Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 6 | страница 7

Законодательная власть

 

Наименование должности

Всего

Мужчины

Женщины

В % муж.

В % жен.

Маджлиси Оли (всего)

97

81

16

83,5

16,5

Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли РТ

63

52

11

82,5

17,5

Маджлиси Милли Маджлиси Оли РТ

34

29

5

85

15

Исполнительная власть

 

Наименование должности

Всего

Мужчины

Женщины

В % муж.

В % жен.

Заместители Премьер-министра

6

5

1

83

17

Руководитель Исполнительного Аппарата Президента и его заместители

3

3

 

100

0

Министры и председатели госкомитетов

24

24

 

100

0

Первые заместители

25

24

1

96

4

Заместители министров и председателей госкомитетов

74

66

8

89

11

Государственные советники Президента

5

5

 

100

0

Руководители отделов Аппарата

32

28

4

86

14

Председатели областей

4

4

 

100

0

Заместители председателей областей

22

18

4

82

18

Председатели городов и районов

74

67

7

91

9

Первые зам. пред. городов и районов

70

64

6

91

9

Зам. пред. городов и районов

177

117

60

66

34

 

Судебная власть

 

Наименование должности

Всего

Мужчины

Женщины

В % муж.

В % жен.

Всего судей

271

216

55

80

20

Председатели судов

77

71

6

92

8

Конституционный суд

6

5

1

83

17

Верховный суд

33

26

7

79

21

Высший экономический суд

11

7

4

64

36

Результаты избирательной кампании 2000 года в депутаты Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан показали, что, хотя в процентном соотношении представительство женщин в Парламенте еще недостаточно высоко, однако женщины становятся все более активными в политической жизни страны. Так, по одномандатным избирательным округам баллотировались 25 кандидатов-женщин, из них были избраны депутатами - 4; по партийным спискам от пяти политических партий баллотировались 14 кандидатов-женщин, из которых 7 стали депутатами Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

26. С проблемой равного участия женщин в государственном управлении тесно связан вопрос степени охвата их общеобязательным, средним и высшим образованием. Если в 2002 году удельный вес девочек-школьниц и учащихся-девушек средних специальных учебных заведений в целом соответствует балансу и составляет 46,4% и 50,7%, то далее наблюдается ухудшение гендерной ситуации. Так, в ВУЗах численность обучающихся девушек составляет 24,8 %, еще меньше удельный вес женщин в сфере поствузовского обучения, среди имеющих ученые степени доктора и кандидата наук женщины составляют в 2002 году соответственно 10,8% и 20,3%.

Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 19 апреля 2001 года № 199 введены льготные условия поступления (квота) в высшие учебные заведения для девушек из отдаленных горных районов республики. К настоящему времени по данной квоте студентками высших учебных заведений стали 2 193 девушек (в 1999 году - 434 девушки, в 2000 году - 519 девушек, в 2001 году - 610 девушек, в 2002 году - 630 девушек)4.

С целью повышения эффективности гендерной политики и развития социального партнерства с местными неправительственными и международными организациями при Министерстве образования Республики Таджикистан, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан, Министерством здравоохранения Республики Таджикистан созданы Координационные Советы по гендерным проблемам образования, занятости населения и репродуктивного здоровья населения.

27. С учетом вышеотмеченной специфики гендерной ситуации в Республике Таджикистан в качестве основы государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин определен принцип, в соответствии с которым принимаемые государственные меры и действия должны быть направлены на достижение равного результата для мужчин и женщин, а не просто на одинаковое отношение к мужчинам и женщинам (Государственная программа "Основные направления Государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001-2010 годы").

На последовательную реализацию данного принципа решающее влияние оказал Указ Президента Республики Таджикистан № 5 от 3 декабря 1999 года "О повышении роли женщин в обществе", согласно которому поэтапно проводятся кадровые изменения в различных структурах власти и управления в плане выдвижения женщин на руководящие должности. Разработаны и закреплены на законодательном уровне совместные комплексные мероприятия государственных и неправительственных структур по повышению роли женщин в обществе. Из числа женщин является членом Правительства заместитель Премьер-министра - 1, заместитель Председателя Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан – 1, заместитель Председателя Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан - 1, депутаты нижней палаты Парламента – 11, председатели Комитетов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан - 2, члены верхней палаты Парламента - 5, председатели Комитетов при Правительстве Республики Таджикистан - 1, старший советник Президента - 1, советник Президента - 4, заведующие отделами Исполнительного Аппарата Президента РТ - 4. Из общего количества работников Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан женщины составляют 28,8 %.

28. Женщины играют большую роль в культурной жизни Республики Таджикистан. Число женщин - руководителей центрального аппарата Министерства культуры Республики Таджикистан, учебных заведений сферы культуры составляет 49 человек.

29. Институциональные механизмы обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин определены в разделе II Государственной программы "Основные направления Государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001-2010 годы".

В Правительстве Республики Таджикистан вопросы, связанные с положением и статусом женщин, курирует один из заместителей Премьер-министра. С 1991 года создан и функционирует по настоящее время Комитет по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан. Главной функцией данного Комитета является продвижение и реализация политики улучшения положения женщин во всех сферах государственной и общественной жизни. Аналогичные структуры функционируют и в регионах страны. Комитетом по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан в 2003 году предусмотрена разработка проекта "Подготовка и выдвижение женщин-лидеров".

Важную роль в разработке гендерной политики играет Комитет Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли по делам женщин, охране здоровья, социальной защите и экологии Республики Таджикистан. В задачи Комитета входят ведение законопроектной работы, в рамках компетенции Комитета.

Аналогичные комитеты (комиссии) имеются в областных, городских, районных Маджлисах, представительных органах власти на местах.


В министерствах и ведомствах социального сектора (образования, здравоохранения, труда и социальной защиты и др.) имеются структуры, непосредственно занимающиеся решением проблем женщин, семьи, детей.

Статья 4


1. В случае чрезвычайной ситуации в Таджикистане, угрожающей жизни нации, и официального объявления такой ситуации государство в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, Конституционным законом Республики Таджикистан "О правовом режиме чрезвычайного положения" от 3 ноября 1995 года может ограничить действие ряда прав строго в той степени, в какой этого требует ситуация. Однако это не означает, что можно ограничивать все права, в том числе некоторые специфические и предпринимать по ряду признаков дискриминационные меры.

Согласно вышеназванному Конституционному закону Таджикистан имеет обязательство немедленно информировать через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций другие участвующие в Пакте государства о произведенных ограничениях, об их причинах и о дате, когда ограничения прекратят действовать.

В соответствии со статьей 69 (пункт 24) Конституции Республики Таджикистан статьей 2 упомянутого Конституционного закона чрезвычайное положение на всей территории Республики Таджикистан или отдельных областей, районов, городов страны объявляется Указом Президента Республики Таджикистан, который незамедлительно вносится на утверждение совместного заседания Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан с сообщением в Организацию Объединенных Наций.

Маджлиси Оли Республики Таджикистан в течение суток с момента вступления в силу Указа Президента Республики Таджикистан созывает сессию и в трехдневный срок утверждает Указ Президента Республики Таджикистан об объявлении чрезвычайного положения.

Постановление Маджлиси Оли Республики Таджикистан по данному вопросу принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа народных депутатов.

Чрезвычайное положение на всей территории Республики может быть введено до трех месяцев. В необходимых случаях этот срок может быть продлен Президентом Республики Таджикистан (статья 46 Конституции Республики Таджикистан).

2. В соответствии со статьей 47 Конституции Республики Таджикистан в условиях чрезвычайного положения не могут быть ограничены права и свободы, которые предусмотрены в следующих статьях Основного закона:

Статья 16. Гражданин Таджикистана за пределами страны находится под защитой государства.

Статья 17. Все равны перед Законом и судом.

Статья 18. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 19. Каждому гарантируется судебная защита.

Статья 20. Никто не считается виновным в совершении преступления до вступления приговора суда в законную силу.

Статья 22. Жилище неприкосновенно.

Статья 25. Государственные органы, общественные объединения, политические партии и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность получения и ознакомления с документами, касающимися его прав и интересов, кроме случаев, предусмотренных законом.

Статья 28. Граждане имеют право объединяться.

3. В соответствии со статьей 1 Конституционного закона "О правовом режиме чрезвычайного положения" чрезвычайное положение в Республике Таджикистан может быть введено при условии:

1) стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий, создающих угрозу жизни и здоровью населения;

2) массовых нарушений правопорядка, создающих реальную угрозу правам и свободам граждан;

3) попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Республики Таджикистан насильственным путем;

4) посягательства на территориальную целостность государства, угрожающего изменению его границ;

5) необходимости восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.

При введении чрезвычайного положения указываются мотивы принятия такого решения, срок и территориальные границы его действия.

Президент Республики Таджикистан вправе отменить чрезвычайное положение до истечения установленного срока, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для его объявления, либо продлить срок чрезвычайного положения, если не устранены обстоятельства, послужившие основанием для его объявления.

Решение о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения вступает в силу с момента его принятия, если иное не оговорено особо в решении, и незамедлительно обнародуется.

4. Статья 4 Конституционного закона "О правовом режиме чрезвычайного положения" предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения в зависимости от конкретных обстоятельств соответствующие органы государственной власти могут применять следующие меры:

1) усиливать охрану общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;

2) временно выселять граждан из районов опасных для проживания с обязательным предоставлением им стационарных или временных других жилых помещений. Эта мера принимается в целях защиты жизни и здоровья самих этих граждан;

3) вводить особый режим въезда и выезда граждан в целях поддержания правопорядка, сохранения политической стабильности и т.д.;

4) запрещать отдельным гражданам покидать на установленный срок определенную местность, свою квартиру (дом), выдворять нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, за их счет к месту своего пребывания или за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение;

5) временно изымать у граждан огнестрельное и холодное оружие и боеприпасы, а у предприятий, учреждений и организаций также и учебную военную технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества;

6) запрещать проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, по своему содержанию влияющих на дестабилизацию обстановки, а также публичных голодовок и пикетирований, зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;

7) устанавливать особый режим работы предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также решать другие вопросы их хозяйственной деятельности;

8) назначать и освобождать от должности руководителей предприятий, учреждений и организаций, запрещать увольнение рабочих и служащих по уважительным причинам;

9) использовать ресурсы предприятий, учреждений и организаций для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств с последующей выплатой компенсации в порядке, определяемом Правительством Республики Таджикистан;

10) запрещать проведение забастовок;

11) привлекать трудоспособных граждан для работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, обеспечивая безопасность труда;

12) ограничивать или запрещать торговлю оружием, боеприпасами, взрывчатыми, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также спиртными напитками и спиртосодержащими веществами, за исключением лекарственных препаратов;

13) вводить карантин и проводить другие обязательные санитарно-противоэпидемические мероприятия;

14) ограничивать или запрещать использование множительной техники, а также радиопередающей аппаратуры, аудио- и видеозаписывающей техники, изымать звукоусиливающие технические средства, устанавливать контроль над средствами массовой информации, при необходимости вводить цензуру ограничения на выпуск газет;

15) вводить особые правила пользования связью;

16) ограничивать движения транспортных средств и проводить их досмотр;

17) вводить комендантский час;

18) пресекать создание и деятельность вооруженных формирований граждан, не предусмотренных законодательством Республики Таджикистан;

19) проверять документы граждан, а в необходимых случаях при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых, сильнодействующих химических и ядовитых веществ проводить личный досмотр, досмотр веществ и транспортных средств;

20) запрещать ввоз и вывоз с целью распространения в других местностях печатных изданий, магнитофонных и видеозаписей, призывающих по своему содержанию к дестабилизации обстановки, разжиганию межнациональной розни, неповиновению соответствующим органам государственной власти.

5. Президент Республики Таджикистан вправе отменить любое решение нижестоящих органов и должностных лиц, действующих в местностях, где объявлено чрезвычайное положение. Для координации работ по предупреждению или ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств Правительство Республики Таджикистан, председатели Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, районов и городов могут образовывать специальные временные органы (статья 5 Конституционного закона Республики Таджикистан "О правовом режиме чрезвычайного положения").

На период чрезвычайного положения и особых форм правления руководители предприятий, учреждений и организаций вправе в необходимых случаях переводить рабочих и служащих без их согласия на работу, не обусловленную трудовым договором.

Принцип выборности руководителей предприятий, учреждений и организаций в период чрезвычайного положения и особых форм правления может быть не соблюден, если этого требуют интересы нормализации обстановки.

Во время комендантского часа и особых форм правления гражданам запрещается находиться на улицах или в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих их личность, либо пребывать вне своего жилища без этих документов.

Лица, допускающие нарушения названного порядка, задерживаются милицией или военными патрулями до окончания комендантского часа, а не имеющих при себе документов, - до установления их личности, но не более чем на трое суток, могут быть подвергнуты личному досмотру, а также могут быть досмотрены находящиеся при них вещи.

Нарушение требований, установленных в соответствии с пунктами 3, 4, 6, 10, 12-16, 20 статьи 4 настоящего доклада, а также требований, предусмотренных частью первой статьи 7 Конституционного закона "О правовом режиме чрезвычайного положения", влечет административное взыскание в виде штрафа в размере от половины до трех минимальных заработных плат, либо ареста на срок до 15 суток.

Распространение провокационных слухов, совершение действий, провоцирующих нарушение порядка или разжигающих национальную рознь, активное воспрепятствование осуществлению гражданами и должностными лицами их законных прав и обязанностей, а равно злостное неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел, военнослужащего или иных лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране общественного порядка, либо другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, либо нарушения правил административного надзора, совершенные в местностях, где объявлено чрезвычайное положение, влекут наложение штрафа от 10 до 20 размеров минимальной заработной платы или административный арест на срок до 30 суток с учетом тяжести совершения правонарушения.

Примечание: размер минимальной заработной платы на 1 января 2004 года составляет 7 сомони. По курсу, установленному Национальным банком, это равно 2,37 долларов США.

Протоколы по делам об указанных правонарушениях составляются уполномоченными на то работниками органов внутренних дел или комендантом отдельной местности.

Дела о нарушениях, предусмотренных статьями 8 и 9 названного Конституционного закона, рассматриваются в течение трех суток судьей в порядке, установленном Кодексом Республики Таджикистан об административных правонарушениях. Лица, совершившие административные нарушения, могут быть задержаны вплоть до рассмотрения дела судьей.

В соответствии со статьей 11 названного Закона Верховному суду Республики Таджикистан предоставляется право в условиях чрезвычайного положения изменять установленную законом территориальную подсудность гражданских и уголовных дел.

Гражданам, пострадавшим при чрезвычайных обстоятельствах либо в связи с производством работ по их предотвращению или ликвидации соответствующими государственными органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями, предоставляется жилое помещение, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и иная необходимая помощь.

6. В случаях, когда в местностях, где объявлено чрезвычайное положение, соответствующие органы государственной власти не обеспечивают надлежащего осуществления своих функций, либо они допускают антиконституционную деятельность, Президент Республики Таджикистан может установить временную особую форму правления страной или отдельными ее территориями, прямое правление Президента Республики Таджикистан с приостановлением полномочий соответствующих органов государственной власти.

Предложение о введении особых форм правления могут вноситься также органами и должностными лицами, обладающими в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан правом законодательной инициативы. Так, в соответствии со статьей 58 Конституции Республики Таджикистан право законодательной инициативы, кроме Президента Республики Таджикистан принадлежит члену Маджлиси милли, депутату Маджлиси намояндагон, Правительству Республики Таджикистан, Маджлису народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области. Право законодательной инициативы также принадлежит Конституционному суду, Верховному суду и Высшему экономическому суду по вопросам их ведения.

Как предусмотрено статьями 14 и 15 Конституционного закона "О правовом режиме чрезвычайного положения" особые формы правления могут осуществляться Президентом Республики Таджикистан через создаваемый им орган или назначаемое им должностное лицо. Решение об использовании того или иного органа при осуществлении особых форм правления страной или отдельными ее территориями принимается Президентом Республики Таджикистан с уведомлением Маджлиси Оли Республики Таджикистан (статья 14).


При введении особых форм правления указываются мотивы принятия решения, срок и территориальные границы их действия.

Президент Республики Таджикистан вправе отменить действие особых форм правления до истечения установленного срока, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для их введения, либо продлить срок их действия, если не устранены обстоятельства, послужившие основанием для их введения.

Действие особых форм правления отдельными районами, городами и регионами в случае роспуска Маджлисов народных депутатов, органов исполнительной власти на местах (хукуматов) прекращается с момента избрания нового состава местных Маджлисов народных депутатов этих территорий и образования органов исполнительной власти на местах (хукуматов).

Решение о введении, отмене или продлении особых форм правления вступает в силу с момента принятия, если иное не оговорено особо, и незамедлительно обнародуется (статья 15).

Органы или должностные лица, осуществляющие особые формы правления, вправе:

- применять меры, предусмотренные статьей 4 указанного Конституционного закона;

- приостанавливать деятельность Маджлисов народных депутатов и органов исполнительной власти на местах (хукуматов);

- временно выполнять их функции;

- входить с предложениями в органы государственной власти и управления Республики Таджикистан, по вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного развития подчиненных территорий.

Решение органа или должностного лица, осуществляющего особые формы правления отдельными территориями, по вопросам, входящим в их компетенцию в соответствии с Конституционным законом "О правовом режиме чрезвычайного положения", является обязательным для исполнения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, объединениями, расположенными на соответствующих территориях.

В период действия особых форм правления Президент Республики Таджикистан вправе отменить любое решение нижестоящих органов и должностных лиц, действующих в местностях, где объявлено чрезвычайное положение.

В этот период для координации работ по предупреждению или ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств Правительство Республики Таджикистан, председатели Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, районов и городов могут образовывать специальные временные органы.

7. Круг лиц, привлекаемых для поддержания режима чрезвычайного положения, определяется Президентом Республики Таджикистан.

Этим категориям лиц, привлекаемым для поддержания режима чрезвычайного положения, устанавливаются определенные льготы и гарантии, в частности их должностные оклады и оклады по специальным и воинским званиям устанавливаются в двойном размере. Один месяц их службы в период действия чрезвычайного положения засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) за три месяца.

Любые всевозможные в соответствии с законами (в том числе Конституцией) Республики Таджикистан ограничения прав и свобод граждан в период чрезвычайного положения допускаются лишь в случае реальной угрозы правам и свободам граждан, независимости государства и его территориальной целостности, стихийных бедствий, в результате которых конституционные органы республики не могут нормально функционировать. Как временная мера в период объявления чрезвычайного положения в Республике Таджикистан допускаются ограничения некоторых прав, предусмотренных Международным пактом о политических и гражданских правах, только для обеспечения безопасности граждан и государства.

С 1999 года в Республике Таджикистан не вводилось чрезвычайное положение.

Статья 5

1. В соответствии со статьей 14 Конституции Республики Таджикистан права и свободы человека и гражданина регулируются и охраняются Конституцией, законами республики и признанными Таджикистаном международно-правовыми актами.

2. Ограничение прав и свобод граждан допускается только с целью обеспечения прав и свобод других граждан, общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности Республики.
3. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокости и бесчеловечному обращению.

4. Специальные нормы, запрещающие противоправные действия, содержатся в Уголовном кодексе Республики Таджикистан (глава 19 "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина", глава 32 "Преступления против правосудия"), в Уголовно–процессуальном кодексе Республики Таджикистан и Кодексе исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан.

5. Международно-правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы Республики и в случае несоответствия законов этим международным нормам применяются нормы международно-правовых актов (статья 10 Конституции Республики Таджикистан).

До 2001 года в Республике Таджикистан приговоры Верховного суда не подлежали обжалованию в кассационном порядке (статья 329 Уголовно-процессуального кодекса Республики Таджикистан). Постановлением Конституционного суда Республики от 12 июня 2001 года статья 329 признана противоречащей статье 19 Конституции Республики Таджикистан и пункту 5 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Исходя из этого, Маджлиси Оли Республики Таджикистан привел эту норму Уголовно-процессуального кодекса Республики Таджикистан в соответствие с Конституцией Республики Таджикистан, после чего приговоры Верховного суда Республики Таджикистан могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке.

Статья 6

1. Согласно статье 18 Конституции Республики Таджикистан каждый имеет право на жизнь.

Таджикистан, проводя миролюбивую политику, уважает суверенитет и независимость других государств, определяет свою внешнюю политику на основе международных норм. Пропаганда войны запрещается (статья 11 Конституции Республики Таджикистан).

В Республике Таджикистан разрабатывается Военная доктрина оборонного характера, направленная на защиту правового, суверенного, демократического, светского государства и его интересов. На основании данного документа осуществляется подготовка вооруженных сил к выполнению мероприятий оперативно-тактического характера или недопущению развязывания локальных и региональных военных конфликтов.

С начала проведения антитеррористической операции на территории Афганистана Республика Таджикистан активно сотрудничает с другими государствами в обеспечении успешного проведения данной операции.

2. В Уголовном кодексе Республики Таджикистан предусмотрен раздел ХУ, глава 34 "Преступление против мира и безопасности человечества":

- планирование или подготовка агрессивной войны и за развязывание или ведение агрессивной войны (статья 395, части 1 и 2);

- за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (статья 396);

- за производство или распространение оружия массового поражения (статья 397);

- за геноцид (статья 398);

- за биоцид (статья 399);

- за экоцид (статья 400).

Республика Таджикистан ядерным и наступательным вооружением не обладает.

Республика Таджикистан присоединилась к следующим международным договорам в области нераспространения оружия массового поражения:

- Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года;

- Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления химического оружия и его уничтожения от 13 января 1993 года;

- Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 года.

3. В Республике создается действенный механизм как охраны, так и защиты жизни человека не только в правоохранительной деятельности, но и в сфере борьбы с преступностью, обеспечения сохранности человеческой жизни в социальной сфере.

Каждый имеет право на охрану здоровья. Каждый в рамках, определенных Законом, пользуется бесплатной медицинской помощью в государственных учреждениях здравоохранения. Другие формы оказания медицинской помощи определяются Законом (статья 38 Конституции Республики Таджикистан).

4. Одним из важных направлений деятельности Министерства здравоохранения Республики стала борьба против ВИЧ-инфекции, его профилактика и лечение. 27 декабря 1993 года утвержден Закон Республики Таджикистан "О профилактике заболевания СПИДом". В настоящее время подготовлен проект нового Закона Республики Таджикистан "О профилактике ВИЧ-инфекции". Разработана Национальная программа профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИД/БППП. Имеется постоянный Национальный координационный комитет по профилактике СПИД/БППП. Учитывая эпидемиологическую опасность распространения ВИЧ-инфекции, 30 декабря 2000 года Правительством страны утверждена новая Национальная программа по профилактике вируса иммунодефицита человека, СПИДа и болезней, передаваемых половым путем, в Республике Таджикистан до 2007 года. В настоящее время в стране официально зарегистрировано 75 случаев ВИЧ-инфекции, причем уровень ВИЧ-инфекции за последние полтора года увеличился более чем в десять раз по сравнению с десятью предыдущими годами, с момента регистрации первых случаев ВИЧ-инфекции.

С 1999 года в Республике открыты и функционируют 15 пунктов доверия, где работают специалисты, медсестры, врачи консультанты (нарколог, психотерапевт, дерматолог, венеролог и волонтеры из числа наркоманов)1.

5. В соответствии с законодательством Республики Таджикистан под убийством во всех его проявлениях понимается умышленное лишение жизни человека.

Свыше 70 статей Уголовного кодекса Республики Таджикистан отводится преступлениям против жизни, здоровья, личной свободы и неприкосновенности личности.

6. В Таджикистане из года в год уменьшается количество убийств и покушений на убийство: в 1999 году – 357, в 2000 году – 283, в 2001 году – 233, в 2002 году – 180, в 2003 году - 164, что связано со стабилизацией общественно-политической обстановки в стране. Наряду с этим увеличивается и процент их раскрываемости: в 1999 году – 32,9%, в 2000 году – 36,8%, в 2001 году – 42,9%, в 2002 году – 47,1%, в 2003 году – 52,6%2.

За 1999-2003 годы судами Республики Таджикистан осуждены 938 человек за убийство



страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 6 | страница 7

Смотрите также: