развитых странах, а также в международных документах употребляется понятие "неправительственная организация".

Статья 34 Конституции предоставляет право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях, а законы Республика Узбекистан "Об общественных объединениях" от 15 февраля 1991 года и "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" от 2 июля 1992 года конкретизируют эти права.



В настоящее время в Республике Узбекистан существуют 14 профессиональных союзов, в структуру которых входят 180 профорганов областного, 559 профорганов районного уровня и 42 808 первичных профсоюзных организаций. Численность этих профсоюзов приведена в нижеследующей таблице.

Таблица 10

Основные профсоюзные организации и количество их членов

Наименование профсоюзов

Численность членов профсоюза

Профсоюз авиаработников

20415

Профсоюз работников автотранспорта и дорожного хозяйства

107986

Профсоюз работников агропромышленного комплекса

2856812

Профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания

263949

Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей

70684

Профсоюз работников здравоохранения

640207

Профсоюз работников культуры

95702

Профсоюз работников легкой, мебельной промышленности и коммунально-бытового обслуживания

361881

Профсоюз работников малого, среднего бизнеса, потребкооперации, торговли и частных предпринимателей

417921

Профсоюз работников металлургической и машиностроительной отраслей промышленности

121021

Профсоюз работников образования и науки

1367200

Профсоюз работников связи

52460

Профсоюз работников строительства и промышленности стройматериалов

110041

Профсоюз работников топливно-энергетической, геологической и химической промышленности

215054

Всего

6701333

Правительство Республики Узбекистан содействует созданию национальных представительств международных неправительственных организаций. В Узбекистане имеют свои представительства различные международные неправительственные организации и фонды, такие, как Корпус милосердия, ЮСАИД, Фонд Конрада Аденауэра, Фонд Евразия и ряд других.

В Республике Узбекистан зарегистрировано более 300 республиканских и международных неправительственных и свыше 4 000 местных общественных организаций. Самые крупные из них - "Соглом авлод учун", "Камолот", "Махалля", "Экосан", "Нуроний". В последнее время развиваются неправительственные правозащитные организации. Наиболее авторитетными и активными из них являются: Центр по изучению общественного мнения, Общество правовой помощи, Центр поддержки независимых кандидатов, Центр по изучению прав человека и гуманитарного права, Комитет по защите прав личности, Ассоциация деловых женщин, Ассоциация адвокатов, Ассоциация судей.

Желание и воля политического руководства Узбекистана способствовали налаживанию диалога между государственными структурами и неправительственными организациями. Ярким свидетельством этого является серия семинаров и тренингов по законодательным вопросам, мониторингу прав человека и написанию альтернативных отчетов и докладов по складывающейся ситуации. В целом с 2000 года число зарегистрированных НПО в Узбекистане выросло на 66%.

Таблица 11

Динамика роста числа НПО, ежегодно регистрируемых в Узбекистане


Год

1999

2000

2001

2002

2003 (шесть месяцев)

Число новых НПО

162

240

340

349

199

Совершенствуется правовая база НПО. Так, в 2003 году был принят Закон "Об общественных фондах". Подготовлена новая редакция Закона "Об общественных объединениях" и проект Закона "О благотворительных организациях".

Несмотря на достигнутый прогресс в сфере деятельности НПО, еще имеются определенные недостатки: малая самостоятельность НПО и их зависимость от иностранных

грантов, слабая координация деятельности НПО друг с другом и с правительственными организациями и т.д.



страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8

Смотрите также: