страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 11 | страница 12
1.Тема № 4. Характеристики производственной вибрации. Основные вредные производственные источники и виды работ. Особенности заболевания при воздействии вибрации. Вибрационная болезнь. Пути снижения воздействия вибрации на рабочих местах. Меры профилактики. Состояние профессиональной заболеваемости в условиях воздействия вибрации на предприятиях Казахстана.
2.Цель занятия: Формирование знаний и умений по основным вредным производственным источникам, гигиенической оценке производственной вибрации, особенностям заболевания при воздействии вибрации и разработка комплекса профилактических мероприятий.
3.Задачи обучения.
1. Формировать знания по принципам гигиенической оценки производственной вибрации;
2.Формировать знания и умения по устройствам и принципам работы виброизмерительной аппаратуры;
3..Формировать знания и умения по методам измерения вибрации;
4.Формировать навык разрабатывать профилактические мероприятия.
4.Основные вопросы темы.
-
Гигиеническое значение вибрации на производстве
-
Понятие вибрации. Единицы измерения производственной вибрации
-
Классификация производственной вибрации
-
Источники локальной вибрации
-
Источники общей вибрации
-
Сопутствующие факторы производственной среды
-
Действие вибрации на организм
-
Вибрационная болезнь от воздействия локальной вибрации
-
Вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации
-
Гигиеническое нормирование вибрации
-
Технические способы ограничения и уменьшение вибрации
-
Режим труда при воздействии вибрации
-
Меры индивидуальной защиты от воздействия вибрации
-
Лечебно – профилактические и общеоздоровительные мероприятия
-
Аппаратуры и методы измерения вибрации.
5.Методы обучения и преподавания.
Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных, тестовых задач. Писменный опрос, метод групповой дискуссии.
6.Литература.
Основная
-
Измеров Н. Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.- С. 321-353.
-
Гигиена. /Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г. – С. 530-534.
-
Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. – Караганда, 2008. – С. 183-196.
Дополнительная
-
Санитарные нормы и правила по гигиене труда промышленности. 3 т. –МЗ РК, 1995. – С. 319-362.
-
Гигиена труда в ведущих отраслях промышленности РК. Учебно-методическое пособие. Тогузбаева К.К. Алматы. 2010. – С. 1-73.
-
Российская энциклопедия по медицине труда / гл.ред. Измеров Н.Ф..- М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.- С.83-101.
7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.-в СРСП)
Вопросы
1.Гигиеническое значение вибрации.
2.Дайте определение понятию вибрация.
3.Абсолютные и относительные единицы измерения вибрации.
4.Понятие локальной вибрации
5.Понятие общей вибрации
6.Классификация локальной вибрации по спектру и частотному составу.
7.Классификация вибрации по временным характеристикам.
8.Источники локальной вибрации на производстве.
9.Источники общей вибрации
10.Классификация общей вибрации по источникам возникновения.
11.Влияние сочетанного действия вибрации к сопутствующих факторов.
12.Отчего зависит степень распространения вибрации по телу .
13.Понятие резонанса человеческого тела при воздействии вибрации.
14.Рецепторы восприятия вибрации
15.Значение механического реформа и «жесткости» вибрации.
16.Патогенез вибрационной болезни
17.Вибрационная болезнь от воздействия локальной вибрации
18.Вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации
19.Методы оценки вибрации
20.Санитарное нормирование вибрации
21.Значение массы ручной машины и силы нажатия. Нормирование этих факторов.
22.Требования к климатическим условиям при воздействии вибрации.
23.Технические способы ограничения и уменьшения вибрации. Нормирование
24.Режимы труда при воздействии вибрации
25.Средства индивидуальной защиты при воздействии вибрации
26.Организация предварительных и периодических лиц, подвергающихся воздействию вибрации.
27.Медицинские противопоказания к доступу на работу, связанную с воздействием вибрации.
28. Задачи диспансеризации лиц, подвергающихся воздействию вибрации.
29.Медико – биологические и обще –оздоровительные мероприятия профилактики вибрационной болезни.
30.Методы оценки действия вибрации на организм.
Вопросы тестового контроля
1. Что такое «вибрация»
а. Механическое колебание, передающиеся телу человека или отдельным его частям.
б. Электромагнитные колебания в области инфразвуковых частот, передаваемые через упругую среду человека.
в. Электромеханические колебание в инфразвуковом диапозоне, воздействующие на человека
г) акустические колебание инфразвуковых частот.
д) акустические колебания среднего диапазона частот
2. Какими физическими параметрами характеризуется вибрация.
а) частота (Гц)
б) амплитуда смещеия (см)
в) виброскорость (см/с)
г) виброускорение (см/ сек. В квадрате)
3. В каких относительных логарифмических единицах выражаются параметры интенсивности вибрации.
а) в дБ вибросмещения
б) в дБ виброскорости
в) в дБ виброускорение
г) в дБ уровня звукового давления
д) в октавных полосах частот
4. Какие виды вибрации различают в зависимости от способа передачи ее человеку
а) общая
б) локальная
в) смешанная
г) интенсивная
д) длинноволновая
5. Как различают вибрацию по частотному диапазону
а) низкочастотная
б) среднечастотная
в) высокочастотная
г) ультравысокочастотная
д) смешанная
6. Какие категории общей вибрации различают в зависимости от источника возникновения и возможности регулирования интенсивности
а) транспортные
б) транспортно – технологические
в) технологические
г) локальные
д) интенсивные
7. Что является воспринимающей частью виброизмерительного прибора
а) анализатор
б) конденсатор
в) вибродатчик
г) стабилизатор
д) измеритель
8. Какую патологию вызывает у рабочих длительное воздействие вибрации
а) язвенную болезнь
б) катаракту
в) вибрационную болезнь
д) шумовую болезнь
е) недержание мочи
9. Какой синдром характерен при вибрационной болезни от воздействия локальной вибрации
а) астенический
б) синдром «белого пальца»
в) синдром Рейно
г) артрит
д) артроз
10. Какие методы используется для гигиенической оценки производственной вибрации
а) частотный (спектральный) анализ нормируемых величин
б) интегральная оценка по частоте нормируемых параметров
в) дозная оценка
г) по действию на организм
11. Какие сопутствующие профессиональные факторы усугубляют воздействие локальной вибрации
а) масса механизма
б) сила нажатия
в) охлаждения рук
г) сверхурочные работы
д) напряжение органа зрения
12. Рабочие каких профессии подвергаются преимущественно общей вибрации
а) плотники
б) водители автотранспорта
в) бетонщики
г) электрики
д) экскаваторщики
13. Рабочие каких профессий подвергаются преимущественно локальной вибрации
а) электросварщики
б) экскаваторщики
в) бурильщики
г) клепальщики
д) обрубщики
14. Какие специалисты принимают участие в медосмотрах лиц, подвергающихся воздействию вибрации
а) эндокринолог
б) терапевт
в) невропатолог
г) оториноларинголог
д) кардиолог
15. Какие методы индивидуальной профилактики неблагоприятного воздействия локальной вибрации вы знаете
а) применение респиратора
б) использование виброгасящих рукавиц
в) перерывы в работе
г) тепловые ванночки для рук
д) дистанционные управление
16. Какие специальные противопоказания существует к приему на работу, связанную с воздействием производственной вибрации
а) облитерирующий эндоартериит
б) болезнь Рейно
в) болезнь Меньера
г) аномалия женских половых органов
д) миопия
17. Определите понятие «шум» по физической сущности
-
механические случайные, непериодические колебания частиц упругой среды
-
поток электромагнитной энергии, вызывающей слуховое ощущение
-
поток звуковой энергии, воспринимаемый слуховым анализатором
-
поток радиационного излучения, воздействующего на организм
-
поток воздуха, оказывающего влияние на организм слуха
18. Определите понятие «шум» в гигиеническом отношении
-
любой нежелательный звук или их совокупность, неблагоприятно воздействующих на организм человека, мешающих его работе и отдыху
-
звуковые колебания с частотой до 20000 гЦ
-
звуковые колебания, регистрируемые шумомером
-
звуковые колебания, сочетающиеся обязательно с электромагнитными волнами
-
определение отсутствует
19. Определите основные характеристики шума
-
длина звуковой волны
-
скорость распространения звуковой волны
-
интенсивность (сила) звука
-
частота звука
-
все ответы верны
20. Определите понятие «спектр шума»
-
распределение звуковой энергии по частотам
-
слышимый диапазон частот
-
частоты, регистрируемые прибором
-
совокупность звуковых колебаний
-
отраженная звуковая энергия
21. На какие диапазоны частот делятся спектры шума
-
тональные
-
низкочастотные
-
среднечастотные
-
высокочастотные
-
-все ответы верны
22. Какие шумы наиболее вредны для организма человека
-
тональные
-
широкополосные
-
высокочастотные
-
среднечастотные
-
импульсные
23. К каким частотам наиболее чувствителен слуховой анализатор
-
от 1000 до 5000 Гц
-
от 500 до 1000 Гц
-
от 5000 до 10000 Гц
Кредит №3
1.Тема № 1. Производственные аэрозоли: понятия и классификация. Гигиеническое нормирование и оценка запыленности и загазованности на производстве и методы профилактики.
2.Цель: Формирование знаний и умений по пыли как производственной вредности, методике изучения и гигиенической оценке пылевого фактора и осуществления основных профилактических мероприятий по борьбе с этой вредностью в условиях производства.
3.Задачи обучения.
а) формировать навыки работы с нормативными документами по пылевому фактору;
б) формировать умения составлять гигиеническое заключение по результатам замеров пыли;
в) формировать навыки определять содержание пыли (весовой метод) и ее дисперсный состав (счетный метод).
г) формировать навыки намечать точки отбора проб пыли в различных производственных условиях;
д) формировать навыки составлять комплекс оздоровительных мероприятий, направленный на снижение запыленности и влияния ее на организм.
4.Основные вопросы темы.
-
Санитарно – гигиеническое значение промышленных аэрозолей
-
Классификация пыли
-
Физико-химические свойства пыли
-
Действие производственной пыли на организм
-
Классификация пылевой патологии
-
Методы исследования производственной пыли
-
Принципы гигиенического нормирования производственной пыли
-
Мероприятия по борьбе с пылью на производстве.
5.Методы обучения и преподавания.
Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных, тестовых задач, комбинированный (работа в малых группах, дискуссия, презентация).
6. Литература.
основная
1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.- 165-183 с.
2. Гигиена. Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г.- 519-525 с.
3. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред. д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. – Караганда, 2008. – 70-106 с.
дополнительная
4. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда (под ред. В.Ф. Кириллова) – М., Медицина, 2001 г.-171-189 с.
5. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны № 1.02.011 – 94 МЗ РК.
6. Галаева А.И. Производственные аэрозоли, их гигиеническая оценка и нормирование. Методы исследования и профилактика пылевой профпатологии. Учебное пособие. – Караганда, 2008. – 80 с.
7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)
Вопросы
-
Санитарно-гигиеническое значение пылевого фактора.
-
Классификация аэрозолей.
-
Классификация пыли по происхождению.
-
Классификация пыли по способу образования.
-
Гигиеническое значение химического состава пыли.
-
Значение растворимости пыли.
-
Значение дисперсного состава пыли.
-
Значение сорбционной способности пыли.
-
Значение формы пыли
-
Значение электрозаряженности пыли.
-
Значение радиоактивной пыли.
-
Источники пылеобразования на производстве.
-
Гигиеническое нормирование пылей.
-
Технологические мероприятия по борьбе с пылью.
-
Санитарно – технические мероприятия по борьбе с пылью.
-
Индивидуальные средства защиты от пыли.
-
Нормирование пыли
-
Лечебно – профилактические мероприятия по борьбе с пылью.
-
Роль медицинских осмотров в профилактике вредного действия пыли.
-
Возраст допуска на пылевые работы.
-
Какой метод определения запыленности наиболее распространен в настоящее время, необходимое оснащение.
-
Метод определения весовых концентрации пыли.
-
Метод дисперсного анализа пыли.
-
Классификация производственных аэрозолей по конечному повреждающему действию.
Ситуационные задачи для контроля на усвоение материала
ЗАДАЧА № 1. При сухом пневматическом бурении в шахте концентрация пыли в зоне дыхания колебалась от 234 до 800 мг/м3; 95 % всей пыли составляет частицы размером 0,5 – 5,0 мкм. При проведении периодических медицинских осмотров в двух шахтах выявлено следующее: на шахте № 1 (содержание свободного диоксида кремния около 38 %) – 6 случаев силикоза, у 65 % работающих раздражение слизистых верхних дыхательных путей, у 25% - слизистой глаз и у 7 % - раздражение кожи;
На шахте № 2 (содержание свободного диоксида кремния около 1 %) – 1 случай антракоза, у 49% работающих – раздражение слизистых верхних дыхательных путей, у 2 % - раздражение слизистой глаз, у 2% - кожи.
-
Сравните указанные величины концентрации пыли с ПДК и укажите роль дисперсности пыли в возникновении патологии органов дыхания.
-
Оцените, какой из указанных видов пневмоконноза является более опасным для работающих.
-
Составьте план оздоровительных мероприятии при буровых работах.
ЗАДАЧА № 2: На дробильно – обогатительной фабрике при медицинском осмотре рабочих (возраст рабочих 25 – 40 лет, стаж работы на данном предприятии свыше 6 лет), у 85 % были выявлены выраженные изменения слизистой оболочки верхних дыхательных путей (риниты, фарингиты, сухость слизистой оболочки, нарушения обоняния). Все рабочие подвергаются воздействию пыли, образующееся при обработке доломитов, концентрация которой составляет: в летние месяцы – 14 – 25 мг/м3, в зимнее при частичном отключении коммуникации водоснабжения – 49 – 610 мг/м3
-
Сравните указанные концентрации пыли с ПДК для доломита и извястника.
-
Оцените с гигиенических позиций условия труда работающих.
-
Предложите план мероприятии по оздоровлению условий труда.
ЗАДАЧА № 3: В транспортно- сырьевом цехе завода железобетонных изделий работающие подвергаются воздействию пыли цемента и песка при их выгрузке, транспортировке на склад и в бетоносмесительных цехах. Концентрация пыли цемента при этом колеблется в пределах 180 – 560 мг/м3, песка – 8 –36 мг/м3 с содержанием в ней свободного диоксида кремния до 85%.
При медицинском осмотре 510 рабочих со стажем 80-25 лет у 20 обследованных выявлен пневмокониз 1 стадии, из них 16 человек были рабочими транспортно – сырьевого цеха.
-
Сравните указанные величины концентрации пыли в зоне дыхания рабочих с ПДК.
-
Определите, с действием, какого из неблагоприятных факторов этимологически связано развитие пневмокениоза.
-
Предложите план оздоровительных мероприятии.
ЗАДАЧА № 4: На заводе по получению аммония при извлечении глинозема из бокситовых руд в процессе подготовительной обработки сырья образуется пыль при всех процессах складирования, дробления и перемещение бокситов. При обработке руд со средним содержанием влаги 18%. Средняя концентрация пыли составляет 115 мг/м3, при снижении влажности до 10% - около 180 мг/м3. В отделении кальцинации при пересыпке прокаленного глинозема, транспортировке и выгрузке концентрация его пыли достигает 225 мг/м3. Воздействие аэрозолей проявляется в патологии верхних дыхательных путей (катары, риниты, фарингиты, ларингиты) за счет щелочной реакции аэрозолей, при длительном контакте с пылью глинозема - в –виде специфического пневмокониоза – алюминоза.
-
Сравните указанные величины концентрации пыли в зоне дыхания рабочих с ПДК.
-
Укажите, как влияет влажность исходных материалов на интенсивность пылеобразования и уровень запыленности воздуха в рабочих помещениях.
-
Составьте план оздоровительных мероприятий.
ЗАДАЧА № 5: Одним из этапов деревообработки на мебельной фабрике является подготовка поверхностей деталей будущей мебели путем их шлифования на станках перед окончательной отделкой (лакирование, полирование). Эти процессы сопровождаются пылевыделением. При изучении запыленности воздуха были получены следующие данные. Вес фильтра до отбора пробы воздуха был равен 35 мг., а после отбора пробы – 40 мг. Пробы отбирались в течение 20 минут со скоростью 15 л/мин. При изучении качественного состава пыли оказалось, что она (древесная пыль) содержит 1,5 % свободной двукнии кремния.
-
Определите концентрацию пыли и сравните ее с ПДК.
-
Какие приборы необходимы для определения запыленности воздуха весовым методом.
ЗАДАЧА № 6: В производстве асбестотехнических изделий на одном из участков производиться смешение в бункере асбеста с хлопком. Над бункером размещена местная вытяжная вентиляция в виде зонта. Обследование рабочего места показало, что содержание в воздухе пыли достигает 40 мг/м3.
-
Дайте характеристику пыли и сравните концентрацию с ПДК.
-
Рекомендуйте профилактические мероприятия.
ЗАДАЧА № 7: В литейном цехе на рабочем месте обрубщика запыленность воздуха составляет 30 мг/м3, при содержании свободной двуокиси кремния 70%. Местная вытяжная вентиляция представлена вытяжкой через решетку от стола.
-
Оцените запыленность на рабочем месте обрубщика.
-
Рекомендуйте оздоровительные мероприятия.
ЗАДАЧА № 8: На подземных рудниках Джезказгана для бурения шпуров широко используются буровые самоходные каретки. При отборе проб воздуха на рабочем месте машинистов обнаружена загрязненность воздуха пылью и аэрозолями смазочных (нефтяных) масел. Концентрация пыли составляет 25 мг/м3, аэрозолей масла – 20 мг/м3. Содержание свободной двуокиси кремния в пыли – 47 %. Дисперсность пыли до 90% пыли как размером до 5 мкм.
-
Дайте гигиеническую оценку загрязненности воздуха рабочей зоны.
-
Рекомендуйте оздоровительные мероприятия.
ЗАДАЧА № 9: В сборочном цехе авторемонтного завода используется электродуговая сварка. Она осуществляется качественными электродами, в обмазке которых содержатся соединения железа и марганца. Сварочные работы сопровождаются образованием сварочного аэрозоля, концентрация которого на рабочем месте сварщика составила 25 мг/м3. В составе аэрозоля были обнаружены окислы железа с примесью окислов марганца, которые составили 2,7 %.
-
Определите ПДК сварочного аэрозоля и дайте оценку воздушной среды сборочного цеха.
-
Рекомендуйте комплекс оздоровительных мероприятий.
Вопросы тестового контроля
-
Что такое аэрозоли преимущественно фиброгенного действия.
А) масса всех витающих в воздухе частиц в единице объема воздуха.
Б) масса частиц пыли, которая поступает в органы дыхания в определенный отрезок времени.
В) факторы среды, обусловленный образованием и распространением пыли в процессе производства.
Г) дисперсная система, состоящая из взвешенных в воздухе частиц, вызывающих пневмокониозы.
-
В основе, какой из этих классификации лежит разделение пыли по способу образования:
А) аэрозоли дезинтеграции и конденсации.
Б) органическая и неорганическая пыль.
В) смешанная пыль.
Г) пыль, облако
Д) дым, туман
-
При каких производственных процессах могут образоваться аэрозоли конденсации:
А) шлифовка деталей
Б) дробление в мельницах
В) дробление в дезинтеграторах
Г) плавление металла
Д) бурение скважин
-
При каких производственных операциях могут образоваться аэрозоли дезинтеграции:
А) бурение породы
Б) плавление металла
В) электросварка металлов
Г) разлив металла в опоки
Д) выпуск металла из домны
-
Как классифицируется пыль по происхождению:
А) металлическая, металлоидная
Б) аэрозоль конденсации, дезинтеграции
В) неорганическая
Г) растительного и животного происхождения
-
При каком методе отбора проб запыленность выражается в мг/м3:
А) ультрамикроскопическом
Б) кониометрическом
В) седиментационном
Г) весовом
Д) гравитационном
-
Что лежит в основе принципа нормирования фиброгенной смешанной пыли:
А) наличие радиоактивных веществ
Б) растворимость в биосредах
В) форма пылевых частиц
Г) процентное содержание двуокиси кремния
Д) степень дисперсности пыли
-
Что такое максимально – разовая концентрация пыли (МРК):
А) масса частиц пыли, содержащаяся в единице объема воздуха.
Б) масса частиц пыли, поступающая в органы дыхания за определенный промежуток времени
В) определенная за промежуток времени, равный не менее 75% рабочей времени
Г) определяемая за промежуток времени, равный 30 мин. в момент максимального пылеобразования
Д) концентрация пыли, измеренная за весь период времени
-
Что такое среднесменная концентрация пыли (ССК)
А) масса всех витающих в воздухе частиц в единице объема воздуха
Б) масса пыли определенная за промежуток времени, равный не менее 75% рабочей смены
В) определенная по результатам непрерывного отбора проб в зоне дыхания работающих
Г) масса частиц пыли, содержащаяся в единице объема воздуха
-
Что такое пылевая нагрузка
А) фактор, обусловленный образованием и распространением пыли в процессе производства
Б) масса всех витающих в воздухе частиц в единице объема воздуха
В) масса пыли, определяемая за промежуток времени, равный не менее 75% рабочей смены
Г) определяемая за промежуток времени, равный 30 мин. в момент максимального пылеобразования
Д) масса частиц пыли, которая поступает в органы дыхания за период выполнения работ
-
Какой законодательный (нормативный) документ регламентирует содержание аэрозолей в воздухе рабочей зоны:
А) Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны
Б) Закон «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»
В) Закон «Об охране труда»
Г) Закон « О здоровье населения»
Д) «Санитарные нормы проектирования производственных объектов» СН – 1.01.001 – 94
-
Скорость оседания аэрозоля зависит от:
А) дисперетности
Б) консистенции
В) токсичности
Г) удельного веса
Д) химического состава
-
ПДК для пыли, содержащей свободную двуокись кремния более 70%
А) 1 мг/м3
Б) 2 мг/м3
В) 3 мг/м3
Г) 4 мг/м3
Д) 10 мг/м3
-
ПДК для пыли, содержащей сводную двуокись кремния от 10 до 70% составляет:
А) 1 мг/м3
Б) 2 мг/м3
В) 3 мг/м3
Г) 4 мг/м3
Д) 10 мг/м3
-
ПДК для пыли, содержащей свободную двуокись кремния от 2 % до 10%, составляет:
А) 1 мг/м3
Б) 2 мг/м3
В) 3 мг/м3
Г) 4 мг/м3
Д) 10 мг/м3
-
Какой из видов пневмокониозов наиболее агрессивен
А) сидероз
Б) амилоз
В) силикоз
Г) асбетоз
Д) алюминоз
-
Какие мероприятия являются наиболее эффективными при борьбе с пылеобразованием:
А) организационные
Б) технические
В) санитарно – технические
Г) медико-профилактические
Д) применение средств индивидуальной защиты
-
Наиболее эффективное средство борьбы с пылеобразованием в шахтах:
А) респираторы
Б) аэрация
В) увлажнение
Г) аспирация
Д) укрытие
-
Что называется дисперсностью пыли:
А) процентное содержание числа пылинок различного размера
Б) процентное содержание массы пылинок различного размера
В) процент числа пылинок размером более 10 мкм
Г) скорость оседания пылинок различного размера
Д) химический состав пылинок
-
Какой пылью вызывается сидероз:
А) двуокисью кремния
Б) окислами железа
В) угольной пылью
Г) растительной пылью
Д) тальком
21. Какой пылью вызывается биссиноз:
А) двуокисью кремния
Б) окислами железа
В) растительной пылью
Г) угольной пылью
Д) тальком
22. Клинические варианты силикоза, встречающиеся при воздействии пыли диоксида кремния:
А) одностороннее поражения легкого
Б) интеретицианальный фиброз легочной ткани
В) изолированное поражение одной доли легкого
Г) фиброзирующий альвеонит
Д) узелковый фиброз легочной ткани
23. Воздействие пылевого фактора на рабочих по времени характеризуется как длительное, в течение:
А) более 30% смены
Б) в течений всей смены
В) в течение 10% смены
Г) в течение суток
Д) в течение 75 % смены
24. Какие вещества, входящие в состав сварочного аэрозоля, оказывают наиболее вредное влияние на организм:
А) оксиды железа
Б) оксиды марганца
В) фтористые соединения
Г) оксиды азота
Д) бензапирен
25. К профессиональным заболеваниям шахтеров угольных шахт относятся:
А) катар верхних дыхательных путей
Б) пневмония
В) антракоз
Г) катаракта
Д) все ответы верны
26. Какое действие на организм может вызвать пыль:
А) фиброгенное
Б) токсическое
В) гемолазирующее
Г) аллергенное
Д) все ответы верны
27. При определении запыленности воздуха на рабочем месте:
А) устанавливают массу пыли в мг/м3
Б) дают характеристику дисперсности состава пыли
В) определяют реакцию органов дыхания на пыль
Г) выясняют степень загазованности
Д) определяют влажность воздуха
28. Оценка истинной пылевой нагрузки на органы дыхания работающих возможно при соблюдении следующих условий контроля:
А) должна определятся, масса пыли, вдыхаемая рабочим в течение всей смены
Б) должна определятся, дисперсность пыли
В) необходимо определять объем вентиляции легких
Г) необходимо выяснить субъективную реакцию рабочих на воздействие пыли
Д) необходимо определять газовый состав вдыхаемого воздуха
29. Вода, используемая для пылеподавления должна удовлетворять требования к питьевой воде по содержанию:
А) взвешенных веществ
Б) по показателям бактериального загрязнения
В) по содержанию йода
Г) по содержанию меди
Д) по содержанию фтора
30. При недостатке или отсутствии воды питьевого качества для борьбы с пылью может быть использована вода источников при условии если она:
А) не содержит вредных и трудно растворимых примесей
Б) предварительного очищенная, обеззараженная, обезвреженная
В) насыщенная кислородом
Г) насыщенная йодом
Д) подогретая
31. Для использования при пылеподавления не питьевой воды необходимо получить разрешение:
А) горнотехнической инспекции
Б) отдела техники безопасности рудника
В) профсоюзной организации рудника
Г) медсанчасти
Д) санэпидстанции
32. Определите понятие «пылевая нагрузка»
А) произведение средней именной концентрации пыли на продолжительность экспозиции и объем легочной вентиляции
Б) максимальная концентрация пыли в момент исследовании
В) средняя сменная концентрация пыли
Г) совокупность физико-химических свойств пыли
Д) реакция легких на пылевой фактор
33. Какие группы методов и средств контроля запыленности воздуха рабочей зоны вы знаете:
А) прямые методы с выделением дисперсной фазы в пыле отборниках с последующим взвешиванием массы пыли
Б) косвенные методы (без выделения дисперсной фазы, обеспечивающие определенные массы пыли в мг/м3
В) комбинированные методы
Г) опосредованные методы
Д) дисперсный метод
1.Тема № 2. Основные виды работ, связанных с образованием пыли и аэрозолей. Свойства аэрозолей, преимущественно фиброгенного действия. Принципы гигиенического нормирования. Методы определения и оценки результатов с выявлением связи между содержанием аэрозолей и состоянием здоровья работающих. Профилактика профессиональной заболеваемости.
2.Цель: Формирование знаний и умений по свойствам аэрозолей, преимущественно фиброгенного действия, методам определения и оценки результатов с выявлением связи между содержанием аэрозолей и состоянием здоровья работающих, принципам гигиенического нормирования и разработка основных профилактических мероприятий по борьбе с профессиональной заболеваемостью.
3.Задачи обучения.
-
Формирование навыка определения методов оценки пылевого фактора
-
Формирование знания по нормативным документам
-
Формирование навыка взвешивания фильтров
-
Формирование навыка отбора проб пыли из пылевой камеры
-
Формирование навыка расчета запыленности воздуха
-
Формирование навыка определения дисперсности пыли.
4.Основные вопросы темы.
-
Специфическое действие пыли на организм.
-
Основные виды работ, связанных с образованием пыли и аэрозолей.
-
Классификация пневмокониозов.
-
Особенности этиологии силикоза. Клинические формы
-
Особенности этиологии силикатозов.
-
Этиология асбестоза.
-
Этиология металлокониозов.
-
Этиология биссиноза.
-
Этиология электросварочного пневмоконноза
-
Этиология пылевых бронхитов.
-
Теории патогенеза пневмоконнозов.
-
Заболевание кожи от воздействия пыли.
-
Источники пылеобразования на производстве.
-
Гигиеническое нормирование пылей.
-
Технологические мероприятия по борьбе с пылью.
-
Санитарно – технические мероприятия по борьбе с пылью.
-
Индивидуальные средства защиты от пыли.
-
Нормирование пыли
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 11 | страница 12
|