страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 7 | страница 8
Обеспечение равенства гражданских и политических прав мужчин и женщин (статья 3) 3
Согласно законодательству, женщины и мужчины имеют равные права. Дискриминация на основании пола, равно и на всяком другом основании, запрещается (Конституция Республики Узбекистан, статья 46).
В статье 63 Конституции установлены принципы равноправия женщин и мужчин, свободы заключения брака, равноправие лиц, вступающих в брак, охрана материнства и детства, социально-правовая защита семьи: "Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства. Брак основывается на свободном согласии и равноправии сторон".
Права женщин на труд защищает трудовое законодательство, которое запрещает использование труда женщин на работах, связанных с тяжелым физическим трудом и поднятием тяжестей.
Женщины в Узбекистане участвуют во всех сферах политической, экономической, социальной жизни, работают в министерствах, политических и государственных структурах, заняты в частном секторе и в бизнесе.
Таблица 1
Данные по количеству женщин, занимающих руководящие должности и парламентариев, процентное отношение к количеству мужчин
(на 1 сентября 2003 года)
|
В % к итогу
|
Распределение по полу, %
|
Женщин
|
Мужчин
|
Женщин
|
Мужчин
|
Всего в органах государственной власти
|
100,0
|
100,1
|
13,7
|
86,3
|
В органах законодательной и представительной власти
|
64,1
|
72,6
|
12,3
|
87,7
|
Депутаты
|
1,9
|
2,8
|
9,9
|
99,1
|
Олий Мажлис Республики Узбекистан
|
0,6
|
1,1
|
8,0
|
92,0
|
Жокары Кенгес республики Каракалпакстан
|
4,7
|
8,0
|
8,5
|
91,5
|
Советы народных депутатов областей и города Ташкента
|
46,7
|
51,0
|
12,7
|
87,3
|
Районные советы народных депутатов
|
10,2
|
9,7
|
14,3
|
85,7
|
Городские советы народных депутатов
|
20,0
|
17,5
|
15,3
|
84,7
|
В органах исполнительной власти (высшие руководители)
|
0,2
|
0,2
|
16,7
|
83,3
|
Кабинет Министров Республики Узбекистан
|
0,1
|
0,1
|
12,5
|
87,5
|
Совет Министров Республики Каракалпакстан
|
1,1
|
1,3
|
11,9
|
88,1
|
Хокимы и заместители хокимов областей, города Ташкента
|
16,0
|
13,9
|
15,4
|
84,6
|
Хокимы и заместители хокимов районов
|
2,6
|
2,1
|
16,3
|
83,7
|
Хокимы и заместители хокимов городов
|
15,9
|
9,9
|
20,3
|
79,7
|
В органах судебной власти (судьи)
|
0,1
|
0,1
|
20,0
|
80,0
|
Конституционный Суд
|
0,5
|
0,5
|
14,6
|
85,4
|
Верховный Суд РУз
|
4,7
|
2,9
|
20,4
|
79,6
|
Верховный Суд Республики Каракалпакстан, областные, Ташкентский городской суды
|
8,1
|
5,0
|
20,4
|
79,6
|
Районные и городские суды
|
0,2
|
0,2
|
15,8
|
84,2
|
Высший хозяйственный суд
РУз, хозяйственные суды Республики Каракалпакстан и областей
|
2,3
|
1,2
|
22,6
|
77,4
|
Признавая, что "неравенство женщин во всем мире имеет глубокие корни в традициях, истории и культуре, включая религиозные воззрения", Узбекистан стремится "обеспечить, чтобы традиционные исторические или культурные предрассудки не служили оправданием нарушений права женщин на равенство перед законом и равное осуществление всех предусмотренных Пактом прав" 4.
В Узбекистане предусмотрена уголовная ответственность за насилие, торговлю, сексуальное посягательство в отношении женщин: статьи 118, 119, 121 УК "Преступление против половой свободы", статьи 128, 129, 131 УК "Преступления против семьи, молодёжи и нравственности", статьи 135, 136 УК "Преступления против свободы, чести и достоинства".
В настоящее время в Узбекистане ведется большая работа по правовому просвещению среди женщин. Создаются специальные общественные центры, где женщины могут получить консультацию по любому интересующему вопросу. Ведется работа по распространению знаний в области прав женщин.
В частности, 4-5 ноября 2003 года в городе Бухаре состоялась международная конференция на тему "Гендер и образование: теория и практика". Целью конференции было создание новых возможностей для дальнейшего развития гендерных образовательных программ, содействие развитию гендерных исследований и национальных исследовательских центров, обмен опытом и информацией по внедрению гендерных образовательных программ в учебные планы высших и средних учебных заведений в странах - участницах, а также развитие и укрепление сотрудничества между участниками из различных стран. Конференция организовалась при содействии Центра ОБСЕ в Ташкенте, Проекта "Совершенствование системы издания учебников и учебной литературы для общеобразовательных школ" Азиатского банка развития и организационной поддержке Бухарского областного хокимията, Ташкентского Информационно-ресурсного центра позитивного просвещения и Бухарской детской ассоциации.
Условия ограничения прав и свобод граждан (статья 4)
В соответствии с общими принципами государственной политики в Узбекистане недопустимо необоснованное ограничение прав и свобод человека. Ограничения подобного рода не могут ставиться в зависимости от пола, расы, вероисповедания, социального происхождения и др. В случае чрезвычайного положения в государстве является обязательным действие механизмов, принятых Республикой Узбекистан через ратификацию международных договоров в области гуманитарного права.
Иные ограничения прав и свобод граждан, которые не обусловлены соображениями государственной безопасности, также не допускаются.
Запрет на всякое необоснованное ограничение прав граждан (статья 5)
Статья 19 Конституции Республики Узбекистан гласит, что "права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми и никто не вправе без суда лишить или ограничить их".
Законами Республики Узбекистан установлены конкретные требования к правомерным ограничениям прав и свобод человека со стороны государства. Они выражаются в следующем: во-первых, основываются только на законе; во-вторых, осуществляются с целью уважения прав и свобод других, удовлетворения требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Возможность ограничения прав и свобод в исключительных случаях допускается.
Как показывает статистика обращений к Уполномоченному Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмену) и в Отдел по связям с общественностью Национального центра по правам человека, еще имеются определенные проблемы, связанные с необоснованным ограничением прав граждан при практическом применении действующего законодательства на практике.
Таблица 2
Обращения к Уполномоченному Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмену) (2000-2003 годы)
Категории обращений
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
О несогласии с приговорами судов
|
1 520
|
1 151
|
1 114
|
2 294
|
О необоснованном аресте и предъявлении обвинения
|
989
|
298
|
220
|
-
|
О неправомерных действиях работников правоохранительных органов
|
369
|
386
|
566
|
1 203
|
О несогласии с решениями судов по квартирным вопросам
|
330
|
-
|
-
|
-
|
По жилищно-коммунальным вопросам
|
289
|
294
|
337
|
357
|
По вопросам прописки
|
220
|
153
|
218
|
236
|
По вопросам социального обеспечения
|
214
|
155
|
171
|
-
|
По трудовым вопросам
|
209
|
252
|
382
|
-
|
Об изменении меры пресечения и оказания медицинской помощи
|
190
|
36
|
59
|
-
|
По вопросам образования
|
54
|
45
|
58
|
61
|
По вопросам прав предпринимателей
|
45
|
42
|
54
|
84
|
По индексации денежных вкладов
|
16
|
-
|
-
|
16
|
О неисполнении решений судов
|
38
|
-
|
77
|
-
|
О нарушении прав женщин
|
-
|
11
|
33
|
51
|
О неправомерных действиях работников хокимиятов
|
-
|
52
|
90
|
208
|
О нарушении прав детей
|
-
|
52
|
40
|
19
|
По другим вопросам
|
738
|
1 033
|
1 096
|
305
|
Таблица 3
Обращения в Отдел по связям с общественностью Национального центра по правам человека (2001-2003 годы)
Категории обращений
|
2001 год
|
2 0 02 год
|
2003 год
|
На несогласие с приговором суда
|
134
|
78
|
180
|
На несогласие с решением суда
|
76
|
58
|
144
|
На неправомерные действия сотрудников внутренних дел
|
106
|
65
|
125
|
На неправомерные действия работников прокуратуры
|
31
|
26
|
36
|
На неправомерные действия должностных лиц исполнительной власти
|
30
|
12
|
48
|
По социальным вопросам
|
19
|
70
|
|
По вопросам прописки и паспорта
|
34
|
30
|
|
По жилищным вопросам
|
44
|
24
|
|
По трудовым вопросам
|
2 1
|
23
|
|
По вопросам образования
|
19
|
9
|
|
Нарушение прав предпринимателей
|
10
|
13
|
|
На неисполнение решений судов
|
11
|
9
|
|
По другим вопросам
|
45
|
43
|
|
Общее количество
|
587
|
460
|
|
Обеспечение права на жизнь как неотъемлемого права человека (статья 6)
1. Охрана права на жизнь законом
Согласно статье 24 Конституции, "право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Посягательство на него является тягчайшим преступлением". Данное положение нашло отражение в Уголовном кодексе Республики Узбекистан, 26% норм которого предусматривают ответственность за причинение вреда жизни граждан.
2. Вынесение смертных приговоров только за самые тяжелые преступления
Республика Узбекистан последовательно сокращает количество статей Уголовного кодекса, по которым предусмотрена смертная казнь.
До 29 августа 1998 года смертная казнь как высшая мера наказания за совершение преступлений была предусмотрена по 13 статьям Уголовного кодекса. В результате активной деятельности органов внесудебной защиты (Национальный центр Республики Узбекистан но правам человека, Омбудсмен и ряд неправительственных организаций) Олий Мажлис Республики Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 29 августа 1998 года исключил смертную казнь как наказание за следующие пять видов преступлений: статья 119 части 4 УК (насильственное удовлетворение половой потребности в противоестественной форме); статья 152 (нарушение законов и обычаев войны); статья 158 части 1 (посягательство на жизнь Президента Республики Узбекистан); статья 242 части 1 (организация преступного сообщества); статья 246 части 2 (контрабанда).
Дальнейшее сокращение числа преступлений, за совершение которых предусмотрена смертная казнь, произошло в 2001 году. В соответствии с Законом № 254 II от 29 августа 2001 года смертная казнь в виде расстрела устанавливалась лишь за четыре преступления: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (статья 97, часть вторая), агрессию (статья 151, часть вторая), геноцид (статья 153) и терроризм (статья 155, часть третья).
После введения в действие Закона Узбекистана от 29 августа 2001 года отмечена тенденция сокращения количества приговоров, по которым назначена смертная казнь:
- в 2000 году их вынесено на 22,7% меньше, чем в 1999 году;
- в 2001 году меньше на 21,8%, чем в 2000 году;
- в 2002 году на 44,8% меньше, чем в 2001 году.
13 декабря 2003 года на тринадцатой сессии Олий Мажлиса еще по двум статьям Уголовного кодекса смертная казнь была исключена как мера наказания: статья 151 - агрессия, статья 153 - геноцид. Таким образом, в настоящее время Уголовный кодекс Республики Узбекистан включает только две статьи: статья 97 части 2 (умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах) и статья 155 части 3 (терроризм, повлекший смерть человека или иные тяжкие последствия), в соответствии с которыми предусмотрена высшая мера наказания - смертная казнь.
Практика уголовного судопроизводства свидетельствует о том, что в основном смертная казнь назначается судами Узбекистана за умышленные убийства, совершенные при отягчающих обстоятельствах, указанных в части 2 статьи 97 УК Узбекистана.
Наряду с этим, в практике правосудия неединичны случаи замены смертной казни на лишение свободы после обжалования приговоров. Например, в 2002 году приговоры изменены в отношении более 20 лиц, назначенная смертная казнь заменена лишением свободы. В настоящее время в учреждениях системы исполнения наказаний содержатся 13 осужденных, которым смертная казнь была заменена наказанием в виде лишения свободы в порядке помилования, и 197 человек, которым Верховным судом Республики Узбекистан смертная казнь была заменена наказанием в виде лишения свободы.
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 7 | страница 8
|