Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 ... страница 11 | страница 12

5.Методы обучения и преподавания.

Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных, тестовых задач. Комбинированный (работа в малых группах, кейс-стади, дискуссия.).


6.Литература.

Основная

1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.- 165-183 с.

2. Гигиена. Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г.- 519-525 с.

3. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред. д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. – Караганда, 2008. – 70-101 с.



Дополнительная

4. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда (под ред. В.Ф. Кириллова) – М., Медицина, 2001 г.-171-189 с.

5. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны № 1.02.011 – 94 МЗ РК.

6. Галаева А.И. Производственные аэрозоли, их гигиеническая оценка и нормирование. Методы исследования и профилактика пылевой профпатологии. Учебное пособие. – Караганда, 2008. – 80 с.


7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы

1.Санитарно-гигиеническое значение пылевого фактора.

2.Классификация аэрозолей.

3.Классификация пыли по происхождению.

4.Классификация пыли по способу образования.

5.Гигиеническое значение химического состава пыли.

6.Значение растворимости пыли.

7.Значение дисперсного состава пыли.

8.Значение сорбционной способности пыли.

9.Значение формы пыли

10.Значение электрозаряженности пыли.

11.Значение радиоактивной пыли.

12.Лечебно – профилактические мероприятия по борьбе с пылью.

13.Роль медицинских осмотров в профилактике вредного действия пыли.

14.Возраст допуска на пылевые работы.

15.Какой метод определения запыленности наиболее распространен в настоящее время, необходимое оснащение.

16.Метод определения весовых концентрации пыли.

17.Метод дисперсного анализа пыли.

18.Классификация производственных аэрозолей по конечному повреждающему действию.

19. Приборы для пылевого контроля. Группы методов и средств контроля пылевого фактора.

20. Максимально разовые концентрации пыли.

21. Среднесменные концентрации пыли.

22. Понятие пылевой нагрузки.

23. Как готовиться препарат для определения дисперсности пыли.



24. Методы изучения действия пыли на экспериментальных животных.

Ситуационные задачи для контроля на усвоение материала

ЗАДАЧА № 1: На подземных рудниках Джезказгана для бурения шпуров широко используются буровые самоходные каретки. При отборе проб воздуха на рабочем месте машинистов обнаружена загрязненность воздуха пылью и аэрозолями смазочных (нефтяных) масел. Концентрация пыли составляет 25 мг/м3, аэрозолей масла – 20 мг/м3. Содержание свободной двуокиси кремния в пыли – 47 %. Дисперсность пыли до 90% пыли как размером до 5 мкм.

  1. Дайте гигиеническую оценку загрязненности воздуха рабочей зоны.

  2. Рекомендуйте оздоровительные мероприятия.

ЗАДАЧА № 2: В сборочном цехе авторемонтного завода используется электродуговая сварка. Она осуществляется качественными электродами, в обмазке которых содержатся соединения железа и марганца. Сварочные работы сопровождаются образованием сварочного аэрозоля, концентрация которого на рабочем месте сварщика составила 25 мг/м3. В составе аэрозоля были обнаружены окислы железа с примесью окислов марганца, которые составили 2,7 %.

  1. Определите ПДК сварочного аэрозоля и дайте оценку воздушной среды сборочного цеха.

  2. Рекомендуйте комплекс оздоровительных мероприятий.

ЗАДАЧА №3: При изучении запыленности воздуха при работе зерноуборочного комбайна "Енисей" было установлено, что концентрация пыли около рулевого колеса составляла 25 – 11 мг/м3, на выгрузку зерна – 65 – 165 мг/м3. Примерно 90% пылевых частиц имели размер до 5 мкм. Органическая часть пыли составляет 80% с примесью свободной двуокиси кремния более 10%.

  1. Определите во сколько раз запыленность в рабочей зоне превышает ПДК.

  2. Дайте гигиеническую оценку пыли и наметьте оздоровительные мероприятия.

ЗАДАЧА №4: Главным источником образования пыли в современных штатах является буровзрывные работы. Где образуется 85 % всей пыли. Определение запыленности проводилось весовым методом в глухом, не проветриваемом забое сразу после взрывания медно – сульфидной породы. Обнаружено следующее:

  • Первоначальный вес фильтра до отбора пробы – 0,3504 грамма;

  • Вес фильтра после отбора пробы 0,61504 грамма;

  • Время отбора пробы – 20 мин.

  • Скорость протягивания воздуха – 15 л/мин.

  • Содержание свободной двуокиси кремния в пыли – 40%.

  1. Рассчитайте содержание пыли в забое и сравните с ПДК.

  2. Назовите оборудование необходимое для отбора проб пыли.

ЗАДАЧА №5: При определении дисперсности пыли в пробе, отобранной на рабочем месте шахтера в забое получены, следующие результаты:

Показатель

Величина пылинок в мкм

До 2 мкм

2-5 мкм

5-10мкм

Более 10 мкм

Количество пылинок




56

44

62

15



  1. Определите дисперсность необходимое для определения дисперсности пыли.

ЗАДАЧА №6: В наборном цехе типографии определялось содержание пыли в воздухе весовым методом. Первоначальный вес после отбора 0,3009 грамма, вес после отбора пробы 20 мин., скорость протяжки воздуха – 15 л/мин. По химическому составу пыль представляет собой свинец.

При определении дисперсности пыли получены следующие результаты: до 2 мкм – 40 пылинок, 2 – 5 мкм – 36 пылинок, 5 – 10 мкм – 57 пылинок и более 10 мкм – 10 пылинок.



  1. Дайте гигиеническую характеристику пылевого фактора.

  2. Опишите методику определения дисперсности пыли.



Вопросы тестового контроля

1. При каком методе отбора проб запыленность выражается в мг/м3:

А) ультрамикроскопическом

Б) кониометрическом

В) седиментационном

Г) весовом

Д) гравитационном


2.Что лежит в основе принципа нормирования фиброгенной смешанной пыли:

А) наличие радиоактивных веществ

Б) растворимость в биосредах

В) форма пылевых частиц

Г) процентное содержание двуокиси кремния

Д) степень дисперсности пыли


3.Что такое максимально – разовая концентрация пыли (МРК):

А) масса частиц пыли, содержащаяся в единице объема воздуха.

Б) масса частиц пыли, поступающая в органы дыхания за определенный промежуток времени

В) определенная за промежуток времени, равный не менее 75% рабочей времени

Г) определяемая за промежуток времени, равный 30 мин. в момент максимального пылеобразования

Д) концентрация пыли, измеренная за весь период времени



4.Что такое среднесменная концентрация пыли (ССК)

А) масса всех витающих в воздухе частиц в единице объема воздуха

Б) масса пыли определенная за промежуток времени, равный не менее 75% рабочей смены

В) определенная по результатам непрерывного отбора проб в зоне дыхания работающих

Г) масса частиц пыли, содержащаяся в единице объема воздуха
5.Что такое пылевая нагрузка

А) фактор, обусловленный образованием и распространением пыли в процессе производства

Б) масса всех витающих в воздухе частиц в единице объема воздуха

В) масса пыли, определяемая за промежуток времени, равный не менее 75% рабочей смены

Г) определяемая за промежуток времени, равный 30 мин. в момент максимального пылеобразования

Д) масса частиц пыли, которая поступает в органы дыхания за период выполнения работ


6.Какой законодательный (нормативный) документ регламентирует содержание аэрозолей в воздухе рабочей зоны:

А) Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны

Б) Закон «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»

В) Закон «Об охране труда»

Г) Закон « О здоровье населения»

Д) «Санитарные нормы проектирования производственных объектов» СН – 1.01.001 – 94


7.Скорость оседания аэрозоля зависит от:

А) дисперетности

Б) консистенции

В) токсичности

Г) удельного веса

Д) химического состава


8.ПДК для пыли, содержащей свободную двуокись кремния более 70%

А) 1 мг/м3

Б) 2 мг/м3

В) 3 мг/м3

Г) 4 мг/м3

Д) 10 мг/м3
9.ПДК для пыли, содержащей сводную двуокись кремния от 10 до 70% составляет:

А) 1 мг/м3

Б) 2 мг/м3

В) 3 мг/м3

Г) 4 мг/м3

Д) 10 мг/м3
10.ПДК для пыли, содержащей свободную двуокись кремния от 2 % до 10%, составляет:

А) 1 мг/м3

Б) 2 мг/м3

В) 3 мг/м3

Г) 4 мг/м3

Д) 10 мг/м3
11.Какой из видов пневмокониозов наиболее агрессивен

А) сидероз

Б) амилоз

В) силикоз

Г) асбетоз

Д) алюминоз
12.Какие мероприятия являются наиболее эффективными при борьбе с пылеобразованием:

А) организационные

Б) технические

В) санитарно – технические

Г) медико-профилактические

Д) применение средств индивидуальной защиты
13.Наиболее эффективное средство борьбы с пылеобразованием в шахтах:

А) респираторы

Б) аэрация

В) увлажнение

Г) аспирация

Д) укрытие

14.Что называется дисперсностью пыли:

А) процентное содержание числа пылинок различного размера

Б) процентное содержание массы пылинок различного размера

В) процент числа пылинок размером более 10 мкм

Г) скорость оседания пылинок различного размера

Д) химический состав пылинок
15.Какой пылью вызывается сидероз:

А) двуокисью кремния

Б) окислами железа

В) угольной пылью

Г) растительной пылью

Д) тальком
16 Какой пылью вызывается биссиноз:

А) двуокисью кремния

Б) окислами железа

В) растительной пылью

Г) угольной пылью

Д) тальком
17. Клинические варианты силикоза, встречающиеся при воздействии пыли диоксида кремния:

А) одностороннее поражения легкого

Б) интеретицианальный фиброз легочной ткани

В) изолированное поражение одной доли легкого

Г) фиброзирующий альвеонит

Д) узелковый фиброз легочной ткани
18.Как классифицируется пыль по происхождению:

А) металлическая, металлоидная

Б) аэрозоль конденсации, дезинтеграции

В) неорганическая

Г) растительного и животного происхождения
19. Воздействие пылевого фактора на рабочих по времени характеризуется как длительное, в течение:

А) более 30% смены

Б) в течений всей смены

В) в течение 10% смены

Г) в течение суток

Д) в течение 75 % смены
20. Какие вещества, входящие в состав сварочного аэрозоля, оказывают наиболее вредное влияние на организм:

А) оксиды железа

Б) оксиды марганца

В) фтористые соединения

Г) оксиды азота

Д) бензапирен
21. К профессиональным заболеваниям шахтеров угольных шахт относятся:

А) катар верхних дыхательных путей

Б) пневмония

В) антракоз

Г) катаракта

Д) все ответы верны


22. Какое действие на организм может вызвать пыль:

А) фиброгенное

Б) токсическое

В) гемолазирующее

Г) аллергенное

Д) все ответы верны


23. При определении запыленности воздуха на рабочем месте:

А) устанавливают массу пыли в мг/м3

Б) дают характеристику дисперсности состава пыли

В) определяют реакцию органов дыхания на пыль

Г) выясняют степень загазованности

Д) определяют влажность воздуха


24. Оценка истинной пылевой нагрузки на органы дыхания работающих возможно при соблюдении следующих условий контроля:

А) должна определятся, масса пыли, вдыхаемая рабочим в течение всей смены

Б) должна определятся, дисперсность пыли

В) необходимо определять объем вентиляции легких

Г) необходимо выяснить субъективную реакцию рабочих на воздействие пыли

Д) необходимо определять газовый состав вдыхаемого воздуха


25. Вода, используемая для пылеподавления должна удовлетворять требования к питьевой воде по содержанию:

А) взвешенных веществ

Б) по показателям бактериального загрязнения

В) по содержанию йода

Г) по содержанию меди

Д) по содержанию фтора


26. При недостатке или отсутствии воды питьевого качества для борьбы с пылью может быть использована вода источников при условии если она:

А) не содержит вредных и трудно растворимых примесей

Б) предварительного очищенная, обеззараженная, обезвреженная

В) насыщенная кислородом

Г) насыщенная йодом

Д) подогретая


27. Для использования при пылеподавления не питьевой воды необходимо получить разрешение:

А) горнотехнической инспекции

Б) отдела техники безопасности рудника

В) профсоюзной организации рудника

Г) медсанчасти

Д) санэпидстанции

28. Определите понятие «пылевая нагрузка»

А) произведение средней именной концентрации пыли на продолжительность экспозиции и объем легочной вентиляции

Б) максимальная концентрация пыли в момент исследовании

В) средняя сменная концентрация пыли

Г) совокупность физико-химических свойств пыли

Д) реакция легких на пылевой фактор


29. Какие группы методов и средств контроля запыленности воздуха рабочей зоны вы знаете:

А) прямые методы с выделением дисперсной фазы в пыле отборниках с последующим взвешиванием массы пыли

Б) косвенные методы (без выделения дисперсной фазы, обеспечивающие определенные массы пыли в мг/м3

В) комбинированные методы

Г) опосредованные методы

Д) дисперсный метод


30. Основные назначения пылевого контроля:

А) определить заболеваемость пневмокониозом

Б) оценить работоспособность рабочих

В) гигиеническая оценка условий труда работающих и определение эффективности средств борьбы с пылью

Г) определение электрозаряженности пыли

Д) определение функции дыхания рабочих


1.Тема № 3. Основы промышленной токсикологии. Гигиенические принципы разработки и утверждения ОБУВ и ПДК и методика их определения. Токсикология основных производственных ядов. Особенности применения ядохимикатов в сельском хозяйстве. Разработка комплекса профилактических мероприятий с учетом особенностей различных производств и классов опасности химических веществ.
2.Цель: Формирование знаний и умений по гигиеническим принципам разработки и утверждения ОБУВ и ПДК, методическим подходам к оценке токсичности и опасности новых химических соединений, методикам проведения токсикологического эксперимента применительно к практике гигиены труда и разработка мероприятия по профилактике профессиональной интоксикаций.
3.Задачи обучения.

а) формировать навык разрабатывать и обосновать предельно допустимые концентраций вредных веществ, рассчитывать коэффициент запасов при обосновании ПДК и ориентированные безопасные уровни (ОБУВ) вредных веществ.

б) формировать знания по видам лабораторного эксперимента, применяемыми при гигиеническом нормировании химических веществ.

в) формировать навык проводить ингаляционную затравку лабораторных животных.

г) формировать знания по результатам токсикологических исследований в соответствий с действующим санитарным законодательством оценивать степень токсичности и опасности химических соединений и разрабатывать оздоровительные мероприятия.
4.Основные вопросы темы.


  1. Понятие о промышленных ядах. Промышленная токсикология, цели и задачи.

  2. Классификация производственных ядов.

  3. Общая характеристика действия ядов на системы организма.

  4. Пути поступления производственных ядов в организм.

  5. Распределение ядов в организме.

  6. Превращение вредных веществ в организме.

  7. Выделение вредных веществ из организма.


5.Методы обучения и преподавания.

Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных, тестовых задач. Комбинированный (работа в малых группах, презентация).


6.Литература.

Основная

1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.- 353-443 с.

2. Гигиена. Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г.- 544-549 с.

3. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред. д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. – Караганда, 2008. – 108-149 с.



Дополнительная

4. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда. Под ред. В.Ф.Кириллова М-Медицина-2008 -399 стр.

5. А.А. Каспаров. – Гигиена труда (учебник). – М., Медицина, 1988, 352 с.

6. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда (под ред. Кириллова).-М., Медицина, 2001

7. Санитарные правила и нормы по гигиене труда в промышленности. Том1-МЗ РК,1995.

8. ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны-№1.02.011.-94, МЗ РК.

9. ГОСТ12.00583:общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы

1.Место и значение промышленной токсикологии в гигиене труда;

2.Дайте определение понятию «промышленная токсикология»;

3.Дайте определение понятию «вредное вещество»;

4.Назовите основные задачи промышленной токсикологии;

5.Дайте классификации промышленных ядов;

6.Определите понятие «токсикологическая экспертиза вредных веществ»;

7.Определите понятие «гигиеническая стандартизация сырья и готовых продуктов»

8.Назовите острые гематологические реакции при острой интоксикации вредным веществом;

9.Назовите специфические изменение крови при интоксикации вредным веществом;

10.Назовите виды поражений органов дыхания при ингаляционном воздействии токсических веществ.

11.Назовите характерные виды поражений мочевыделительной системы при ингаляционном воздействии токсических веществ.

12.Назовите пути поступления производственных ядов в организм.

13.Назовите фазы распределения токсических веществ в организм.

14.Назовите основные реакции превращения токсических веществ в организме.

15.Пути выделения вредных веществ из организма.


Ситуационные задачи для контроля на усвоение материала.

Задача№1

При исследовании токсичности бензола в эксперименте на белых крысах установлено, что50 бензола составляло 45000мг\м3, Limac=1100мг\м3, Lim ch=20мг\м3.

Задание: 1) определите зону острого и хронического действия

2) определите класс опасности вещества по Limac и Zac

3) укажите основные симптомы при остром и хроническом отравлении бензолом.
Задача№2

В лабораторию поступило вновь синтезированное вещество, которое будет использоваться в сельском хозяйстве в качестве пестицида. При исследовании токсичности этого вещества установлено, что средняя смертельная доза (ДL50) при внутрижелудочном введении равна 500мг\кг. Данное вещество поступает в организм в виде аэрозоля через легкие.



Задание: рассчитайте ПДК для этого пестицида по формуле: ПДК=0.0008 на ДL50

определите класс опасности вещества, укажите комплекс оздоровительных мероприятий при работе с данными пестицидом.


Задача№3

При исследовании сравнительной токсичности аммиака и двуокиси азота были получены следующие результаты:

Вещество CL50 Limac Limir Limch Zac Zir Zch ПДК

Аммиак 4500 430 210 60 20

Двуокись 210 60 20 5 2

азота


Задание:

1) определите Zac, Zir, Zch и дайте сравнительную характеристику токсичности аммиака и двуокиси азота

2) укажите какой яд более опасен при острых и хронических отравлениях

3)назовите характерные симптомы при остром отравлении данными веществами.


Задача№4

Для вновь синтезированного вещества N установлен Limch 70 мг\м3. Задание:а) определите ПДК для данного вещества при коэффициенте запаса Кз = 5.


Задача№5. В сборочных цехах Шымкентского шинного завода концентрация бензина – растворителя ( ВР-1, ВР-2) составляла в среднем 430мг/м3, в цехе вулканизации концентрация вулканизационных газов в среднем была 15мг\м3 ( ПДК по сумме аминов-0.5мг\м3) Задание:а) дайте оценку условий труда в цехах

Б) определите класс вредности условий труда в цехах


Задача№6

На Костанайском заводе химического волокна функционирует цех по производству капрона. При его получении используется капролактам. При изучении условий труда обнаружено, что при немеханизированной загрузке капролактама в бункер концентрация его в воздухе рабочей зоны достигала в среднем40мг\м3,непосредственно у места формирования 130мг\м3, при изготовлении штапельного волокна –300мг\м3. Задание:

Оцените уровень загрязненности рабочей среды, определите класс вредности труда.
Задача№7

В цехах химулавливания Карагандинского кокосо-химического производства концентрация бензола в воздухе колебалась в пределах 3-5мг\м3, -4-8мг\м3, паров сероной кислоты –от4до24мг\м3. Задание:

А)определите степень загрязнения воздуха рабочих помещений

Б) определите класс вредности условий труда

В) укажите характерные симптомы хронического отравления парами органических растворителей.
Задача№8

В цехе каталитического крекинга нефти Шымкентского нефтеперерабатывающего завода в воздухе рабочих помещений обнаружены: предельные углеводороды-20мг\м3 (ПДК-50мг\м3)

Сероводород-2мг\м3

Оксид углерода-14мг\м3

Сернистый газ-1мг\м3

Задание: а)определите ПДК и класс опасности вредных веществ.

Б) укажите класс вредности условий труда по химическому фактору.


Задача№9

При комбинированном действии бензола и ацетона на организм животных в эксперименте наблюдалось увеличение токсического эффекта в 2 раза, т.е. выявлена суммация токсического эффекта. Какой должна быть концентрация каждого вещества в воздухе рабочей зоны при их суммарном воздействии, если ПДК бензина 200мг\м3, ацетона-300мг\м3.


Вопросы тестового контроля

1.Промышленная токсикология –это:

а) раздел гигиены труда, изучающий действия на организм вредных веществ с целью создания безвредных условий труда на производстве.

Б) самостоятельный раздел науки, изучающий химическую структуру вредных веществ.

В) раздел медицины, изучающий канцерогенное действие вредных веществ.

Г) раздел химической науки, изучающий свойства вредных веществ.

Д) все ответы верны.
2. Основными задачами промышленной токсикологии являются:

а) гигиеническое нормирование содержания вредных веществ в объектах производственной среды и в биосредах.

Б) гигиеническая экспертиза токсических веществ.

В) гигиеническая стандартизация сырья и продуктов.

Г) оценка состояния здоровья работающих.

Д) разработка методов химического анализа вредных веществ.


3.По характеру воздействия на организм человека промышленные яды подразделяются на:

а) общетоксические

б)раздражающие

в) сенсибилизирующие

г) канцерогенные

д) мутагенные

е) все ответы верны
4. По степени токсичности промышленные яды делятся на:

а) чрезвычайно токсичные

б) высокотоксичные

в) умеренно токсичные

г) малотоксичные

д) все ответы верны


5.Промышленные яды по степени воздействия на организм делятся на:

а) чрезвычайно опасные

б) высокоопасные

в) умеренно опасные

г) малоопасные

д) все ответы верны


6.Общие гематологические реакции при острой интоксикации проявляются:

а) нейтрофильным лейкоцитозом

б) эозинопенией

в) лимфопенией

г) моноцитозом

д) все ответы верны

7. При остром ингаляционном воздействии раздражающих веществ поражения органов дыхания проявляются:

а) острым токсическим бронхитом

б) острым токсическим бронхиолитом

в) острым токсическим отеком легких

г) острой токсической пневмонией

д) все ответы верны


8.Для клинической картины интоксикации гепатотропными ядами характерно:

а) токсический гепатит

б) холестаз

в) остеопороз

г)гемофилия

д) птоз
9.Укажите пути поступления производственных ядов в организм:

а) через дыхательные пути

б) через желудочно-кишечный тракт

в) через неповрежденную кожу

г) через слизистые оболочки глаз

д) все ответы верны
10.Различают стадии распределения вредных веществ в организме:

а) динамическую

б) статическую

в) функциональную

г) допустимую

д) все ответы верны


11.Укажите пути выделения промышленных ядов из организма:

а) ч\з легкие

б) ч\з почки

в)ч\з желудочно-кишечный тракт

г) ч\з кожу

д) все ответы верны


12.Токсическое действие органических соединений зависит от:

а) разветвления цепи углеродных атомов

б) замыкания цепи углеродных атомов

в) введении молекул галогена

г) ведении молекул озона

д) все ответы верны


13.Интермиттирующее действие вредных веществ –это:

а) прерывистое действие

б постоянное действие

в) действие при концентрации выше ПДК

г) действие при концентрации ниже ПДК

д) действие при концентрациях ОБУВ


14. Интермиттирующее действие вредных веществ:

а) усиливает эффект

б) уменьшает эффект

в) нейтрализует эффект

г) оказывает положительное влияние

д) все ответы верны


15. Комбинированное действие вредных веществ-это:

а) одновременное действие

б) последовательное действие

в) действие при одном пути поступления в организм

г)при действии вещества и физических факторов

д) все ответы верны


16.Различают следующие виды комбинированного действия вредных веществ:

а) аддитивное

б) потенцирование

в) антогонистическое

г) независимое

д) все ответы верны


17.Действие вредных веществ на организм может быть:

а) комбинированным

б)комплексным

в) сочетанным

г) разноопасным

д) все ответы верны


18.Комплексное воздействие вредных веществ - это:

а) яды поступают в организм одновременно

б) яды поступают в организм разными путями

в) яды поступают в организм одновременно, но разными путями

г) поступление в организм разных ядов

д) все ответы верны


19. Адаптация к действию химических веществ –это:

а) истинное приспособление организма к изменяющимся химическим условиям окружающей среды

б) истинное приспособление без необратимых нарушений данной биологической системы

в) истинное приспособление без превышения нормальных способностей реагирования данной биологической системы

г) приспособление с незначительным превышением функциональных показателей биологической системы

д) все ответы верны


20.Остым профессиональным отравлением называется:

а) заболевание, возникающее после однократного действия вредного вещества на работающего

б) заболевание, возникающее после воздействия вредного вещества в течение одной смены

в) заболевание, возникающее после воздействия вредного вещества в течение одних суток

г) заболевание, возникающее после воздействия вредного вещества в течение одного месяца

д) все ответы верны


21.Хроническим профессиональным отравлением называется:

а) заболевание, развивающиеся после систематического длительного воздействия вредного вещества в малых конценрациях

б) заболевание, развивающиея после систематического длительного воздействия вредного вещества в больших конценрациях

в) заболевание, развивающиея после интермиттирующего воздействия вредного вещества

г) заболевание, развивающиея после комбинированного воздействия вредного вещества

д) все ответы верны


22.К отдаленным последствиям влияния вредных веществ на организм относятся:

а) гонадотропное действие

б) эмбриотропное действие

в) мутагенное действие

г) аллергенное действие

д) все ответы верны


23.Различают кумуляцию вредных веществ:

а)материальную

б) реальную

в) постоксическую

г) функциональную

д) все ответы верны


24.Гигиеническое нормирование вредных веществ проводится в следующие этапы:

а) обоснование ОБУВ

б) обоснование ПДК

в) обоснование порога хронического действия

г) гигиеническая стандартизация

д) корректировка ПДК


25.ОБУВ пересматривается после утверждения:

а) ч\з 1год

б)ч\з 2года

в)ч\з 3года

г) ч\з 4года

д) ч\з 5лет


26.ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны выражается:

а) мг\м3


б) г\м2

в) мг\м2


г) кг\км2

д) мг
27.Степень кумулятивных свойств вредного вещества характеризует:

а) реальную опасность развития хронической интоксикации

б) реальную опасность развития острой интоксикации

в) потенциальную опасность развития острой интоксикации

г) реальную опасность инвалидизации

д) все ответы верны
28.В прикладном значении ЛД-50 используется в промышленной токсикологии:

а) для определения класса опасности вредного вещества

б) для определения коэффициента кумуляции

в) для определения порога острого действия

г) для расчета ОБУВ

д) для расчета порога хронического действия


29.Коэффициент кумуляции используется в промышленной токсикологии для определения:

а) класса опасности

б) зоны специфического действия

в) зоны острого действия

г) зоны хронического действия

д) реальной опасности


30.Для защиты кожи от органических растворителей применяют такие средства индивидуальной защиты как кремы, пасты, мази, относящиеся к классу:

а) гидрофильных

б) гидрофобных
31.Укажите органы, имеющие ведущее значение в дезинтоксикации к трансформации химических соединений в организме:

а) почки


б)печень

в) железы внутренней секреции

г) легкие

д) желудочно-кишечный тракт

32.Какие принципы являются ведущими при гигиеническом нормировании вредных веществ в воздухе рабочей зоны:

а) преимущественно медицинских показаний по отношению к экономическим

б) опережение нормирования по отношению к срокам внедрения

в) пороговость в действии химических соединений

г) стадийность в проведении экспериментальных исследований

д) постоянство статистической выборки к адекватности методов исследования

е) все ответы верны


1.Тема № 4. Производственная вентиляция, ее значение в создании благоприятных условий труда. Гигиенические требования к вентиляции. Классификация вентиляционных устройств, принципы их действия и критерий эффективности. Гигиенический эффект и правильная организация вентиляции на рабочих местах.
2.Цель: Формирование знаний и умений по основным принципам и направлениям использования производственной вентиляции, о её месте и системе мероприятий по изданию благоприятной производственной среды, уменьшения шума и вибрации вентиляционных установок.
3.Задачи обучения.

а) формировать навыки разрабатывать мероприятия по улучшению работы промышленной вентиляции.

б) формировать навыки осуществлять санитарный контроль за состоянием и эффективностью работы вентиляционных систем.

б) формировать навыки определять и оценивать эффективность вентиляционных систем;

в) формировать навыки давать гигиеническое заключение о работе вентиляции с использованием санитарных норм и правил;
4.Основные вопросы темы.


  1. Значение вентиляции в оздоровлений условий труда.

  2. Значение мер архитектурно- строительного плана в оздоровлений условий труда.

  3. Виды производственной вентиляции.

  4. Понятие о вентиляции, вентиляционной установке, вентиляционной системе.

  5. Естественная вентиляция производственных помещений. Аэрация.

  6. Механическая вентиляция.

  7. Характеристика устройств для механической вытяжки аэрации.

  8. Центробежные и осевые вентиляторы.

  9. Система очистки воздуха, подаваемого и выбрасываемого наружу вентиляционными системами.

  10. Местная приточная вытяжная вентиляция.

  11. Общеобменная вентиляция.

  12. Устройство приточной вентиляции.

  13. Кондиционирование воздуха.

  14. Санитарно-гигиенические требования к вентиляции.

  15. Способы уменьшения шума и вибрации вентиляционных установок.

  16. Вентиляция в помещениях с избыточными тепловыделениями.

  17. Вентиляция в цехах с избыточными влаговыделениями

  18. Вентиляция в цехах с выделением токсичных газов и паров.

  19. Вентиляция по борьбе с пылью.

  20. Текущий санитарный надзор за вентиляцией.

  21. Предупредительный санитарный надзор за вентиляцией.

  22. Организация контроля систем вентиляции производственных помещений.



страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 ... страница 11 | страница 12

Смотрите также: