ОРГАНИЗАТОРЫ КРУГЛОГО СТОЛА:
Конфедерация работодателей (предпринимателей) Республики Казахстан
Комитет по экономической реформе и региональному развитию
Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации
Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан
Круглый стол на тему:
"О проекте Закона РК "О техническом регулировании".
18 марта 2004 года г. Астана. Здание Парламента РК
Начало в 10-00 час Аудитория № 206
Р Е З О Л Ю Ц И Я
Участники Круглого стола, состоявшегося 18 марта 2004 года в здании Парламента Республики Казахстан, обсудив текст проекта Закона РК «О техническом регулировании» (вариант от 12 марта т.г.) констатируют:
-
Проект:
-
В области нормирования узаконивает ведомственное нормирование в техническом регулировании, что противоречит статье 39 Конституции Республики Казахстан и международной практике.
-
В области стандартизации делает невозможным реализацию принципа презумпции соответствия вследствие отсутствия понятия «гармонизированный стандарт», принятого в странах ЕС.
-
В области подтверждения соответствия:
-
вводит механизм подтверждения соответствия принципиально отличающийся от европейской практики;
-
не отражает главный принцип процедур оценки соответствия, принятый в странах ЕС, – принцип презумпции соответствия;
-
не содержит схем подтверждения соответствия (в ЕС – 8 модулей оценки соответствия, в Казахстанской модели – 10 схем).
-
Исключена из проекта статья, регламентирующая порядок участия предпринимательства и их отраслевых объединений в разработке, экспертизе, принятии, внесении изменений и отмене технических регламентов. Данная норма позволяла бизнесу участвовать в техническом нормировании на самом раннем этапе подготовки технических регламентов, что давало возможность бизнесу не только противостоять избыточному давлению, но и своевременно готовить производство. Тем самым, не выполнено одно из главных требований ВТО, предполагающее участие бизнеса в подготовке технических норм и принятия их на основе консенсуса между государством, потребителями и производителями.
-
Текст законопроекта разрушает провозглашенный в статье 4 проекта принцип единства и целостности государственной системы технического регулирования, что находит свое проявление в следующем:
-
из преамбулы проекта исключена цель закона - обеспечение единой технической политики в данной сфере;
-
из проекта исключена обязанность уполномоченного органа осуществлять реализацию единой государственной политики в области технического регулирования;
-
введено ведомственное нормирование.
-
Проект Закона «О техническом регулировании» в данной редакции не решает главную цель технического регулирования - повышение уровня безопасности производимой продукции для жизни и здоровья людей. Проект не ликвидирует, а усиливает избыточность государственного нормирования, контроля и надзора, обязательной сертификации. Результатом станет еще большее вмешательство чиновников в дела бизнеса, подавление предпринимательской инициативы, сдерживание роста конкурентоспособности казахстанской продукции и развития экономики.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание проект Закона «О качестве и безопасности продуктов питания», находящийся на рассмотрении Сената Парламента Республики Казахстан, и Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 2004 года № 218 «Об утверждении Правил по запрещению ввоза, а также производства, применения и реализации на территории Республики Казахстан продукции, предназначенной для использования и применения населением, а также в хозяйственной деятельности», где реализованы неадекватные рынку и избыточные ведомственное нормирование и контроль, участники настоящего круглого стола считают необходимым доработку проекта Закона «О техническом регулировании», в целях его гармонизации с международными нормами и практикой, и обращаются к депутатам Парламента Республики Казахстан с просьбой принять активное участие в этой работе.
Принято участниками Круглого стола 18 марта 2004 года.