страница 1 страница 2 страница 3
Опыт США и Канады. По данным информационного центра Канады, стратегической целью правительства в области обеспечения экономической безопасности страны является поддержание условий для долгосрочного роста производительности труда и капитала и тем самым – жизненного уровня населения, включающих надежную и динамичную деловую среду, способствующую внедрению инноваций, привлечению внутренних и внешних инвестиций и устойчивому экономическому росту.
Первой национальной программой обеспечения экономической безопасности в США можно назвать меморандум, утвержденный в 1990 г. с целью принятия соответствующих мер по обеспечению экономической безопасности. В этом документе в качестве приоритетных целей дополнительно введены приложения об обеспечении национальных экономических интересов США в конкурентной борьбе с соперниками на мировой арене и о защите «лидирующих позиций США в технологических сферах», а «сохранение экономической мощи США» прямо связывается с проведением мер по обеспечению экономической безопасности.
Впоследствии президенты США не раз инициировали принятие Конгрессом различных документов, которые в названиях содержали словосочетание «экономическая безопасность». Например, Акт об экономической безопасности США 1996 г. был посвящен информационной безопасности США, в частности, борьбе с экономическим шпионажем. В данном документе «экономическая безопасность» понимается как часть национальной безопасности; направлена она на усиление законодательной защиты информации об инновациях и нововведениях от иностранного шпионажа, которые являются основой повышения конкурентоспособности экономики США.
После террористических актов 11 сентября 2000 г. в США происходит смещение акцентов в содержании предлагаемых к принятию документов по обеспечению экономической безопасности. Так, Пакет по обеспечению экономической безопасности 2001 г. посвящен в основном проблемам потери рабочими своих мест в результате разрушения зданий в Нью-Йорке, а также организации этим гражданам социальной помощи (в области медицины, образования). В данном документе вместе с тем предлагаются меры по оживлению американской экономики, что должно создать возможности для строительства большего количества зданий, привести к сокращению безработицы и увеличению рабочих мест; предложения по повышению энергетической независимости (отдельный энергетический план), по реформированию системы образования, по расширению рынков сбыта своей продукции за рубежом.
Данные анализа показывают, что в США так же, как и в других странах, нет общепринятого методологического подхода к обеспечению экономической безопасности. В этой стране «... проблема экономической безопасности не формулируется по причине уверенности в собственном могуществе и рассмотрении вопросов экономической безопасности в составе общих национальных интересов». В Стратегии национальной безопасности США указывается, что «интересы США в области экономики и безопасности становятся все более неразделимыми»; и там же: «данная Стратегия распространяется в том числе и на экономическую сферу». Однако под этим понимается обеспечение процветания страны за счет такой экономической политики, которая должна способствовать наведению порядка в собственном доме, содействовать развитию свободных и открытых рынков, и устойчивому развитию, совершенствованию рыночных механизмов и структур». В то же время в Стратегии четко обозначаются три компонента укрепления американской национальной безопасности: «поддержание мощного оборонного потенциала и использование активной дипломатии для развития сотрудничества с другими странами в области безопасности; деятельность, направленная на открытие иностранных рынков и ускорение глобального экономического роста путем приспособления и создания институтов, которые помогают обеспечить безопасность и ускорить экономический рост во всем мире; содействовать ускорению демократии за рубежом».
Опыт небольших стран Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария) по обеспечению экономической безопасности показывает, что основной стратегической целью по защите национальных экономических интересов у них является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке. Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики. Они вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития. Из этого вытекают стратегические цели формирования гибкой, эффективной структуры и специализации экономики. Своевременно проводимые структурные преобразования призваны способствовать повышению конкурентоспособности на внешних рынках и смягчению социальных последствий структурных сдвигов для населения этих стран.
Страны Балтии и страны Центральной Европы. Чехия, Венгрия, Польша, Словакия и страны Балтии в начале 1990-х годов избрали практически одинаковую модель обеспечения экономической безопасности, которая включала следующие действия: оценку геополитической ситуации в регионе; определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного процесса; соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общемировыми и региональными стандартами; корректировку курса экономических реформ.
В основу политики безопасности этих стран был положен курс на сближение национальных интересов с общеевропейскими интересами; политическую, экономическую, институциональную, культурную трансформацию в соответствии с западноевропейскими стандартами.
Фундаментальный принцип концепции политики безопасности Венгрии состоит в том, что безопасность не может быть сведена лишь к политической и военной; при этом повышается значимость экономических факторов. Основным элементом венгерской концепции является понятие интегральной природы безопасности, в том числе и ее экономической составляющей: ни одно государство не может усилить свою безопасность за счет другого государства; безопасность может быть осмыслена и обеспечена только в терминах сотрудничества. Исходя из этого, венгерская политика безопасности покоится на трех фундаментальных основах: политической, военной и экономической интеграции с Западной Европой. Вторую фундаментальную основу венгерской политики безопасности представляют собой возможности, предоставляемые региональным сотрудничеством в рамках Вышеградской группы, центральноевропейской инициативы, а также двусторонних отношений.
Главными угрозами экономической безопасности Венгрии, как отмечается в концепции, являются: экономическая отсталость регионов Центральной и Восточной Европы от западноевропейских стран, трудности перехода к рыночной экономике, проблемы формирования демократических институтов. В концепции Польши к перечисленным выше угрозам венгерской экономической безопасности добавлена еще одна – прекращение или значительное ограничение импорта стратегически важного сырья.
Постсоветские страны. Анализ публикаций свидетельствует, что Украина, несмотря на особенности внешней политики, находится под определяющим влиянием российских разработок в области обеспечения экономической безопасности. В равной степени сказанное относится к Грузии и Казахстану.
Источник: Колупаев (Акулич) В.А. Формирование концепции национальной экономической безопасности в зарубежных странах // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Минэкономики РБ, №12, 2002. – С. 2-9 Полный текст статьи доступен на персональной странице лектора http://ekonomika.by/Akulich2
___________________________________________________________________________
Вывод: Отличие используемых методологических подходов к обеспечению экономической безопасности в странах-членах ЕС и странах СНГ объясняется тем, что первая группа стран ориентируется на стандарты и заимствует опыт ведущих стран Европейского Союза (Германии, Франции), а вторая группа, находящаяся в зоне влияния России (Молдова, Украина, Беларусь, Казахстан), – на российские разработки и стандарты. В свою очередь, Россия в своих разработках ориентируется больше на стандарты обеспечения экономической безопасности, которые были достигнуты в период существования СССР.
Основной стратегической целью стран Западной Европы, США, Канады и Японии в области защиты национальных экономических интересов является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке.
Различие методологических подходов к понятиям «безопасность» и «экономическая безопасность» трансформируется в методологию разработки государственных программных документов в этой области. Эти особенности необходимо учитывать при использовании зарубежного опыта в процессе разработки государственной стратегии обеспечения безопасности Республики Беларусь, в том числе ее экономической составляющей.
-
Национальные интересы Беларуси в сфере экономической безопасности.
Что понимать под национальными интересами. Можно выделить два подхода к интерпретации понятия «национальные интересы» – консервативный и либеральный.
«Консерваторы» пытаются отыскать в истории развития государства некоторую закономерность (общность, национальную идею, путь развития нации – то, что могло бы объединить всех людей). Они придерживаются идеи, согласно которой общество должно представлять собой единое органическое целое, и только тогда оно может достигнуть успехов в культуре, экономике, политике и других сферах общественной жизни. Данная доктрина основана на том, что якобы существуют законы исторического развития наций и государств (примеч. философ К. Поппер назвал такой подход историцизмом. – В.А.). Следовательно, наука, согласно представлениям «консерваторов», может предсказывать будущее, так как оно предопределено, «свернуто» в прошлом. Углубленное изучение истории народа и государства, как считают представители консервативного подхода, приводит к пониманию закономерностей исторического развития. Вера в существование естественного закона исторического развития была характерна для многих ученых XIX века, самыми выдающимися из которых были К. Маркс, В. Вернадский. Современный российский философ Б. Капустин считает на этот счет, что: «Философско-историческая посылка базируется на том, что романтическая мысль XIX века создала решающие условия для консервативного «прочтения» национального интереса. Она противостояла универсализму просвещения, оправдывая историческое особенное».
«Либералы» же считают, что не существует «национальных интересов» в виде некой общности, которую поддерживают и в которой нуждаются все члены общества. Они полагают, что если и можно использовать понятие «национальные интересы», то только подразумевая под ними совокупность частных интересов. Данная категория не подходит для использования ее в качестве базисного элемента в системе обеспечения экономической безопасности, поскольку если нет угрозы, то и нет необходимости в ее нейтрализации. Как правило, именно сторонники либерального подхода полагают, что категория «национальный интерес» малопродуктивна и концептуально слаба, является псевдопонятием, которое удобно в силу своей неопределенности и эмоциональной «заряженности» для политической полемики, но непригодно для научного обсуждения и анализа. Тот же философ Б. Капустин отмечает: «Идея национального интереса – любопытный предмет исследования и изучения того, как и почему она сложилась, какую идеологическую и политическую роль она играет в функционировании механизма власти. Но это крайне несовершенный инструмент познания, если он вообще является таковым». Российский же историк А. Логинов считает, что «в европейском варианте в понятии «национальные интересы» суммировались, по сути, те задачи, на решении которых в данный момент должны быть сосредоточены основные ресурсы нации».
Источник: Колупаев (Акулич) В.А. Некоторые аспекты разработки государственной стратегии обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь // Экономика, управление, право, №2, 2003. – С. 7-9
_________________________________________________________________________________
Национальные экономические интересы Беларуси. Наиболее конструктивным представляется следующее понимание национальных экономических интересов Беларуси – это достижение стратегических целей, задач и приоритетов социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе. Такое понимание национальных экономических интересов учитывает экономические реалии и необходимость адаптации экономики к быстро меняющимся условиям в современном мире.
Как считают многие белорусские ученые-экономисты, например А.Л. Подгайский, «для таких стран, как Республика Беларусь важно обладать адаптивностью; это даже важнее, чем темпы экономического роста или темпы роста доходов населения. Современная экономическая политика Беларуси заключается в том, что наше государство выстраивает заборы, но любое внешнее веяние – рассыплет эти заборы моментально». По образному выражению А.Л. Подгайского «не нужно бальзамировать труп; адаптивность это значит – не мешать развалить». Маленькое государство должно быть адаптивным, так как не может выстроить стены. Никто извне для малого государства условий не создаст. Это крупное государство может пытаться не перестроиться, а выставить барьеры и окружение подстроить под себя. Кроме того, Беларусь не обладает достаточным количеством внутренних сырьевых ресурсов, чтобы проводить политику выстраивания барьеров от внешнего мира. По мнению А.Л. Подгайского, «если бы в Беларуси кроме калийных удобрений было еще что-нибудь, что позволило бы наполнить госбюджет процентов на 70, то в Беларуси мог бы сформироваться такой авторитарный режим, что нынешний показался бы просто мечтой». Поэтому главное условие выживание белорусского государства и поддержания конкурентоспособности национальной экономики Беларуси – это адаптивность и приспосабливаемость к изменениям внешней окружающей среды; своевременная реакция на внешние угрозы и вызовы, которые заключаются, прежде всего, в угрозе технологического и технического отставания от экономик соседних стран, от потери внешних рынков для сбыта белорусской продукции, в отставании от соседних стран в объемах привлечения иностранных инвестиций, в отставании от соседних стран в области образования и распространения современных знаний в белорусское общество.
Научное обоснование такого определения национальных интересов Беларуси (примеч. такого – это значит – достижение стратегических целей, задач и приоритетов социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе. – В.А.) также не вызывает сомнений: программа социально-экономического развития страны должна быть направлена на решение самых насущных проблем, от которых зависит обеспечение национальной экономической безопасности. В этой связи под отстаиванием национальных экономических интересов следует понимать достижение экономикой такого состояния, когда действия, явления, процессы (факторы и условия) содействуют выполнению стратегических целей, задач и приоритетов, заложенных в программе экономического развития страны.
Согласно действующей Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005-2010 годы стратегической целью развития экономики является повышение благосостояния белорусских граждан и приближение его к уровню развитых европейских государств. На этом основании национальные экономические интересы Беларуси можно рассматривать как обеспечение развития экономики на уровне, приводящем к росту удовлетворения потребностей населения. Это предполагает поддержание макроэкономической стабильности национальной экономики Беларуси (стабильность национальной валюты, низкий уровень инфляции и безработицы), повышение конкурентоспособности белорусской экономики; отстаивание ее интересов в объективном процессе глобализации мировой экономики; обеспечение устойчивости экономики от воздействия внешних экономических кризисов. Экономическими интересами Беларуси также могут являться повышение эффективности экономики, улучшение финансового состояния субъектов хозяйствования, активизация инновационной и инвестиционной деятельности в стране.
Действия, явления, процессы, которые препятствуют реализации национальных экономических интересов и обеспечению экономической безопасности, следует считать угрозами. Некорректное выявление угроз реализации национальных экономических интересов может привести к принятию неадекватных государственных мер. Необходимо проводить четкое методологическое разделение между самими угрозами и «слабостями» трансформационной экономики, которые делают ее открытой для этих угроз.
Большинство угроз для конкурентоспособности национальной экономики Беларуси обусловлены системным экономическим кризисом, издержками процессов рыночной трансформации экономики и проблемами ее интеграции в мировое хозяйство (примеч. многие белорусские экономисты, например, Л.К. Злотников, А.Л. Подгайский, и др., считают, что «до наступления мирового финансового кризиса белорусская экономика переживала кризис трансформационного характера, который обозначился еще с 1970-х гг., а мировой финансовый кризис – просто помог списать собственные ошибки на мировой финансовый кризис. Большинство отраслей экономики Беларуси перманентно переживают кризис, но не напрямую, не путем сокращения работников, а путем перегонки ресурсов из одних отраслей в другие». – В.А.). Угрозами национальным экономическим интересам Беларуси являются также – низкая инвестиционная активность, недостаточная конкурентоспособность продукции, большой износ производственных фондов.
Достижению стратегической цели развития экономики Беларуси к концу 2010 г. могут препятствовать следующие угрозы:
– ухудшение финансового состояния предприятий и нехватка инвестиционных ресурсов для их технического перевооружения;
– недостаточный уровень развития институциональной среды для привлечения иностранных инвестиций;
– валютно-финансовая и ценовая нестабильность;
– бюрократизация страны и отсутствие необходимых институциональных условий для развития частного предпринимательства;
– замедление процесса реструктуризации экономики Беларуси, отдельных отраслей и предприятий; несоответствие схемы организации производства на большинстве белорусских предприятий принятым схемам организации производства в мире, основанных на субконтрактации, аутсорсинге, кластерах, развитом малом бизнесе;
– экономическая и энергетическая зависимость от России, рост отрицательного внешнеторгового сальдо с Россией;
– отсутствие диверсификации внешней торговли по ряду предприятий и отраслей.
Для отличника. Зависимость от конъюнктуры внешних рынков, слабая диверсификация внешней торговли и огромное отрицательное сальдо в торговле с Россией.
Наиболее не диверсифицированными во внешней торговле является белорусская продукция машиностроения и сельхозпродукция. На российский рынок поставляется 90% сельхозпродукции, которую экспортирует Беларусь. Плюс к этому Россия остается крупнейшим потребителем белорусской промышленной продукции. В 2009 году, по данным Минэкономразвития России, Беларусь поставила на российский рынок продукции машиностроения на два с лишним миллиарда долларов. Как отмечает аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов «Промышленную продукцию, которую Беларусь не может поставлять на рынки ЕС, продается в основном в России. И если Россия несколько месяцев откажется ее покупать, то в белорусской экономике может возникнуть коллапс».
Раньше бывали даже случаи, когда российские региональные лидеры тратили бюджетные средства на закупку белорусской продукции.
Для отличника. Национальные интересы Беларуси: как может быть. По мнению экспертов, главное условие выживания такого относительно небольшого государства в Европе, каким является Беларусь – это адаптивность и приспосабливаемость к изменениям внешней среды. Поскольку серьезно повлиять на какие-то глобальные и региональные тенденции в развитии экономики, Беларусь по определению не может.
С такой же проблемой выживаемости на разных этапах своего развития столкнулись такие сопоставимые по размерам с Беларусью страны, как Дания, Норвегия, Швейцария, Ирландия, Бельгия, Нидерланды. Каждая из этих стран нашла свою специализацию в своем регионе, удачно решила эту проблему и сохранилась как государство, в то время как многие страны в Европе исчезли с карты земли и их народы утратили государственность. Так, Дания в свое время выиграла конкуренцию у своих более крупных соседей – Германии, Великобритании и Швеции, точно так же, как Швейцария – у своих более крупных соседей – Италии, Франции, Германии.
В этой связи главной целью национальной безопасности (по сути сохранения государства на территории Беларуси) в долгосрочном периоде должно выступать – достижение Беларусью стандартов ЕС во всех сферах и по всем направлениям – уровня развития технологий, техники, производительности труда, затрат на производство продукции, уровня зарплат, и т.п., но без объявления такой цели как – вступление Беларуси в ЕС.
В случае сближения Беларуси и ЕС по уровням развития экономики, по уровню и стандартам жизни, сближение между ЕС и Беларусью будет происходить само собой. Не будет нужды в выстраивании барьеров для передвижения людей, товаров, капиталов. Тоже самое касается и отношений с Россией.
Другое дело, что Беларусь должна равняться и достигать уровень стандартов ЕС, а не России, поскольку стандарты ЕС – самые высокие в нашем регионе. А цель национальной безопасности Беларуси должна заключаться именно в том, чтобы достигнуть и не отставать далее от стандартов любого более крупного соседа, не важно это будет Россия, ЕС или просто Польша.
Иначе ничто не удержит со временем людей, субъекты хозяйствования, капиталы на территории Беларуси, так как они будут находить себе лучшее применение в других местах Европы (нашего региона) и мира. Потому что в современных условиях Беларусь не сможет отгородиться от мира, поскольку не является самодостаточной страной и в нашем регионе ей никто этого не позволит сделать. А значит, как государство не будет стараться, но ему не по силам будет удержать людей, предпринимателей, капиталы от перетекания из Беларуси в другие соседние страны.
Только обеспечив стандарты жизни, возможность зарабатывать и получать доходы на уровне соседних в регионе странах, и выше (но точно не ниже), Беларусь может рассчитывать на необходимые людские ресурсы (квалифицированные кадры), финансовые ресурсы, которые позволят ей достигнуть и удерживать на достаточном уровне конкурентоспособность экономики Беларуси. Одно важное преимущество, которым располагает Беларусь на данный момент, и которое будет до конца оставлять шанс, даже при значительном отставании в уровне развитии экономики, – это наличие собственного государства. С другой стороны, если произойдет дефолт в экономике, то безвозмездно помочь Беларуси будет фактически некому. А значит наличие государственности – это еще и большая ответственность.
Источник: Акулич В.А. Национальные интересы Беларуси: как есть и как может быть // ЭКОНОМИКА.BY Дата публикации: 10.12.2010.
страница 1 страница 2 страница 3
|