Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7
2.

6. Граждане уравнены с организациями в правах и возможностях получения информации. Право каждого человека на получение информации закреплено в статье 25 Конституции Республики Таджикистан, обязывающей государственные органы, общественные объединения и должностных лиц обеспечить каждому возможность получения и ознакомления с документами, касающимися его прав и интересов. Право и свобода получения информации, касающейся прав и интересов личности, согласно статье 47 Конституции Республики Таджикистан не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения.

В соответствии со статьей 27 Закона Республики Таджикистан "О печати и других средствах массовой информации" и статьей 20 Закона Республики Таджикистан "О телевидении и радиовещании" граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц. Средства массовой информации имеют право получать такую информацию от государственных органов, общественных объединений и должностных лиц. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица представляют средствам массовой информации имеющиеся сведения и возможность ознакомления с документами. Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжалован представителем средства массовой информации вышестоящему органу или должностному лицу, а затем в суд. Должностные лица, предоставляющие информацию, несут ответственность за ее достоверность. Законом "Об обращениях граждан" от 14 декабря 1996 года обязанностями государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций по рассмотрению обращений является своевременно рассматривать обращения и письменно сообщать гражданам о результатах рассмотрения обращения (статья 9). Запрещается разглашение сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращений: сведений о личной жизни граждан без их согласия, по просьбе гражданина не подлежат разглашению какие-либо сведения о его личности (статья 11), за что предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 14.

7. С этими принципами связаны также права и обязанности журналиста в Республике Таджикистан. Журналист имеет право: искать, получать и распространять информацию, быть принятым должностным лицом в связи с осуществлением профессиональных обязанностей, производить любые записи, в том числе с использованием средств техники, присутствовать в районе стихийных бедствий, обращаться к специалистам по проверке фактов и обстоятельств. Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации, уважать права, законные интересы, национальное достоинство граждан, права и законные интересы организаций (статьи 31 и 32 Закона Республики Таджикистан "О печати и других средствах массовой информации").

8. Недопустимо и уголовно наказуемо вмешательство в деятельность средств массовой информации, воспрепятствование со стороны должностных лиц государственных и общественных органов законной профессиональной деятельности журналистов, принуждение журналистов к распространению либо отказу распространения информации (статья 37 Закона Республики Таджикистан "О печати и других средствах массовой информации", статья 6 Закона Республики Таджикистан "О телевидении и радиовещании").

Работники государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, виновные в разглашении охраняемой информации о личной жизни граждан, а также другой информации, если это ущемляет права и законные интересы граждан, в соответствии с Законом Республики Таджикистан "Об обращениях граждан", несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, если указанные действия не влекут административной или уголовной ответственности.

9. Уголовный кодекс Республики Таджикистан Республики Таджикистан статьей 148 предусматривает наказание за отказ в предоставлении гражданину информации, документов или материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы и собранных в установленном порядке, а равно предоставление лицу неполной или умышленно искаженной такой информации, если это причинило ущерб правам и интересам данного гражданина, - штраф в размере от 300 до 500 минимальных размеров заработной платы либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет. За период с 1999 по 2003 год по данной статье не было возбуждено ни одного уголовного дела, так как не имели места факты обращения граждан в правоохранительные органы по данным вопросам.

10. Уголовно наказуемо также воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста. Согласно статье 162 Уголовного кодекса Республики Таджикистан воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной профессиональной деятельности журналиста, а равно принуждение его к распространению либо отказу от распространения информации, соединенное с угрозой насилия, уничтожением или повреждением имущества, распространением клеветнических измышлений или оглашением иных сведений, которые потерпевший желает сохранить в тайне, а равно путем угрозы ущемления прав и законных интересов журналиста, - наказывается штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров заработной платы либо исправительными работами на срок до двух лет либо арестом на срок до шести месяцев.

Те же деяния, сопряженные с насилием, уничтожением или повреждением имущества, с использованием своего служебного положения, наказываются ограничением свободы сроком до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового. За период с 1999 по 2003 год по данной статье не было возбуждено ни одного уголовного дела, так как не имели места факты обращения граждан в правоохранительные органы по данным вопросам.

11. В Республике Таджикистан зарегистрировано 6 информационных агентств, 271 периодическое печатное издание (газеты и журналы). Из них 6 являются официальными республиканскими изданиями (Газеты: "Садои мардум", "Чумхурият" на таджикском языке, "Халк овози" на узбекском языке, "Народная газета" на русском языке и журналы: "Ахбори ("Ведомости") Маджлиси Оли Республики Таджикистан" и "Сборник Собрания постановлений Правительства Республики Таджикистан " на таджикском и русском языках). Печатные издания выходят на таджикском, русском, узбекском, киргизском, фарси языках и шугнанском наречии.

Из электронных средств массовой информации государственными являются каналы:

- республиканского телевидения и радио;

- телевидения и радио Горно-Бадахшанской Автономной области;

- телевидения и радио Хатлонской области;

- телевидения и радио Согдийской области;

- телевидения города Куляба.

Негосударственными являются 17 телестудий и 4 радиостанции, осуществляющих свою деятельность на лицензионной основе9.

12. За период с 1999 года в основном все обращения о регистрации печатного издания или электронного средства массовой информации были удовлетворены, если оформление документов на их открытие соответствовало установленным стандартам. В одном случае решение о выдаче лицензии на осуществление деятельности, связанной с радиовещанием было вынесено в результате повторного рассмотрения (Радио "Азия плюс").

Исходя из принципа всестороннего освещения происходящих в Республике Таджикистан процессов и событий, Законом "О печати и других средствах массовой информации" предусмотрено право иностранных средств массовой информации организовывать свою деятельность в Республике Таджикистан путем открытия представительств или аккредитации журналистов (статья 39). В настоящее время в Республике Таджикистан аккредитованы 169 журналистов и сотрудников средств массовой информации иностранных государств. Представительства СМИ иностранных государств в Республике Таджикистан: 1 филиал, 3 бюро, 7 корреспондентских пунктов, 7 корреспондентских отделений10.

13. Принципы демократии и свободы СМИ в Республике Таджикистан подтверждаются также тем, что при формировании состава Комиссии Комитета по телевидению и радиовещанию при Правительстве Республике Таджикистан по выдаче лицензий на вещательную деятельность телерадиоорганизациям лишь 50% ее членов составляют работники Комиссии Комитета по телевидению и радиовещанию при Правительстве Республики Таджикистан. Остальные члены Комиссии – представители ЮНЕСКО в Таджикистане, ТАНТИС (Национальной ассоциации новых технологий и систем информации Таджикистана), общественного телевидения "Пойтахт" ("Столица"), ТАДЖ АНЭСМИ, Министерства связи Республики Таджикистан, Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. В случаях возникновения спорных вопросов создается согласительная комиссия.

Все это позволяет говорить о достаточно высоком уровне свободы прессы в Республике Таджикистан.

14. Главными трудностями на пути дальнейшего развития свободы слова в Таджикистане является отсутствие какой-либо государственной финансовой поддержки, как на законодательном, так и на организационно-практическом уровне. Из-за финансовых трудностей до 50% газет в Республике в настоящее время издаются нерегулярно или временно не издаются.

Статья 20

1. Миролюбивая политика Республики Таджикистан закреплена конституционно. Согласно статье 11 Конституции Республики Таджикистан, проводя миролюбивую политику, Таджикистан уважает суверенитет и независимость других государств, определяет свою внешнюю политику на основе международных норм. Пропаганда войны запрещается. Таджикистан, руководствуясь высшими интересами народа, может входить в содружества и другие международные организации, а также выходить из них, устанавливать связи с зарубежными странами. Государство сотрудничает с зарубежными соотечественниками.

Планирование или подготовка агрессивной войны в соответствии с частью 1 статьи 395 Уголовного кодекса Республики Таджикистан наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет с конфискацией имущества. Развязывание или ведение агрессивной войны, согласно части 2 статьи 395 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, наказывается лишением свободы на срок от 15 до 20 лет с конфискацией имущества или смертной казнью. Согласно части 1 статьи 396 Уголовного кодекса Республики Таджикистан публичные призывы к развязыванию агрессивной войны наказываются штрафом в размере от 500 до 1 000 минимальных размеров заработной платы либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Те же действия, совершенные с использованием средств массовой информации или лицами, занимающими государственные должности Республики Таджикистан, наказываются лишением свободы от семи до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (часть 2 статья 396).

За период с 1999 по 2003 год по статьям 395 и 396 Уголовного кодекса Республики Таджикистан не было возбуждено ни одного уголовного дела, так как подобные факты не имели места.

2. Статьей 8 Конституции Республики Таджикистан налагается запрет на деятельность, которая пропагандирует расовую, национальную, социальную и религиозную вражду. Уголовный кодекс Республики Таджикистан предусматривает наказание за действия, направленные на возбуждение национальной расовой, местнической или религиозной вражды.

А именно: действия, направленные на возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды или розни, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности граждан по признаку их отношения к религии, национальной, расовой или местнической принадлежности, если эти действия совершены публично или с использованием средств массовой информации, - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок (часть 1 статьи 189). Те же действия, совершенные повторно, с применением насилия или угрозой его применения, с использованием служебного положения, группой лиц или группой лиц по предварительному сговору наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет или без такового (часть 2 статьи 189). Действия, предусмотренные частями первой или второй статьи 189, если они совершены организованной группой, повлекли смерть человека или иные тяжкие последствия, повлекли насильственное выдворение гражданина с постоянного места жительства, совершены при опасном или особо опасном рецидиве, наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет либо без такового (часть 3 статьи 189).

Распространение литературы и изданий, в которых содержатся сведения пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, порнография, призывы к совершению других уголовно наказуемых деяний, запрещается также согласно статье 22 Закона Республики Таджикистан "О печати и других средствах массовой информации".

Статья 21

1. Конституцией Республики Таджикистан (статья 29) гражданам гарантируется право участвовать в установленных законом собраниях, митингах, демонстрациях и мирных шествиях. Никто не может быть принудительно привлечен к участию в них. Уголовный кодекс Республики Таджикистан Республики Таджикистан предусматривает наказание за воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (статья 161).

Порядок проведения мирных собраний, демонстраций, шествий регламентируется Законом Республики Таджикистан "О собраниях, митингах, демонстрациях и мирных шествиях" 1998 года. Статьей 6 Закона регламентируется право граждан на забастовки (стачки).

2. В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан граждане вправе участвовать в установленных законом собраниях, митингах, демонстрациях и мирных шествиях. Никто не может быть принудительно привлечен к участию в них. Государство гарантирует право граждан на организацию, проведение демонстраций и участие в них путем: безвозмездного предоставления гражданам и их объединениям улиц, площадей, парков, скверов, других открытых пространств; распространения информации государственными органами печати, телевидения, радио и другими аудиовизуальными средствами; содействия в организованном проведении мероприятий со стороны органов государственной власти и должностных лиц. Проведение мероприятий может сопровождаться использованием различной символики, атрибутики и иных средств публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средств агитации. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются свободой участия в демонстрациях наравне с гражданами Республики Таджикистан.

3. Для организации демонстрации требуется письменное уведомление о проведении демонстрации, направляемое организатором Председателю Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, района в срок не позднее 15 дней до намеченной даты его проведения, с указанием цели, формы, места проведения демонстрации или маршрута движения, времени начала и окончания демонстрации, предполагаемого количества участников, организаторов и их координат, даты подачи уведомления.

Демонстрации могут проводиться в любых пригодных для этих целей местах, за исключением мест, использование которых ограничено или запрещено решениями местных Маджлисов народных депутатов.

4. Проведение демонстрации может быть запрещено в случаях, если целью намеченной демонстрации является пропаганда действия либо сами действия, запрещенные Конституцией и законами Республики Таджикистан, если ее предполагается проводить в месте, ранее заявленном для проведения другого мероприятия, а также во время, ранее заявленное для проведения другого мероприятия, либо в месте, запрещенном или ограниченном для проведения демонстраций, если она создает или может создать неустранимые помехи в движении транспорта и граждан либо грозит остановкой работы предприятий, учреждений и организаций, связанных с жизнеобеспечением населения, если она создает реальную угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан, а также нарушает их права и законные интересы (статья 15 Закона Республики Таджикистан "О собраниях, митингах, демонстрациях и мирных шествиях"). Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирование после наложения административного взыскания влечет уголовную ответственность по частям 1 и 2 статьи 160 Уголовного кодекса Республики Таджикистан.

В соответствии со статьей 16 Закона решение о запрещении проведении демонстрации может быть обжаловано организатором в суде. Жалоба должна быть рассмотрена судом в трехдневный срок.

Во время проведения демонстрации его участники обязаны соблюдать общественный порядок. Участникам запрещается иметь при себе оружие, специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, а также для причинения вреда собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (статья 18).

5. Органы государственной власти, должностные лица предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, общественные объединения и граждане не вправе препятствовать демонстрациям, проводимым в соответствии с законом. Гарантируется также право на свободное выражение мнений при проведении демонстраций, если оно не нарушает общественный порядок и установленный организатором порядок проведения данного мероприятия (статьи 22 и 23).

6. Действие указанного закона не распространяется на мероприятия, проводимые в специально приспособленных для этих целей местах, на собрания и митинги трудовых коллективов, на собрания (пленумы, съезды, конференции) общественных объединений, политических партий, проводимых в соответствии с законодательством, их уставами и положениями.

7. Согласно части 1 статьи 161 Уголовного кодекса Республики Таджикистан незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены с применением насилия или угрозой его применения, наказываются штрафом либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Те же деяния, совершенные с использованием служебного положения, наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (часть 2 статья 161).

8. За период с 1999 года по настоящее время не зафиксировано фактов отказа обращений при проведении демонстраций, митингов, мирных собраний. Не было возбуждено ни одного уголовного дела по статьям 160 и 161 Уголовного кодекса Республики Таджикистан.

Статья 22

1. В соответствии со статьей 8 Конституции Республики Таджикистан "в Таджикистане общественная жизнь развивается на основе политического и идеологического плюрализма. Ни одна идеология, в том числе религиозная, не может устанавливаться в качестве государственной. Общественные объединения создаются и действуют в рамках Конституции Республики Таджикистан и законов. Государство предоставляет им равные возможности в их деятельности. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела. Создание и деятельность общественных объединений, пропагандирующих расовую, национальную, социальную и религиозную вражду или призывающих к насильственному свержению конституционного строя и организации вооруженных групп, запрещаются".

2. Согласно статье 28 Конституции Республики Таджикистан "граждане имеют право объединяться"3. Гражданин вправе участвовать в создании политических партий, в том числе имеющих демократический, религиозный и атеистический характер, профессиональных союзов и других общественных объединений, добровольно входить в них и выходить из них.

Общественные объединения являются неотъемлемой частью гражданского общества и Таджикистан стремится, чтобы эти институты демократического общества, развивались в стране.

В стране действуют Закон Республики Таджикистан "Об общественных объединениях", принятый в 1998 году, и Гражданский Кодекс 1999 года, согласно которым существуют несколько организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в том числе: потребительские кооперативы, общественные объединения (организации), общественные фонды, учреждения, ассоциации (союзы). В статье 3 Закона говорится, что "право граждан объединяться" включает в себя право создавать, участвовать в создании на добровольной основе общественных объединений для защиты общих интересов и достижения общих целей, право добровольно входить в существующие общественные объединения, либо воздержаться от вступления в них, а также добровольно и беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан".


.
В статье 5 Закона под общественным объединением в Таджикистане понимается "добровольное, самоуправляемое и некоммерческое формирование, которое создано по инициативе граждан и юридических лиц на основе общности интересов и целей".

Статья 12 Закона гласит, что учредителями, членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18-летнего возраста и юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства также наравне с гражданами Республики Таджикистан, могут быть учредителями и членами общественных объединений, за исключением случаев установленных законами республики или международно-правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, членами детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 10 лет.

Статья 14 фиксирует правила государственной регистрации общественных объединений. Государственная регистрация республиканских и международных общественных объединений производится Министерством юстиции Республики Таджикистан. Государственная регистрация местных общественных объединений производится управлениями юстиции местных органов власти.

Для государственной регистрации подаются следующие документы: заявление в регистрирующий орган, устав, протокол учредительного съезда, сведения об учредителях, документ об уплате регистрационного взноса, документ о предоставлении юридического адреса общественного объединения. Документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции или собрания). Регистрация общественных объединений производится в течение 30 дней с момента предоставления перечисленных документов. Указанный срок прерывается на время, в течение которого заявитель устраняет недостатки учредительных документов, выявленные в ходе их рассмотрения.

Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

В Таджикистане действуют 1 923 (по состоянию на январь 2004 года) неправительственных общественных объединений, количество которых постоянно возрастает, они специализируются по различным направлениям3. Их деятельность охватывает почти все сферы, они занимаются проблемами социальной защиты населения, вопросами образования молодёжи, здравоохранения, экологии, гендерного равенства, а также проблемами безопасности и прав человека. Во многих секторах общественные объединения тесно взаимодействуют с Правительством. Например, 60 общественных объединений по продвижению гендерного равенства внесли вклад в разработку "Национального плана действий по повышению статуса и роли женщин на 1998?2005 годы". Общественные объединения являются важным элементом гражданского общества и содействуют продвижению мира в Таджикистане. Многие из них участвовали в подписании "Договора об общественном согласии в Таджикистане". Президент Республики Таджикистан, высоко оценивая деятельность неправительственных организаций, в июне 2002 года провел встречу с представителями неправительственных организаций.

В соответствии с законодательством приостановление деятельности общественных организаций осуществляется по представлению прокурора или по инициативе органа, зарегистрировавшего общественное объединение, суд может приостановить деятельность общественного объединения на срок до трех месяцев в случаях:

– однократного, грубого нарушения устава общественного объединения;

– нарушения действующего законодательства;

– нарушения общественным объединением прав и законных интересов физических или юридических лиц.

Решение о приостановлении деятельности общественного объединения может быть обжаловано в установленном порядке в суд. В случае не устранения общественным объединением указанных нарушений орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности данного объединения, вносит в суд заявление о его ликвидации.

3. В Республике Таджикистан трудящиеся имеют право добровольно создавать по своему выбору и без предварительного разрешения профсоюзы. В стране действует Закон Республики Таджикистан "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" от 1992 года.

Статья 1 Закона определяет профсоюзы "добровольными общественными организациями, объединяющими трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности, как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов своих членов".

Профессиональные организации могут создавать различные объединения профсоюзов по отраслевому, территориальному принципам, а также вступать в них. Государственные органы не в праве вмешиваться в деятельность профсоюзов.

В Республике Таджикистан действуют Федерация профсоюзов Таджикистана, 18 отраслевых республиканских комитетов, 3 областных Совета профсоюзов, более 200 областных, городских и районных комитетов профсоюзов, 9 416 первичных профсоюзных организаций, в которых состоит около 1 300 000 членов профсоюзов, из них работающих 650 000, а остальные пенсионеры, студенты и учащиеся училищ и техникумов. Число членов профсоюзов в местной промышленности - 15 700, в текстильной и легкой – 29 000, в горно-металлургической – 21 874, в машиностроении – 3 500, в химической 4 450, в связи – 8 000, на железной дороге – 745 и в энергетике-18 122 человека11.

Профессиональные союзы в соответствии с уставными целями и задачами вправе сотрудничать с аналогичными организациями других государств и заключать с ними договоры и соглашения.

Принадлежность или не принадлежность к профессиональным союзам не влечет за собой какого-либо ограничения трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантируемых законодательством.

Профсоюзы в лице их республиканских органов участвуют в разработке законодательных актов по труду, социально-экономическим вопросам, а также вносят предложения по этим вопросам в соответствующие органы. Они могут выдвигать кандидатов в депутаты парламента, принимать участие в избирательных кампаниях.

Администрация государственных, хозяйственных и кооперативных органов, общественных организаций, а также собственники, должностные лица обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности. Работники, избранные в состав профессиональных органов и не освобожденные от производственной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия органа, членами которого они являются.

Администрация предприятия предоставляет профсоюзам в пользование необходимое для их деятельности оборудование, помещение, транспортные средства и средства связи.

В соответствии со статьей 18 названного Закона профессиональные союзы имеют право проводить собрания, а также в установленном законом порядке организовывать митинги, демонстрации и иные массовые мероприятия.

При возникновении коллективных трудовых споров между администрацией предприятия, с одной стороны, и трудовым коллективом или профсоюзом, с другой стороны, и не урегулирования их в примирительной комиссии и трудовом арбитраже профсоюзы в лице уполномоченных ими органов вправе организовать и провести забастовку в соответствии с действующим законодательством.

4. Деятельность политических партий регламентируется Законом Республики Таджикистан "О политических партиях", принятым в 1998 году. В Республике Таджикистан действуют шесть политических партий. Согласно статье 3 данного закона, партии создаются гражданами Республики Таджикистан свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде (конференции, собрании), на котором принимаются устав и формируются руководящие органы партии.

Для государственной регистрации политические партии представляют списки не менее чем от 1 000 граждан-сторонников, являющихся жителями большинства городов и районов Республики Таджикистан. Для государственной регистрации партия в течение месяца подает заявление в Министерство юстиции республики, подписанное лицом, уполномоченным учредительным собранием (конференцией, съездом) создаваемой партии, с указанием юридического адреса руководящего органа.

После государственной регистрации политической партии в Министерстве юстиции Республики Таджикистан, она в течение трех месяцев должна иметь в большинстве областей, городов и районов первичные организации.

Политические партии участвуют в государственной жизни в следующих формах. Партии выдвигают своих кандидатов для избрания в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан и органы местного самоуправления, на государственные должности, формируют фракции в представительных органах власти. В Республике действует единственная в регионе партия Исламского Возрождения Таджикистана. Однако религия отделена от государства, а политические партии с религиозной идеологией не имеют права использовать культовые учреждения в политических целях. Партиям не допускается иметь свои органы в государственных органах, а государственные служащие свои партийные обязанности осуществляют вне связи со своей основной служебной деятельностью.

В статье 4 Закона закреплено положение, согласно которому запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное свержение конституционного строя и организацию вооруженных групп, пропаганду местничества, национальной, социальной и религиозной вражды. Политические партии не имеют права использовать в своей деятельности религиозные организации. Не допускается создание и деятельность политических партий в органах государственной безопасности, внутренних дел, прокуратуры, таможни, налоговой полиции, юстиции, судов, вооруженных сил и других вооруженных формированиях Республики Таджикистан, а также в органах государственной власти, средних школах и высших учебных заведениях.

Согласно статье 16 Закона руководящий орган партии обязан публиковать финансовый отчет об источниках, размерах и расходовании средств, поступивших в партийную кассу в течение отчетного года, а также об имуществе партии и уплаченных налогах. Финансовый отчет политической партии проверяется соответствующим органом налоговой службы Республики Таджикистан.

Согласно статье 20 Закона в случае нарушения партией Конституции и законов Республики Таджикистан, а также получения экономической и политической помощи из зарубежных стран, Министерством юстиции Республики Таджикистан или Генеральным прокурором Республики Таджикистан выносится предупреждение о прекращении незаконной деятельности. Если партия в десятидневный срок не выполнит требование о прекращении незаконной деятельности, ее деятельность может быть приостановлена решением Верховного суда Республики Таджикистан на срок до шести месяцев.

Если партия будет продолжать свою противоправную деятельность после приостановления ее деятельности либо будет вести деятельность, запрещенную частью 1 статьи 4 Закона, то по решению Верховного суда Республики Таджикистан деятельность этой политической партии может быть прекращена.

Статья 23

1. Согласно национальным традициям и законам семья, отцовство, материнство и детство являются предметом пристальной заботы всего общества. В соответствии со статьей 33 Конституции Республики Таджикистан "семья как основа общества находится под защитой государства. Каждый имеет право на создание семьи. Мужчина и женщина, достигшие брачного возраста, имеют право свободно вступать в брак. В семейных отношениях и при расторжении брака супруги равноправны. Многобрачие запрещается".

2. Конституция Республики Таджикистан обязывает родителей заботиться о воспитании, физическом развитии своих детей. В статье 34 Конституции Республики Таджикистан отмечается, что "мать и ребенок находятся под особой защитой и покровительством государства. Родители ответственны за воспитание детей, а совершеннолетние и трудоспособные дети обязаны, заботиться о своих родителях. Государство заботится о защите детей-сирот и инвалидов, их воспитании и образовании".

Основные нормы, регулирующие семейные отношения в Таджикистане определяет Семейный кодекс Республики Таджикистан, принятый в 1998 году. В статье 1 Семейного кодекса Республики Таджикистан говорится, что "семья, брак, материнство, отцовство и детство в Республике Таджикистан находится под защитой государства".

Учитывая важность и многогранность проблем семьи и семейных отношений и тем фактом, что законодательство Республики Таджикистан, возможно, еще не охватывает все аспекты этих отношений, в статье 6 Семейного кодекса зафиксировано, что "если международным договором Республики Таджикистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, то применяются правила международного договора".

3. Семья и семейные отношения должны базироваться на чувствах взаимной любви, уважения и ответственности. В пункте 3 статьи 1 Семейного кодекса отмечается, что "признается брак, заключенный только в государственных органах записи актов гражданского состояния. Брак, заключенный по религиозным обрядам, не имеет правового значения". Законом признаются права и обязанности супругов со дня регистрации только в государственных органах.

4. В Республике Таджикистан брачный возраст установлен в 17 лет. Но "в исключительных случаях суд вправе снизить брачный возраст по просьбе лиц, желающих вступить в брак, установленный настоящей статьей для мужчин и женщин, не более чем на один год", согласно пункта 2 статьи 13 Семейного кодекса. Существуют обстоятельства, которые ограничивают права граждан вступать в брачные отношения. Статья 14 Кодекса гласит: "не допускается заключение брака между:

- лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

- полнородными или неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами;

- усыновителями и усыновленными;

- лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия;

- лицами, из которых хотя бы одно признано судом ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными или наркотическими веществами".

В соответствии с законодательством Республики Таджикистан ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак.

Законодательство республики также имеет нормы предусматривающие расторжение брака. В соответствии со статьей 16 Семейного кодекса:

1) брак прекращается вследствие смерти или объявления одного из супругов умершим;

2) брак может быть прекращен путем его расторжения (развода) по заявлению одного или обоих супругов, опекуна супруга, призванного судом недееспособным, а также прокурора.

Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, если развод производится при взаимном согласии супругов, которые не имеют общих несовершеннолетних детей или при наличии детей, один из супругов признан судом безвестно отсутствующим, признан судом душевно больным, осужден за преступления к лишению свободы на срок более трех лет (статьи 18 и 19 Семейного кодекса Республики Таджикистан). Споры о разделе общего имущества, выплата средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга и детей рассматриваются только в судебном порядке. Брак расторгается в судебном порядке, если у супругов есть общие несовершеннолетние дети, имеется имущественный спор или когда, один из супругов уклоняется от расторжения брака (статья 21).

В случае расторжения брака предусматривается необходимая защита всех детей. В случае отсутствия согласия между супругами в соответствии пунктом 2 статьи 24 Семейного Кодекса "суд обязан:

- определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;

- определить, с кого из родителей, и в каких размерах взыскиваются алименты на содержание детей".

6. Также существуют другие законы и законодательные акты Республики Таджикистан, которые непосредственно защищают интересы семьи, материнства, отцовства, детей. Так, Закон Республики Таджикистан "Об охране здоровья населения" устанавливает право граждан на охрану здоровья, получение медико-санитарной помощи, на свободный выбор медицинского учреждения и врача, получение необходимой информации о состоянии своего здоровья и здоровья своих детей, на получение медицинской и протезно-ортопедической помощи в других странах. Материнство охраняется государством. Женщинам предоставлен ряд льгот и гарантий при осуществлении своих прав и законных интересов.

Статья 24

1. В соответствии со статьей 34 Конституции Республики Таджикистан ребенок находится под особой защитой и покровительством государства.

Родители ответственны за воспитание детей.

Национальным законодательством и практикой правосудия предусматриваются специальные меры и процедуры защиты несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с уголовным законом. Впервые в Уголовном кодексе Республики Таджикистан помещен раздел "Уголовная ответственность несовершеннолетних", что соответствует требованиям Конвенции о правах ребенка и Международного пакта о гражданских и политических правах о запрете на лишение свободы ребёнка незаконным или произвольным путём. Существенно сужены рамки ответственности лиц, совершивших преступление в возрасте до 16 лет. В то же время с учётом ситуации срок максимального наказания лишения свободы в отношении несовершеннолетних по совокупности приговоров увеличен с 10 до 15 лет. При назначении наказания суд должен учитывать несовершеннолетний возраст подсудимого в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. В то же время суд вправе учитывать как отягчающее вину обстоятельство - совершение преступления в отношении ребенка либо с использованием ребёнка.

Статьей 23 Уголовного кодекса Республики Таджикистан к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет, предусматривается наступление уголовной ответственности с 14 лет за совершение 23 видов преступлений.

Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрены дискреционные полномочия (прекращение уголовного преследования) суда, прокурора и органа расследования на любой стадии рассмотрения по делам в отношении несовершеннолетних и их освобождения от уголовного наказания с применением мер воспитательного воздействия (пункт 3 статьи 5). Данное положение соответствует требованиям Конвенции о правах ребёнка и Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) о выведении разбирательства по правонарушениям, совершенным несовершеннолетними за рамки официального правосудия.

Таджикистан заботится о защите детей-сирот и инвалидов, их воспитании и образовании. Дети в возрасте до 14 лет составляют 41,5% населения Республики, это 2 533 000 человек из 6 100 000 населения в 1999 году. Каждый год рождается 1 293 000 детей7.

2. Забота о воспитании своего ребенка является конституционной обязанностью каждого гражданина. Семейный кодекс Республики Таджикистан определяет обязанности родителей, ответственность за физическое развитие и обучение детей. Также устанавливается законодательный порядок взаимоотношений родителей и детей, основания возникновения прав и обязанностей. В целях защиты интересов ребенка установлены пределы родительских прав, которые могут осуществляться лишь в интересах детей.

Законодательство Республики Таджикистан предусматривает меры предотвращения разлучения детей с родителями без особых на то обстоятельств.

Это положение прежде всего закреплено приоритетным правом родителей на воспитание своих детей даже в случаях, когда брак между родителями расторгнут.

3. Каждый ребенок имеет право на имя (статья 58 Семейного кодекса Республики Таджикистан). Согласно статье 20 Гражданского кодекса Республики Таджикистан имя, полученное гражданином при рождении, подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. Так, в 2000 году в Республике были зарегистрированы 111 536 детей до 1 года и 22 601 с возрастом выше одного года. Эти цифры в 2001 году составляли соответственно 122 063 и 41 912 детей. В 2002 году были зарегистрированы 176 157 детей, 124 657 из них до одного года и 51 500 возрастом свыше одного года7.

4. Конкретного определения ребенка как самостоятельного субъекта с четким правовым статусом в законодательстве Республики Таджикистан пока нет. Однако правовое положение гражданина по возрасту, подходящего под понятие "ребенок", данное в Конвенции о правах ребенка, регламентируется отдельными законами Республики Таджикистан.

Так, в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Таджикистан несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 8 лет.

Согласно статье 18 Гражданского кодекса Республики Таджикистан правоспособность (иметь гражданские права и обязанности) возникает в момент рождения и прекращается со смертью. Гражданская дееспособность (т.е. способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет. Исключения: дееспособность в полном объеме приобретают лица, вступившие согласно Семейному кодексу Республики Таджикистан в брак до 17 лет, а также лица, достигшие 15 лет и работающие по трудовому договору (контракту), или с согласия родителей, усыновителя, либо попечителя, занимающиеся предпринимательством. Семейный кодекс Республики Таджикистан предусматривает, что в исключительных случаях суд вправе снизить брачный возраст по просьбе лиц, желающих вступить в брак, установленный настоящей статьей для мужчин и женщин, не более чем на один год (статья 13).

Согласно статьям 27 и 174 Трудового кодекса Республики Таджикистан не допускается прием на работу лиц, моложе 15 лет. Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения в свободное время по достижению ими четырнадцатилетнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица.

Все лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра (статья 145 настоящего Кодекса).

5. Трудовой кодекс Республики Таджикистан гарантирует право на труд с учетом образования, желания и возможностей каждого гражданина Республики Таджикистан, предоставляет ряд льгот несовершеннолетним, запрещает использование их труда, опасного для здоровья, мешающего получению базового образования.

Работодатель обязан принимать выпускников общеобразовательных школ и других лиц моложе 18 лет на работу, направляемых службой занятости населения в порядке трудоустройства на рабочие места в счет установленной квоты.

Отказ в приеме на работу в счет квоты запрещается и может быть обжалован в судебном порядке.

Лица, не достигшие 18 лет, в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными для них Трудовым кодексом и другими законодательными нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан.

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред здоровью или их нравственному развитию. Не допускается переноска и перемещение указанными лицами тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы.

Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет и предельно допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении ими тяжестей вручную, устанавливается законодательными и иными нормативными актами Республики Таджикистан.

Для работников в возрасте от 15 до 18 лет продолжительность рабочего времени устанавливается не более 35 часов в неделю, а для лиц в возрасте от 14 до 15 лет - не более 24 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной частью 1 настоящей статьи для лиц соответствующего возраста.

Оплата труда работников моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы производится в таком же размере, как и работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

Труд учащихся, работающих на предприятиях в свободное от учебы время, оплачивается исходя из отработанного времени или в зависимости от выработки.

Работникам моложе 18 лет ежегодный трудовой оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью не менее 30 календарных дней и может быть использован ими в летнее время или любое другое удобное для них время года.

Если рабочий год, за который предоставляется отпуск, охватывает период до и после достижения работником 18 лет, продолжительность отпуска исчисляется за стаж работы до достижения им 18 лет из расчета 30 календарных дней, а за стаж работы после достижения 18 лет - на общих основаниях.

Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, работам в выходные и праздничные дни, а также направлять их в командировки.

Прекращение трудового договора (контракта) с работником моложе 18 лет по инициативе работодателя помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия местного органа труда и занятости населения и комиссии по делам несовершеннолетних.

Родители и опекуны (попечители), а также уполномоченные на то органы вправе требовать прекращения трудового договора (контракта) с лицами моложе 18 лет, если продолжение работы угрожает их здоровью или сопряжено с иным ущербом для них.

6. Несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть назначены наказания либо принудительные меры воспитательного характера.

Видами наказания для несовершеннолетних являются:

1) штраф;

2) лишение права заниматься определенной деятельностью;

3) исправительные работы;

4) арест;

5) лишение свободы.

Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере до 100 минимальных размеров заработной платы.

Лишение права заниматься определенной деятельностью назначается несовершеннолетним на срок от одного года до двух лет.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним на срок от двух месяцев до одного года по месту работы. При этом из заработка осужденных производится удержание в доход государства в размере от 15% до 30%.

Арест назначается несовершеннолетним мужского пола, достигшим возраста 16 лет к моменту вынесения приговора, на срок от одного до четырех месяцев.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним:

1) совершившим преступление небольшой тяжести, - на срок до двух лет;

2) совершившим преступление средней тяжести, - на срок до трех лет;

3) совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление в возрасте до 16 лет, - на срок до семи лет;

4) совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление в возрасте от 16 до 18 лет, - на срок до десяти лет;

7. Лишение свободы отбывается:

1) несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола, - в воспитательных колониях общего режима;

2) несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, - в воспитательных колониях усиленного режима.

При назначении наказания несовершеннолетнему, кроме обстоятельств, предусмотренных в статье 60 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, учитываются условия его жизни и воспитания, степень психического развития, состояние здоровья, иные особенности личности, а также влияние других лиц.

Лицам, совершившим преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие в возрасте до 16 лет, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать 10 лет.

Лицам, совершившим преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие в возрасте от 16 до 18 лет, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать 12 лет.

Окончательное наказание по совокупности приговоров в виде лишения свободы не может быть назначено на срок более 15 лет.

8. Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного характера.

Несовершеннолетнему судом могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного характера:

1) предупреждение;

2) передача под надзор родителям, лиц, их заменяющих, или государственного органа по делам несовершеннолетних;

3) возложение обязанности возместить причиненный вред;

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного характера. Продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного характера, таких, как, передача под надзор родителям, или лиц, их заменяющих, или государственного органа по делам несовершеннолетних или ограничение досуга и установление особых требований к поведению, устанавливается органом, назначающим эти меры.

9. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой и средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты путем помещения его в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

Помещение в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение назначается судом на срок до трех лет, но не более чем до наступления совершеннолетия.

Пребывание в названных учреждениях может быть прекращено досрочно, если по заключению органа по делам несовершеннолетних лицо не нуждается в дальнейшем применении данной меры.

10. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к исправительным работам или к лишению свободы после фактического отбытия:

1) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;

2) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;

3) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление.

Лицу, осужденному к лишению свободы или исправительным работам за преступление, совершенное в возрасте до 18 лет, не отбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием.

11. Замена наказания более мягким может быть применена к осужденному при выполнении установленного режима для указанных в части первой настоящей статьи видов наказаний и добросовестном отношении к труду или обучению.

Замена не отбытой части наказания более мягким наказанием может быть применена после фактического отбытия:

1) не менее одной четверти срока наказания, назначенного за преступление небольшой тяжести или средней тяжести;

2) не менее одной трети срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;

3) не менее половины срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также умышленное преступление, если лицо ранее осуждалось к лишению свободы за умышленное преступление.

При замене не отбытой части лишения свободы исправительными работами они назначаются в пределах сроков, установленных для данного вида наказания, и не должны превышать не отбытого срока лишения свободы.

К лицам, которым наказание заменено более мягким, может быть применено условно-досрочное освобождение по правилам, предусмотренным статьей 91 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, по отбытии соответствующей части более мягкого наказания.

В случае совершения лицом, к которому была применена замена наказания более мягким, в течение не отбытой части наказания нового умышленного преступления, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьями 68 и 88 Уголовного кодекса Республики Таджикистан.

12. Сроки давности, предусмотренные статьями 75 и 81 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину.

Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста 18 лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью 4 статьи 84 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, сокращаются и соответственно равны:

1) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;

2) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое преступление;

3) пяти годам после отбытия лишения свободы за особо тяжкое преступление.

В исключительных случаях, учитывая содеянное и личность подсудимого, суд может применить положения данной главы по отношению лиц от 18 до 20 лет, совершивших преступления, кроме помещения их в воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения.

13. Мнение ребенка при достижении им десятилетнего возраста учитывается судом при разрешении споров между родителями по вопросам местожительства и воспитания детей. Перемена фамилии, имени и отчества гражданина допускается по достижению им 16?летнего возраста. Каждый ребенок имеет право на гражданство (статьи 15-20 Конституционного закона Республики Таджикистан "О гражданстве Республики Таджикистан" от 1995 года).

14. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Республики Таджикистан, является гражданином Республики Таджикистан независимо от места его рождения.

При различном гражданстве родителей, один из которых к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Республики Таджикистан, ребенок является гражданином Республики Таджикистан:

1) если он родился на территории Республики Таджикистан;

2) если он родился вне пределов Республики Таджикистан, но родители или один из них в это время имели постоянное местожительство на территории Республики Таджикистан.

При различном гражданстве родителей, один из которых к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Республики Таджикистан, если в это время оба родителя имели постоянное местожительство вне пределов Республики Таджикистан, гражданство ребенка, родившегося вне пределов Республики Таджикистан, определяется по письменному соглашению родителей.

Ребенок, один из родителей которого к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Республики Таджикистан, а другой являлся лицом без гражданства либо был неизвестен, является гражданином Республики Таджикистан независимо от места рождения.

В случае установления отцовства ребенка, мать которого является лицом без гражданства, а отцом признается гражданин Республики Таджикистан, ребенок, не достигший 14 лет, становится гражданином Республики Таджикистан независимо от места рождения.

Ребенок, родившийся на территории Республики Таджикистан от лиц без гражданства, является гражданином Республики Таджикистан.

Ребенок, находящийся на территории Республики Таджикистан, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Республики Таджикистан.

Ребенок, родившийся на территории Республики Таджикистан у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином Республики Таджикистан, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства.

15. Закон Республики Таджикистан "О религии и религиозных организациях" 1994 года закрепляет конституционное право каждого, в том числе ребенка, на свободу вероисповедания, защиту прав и интересов независимо от религиозной принадлежности и доступ к различным видам образования вне зависимости от отношения к религии.

16. Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, остается усыновление и опека. Получили некоторое развитие детские дома семейного типа, в которых воспитывается от пяти до десяти детей-сирот. Положительным моментом вышеназванных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является их воспитание в семье, хорошая социальная адаптация в обществе и труде. Однако семейные детские дома, находящиеся на бюджете органов исполнительной власти на местах, в настоящее время испытывают значительные финансовые трудности. Семейный кодекс Республики Таджикистан предусматривают порядок усыновления (удочерения) детей - граждан Республики Таджикистан.

Уголовный кодекс Республики Таджикистан (статья 173) предусматривает, что разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, - наказывается штрафом в размере от 300 до 500 минимальных размеров заработной платы либо исправительными работами на срок до одного года либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового.

В случаях нарушения законодательных норм и процедур, а также ущемления интересов ребенка законодательно определен порядок признания усыновления не действительным или отмены усыновления. Отмена усыновления или признание его не действительным допускается только в судебном порядке.

Усыновителями или опекунами (попечителями) могут назначаться дееспособные граждане, за исключением лиц, лишенных родительских прав или права на усыновление, а также отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей. Ограничение доступа к информации, касающейся биологической семьи, имеется только для обеспечения тайны усыновления. Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные дети наследодателя, родившиеся после его смерти) независимо от содержания завещания, наследуют не менее двух третей доли.


Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет имеют определенные ограничения в самостоятельном осуществлении имущественных сделок, в полном объеме за них сделки совершают их законные представители.

Усыновление подлежит обязательной регистрации в органах записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения об усыновлении не позднее месячного срока со дня вынесения решения.

17. В отношении детей, оказывающихся в чрезвычайных ситуациях, в частности детей-беженцев и детей в условиях военных конфликтов, стихийных бедствий, которым необходимы физическое и психологическое восстановление, социальная реинтеграция, законодательством предусматривается оказание материальной, медицинской или иной помощи, при необходимости их определяют в детское интернатное, лечебно-профилактическое учреждение. Ежегодно дети отдыхают и поправляют здоровье в детских лагерях, организуемых Правительством Республики Таджикистан и независимой Федерацией профсоюзов Республики Таджикистан. В основном это дети из многодетных семей.

18. В Уголовном кодексе Республики Таджикистан имеется целая глава, посвященная наказаниям за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Уголовный кодекс Республики Таджикистан предусматривает наказание за умышленное убийство матерью своего новорожденного ребенка, за уклонение от содержания детей или от платежа алиментов, за злоупотребление опекунскими обязанностями. Сохраняя жизнь и достоинство детей, Уголовный кодекс Республики Таджикистан Республики Таджикистан регламентирует понятие преступления и наказания и ответственность лиц, виновных в вовлечении детей в преступную деятельность, занятие попрошайничеством, проституцией, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения и вовлечение в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание детей и подростков. Семейный кодекс Республики Таджикистан предусматривает ответственность родителей и лиц, их заменяющих, за грубое обращение, отсутствие заботы и злоупотребление своими правами вплоть до лишения родительских прав.

19. При непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка. Гражданским кодексом Республики Таджикистан определена обязанность денежной или материальной компенсации за причинение гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания). Процедура подач жалоб регламентируется Законом Республики Таджикистан "Об обращениях граждан" от 1996 года, в котором не предусматриваются ограничения для несовершеннолетнего гражданина на возможность подавать жалобу как непосредственно, так и через своего представителя.

В Семейном кодексе Республики Таджикистан предусмотрена такая мера наказания родителя за уклонение от исполнения своих обязанностей или злоупотребление правами или аморальное антиобщественное поведение, как лишение родительских прав. В случае, когда ребенку опасно оставаться с родителями, суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства, независимо от лишения родительских прав. В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном временном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится. В Республике Таджикистан увеличивается число ежегодно регистрируемых детей, оставшихся без попечения родителей.

20. В случае необходимости и невозможности передачи в семью детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, принимаются меры по созданию необходимых условий в детских учреждениях, чтобы обеспечить их полноценное физическое, интеллектуальное и духовное развитие. В Республике функционируют детские дома и школы-интернаты для детей, оставшихся без родительского попечения.

Статья 25

1. Согласно статье 27 Конституции Республики Таджикистан гражданин имеет право участвовать в политической жизни и управлении государством непосредственно или через представителей.

Граждане имеют равное право на государственную службу.

Гражданин по достижении 18-летного возраста вправе участвовать в референдуме, избирать, а также быть избранным по достижении возраста, установленного Конституцией, конституционными законами и законами.

Лица, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права участвовать в выборах и референдумах.

Порядок проведения выборов регулируется конституционными законами и законами Республики Таджикистан. Референдум проводится согласно конституционному закону.

2. Граждане Республики Таджикистан приобретают право избирать депутатов всех уровней и участвовать в референдуме с 18-летнего возраста независимо от их социального и имущественного положения, политической, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, образования, отношения к религии, рода и характера занятий (статья 4 Конституционного закона Республики Таджикистан "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан", статья 2 Конституционного закона Республики Таджикистан "О выборах депутатов в местные маджлиси народных депутатов", статья 3 Конституционного закона Республики Таджикистан "О референдуме Республики Таджикистан"), быть избранным депутатом в Маджлисы народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов, граждане Республики Таджикистан имеют право по достижению ко дню выборов 18 лет, а депутатом Маджлиса намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан при достижении 25-летнего возраста, являющиеся не менее пяти последних лет гражданином Республики Таджикистан и, имеющие высшее образование (статья 28 Конституционного закона Республики Таджикистан "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан").

Членом Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан может быть избрано и назначено лицо, достигшее 35 лет, имеющее высшее образование и являющееся гражданином Республики Таджикистан.

Член Маджлиси милли избранный местным представительным органом, должен постоянно проживать на территории соответствующего округа (статья 29 Конституционного закона Республики Таджикистан "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан").

В соответствии со статьей 33 названного Закона не имеют право быть кандидатами в члены Маджлиси милли и кандидатами Маджлиси намояндагон:

- граждане, признанные недееспособными или по приговору суда находящиеся в местах лишения свободы либо находящиеся в учреждениях принудительного лечения по решению суда;

- граждане, находящиеся на действительной военной службе, солдаты, прапорщики, личный состав Вооруженных сил, Министерства безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Президентской гвардии, Комитета по охране государственной границы при Правительстве Республики Таджикистан, должностные лица налоговых органов, таможенных и других военизированных формирований Республики Таджикистан, не вышедшие в отставку;
- профессиональные деятели религиозных организаций и объединений при условии нахождения их в этих должностях;

- граждане, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких умышленных преступлений, независимо от окончания срока и снятия судимости;

- граждане, у которых не снята судимость;

- граждане, подозреваемые органами дознания и следствия, а также находящиеся в розыске за совершение преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или другие тяжкие и особо тяжкие преступления, за исключением участников военно-политического противостояния, в отношении которых применена амнистия.

Согласно статьи 34 названного Закона члены Правительства, судьи, Генеральный прокурор, его заместители, прокуроры и другие должностные лица органов прокуратуры, заместители министров и председателей государственных комитетов, руководители органов государственного управления при Правительстве Республики Таджикистан и их заместители, руководители республиканских государственных концернов, компаний, ассоциаций и корпораций и их заместители, а также руководители и ответственные лица банков не могут быть одновременно членами Маджлиси милли и регистрируются кандидатами в Маджлиси милли при условии, указания в своем заявлении, о согласии в освобождении от занимаемой должности после избрания их членом Маджлиси милли.

С 1994 года в Республике Таджикистан трижды состоялись референдумы: в 1994 году по принятию Конституции Республики Таджикистан, а в 1999 и 2003 годах по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан; дважды на альтернативной основе выборы Президента Республики Таджикистан в 1994 и 1999 годах; дважды выборы в парламент – Маджлиси Оли Республики Таджикистан в 1995 и 2000 годах.

3. В Таджикистане партийная система активно формируется. На сегодняшний день в стране действуют следующие политические партии, которые прошли регистрацию в Министерстве юстиции Республики Таджикистан и были субъектами избирательного процесса по выборам в Маджлиси Оли Республики Таджикистан:

1) Народно–Демократическая партия Таджикистана (НДПТ);

2) Партия исламского Возрождения Таджикистана (ПИВТ);

3) Коммунистическая партия Таджикистана (КПТ);

4) Демократическая партия Таджикистана (ДПТ);

5) Социалистическая партия Таджикистана (СПТ).

В 2003 году к ним добавилась Социал-демократическая партия Таджикистана (СДПТ).

На нынешнем этапе определились три ведущие партии, имеющие первичные партийные организации на территории всей страны и депутатов в парламенте, – это НДПТ, КПТ и ПИВТ.

Согласно статье 5 Закона Республики Таджикистан "О политических партиях" судьи, прокуроры, военнослужащие, работники органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции, таможни и юстиции, а также иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами политических партий.

4. Согласно Конституционному закону Республики Таджикистан "О референдуме Республики Таджикистан" референдум Республики Таджикистан – всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, решения которого обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Таджикистана.

Граждане Республики Таджикистан вправе участвовать в референдуме с 18 лет свободно, непосредственно и лично.

Голосование на референдуме осуществляется тайно и контроль за волеизъявлением граждан запрещается.

Граждане Республики Таджикистан участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного или временного проживания. Каждый гражданин имеет один голос.

Гражданину гарантируется право беспрепятственной агитации за и против вопроса, выносимого на референдум.

Комиссии референдума обязаны своевременно информировать население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

На заседании комиссий референдума в помещениях для голосования в день референдума и при подсчете голосов при определении результатов референдума вправе присутствовать по одному представителю от политических партий, профсоюзов и иных общественных объединений, трудовых коллективов, средств массовой информации, а также наблюдателей от других государств, международных организаций.

5. Президент Республики Таджикистан является главой государства и исполнительной власти (Правительства) и избирается гражданами Таджикистана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет.

Каждый гражданин Республики Таджикистан не моложе 35 лет, владеющий государственным (таджикским) языком и постоянно проживающий на территории Таджикистана не менее 10 последних лет, может быть выдвинут кандидатом на пост Президента.

Кандидатом на пост Президента может быть зарегистрировано лицо, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи не менее 5% избирателей.

Одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.

6. Профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности в Республике Таджикистан, регулируется Конституцией Республики Таджикистан, Трудовым кодексом Республики Таджикистан, Законом "О государственной службе" и другими законами и нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан, исходя из принципа добровольного и равного права граждан Республики Таджикистан на государственную службу. В государственных органах и их аппаратах не допускается образование и деятельность структур политических партий, религиозных организаций, других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Перечни государственных должностей государственной власти и государственных должностей государственной службы составляют Реестр государственных должностей Республики Таджикистан, который утверждается Президентом Республики Таджикистан.

На государственную службу принимаются граждане Республики Таджикистан не моложе 18 лет, имеющие соответствующее образование и отвечающие требованиям закона о государственных служащих.

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу, наличием неснятой или непогашенной судимости, за совершение умышленного преступления, отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну, близкого родства с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, наличие гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями и в других исключительных случаях, установленных законами Республики Таджикистан.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме об отказе в принятии его на государственную службу и причинах отказа (статья 9 Закона "О государственной службе").

Гражданин вправе обжаловать такой отказ в суд.

Статья 26

1. В соответствии со статьей 17 Конституции Республики Таджикистан все равны перед законом и судом. Государство гарантирует права и свободы каждого, независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения. Мужчины и женщины равноправны.

2. Основные права и свободы человека и гражданина изложены в Конституции Республики Таджикистан (глава 2, статьи 14-47).

Прямое или косвенное нарушение или ограничение прав и свобод человека влечет уголовную ответственность (статья 143 Уголовного кодекса Республики Таджикистан).

Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть лишен жизни, кроме как по приговору суда за особо тяжкие преступления.
Применительно к пункту 5 статьи 6 Пакта вынесение смертных приговоров в отношении несовершеннолетних и женщин запрещается (статья 59 Уголовного кодекса Республики Таджикистан).

В отношении несовершеннолетних правонарушителей законодательством установлены определенные гарантии защиты их прав и интересов, требования которых изложены в описании статей 5 и 14 Пакта о гражданских и политических правах.

Статья 27

1. Республика Таджикистан – полиэтническое государство. Годы, прошедшие с момента обретения независимости в Таджикистане, отмечены поиском успешной модели этнического и культурного взаимодействия национальностей, населяющих страну. Этносфера Республики в этот период характеризовалась динамизацией процессов этнического самосознания, обращения меньшинств к своим этническим истокам: языку, обычаям, традициям. Следствием этого стал процесс объединения меньшинств в рамках национальных общин, ассоциаций, обществ.

2. Сегодня в Республике Таджикистан проживают представители более 80 национальностей и этнических групп. Проблемы гармонизации межнациональных отношений, укрепления доверия, согласия и сотрудничества вызывают пристальное внимание государственных структур и широкой общественности, находят свое решение как на уровне обеспечения прав лиц, принадлежащих к этническим, религиозным, языковым меньшинствам так и на уровне повседневной политической практики.

 



страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7

Смотрите также: