Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 ... страница 6 | страница 7
Комитет по правам человека, Первоначальный доклад, Таджикистан, CCPR/C/TJK/2004/1, 11 апреля 2005 г.

 

КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА



РАССМОТРЕНИЕ ДОКЛАДОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВАМИ-
УЧАСТНИКАМИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 40 ПАКТА

Первоначальный доклад

ТАДЖИКИСТАН*

[Язык оригинала: русский]


[19 июля 2004 года]

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН МЕЖДУНАРОДНОГО ПАКТА О ГРАЖДАНСКИХ


И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

Статья 1


1. Декларацией о независимости Республики Таджикистан, принятой Верховным советом страны 9 сентября 1991 года, провозглашено право народа на самоопределение и приверженность государства соблюдению международного права и международных обязательств, принципам построения правового государства.

2. Республика Таджикистан является суверенным, демократическим, правовым, светским и унитарным государством, признающим незыблемыми права и свободы человека, что закреплено Конституцией Республики Таджикистан, принятой 6 ноября 1994 года на общенародном референдуме.

3. Территория Таджикистана неделима и неприкосновенна, земля, недра, вода, воздушное пространство, животный и растительный мир являются исключительной собственностью государства, которое гарантирует эффективное их использование в интересах народа.

Статья 2


1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством (статья 5 Конституции Республики Таджикистан).

Права и свободы человека и гражданина регулируются и охраняются Конституцией, законами республики, признанными Таджикистаном международно-правовыми актами (статья 14 Конституции Республики Таджикистан).

2. Согласно статье 17 Конституции Республики Таджикистан все равны перед законом и судом. Государство гарантирует права и свободы каждого, независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения.

3. В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса Республики Таджикистан (в редакции 1998 года) прямое или косвенное нарушение или ограничение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, личного, имущественного или должностного положения, отношения к религии и иным основаниям, является преступлением, влекущим уголовную ответственность.

4. Правовая защита для любого лица, требующего такой защиты, гарантируется законодательством Республики Таджикистан. Защита прав обеспечивается органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. Согласно статье 19 Конституции Республики Таджикистан каждому гарантируется судебная защита и право требовать, чтобы его дело было рассмотрено компетентным и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом. Конституция гарантирует потерпевшему судебную защиту и возмещение нанесенного ему ущерба.

6. Конституция Республики Таджикистан обладает высшей юридической силой, ее нормы имеют прямое действие (статья 10 Конституции Республики Таджикистан.)

7. В целях реализации норм Конституции Республики Таджикистан проводится поэтапная судебно–правовая реформа, в рамках которой подготовлен и реализуется комплекс законодательных и организационных мер, направленных на обеспечение судебной защиты и неукоснительного соблюдения прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

8. Начальным этапом этой реформы является принятый 3 ноября 1995 года Конституционный закон Республики Таджикистан "О статусе судей в Республике Таджикистан". Данным Законом были предусмотрены гарантии независимости судей, распространяемые на судей судов всех уровней, которые не могут быть отменены или изменены другими нормативными актами. Важным этапом осуществления судебно – правовой реформы стал, принятый 3 ноября 1995 года Конституционный закон Республики Таджикистан "О судоустройстве", который установил систему судов, определил порядок наделения полномочиями судей, конституционные положения о судебной власти, ее независимости и самостоятельности от законодательной и исполнительной властей, неприкосновенность судей, равенство всех перед законом и судом, гласность судебного разбирательства, участие граждан в осуществлении правосудия в качестве заседателей, общественных защитников и обвинителей. Также установлена обязательность судебных решений для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений, физических и юридических лиц.

9. В системе судов общей юрисдикции образованы военные суды – гарнизонные, рассматривающие дела по первой инстанции и Военная коллегия Верховного суда Республики Таджикистан. Полномочия военных судов, порядок образования и их деятельность установлены Конституционным законом Республики Таджикистан "О военных судах" от 3 ноября 1995 года, в соответствии с которым военные суды являются судами общей юрисдикции и осуществляют правосудие в Вооруженных силах Республики Таджикистан, других войсках и воинских формированиях. Военные суды также независимы, подчиняются Конституции Республики Таджикистан, конституционным и другим законам. Процессуальным законом предусмотрено обжалование судебных решений военных судов в рамках гражданской юстиции. Судебные решения Военной коллегии Верховного суда Республики Таджикистан, принятые ею и не вступившие в законную силу, а также определения, вынесенные по первой инстанции и в кассационном порядке рассматриваются кассационной коллегией Верховного суда Республики Таджикистан и Президиумом этого же суда.

10. Важным направлением в укреплении независимого статуса судей является предусмотренная Конституционным законом "О статусе судей в Республике Таджикистан" государственная защита судей, состоящая в осуществлении компетентными органами государства мер по обеспечению их безопасности, правовой и социальной защиты. Для повышения авторитета судебной власти, обеспечения порядка деятельности судов в структуру судов введена должность судебного пристава.

11. В целях создания дополнительных условий для независимого осуществления правосудия Указом Президента Республики Таджикистан 14 декабря 1999 года образован Совет юстиции Республики Таджикистан, а 6 июня 2000 года принят Закон "О Совете юстиции Республики Таджикистан", согласно которому Совет юстиции является коллегиальным органом, призванным организационно обеспечивать деятельность гражданских и военных судов (кроме Конституционного, Верховного и Высшего экономического судов Республики Таджикистан) путем проведения мероприятий кадрового, финансового и материально–технического характера, а 6 августа 2001 года принят Конституционный Закон "О судах Республики Таджикистан", который объединил все раннее действующие законы "О статусе судей", "О судопроизводстве", "О Верховном Суде", "О военных судах", "Об экономических судах", а также Закон "О Совете юстиции Республики Таджикистан".

12. В целях демократизации судопроизводства и расширения доступа граждан к правосудию разработаны и приняты новые Кодексы – Трудовой кодекс Республики Таджикистан в 1997 году, Уголовный кодекс Республики Таджикистан в 1998 году, Семейный кодекс Республики Таджикистан в 1998 году, части I и II Гражданского кодекса Республики Таджикистан в 1999 году, в 2001 году Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан. Ведется работа над проектами нового Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального и Хозяйственно-процессуального кодексов Республики Таджикистан, продолжается работа над проектом части III Гражданского кодекса и Кодекса об административных правонарушениях.

13. В обеспечении правовой защиты граждан особую роль играет Конституционный суд Республики Таджикистан. Решения Конституционного суда являются окончательными в защите прав всех лиц, чьи интересы могли быть затронуты применением законодательного акта, признанного не соответствующим Конституции Республики Таджикистан.

14. Конституционный суд своим постановлением от 26 марта 1996 года признал, что Указ Президиума Верховного совета Республики Таджикистан "О приостановлении действия статей 6, 28, 48, 49, 53, 53 (пункт 1), 85, 90, 92, 97, 221 и 221 (пункты 1 и 2) Уголовно-процессуального кодекса Республики Таджикистан", предусматривающих обжалование в суд ареста или продление срока содержания под стражей, не соответствуют статьям 10 и 19 Конституции Республики Таджикистан, которыми согласно этих норм каждому гражданину гарантируется судебная защита.

15. Конституционный суд постановлениями от 12 июня 2001 года и от 16 октября 2001 года признал, что часть 5 статьи 329, часть 2 статьи 339 Уголовно–процессуального и часть 1 статьи 303, часть 1 статьи 337 Гражданского процессуального кодексов ограничивают права участников судебного процесса в части опротестования и обжалования судебных решений Верховного суда Республики Таджикистан, вынесенных по первой инстанции, а поэтому не соответствуют статьям 17, 19, 20 Конституции Республики Таджикистан и Международному пакту о гражданских и политических правах (статья 14).

16. Существуют институциональные механизмы, обеспечивающие защиту прав человека.

- Генеральная прокуратура – государственный орган, осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законов министерствами, ведомствами, комитетами, административными органами, а также общественными объединениями, должностными лицами, хозяйственными субъектами независимо от форм собственности и гражданами.

- Министерство внутренних дел является органом государственного управления, осуществляет исполнительно–распорядительные функции по обеспечению общественного порядка, безопасности личности и общества и борьбе с преступностью.

- Министерство юстиции – орган государственного управления, проводящий в жизнь правовую политику государства, предусматривающего обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

- Министерство безопасности является органом исполнительной власти и предназначено для предупреждения нанесения ущерба безопасности Республики Таджикистан и в пределах предоставленных полномочий обеспечивает безопасность личности, общества и государства.

- Адвокатура содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности. Основные направления деятельности адвокатуры: дача консультаций, разъяснений по юридическим вопросам, осуществление представительства в судах и других государственных органах по гражданским и административным делам, составление заявлений, жалоб и других документов правового характера.

17. В целях обеспечения деятельности Президента и Правительства Республики Таджикистан по осуществлению контроля за состоянием соблюдения конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в 1997 году образовано Управление (ныне Отдел) конституционных гарантий прав граждан Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан. Постановлениями Правительства Республики Таджикистан образованы: Комиссия при Правительстве Республики Таджикистан по правам ребенка от 7 сентября 2001 года и Комиссия при Правительстве Республики Таджикистан по обеспечению выполнения международных обязательств в области прав человека от 4 марта 2002 года.

18. В Республике Таджикистан на всех уровнях действуют органы, занимающиеся проблемами семьи, женщин и детей. В Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли (нижняя палата) функционирует Комитет по социальным вопросам семьи, охране здоровья и экологии и Комитет по конституционной законности, законодательству и правам человека, а в Маджлиси милли Маджлиси Оли (верхней палате) действует Комитет по обеспечению конституционных основ, прав и свобод человека, гражданина и законности. В 1991 году образованы Комитет по делам молодежи при Правительстве Республики Таджикистан и Комитет по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан. Последний реализует политику государства, направленную на решение проблем женщин, на защиту их прав и свобод. При Правительстве Республики Таджикистан создана Комиссия по делам несовершеннолетних.

В Республике Таджикистан действует большое количество неправительственных организаций, ряд из которых занимаются проблемами прав человека.

19. За годы независимости Республикой Таджикистан ратифицированы все шесть основных международных документов в области прав человека:

- Конвенция по правам ребенка от 20 ноября 1989 года (в 1993 году);

- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года (в 1993 году);

- Конвенция о ликвидации расовой дискриминации от 7 марта 1977 года (в 1994 году);

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года (в 1994 году);

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года (в 1998 году);

- Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему от 16 декабря 1966 года (в 1998 году).

Все шесть международных договоров по правам человека переведены на государственный язык и официально опубликованы в республиканской газете "Джумхуриат", а также в брошюрах на таджикском и русском языках, распространяются среди широких слоев населения.

Статья 3


1. Равноправие мужчин и женщин закреплено в статье 17 Конституции Республики Таджикистан и регламентировано в Уголовном, Уголовно-процессуальном, Гражданском, Семейном, Трудовом кодексах Республики Таджикистан, Законе Республики Таджикистан "О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах" и других национальных законах и подзаконных актах. На законодательном уровне осуществляется единообразное правовое регулирование всех отношений с участием мужчин и женщин независимо от признака пола, за исключением случаев, когда такое различие проводится в целях предоставления женщинам определенных привилегий (с учетом их физиологических особенностей и иных факторов), необходимых для достижения равного результата для мужчин и женщин.

В настоящее время находится в стадии рассмотрения в Парламенте Республики (Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан) проект Закона "Об обеспечении равных прав и возможностей мужчин и женщин".

2. Согласно статье 47 Конституции Республики Таджикистан права и свободы, предусмотренные статьей 17 Конституции (т.е. принцип равноправия мужчин и женщин), не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения.

3. Дискриминация по половому признаку является уголовно наказуемым деянием. Согласно статье 143 Уголовного кодекса Республики Таджикистан "Нарушение равноправия граждан:

1) Прямое или косвенное нарушение или ограничение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, личного, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям, общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам гражданина, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров заработной платы либо лишением свободы сроком до двух лет.

2) Те же действия, совершенные лицом:

а) с применением насилия или угрозы его применения;

b) с использованием своего служебного положения, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".

4. В соответствии со статьей 18 Конституции Республики Таджикистан никто не может быть лишен жизни иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Смертная казнь как исключительная мера установлена за совершение ограниченного круга особо тяжких преступлений, каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право на обжалование приговора и ходатайство о помиловании. Законом Республики Таджикистан "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Таджикистан" от 16 июля 2003 года смертная казнь в отношении женщин отменена. В апреле 2004 года Президентом страны Э.Ш. Рахмоновым введен мораторий на смертную казнь.

5. Одним из аспектов права женщин на жизнь является проблема репродуктивного здоровья, улучшение которого стало ключевой стратегией здравоохранения в регулировании снижения младенческой и материнской смертности и зависимости женщин от аборта. В стране созданы Центры репродуктивного здоровья, основной целью которых является внедрение новых направлений и подходов Министерства здравоохранения Республики Таджикистан в улучшении контрацептивной помощи, прежде всего в рамках первичной медико-санитарной помощи. Различными видами контрацептивов было охвачено в 1999 году – 34,6%, в 2000 году - 28,7%, в 2001 году – 22,8%, в 2002 году – 15,3% женщин фертильного возраста. Однако зависимость женщин от аборта как метода регуляции рождаемости пока продолжает оставаться достаточно высокой, хотя имеет тенденцию к снижению (1999 год -91,9, 2000 год – 94,1, 2001 год – 88,5, 2002 год – 77,6 абортов на 1 000 родов)1.

Несмотря на наметившиеся некоторые тенденции к снижению, всё еще высокими остаются показатели материнской (1999 год – 53,0; 2000 год – 44,6; 2001 год – 46,6; 2002 год – 60,6 на 100 000 живорожденных) и младенческой смертности (1999 год – 19,4; 2000 год – 15,5; 2001 год – 27,9; 2002 год – 16,6 на 1 000 живорожденных)1. Анализ случаев младенческой и материнской заболеваемости и смертности свидетельствует о том, что основными причинами являются преобладающая медицинская неграмотность населения, жилищно-бытовая неустроенность, неполноценное питание.

6. Граждане свободны в выборе и контроле собственной репродуктивной жизни. Отношения между мужчиной и женщиной, вопросы планирования деторождения основываются на равенстве, свободе, взаимной ответственности и уважении сторон (статья 9 Закона Республики Таджикистан "О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах"). Уголовным Кодексом Республики Таджикистан предусматривается наказание за понуждение женщин к совершению аборта (статья 124). За период с 1999 по 2003 год было возбуждено четыре уголовных дела данной категории, по двум из которых вынесены приговоры суда2.

В целях исключения дискриминации по признаку пола при использовании репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона) выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом. Запрещается производить также селективный аборт в зависимости от пола плода (статьи 18 и 20 Закона Республики Таджикистан "О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах").

7. В целях улучшения положения женщин, а также их здоровья, снижения материнской и младенческой смертности Постановлением Правительства Республики Таджикистан № 436 от 5 ноября 2002 года утвержден и реализуется Национальный план действий по улучшению положения женщин РТ, по повышению статуса и роли женщин на 1998?2005 годы. Данный план предусматривает совместно с государственными и неправительственными организациями реализацию Программы "Стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения до 2010 года", которой определены следующие Национальные программы:

- борьбы с йододефицитными заболеваниями;

- борьбы с диарейными болезнями;

- борьбы с туберкулезом;

- профилактики железодефицитных анемий;

- борьбы с гепатитом "В" и его профилактики;

- борьбы с тропическими болезнями;

- профилактики и борьбы с вирусом иммунодефицита человека, СПИДом и болезней, передаваемых половым путем.

Национальный план действий по гигиене окружающей среды.

Отраслевые программы:

- по поощрению грудного вскармливания;

- по борьбе с острыми респираторными инфекциями.

Национальная программа "Репродуктивное здоровье и репродуктивное право".

Образовательные программы по вопросам здоровья семьи, служб первичной медико-санитарной помощи, включая дородовую помощь беременным, разработку механизмов реализации государственной гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи, в том числе профилактической, женщинам и детям.

8. Защита женщин от насилия гарантируется Уголовным, Семейным, Трудовым кодексами Республики Таджикистан, Законом Республики Таджикистан "О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах" и другими нормативными актами.

В соответствии со статьей 138 Уголовного кодекса Республики Таджикистан изнасилование, т.е. половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или её близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, наказывается лишением свободы на срок в зависимости от наличия законодательно определенных отягчающих обстоятельств от 3 до 20 лет либо смертной казнью. За период с 1999 по 2003 год по данной статье было возбуждено 296 уголовных дел, по 188 из которых вынесены приговоры суда2.

В соответствии со статьей 139 УК РТ насильственные действия сексуального характера наказываются лишением свободы на срок от 5 до 7 лет, а при наличии отягчающих обстоятельств - от 15 до 20 лет.

Понуждение лица к половому сношению, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего наказывается штрафом в размере от 500 до 700 минимальных размеров заработной платы, исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет (статья 140 Уголовного кодекса Республики Таджикистан). За период с 1999 по 2003 год по данной статье было возбуждено три уголовных дела, по двух из которых вынесены приговоры суда2.

Женщинам, забеременевшим в результате изнасилования, гарантируется репродуктивное право на свободное принятие решения в отношении рождения или отказа от рождения ребенка, а также на медико-социальную, информационную и консультативную помощь и лечение последствий искусственного прерывания беременности (статья 20 Закона Республики Таджикистан "О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах" и статьи 33 и 61 Закона Республики Таджикистан "Об охране здоровья населения"). При этом государство гарантирует сохранение в тайне информации об обращении граждан в соответствующие органы и организации по поводу осуществления своих репродуктивных прав и охраны своего репродуктивного здоровья. Органы, физические и юридические лица в этой связи обязаны сохранять в тайне информацию, связанную с фактом обращения к ним граждан (статья 16 Закона Республики Таджикистан "О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах").

Во избежание оказания на женщин давления для установления зависимости либо сокрытия фактов сексуального насилия запрещается насильственное принуждение к беременности или аборту (статья 9 Закона Республики Таджикистан "О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах").

9. В целях предотвращения всех форм насилия в отношении женщин, оказания помощи жертвам насилия, Национальном планом действий по улучшению положения женщин Республики Таджикистан, повышению статуса и роли женщин предусмотрено создание кризисных центров по оказанию морально-психологической поддержки женщин, подвергнутых различным формам насилия, установка "телефонов доверия" для оказания поддержки жертвам насилия, создание системы правового образования женщин по проблеме насилия, проведение социологических исследований в различных регионах Республики для выявления масштабов и причин проблем насилия в отношении женщин. Данная работа проводится наряду с государственными структурами и рядом НПО, такими, как Ассоциация "Женщины науки Таджикистана", Ассоциацией деловых женщин Худжанда и др. При Комитете по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан создан Центр психологической и правовой помощи "Дилсуз", в центрах Согдийской и Хатлонской областей Республики действуют "телефоны доверия" для оперативной психологической помощи женщинам в кризисных ситуациях.

Наряду с изложенным ряд комплексных мер в данном направлении на основе принципа совместной деятельности государственных органов и НПО регламентируется Государственной программой "Основные направления Государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001-2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Республики Таджикистан № 391 от 8 августа 2001 года. В частности, предусмотрено создание Национального аналитического центра по сбору и изучению информации о фактах насилия в отношении женщин, открытие юридических бесплатных консультаций для женщин, проведение семинаров и встреч с широкими кругами населения по проблемам насилия в отношении женщин и их прав, организация специальных обучающих тренингов по проблемам насилия против женщин среди работников МВД, разработка определенных механизмов обращений и оказания помощи пострадавшим женщинам, разработка и реализация образовательных программ для сотрудников правоохранительных органов, медицинского персонала, журналистов, обобщение судебной практики по уголовным делам, связанным с насилием против женщин. За период с 1999 по 2003 год по статьям 116 (побои), 117 (истязания) Уголовного кодекса Республики Таджикистан, напрямую связанными с домашним и другими видами насилия над женщинами, было возбуждено соответственно 93 и 73 уголовных дел, из которых по 33 и 64 делам соответственно вынесены приговоры судов2.

10. Действующим уголовным законодательством страны запрещается рабство и работорговля во всех их видах. Похищение и незаконное лишение свободы уголовно наказуемы (статьи 130 и 131 Уголовного кодекса Республики Таджикистан). Трудовые контракты, заключаемые при найме на работу, в обязательном порядке должны соответствовать трудовому законодательству, предусматривающему свободный и справедливый труд, при котором за равноценную работу выдается равная заработная плата. Вербовка в целях сексуальной или иной эксплуатации уголовно наказуема (статья 132 УК РТ). За период с 1999 по 2003 год по данной статье было возбуждено восемь уголовных дел, по пяти из которых вынесены приговоры суда2.

Понуждение к проституции, содержание притонов уголовно наказуемы (статьи 238, 239 Уголовного кодекса Республики Таджикистан). За период с 1999 по 2003 год по данной категории было возбуждено 14 уголовных дел, по 10 из которых вынесены приговоры суда2.

После ратификации Республикой Таджикистан 13 апреля 2001 года Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституцией третьими лицами от 2 декабря 1949 года в 2003 году Уголовный кодекс Республики Таджикистан был дополнен статьей 130, пункт 1, предусматривающей наказание за торговлю людьми с целью сексуальной или иной эксплуатации.

В случае выезда женщин за рубеж в целях повышения их информированности о возможных угрозах принуждения к подневольному труду или проституции проводятся соответствующие информационные кампании с использованием средств массовой информации, организовываются публикации тематических материалов, телевизионные репортажи.

11. В основе пенитенциарной системы Республики Таджикистан определены принципы, декларируемые в Пакте. В частности, статьями 412, пункт 10, Уголовно-процессуального кодекса Республики Таджикистан и статьями 63 и 78 Кодекса исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан предусматривается раздельное содержание в исправительно-трудовых учреждениях мужчин и женщин. При этом осужденные несовершеннолетние девушки должны содержаться отдельно от взрослых. Однако в связи с экономическими затруднениями и незначительным количеством отбывающих наказание несовершеннолетних девушек в настоящее время в женской ИТК они содержатся вместе со взрослыми, но в отдельном отряде. В женской ИТК действует более льготный режим содержания заключенных, беременным женщинам и матерям гарантируется уход и медицинское обслуживание (статья 101 Кодекса исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан). Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительных колониях, разрешается краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы для устройства ребенка у родственников, опекунов или в детских домах, а женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов, - один краткосрочный выезд в год для свидания с ними (статья 98 Кодекса исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан).

Уголовным законом суду предоставлена возможность освобождать от отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления, в пределах срока, на который действующим законодательством женщина может быть освобождена от работы в связи с беременностью, родами и до достижения ребенком трехлетнего возраста (статья 78 Уголовного кодекса Республики Таджикистан).

В 1999-2002 годах в результате амнистии число заключенных женщин значительно сократилось. Освобождены от дальнейшего отбывания наказания 669 женщин. Так, в 1999 году – 18, в 2000 году – не было, в 2001 году – 573, в 2002 году – 78, в 2003 году – не было3.

В 2003 году при финансовой поддержке Центра ОБСЕ в Таджикистане в женской исправительной колонии было отремонтировано здание школы, закуплены книги в библиотеку, открыт курс обучения на компьютере для молодых девушек.

12. Права женщин на равный с мужчинами доступ к правосудию и справедливое судебное разбирательство закреплены на конституционном уровне. Согласно Конституции Республики Таджикистан, независимо от пола, все равны перед законом и судом. Свидетельские показания мужчин и женщин имеют равный статус. Каждому гарантируется судебная защита. Каждый имеет право требовать рассмотрения его дела компетентным и беспристрастным судом. В отношении всех граждан действует презумпция невиновности (статьи 17 и 19 Конституции Республики Таджикистан и статья 8 Уголовно-процессуального кодекса Республики Таджикистан). Указанные нормы Конституции Республики Таджикистан реализованы также в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Таджикистан (статья 9 Уголовно-процессуального кодекса).

13. Положение женщины в обществе также определяется объемом их гражданских прав. В этой связи требования статьи 16 Пакта последовательно отражены во внутригосударственных нормативных актах. В частности, по действующему законодательству женщины обладают равной с мужчинами правосубъектностью, т.е. способностью владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, заключать контракты или осуществлять другие гражданские права. Правосубъектность как женщин, так и мужчин - граждан Республики Таджикистан закреплена статьями 18 и 19 Гражданского кодекса Республики Таджикистан, может быть ограничена лишь в соответствии с законом по приговору суда, вследствие признания ее носителя недееспособным или ограниченно дееспособным (статьи 30 и 31 Гражданского кодекса Республики Таджикистан). Статья 9 Гражданско-процессуального кодекса Республики Таджикистан гарантирует осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом независимо от пола.

14. В Республике Таджикистан право женщин наравне с мужчинами на свободу мысли, совести и религии (статья 18 Пакта) гарантируется Конституцией Республики Таджикистан (статья 26), Законом Республики Таджикистан "О религии и религиозных организациях" (статья 3) и Уголовным кодексом Республики Таджикистан (статья 157).


Не допускается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповедованию или к отказу от исповедования религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии. Осуществление права на свободу совести подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественной безопасности и правопорядка, здоровья и морали, а также прав и свобод других граждан, установлены законом и совместимы с международными обязательствами Республики Таджикистан (статья 3 Закона Республики Таджикистан "О религии и религиозных организациях").

15. Конституция Республики Таджикистан и Семейный кодекс Республики Таджикистан наделяют женщину равными с мужчиной правами в браке, включая права репродуктивного характера, относящиеся к определению числа детей в семье и регулированию интервалов между их рождением. И женщины, и мужчины в равной степени должны нести ответственность за воспитание и развитие детей и пользоваться правами материнства и отцовства. Хотя основная обязанность по обеспечению оптимального уровня жизни детей лежит на родителях, государство создает условия для выполнения родительских обязанностей (раздел IV Государственной программы "Основные направления Государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001-2010 годы").

16. Принцип равенства прав супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении закреплен в статье 33 Конституции Республики Таджикистан, согласно которой каждый имеет право на создание семьи. Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право свободно вступать в брак. В семейных отношениях и при расторжении брака супруги равноправны. Многобрачие запрещается.

Для заключения брака необходимо взаимное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста – 17 лет (статья 13 Семейного кодекса Республики Таджикистан). Выдача замуж девочки, не достигшей брачного возраста, родителями или опекунами, либо лицами, которым она подчиняется, а равно посредничество или содействие к выдаче замуж, наказывается исправительными работами сроком до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет либо арестом на срок до шести месяцев (статья 168 Уголовного кодекса Республики Таджикистан). За период с 1999 по 2003 год по данной статье было возбуждено 52 уголовных дела, по 39 из которых вынесены приговоры судов2.

Торговля несовершеннолетними уголовно наказуема (статья 167 УК Республики Таджикистан). За период с 1999 по 2003 год за торговлю несовершеннолетними, в том числе девочками по указанной статье, было возбуждено десять уголовных дел, по четырем из которых вынесены приговоры судов2.

Многоженство, ущемляющее права женщин и негативно отражающееся на воспитании детей, уголовно наказуемо. В соответствии со статьей 170 Уголовного кодекса Республики Таджикистан двоеженство или многоженство, т.е. сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства, наказывается штрафом в размере от 1 000 до 2 000 минимальных размеров заработной платы или исправительными работами на срок до двух лет либо ограничением свободы на срок до пяти лет или арестом на срок от трех до шести месяцев. За период с 1999 по 2003 год по данной статье было возбуждено 147 уголовных дел, по 123 из которых судами вынесены приговоры2.

В целях обеспечения свободного и полного согласия женщины на брак, национальным законодательством заключение брака с жертвой изнасилования не рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего или освобождающего преступника от уголовной ответственности. Факт изнасилования также не является основанием для снижения минимального возраста для вступления в брак.

Статья 32 Семейного кодекса Республики Таджикистан гарантирует равенство прав супругов в семье. В частности, каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, деятельности, места жительства и места пребывания. Вопросы отцовства, материнства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов.

17. Заключение брака не является поводом для какой-либо дискриминации по признаку пола. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве своей общей фамилии или каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо может присоединить к своей фамилии фамилию другого супруга. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемены фамилии другого супруга (статья 33 Семейного кодекса Республики Таджикистан).

Заключение и расторжение брака гражданином Республики Таджикистан с лицом, не принадлежащим к гражданству Республики Таджикистан, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей (статья 8 Конституционного закона "О гражданстве Республики Таджикистан").

18. Вопросы гражданства детей регламентируются также статьями 16-20 Конституционного закона "О гражданстве Республики Таджикистан".

19. Важное значение в обеспечении прав женщин в семье имеет равенство имущественных прав супругов, которое закреплено в Семейном кодексе Республики Таджикистан. Так, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. При этом право на совместное имущество принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода (статья 34 Семейного кодекса Республики Таджикистан). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности супругов, осуществляется по их обоюдному согласию (статья 35 Семейного кодекса Республики Таджикистан).

20. В случае расторжения брака действующее законодательство Республики Таджикистан гарантирует обеспечение равенства прав супругов.

При рассмотрении дел о расторжении брака в случае отсутствия согласия одного из супругов на расторжение брака суд принимает меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев.

Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными, а меры по примирению супругов оказались безрезультатными (статья 22 Семейного кодекса Республики Таджикистан). Однако муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело в суде о расторжении брака во время беременности жены и в течение полутора лет после рождения ребенка (статья 17 Семейного кодекса Республики Таджикистан).

При расторжении брака вопросы обеспечения личных и имущественных прав супругов решаются судом, исходя из принципа равноправия женщин и мужчин, интересов детей и принимая во внимание всю совокупность индивидуальных обстоятельств в каждом конкретном случае и на основании брачного контракта (статьи 34-42 Семейного кодекса Республики Таджикистан).

Семейным Кодексом также предусмотрена возможность и определены условия получения нетрудоспособным супругом алиментов на содержание как в период брака, так и после его расторжения (статьи 90 и 91).

21. При решении вопросов наследования признак пола не имеет юридического значения. Женщины во всех случаях имеют равные с мужчинами права наследования.

22. Смягчению проблемы сочетания работы по найму с семейными обязанностями призваны служить установленные Трудовым кодексом Республики Таджикистан льготы и компенсации женщинам. Так, не допускается привлечение к сверхурочным работам, работам в выходные, праздничные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Женщины, имеющие детей в возрасте от 3 лет до 14 лет (детей-инвалидов - до 16 лет), могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировки только с их согласия (статья 162 Трудового кдекса Республики Таджикистан).

Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, а при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию (статья 164 Трудового кодекса Республики Таджикистан).

По окончании отпуска по беременности и родам по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.

Женщине по ее желанию предоставляется также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (статья 165 Трудового кодекса Республики Таджикистан).

По желанию женщины во время нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

За время отпуска женщине сохраняется место работы (должность). Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж, а также стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии в связи с особыми условиями труда) – (статья 166 Трудового кодекса Республики Таджикистан).

Женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются, помимо перерыва для отдыха и питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка. Эти перерывы предоставляются не реже чем каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии двух или более детей в возрасте полутора лет продолжительность перерыва устанавливается не менее часа. Перерывы для кормления ребенка включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку.

По желанию женщины, имеющей ребенка, перерывы для кормления ребенка могут быть присоединены к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде перенесены как на начало, так и на конец рабочего дня с соответствующим его сокращением (статья 167 Трудового кодекса Республики Таджикистан).

По просьбе беременной женщины женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида - в возрасте до 16 лет), в том числе находящегося на ее попечении, работодатель обязан установить неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (статья 168 Трудового кодекса Республики Таджикистан).

Беременным женщинам и женщинам, родившим ребенка, ежегодные отпуска предоставляются по их желанию соответственно перед отпуском по беременности и родам или после него, либо после отпуска по уходу за ребенком независимо от стажа работы на данном предприятии.

Женщинам и мужчинам, имеющим двух или более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, а также одиноким матерям при наличии ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет) ежегодные отпуска по их желанию предоставляются в летнее или в другое удобное для них время (статья 170 Трудового кодекса Республики Таджикистан).

23. В целях обеспечения репродуктивных прав женщин, а также предупреждения фактов дискриминации прав женщин в сфере трудовых отношений предусмотрена уголовная ответственность работодателя. В частности, безосновательный отказ в принятии на работу или безосновательное увольнение женщины по причине беременности, а равно безосновательный отказ в принятии на работу или безосновательное увольнение с работы женщины, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, наказывается штрафом в размере от 300 до 500 минимальных размеров заработной платы либо исправительными работами на срок до двух лет (статья 155 Уголовного кодекса Республики Таджикистан).

Запрещается дискриминация в сфере оплаты труда. Работодатель обязан выплачивать работникам одну и ту же оплату за выполнение равноценной работы. Изменение условий оплаты труда, неблагоприятных для работника, запрещается (статья 102 Трудового кодекса Республики Таджикистан).

24. Положения статьи 22 Пакта в отношении женщин закреплены в Конституции Республики Таджикистан. Согласно статье 28 Конституции Республики Таджикистан все граждане имеют право объединяться и создавать общественные объединения, политические партии, профсоюзы. В стране создан и эффективно функционирует ряд неправительственных женских организаций, в том числе занимающихся правозащитной деятельностью ("Лига женщин-юристов"). Отдельными из них проводится определенная работа по гендерным вопросам (например, НПО "Общество и право", "Женщины науки" и др.). Характерная черта для большинства неправительственных организаций независимо от того, являются ли они "женскими" по своему Уставу, то, что они возглавляются женщинами.

25. Положения статьи 25 Пакта отражены в Конституции Республики Таджикистан (статья 27), Законах Республики Таджикистан "О государственной службе" (статьи 2, 6, 10, 31, 32), Конституционном законе Республики Таджикистан "О выборах в Маджлиси Оли Республики Таджикистан" (статья 4) и Конституционном законе Республики Таджикистан "О выборах депутатов в местных Маджлисов народных депутатов" (статья 2), предусматривающих для женщин равный с мужчинами доступ к государственной службе и участию в избирательном процессе. Таким образом, на законодательном уровне в Республике Таджикистан проблема обеспечения равноправного участия мужчин и женщин в формировании и осуществлении государственной политики решена. Вместе с тем существенным сдерживающим фактором в реализации женщинами предоставленных национальным законодательством указанных прав является сохраняющееся в обществе значительное влияние гендерных стереотипов, религиозных и традиционных обычаев, согласно которым обязанность материального обеспечения и защиты семьи в основном лежит на мужчине, в то время как женщине отводится функция воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Как свидетельствуют результаты проводившихся социологических опросов подобное положение поддерживается большей частью женщин (особенно в сельской местности)4. Однако следует отметить, что сложное экономическое положение Республики Таджикистан, недостаточный уровень материальной обеспеченности населения обусловили ситуацию, когда женщины все чаще прилагают свои усилия в решении финансовых проблем семьи, но, как правило, сферой приложения их труда является не государственная служба, а индивидуальное предпринимательство, где уровень доходов является более высоким. Неблагоприятным фактором является также невысокий уровень правовых и политических знаний женщин (особенно в сельской местности), отсутствие у них психологической готовности к участию в политической жизни.

Вышеизложенные факторы создали гендерный дисбаланс во властных структурах Республики Таджикистан. Учитывая, что удельный вес женщин в общей численности трудоспособного населения страны составляет 49,6%, в разрезе государственных органов Республики Таджикистан положение выглядит следующим образом (сведения на декабрь 2003 года).




страница 1 страница 2 ... страница 6 | страница 7

Смотрите также: