Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:

Тематика сурс
83,24kb. 1 стр.


 Главная   »  
страница 1 страница 2

Выделяют несколько видов личностных тестов. Тесты успевае­мости и тесты способностей требуют от испытуемого про­демонстрировать «максимальное выполнение», найти «лучшее ре­шение», как «можно быстрее выполнить» задание и т.п., причем тестовые оценки находятся в прямой зависимости от этих показа­телей. В сравнении с этими заданиями тесты на выявление лич­ностных свойств имеют, согласно В. Г. Максимову, следующие особенности:

  • в них внимание испытуемого обращается на то, что нет пра­вильных и неправильных ответов и что главным является искрен­нее, правдивое изложение фактов, точное выполнение инструк­ций и т.п.;

  • их подлинное назначение, как правило, скрывается от испыту­емых (тесты отношений, измерения внушаемости, правдивости, доброты, склонности к сотрудничеству и т.д.);

  • важными являются выявление частоты обнаружения дан­ного свойства, диапазона, широты и интенсивности его прояв­ления.

Проективные тесты — это совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпре­тации результатов проекции. Составители проективных тестов ис­ходят из предположения о том, что человек всегда преобразует (хотя бы в восприятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался, «насыщает» ее собственными проблемами, «проецирует» на нее содержание своей личности, так как процесс восприятия всегда обусловлен следами прошлых впечатлений. Сюда относятся, например, тест чернильных пятен Роршаха, тест по объяснению сюжета на картинках и др.

Проективные тесты конструируются в двух видах. В ассоциатив­ном проективном тесте предлагается использование незакончен­ных предложений, рассказов, рисунков и др. В экспрессивном про­ективном тесте испытуемый принимает участие в психодраме, игре, рисовании на свободную тему и др.

Достоинством методики проективных тестов является то, что они облегчают демонстрацию содержания внутреннего мира субъекта, которое он не может выразить открыто. Это позволяет сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающих­ся точной оценке.

Тесты интеллекта — это методики психодиагностики, ориен­тированные на выявление умственного потенциала индивида. Обычно в интеллектуальных тестах испытуемому предлагается установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых со­ставлены задачи теста. Иногда в этих тестах ставятся задачи пра­вильно составить рисунок, собрать геометрическую фигуру, сло­жить из представленных деталей изображение предмета и др.

Тесты креативности — это методики для изучения и оценки творческих способностей личности. Диагностика творческих спо­собностей ведется в двух направлениях, к которым относятся: анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей твор­ческой личности и анализ творческого мышления и его продук­тов. Вопрос о креативности как о самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным.

Тесты креативности до сих пор остаются ненадежными. При их помощи можно измерить лишь такие свойства, как беглость, гиб­кость мышления, оригинальность, чувствительность к проблемам и некоторые другие, творческие же достижения требуют более сложного сочетания способностей и свойств личности.

Критериально-ориентированные тесты — это методики, на­правленные на выявление уровня владения знаниями и навы­ками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессио­нальных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний.

Результаты тестирования, проведенного с помощью этих ме­тодик," оцениваются не по порядковому месту испытуемого в вы­борке и не по отношению этих результатов к статистической нор­ме, а по отношению ко всей сумме тестовых задач.

Разработка теста — сложная теоретическая задача, предпола­гающая анализ содержания учебного предмета или индивидуаль­но-личностного свойства, его моделирование, подбор разнотип­ных и разноуровневых заданий, их проверку и отбор наиболее ценных из них, разработку процедуры анализа и оценки. Все эти действия требуют специальной научно-теоретической ра­боты, и поэтому разработкой тестов занимаются исследователь­ские коллективы, в которые входят ученые и учителя-экспери­ментаторы.

Применение математических и статистических методов в социально-педагогической диагностике

Основные разделы статистики. Там, где это возможно, качест­венный анализ результатов диагностики стремятся дополнить ко­личественным — математической обработкой и статистическим анализом. Методы статистики позволяют не только установить причинно-следственную связь, но также прогнозировать проте­кание процессов на основе статистических моделей. Выделяют следующие основные разделы статистик и: описательную, индуктивную статистику и корреляцию.

Описательная статистика направлена на то, чтобы описывать, подытоживать и воспроизводить в виде таблиц или графиков дан­ные того или иного распределения, вычислять среднее для данно­го распределения, его размах и дисперсию.

Индуктивная статистика применяется тогда, когда требуется проверить, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, из которой выборка взята. То есть до какой степени можно путем индукции распространить на большее число объектов ту или иную закономерность, обнару­женную при изучении ограниченной группы в ходе какого-либо наблюдения или эксперимента. Следовательно, индуктивная ста­тистика необходима после получения эмпирических данных, на этапе обобщения и конструирования выводов.

Корреляция в математической статистике показывает вероят­ностную или статистическую связь. В отличие от функциональной зависимости корреляция возникает тогда, когда зависимость од­ного из признаков от другого осложняется наличием ряда случай­ных факторов.



Средства всех трех разделов статистики могут применяться в анализе данных психолого-педагогической диагностики. Выбор методов обработки данных, полученных в результате диагности­ки, во многом зависит от того, какая шкала (номинальная, ран­говая, интервальная или шкала отношений) была использована при измерениях; подчиняются ли данные закону нормального рас­пределения; являются ли сравниваемые выборки зависимыми или независимыми.

Ответы на эти вопросы при анализе и математической обра­ботке массового материала определяют применение статистиче­ских методов, в число которых входит вычисление средних вели­чин, а также подсчет степеней рассеивания около этих величин — дисперсии, среднего квадратичного отклонения, коэффициента вариации и др.

Основные этапы обработки результатов. Полученные в резуль­тате диагностики данные подлежат анализу. Данными могут быть количественные результаты или любая другая информация, кото­рая может классифицироваться или разбиваться на категории с целью обработки.

Применение в педагогической диагностике статистических ме­тодов включает в себя следующие этапы

  1. Сбор эмпирических данных методами наблюдения, тестиро­вания, эксперимента, анкетирования и других в целях получения количественных сведений о каких-либо явлениях, заполнение математической модели конкретными цифрами.

  2. Систематизация полученных сведений, нахождение обобща­ющих числовых данных и их обработка в пределах формальной математической модели.

  3. Составление математической модели для последующего описа­ния с помощью цифр существенных свойств изучаемого объекта.

  4. Анализ и интерпретация данных, конструирование содержа­тельных педагогических выводов.

Статистическая обработка цифровых данных начинается с груп­пировки. Для этого прежде всего необходимо расположить данные каждой выборки в возрастающем порядке. Многие данные прини­мают одни и те же значения, причем часть из них встречаются чаще, а часть — реже. Графически их распределение можно пред­ставить в виде столбиковых диаграмм. При этом распределение дан­ных по их значениям дает больше информации, чем простое пред­ставление в виде рядов. Подобную группировку используют в ос­новном лишь для качественных данных, четко разделяющихся на обособленные категории.

Количественные данные отличаются от качественных своей мно­гочисленностью и располагаются на непрерывной шкале, поэто­му их в основном группируют по классам, чтобы яснее была вид­на основная тенденция распределения. Группировка по классам

Простой случайный отбор применяется в том случае, если вы­борка составляется из совокупности небольшого объема. При этом каждому элементу совокупности присваивается порядковый но­мер. Все номера записываются на одинаковые карточки, которые тщательно перемешиваются. Затем выбирается число карточек, требуемое объемом выборки. Выборку составят объекты, поряд­ковые номера которых оказались на вынутых карточках.

Отбор методом случайных чисел отличается от предыдущего только процессом отбора карточек. При отборе карточек приме­няется таблица случайных чисел. С любого места таблицы выписы­ваются столько случайных чисел, сколько объектов необходимо взять в выборку. Объекты, порядковые номера которых соответ­ствуют этим числам, составляют нужную выборку. Данный метод отбора учащихся непригоден при объеме генеральной совокупно­сти больше тысячи учащихся ввиду большой сложности в органи­зации и финансовом обеспечении.

В процессе диагностики бывает необходимо учитывать некото­рые качественные или количественные характеристики отдель­ных групп изучаемой совокупности.

Например, требуется обследовать учащихся младших, средних и старших классов, а также учащихся с плохой, средней и хоро­шей успеваемостью с учетом их места жительства (в городе или в сельской местности). В этом случае используется стратифициро­ванный отбор. Во избежание увеличения объема выборки страти­фицированный отбор предполагает обследование каждой из этих групп учащихся в отдельности с последующим объединением ре­зультатов обследования.

Методика стратифицированного отбора включает в себя три этапа: 1) деление совокупности на типические группы (страты); 2) составление случайной выборки из каждой страты; 3) объеди­нение статистических оценок, полученных по каждой выборке, в составную статистическую оценку, взвешенную пропорциональ­но объему страт.

Систематический (систематизированный, интервальный) отбор заключается в том, что выборка объектов из совокупности произ­водится через фиксированный интервал, что Использование метода систематического отбора может^приве-сти к ошибочным выводам, если объекты совокупности располо­жены в циклическом порядке (например, стопки тетрадей с кон­трольными работами каждого класса сложены по отметкам: сна­чала отличные работы, а затем хорошие, посредственные и не­удовлетворительные). При совпадении величины интервала отбо­ра с периодом цикла (например, если посредственные работы находятся в середине каждой пачки) может получиться непред­ставительная выборка.



К неслучайным методам выборки относятся бессистемный от­бор, доступная и целенаправленная выборка. Бессистемный отбор заключается в изучении объектов, случайно встретившихся педа­гогу. Доступная выборка составляется из объектов, изучение кото­рых находится в возможностях педагога. От предыдущего метода этот метод отличается систематизированностью. Целенаправленная выборка составляется в тех случаях, когда педагог прибегает при отборе объектов измерения к помощи лица, хорошо знающего всех членов совокупности (например, учителя или директора).

В процессе диагностики невозможно устранить влияние на ко­нечные результаты всех случайных или не подлежащих изучению факторов. На те или иные стороны учебно-воспитательного про­цесса в ходе эксперимента оказывают воздействие множество как объективных, так и субъективных факторов. Это влияние может быть ограничено, если при составлении выборки учащихся будут соблюдаться следующие условия: объем выборки будет устанав­ливаться в зависимости от цели диагностики и составлять до­статочно большую часть объема той совокупности, которая под­лежит изучению; объекты измерения (учащиеся, школы) будут максимально вариативны по состоянию измеряемого признака; объекты измерения будут максимально однородны по состоянию общих (не подлежащих изучению) признаков; выводы, получен­ные на основе изучения репрезентативной выборки, будут рас­пространяться и на учащихся, не включенных в выборку, если они принадлежат к той же совокупности, из которой сделана вы­борка.
Литература
1. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогичес­кого исследования / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М. : 2001.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В.И.Загвязинский. – М., 1995.

3. Изучение личности школьника учителем / под ред. З.И. Васильевой и др. – М. : Пе­дагогика, 1991.

4. Кульневич, С.В. Диагностика учащихся: уровень развития, эффективность учебно-воспитательного процесса / С.В. Кульневич // Педагогическая диагностика.– 2005. – №6. – С. 66–77.



  1. Солнцева, Л.С. Метод исследования личности учащегося (Использование метода «незаконченных предложений» в практической психологии) / Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина. – М., 1993.



страница 1 страница 2

Смотрите также:

Тематика сурс
83,24kb. 1 стр.