Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»


_____________ В.И. Толкачев

_____________ 2009г.

Регистрационный № УД-________/р.

Маркетинговые исследования

Учебная программа для специальности:

1- 26 02 03 «Маркетинг»


Факультет

Международных экономических отношений и менеджмента

Кафедра

логистики

Курс

3




Семестр

5-6




Лекции

48 ч.




Практические/семинарские

Зачет

5 семестр

занятия

52 ч.

Экзамен

6 семестр

Лабораторные




занятия

36 ч.




Всего аудиторных часов по




дисциплине

100 ч.




Всего часов по

Форма получения

дисциплине

156 ч.

высшего образования

очная

Составил: ст. преподаватель Масленкова Е.В.

2009


Учебная программа «Маркетинговые исследования» составлена на основе типовой учебной программы «Маркетинговые исследования» для специальности 1- 26 02 03 «Маркетинг» (утв. 17.01.2006 г., регистрационный № ТД -201/тип.).
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры логистики

________, протокол № ___

Заведующий кафедрой

______________ Б.В.Фрищин


Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»


2009, протокол №

Председатель

______________ В.И. Толкачев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «Маркетинговые исследования» является составной частью комплекса социальных дисциплин, формирующих уровень качества подготовки экономистов-менеджеров в сфере маркетинга. Актуальность изучения этой дисциплины определяется тем, что в условиях рынка преимущества получают те субъекты хозяйствования, которые постоянно отслеживают изменения потребностей потребителей, меняющихся под воздействием различных факторов. Своевременно проведенные и правильно организованные маркетинговые исследования позволяют повысить эффективность функционирования предприятия, получить дополнительную прибыль, снизить неопределенность при принятии маркетинговых решений.

1.1. Цель преподавания дисциплины – формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков в области проведения маркетинговых исследований и практики маркетинга в туристическом и других вида ведения бизнеса.

1.2. Задачи преподавания дисциплины:

  • обеспечить теоретическую подготовку студентов по основным аспектам маркетинговых исследований с учетом особенностей их проведения в современных экономических условиях;

  • сформировать у студентов четкое представление о процедуре, механизмах и инструментах проведения маркетинговых исследований, сборе первичной маркетинговой информации;

  • привить практические навыки составления, апробирования и использования рабочего инструментария при проведении маркетинговых исследований;

  • адаптировать теоретические знания студентов в области проведения маркетинговых исследований к практике деятельности современных субъектов хозяйствования.

Содержание учебного материала по дисциплине

«Маркетинговые исследования» для специальности


1- 26 02 03 «Маркетинг»
Тема 1. Система маркетинговых исследований.

Понятие маркетингового исследования. Необходимость проведения маркетинговых исследований. Цель и задачи маркетингового исследования. Основные направления маркетинговых исследований: исследование рынка, исследование конкурентов, исследование потребителей, исследование фирменной структуры рынка, исследование товара, исследование внешней и внутренней среды рынка, исследование цены, исследование товародвижения и продаж, исследование системы стимулирования сбыта и рекламы. Стратегические цели маркетинговых исследований. Процедура маркетингового исследования. Выбор методов проведения маркетинговых исследований. Требования, предъявляемые к проведению маркетинговых исследований. Принципы проведения маркетинговых исследований. Роль маркетинговой информации в деятельности предприятия. Классификация маркетинговой информации. Принципы формирования и использования маркетинговой информации. Система маркетинговой информации. Внутренняя маркетинговая информация, ее основные источники. Внешняя маркетинговая информация, ее основные источники. Первичные и вторичные источники информации. Система сбора первичной маркетинговой информации. Система анализа маркетинговой информации. Количественная и качественная информация.


Тема 2. Методы и процедура проведения маркетинговых исследований

Форма проведения маркетинговых исследований. Процедура проведения маркетингового исследования. Планирование сбора данных. Определение видов и объемов необходимой информации. Определение объектов исследования. Определение методов исследования. Определение способов связи с объектами исследования. Определение инструментов исследования и порядка сбора данных, периода, времени и места сбора. Планирование выборки. Понятие пилотажного исследования. Цель и порядок проведения. Объем пилотажного исследования. Программа маркетингового исследования. Теоретико-методологический и процедурно методический разделы программы.


Тема 3. Опрос как основной метод сбора информации.

Опрос как основной метод получения маркетинговой информации. Сущность и формы опросов. Классификация опросов. Сплошные и выборочные опросы. Точечные и повторные опросы. Массовые и специализированные опросы. Анкетирование как форма опроса. Индивидуальное и групповое анкетирование. Очное и заочное анкетирование. Почтовый опрос: достоинства и недостатки. Процедура почтового опроса. Прессовый опрос. Требования к проведению прессового опроса. Достоинства и недостатки прессового опроса. Интернет-опросы. Интервью как метод сбора первичной информации. Достоинства и недостатки метода интервью. Прямое и косвенное интервью. Индивидуальное и групповое интервью. Структурированная, полуструктурированная и неструктурированная формы проведения интервью. Требования, предъявляемые к интервьюеру. Методы стимулирования ответов. Экспертные методы получения информации: достоинства и недостатки. Основные требования, предъявляемые к экспертам. Оценка компетентности экспертов. Метод генерации идей, метод Дельфи, метод комиссий, метод 635. Индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Аналитический метод и метод написания сценария. Процедура подбора экспертов. Метод фокус-групп. Понятие фокус-группы. Области применения. Оптимальный размер группы. Требования к организации. Технология использования метода фокус-группы. Панель как вид выборочного исследования: достоинства и недостатки. Основные типы панелей: потребительские, торговые, производственные, специалистов.


Тема 4. Наблюдение и эксперимент как способы сбора первичной информации.

Наблюдение как метод сбора первичной маркетинговой информации. Преимущества и недостатки. Полевые и лабораторные наблюдения. Скрытое и открытое наблюдение. Стандартизированное и свободное наблюдение. Включенное наблюдение и наблюдение со стороны. Области применения метода наблюдения. Сущность эксперимента. Цели и задачи эксперимента. Формы проведения. Понятие контрольной и экспертной группы объектов. Имитация как разновидность эксперимента. Имитационное моделирование: достоинства и недостатки. Сложности, связанные с проведением.


Тема 5. Разработка анкеты.

Понятие анкеты. Структура анкеты. Содержание введения (преамбулы) анкеты. Требования, предъявляемые к разработке основной части анкеты. Порядок постановки вопросов. понятие контрольных вопросов. Реквизитная часть анкеты (паспортичка): содержание, порядок составления. Типы вопросов. Порядок составления закрытых вопросов. Альтернативные и многовариантные вопросы. Виды шкал: номинальные, порядковые, интервальные, шкалы отношений. Разновидности закрытых вопросов: шкала Лайкерта, семантический дифференциал, шкала Стэпела, мнемоническая шкала. Порядок составления открытых вопросов. Виды открытых вопросов: неструктурированные, подбор словесных ассоциаций, завершение предложения, завершение рассказа, завершение рисунка, тематический апперцепционный тест. Полузакрытые вопросы: достоинства и порядок составления.



Тема 6. Выборочный метод исследования.

Выборочный метод как основный инструмент проведения маркетингового исследования. Понятие генеральной совокупности. Выборочная совокупность как часть генеральной совокупности. Репрезентативность исследования. Систематические и случайные ошибки репрезентативности. Требования к составлению выборки. Методы определения размера выборочной совокупности. Типы выборочного обследования. Вероятностный (случайный) отбор. Трудности, связанные с проведением случайного отбора. Расслоенный случайный отбор. Территориальный отбор. Многостадийный отбор. Невероятностный отбор: отбор квотами, последовательный отбор, метод случайного маршрута.


Тема 7. Методы сбора и обработки вторичной маркетинговой информации

Кабинетные исследования: виды, целесообразность проведения. Понятие вторичных данных. Достоинства и недостатки вторичной информации. Виды кабинетного исследования. Разведочное исследование. Углубленное исследование. Анализ документов. Контент –анализ. Возможности метода. Использование в маркетинге.


Тема 8. Анализ полученных данных.

Упорядочение и формализация полученных данных. Ручной метод обработки полученной информации. Обработка данных на ЭВМ. Кодификация и группировка ответов. Кодирование открытых вопросов. Подсчет частот появления каждого варианта признака (линейное распределение ответов). Таблицы одномерного распределения. Построение интервальных рядов. Сущность количественного анализа данных. Обобщающие показатели вариационного ряда: среднее арифметическая, мода, медиана. Расчет индексов удовлетворенности, значимости и контрастности. Абсолютные и относительные показатели измерения вариации признака: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации. Двумерные таблицы сопряженности. Порядок составления. Понятие функциональной и статистической зависимости между двумя признаками. Корреляционная зависимость. Факторный анализ данных.

Качественный анализ первичной маркетинговой информации как процедура проверки исходных гипотез. Интерпретация и объяснение эмпирических данных. Стадии качественного анализа. Описание полученных данных, их объяснение и прогноз. Типологизация и группировка. Основные формы научного объяснения: причинное, генетическое, структурное, функциональное. Уверенное и предположительное объяснение. Прогноз как вероятностное суждение о развитии изучаемого объекта в будущем. Основные методы прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертные оценки.
Тема 9. Маркетинговые исследования конкурентов.

Понятие конкуренции. Виды конкуренции: функциональная, видовая, маркетинговая. Ценовая и неценовая конкуренция. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы. Прямые и потенциальные конкуренты. Информация, используемая при анализе деятельности конкурентов.Исследование конкурентов: цели и задачи. Оценка состояния конкурентной борьбы. Определение сильных и слабых сторон конкурентов, собственных преимуществ и недостатков. Выявление стратегических групп конкурентов. Диагностика целей конкурентов. Выявление намерений конкурентов через внешние проявления маркетинговой политики. Определение текущих стратегий конкурентов. Построение конкурентных профилей. Анализ профилей конкурентов. Построение конкурентной карты рынка. показатели, используемые при построении конкурентной карты рыкнка. Оцена конкурентного статуса.


Тема 10. Исследование товара

Направления исследования товара. Тестирование упаковки продукта. Тестирование названия продукта. Тестирование продукта. Цели тестирования. Результаты комплексного исследования продукта. Методы исследования товара. Monadic Test. Sequential Monadic Test. Triangle Test Hall-тесты и Home-тесты: достоинства и недосттки, возможности применения. Методика проведения тестирования


Тема 11. Исследование рекламы

Этапы исследования рекламы. Исследование рекламы, планируемой к выпуску. Исследование узнаваемости и запоминаемости рекламы. Изучение влияния рекламы на покупательское поведение. Исследование и оценка рекламной деятельности: основные задачи. Экономическая и коммуникативная эффективность рекламы. Измерение экономической эффективности. Показатель рентабельности рекламы. Показатели, характеризующие коммуникативную эффективность рекламы. Задачи предварительного анализа. Текущий и последующий анализ эффективности. Оценка запоминаемости рекламы. Основные направления изучения рекламы: исследование эффективности и популярности основных видов рекламы (носителей рекламы) для разных целевых аудиторий, изучение эффективности рекламной политики фирмы, исследование эффективности отдельных рекламных кампаний, изучение эффективности воздействия рекламных обращений.



Тема 12. Исследование рынка.

Понятие рыночного исследования. Цель рыночного исследования. Объекты рыночного исследования: структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Прогнозы развития рынка. Определение рыночного спроса. Понятие расширяемого и нерасширяемого рынка. Рыночная доля. Определение доли совокупного спроса. Понятие потенциала рынка. Измерение общего потенциала рынка. Показатель емкости рынка. Понятие конъюнктуры товарных рынков. Цель изучения рыночной конъюнктуры. Сезонные и циклические колебания рынка. Показатели, характеризующие конъюнктуру.


Тема 13. Отдельные направления маркетинговых исследований

Исследование цены. Исследование потребителей. Исследование внешней и внутренней среды предприятия. Исследование каналов товародвижения.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ ««Маркетинговые исследования»

для специальности 1- 26 02 03 «Маркетинг» (ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)


Номер темы, занятия

Название темы, занятия, перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Форма контроля знаний

лекции

практические (семинарские) занятия

лабораторные занятия

управляемая самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ВСЕГО по дисциплине (156)

48

52

36

20










1 семестр (82)

22

24

16

20










2 семестр (74)

26

28

20

-










1 СЕМЕСТР

1.

Система маркетинговых исследований.

  1. Понятие и необходимость маркетинговых исследований.

  2. Основные направления маркетинговых исследований.

  3. Цели, задачи и процедура маркетинговых исследований.

4. Требования к проведению маркетинговых исследований.

5. Система маркетинговой информации и ее составляющие.



4

2

-

-

раздаточный материал, кейсы

[1]

[2]


[3]

устный опрос, рефераты, деловые игры, работа в группах

2.

Методы и процедура проведения маркетинговых исследований

  1. Форма проведения маркетинговых исследований

  2. Процедура проведения маркетингового исследования.

Программа маркетингового исследования.

2

2

-

-

раздаточный материал, кейсы

[4]

[5]


[6]

устный опрос, рефераты, деловые игры, работа в группах

3

Опрос как основной метод сбора информации.

  1. Сущность и формы опросов.

  2. Анкетирование.

  3. Интервьюирование.

  4. Экспертный опрос.

  5. Метод фокус-группы.

6. Панельный опрос

6

6

8

6

раздаточный материал, презентации, портфолио

[2]

[5]


[6]

[8]


[11]


устный опрос, рефераты, деловые игры, работа в группах

4.

Наблюдение и эксперимент как способы сбора первичной информации.

      1. Наблюдение.

      2. Мистери шоппинг как разновидность включенного наблюдения

3.Этапы осуществления наблюдения

4. Эксперимент. Достоинства и недостатки.



2

2

-

-

раздаточный материал, презентации, портфолио

[1]

[4]


[6]

устный опрос, рефераты, деловые игры, работа в группах

5.

Разработка анкеты.

  1. Структура анкеты.

  2. Виды шкал

  3. Типы вопросов

4.Требования, предъявляемые к составлению анкеты

2

4

-

6

раздаточный материал, портфолио

[4]

[5]


[6]

устный опрос, рефераты, деловые игры, работа в группах

6

Выборочный метод исследования.

  1. Основные понятия.

  2. Расчет объема выборки.

3. Типы выборочного обследования.

2

2

-

-

методические пособия

[4]

[7]


[9]

устный опрос, рефераты, деловые игры, работа в группах

7

Методы сбора и обработки вторичной маркетинговой информации

1. Кабинетные исследования: виды, целесообразность проведения

2. Анализ документов. Контент –анализ


2

2




-

методические пособия

[1]

[4]


[6]




8

Анализ полученных данных.

  1. Преобразование данных.

  2. Количественный анализ. Виды статистического анализа.

  3. Качественный анализ данных




2

4

8

8

методические пособия

[4]

[5]


[6]

устный опрос, рефераты, деловые игры, работа в группах



2 СЕМЕСТР

9

Маркетинговые исследования конкурентов

1. Информация о конкурентах.

2. Методы исследования конкурентов.

3. Этапы изучения конкурентов.

4. Конкурентная разведка.


6

6

6

-

раздаточный материал, презентации, портфолио

[2]

[3]


[6]

устный опрос, рефераты, деловые игры, работа в группах

10

Исследование товара

1.Направления исследования товара

2. Методы исследования товара.


2

4

2

-

раздаточный материал, презентации, портфолио

[4]

[5]


[6]

устный опрос, рефераты, деловые игры, работа в группах

11

Исследование рекламы

  1. Этапы исследования рекламы

  2. Исследование рекламы, планируемой к выпуску

  3. Исследование узнаваемости и запоминаемости рекламы.

  4. Изучение влияния рекламы на покупательское поведение




4

4

2

-

раздаточный материал, презентации, портфолио

[1]

[5]


[6]

устный опрос, рефераты, деловые игры, работа в группах

12

Исследование рынка

1. Понятие рыночного исследования.

2. Исследование объема рынка и рыночной доли

3. Определение емкости рынка

4. Оценка конъюнктуры рынка


4

4

2

-

раздаточный материал, презентации, портфолио

[12]

[13]


[14]

устный опрос, рефераты, деловые игры, работа в группах

13

Отдельные направления маркетинговых исследований

  1. Исследование цены

  2. Исследование потребителей

  3. Исследование внешней и внутренней среды предприятия

  4. Исследование каналов товародвижения

10

10

8

-

раздаточный материал, презентации, портфолио

[14]

[15]



устный опрос, рефераты, деловые игры, работа в группах

Практические занятия, их содержание и объем в часах.

Дневное обучение



№ п/п

Наименование занятия

Содержание

Объем в часах

1.

Система маркетинговых исследований.

Рассматриваются понятие и необходимость проведения маркетинговых исследований, анализируются основные направления маркетинговых исследований.

2

2.

Методы и процедура проведения маркетинговых исследований


Рассматривается процедура проведения маркетинговых исследований. Студенты учатся разрабатывать программу маркетингового исследования.

2

3.

Опрос как основной метод сбора информации.

Обосновывается выбор методов проведения маркетинговых исследований. Раскрываются достоинства и недостатки различных методов исследования

6

4.

Наблюдение и эксперимент как способы сбора первичной информации.


Студенты знакомятся с таким методом получения маркетинговой информации, как наблюдение. Учатся самостоятельно проводить наблюдения и ставить эксперименты.

2

5.

Разработка анкеты.


Рассматривается структура анкеты, типы шкал и вопросов. Студенты самостоятельно составляют и апробируют анкеты.

4

6.

Выборочный метод исследования.


Студенты знакомятся с понятием репрезентативности исследования, процедурой проведения вероятностных и не-вероятностных выборок.

2

7.

Методы сбора и обработки вторичной маркетинговой информации


Студенты учатся собирать и обрабатывать вторичную маркетинговую информацию.

2

8.

Анализ полученных данных.

Студенты учатся преобразовывать и анализировать полученные данные, делать статистический анализ

4

9.

Маркетинговые исследования конкурентов


Рассматриваются основные методы изучения конкурентов. Раскрывается понятие SWOT-анализа

6

10

Исследование товара


Рассматривается тестирование как основной метод изучения товара.

4

11.

Исследование рекламы

Раскрываются особенности исследования эффективности рекламы на различных этапах рекламной кампании

4

12.

Исследование рынка


Студенты учатся оценивать конъюнктуру рынка. Делать прогнозы его развития.

4

13.

Отдельные направления маркетинговых исследований

Рассматриваются основные направления и методы исследования цены, потребителей, внешней и внутренней среды предприятия, каналов товародвижения

10




Итого




52



Перечень заданий для контролируемой самостоятельной работы

студентам дневной формы обучения.


№ п/п

Наименование темы задания и его содержание

Трудоемкость в часах

1.

Тема: Разработка анкеты.

Студенты определяют цели и задачи самостоятельного маркетингового исследования, формируют рабочие гипотезы, разрабатывают инструментарий проведения маркетингового исследования с обязательным включением всех типов шкал и вопросов в анкету или опросный лист.



6

2.

Тема: Опрос как основной метод сбора информации.

Студенты обосновывают размер и состав выборочной совокупности исследования, определяют метод сбора информации, проводят сбор эмпирических данных.



6

3.

Тема: Анализ полученных данных.

Студенты анализируют полученные данные полевого исследования, формулируют основные выводы и рекомендации и оформляют их в виде отчета о проведении маркетингового исследования



8




Итого

20

При выполнении контролируемой самостоятельной работы студенты самостоятельно прорабатывают литературу по выбранной тематике, готовят инструментарий для сбора маркетинговой информации, проводят опрос, анализируют полученные данные и представляют в оформленном виде для проверки преподавателю. Некачественно или недобросовестно проведенные исследования отдаются на доработку. Работы, доработанные или переработанные студентами, представляются на экзамен и по ним могут быть заданы дополнительные вопросы.


ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ


Основная литература.

  1. Черчилль, Гилберт А. Маркетинговые исследования. –СПб., 2006 . – 748 с.

  2. Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. – М., 2002. – 957 с.

  3. Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования: практическое руководство. – М., 2007. – 1186 с.

  4. Аакер, Дэвид А. Маркетинговые исследования. – СПб., 2004. – 842 с.

  5. Хаг, Пол. Маркетинговые исследования: руководство по планированию, методологии и оценке. – Киев, 2005. – 418 с.

  6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика: учебник. – М., 2003. – 493 с.

  7. Каменева Н.Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие. – М., 2007. – 437 с.

  8. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: учеб. пособие. – М., 2007. – 620 с.

  9. Бороденя В.А. Маркетинговые исследования: учебно-методическое пособие. – Мн.: БГЭУ, 2003 г. – 93 .

  10. Веденин Г.А. Маркетинговые исследования: учеб. пособие. – Витебск: ВГТУ, 2006. – 250 с.

  11. Елсукова Н.А. Маркетинговые исследования: учеб. пособие. – Мн.: ЕГУ, 2004. – 71 с.

  12. Коротков А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие. – М., 2005. – 302 с.

Дополнительная литература.

  1. Зорина Т.. Маркетинговые исследования и сегментация рынка. Мн, 2002.

  2. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме. М., 2002.

  3. Зубец А.Н. Маркетинговые исследования страхового рынка. М., 2006.

  4. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. М., 2003.

  5. Березин И.С. Маркетинг и исследование рынков. М., 2004

  6. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М., 2002.

  7. Садмен С. Как правильно задавать вопросы. М., 2002.

  8. Сурмин Ю.П. Методология методы социологических исследований. Киев, 2002.

  9. Оперативные социологические исследования. Методология и методы организации. Мн., 2004.

  10. Балановский С.А. Глубокое интервью. М., 2004.

  11. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 2006.


Литература в библиотеке МИТСО

  1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики /  В.И.Беляев. -  М: КНОРУС,  2005 :  Б.ц.ББК 65.290-2я73 Чз-1

  2. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. -  М:  Финансы и статистика.,  2001 :  Б.ц.ББК 65.290-2я73 Чз-2

  3. Дурович А. Маркетинговые исследования в туризме /  А. Дурович, Л. Анастасова. -  М:  Новое знание,  2002 :  7200ББК 65.433я73 Чз-1

  4. Дурович А.П. Основы маркетинга /  А.П.Дурович. -  М:  Новое знание, 2004 :  Б.ц.ББК 65.290-2я73 508 -100, Чз-1

  5. Каменева Н.Г. Маркетинговые исследования /  Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. -  М:  Вузовский учебник,  2006 :  11120ББК 65.290-2я73 Чз-1

  6. Лебедева О.А. Маркетинговые исследования рынка /  О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. -  М:  ФОРУМ, ИНФРА-М,  2005 :  5823ББК 65.290-2я73 Чз-5

  7. Малхорта, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. -  М:  Издательский дом " Вильямс",  2002 :  Б.ц.ББК 65.290-2 Чз-1

  8. Маркетинг /  Под ред. проф. Н.П. Ващекина. -  М:  ИД ФБК -ПРЕСС, 2003 :  Б.ц.ББК 65.290-2я73 Чз-2

  9. Масленкова Е.В. Маркетинговые исследования /  Е.В. Масленкова. -  Мн: МИТСО,  2006 :  2158ББК 65.290-2я73 Ук 560 -16, Ук 560 -5

  10. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. -  СПБ: Издательство ДНК,  2003 :  Б.ц.ББК 65.290-2я73 Чз-1

  11. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования. -  М:  Экономистъ,  2005  20159ББК 65.290-2я73 Чз-5

  12. Федько В.П. идр. Основы маркетинга /  В.П. Федько, Н.Г. Федько, О.А. Шапор. -  Ростов н/Д:  Феникс,  2001 :  Б.ц.ББК 65.290-2я73 Чз-1

13. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования /  Г.А.Черчилль. -  СПБ: Питер,  2001 :  Б.ц.ББК 65.290-2 Чз-1
Вопросы к зачету по дисциплине «Маркетинговые исследования»


  1. Понятие маркетинговых исследований.

  2. Цель проведения маркетинговых исследований

  3. Основные направления проведения маркетинговых исследований.

  4. Требования к проведению маркетинговых исследований.

  5. Понятие маркетинговой информации.

  6. Методы сбора первичной маркетинговой информации.

  7. Внешние источники маркетинговой информации.

  8. Внутренние источники маркетинговой информации.

  9. Первичная маркетинговая информация. Достоинства и недостатки.

  10. Вторичная маркетинговая информация. Достоинства и недостатки.

  11. Содержание теоретико-методологического раздела программы маркетингового исследования.

  12. Содержание процедурно-методического раздела программы маркетингового исследования.

  13. Понятие опроса. Основные формы.

  14. Классификация опросов

  15. Основные формы анкетирования.

  16. Интервьюирование: достоинства и недостатки.

  17. Виды интервью.

  18. Сущность структурированного интервью

  19. Сущность полуструктурированного интервью

  20. Сущность неструктурированного интервью

  21. Телефонный опрос: достоинства и недостатки.

  22. Опрос через Интернет: достоинства и недостатки.

  23. Почтовый опрос: достоинства и недостатки.

  24. Прессовый опрос: достоинства и недостатки.

  25. Экспертный опрос: достоинства и недостатки.

  26. Виды экспертных опросов.

  27. Панельный опрос: достоинства и недостатки.

  28. Понятие фокус-группы.

  29. Основные сферы применения фокус-группового обсуждения.

  30. Наблюдение: достоинства и недостатки.

  31. Сферы применения наблюдения

  32. Понятие анкеты.

  33. Структура анкеты.

  34. Содержание преамбулы анкеты

  35. Виды шкал

  36. Типы вопросов

  37. Открытые вопросы: достоинства и недостатки.

  38. Закрытые вопросы: достоинства и недостатки.

  39. Способы повышения процента возврата анкет

  40. Смысл «правила воронки» при составлении анкеты


Вопросы к экзамену по дисциплине «Маркетинговые исследования»

  1. Понятие и цели маркетинговых исследований. Необходимость проведения.

  2. Основные направления маркетинговых исследований.

  3. Процедура проведения маркетингового исследования.

  4. Содержание основных разделов программы маркетингового исследования.

  5. Первичная маркетинговая информация. Достоинства и недостатки. Основные источники.

  6. Вторичная маркетинговая информация. Достоинства и недостатки. Основные источники.

  7. Методы сбора первичной маркетинговой информации

  8. Сущность и формы опросов. Классификация опросов.

  9. Анкетирование: понятие, основные формы.

  10. Почтовый опрос: достоинства и недостатки.

  11. Прессовый опрос: достоинства и недостатки.

  12. Интервьюирование: понятие, основные формы. Требования, предъявляемые к интервьюерам.

  13. Телефонный опрос: достоинства и недостатки

  14. Экспертный опрос: достоинства и недостатки. Виды экспертных опросов.

  15. Опрос через Интернет: достоинства и недостатки.

  16. Метод фокус-группы. Основные сферы применения.

  17. Методика проведения фокус-группы.

  18. Понятие панели. Типы панелей. Сферы применения.

  19. Понятие и виды наблюдения. Сферы применения.

  20. Использование эксперимента в маркетинговых исследованиях.

  21. Структура анкеты. Требования, предъявляемые к составлению анкеты.

  22. Типы шкал. Виды вопросов.

  23. Выборочный метод исследования. Понятие репрезентативности.

  24. Типы выборочного обследования.

  25. Исследования рынка. Основные направления.

  26. Исследование объема рынка и рыночной доли. Определение емкости рынка.

  27. Оценка конъюнктуры рынка.

  28. Исследование потребителей.

  29. Исследование товара. Цель, направления, методы.

  30. Этапы исследования рекламы

  31. Исследование рекламы, планируемой к выпуску

  32. Исследование узнаваемости и запоминаемости рекламы.

  33. Изучение влияния рекламы на покупательское поведение

  34. Исследование внешней среды предприятия.

  35. Исследование внутренней среды предприятия.

  36. Исследование цены.

  37. Изучение каналов распределения.

  38. Направления исследования конкурентов. Основные методы.

  39. Этапы изучения конкурентов. Виды информации о конкурентах.

  40. SWOT-анализ. Сферы применения.

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и представлению к защите курсовых работ по дисциплине «Маркетинговые исследования»

1. Общие положения

1. Курсовая работа по дисциплине «Маркетинговые исследования» является формой самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности Э.02.02.00 «Маркетинг», и выполняется в соответствии с учебным планом.

2. Выполнение курсовой работы способствует усвоению лекционного курса по дисциплине «Маркетинговые исследования», формированию у студентов четкого представления о процедуре, механизмах и инструментах проведения маркетинговых исследований, а также позволяет овладеть навыками:


  • составления, апробирования и использования рабочего инструментария при проведении маркетингового исследования;

  • использования различных методов сбора первичной маркетинговой информации;

  • обработки и анализа полученных данных, построения графиков, таблиц, диаграмм;

  • обобщения полученных в результате проведенных исследований материалов и формулирования на их основе выводов и рекомендаций.

При этом студент получает навыки самостоятельной исследовательской работы и готовится к написанию дипломного проекта.

3. Курсовая работа выполняется индивидуально. В исключительных случаях с разрешения преподавателя курсовая работа, представляющая особую практическую значимость, сложная по выполнению, может быть выполнена группой студентов в виде комплексной курсовой работы.

4. Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя – руководителя работы. Студент совместно с руководителем уточняет тему исследования, составляет программу исследования, определяет структуру работы. При глубокой теоретической и практической проработке темы, обоснованности и новизне сделанных выводов курсовая может быть рекомендована руководителем в качестве научного доклада для выступления на ежегодной студенческой научной конференции, а также в качестве основы будущего дипломного проекта.

2. Порядок выполнения курсовой работы.

Курсовая работа должна содержать:

Титульный лист

Реферат


Оглавление

Введение


Основную часть, представленную главами

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Титульный лист. На титульном листе должны быть приведены следующие сведения: наименование учебного заведения, где выполнена курсовая работа; название кафедры; название учебной дисциплины, по которой выполнена работа; тема курсовой работы; фамилия, имя, отчество исполнителя; фамилия, имя, отчество руководителя работы; город; год. Образец оформления титульного листа приведен в прил. 1.

Оглавление включает в себя название структурных частей курсовой работы («Введение», «Глава», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения»), названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала составных частей курсовой работы.

Введение – вступительная часть курсовой работы. В ней дается общая характеристика предприятия, для которого проводится исследование или товара, на изучение которого направлена работа. Кратко обосновывается необходимость изучения данного вопроса, отражается важность решаемых вопросов для принятия маркетинговых решений.

Основная часть курсовой работы раскрывается в следующих трех главах.

Глава 1. Методология исследования. Содержит программу маркетингового исследования. Программой маркетингового исследования называют специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного маркетингового исследования. Исследовательская программа состоит из двух основных разделов (частей).

1) Теоретико-методологическая часть программы, раскрывающая следующие вопросы:



Актуальность исследуемой проблемы, степень ее изученности.

Цель исследования – конечный результат, которого маркетолог хочет достичь в исследовании.

Задачи исследования – система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Они разделяются на основные (ориентированные на выявление сущности проблемы) и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы. Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, возможностей исследователя проникнуть вглубь проблемы.

Объект исследования – конкретная сфера маркетинга, где существует изучаемая проблема и которая подвергается непосредственному исследованию. Определение объекта происходит на основе формулировки темы, анализа и степени ее изученности, поставленной цели и задач исследования.

Предмет исследования – наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования.

Исходные теоретические понятия (категории) исследования – характеристика основных терминов, встречаемых в процессе исследования, описание основных признаков, характеризующих объект исследования.

Гипотезы исследования – априорные (доопытные) предположения, истинность которых нужно либо доказать, либо опровергнуть. Это своеобразные прогнозные оценки ожидаемого решения задач исследования. Поэтому в количественном отношении их не может быть меньше, чем задач. Как правило, их значительно больше, т.к. под одну задачу выстраивается несколько гипотез. Чем больше гипотез и чем точнее они соответствуют решаемым задачам, тем богаче будет исследование, тем более ценной, практически полезной станет полученная информация.

Различают описательные (или структурные) и объяснительные (детерминационные) гипотезы. Первые – научные предположения о структуре тех явлений и процессов, которые подлежат анализу. Вторые – предположения о причинно-следственных взаимозависимостях (детерминациях) анализируемых явлений и процессов. В эмпирических исследованиях используются, как правило, оба типа гипотез, но предпочтение оказывается объяснительным, т.к. на основе проверки их истинности открывается возможность формулирования конкретных рекомендаций.

Рабочие гипотезы – своеобразный мостик, соединяющий теоретико-методологический и процедурно-методический разделы программы. Их содержание определяет то, какие методы, инструменты, процедуры и техники целесообразно применить для установления истинности или ложности априорных предположений.

2) Процедурно-методический раздел программы. Вторая часть исследовательской программы состоит из следующих подразделов:



Обоснование типа выборки и ее репрезентативности. В данном разделе указывается количество опрошенных респондентов и способы их отбора.

Обозначение методов сбора маркетинговой информации. Выбор методов исследования зависит от решаемых задач и содержания проверяемых гипотез. Исследование может проводиться в форме анкетирования, визуального интервьюирования, телефонного интервью, изучения документации, наблюдения, получения экспертных оценок, проведения фокус-групповых обсуждений.

Разработка инструментария получения информации. Инструментарием называют набор исследовательских документов, с помощью которых проводится исследование, его вид задается избранными методами сбора информации. В зависимости от выбранного метода сбора информации инструментарием может быть: текст анкеты и его тираж, инструкция анкетерам, текст стандарта интервью, программа изучения документации, план наблюдения, образец карточки эксперта, концептуально-логическая схема фокус-группового обсуждения.

Глава 2. Анализ полученных данных. Полученная в ходе полевых работ информация нуждается в трансформировании во вторичную информацию, представленную в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и т.п. показателей. Суть этого трансформирования. Обработка количественной информации может быть ручной или машинной

Глава 3. Выводы и рекомендации. Выводы исследователей призваны:

  • доказать истинность или ложность рабочих гипотез;

  • дать решение (желательно, однозначное и максимально четкое) поставленных в исследовательской программе задач;

  • зафиксировать гипотезы, которые не поддались проверке, и нерешенные в этой связи задачи, естественно, в случаях, когда это имело место (отрицательный результат – тоже результат).

Рекомендации, завершающие маркетинговое исследование, должны соответствовать следующим требованиям:

  • обоснованность;

  • выполнимость;

  • результативность;

  • адресность.

Список использованных источников должен содержать перечень источников информации, на которые в работе приводятся ссылки, а также дополнительная литература, которой пользовался студент при написании работы.

Источники следует располагать в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий. Сведения об источниках, включенных в список, должны содержать: фамилию, имя, отчество автора (авторов), название, город издания, издательство, год издания, количество страниц.



Приложения. При необходимости в приложения следует включать вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия информации, изложенной в курсовой работе (рисунки, графики, схемы, которые не вошли в основной текст, экземпляры анкет, инструкции по их заполнению, статистические таблицы, иная информация, подтверждающая достоверность полученных результатов, выводов и рекомендаций).

Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на последующих ее страницах. каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение». Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно.


3. Правила оформления курсовой работы.
Курсовая работа печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Печать производится шрифтом 14 пунктов через 1,5 интервала, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – по 2 см. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя шрифты разной гарнитуры, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и пр.

Общий объем курсовой работы определяется тематикой выбранного исследования, число страниц не менее 25.

Первой страницей курсовой работы является титульный лист, который включается в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют на верхнем поле в правом углу.

Иллюстрации (рисунки, схемы, графики) и таблицы следует располагать непосредственно на странице за текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые или отдельно на следующей странице. Таблицы и рисунки, размеры которых превышают 1 страницу, располагают в приложении.

При написании курсовой работы студент обязан давать ссылки на источники, материалы или отдельные результаты, которые приводятся в работе. Ссылки в тексте на источники осуществляются путем приведения номера по списку источников и страницы в квадратных скобках.

Пример: [14, с. 26] (здесь 14 – номер источника в списке, 26 – номер страницы).


Ссылки путем подстрочного примечания даются надстрочным индексом для каждой страницы. нумерация подстрочного примечания начинается с единицы или обозначается звездочкой (*).
4. Защита курсовой работы
Выполненная студентом курсовая работа проверяется преподавателем – руководителем работы, который дает письменное заключение по работе – рецензию. При оценке работы учитывается ее содержание, актуальность, степень самостоятельности, качество используемого инструментария, оригинальность выводов и предложений. Одновременно рецензент отмечает ее положительные стороны и недостатки, а в случае надобности указывает, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом, может ли работа быть допущена к защите.

Работа вместе с рецензией выдается студенту для ознакомления и возможного исправления. Если же курсовая работа по заключению рецензента является неудовлетворительной и подлежит переработке, то после исправления она представляется на повторное рецензирование с обязательным представлением первой рецензии.

Курсовая работа должна быть защищена до сдачи экзамена по соответствующей дисциплине.

Защиту принимает комиссия из ведущих преподавателей кафедры, которая определяет уровень теоретических знаний и практических навыков студента, соответствие работы предъявляемым к ней требованиям.

На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии. В ходе защиты уточняются знания студента, а также определяется степень самостоятельности выполнения работы и на этой основе выводится окончательная оценка. Студент должен быть готов к ответу на вопросы о методологии исследования, используемом инструментарии, обоснованности предлагаемых студентом выводов и рекомендаций.

Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы.

В случае отрицательного результата защиты курсовой работы студент после внесения исправлений и дополнений может быть допущен к повторной защите в дополнительные сроки.

5. Тематика курсовых работ.
Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно исходя из научных и практических интересов, реальных возможностей сбора исходных данных с учетом предполагаемой темы будущего дипломного проекта.

Выбор тематики должен быть согласован с руководителем курсовой работы, который выдает задание.

Примерный перечень тематики курсовых работ приведен ниже.


  1. Исследование потребительских предпочтений (на примере….).

  2. Исследование упаковки товара (на примере….).

  3. Исследование имиджа компании (на примере….).

  4. Профиль клиента предприятия (на примере….).

  5. Восприятие рекламы телезрителями (на примере….).

  6. Конкурентные условия на рынке сотовой связи Беларуси.

  7. Рынок шампуней и бальзамов г. Минска.

  8. Исследование конкурентных преимуществ компании в современных экономических условиях (на примере….).

  9. Оценка позиции конкурентов на рынке мороженого.

  10. Исследование потребителей услуг туристической фирмы (на примере….).

  11. Исследование фирменной структуры фирмы (на примере….).

  12. Исследование реакции потребителей на вывод на рынок нового товара (на примере….).

  13. Исследование уровня сервиса компании (на примере….).

  14. Изучение перспективных требований потребителей (на примере….).

  15. Исследование внешней и внутренней среды фирмы (на примере….).

  16. Исследование конкурентоспособности цены выводимого на рынок товара (на примере….).

  17. Исследование каналов товародвижения фирмы (на примере….).

  18. Оценка эффективности используемых методов продаж (на примере….).

  19. Эффективность осуществления рекламных мероприятий фирмы (на примере….).

  20. Исследование отношения общественности к деятельности фирмы (на примере….).

Приложение 1.
Учреждение Образования Федерации Профсоюзов Беларуси

Международный институт трудовых и социальных отношений

Кафедра логистики

Курсовая работа

по дисциплине: «Маркетинговые исследования»


на тему: «________________________________»

Выполнил:

Студент___курса

дневного (заочного)отделения

факультета МЭОиМ

группы_____

_______________________

Руководитель: __________

_______________________

Минск 200_


Приложение 2

Образец оформление реферата к курсовой работе
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 45 с., 6 рис., 4 табл., 20 источников, 2 прил.
Маркетинговые исследования, опрос, анкетирование,

репрезентативность, маркетинговая информация, интернет-маркетинг, интернет-технологии


Объект исследования - ЧУП «Форест – 2006».

Предмет исследования – организация Интернет – маркетинга на предприятии.

Цель исследования – исследование организации Интернет-маркетинга на предприятии и разработка направлений по ее совершенствованию. В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи исследования: раскрыть сущность Интернет – маркетинга, как инструмента реализации стратегии продвижения товара; исследовать эффективность использования Интернет – технологий в маркетинговой деятельности предприятия; разработать рекомендации по использованию Интернет – технологий для совершенствования маркетинговых коммуникаций предприятия.

В результате исследования разработаны предложения по совершенствованию Интернет – маркетинга на ЧУП «Форест – 2006».

Выводы и предложения, сделанные в результате исследования могут быть использованы для принятия маркетинговых решений на предприятии и совершенствования системы продвижения продукции посредством использования сети Интернет.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

________________(подпись)

Протокол согласования учебной программы по дисциплине «Маркетинговые исследования»

с другими дисциплинами специальности 1- 26 02 03 «Маркетинг»


Название дисциплины, с которой требуется согласование

Название кафедры

Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)

Основы маркетинга

Рекламные коммуникации



Логистики

Логистики


Логистики

Учебная программа скорректирована с программами:

Основы маркетинга

Рекламные коммуникации


Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры от ___ __________2009 г.

Протокол № ____







страница 1

Смотрите также: