страница 1 | страница 2 страница 3
4. Функции государственных органов Республики Беларусь в системе обеспечения экономической безопасности.
Подходы к построению системы обеспечения национальной безопасности. В зависимости от места, которое занимает экономика страны в мировом хозяйстве, можно выделить два типа функционирования организационных структур и систем обеспечения национальной безопасности: 1) безопасность больших государств, выполняющих функции мировых центров, и 2) безопасность малых государств, формирующих национальную экономику на локальном уровне. Методология национальной безопасности большого государства (США, Япония, Россия) предполагает формирование самостоятельной подсистемы в органах государственного управления, предназначенной исключительно для реализации функций обеспечения национальной безопасности. Малые страны не создают для этого отдельных государственных структур, а разделяют функции национальной безопасности между различными ведомствами (например, страны Европейского союза).
В большинстве зарубежных стран экономическая безопасность не выделяется в качестве самостоятельного объекта для разработки, законодательного оформления и реализации в виде отдельных государственных программных документов. Таки документов не имеют Франция, Германия, Великобритания, другие страны Европейского союза.
Меры по обеспечению экономической безопасности содержатся в государственных программных документах, в которых отсутствует словосочетание «экономическая безопасность». Например, в Литве в 1998 г. была принята программа ее интеграции в ЕС. В этом документе переход экономики страны на рыночные принципы, интеграция в европейские экономические и иные структуры обозначены как «средство реализации национальных экономических интересов, защиты от внутренних и внешних угроз, стимулирования роста экономики, повышения ее конкурентоспособности, улучшения благосостояния и безопасности страны». То есть содержание то же, но это не обозначается термином «экономическая безопасность».
В настоящее время Россия – единственная страна, где для обеспечения экономической безопасности разработаны отдельные государственные программные документы (в США – только под некоторые ее составляющие) (примеч. в последнее время – это сделал также Азербайджан. – В.А.). Это Закон «О безопасности», Концепция национальной безопасности Российской Федерации и Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации.
Однако принятая в России система обеспечения экономической безопасности так и не заработала. Об этом свидетельствует отсутствие мер по обеспечению экономической безопасности в существующих государственных документах социально-экономического развития России. Российские аналитики объясняют это тем, что закон, стратегия и концепция являются в преобладающей степени идеологическими и декларативными документами и содержат в основном изложение существующих проблем и направлений их решения. Эти и другие документы по экономической безопасности не образуют целостную систему, поскольку их принятие имело конъюнктурный характер. Их низкая практическая ценность обусловлена также тем, что российские ученые не смогли достигнуть единого мнения по ключевым категориям концепции национальной экономической безопасности – «национальные интересы», «угрозы», «пороговые значения индикаторов экономической безопасности».
В этой связи экономическую безопасность России стали обеспечивать законодательные нормы, которые разбросаны по разным документам, регулирующим отдельные сферы экономики. Таким образом, сложилась альтернативная система, обеспечивающая экономические интересы страны. Фактически Россия переходит на европейские принципы обеспечения экономической безопасности (экономические интересы законодательно закрепляются в нормативно-правовых актах и документах, регулирующих развитие сфер экономики, в которых эти интересы отражены). Подобное обеспечение экономической безопасности позволяет не подвергать огласке действия государства в этой области и не создавать тем самым у мирового экономического сообщества представления о нестабильных и непредсказуемых условиях для ведения бизнеса в стране. При такой системе экономической безопасности нет необходимости в создании отдельных структурных подразделений, поскольку каждое министерство и ведомство отвечает за свое направление обеспечения национальных экономических интересов. Это повышает мобильность системы экономической безопасности, освобождает последнюю от излишних элементов, снижает финансовые затраты, связанные с ее функционированием. В этой связи деятельность правительства в сфере экономической безопасности России ориентирует ее экономику на создание рыночной макроэкономической среды.
Система обеспечения экономической безопасности Беларуси. С середины 1990-х годов обеспечение экономической безопасности Беларуси развивается в рамках концептуального подхода «нейтрализации угроз», методологически основанного на концепции национальной безопасности, заимствованной из теории международных отношений. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, на 2005-2010 гг., прогнозах на 2002, 2003 и последующие годы, Национальной стратегии устойчивого развития до 2010 г. имеются разделы по обеспечению экономической безопасности. Для количественной оценки угроз в этих документах используются индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения (примеч. Основные показатели экономической безопасности Республики Беларусь и их пороговые значения приведены в приложении к лекции. – В.А.).
Концептуальный подход «нейтрализации угроз» юридически закреплен в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь до 2010 г. и окончательно получил законодательное оформление после принятия закона «О национальной безопасности Республики Беларусь».
Основные органы системы обеспечения безопасности Республики Беларусь, в том числе ее экономической составляющей: Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь (КГБ), Институт безопасности Республики Беларусь.
Для отличника. Несмотря на то, что система обеспечения экономической безопасности Беларуси в целом сформирована и функционирует, существует ряд нерешенных научно-методологических проблем. К ним относятся: повышение методологического статуса самой концепции национальной экономической безопасности, ее ключевых категорий (национальные экономические интересы, угрозы экономической безопасности), а также инструментария количественной оценки состояния экономической безопасности (индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения).
Кроме того, реализация концепции «нейтрализации угроз» в области обеспечения экономической безопасности в Беларуси может столкнуться с рядом объективных противоречий. Во-первых, Беларусь, а также страны СНГ выбрали самый дорогой (в плане финансовых затрат) подход к обеспечению экономической безопасности из всех существующих. Во-вторых, и это главное, в обозримом будущем ученым-экономистам этих стран не под силу придать концепции экономической безопасности и ее ключевым категориям методологический статус, а мировое научное сообщество над этими проблемами в настоящий момент практически не работает. Это значит, что отдельные документы по экономической безопасности объективно будут носить умозрительный и декларативный характер.
Поэтому действующую систему обеспечения экономической безопасности в Беларуси целесообразно перестроить. Новую систему целесообразно выстроить на основе использования подходов, которых придерживаются страны Центральной Европы (Венгрия, Польша) и небольшие страны Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швейцария).
В программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы записано, что в сфере экономической безопасности страны будет обеспечено своевременное выявление негативных факторов и тенденций в социально-экономическом развитии, определение внешних и внутренних угроз национальным интересам и устойчивости экономики.
Главная задача — обеспечение динамичного развития экономики республики в коридоре, определенном пороговыми значениями показателей экономической безопасности страны.
Направления реализации:
в сфере социальной безопасности:
- достижение размера заработной платы, эквивалентного среднему уровню в сопредельных странах;
- сохранение социально приемлемой величины безработицы;
- обеспечение допустимой степени дифференциации доходов населения на основе поддержки социально уязвимых слоев населения;
в сфере инновационно-инвестиционной безопасности:
- существенное повышение доли затрат на научные исследования и разработки в ВВП с одновременным ростом их эффективности;
- увеличение вложений в технологические инновации;
в сфере внешнеэкономической безопасности:
- выравнивание баланса внешней торговли товарами и услугами;
- осуществление страновой и отраслевой диверсификации внешнеторговых отношений;
- снижение импортоемкости производства и повышение в экспорте доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
в сфере финансовой безопасности:
- обеспечение финансовой стабильности во всех секторах экономики;
- повышение рентабельности производства;
- обеспечение эффективного использования средств государственного бюджета;
- обеспечение эффективного прохождения пиковых значений по платежам по внешнему долгу;
в сфере энергетической безопасности:
- внедрение современных энергосберегающих технологий;
- диверсификация источников получения энергоресурсов;
- реализация совместных проектов с Российской Федерацией и другими странами по транспортировке, переработке и добыче энергоносителей;
- использование альтернативных энергоносителей с расширением местных источников энергии;
в сфере продовольственной безопасности:
- кооперация и интеграция с целью повышения эффективности работы агропромышленного комплекса;
- повышение качества и безопасности продуктов питания.
-
Демографическая безопасность
Для отличника. Влияет ли на уровень развития страны и экономики – плотность населения? Нужно ли в Беларуси искусственно наращивать численность населения?
Многие белорусские экономисты озабочены тем, что в Беларуси с 1993 г. сокращается численность населения. В последние годы высказывались мрачные прогнозы, что к 2030 или к 2050 г. белорусов станет 8 млн. или еще меньше. Причины – превышение смертности над рождаемостью, а также – отрицательное сальдо миграции, так как многие белорусы выезжают на ПМЖ в другие более развитые страны с более комфортными для проживания.
Отдельные экономисты высказывают мнения, что в Беларусь необходимо привлекать дополнительное население из других стран, например, постсоветских республик. Даже высказываются мысли о том, чтобы стимулировать возвращение белорусских евреев из Израиля. Сторонники таких взглядов называют разные цифры – добиться того, чтобы население Беларуси вернулось на отметку в 10 млн. человек или достигло в 15 млн. человек к 2015 году.
В Беларуси действует Программа демографической безопасности на 2006-2010 гг., которая также ставит задачу не допустить сокращения населения в Беларуси. На эту задачу выделяется значительное количество средств из госбюджета.
Так влияет ли плотность населения на уровень развития страны и экономики?
Если давать количественную оценку и измерить корреляцию между показателями ВВП и плотностью населения, то связь отсутствует. Из обычного сравнения мест стран по плотности населения также трудно уловить какую-то связь: так выше Беларуси (121-е место в мире из 193-х стран) по этому показателю стоят – Нидерланды (15-е место), Бельгия (17-е), Япония (18-е), Израиль (26-е), Великобритания (33-е), Германия (34-е), Италия (40-е), Швейцария (44-е), Китай (54-е), ниже стоят следующие страны – Латвия (137-е), США (141-е), Эстония (144-е), Швеция (155-е), Финляндия (162-е), Норвегия (166-е), Россия (178-е), Казахстан (182-е), Канада (185-е), Исландия (188-е).
Если подходить к этому вопросу с позиций качественного анализа, то очевидно, что более высокая плотность населения влияет, прежде всего, на освоенность территории страны. Так, если бы в Беларуси была плотность населения такая же, как в соседней Польше, то в Беларуси бы проживало 25 млн. человек, а если бы она достигала уровня Германии, то в Беларуси проживало бы 47 млн. человек. Понятно, что если бы на территории страны проживало бы в 2-4 раза больше населения, чем сейчас, то визуально страна выглядела бы совсем иначе. Например, если бы сторонний наблюдатель ехал бы по белорусским дорогам, то через каждые 2-3 км он встречал бы на своем пути населенные пункты; вместо этого он встречает их через каждые 10-15 км. А если к 2030 году население Беларуси будет 8 млн., то будет встречать через каждые 15-20 км.
Станет ли от этого уровень жизни ниже в Беларуси?
Скорее всего – нет. Четкой зависимости, или если сказать категоричнее, – никакой зависимости здесь не существует. Ведь на этот показатель можно посмотреть с двух сторон: пессимист видит сокращение населения, а оптимист может увидеть и прирост земельных и прочих ресурсов, приходящихся на одного жителя (как говорят в народе: «меньше народа, больше кислорода»).
Если уже говорить о людях, населяющих какую-то конкретную страну, то важно не их количество, и именно их качество. Уровень их образованности, квалифицированности, культурности.
Каждый человек создает определенную часть ВВП. При этом он может создавать больше, а потреблять меньше (например, активный предприниматель, бизнесмен; или простой работник, работающий на 3-х работах). И, наоборот, потреблять больше, а производить меньше (человек, который не может заработать на себя и свою семью и пользуется социальной поддержкой). Или может быть и такое, ничего не производить, но потреблять (безработный, который получает пособие по безработице; инвалид, который получает пособие).
Никто не говорит, что нет проблемы в том, что многие белорусы, когда достигают совершеннолетия, то уезжают на ПМЖ в США, Канаду, Германию, и другие развитые страны с более высоким уровнем и стандартами жизни. Но проблема здесь не в том, что жителей Беларуси при этом становится меньше, а как раз в том, что уезжают квалифицированные и активные люди. Уезжают те люди, которые оставшись в Беларуси, произвели бы ВВП, которого хватило бы и на себя, и в случае необходимости – для поддержки еще нескольких человек.
Особенно велика потеря для Беларуси в том случае, когда эти молодые люди получали образование, квалификацию, жилье, пользуясь системой господдержки (их родители, например, получили льготное жилье как многодетная семья; затем этим молодым людям из госбюджета оплачивали их обучение в вузе, да еще при этом и платили им стипендию). В этом случае, если провести сравнение, то не только родители, а все общество, как пчелиная семья, выращивали этих деток, а потом, когда пришло время им самим производить ВВП, образно говоря – собирать мед, то они уехали (улетели) делать это в США, Канаду или другую страну, которые и так являются уже развитыми.
То есть проблема здесь, опять же, не в том, что жителей Беларуси при этом становится меньше, а именно в том, что уезжают активные и предприимчивые, конкурентоспособные, а остаются те, кто остается. Не уедет, например, в США или в Германию человек, который и здесь не проявляет никакой активности, не хочет что-то предпринимать, организовать здесь бизнес, вложить свои сбережения, найти инвестора, создать новые рабочие места, много зарабатывать, не стремится повысить свою квалификацию. Речь не идет вовсе о том, что те люди, которые остаются чем-то хуже, чем те, которые уехали. Речь идет о том, что разного рода лодыри, пьяницы, люди с ограниченными интеллектуальным способностями, преступники, – в большинстве случаев остаются здесь. Равно как и остаются здесь люди с пассивным менталитетом. Когда такой отбор продолжается десятилетиями, а еще хуже – столетиями, то это может поставить крест на формировании эффективной модели национальной экономики в этой стране.
Само по себе сокращение населения не несет в себе никакой угрозы: ни угрозы исчезновения государства, ни угрозы исчезновения нации (это всего лишь шутка и не более того, когда говорят, что если белорусов станет слишком мало, то на их место приедут китайцы или кто-то еще). Это к тому, что не нужно рисовать какую-то круглую цифру по количеству населения в стране и стремиться достигнуть ее любой ценой. Все равно, если в худшем случае, не выровнять условия, возможности и стандарты жизни по сравнению хотя бы с соседними странами, и в лучшем случае – с развитыми странами, то люди уедут жить в другие страны, и никто их не остановит.
Куда важнее ориентироваться на текущий и перспективный уровень потребности национальной экономики в трудовых ресурсах, а также – на цифру трудовых ресурсов, которую нужно достичь, чтобы обеспечивать необходимые выплаты по солидарной пенсионной системе, которая существует в Беларуси. В настоящее время уровень техники и технологий национальной экономики таков, что в Беларуси достаточно имеющихся трудовых ресурсов и наблюдается даже их некоторый избыток. Поэтому Правительство не видит особой проблемы в том, что по разным оценкам от 400 до 800 тысяч белорусов трудятся в соседних странах (России, Литве, Польше, Германии). Правительству была бы проблема трудоустроить (занять) этих граждан и еще большая проблема предложить им высокооплачиваемую работу, если бы те в массовом порядке вернулись на родину.
Но в случае, если бы белорусская экономика начала развиваться опережающими темпами по сравнению с соседними странами, создавать новые высокотехнологичные предприятия и отрасли, возникли бы высокооплачиваемые места, то могла бы образоваться нехватка трудовых ресурсов. Тем не менее, даже в таких случаях и даже развитые страны не стимулируют рождаемость и увеличение численности населения за счет бюджетных средств, а решают проблему нехватки трудовых ресурсов за счет привлечения мигрантов, как на временной основе, так и на ПМЖ. В условиях Беларуси, если бы возникла потребность в наращивании трудовых ресурсов, то можно было бы рассчитывать на возвращение на родину части белорусов, но еще в большей степени проблему можно было бы решить за счет рекламной компании и привлечения на ПМЖ квалифицированных специалистов из России, стран Балтии, и др. постсоветских республик. Советский период развития белорусской экономики (в период ускоренной индустриализации Беларуси в 1965-1980 гг. из других советских республик в Беларусь на ПМЖ приехало 1,5 млн. человек), а также опыт других постсоциалистических стран (Чехии, Польши, Литвы) показывает, что Беларусь могла бы в случае надобности привлекать в год по 50-60 тысяч человек (за 15 лет – население Беларуси увеличилось бы при этом – на 750 тыс. – 1 млн. человек) вместо нынешних 10-12 тысяч в год. Этого было бы вполне достаточно. Ставить же задачу в достижении к 2030 году численности населения в 15 млн. человек (примеч. такая мысль циркулирует уже в кругах советников высокопоставленных чиновников, как одна из возможных задач) – это ничем не обоснованная идея. Лучше уж стремиться к тому, чтобы нынешние 4,5 млн. работников стали оснащены более передовой техникой и технологией, чтобы их производительность труда приблизилась к уровню развитых стран (это значит, повысилась в 5-10 раз). Тогда и нынешние работники могут удваивать ВВП в течение 5-10 лет, как того будет требовать программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы.
Примечание. Более подробно эти вопросы, в том числе и причины сокращения численности населения в Беларуси, которое началось в 1993 г., и о которых не было сказано выше, изложены в статьях: Акулич В. Скарачэнне насельніцтва – гэта нармальна! Ці ёсць у Беларусі дэмаграфічны крызіс і як з ім змагацца (Наша Ніва, 2003, №8), Акулич В. Дети: третий – лишний? Требуется корректировка демографической политики (Белорусы и рынок, 2007, №42, С. 23); Акулич В. Время работает против нас. Нужно ли в Беларуси повышать пенсионный возраст и как это делать (Белорусы и рынок, 2008, №23, С. 25). Все статьи можно загрузить и прочитать на персональной странице в Галерее экономистов Ссылка: http://ekonomika.by/Akulich2
страница 1 | страница 2 страница 3
|