Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4

Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних. Взаимодействие с семьей.

Актуальным направлением воспитательной работы в шестой школьный день является проведение мероприятий, направленных на нравственно-правовое воспитание учащихся, предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних.

В целях профилактики противоправного поведения и безнадзорности несовершеннолетних особое внимание следует уделить обеспечению занятости и досуга в шестой день недели подростков с девиантным поведением: создании электронных банков данных о занятости данного контингента учащихся в кружках и объединениях по интересам, временного сезонного трудоустройства, о местонахождении этих подростков в субботу, вовлечению их в деятельность кружков, клубов, общественных объединений, в разнообразные мероприятия воспитательной направленности, организации своевременной коррекционно-профилактической работы с ними специалистами СППС и т.д.

Спектр форм и методов нравственно-правового воспитания учащихся, используемый педагогами в шестой день, разнообразен: поставленные задачи могут реализовываться в процессе проведения игр по формированию законопослушного поведения, навыков безопасного поведения «Как поступить?», правовых тренингов, тренингов нравственного самосовершенствования «Сумей сказать нет», конкурсов проектов и т.д.. При этом следует уделять внимание созданию ситуаций, где учащиеся могли бы приобрести навыки правового поведения путем самостоятельного выбора и личной ответственности.

Профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в субботу особенно способствует развитие кружковой, клубной работы. Клубы «Юные друзья милиции», спасателей-пожарных, кружки ЮИД и др. призваны привлечь учащихся к общественно полезной деятельности, заинтересовать их, отвлечь от негативных факторов, приводящих к асоциальному поведению. Работа с учащимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании, посредством включения их в подростковые клубы, общественные организации, такие как «Альтернатива», «Совет справедливых», «Шанс» и др. позволит решить не только задачу занятости учащихся во внеурочное время, но и более эффективно осуществлять процесс гражданско-патриотического, нравственно-правового воспитания.

Свободный от уроков шестой день недели должен максимально использоваться для индивидуальной работы с такими учащимися. Это могут быть как занятия по преодолению отставания по тем или иным предметам, так системные коррекционно-реабилитационные мероприятия для детей и подростков с проблемами физического, психического, интеллектуального развития.

В этот день должна активизироваться работа с неблагополучными семьями по снижению факторов риска для детей, находящихся в социально опасном положении. В субботний день повышается вероятность застать дома родителей, к которым у педагогов имеются вопросы по проблемам семейного воспитания, учебы или поведения детей. Это возможность следует использовать, организуя посещение таких семей.

Важнейшим условием эффективности воспитательной работы учреждения образования в шестой школьный день является организация эффективного взаимодействия с семьей. В школах с успехом используются разнообразные виды совместной деятельности учащихся, учителей и родителей; получают свое развитие общественные инициативы родителей в форме клубов, советов, родительских конференций, бесед за «круглым столом», вечеров вопросов и ответов для родителей, родительских гостиных, творческих мастерских по проблемам воспитания детей и профилактике вредных привычек с приглашением медицинских работников и работников правоохранительных органов и др.; практикуется проведение совместных с детьми культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, туристических слетов, экскурсий; Интернет-марафонов, Интернет-конференций и Интернет-форумов для родителей.

С целью более эффективной подготовки учащейся молодежи к семейной жизни в учреждениях образования необходимо расширять сеть соответствующих факультативных занятий.




  1. Усиление роли учреждений дополнительного образования детей и молодежи в организации шестого школьного дня.

Изучение деятельности учреждений дополнительного образования в шестой школьный день показало, что в современных условиях назрела необходимость повышения их роли в организации шестого школьного дня. Дополнительное образование детей и молодежи должно существенно расширить воспитательные возможности школы, предоставив возможность каждому учащемуся в шестой школьный день активно проявить себя, свою инициативу в различных занятиях объединений по интересам, конкурсах, концертах и других мероприятиях.

При формировании воспитательного пространства шестого школьного дня всем организаторам необходимо как тесное сотрудничество, так и продуманное разделение функций между учреждениями общего среднего образования и учреждениями дополнительного образования детей и молодежи. Следует исключить дублирование объединений по интересам, организованных в данных учреждениях. Объединения по интересам должны активнее работать в субботу на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи. В сельских районах целесообразна организация на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи зональных центров по проведению мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ с обеспечением в случае необходимости подвоза обучающихся.

Формируя модель работы учреждения дополнительного образования детей и молодежи в этот свободный день, прогнозируя его результаты, необходимо изучать мнения педагогов школы, обучающихся и родителей. Также важно привлечь администрацию школы, представителей родительского и ученического актива к ее обсуждению и разработке. Для более полного анализа социального состава, уровня, интересов и потребностей обучающихся целесообразно перед началом учебного года провести соответствующие социологические исследования среди педагогов учреждения дополнительного образования детей и молодежи, школ и жителей микрорайона (например, анкетирование «Твои ожидания в субботний «школьный день» и т.п.) Помимо этого, необходимо представить информацию о состоянии и возможностях учреждения.

Результаты опросов и анализ социальной среды учреждения дополнительного образования детей и молодежи позволят увидеть потенциальные, не реализованные им возможности для более полного удовлетворения ожиданий школьников, родителей и педагогических запросов в шестой школьный день. К потенциальным возможностям учреждений дополнительного образования детей и молодежи можно отнести:


  • определение творческих объединений, которые дают полноценный курс допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки (изостудия, театр моды, школа юных парикмахеров, школа техников и т.д.);

  • более широкое использование индивидуально-личностного подхода к организации образовательного процесса учреждения (внесение в учебный план больше часов индивидуальной работы, часов для мелкогрупповых занятий);

  • создание сети профильных площадок (экологической, туристической, спортивной, технической, игровой, театральной, музыкальной, для детей-сирот и для детей из малообеспеченных семей и т.д.);

  • организации «детской площадки» при клубах по месту жительства, где родители младших школьников могут на несколько часов оставить детей под присмотром педагогов;

  • открытие площадки общественно-полезных дел (мелкий ремонт бытовой техники, мебели, школьных театральных костюмов и т.д.).

Большое значение для ознакомления родителей с методикой работы учреждения дополнительного образования детей и молодежи играют Дни открытых дверей. Для многих родителей такие посещения являются не только знакомством с возможностями учреждений дополнительного образования, но и своеобразным открытием в плане повышения педагогических и психологических знаний, необходимых в общении и развитии ребенка в семье.

Основные направления сотрудничества с родителями: информационно-просветительская работа, социально-психолого-педагогическая работа, совместное творчество. Эти направления реализуются через работу «Академии для родителей», «Родительского университета», для которых разрабатывается система мероприятий, среди которых: встречи со специалистами и видеолектории; беседы и диспуты и т. д.; психологические тренинги; тематические вечера (встречи с интересными людьми, вечера музыки и поэзии, бардовской песни; вечер забытых ремесел и др. вечера). Популярны массовые мероприятия: спортивные соревнования и турниры; игры («Мама, папа, я - спортивная семья», «Игровой аукцион»), лыжные прогулки, туристические походы и т.д.; выставки декоративно-прикладного творчества (совместное творчество родителей и детей); праздник «Посвящение в кружковцы» (с показом выступлений лучших коллективов внешкольного учреждения) и многое другое. Участие в выставках декоративно-прикладного творчества детей и родителей, совместных походах в театры, участие в подготовке и проведении концертных, игровых программ, спектаклей позволяет родителям открыть в себе не только скрытые таланты, но и дает возможность наибольшего эмоционального сопереживания со своими детьми, оказания необходимой им психологической поддержки.

СППС учреждений дополнительного образования детей и молодежи берут на себя одно из наиболее ведущих направлений в деятельности с родителями - широкое психолого-педагогическое просвещение. Тематика занятий может быть самая разнообразная, причем темы зачастую подсказывают сами родители в процессе беседы, при проведении анкетирования. Это и беседы о гендерном воспитании, о семейном общении, семейных праздниках и традициях, о формировании здорового образа жизни семьи, психологических проблемах детей и т.п.

Методы и формы работы с родителями разнообразны: наблюдение, анкетирование, тестирование, тренинговые занятия, индивидуальные консультации, семейное консультирование и т.д. В арсенале педагогов-психологов учреждений дополнительного образования - авторские программы по арттерапии, семейной психологии, валеологии, профилактике вредных привычек и т.д. На информационных стендах «Для Вас, родители» будут актуальными постоянно обновляемые рубрики по различным проблемам семейного воспитания: «Как предупредить конфликт в семье», «Стили родительских отношений» и т.д. Популярными являются семейные встречи на базе клубов по месту жительства: музыкальная гостиная «Лира», «Театральная гостиная», психолого-педагогическая гостиная «Доверие» и т.д. Основной целью такой клубной работы является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их.

Учреждения дополнительного образования детей и молодежи должны в полном объеме обеспечить методическое сопровождение шестого дня, выступать центром, координирующим его организацию в регионе.

Только постоянное и целенаправленное сотрудничество учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи поможет создать систему результативного воспитания, развития и обучения детей на основе их потребностей и запросов в шестой школьный день.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях совершенствования работы в шестой школьный день Министерство образования рекомендует обеспечить четкую организацию свободного времени детей и подростков – вовлечение всех учащихся в физкультурно-оздоровительную, трудовую и культурно-досуговую деятельность, занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством в различных клубах и объединениях по интересам, обеспечить в полном объеме функционирование компьютерных классов и спортивной базы учреждений образования, расширить предоставляемые образовательные услуги учреждениями образования в шестой школьный день, в том числе на платной основе.

В каждом учреждении общего среднего образования необходимо приказом его руководителя утвердить продолжительность шестого школьного дня и предусмотреть в правилах внутреннего распорядка организацию работы в шестой школьный день (примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования – не более 4 часов), а также обеспечить работу педагогических работников в режиме шестидневной школьной недели.

Для учащихся I ступени обучения посещение шестого школьного дня осуществляется на добровольной основе. Для учащихся II-III ступени обучения необходимо организовать максимальный охват мероприятиями шестого школьного дня (объединений по интересам, секций, спортивных и физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, экскурсий, туристических походов и др.). Для учащихся III ступени обучения рекомендуется проводить в шестой школьный день также факультативные занятия и учебные занятия на учебно-производственных объектах, в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации.

В мероприятия шестого школьного дня в обязательном порядке должны быть вовлечены дети, находящиеся в социально опасном положении, состоящие на учете в ИДН, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, воспитывающиеся в замещающих семьях.

Администрации школы необходимо наладить систему эффективного контроля за посещаемостью учащимися шестого школьного дня. Примерные формы учета посещаемости размещены в приложении к данным рекомендациям.

К планированию предлагаемых в субботу мероприятий, их организации и проведению необходимо привлекать самих обучающихся и их родителей, предоставлять им возможность проявлять инициативу, высказывать пожелания, вносить предложения. Совместное творчество в значительной мере может разнообразить работу в субботние дни, активизировать позицию самих детей и подростков. Необходимо усилить взаимодействие с семьей по включению родительской общественности в организацию шестого школьного дня, привлечению родителей к работе спортивных залов, школьных стадионов, спортивных секций, объединений по интересам, проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

В учреждениях образования должны быть оформлены информационные стенды «Шестой школьной день», на которых размещены графики работы и расписание занятий объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи, дворцов и домов культуры; расписание занятий школьных кружков и секций, графики работы спортивных залов, бассейнов, компьютерных классов, библиотек, а также педагогов-психологов, педагогов социальных. Данная информация должна быть размещена также на сайтах учреждений образования, доводиться до сведения родителей на общешкольных и классных родительских собраниях. Рекомендуется создать рубрику «Шестой школьной день» на главной странице интернет-сайта учреждения образования и обеспечить систематическое обновление информации о проводимых мероприятиях. С целью сокращения документооборота рекомендуется как можно шире использовать сайты, локальные сети учреждений образования для размещения информации в электронном виде.

Эффективная практика организации работы учреждения общего среднего образования в шестой школьный день показала, что задача формирования его воспитательного пространства в субботу должна решаться совместными усилиями всего педагогического коллектива при обязательном взаимодействии, сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, физкультуры и спорта, здравоохранения, правоохранительными органами, учреждениями социокультурной сферы, социальной защиты, общественными организациями и др.

В современных условиях учреждение общего среднего образования должно выступать в шестой школьный день как центр досуга – центр развития социальной и культурной жизни микрорайона, влияющий на культурно-образовательный уровень внешней среды через деятельность образовательных, досуговых, культурных, проектных, спортивных центров школы и выступающий как содружество педагогов, обучающихся, родителей, социальных партнеров. Необходимо выработать механизм действенного межведомственного взаимодействия в организации шестого школьного дня на уровне гор(рай)исполкомов во всех регионах, разработать и утвердить на уровне гор(рай)исполкомов, администраций районов г.Минска координационные межведомственные планы работы в шестой школьный день со всеми заинтересованными (отделами культуры, спорта, органами здравоохранения, МВД, МЧС, общественными организациями и др.).



Со стороны администрации учреждений образования и органов управления образованием необходим должный контроль не только по вопросам организационного плана, укрепления материальной базы, расстановки кадров, но и важен контроль за содержанием и результативностью воспитательной работы в шестой школьный день недели.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

  2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №  8/15613 // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2007. - №2. – С.9-40.

  3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015гг. (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 16) // сайт Министерства образования Республики Беларусь.

  4. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 21.12.2004 №10 об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом // сайт Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.

  5. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 15.08.2006 г. № 26 об утверждении Правил проведения туристских походов // сайт Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.

  6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 17.07.2007 г. № 35 а об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях // Национальный реестре правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – N 8/16904.

  7. Методические рекомендации “Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня” // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2004. - №22. – С.33-46.

  8. Методические рекомендации “Особенности воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня” // Веснік адукацыі. – 2004. - №12. – С.37-44.

  9. Методические рекомендации “Актуальные направления совершенствования организации шестого школьного дня в сельской местности” // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2007. - №21. – С.63-81.

  10. Методические рекомендации «Организация дней здоровья, спорта и туризма в общеобразовательных учреждениях» // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2007. - №22. – С.53-64.

  11. Методические рекомендации «Организация работы с младшими школьниками - октябрятами» // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2007. - №21. – С.82-87.

  12. Комплексное физкультурно-спортивное мероприятие «Урок футбола» («Час футбола») в учреждениях образования (методические рекомендации) // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2008. - №14. – С.49-58.

  13. Методические рекомендации по профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2008. – №23. – с. 9-40.

  14. Абрамов, В.В. Трудовое воспитание учащихся – одно из важных дел идеологических направлений в работе школы / В.В. Абрамов // Трудовое воспитания школьников: теория и практика: Педагогические чтения, посвященные памяти профессора И.Д. Чернышенко,28 сентября 2004 г. / Отв. ред. Н.А. Ракова, Н. К. Зинькова. Витебск: Изд-во УО «ВГУ им П.М. Машерова», 2004.

  15. Барков, В.А. Физическая культура и спорт. Педагогическая практика в школе: учебное пособие / В.А. Барков, Ю.К. Рахматов. – Гродно: Гр ГУ, 2003.

  16. Бедулина, Г.Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. директоров шк. по воспитательной работе, кл. рук.., педагогов / Г.Ф.Бедулина. – Минск: НИО, 2007.

  17. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов / В.В.Буткевич. – Минск: НИО, 2007.

  18. В помощь педагогу-организатору. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.

  19. Винокурова, Н.В. Увлекательный день суббота // Веснік адукацыі. — 2007.- № 11. - с.43-47.

  20. Головачева, Е.А. Техническое творчество в шестой школьный день // Пазашкольнае выхаванне. — 2004.-№12. - С.34-36.

  21. Григоренко, Ю.Н., Кострецова, У.Ю. Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

  22. Емельянчик, Л.В. Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений внешкольного воспитания и обучения / Л.В. Емельянчик, А.С. Никончук, С.М. Сазонова; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2009.

  23. Емельянчик, Л.В. Шестой школьный день: каждый должен найти себе занятие по душе // Веснік адукацыі. — 2005.-№4. - С.34-36.

  24. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с молодежью: методика подготовки и проведении: учебно-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010.

  25. Зеер, Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова, Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.

  26. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.

  27. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: учебное пособие / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – Москва: ВЛАДОС, 2000.

  28. Квасова, Т.А., Сергеева, Т.Н. Организация работы школьного библиотекаря в шестой день учебной недели // Веснік адукацыі. — 2006. - №11. - с. 22-29.

  29. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. – Мн.: Национальный институт образования. – 2010.

  30. Лебедева, Н.Т. Школа и здоровье учащихся: пособие /Н.Т. Лебедева.– Минск: Университетское, 1998.

  31. Лизинский, В.М. Приемы и формы в воспитании. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

  32. Овчаров, В.С. Настольная книга учителя физической культуры: методическое пособие / В.С. Овчаров. – Минск: «Сэр-Вит», 2008.

  33. Овчаров, В.С. Организация дней здоровья, спорта и туризма в общеобразовательных учреждениях / В.С. Овчаров. – Минск, 2007.

  34. Самерсова, Н.В., Стребко, О.Е. Детский "экологический маршрут" в работе социального педагога в шестой (школьный) день недели // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2005. - №1. - С.48-51.

  35. Старикова, В.С. Шестой день учебной недели в учреждениях внешкольного воспитания и обучения // Пазашкольнае выхаванне. — 2004.-№ 10. - С.48-51.

  36. Стецкая, Н.А. Взаимодействие школы и семьи по организации свободного времени учащихся в шестой школьный день // Столичное образование.- 2003. - №11. – С.16-18.

  37. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учебник / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск: Тесей, 2003.

  38. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 1999. – с. 363-405.

  39. Шестой школьный день: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования, учреждений дополнит. образования детей и молодежи / А.С. Никончук [и др.]; под ред. А.С. Никончука. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011.

  40. Школьная суббота / сост. О. В. Крючкова. — Мн.: Красико-Принт, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ




страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4

Смотрите также: