Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3

Опыт США и Канады. По данным информационного центра Ка­нады, стратегической целью правительства в об­ласти обеспечения экономической безопаснос­ти страны является поддержание условий для долгосрочного роста производительности тру­да и капитала и тем самым – жизненного уров­ня населения, включающих надежную и дина­мичную деловую среду, способствующую вне­дрению инноваций, привлечению внутренних и внешних инвестиций и устойчивому эконо­мическому росту.

Первой национальной программой обеспе­чения экономической безопасности в США мож­но назвать меморандум, утвержденный в 1990 г. с целью принятия соответствующих мер по обес­печению экономической безопасности. В этом документе в качестве приоритетных целей до­полнительно введены приложения об обеспече­нии национальных экономических интересов США в конкурентной борьбе с соперниками на мировой арене и о защите «лидирующих пози­ций США в технологических сферах», а «сохра­нение экономической мощи США» прямо свя­зывается с проведением мер по обеспечению эко­номической безопасности.

Впоследствии президенты США не раз инициировали принятие Конгрессом различных документов, которые в названиях содержали сло­восочетание «экономическая безопасность». На­пример, Акт об экономической безопасности США 1996 г. был посвящен информационной безопасности США, в частности, борьбе с эко­номическим шпионажем. В данном докумен­те «экономическая безопасность» понимается как часть национальной безопасности; направлена она на усиление законодательной защиты инфор­мации об инновациях и нововведениях от ино­странного шпионажа, которые являются основой повышения конкурентоспособности экономики США.

После террористических актов 11 сен­тября 2000 г. в США происходит смещение ак­центов в содержании предлагаемых к принятию документов по обеспечению экономической бе­зопасности. Так, Пакет по обеспечению эконо­мической безопасности 2001 г. посвящен в ос­новном проблемам потери рабочими своих мест в результате разрушения зданий в Нью-Йорке, а также организации этим гражданам социальной помощи (в области медицины, образования). В данном документе вместе с тем предлагаются меры по оживлению американской экономики, что должно создать возможности для строитель­ства большего количества зданий, привести к сокращению безработицы и увеличению рабо­чих мест; предложения по повышению энерге­тической независимости (отдельный энергети­ческий план), по реформированию системы об­разования, по расширению рынков сбыта своей продукции за рубежом.



Данные анализа показывают, что в США так же, как и в других стра­нах, нет общепринятого методологического под­хода к обеспечению экономической безопаснос­ти. В этой стране «... проблема экономической безопасности не формулируется по причине уве­ренности в собственном могуществе и рассмот­рении вопросов экономической безопасности в составе общих национальных интересов». В Стратегии национальной безопасности США указывается, что «интересы США в обла­сти экономики и безопасности становятся все бо­лее неразделимыми»; и там же: «данная Страте­гия распространяется в том числе и на экономи­ческую сферу». Однако под этим понимается обеспечение процветания страны за счет такой экономической политики, которая должна спо­собствовать наведению порядка в собственном доме, содействовать развитию свободных и от­крытых рынков, и устойчивому развитию, совершенствованию рыночных механизмов и структур». В то же время в Стратегии четко обо­значаются три компонента укрепления американ­ской национальной безопасности: «поддержание мощного оборонного потенциала и использова­ние активной дипломатии для развития сотруд­ничества с другими странами в области безопас­ности; деятельность, направленная на открытие иностранных рынков и ускорение глобального экономического роста путем приспособления и создания институтов, которые помогают обеспе­чить безопасность и ускорить экономический рост во всем мире; содействовать ускорению де­мократии за рубежом».

Опыт небольших стран Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария) по обеспечению экономичес­кой безопасности показывает, что основной стра­тегической целью по защите национальных экономических интересов у них является обес­печение устойчивого экономического роста и мо­дернизации экономики в соответствии с усло­виями конкурентной борьбы на мировом рынке. Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структу­ры мировой экономики. Они вынуждены при­спосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их разви­тия. Из этого вытекают стратегические цели фор­мирования гибкой, эффективной структуры и специализации экономики. Своевременно про­водимые структурные преобразования призваны способствовать повышению конкурентоспособ­ности на внешних рынках и смягчению соци­альных последствий структурных сдвигов для населения этих стран.

Страны Балтии и страны Центральной Европы. Чехия, Венгрия, Польша, Словакия и стра­ны Балтии в начале 1990-х годов избрали практи­чески одинаковую модель обеспечения экономи­ческой безопасности, которая включала следую­щие действия: оценку геополитической ситуа­ции в регионе; определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного про­цесса; соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общеми­ровыми и региональными стандартами; коррек­тировку курса экономических реформ.

В основу политики безопасности этих стран был положен курс на сближение нацио­нальных интересов с общеевропейскими инте­ресами; политическую, экономическую, инсти­туциональную, культурную трансформацию в соответствии с западноевропейскими стандар­тами.

Фундаментальный принцип концепции политики безопасности Венгрии состоит в том, что безопасность не может быть сведена лишь к политической и военной; при этом повышается значимость экономических факторов. Основным элементом венгерской концепции является по­нятие интегральной природы безопасности, в том числе и ее экономической составляющей: ни одно государство не может усилить свою безопасность за счет другого государства; безопасность может быть осмыслена и обеспечена только в терминах сотрудничества. Исходя из этого, венгерская по­литика безопасности покоится на трех фундамен­тальных основах: политической, военной и эко­номической интеграции с Западной Европой. Вторую фундаментальную основу венгерской политики безопасности представляют собой воз­можности, предоставляемые региональным со­трудничеством в рамках Вышеградской группы, центральноевропейской инициативы, а также двусторонних отношений.

Главными угрозами экономической безо­пасности Венгрии, как отмечается в концепции, являются: экономическая отсталость регионов Центральной и Восточной Европы от западно­европейских стран, трудности перехода к рыноч­ной экономике, проблемы формирования демок­ратических институтов. В концепции Польши к перечисленным выше угрозам вен­герской экономической безопасности добавлена еще одна – прекращение или значительное ограничение импорта стратегически важного сырья.



Постсоветские страны. Анализ публикаций свидетельствует, что Украина, несмотря на особенности внешней по­литики, находится под определяющим влиянием российских разработок в области обеспечения экономической безопасности. В равной степени сказанное относится к Грузии и Казахстану.
Источник: Колупаев (Акулич) В.А. Формирование концепции национальной экономической безопасности в зарубежных странах // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Минэкономики РБ, №12, 2002. – С. 2-9 Полный текст статьи доступен на персональной странице лектора http://ekonomika.by/Akulich2

___________________________________________________________________________


Вывод: Отличие используемых методологических подходов к обеспечению экономической безопас­ности в странах-членах ЕС и странах СНГ объясняется тем, что первая группа стран ориентируется на стандарты и заимствует опыт ведущих стран Европейского Союза (Гер­мании, Франции), а вторая группа, находя­щаяся в зоне влияния России (Молдова, Украи­на, Беларусь, Казахстан), – на российские разработки и стан­дарты. В свою очередь, Россия в своих разработках ориентируется больше на стандар­ты обеспечения экономической безопасности, которые были достигнуты в период существова­ния СССР.

Основной стратегической целью стран Западной Европы, США, Канады и Японии в области защиты национальных эконо­мических интересов является обеспечение устой­чивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конку­рентной борьбы на мировом рынке.

Различие методологических подходов к понятиям «безопасность» и «экономическая безопасность» трансформируется в методологию разработки государственных про­граммных документов в этой области. Эти осо­бенности необходимо учитывать при использо­вании зарубежного опыта в процессе разработки государственной стратегии обеспечения безопасности Рес­публики Беларусь, в том числе ее экономической составляющей.


  1. Национальные интересы Беларуси в сфере экономической безопасности.


Что понимать под национальными интересами. Можно выделить два под­хода к интерпретации понятия «национальные интересы» – кон­сервативный и либеральный.

«Консерваторы» пытаются отыскать в истории развития госу­дарства некоторую закономерность (общность, национальную идею, путь развития нации – то, что могло бы объединить всех людей). Они при­держиваются идеи, согласно кото­рой общество должно представлять собой единое органическое целое, и только тогда оно может достиг­нуть успехов в культуре, экономике, политике и других сферах обще­ственной жизни. Данная доктрина основана на том, что якобы существуют законы исторического развития наций и государств (примеч. философ К. Поппер назвал такой подход историцизмом. – В.А.). Следователь­но, наука, согласно представлениям «консерваторов», может предсказывать бу­дущее, так как оно предопределено, «свернуто» в прошлом. Углубленное изучение истории народа и государ­ства, как считают представители кон­сервативного подхода, приводит к пониманию закономерностей исто­рического развития. Вера в суще­ствование естественного закона ис­торического развития была харак­терна для многих ученых XIX века, са­мыми выдающимися из которых были К. Маркс, В. Вернадский. Современный российский фи­лософ Б. Капустин считает на этот счет, что: «Философско-историческая посылка бази­руется на том, что романтическая мысль XIX века создала решающие условия для консервативного «про­чтения» национального интереса. Она противостояла универсализму просвещения, оправдывая истори­ческое особенное».

«Либералы» же считают, что не существует «национальных интере­сов» в виде некой общности, кото­рую поддерживают и в которой нуж­даются все члены общества. Они полагают, что если и можно исполь­зовать понятие «национальные ин­тересы», то только подразумевая под ними совокупность частных интере­сов. Данная категория не подходит для использования ее в качестве базисного элемента в си­стеме обеспечения экономической безопасности, поскольку если нет угрозы, то и нет необходимости в ее нейтрализации. Как правило, именно сторонники либерального подхода полагают, что категория «национальный интерес» малопро­дуктивна и концептуально слаба, яв­ляется псевдопонятием, которое удобно в силу своей неопределен­ности и эмоциональной «заряжен­ности» для политической полемики, но непригодно для научного обсуж­дения и анализа. Тот же философ Б. Капустин от­мечает: «Идея национального ин­тереса – любопытный предмет ис­следования и изучения того, как и почему она сложилась, какую идео­логическую и политическую роль она играет в функционировании механизма власти. Но это крайне несовершенный инструмент познания, если он вообще является таковым». Российский же историк А. Логинов считает, что «в европейском варианте в понятии «национальные интересы» сумми­ровались, по сути, те задачи, на ре­шении которых в данный момент должны быть сосредоточены основ­ные ресурсы нации».
Источник: Колупаев (Акулич) В.А. Некоторые аспекты разработки государственной стратегии обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь // Экономика, управление, право, №2, 2003. – С. 7-9

_________________________________________________________________________________


Национальные экономические интересы Беларуси. Наиболее конст­руктивным представляется следующее понимание национальных экономи­ческих интересов Беларуси – это достижение стратегических целей, задач и при­оритетов социально-экономичес­кого развития страны в долгосроч­ной перспективе. Такое понимание национальных экономических интересов учитывает экономические реалии и необходи­мость адаптации экономики к бы­стро меняющимся условиям в со­временном мире.

Как считают многие белорусские ученые-экономисты, например А.Л. Подгайский, «для таких стран, как Республика Беларусь важно обладать адаптивностью; это даже важнее, чем темпы экономического роста или темпы роста доходов населения. Современная экономическая политика Беларуси заключается в том, что наше государство выстраивает заборы, но любое внешнее веяние – рассыплет эти заборы моментально». По образному выражению А.Л. Подгайского «не нужно бальзамировать труп; адаптивность это значит – не мешать развалить». Маленькое государство должно быть адаптивным, так как не может выстроить стены. Никто извне для малого государства условий не создаст. Это крупное государство может пытаться не перестроиться, а выставить барьеры и окружение подстроить под себя. Кроме того, Беларусь не обладает достаточным количеством внутренних сырьевых ресурсов, чтобы проводить политику выстраивания барьеров от внешнего мира. По мнению А.Л. Подгайского, «если бы в Беларуси кроме калийных удобрений было еще что-нибудь, что позволило бы наполнить госбюджет процентов на 70, то в Беларуси мог бы сформироваться такой авторитарный режим, что нынешний показался бы просто мечтой». Поэтому главное условие выживание белорусского государства и поддержания конкурентоспособности национальной экономики Беларуси – это адаптивность и приспосабливаемость к изменениям внешней окружающей среды; своевременная реакция на внешние угрозы и вызовы, которые заключаются, прежде всего, в угрозе технологического и технического отставания от экономик соседних стран, от потери внешних рынков для сбыта белорусской продукции, в отставании от соседних стран в объемах привлечения иностранных инвестиций, в отставании от соседних стран в области образования и распространения современных знаний в белорусское общество.


Научное обосно­вание такого определения национальных интересов Беларуси (примеч. такого – это значит – достижение стратегических целей, задач и при­оритетов социально-экономичес­кого развития страны в долгосроч­ной перспективе. – В.А.) также не вызывает сомнений: программа социально-экономического развития страны должна быть на­правлена на решение самых на­сущных проблем, от которых зави­сит обеспечение национальной эко­номической безопасности. В этой связи под отстаиванием нацио­нальных экономических интересов следует понимать достижение эко­номикой такого состояния, когда действия, явления, процессы (фак­торы и условия) содействуют вы­полнению стратегических целей, задач и приоритетов, заложенных в программе экономического развития страны.

Согласно действующей Про­грамме социально-экономическо­го развития Республики Беларусь на 2005-2010 годы стратегической целью развития экономики явля­ется повышение благосостояния белорусских граждан и приближе­ние его к уровню развитых евро­пейских государств. На этом осно­вании национальные экономические интересы Бе­ларуси можно рассматривать как обеспечение развития экономики на уровне, приводящем к росту удовлетворения потребностей на­селения. Это предполагает поддержание макроэкономической стабильности национальной экономики Беларуси (стабильность национальной валюты, низкий уровень инфляции и безработицы), повы­шение конкурентоспособности бе­лорусской экономики; отстаивание ее интересов в объективном про­цессе глобализации мировой эко­номики; обеспечение устойчивос­ти экономики от воздействия вне­шних экономических кризисов. Эко­номическими интересами Белару­си также могут являться повыше­ние эффективности экономики, улучшение финансового состояния субъектов хозяйствования, активи­зация инновационной и инвести­ционной деятельности в стране.


Действия, явления, процессы, которые препятствуют реализации национальных экономических интересов и обес­печению экономической безопасно­сти, следует считать угрозами. Не­корректное выявление угроз реали­зации национальных экономических интересов может привести к при­нятию неадекватных государствен­ных мер. Необходимо проводить четкое методологическое разделе­ние между самими угрозами и «сла­бостями» трансформационной эко­номики, которые делают ее откры­той для этих угроз.

Большинство угроз для конку­рентоспособности национальной экономики Беларуси обусловлены системным экономическим кризисом, издерж­ками процессов рыночной транс­формации экономики и проблема­ми ее интеграции в мировое хозяй­ство (примеч. многие белорусские экономисты, например, Л.К. Злотников, А.Л. Подгайский, и др., считают, что «до наступления мирового финансового кризиса белорусская экономика переживала кризис трансформационного характера, который обозначился еще с 1970-х гг., а мировой финансовый кризис – просто помог списать собственные ошибки на мировой финансовый кризис. Большинство отраслей экономики Беларуси перманентно переживают кризис, но не напрямую, не путем сокращения работников, а путем перегонки ресурсов из одних отраслей в другие». – В.А.). Угрозами национальным экономическим ин­тересам Беларуси являются также – низкая инвестиционная активность, недостаточная конкурентоспособ­ность продукции, большой износ производственных фондов.

Достижению стратегической цели развития экономики Беларуси к концу 2010 г. могут препятствовать сле­дующие угрозы:

– ухудшение финансового состояния предприятий и не­хватка инвестиционных ресур­сов для их технического перево­оружения;

– недостаточный уровень развития институциональной сре­ды для привлечения иностранных инвестиций;

– валютно-финансовая и це­новая нестабильность;

– бюрократизация страны и отсутствие необходимых институ­циональных условий для развития частного предпринимательства;

– замедление процесса ре­структуризации экономики Беларуси, отдельных отраслей и предприятий; несоответствие схемы организации производства на большинстве белорусских предприятий принятым схемам организации производства в мире, основанных на субконтрактации, аутсорсинге, кластерах, развитом малом бизнесе;

– экономическая и энергети­ческая зависимость от России, рост отрицательного внешнеторгового сальдо с Россией;

– отсутствие диверсифика­ции внешней торговли по ряду предприятий и отраслей.


Для отличника. Зависимость от конъюнктуры внешних рынков, слабая диверсификация внешней торговли и огромное отрицательное сальдо в торговле с Россией.

Наиболее не диверсифицированными во внешней торговле является белорусская продукция машиностроения и сельхозпродукция. На российский рынок поставляется 90% сельхозпродукции, которую экспортирует Беларусь. Плюс к этому Россия остается крупнейшим потребителем белорусской промышленной продукции. В 2009 году, по данным Минэкономразвития России, Беларусь поставила на российский рынок продукции машиностроения на два с лишним миллиарда долларов. Как отмечает аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов «Промышленную продукцию, которую Беларусь не может поставлять на рынки ЕС, продается в основном в России. И если Россия несколько месяцев откажется ее покупать, то в белорусской экономике может возникнуть коллапс».

Раньше бывали даже случаи, когда российские региональные лидеры тратили бюджетные средства на закупку белорусской продукции.
Для отличника. Национальные интересы Беларуси: как может быть. По мнению экспертов, главное условие выживания такого относительно небольшого государства в Европе, каким является Беларусь – это адаптивность и приспосабливаемость к изменениям внешней среды. Поскольку серьезно повлиять на какие-то глобальные и региональные тенденции в развитии экономики, Беларусь по определению не может.

С такой же проблемой выживаемости на разных этапах своего развития столкнулись такие сопоставимые по размерам с Беларусью страны, как Дания, Норвегия, Швейцария, Ирландия, Бельгия, Нидерланды. Каждая из этих стран нашла свою специализацию в своем регионе, удачно решила эту проблему и сохранилась как государство, в то время как многие страны в Европе исчезли с карты земли и их народы утратили государственность. Так, Дания в свое время выиграла конкуренцию у своих более крупных соседей – Германии, Великобритании и Швеции, точно так же, как Швейцария – у своих более крупных соседей – Италии, Франции, Германии.

В этой связи главной целью национальной безопасности (по сути сохранения государства на территории Беларуси) в долгосрочном периоде должно выступать – достижение Беларусью стандартов ЕС во всех сферах и по всем направлениям – уровня развития технологий, техники, производительности труда, затрат на производство продукции, уровня зарплат, и т.п., но без объявления такой цели как – вступление Беларуси в ЕС.

В случае сближения Беларуси и ЕС по уровням развития экономики, по уровню и стандартам жизни, сближение между ЕС и Беларусью будет происходить само собой. Не будет нужды в выстраивании барьеров для передвижения людей, товаров, капиталов. Тоже самое касается и отношений с Россией.

Другое дело, что Беларусь должна равняться и достигать уровень стандартов ЕС, а не России, поскольку стандарты ЕС – самые высокие в нашем регионе. А цель национальной безопасности Беларуси должна заключаться именно в том, чтобы достигнуть и не отставать далее от стандартов любого более крупного соседа, не важно это будет Россия, ЕС или просто Польша.

Иначе ничто не удержит со временем людей, субъекты хозяйствования, капиталы на территории Беларуси, так как они будут находить себе лучшее применение в других местах Европы (нашего региона) и мира. Потому что в современных условиях Беларусь не сможет отгородиться от мира, поскольку не является самодостаточной страной и в нашем регионе ей никто этого не позволит сделать. А значит, как государство не будет стараться, но ему не по силам будет удержать людей, предпринимателей, капиталы от перетекания из Беларуси в другие соседние страны.

Только обеспечив стандарты жизни, возможность зарабатывать и получать доходы на уровне соседних в регионе странах, и выше (но точно не ниже), Беларусь может рассчитывать на необходимые людские ресурсы (квалифицированные кадры), финансовые ресурсы, которые позволят ей достигнуть и удерживать на достаточном уровне конкурентоспособность экономики Беларуси. Одно важное преимущество, которым располагает Беларусь на данный момент, и которое будет до конца оставлять шанс, даже при значительном отставании в уровне развитии экономики, – это наличие собственного государства. С другой стороны, если произойдет дефолт в экономике, то безвозмездно помочь Беларуси будет фактически некому. А значит наличие государственности – это еще и большая ответственность.

Источник: Акулич В.А. Национальные интересы Беларуси: как есть и как может быть // ЭКОНОМИКА.BY Дата публикации: 10.12.2010.




страница 1 страница 2 страница 3

Смотрите также: