страница 1 22.05.2009 «Вечерний Минск»
Людмила Селицкая
«Счастье как награда за правду»
"Правда – хорошо, а счастье лучше", – сказал в 1877 году успевший к тому времени получить за свои мудрые пьесы всероссийскую известность драматург Александр Островский. В 54 года словами не бросаются, даже если слушателям кажутся изреченные сентенции парадоксальными.
Так что и впрямь: руби правду-матку в глаза, как юный приказчик Платон Зыбкин. Но знай: лишь при счастливом стечении обстоятельств правдолюбие обернется счастливым исходом. Хеппи-эндом, который великий драматург позапрошлого века позволял не в каждой своей пьесе. В этой позволил. Во имя любви. Точнее, даже двух любовей: молодой, страстно пылающей в двух сердцах – богатой невесты и бедного жениха. И оставшейся в далеком прошлом, присыпанной, казалось бы, давно остывшим пеплом, но ожившей благодаря случаю и позволившей – в память о пережитых минутах искреннего чувства – расправить едва не перешибленные крылья юной любви...
Впрочем, неблагодарное дело – пересказывать сюжет, ставший театральной классикой и поставленный на многочисленных сценических подмостках. Лучше самому пойти и посмотреть одноименную пьесу в Национальном академическом драматическом театре имени Горького.
Накануне премьеры режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Латвии и народный артист Украины Аркадий Кац рассказал журналистам, что он очень уважительно относится к драматургии двух авторов: Островского и Мольера, поскольку те умели о самом серьезном говорить на языке смеха. Минск в плане географического выбора для воплощения режиссерского замысла также неслучаен. "Очень приятно, что на премьерах всегда полные залы отзывчивых, понимающих зрителей", – пояснил А. Кац и уточнил, что в нашем городе это его девятая по счету работа. Впервые же он поставил у нас спектакль 35 лет назад.
Тяга режиссера к классике понятна. Многие актеры, сколь бы ни казалось это кому-либо удивительным и старомодным, также любят творчество Островского. И именно данную пьесу. Недаром же великая Фаина Раневская в свое время восклицала: "Правда – хорошо..." – это прелесть". Из уст актрисы, славившейся своим прямодушием и запомнившейся заядлым театралам в роли няньки Фелицаты, такой отзыв можно считать величайшей похвалой.
И зритель, что самое главное, улавливает посланный почти полтора века назад авторский "месседж". Как лирико-романтический – "Так бы тебя и скушала", так и экономический – "Какой же ты бухгалтер, если красть не умеешь!".
А еще зритель благодарно хлопает Силе Ерофеичу Грознову в исполнении народного артиста СССР и Беларуси Ростислава Янковского, который дивным образом преображается на сцене то в дряхлого, подволакивающего ногу старика, то в бравого солдата. Зрителю интересно наблюдать за перевоплощениями артиста. И даже за тем, как этот увешанный блестящими медалями "ундер" неторопливо чистит ножиком на сцене совсем не бутафорское и очень даже символичное яблоко – чтобы с аппетитом съесть его.
И хотя актер признался накануне спектакля журналистам: "Моя роль "убойная", грандиозная. Даже не знаю, как с ней справлюсь", переживал он напрасно. Конечно же, справился прекрасно. Как и его коллеги по сцене, замечательно воплотившие образы пожилой купчихи Мавры Барабошевой, ее сына Амоса Панфилыча и внучки Поликсены, няньки Фелицаты, приказчика-правдолюба Платона и его антипода – пройдохи Никандра.
Впрочем, рефлексировать накануне премьеры для таланта – нормальное состояние.
страница 1
|