Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 ... страница 7 | страница 8
Комитет по правам человека, Второй периодический доклад, Узбекистан*, CCPR/C/UZB/2004/2, 3 августа 2004 г.

Введение

Узбекистан с обретением государственного суверенитета достиг весьма значительных успехов в области соблюдения и обеспечения прав и свобод человека. За годы независимости сформирована система законодательства о правах человека, включающая в себя более 100 законов и нормативных актов. Ядром узбекского законодательства в области прав человека является Конституция и международные стандарты, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека и других международно-правовых документах в этой области.

Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан 31 августа 1995 года Республика Узбекистан присоединилась к Международному пакту о гражданских и политических правах (от 19 декабря 1966 года). Сразу же была начата работа по имплементации в национальное законодательство тех положений Пакта, которые в нем еще не были отражены.

В соответствии со Статьей 40 Пакта, а также с учетом Замечания общего порядка № 1, принятого на тринадцатой сессии Комитета по правам человека 1981 года ("Обязательство по представлению докладов"), и Замечания общего порядка № 2, принятого на той же сессии ("Руководящие принципы представления докладов"), Республикой Узбекистан был представлен Первоначальный Национальный доклад по исполнению положений Международного пакта о гражданских и политических правах (CCPR/C/UZB/99/1). Доклад был рассмотрен на 1908, 1910 и 1911-м заседаниях Комитета по правам человека, прошедших 4 апреля 2001 года.

26 апреля 2001 года на семьдесят первой сессии Комитета были представлены "Заключительные замечания Комитета по правам человека: Узбекистан" (CCPR/CO/71/UZB). В них была дана положительная оценка "откровенности, с которой отчет признает проблемы и недостатки, связанные с осуществлением прав, гарантированных Пактом, а также желание правительства предоставить дальнейшую информацию и статистику в письменном виде" (параграф 2). Кроме того, в соответствии с параграфом 30 "Заключительных замечаний" Узбекистан предоставил информацию Комитету об исполнении рекомендации Комитета по 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 17 параграфам Пакта.

Кроме Национального доклада по исполнению положений Международного пакта о гражданских и политических правах, Республика Узбекистан также представила в соответствующие конвенционные органы ООН национальные доклады о выполнении:



1. Конвенции о правах ребенка. Первоначальный доклад был рассмотрен в октябре 2001 года (CRC/C/41/Add.8);

2. Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Первоначальный доклад был рассмотрен в январе 2001 года. (CEDAW/C/UZB/1);



3. Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Первоначальный и второй периодические доклады рассмотрены в августе 2000 года (CERD/C/327/Add.l);

4. Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Первоначальный доклад рассмотрен в 1999 году. (CAT/C/32/Add.3), второй доклад - в мае 2002 года в Женеве (САТ/С/53/Add.1);

5. Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Первоначальный и второй периодические доклады представлены в марте 2004 года.

При подготовке данного - второго по счету - Национального доклада по исполнению положений Международного пакта о гражданских и политических правах были учтены все замечания конвенционных органов ООН в отношении всех представленных национальных докладов.

Основными руководящими принципами при подготовке данного доклада были положения Статьи 40 Пакта о гражданских и политических правах, ЗАМЕЧАНИЯ ОБЩЕГО ПОРЯДКА, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (HRI/GEN/1/Rev.5), и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ КОМИТЕТА ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА: УЗБЕКИСТАН (CCPR/CO/71/UZB). В частности, было всесторонне учтено выраженное в 30 параграфе "Заключительных замечаний" пожелание, чтобы информация относительно выполнения рекомендаций Комитета была включена во второй очередной национальный доклад.

Право на самоопределение (статья 1)

1. Признание права на самоопределение.

В согласии с принципами и нормами международного права Республика Узбекистан признает, что "осуществление и уважение права народов на самоопределение способствует установлению дружественных отношений и сотрудничества между государствами и укреплению международного мира и взаимопонимания" 1. Узбекистан выступает против любых действий, нарушающих или подрывающих, полностью или частично, территориальную целостность или политическое единство суверенных и независимых государств, которые соблюдают принципы равноправия и самоопределения народов и в силу этого имеют правительства, представляющие интересы всего народа на их территории без каких-либо различий. Республика Узбекистан признает право на самоопределение всех народов.



2. Свобода в распоряжении богатствами и ресурсами

В состав Республики Узбекистан входит суверенная Республика Каракалпакстан, которая имеет свою Конституцию, определяющую ее административно-территориальное устройство, систему органов государственного управления. Взаимоотношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан регулируются двусторонними договорами и соглашениями. Суверенитет Республики Каракалпакстан охраняется Республикой Узбекистан (статья 70). В Конституции Республики Узбекистан закрепляется право Республики Каракалпакстан на выход из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстан (статья 74). В Узбекистане действует единое правовое пространство, законы Республики Узбекистан имеют одинаковую силу и на территории Республики Каракалпак стан, законы Республики Каракалпакстан не противоречат законодательству Республики Узбекистан. Республика Каракалпакстан как суверенная республика принимает в лице своих полномочных представителей Конституцию (принята 9 апреля 1993 года, внесены изменения и дополнения в целях дальнейшей демократизации политической структуры общества 26 февраля 1994 года на пятнадцатой сессии Верховного Совета Республики Каракалпакстан двенадцатого созыва, 31 ноября 1995 года па четвертой сессии и 15 декабря 1997 года на тринадцатой сессии Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан первого созыва), самостоятельно решает вопросы своего административно-территориального устройства, определяет систему органов государственной власти и управления соответственно принципу разделения властей. Взаимные отношения между Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан в соответствии с Конституциями обоих государств предполагают урегулирование договорами и соглашениями. Споры между данными республиками предполагается решать путем согласительных процедур. Каракалпакстан в качестве субъекта государственных отношений обладает всеми признаками государственности: имеет высшие органы государственной власти, управления, суда, которые формируются в соответствии с собственным законодательством. Граждане Каракалпакстана одновременно являются гражданами Республики Узбекистан и обладают теми же правами и обязанностями. Граждане Каракалпакстана имеет право распоряжаться как естественными богатствами и ресурсами Республики Каракалпакстан, так и всей Республики Узбекистана.



3. Поощрение осуществления права на самоопределение

Поскольку Республика Узбекистан является унитарным, а с другой стороны, много национальным государством, понятие "самоопределение" интерпретируется как "культурное самоопределение" и выражается в поощрении этнических меньшинств в деятельности, направленной на сохранение собственной этнической самобытности и одновременно на интеграцию в полиэтническое общество Узбекистана (см. подробнее статью 27).



Соблюдение и уважение Республикой Узбекистан прав, признаваемых в Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 2)

1. Уважение и обеспечение признаваемых в Пакте прав без какой-либо дискриминации

Основные гражданские и политические права человека, признаваемые Международным пактом о гражданских и политических правах, закреплены в Конституции Республики Узбекистан и других законах.

Статья 44 Конституции гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений. Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (принят 30 августа 1995 года), устанавливает право граждан обратиться с жалобой в суд, если они считают, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов самоуправления граждан или должностных лиц нарушены их права и свободы. Ограничения прав иностранцев касается только их политических прав: право избирать и быть избранным, право занимать руководящие должности в органах государственного управления. Иностранные граждане вправе обратиться с жалобой в суд в порядке, установленном этим же Законом, если международными договорами и соглашениями Республики Узбекистан не предусмотрено иное. Лица без гражданства имеют одинаковые с гражданами Узбекистана право на обращение в суд с жалобой. Все граждане Республики Узбекистан равны перед законом и судом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Предприятия, учреждения и организации также равны перед законом и судом.

Граждане Узбекистана, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на судебную защиту от любых неправомерных действий (решений) государственных и иных органов, должностных лиц, а также от посягательства на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы.



2. Принятие законодательных мер

С целью обеспечения признаваемых в Пакте прав без какой-либо дискриминации Конституционным судом Республики Узбекистан за период 2000-2003 годов приняты следующие решения;

• Постановление Конституционного суда Республики Узбекистан от 12 апреля 2000 года "О представлении для рассмотрения в Олий Мажлис проекта Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан";

• Постановление Конституционного суда Республики Узбекистан от 5 июля 2000 года "О толковании абзаца пятой части первой статьи 6 Закона Республики Узбекистан "Об адвокатуре";

• Решение Конституционного суда Республики Узбекистан от 12 июня 2001 года "О внесении в Олий Мажлис Республики Узбекистан предложения об устранении несоответствия между статьями 53, 54 и 257 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности";

• Решение Конституционного суда Республики Узбекистан от 10 апреля 2002 года "О толковании части четвертой статьи 62 Закона Республики Узбекистан "О судах".

Республика Узбекистан полностью солидарна с замечанием Комитета по правам человека, что "осуществление прав зависит не только от конституционных или законодательных положений, которые сами по себе часто являются недостаточными" 2, и будет стремиться к дальнейшему претворению этих конституционных и законодательных положений, признаваемых в Международном пакте о гражданских и политических правах, на практике.

3. Обязательства государства

а) Эффективные средства защиты

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан (статья 26) каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты. Статья 116 Конституции гласит: "Обвиняемому обеспечивается право на защиту. Право на профессиональную юридическую помощь гарантируется на любой стадии судопроизводства. Для оказания юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям действует адвокатура. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законом".

Кроме адвокатуры, в Республике Узбекистан имеются следующие организации, предоставляющие правовую защиту лиц, требующих такую защиту: Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмен) и его региональные представительства; Отдел по связям с общественностью Национального центра по правам человека; Управление по защите прав человека Министерства юстиции, а также неправительственные правозащитные организации и юридические клиники.

В июне 2003 года приказом министра внутренних дел из числа руководителей основных служб МВД была создана Центральная комиссия по защите прав граждан, которую возглавляет заместитель министра, а также утверждена программа мероприятий по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел и обеспечению конституционных прав и свобод человека.

20-21 октября 2003 года в городе Ташкенте состоялся круглый стол, посвящённый реформе уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан. Целью круглого стола было: оказание содействия в определении наиболее важных целей уголовно-процессуальной реформы, в частности введение в УПК положений института "хабеас корпус" и определение реальных сроков реализации этих целей. Организаторы: Американская ассоциация юристов/Центрально-европейская и Евразийская правовая инициатива Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Программа развития ООН - Программа "Содействие в целях развития".

b) Развитие судебной системы

На третьей сессии второго созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан 30 августа 2000 года была принята новая редакция закона "О судах". Она усиливает роль судебной власти, обеспечивает ее реальную независимость, позволяет построить систему судов на основе принципа специализации.

Согласно Закону "О судах" 2000 года, суды в Узбекистане призваны осуществлять судебную защиту прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией и другими законами Республики Узбекистан, международными актами о правах человека, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций.

К сожалению, пока что суды не проявляют необходимой твердости в оценке указанных противоправных действий, не всегда критически оценивают признание вины подозреваемым, которое он сделал без участия адвоката, несмотря на указание Верховного суда на то, что доказательства, добытые с нарушением закона, не имеют юридической силы и, следовательно, должны быть отвергнуты судом. Пока еще в судебной практике допускаются нарушения принципа равенства прав участников судебного разбирательств при равных возможностях сторон по представлению доказательств, участию в их исследовании, в заявлении ходатайств и т.д.

Указ Президента Республики Узбекистан от 14 августа 2000 года "О совершенствовании судебной системы Республики Узбекистан" был принят в целях реформирования и дальнейшего углубления демократических основ судебной системы, обеспечения справедливого и своевременного рассмотрения судебных дел, дальнейшего усиления гарантий защиты личных, политических, экономических, социальных прав и свобод граждан.

На базе существующих судов общей юрисдикции с 1 января 2001 года образовался Верховный суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областные, Ташкентский городской и межрайонные суды по гражданским делам и Верховный суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областные, Ташкентский городской и районные (городские) суды по уголовным делам.

Закон "О судах" в новой редакции явился основой для внесения изменений в процессуальное законодательство, совершенствования порядка процессуального судопроизводства, введения института апелляции, реформирования кассационной надзорной инстанций. Апелляционный порядок рассмотрения дела дал возможность своевременно и без каких-либо бюрократических проволочек исправлять судебные ошибки и восстанавливать справедливость по жалобам осужденных, потерпевших, их адвокатов или законных представителей.

Принятый в августе 2001 года Закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с либерализацией уголовных наказаний" в корне изменил следственную и судебную практику по избранию меры пресечения и назначению наказания. Так, расширились возможности освобождения виновных лиц от ответственности и наказания в случае совершения ими впервые преступлений, не представляющих большой общественной опасности, или менее тяжких преступлений.

В результате принятия этого закона увеличилось количество составов преступлений, не представляющих большой общественной опасности, с 86 до 196, уменьшилось количество менее тяжких преступлений с 232 до 139, тяжких с 81 до 69, особо тяжких с 61 до 54. За 73,1% всех видов преступлений, предусмотренных УК, максимальным наказанием является 5 лет лишения свободы. Эти изменения позволяют сократить применение к виновным такой меры пресечения, как заключение под стражу, а также дать возможность шире применять к виновным меру наказания, не связанную с лишением свободы. Значительные изменения наблюдаются и в судебной практике назначения наказаний. Например, если в 2000 году показатель осужденных, к которым было применено наказание в виде лишения свободы, составлял 47,2% от общего числа осужденных, то в первой половине 2003 года к лишению свободы осуждено лишь 34,7% лиц, а по отношению к 65,3% назначены наказания, не связанные с лишением свободы. Это означает, что большинство осужденных не изолируется от семьи и общества. Следует отметить, что лица, отбывающие наказание без изоляции от семьи и общества, по сравнению с лицами, осужденными к лишению свободы, реже совершают повторные преступления.

В рамках судебно-правовой реформы учреждение института примирения сторон позволило только за 2001-2003 годы избежать применения меры уголовного принуждения в отношении более 11000 человек, которые вернулись в общество в качестве полноценных его членов, и при этом были соблюдены права потерпевших, добровольно возмещен причиненный им ущерб. В связи с тем что закон о либерализации уголовных наказаний признал некоторые деяния не являющимися преступлениями в отношении ранее осужденных: 130 лиц были прекращены уголовные дела, в соответствии с новым законом смягчены наказания в отношении 5 619 лиц. В связи с изменением классификации ряда составов преступлений 2 040 заключенных, отбывавших наказание в виде лишения свободы, переведены в колонии с более мягким режимом содержания.

Принятие закона обеспечило возможность применения наказания в виде штрафа по 187 составам преступлений. В результате, если в 2000 году штраф как мера наказания был применен в отношении 2,1% осужденных, то в первой половине 2003 года это наказание применено в отношения 12,8% осужденных.

С начала реформ более 1 500 человек освобождены из следственных изоляторов в связи с нецелесообразностью дальнейшего содержания под стражей, а что касается мест лишения свободы, то количество осужденных, по данным Главного управления исполнения наказания, уменьшилось с 76 000 до 47 000 человек.

Пересмотрены многие законодательные нормы, направленные на усиление общественного контроля за деятельностью прокуратуры, ограничение отдельных ее полномочий и передачу их в компетенцию судебных органов.

Меры, предпринятые в рамках судебно-правовой реформы, принятие законов о судах, о прокуратуре, об исполнении судебных актов, о специализации судов по уголовным и гражданским делам должны обеспечить повышение качества и оперативности отправления правосудия. Эти меры создают необходимые условия для обеспечения реального равенства и состязательности сторон на всех без исключения стадиях уголовного и гражданского судопроизводства, значительного смягчения наказаний за совершенные преступления.

Применение новых законов способствовало снижению количества наказаний с содержанием под стражей с 40% до 28%. Это дало возможность судам широко применять наказания, не связанные с лишением свободы. За 2002 год меры наказания виновных в виде лишения свободы составили 40%, в отношении 60% лиц были применены наказания, не связанные с лишением свободы.

с) Обеспечение применения средств правовой защиты

Закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с либерализацией уголовных наказаний" от 29 августа 2001 года кардинально изменил уголовную политику в Узбекистане. Изменения и дополнения, внесенные в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, свидетельствуют о реформировании законодательства страны в сторону его гуманизации.

Так, в Уголовном кодексе изменены критерии классификации преступлений, по которым их относят к различным категориям. В частности, раньше к не представляющим большой общественной опасности относились только те преступления, за которые были предусмотрены более мягкие наказания, чем лишение свободы, к менее тяжким - умышленные преступления, за которые предусматривались наказания в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом было предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

Теперь к категории не представляющих большой общественной опасности отнесены и умышленные преступления, за которые предусмотрено наказание не свыше трех лет лишения свободы, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, а к категории менее тяжких - умышленные преступления, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет, но не свыше пяти лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более пятя лет.

В целях изменения пропорционального соотношения категорий преступлений в сторону большей либерализации смягчены санкции по 87 составам преступлений, а в 26 из них исключены меры наказания в виде ареста или лишения свободы.

Кроме того, в большинстве санкций статей Уголовного кодекса добавились альтернативные лишению свободы наказания. Теперь у суда есть возможность в каждом конкретном случае подойти индивидуально к выбору вида уголовного наказания и, что представляется наиболее важным, выбрать такое наказание, которое не связано с лишением свободы.

В результате этих изменений увеличилось количество составов преступлений, не представляющих большой общественной опасности, с 86 (18,7%) до 196 (42,8%), и уменьшилось количество менее тяжких - с 232 (50,4%) до 139 (30,3%), тяжких - с 81 (17,6%) до 69 (15,1%), особо тяжких - с 61 (13,3%) до 54 (11,8%). То есть за 73,1% всех видов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, максимальным наказанием теперь является пять лет лишения свободы.

Эти изменения позволили изменить уголовную политику в целом.

Во-первых, они привели к резкому сокращению применения в ходе предварительного следствия такой меры пресечения, как заключение под стражу, поскольку основанием для ее избрания служит одна лишь опасность совершенного преступления.

Во-вторых, стало возможным шире применять к виновным наказания, не связанные с лишением свободы, такие, как штраф или исправительные работы.

В-третьих, в случае осуждения лиц к лишению свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности, они отбывают наказание в колониях-поселениях, условия которых позволяют осужденным не разрывать связей с обществом, исключают деградацию личности, способствуют более эффективному ее перевоспитанию.

Кроме того, расширилась возможность применения к этой категории осужденных института условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более мягким.




страница 1 страница 2 ... страница 7 | страница 8

Смотрите также: