страница 1 ... страница 5 | страница 6 | страница 7 страница 8
Социально-правовое обеспечение и защита семьи (статья 23)
Семья находится под защитой государства. Социальная защита осуществляется в форме оказания ей как материальной, так и моральной помощи со стороны различных фондов и общественных организаций. В числе указанных фондов можно особо выделить деятельность фондов "Махалля", "Навруз", "Экосан", "Арал", "Фонд имени Шарафа Рашидова", "Общество Красного Креста и Полумесяца" и др.
В 1993 году учреждён Международный неправительственный благотворительный фонд "Соглом авлод учун". Основными задачами фонда были признаны: способствовать обеспечению здоровья будущего поколения, охрана материнства и детства, осуществление комплекса мер, направленных на духовное развитие, культурное и физическое совершенствование личности на воспитание здорового и гармонично развитого поколения граждан Узбекистана. Разносторонняя деятельность фонда обеспечивается за счёт 14 его областных отделений и более 100 опорных пунктов, развернувших свою работу в большинстве районов республики.
В результате проведенных исследований и подготовленных предложений фонда Правительством в 1997-2001 годах осуществлена государственная программа "Скрининг матери и ребенка", предназначенная для ранней диагностики и предупреждения рождения детей с врожденными аномалиями.
Для усиления государственной поддержки и последовательного обеспечения правовых, социальных, экономических, духовно-нравственных интересов и улучшения благосостояния семей разработана и утверждена государственная программа мер по обеспечению реализации интересов семьи, которая включает комплекс государственных гарантий и социальной защиты семьи.
По постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 января 2002 года № 33 "О мерах по реализации Программы адресной поддержки социально уязвимых слоев населения на 2002-2003 годы", начиная с 1 сентября 2002 года, бесплатным комплектом зимней одежды наряду с учащимися из малообеспеченных семей начальных классов обеспечиваются также учащиеся старших классов общеобразовательных школ из малообеспеченных семей. На эти цели из бюджета выделено 100 млн. сум, или все средства, предусмотренные в первом квартале 2003 года. Введено ежегодное бесплатное обеспечение учащихся общеобразовательных школ из малообеспеченных семей комплектом учебников из библиотечного фонда. Начиная с 1 сентября 2002 года, учебниками обеспечено не менее 75% учащихся из малообеспеченных семей, а с 1 сентября 2003 года - 100%. Приемным родителям, принявшим ребенка на воспитание (патронат), выплачивается ежемесячное пособие в размере трех минимальных размеров заработной платы на каждого принятого ребенка. В первом квартале 2003 года на выплату пособий неработающим матерям по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет из числа малообеспеченных семей исполнение бюджета составило 12461,3 млн. сум.
Прямые выплаты в виде материальной помощи малообеспеченным семьям и пособий семьям с детьми обеспечивают нуждающиеся семьи дополнительным доходом. На социально-культурные мероприятия и социальную защиту направляются 40% всех расходов бюджета Узбекистана.
Защита прав и свобод детей (статья 24)
Одним из первых международных документов, к которым присоединилась Республика Узбекистан, была "Конвенция о правах ребенка", что обусловлено не только глубокой идейной реформацией узбекского общества, но и в значительной степени культурной традицией.
Политика, проводимая Президентом Республики Узбекистан по поддержке таких фондов, как "Камолот", "Умид", "Соглом авлод учун" и "Детский фонд", сама по себе является серьезным вкладом в создании новых возможностей развития и социальной защиты детей и юношества.
В Узбекистане уделено должное внимание ответственности, правам и обязанностям родителей, членам расширенной семьи, т.е. тем семьям, где совместно проживает старшее поколение.
Государство обеспечивает проживание ребенка вместе с родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимыми законом процедурами, что разлучение ребенка с семьей необходимо в интересах ребенка, т.е. в случаях, когда родители жестоко обращаются с ребенком, не заботятся о нем или при раздельном проживании родителей необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.
Существующая система поддержки малообеспеченных семей в значительной степени направлена на оказание помощи семьям с детьми, и в первую очередь многодетным. Около 80% получателей пособий составляют семьи с детьми. Размер пособия составляет 1,5 до 3 минимальных зарплат. Полная информация представлена в Национальном докладе Республики Узбекистан по исполнению положений "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года".
Созданная в Республике Узбекистан система государственной социальной поддержки семей с детьми, законодательная база, а также предпринимаемые правительством Узбекистана меры по улучшению ситуации в деле защиты прав детей свидетельствуют о том, что Узбекистан строго придерживается международных принципов и обязательств по обеспечению реализации Конвенции о правах ребенка.
Органы местного самоуправления (махалля) тесно сотрудничает с местными органами внутренних дел, прокуратуры и юстиции в целях предотвращения распространения наркомании и алкоголизма среди детей, проводятся различные совместные мероприятия. В случаях обнаружения у подростков антисоциалъного поведения, их родители, учителя вызываются в махаллинские комитеты, где обсуждается вопрос об их исправлении.
Республика Узбекистан 6 декабря 1992 года ратифицировала Конвенцию о правах ребенка и взяла на себя обязательство соблюдать все ее положения и нести ответственность перед международным сообществом. С целью приведения государственной политики в отношении детей в соответствие с положениями Конвенции в Республике Узбекистан принимаются законодательные, административные и другие меры. Правовой статус детей в Узбекистане регулируется нормами Семейного кодекса от 30 апреля 1998 года; Кодекса об административной ответственности; Гражданского кодекса от 29 августа 1996 года, Трудового кодекса 1 марта 1994 года, Гражданского кодекса от 1 июля 1997 года. Законами Республики Узбекистан "О гражданстве" от 2 июля 1992 ода, "Об общественных объединениях" от 15 февраля 1991 года, "Об образовании" от 2 июля 1997 года, "Об охране здоровья граждан" от 29 августа 1996 года, "О социальной защищенности инвалидов" от 23 сентября 1993 года.
Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека в Ташкентской области были проведены проверки по соблюдению положений Конвенции о правах ребенка, в ходе которых выявлен ряд проблем, в частности, государственные органы недостаточно осведомлены о содержании Конвенции, в результате чего она не всегда соблюдается. Имеют место факты недостатка медикаментов, оборудования, продуктов питания для детей, отсутствия питьевой воды, санитарно-гигиенические условия в отдельных детских садах, школах, больницах не отвечают необходимым требованиям.
Молодежный фонд "Камолот", который является само финансируемой неправительственной организацией, содействуя всестороннему развитию нового поколения, участвует в работе социальной защиты молодежи, обеспечивает их необходимыми условиями при получении образования.
В Узбекистане был создан Фонд социального страхования, осуществляющий финансирование пенсий и пособий, в том числе пособий при рождении ребенка. Выработана и введена единая система пособий на детей в возрасте до 16 лет. При этом размеры пособий дифференцированы в зависимости от количества несовершеннолетних детей в семье. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан за № 319 от 24 июня 1994 года детям-инвалидам с детства до 16 лет, инвалидам с детства первой и второй группы устанавливается пособие в размере 100% минимальной пенсии по возрасту. Наиболее важной мерой, направленной на усиление социальной защиты инвалидов-детей, является принятие в 1995 году "Государственной программы реабилитации инвалидов на 1996 -2000 годы". В реализации данной Программы приняли участие более 40 министерств, ведомств, фондов и другие общественные организации. Программа предусматривала предупреждение инвалидности, медицинскую и социальную реабилитацию инвалидов, обучение их различным специальностям и физическую подготовку, а также подготовку кадров для работы с инвалидами, изготовление протезных изделий и решение других вопросов, связанных с реабилитацией инвалидов.
В декабре 1999 года Республика Узбекистан представила первоначальный доклад по выполнению Конвенции ООН по правам ребенка (CRC/С/41/Add.8), который был рассмотрен на двадцать восьмой сессии Комитета по правам ребенка в 2001 году 10.
Запрет дискриминации в осуществлении политических и гражданских прав (статья 25)
Конституция Республики Узбекистан провозглашает: "Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения" (статья 18).
На сегодняшний день в Узбекистане функционирует пять наиболее крупных политических партий - Народно-демократическая партия Узбекистана, партии "Адолат", "Миллий тикланиш", "Фидокорлар" и либерально-демократическая партия Узбекистана (ЛДПУ), новая партия, созданная и зарегистрированная в 2003 году.
Политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, Законом "О политических партиях", другими актами законодательства, а также на основе своих уставов. Политические партии создаются и действуют в целях реализации прав и свобод граждан на основе свободного волеизъявления, добровольности вступления и выхода из партии, равноправия своих членов, самоуправления, законности и гласности.
Законом запрещается создание и деятельность, политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности Республики Узбекистан, конституционных прав и свобод ее граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду; посягающих на здоровье и нравственность народа по национальному и религиозному признакам.
Любые ограничения прав гражданина, а равно предоставление ему льгот или преимуществ по признакам партийной принадлежности запрещаются. Не могут быть членами политических партий: судьи; прокуроры и следователи прокуратуры; сотрудники органов внутренних дел, службы национальной безопасности; военнослужащие; граждане иностранных государств и лица без гражданства.
Органам государственной власти и управления, предприятиям, учреждениям, организациям и их должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.
Мероприятия политических партий осуществляются в основном в нерабочее время их членов и за счет их собственных средств.
Частным работодателям запрещается требовать от своих работников заниматься политической деятельностью от имени партии во время исполнения ими трудовых обязанностей.
Для создания политической партии необходимо наличие не менее 20 000 подписей граждан, проживающих в не менее восьми территориальных субъектах (областях), включая Республику Каракалпакстан и город Ташкент, и намеренных объединиться в партию.
Инициаторы создания политической партии в количестве не менее 50 человек должны сформировать организационный комитет по подготовке учредительных документов партии, формированию ее членского состава и созыву учредительного съезда или конференции.
Организационный комитет обязан не позднее чем в семидневный срок со дня своего образования письменно информировать Министерство юстиции Республики Узбекистан о своей инициативе, составе, руководителе (лидере), месте нахождения комитета и дате созыва учредительного съезда или конференции.
Заявление о регистрации политической партии рассматривается в двухмесячный срок со дня его поступления. По результатам рассмотрения принимается решение о регистрации политической партии или отказе в регистрации. Решение выдается либо направляется по почте руководящему органу политической партии не позднее чем в трехдневный срок со дня его принятия.
Политическая партия приобретает права юридического лица и может осуществлять свою деятельность со дня регистрации.
Изменения и дополнения уставов политических партий подлежат регистрации в порядке и сроки, предусмотренные статьей для регистрации уставов.
Сообщение о регистрации политической партии публикуется в средствах массовой информации.
Не подлежит регистрации политическая партия, если ее устав, цели, задачи и методы деятельности противоречат Конституции Республики Узбекистан, настоящему Закону и другим актам законодательства либо ранее зарегистрирована политическая партия или общественное движение с аналогичным названием.
В случае отказа зарегистрировать политическую партию Министерство юстиции Республики Узбекистан письменно информирует об этом полномочного члена руководящего органа партии со ссылкой на положения законодательства, которым противоречат представленные документы.
Полномочные члены руководящего органа политической партии имеют право, в течение месяца со дня получения отказа в регистрации, повторно обратиться в Министерство юстиции Республики Узбекистан с заявлением о регистрации партии при условии приведения документов в полное соответствие с Конституцией Республики Узбекистан и законодательством.
Отказ в регистрации политической партии может быть обжалован в Верховный суд Республики Узбекистан в установленном порядке.
При нарушении политической партией Конституции Республики Узбекистан настоящего Закона, других актов законодательства или своего устава Министерство юстиции Республики Узбекистан информирует об этом в письменной форме руководящие органы партии с указанием, какие нормы законодательства или устава нарушены, и устанавливает срок для устранения этих нарушений. Если в установленный срок нарушения не устраняются, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев Верховным судом Республики Узбекистан по представлению Министерства юстиции или Генерального прокурора Республики Узбекистан.
При приостановлении деятельности политической партии ей запрещается на этот период пользоваться всеми средствами массовой информации, вести агитацию и пропаганду, участвовать в выборах.
Контроль за соответствием деятельности политических партий Конституции Республики Узбекистан, законодательству и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан.
Для граждан Узбекистана установлен минимальный возраст активного и пассивного избирательного права - 18 лет (совершеннолетие по законодательству).
Равноправие перед законом (статья 26)
Обязательства, взятые Республикой Узбекистан, не совершать каких-либо актов или действий, связанных с дискриминацией, отражены в конституционном закреплении равноправия граждан, независимо от расы, национальности, языка и др. (статья 18 Конституции), которое является безусловным для государства, его органов, должностных лиц (статья 15 Конституции). Тем самым государство принимает на себя обязанность не допускать дискриминации по расовому и национальному признаку. Это положение нашло свое развитие в других законодательных актах республики; в частности, в статье 6 Трудового кодекса Республики Узбекистан запрещается дискриминация в трудовых отношениях: "Все граждане имеют равные возможности в обладании и использовании трудовых прав. Установление каких-либо ограничений или предоставление преимуществ в области трудовых отношений, в зависимости от расы, национальности, языка, религии, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, недопустимо и является дискриминацией".
За период с 1999 по 2003 год в Республике Узбекистан приняты следующие законы, связанные с гражданскими и политическими правами:
• Закон Республики Узбекистан "О негосударственных некоммерческих организациях от 14 апреля 1999 года;
• Закон Республики Узбекистан "Об органах самоуправления граждан" от 14 апреля 1999 года;
• Закон Республики Узбекистан "О судах" от 14 декабря 2000 года;
• Закон Республики Узбекистан "Об обращениях граждан" от 13 декабря 2002 года;
• Закон Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с либерализацией уголовных наказаний" от 29 августа 2001 года.
Права меньшинств (статья 27) 11
Конституция Узбекистана гарантирует равные права всем гражданам, независимо от национальной и этнической, религиозной и языковой принадлежности. Все граждане равны перед законом. В Узбекистане проживают корейцы, русские, татары, турки-месхетинцы, евреи, башкиры, украинцы, немцы, поляки и другие нации и народности. Всем нациям и народностям предоставлены равные права для развития своих культур, изучения родного языка, национальных особенностей и традиций. Обеспечиваются условия для развития национальных школ, где представители национальных меньшинств могут получить образование на родном языке. Признавая, что "эффективные меры со стороны государств могут быть необходимы также для сохранения самобытности какого-либо меньшинства и прав его членов пользоваться своей культурой и языком и развивать их, а также исповедовать свою религию совместно с другими членами группы" 12, Республика Узбекистан создала школы с обучением на корейском, казахском, кыргызском, русском, немецком и других языках.
Таблица 12
Основные этнические меньшинства Республики Узбекистан (тыс. чел.)
Национальности
|
1998
|
2002
|
Таджики
|
1145,9
|
1219,9
|
Русские
|
1244,3
|
1092,7
|
Казахи
|
957,2
|
969,6
|
Татары
|
924,2
|
986,0
|
Киргизы
|
212,8
|
287,4
|
Туркмены
|
141,4
|
224,6
|
Корейцы
|
123,2
|
149,3
|
Украинцы
|
113,4
|
100,3
|
Армяне
|
46,0
|
42,8
|
Азербайджанцы
|
41,0
|
41,0
|
Белорусы
|
24,5
|
22,7
|
Евреи
|
15,6
|
11,8
|
Немцы
|
10,3
|
6,9
|
Все население
|
23773,3
|
25115,8
|
В соответствии с Конституцией и Законом "О свободе совести и религиозных организациях" 1998 года всем религиозным организациям предоставлены равные права. В статье 5 (отделение религии от государства) Закона Республики Узбекистан "О свободе совести и религиозных организациях" отмечено "Религии в Республике Узбекистан отделены от государства. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим не допускается".
В выступлении Президента Республики Узбекистан И. Каримова на заключительном заседании сто пятьдесят пятой сессии Исполнительного Совета ЮНЕСКО подчеркивалось, что Узбекистан "на протяжении тысячелетий был центром взаимодействия и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Еще с древних времен здесь не только тесно соседствовали различные цивилизации - мусульманская, христианская, иудейская, буддийская и более древние, но и дополняли и обогащали друг друга. Именно на этой земле происходило глобальное взаимообогащение мировых культур на протяжении многих столетий. Поэтому не случайно в Узбекистане достаточно широко представлены различные религиозные направления и конфессии. С гордостью могу сказать, что на протяжении всей истории нашего народа у нас не было и мы не допустим, чтобы проявлялись факты религиозных распрей, преследование людей по национальному и религиозному признаку. Никогда не было фактов проявления антисемитизма. На протяжении всей истории узбекский народ всегда проявлял терпимость и уважение в отношении представителей других народов и конфессий".
РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ПОДГОТОВКЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОКЛАДА
Саидов А.Х. Директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека
Галиакбаров Ш.А. Заместитель директора Национального центра Республики Узбекистан по правам человека
Абдуллаев Е.В. Заведующий Отделом международного сотрудничества в области прав человека
Саидова Э.Б. Главный консультант Отдела международного сотрудничества в области прав человека
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДОСТАВИВШИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Конституционный Суд
2. Верховный Суд
3. Государственный комитет по статистике Республики Узбекистан
4. Министерство юстиции Республики Узбекистан
5. Министерство внутренних дел Республики Узбекистан
6. Прокуратура Республики Узбекистан
7. Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан
8. Министерство высшего образования
9. Министерство народного образования
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДОСТАВИВШИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Комитет женщин Республики Узбекистан
2. Ассоциация судей Республики Узбекистан
3. Ассоциация адвокатов Узбекистана
4. Интернациональный культурный центр
5. Центр по изучению общественного мнения "Ижтимоий фикр"
___________________________________________________________________________
* В соответствии с пожеланием, выраженным Комитетом по правам человека на его шестьдесят шестой сессии в июле 1999 года, настоящий доклад издается в том виде, в котором он был получен.
1 Двадцать первая сессия (1984 год). Замечание общего порядка 12. Статья 1 (HRI/GEN/1/Rev.5).
2 Тринадцатая сессия Комитета по правам человека (1981 год). Замечание общего порядка 3. Статья 2: Осуществление на национальном уровне (HRI/GEN/1/Rev.5).
3 Глава подготовлена в соответствии с Замечанием общего порядка 4, принятым на Тринадцатой сессии Комитета по правам человека (1981 год) (HRI/GEN/1/Rev.5). В частности, в соответствии с этим Замечанием Узбекистан стремился представить "больше информации о фактической роли женщин и их правах во всех сферах деятельности". Подробнее об обеспечении равенства гражданских и политических прав мужчин и женщин см.: Национальный доклад Республики Узбекистан о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW/C/UZB/1).
4 Шестьдесят восьмая сессия Комитета по правам человека (2000 год). Замечание общего порядка 28. Статья 3 (равноправие мужчин и женщин) (HRI/GEN/1/Rev.5).
5 Шестнадцатая сессия (1982 год). Замечание общего порядка 6. Статья 6.
6 См. Национальные доклады Республики Узбекистан по выполнению Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (31 августа 1995 года, № 130-1). Первоначальный доклад рассмотрен в 1999 году. (CAT/C/32/Add.3), второй доклад был заслушан в мае 2002 года в Женеве (САТ/С/53/Add.1).
7 Заключительные замечания Комитета по правам человека 26 апреля 2001 год, семьдесят первая сессия (CCPR/CO/71/UZB).
8 Шестьдесят седьмая сессия (1999 год). Замечание общего порядка № 27. Статья 12 (свобода передвижения) (HRI/GEN/1/Rev.5).
9 "Узбекистан. Общая оценка страны. ООН. 2003". С.48.
10 Cм. CRC/C/SR.743 и 744.
11 См. Первоначальный доклад Республики Узбекистан по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (CERD/C/327/Add.l).
12 Пятидесятая сессия (1994 год) Замечание общего порядка № 23. Статья 27 (HRI/GEN/1/Rev.5).
страница 1 ... страница 5 | страница 6 | страница 7 страница 8
|