Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2


Министерство финансов Республики Беларусь

Государственное учреждение образования

«Минский финансово-экономический колледж»

Методические рекомендации

для руководителя производственной


(технологической и преддипломной) практики
по специальности 2-25 01 31 «Финансы»,

специализации 2-25 01 31 01 «Бюджет и бюджетный учёт»

Минск 2014

Авторы: Сивец М.Г, зам. директора по учебно-производственной работе ГУО «Минский финансово-экономический колледж»; Ларченко И.А. преподаватель ГУО «Минский финансово-экономический колледж».


«Методические рекомендации для руководителя производственной (технологической и преддипломной) практики» разработаны на основании:

  • Положения о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2011 № 941;

  • Положения о практике учащихся государственного учреждения образования «Минский финансово-экономический колледж», утверждённого приказом от 30.08.2012 № 1-12/82;

  • Программы технологической практики для специальности 2 25 01 31 «Финансы», специализации 2-25 01 31 01 «Бюджет и бюджетный учёт», утверждённой Министерством финансов Республики Беларусь 31.08.2010;

  • Программы преддипломной практики для специальности 2 25 01 31 «Финансы», специализации 2-25 01 31 01 «Бюджет и бюджетный учёт», утверждённой Министерством финансов Республики Беларусь 31.08.2010.

Рассмотрены на заседании цикловой комиссии финансовых дисциплин (протокол № 5 от 09.12.2013), одобрены на заседании методического совета (протокол № 6 от 16.01.2014).

Содержание




Организация производственной практики.

Задачи производственной (технологической и преддипломной) практики




4



Обязанности руководителя практики от бюджетной организации (финансового отдела)


5



Календарно-тематический план практики


6



Ведение отчетной документации по практике


7



Приложение А

Выписка из программы технологической практики

9



Приложение Б

Примерный тематический план технологической практики

25



Приложение В

Примерный календарно-тематический план прохождения технологической практики

27



Приложение Г

Выписка из программы преддипломной практики

30



Приложение Д

Примерный тематический план преддипломной практики

32



Приложение Е

Примерный календарно-тематический план прохождения преддипломной практики


33

1. Организация производственной практики.

Задачи производственной (технологической и преддипломной) практики

Производственная практика учащегося является составной частью учебного процесса. Производственная практика организуется в бюджетных организациях и финансовых отделах в соответствии с образовательным стандартом специальности 2-25 01 31 «Финансы» специализации «Бюджет и бюджетный учет», учебным планом по специальности «Финансы» специализации «Бюджет и бюджетный учет» ГУО «Минский финансово-экономический колледж» и подразделяется на технологическую и преддипломную.

Прохождение производственной (технологической и преддипломной) практики предусмотрено по дисциплинам «Государственный бюджет» и «Бюджетный учет».

Зачисление учащегося на практику и назначение общих и непосредственных руководителей производственной практики оформляется приказом (распоряжением) руководителя бюджетной организации или финансового отдела. Копия приказа (распоряжения) или выписка из него предоставляется учащемуся для передачи в колледж.

Задачами технологической практики являются:

приобретение учащимся профессиональных умений по специальности;

закрепление, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин на основе изучения деятельности конкретной бюджетной организации, финансового отдела;

приобретение практического опыта, развитие профессионального мышления.

В период прохождения технологической практики учащийся может привлекаться к различным видам работ, соответствующим профилю образования и программе практики.

Задачами преддипломной практики являются:

изучение системы деятельности бюджетной организации, финансового отдела;

проверка возможностей учащегося самостоятельно выполнять профессиональные функции.

Во время прохождения преддипломной практики учащийся выполняет работу, предусмотренную должностными обязанностями квалификационной характеристики, а при наличии вакансий он может быть принят на работу.

В зависимости от конкретных условий прохождения практики, порядка работы бюджетной организации прохождение преддипломной практики может осуществляться параллельно с технологической практикой либо по ее окончании.

При прохождении преддипломной практики в бюджетной организации либо финансовом отделе учащийся выполняет задания по дисциплинам «Государственный бюджет» и «Бюджетный учет». Тема задания определяется руководителем практики от колледжа с учетом места прохождения практики.

Руководство производственной (технологической и преддипломной) практикой может быть возложено на заместителя руководителя организации, отдела или на руководителя структурного подразделения.
2. Обязанности руководителя практики от бюджетной организации, финансового отдела
Общий руководитель практики:

- организует прохождение учащимся практики в соответствии с Положением о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования и программой практики;

- определяет учащемуся место практики, обеспечивающие наибольшую эффективность ее прохождения;

- организует прохождение учащимся обязательного инструктажа по охране труда;

- обеспечивает выполнение программы и календарно-тематического плана практики по структурным подразделениям финансового отдела;

- предоставляет учащемуся возможность пользоваться имеющейся литературой, законодательным, инструктивным и бланковым материалом;

- контролирует соблюдение учащимся режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка в данной финансовом отделе;

- осуществляет контроль за условиями труда учащегося;

- несёт ответственность за проведение практики и безопасность учащегося в период прохождения практики.

Непосредственное руководство по отдельным разделам (темам, вопросам) осуществляет квалифицированный специалист соответствующего структурного подразделения.


Непосредственный руководитель технологической практики:
- распределяет по рабочим местам в соответствии с календарно-тематическим планом прохождения практики;

- знакомит учащегося с организацией работы на конкретном рабочем месте при выполнении конкретных видов работ, с передовыми приемами и методами труда;

- осуществляет контроль за работой учащегося, за выполнением программы практики, ведением дневника и составлением письменного отчета;

- составляет характеристику-отзыв с отражением в ней уровня профессиональных знаний, умений и навыков учащегося, качества выполнения производственных и индивидуальных заданий, его деловых и коммуникативных качеств.


Руководитель преддипломной практики:

- знакомит учащегося с организацией работы бюджетной организации (финансового отдела) по теме задания;

- знакомит учащегося с действующей нормативной базой по теме задания;

- оказывает содействие в подборе практического и бланкового материала по теме задания;

- оказывает помощь в документальном оформлении по теме задания;

- осуществляет контроль за выполнением учащимся программы преддипломной практики.


3. Календарно-тематический план практики
Прохождение производственной (технологической и преддипломной) практики начинается с составления календарно-тематических планов.

Календарно-тематический план технологической практики составляется непосредственным руководителем практики совместно с учащимся на основании программы технологической практики (Приложение А), примерного тематического плана технологической практики (Приложение Б) с учетом видов работ, выполняемых структурными подразделениями базы практики. Форма календарно-тематического плана приведена в Приложении В.

Календарно-тематический план преддипломной практики составляется непосредственным руководителем практики совместно с учащимся в соответствии с программой преддипломной практики (Приложение Г), примерным тематическим планом преддипломной практики (Приложение Д) применительно к теме задания.

Календарно-тематические планы составляются в двух экземплярах, подписываются учащимся и утверждаются общим руководителем практики (один экземпляр хранится у учащегося, затем прилагается к отчету по практике, другой у руководителя практики).


4. Ведение отчетной документации по практике
По мере прохождения производственной (технологической и преддипломной) практики учащийся заполняет дневник учащегося-практиканта, который выдается руководителем практики от колледжа. Записи в дневнике ведутся ежедневно и отражают фактически выполненную работу в соответствии с календарно-тематическим планом, подписываются руководителем практики.

По окончании практики руководителем практики составляется характеристика-отзыв на учащегося практиканта. В характеристике-отзыве следует отразить профессиональные, деловые и личностные качества учащегося, уровень выполнения программы практики. К профессиональным качествам можно отнести – умения и навыки по специальности, знание различных нормативных документов, стремление к получению новых знаний и умений по специальности, к самообучению. Деловые качества учащегося – это планирование рабочего времени, качество и своевременность выполнения поставленных задач, эффективность работы, умение разрешать сложные ситуации, ответственность, активность, инициативность, дисциплинированность, профессиональные взаимоотношения с работниками финансового отдела (организации), участие в общественной жизни коллектива. Личностные качества – это стрессоустойчивость, коммуникабельность, доброжелательность и др. В заключение следует отметить выполнена ли в полном объеме программа производственной (технологической и преддипломной) практики.

Характеристика-отзыв пишется в дневнике учащегося-практиканта на специально отведенной странице, подписывается непосредственным руководителем практики от финансового отдела (бюджетной организации) и скрепляется печатью.

Проанализировав итоги производственной (технологической и преддипломной) практики, непосредственный руководитель практики от финансового отдела (бюджетной организации) заполняет в дневнике учащегося-практиканта страницу «Замечания и предложения руководителей практики от организаций».

По мере прохождения практики учащийся составляет отчеты по технологической и по преддипломной практике. Отчеты сдаются руководителю практики от финансового отдела (бюджетной организации) на проверку за два дня до окончания практики, после чего подписываются руководителем практики и скрепляются печатью.

Составленные отчеты о прохождении технологической практики и преддипломной практики, дневник учащегося-практиканта с характеристикой-отзывом, представляются учащимся в колледж по окончании практики.

По результатам выполнения учащимся программы производственной практики, защиты установленной формы отчетности с учетом характеристики-отзыва, составленной руководителем практики от финансового отдела (бюджетной организации), руководителем практики от колледжа выставляются отметки по итогам технологической и преддипломной практики.

Приложение А


Выписка из программы технологической практики


Содержание темы

Примерные виды самостоятельной работы учащихся

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Введение

Цели, задачи, основы и организация технологической производственной практики.

Определяет цели, задачи и основы технологической практики.

Раздел 1. Бюджет административно-территориальной единицы.

Тема 1.1. Организация деятельности финансового управления (отдела)



Цели, задачи, структура, организация деятельности и компетенции финансового управления (отдела). Основы деятельности финансового управления (отдела) и его структурных подразделений, их основные функции и должностные обязанности работников.

Характеризует цели, задачи, структуру, основы организации деятельности и основные функции финансового управления (отдела), права и обязанности работников финансового управления (отдела) в соответствии с темами программы практики, раскрывает организацию работы с подведомственными отраслями и организациями.

Составляет структуру финансового управления (отдела).



Тема 1.2. Доходы бюджета административно-территориальной единицы

Характеристика бюджета административно-территориальной единицы (администрации) и входящих в его состав нижестоящих бюджетов.

Порядок формирования доходной части бюджета, собственные и регулирующие доходы.

Порядок и методы планирования доходов и их источников.

Доходы целевых бюджетных и внебюджетных фондов, консолидируемых в составе бюджета, порядок образования, их роль в процессе функционирования бюджета.

Сбалансированность бюджета административно-территориальной единицы. Бюджетный дефицит (профицит), причины его образования, пути сокращения и методы финансирования.

Организация проведения финансовым управлением (отделом) анализа и контроля мобилизации доходных платежей в бюджете. Проведение анализа состава и структуры доходов административно-территориальной единицы (администрации) по плановым и фактическим данным, их динамика за ряд лет с написанием осмысленных выводов или комментариев, включая доходы целевых бюджетных и внебюджетных фондов, консолидируемых в составе бюджета.



Характеризует бюджет административно-территориальной единицы и входящих в его состав нижестоящих бюджетов и отраслей.

Излагает порядок и методы планирования доходов и источников доходной части бюджета, составляет расчеты по планированию конкретных видов доходов.

Анализирует причины образования дефицита бюджета (профицита), пути его сокращения и методы финансирования, организацию и порядок проведения анализа и контроля мобилизации доходных платежей в бюджете.

Проводит анализ состава и структуры доходов административно-территориальной единицы, их динамики за ряд лет с написанием осмысленных выводов или комментариев, включая доходы целевых бюджетных и внебюджетных фондов, консолидируемых в составе бюджета.



Тема 1.3. Расходы бюджета административно-территориальной единицы

Характеристика состава и структуры расходов бюджета административно-территориальной единицы (администрации) и входящих в его состав нижестоящих бюджетов текущего года, а также по отраслям и организациям в разрезе функциональной и экономической классификаций Республики Беларусь. Основы формирования расходов бюджета.

Объемы текущих и капитальных расходов, их удельный вес в составе расходов бюджета.

Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, согласования смет расходов с финансовыми органами. Макроэкономические показатели и методика расчета ассигнований на финансирование организаций социальной сферы.

Организация финансового контроля, порядок проведения и реализации материалов проверки.




Характеризует состав и структуру расходов бюджета текущего года (проводит анализ) с написанием осмысленных выводов или комментариев, включая расходы целевых бюджетных и внебюджетных фондов, основы формирования расходов.

Комментирует нормативные правовые акты, порядок организации работы финансового органа по составлению, рассмотрению, утверждению бюджетных смет, их согласованию. Излагает порядок и методику расчета ассигнований на финансирование отраслей и организаций социальной сферы.

Характеризует порядок организации финансового контроля, проведения проверок и реализации материалов проверки.

Принимает участие в плановых проверках исполнения смет расходов, правильности составления плановых документов, сохранности товарно-материальных ценностей, составляет акты проверок, инвентаризационные описи, оформляет результаты проверок.



Раздел 2. Планирование и финансирование расходов

отраслей социальной сферы

Тема 2.1. Планирование и финансирование расходов организаций образования


Состав и структура расходов бюджета на образование, в том числе дошкольное и общее среднее образование, источники их финансирования, объем и удельный вес в составе расходов бюджета административно-территориальной единицы.

Характеризует и анализирует состав и структуру расходов бюджета на образование, и источники их финансирования.


2.1.1. Планирование и финансирование расходов организаций, обеспечивающих получение общего среднего образования

Законодательные, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок планирования расходов организаций, обеспечивающих получение общего среднего образования. Организация составления бюджетной сметы и необходимых приложений к смете расходов на предстоящий год.

Показатели деятельности общеобразовательной школы, порядок их определения и планирования (число учащихся, количество классов, порядок их комплектования, число педагогических ставок), сведения о помещениях, занимаемых учреждением (кубатуре зданий по наружному обмеру, внутренней площади зданий, системе отопления, наличии водопровода, канализации и др.), как основа определения объема расходов по учреждению. Составление плана по сети, штатам и контингентам по общеобразовательной школе.

Составление расчета общего числа недельных часов педагогической нагрузки в соответствии с учебными планами и учетом возможности деления классов на группы для изучения ряда предметов, распределение учебной нагрузки. Организация и порядок проведения тарификации педагогических работников, условия оплаты труда и порядок установления заработной платы педагогическим работникам.

Составление штатного расписания школы, порядок определения типовых штатов и нормативов численности работников школ, порядок введения дополнительных штатных единиц, установления заработной платы административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу школы.

Составление свода расходов на оплату труда по категориям работников, расчетов по видам надбавок и доплат и других выплат, а также расчета поквартального распределения фонда оплаты труда.

Составление расчетов по другим текущим и капитальным расходам общеобразовательной школы, обосновывающих расходы учреждения по статьям, подстатьям и элементам расходов экономической бюджетной классификации Республики Беларусь.

Составление сметы расходов общеобразовательной школы.

Особенности планирования расходов по другим типам учреждений общего среднего образования (лицеям, гимназиям, школам-интернатам, детским домам и др.).



Характеризует структуру общего среднего образования, и типы общеобразовательных учреждений.

Излагает порядок планирования и расчета показателей деятельности общеобразовательной школы, составления плана по сети, штатам и контингентам. Производит расчет показателей деятельности общеобразовательной школы, составляет план по сети, штатам и контингентам.

Комментирует порядок расчета общего числа недельных часов педагогической нагрузки, составления расчетов, подтверждающих обоснованность планируемых расходов в соответствии с бюджетной классификацией, составления тарификационного списка, штатного расписания, установления заработной платы.

Составляет расчет общего числа недельных часов педагогической нагрузки, расчеты, подтверждающие обоснованность планируемых расходов в соответствии с бюджетной классификацией.

Составляет тарификационный список, штатное расписание, либо проверяет правильность установления заработной платы различных категорий работников.

Излагает порядок составления свода расходов на оплату труда, сметы расходов общеобразовательной средней школы.

Составляет свод расходов на оплату труда, смету расходов общеобразовательной средней школы.

Характеризует особенности планирования расходов по другим типам учреждений общего образования.

Дублирование должностных обязанностей экономиста управления (отдела) образования.


2.1.2. Планирование и финансирование расходов организаций, обеспечивающих получение дошкольного образования

Законодательные, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок планирования и финансирования расходов организаций, обеспечивающих получение дошкольного образования. Показатели деятельности, порядок их планирования и определения (число детей, количество групп, число дней пребывания одного ребенка в дошкольном учреждении в году). Расчет количества групп в дошкольном учреждении с учетом нормативной наполняемости, количества ставок воспитателей.

Проверка правильности и обоснованности планирования расходов по дошкольному учреждению, правильности составления тарификационного списка и штатного расписания, соблюдения условий оплаты труда работников дошкольных учреждений.

Особенности планирования текущих расходов дошкольных учреждений.

Составление свода расходов по отрасли образования



Характеризует сеть организаций, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Излагает порядок и производит расчет показателей деятельности, производит проверку правильности комплектования групп дошкольного учреждения, Комментирует порядок составления штатного расписания и списка работников, установления заработной платы работников дошкольного учреждения, составления расчетов, подтверждающих обоснованность планируемых расходов.

Составляет штатное расписание, список работников, либо проверяет правильность введения должностей и установления заработной платы. Выявляет отличительные от общеобразовательных учреждений особенности планирования расходов дошкольного учреждения.

Дублирование должностных обязанностей экономиста управления (отдела) образования.

Составляет свод расходов по отрасли образования


Тема 2.2. Планирование и финансирование расходов организаций физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации.

Законодательные, нормативные и правовые акты, регламентирующие порядок планирования и финансирования расходов на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации.

Программа развития физической культуры и спорта административно-территориальной единицы. Состав расходов бюджета административно-территориальной единицы на физическую культуру и спорт, их объем и удельный вес в расходах бюджета.

Типы организаций физической культуры и спорта, источники их финансирования, формы предоставления бюджетных средств.

Методика, порядок планирования и финансирования расходов на содержание и развитие организаций (детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), центров физического воспитания и спорта, центров физкультурно-оздоровительной работы, центров олимпийской подготовки по видам спорта, школ высшего спортивного мастерства и др.), проверка правильности составления документов, подтверждающих обоснованность финансирования расходов (штатного расписания, тарификационного списка, свода расходов на заработную плату по категориям работников, сметы расходов, комплектования спортивных групп, секций).

Порядок составления смет расходов на централизованные мероприятия.

Отличительные особенности в планировании и финансировании расходов организаций физической культуры и спорта.

Планирование показателей деятельности по видам организаций культуры и искусства, кинематографии и порядок их определения.

Методика, порядок планирования и финансирования расходов в соответствии с бюджетной классификацией на содержание и развитие организаций культуры и искусства, кинематографии (библиотеки, дома культуры, клуба и др.), проверка правильности составления документов, подтверждающих обоснованность финансирования расходов, установление отличительных особенностей в планировании и финансировании расходов. Расходы бюджета административно-территориальной единицы на средства массовой информации (органы печати, радиовещания, издательства, и др.), виды и типы организаций, источники финансирования расходов, основы и формы предоставления бюджетных средств.



Характеризует состав расходов бюджета АТЕ на физическую культуру и спорт, культуру и искусство, кинематографию, средства массовой информации (органы печати, радиовещания, издательства, и др.).

Составляет (проверяет правильность составления) необходимых документов и расчетов показателей деятельности, подтверждающих обоснованность планирования и финансирования расходов бюджета на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации и имеющих отличительные особенности в их составлении.

Устанавливает основы и порядок планирования расходов на средства массовой информации (органы печати, радиовещания, издательства и др.)

Дублирование должностных обязанностей экономиста управления (отдела) культуры.





Тема 2.3. Планирование и финансирование расходов организаций здравоохранения

Основные законодательные, нормативные и правовые акты, регламентирующие порядок планирования и финансирования расходов на здравоохранение.

Планирование показателей деятельности организаций здравоохранения, порядок их определения. Составление плана по сети, штатам и контингентам.

Составление документов подтверждающих обоснованность планирования и финансирования расходов бюджета на содержание и развитие организаций здравоохранения, либо проверка правильности их составления: штатного расписания и тарификационного списка в части установления заработной платы, свода расходов на оплату труда по категориям работников, расчетов по видам надбавок и доплат, расчетов по другим текущим расходам в соответствии с бюджетной классификацией.

Отличительные особенности в планировании и финансировании расходов организации здравоохранения.




Излагает порядок расчета показателей деятельности стационарной и (или) амбулаторно-поликлинической организаций здравоохранения, составления плана и отчета по сети, штатам и контингентам.

Составляет расчеты показателей деятельности стационарной и (или) амбулаторно-поликлинической организаций здравоохранения. Составляет план и отчет по сети, штатам и контингентам.

Устанавливает отличительные особенности в планировании расходов организаций здравоохранения, излагает порядок составления документов и расчетов, имеющих отличительные особенности в составлении, составляет и прилагает соответствующие документы и расчеты.

Излагает порядок составления тарификационного списка в соответствии с документами, подтверждающими обоснованность установления заработной платы работникам здравоохранения. Составляет (проверяет) правильность составления штатного расписания, тарификационного списка. Составляет расчет (свод) фонда оплаты труда, расчеты по видам надбавок и доплат. Дублирование должностных обязанностей экономиста организации здравоохранения.



Тема 2.4. Планирование и финансирование социальной политики

Основные законодательные, нормативные и правовые акты, регламентирующие порядок планирования и финансирования расходов бюджета административно-территориальной единицы на социальную политику.

Состав расходов на социальную политику в соответствии с функциональной бюджетной классификацией и источники их финансирования, объемы по направлениям расходов за ряд лет, их удельный вес в расходах бюджета административно-территориальной единицы, социальные программы, включенные в состав расходов бюджета.

Методика, порядок планирования и финансирования расходов и мероприятий в области социальной политики: содержание предусмотренных номенклатурой учреждений социальной защиты – домов-интернатов для престарелых и инвалидов, территориальных центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, территориальных центров социальной помощи семье и детям, отделений социальной помощи на дому и др., расходов на индивидуальное обучение и трудоустройство инвалидов, на молодежную политику, на выплату пенсий и пособий и др.

Проверка правильности составления документов, подтверждающих обоснованность планирования и финансирования расходов (штатного расписания, тарификационного списка, свода расходов на заработную плату по категориям работников, расчетов по статьям, подстатьям и элементам бюджетной классификации, сметы расходов), отличительные особенности в планировании и финансировании расходов.



Характеризует и анализирует расходы административно-территориальной единицы на социальную политику.

Комментирует методику планирования расходов бюджета по организациям здравоохранения документов, особенности составления документов и расчетов.

Устанавливает отличительные особенности в планировании расходов организаций здравоохранения.

Составляет (проверяет правильность составления) необходимых документов и расчетов показателей деятельности, расчетов, подтверждающих обоснованность планирования и финансирования расходов бюджета на содержание и развитие организации социальной защиты. Проверяет правильность составления штатного расписания. Составляет расчет (свод) фонда оплаты труда, расчетов по видам надбавок и доплат.

Излагает особенности планирования других расходов организаций и мероприятий на социальную политику, составляет и прилагает необходимые расчеты и документы.

Дублирование должностных обязанностей экономиста организации учреждения социальной защиты.



РАЗДЕЛ 3. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Тема 3.1. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета административно территориальной единицы



Основные законодательные, нормативные и правовые акты, регламентирующие порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджета административно-территориальной единицы.

Организация работы по составлению проекта бюджета административно-территориальной единицы на планируемый год, составление необходимых документов и проведение мероприятий (постановление Правительства Республики Беларусь, решение или распоряжение исполнительного комитета, указания финансовых органов, организационный план работы, проведение инструктивных совещаний, семинаров и др.) компетенция местных органов власти и финансовых управлений (отделов) в проведении данной работы.

Формирование прогнозных показателей доходов и расходов бюджета на основе макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, приоритетного развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы, с учетом основных направлений бюджетно-налоговой политики и предложений по увеличению доходной части бюджета, реструктуризации и сокращению бюджетных расходов, анализа отчетных данных исполнения бюджета за прошедший год, а также ожидаемого исполнения бюджета по доходам и расходам за текущий год.

Составление проекта бюджета административно-территориальной единицы, порядок и сроки его рассмотрения и утверждения, документы, предоставляемые местным Советам депутатов на рассмотрение и утверждение одновременно с проектом бюджета. Порядок сбалансирования бюджета административно-территориальной единицы, собственные и регулирующие источники доходов, порядок составления плана отчислений от налогов и доходов вышестоящего бюджета, определение нормативов отчислений от налогов и доходов, передаваемых в нижестоящие бюджеты и применяемые методы бюджетного регулирования.



Излагает порядок организации и основы составления, рассмотрения и утверждения бюджета административно-территориальной единицы, представляет соответствующие документы.

Излагает порядок формирования доходов бюджета административно-территориальной единицы, составляет расчеты поступлений в бюджет налоговых и неналоговых платежей.

Составляет (проверяет правильность составления) проект сметы расходов отрасли, обоснованной расчетами, принятыми данными о сети, штатах и контингентах бюджетных организаций, пояснительной запиской, на основе доведенных расчетных показателях по расходам. Составляет План отчислений от налогов и доходов вышестоящего бюджета, излагает порядок определения нормативов отчислений в нижестоящие бюджеты, излагает применяемые методы бюджетного регулирования.


Тема 3.2. Исполнение бюджета административно-территориальной единицы территориальной единицы

Основные законодательные, нормативные и правовые акты, регламентирующие порядок исполнения бюджета административно-территориальной единицы.

Организация и порядок исполнения бюджета административно-территориальной единицы, компетенция местных органов власти и финансовых управлений (отделов) по исполнению бюджета. Основные функции, выполняемые финансовыми органами по исполнению доходной и расходной частей бюджета, их права приостанавливать и ограничивать финансирование, истребовать необходимые документы для работы, контроля и анализа и др.

Роспись доходов и расходов с поквартальным распределением, как основа исполнения бюджета. Содержание росписи доходов и расходов, порядок и срок ее составления. Составление уточненного плана по бюджету, порядок и основания внесения изменений в бюджетные назначения в процессе исполнения бюджета. Документы, являющиеся основанием для внесения изменений в утвержденные бюджетные назначения (решение или распоряжение органа власти, письменное разрешение руководителя финансового органа, письменное ходатайство распорядителя средств о передвижении бюджетных назначений, уведомление по взаимным расчетам, уведомление).

Оформление и исполнение документов на уплату (взыскание) платежей в бюджет (платежное поручение или мемориальный ордер, платежное требование, извещение, квитанция, реестр, объявление на взнос наличными).

Порядок возврата неправильно или излишне перечисленных платежей, а также зачет излишне уплаченных .

Порядок предоставления бюджетных средств, составление основных документов процесса финансирования (заявок, по форме платежных поручений, к которым прилагаются первичные документы (договоры, документы, составляющие его неотъемлемую часть, товарно-сопроводительные документы – товарно-транспортная накладная, счета-фактуры, акты выполненных работ и другие), подтверждающие обоснованность принятия получателем средств решения на осуществление платежа). Получения наличных денежных средств, порядок оформления соответствующих документов (денежный чек, платежное поручение).

Получатели бюджетных средств, их права, ответственность и разграничение обязанностей. Главные и нижестоящие распорядители бюджетных средств.

Организация и порядок исполнения бюджета через Главное государственное казначейство министерства Финансов Республики Беларусь. Задачи, функции и роль органов казначейства в организации исполнения бюджета, условия финансирования распорядителей средств. Информация, предоставляемая казначейством о состоянии бюджетных счетов и счетов получателей бюджетных средств, сроки и формы ее предоставления.

Порядок составления, рассмотрения и утверждения отчетов (оперативных, месячных, квартальных, годовых) об исполнении бюджета административно-территориальной единицы, сроки их предоставления.


Излагает порядок и основы исполнения бюджета административно-территориальной единицы по доходам и расходам, порядок оформления документов для внесения платежей в бюджет, составления отчетов об исполнении бюджета, их формы и периодичность. Представляет соответствующие документы.

Излагает порядок составления, содержание росписи доходов и расходов бюджета и прилагает ее к отчету, порядок внесения изменений в бюджетные назначения в процессе исполнения бюджета, составляет и (или) представляет соответствующие документы.

Излагает порядок возврата неправильно или излишне перечисленных платежей, а также зачет излишне уплаченных, составляет и прилагает соответствующие документы.

Составляет и (или) представляет документы процесса финансирования расходов бюджетных организаций через органы государственного казначейства, изучает и описывает механизм казначейского исполнения бюджета по доходам и расходам, прилагает соответствующие документы. Характеризует применяемые способы и методы бюджетного финансирования.




БЮДЖЕТНЫЙ УЧЁТ

РАЗДЕЛ 1. Учёт исполнения бюджета в финансовых органах.

Тема 1.1 Задачи и организация бухгалтерского учета исполнения бюджета в финансовых органах



Изучить структуру финансового органа, функции, взаимоотношения с инспекцией по налогам и сборам в процессе исполнения бюджета.

Изучить структуру бухгалтерии, ознакомиться с функциями работников, с порядком обработки и хранения документов.



Излагает структуру финансового органа, взаимоотношения с инспекцией по налогам и сборам в процессе исполнения бюджета, структуру бухгалтерии, функции работников, порядок обработки и хранения документов.

Тема 1.2 Учёт доходов и денежных средств бюджета

Изучить состав документов бюджета, порядок документального оформления поступления, возврата доходов. Обработать выписку банка. Составить справку о поступивших доходах на текущий счет, заключение на возврат доходов, разнести операции в регистры синтетического учета и аналитического учета.

Обрабатывает выписку банка. Составляет справку о поступивших доходах на текущий счет, заключение на возврат доходов, разносит операции в регистры синтетического и аналитического учета.


Тема 1.3 Учёт финансирования и расходов бюджета.

Изучить состав расходов бюджета, принципы бюджетного финансирования.

Изучить казначейский порядок перечисления средств на счета распорядителей средств. Отразить операции по учету финансирования и расходов в регистрах 1-ф – книга журнал-Главная и 3-ф – книга текущих счетов и кассовых расходов распорядителей бюджетных средств.

Приложить документы, которые предоставляются территориальным органом казначейства для учета расходов.


Освящает состав расходов бюджета, принципы бюджетного финансирования.

Излагает казначейский порядок перечисления средств на счета распорядителей средств. Отражает операции по учету финансирования и расходов в регистрах 1-ф – книга журнал-Главная и 3-ф – книга текущих счетов и кассовых расходов распорядителей бюджетных средств.

Прилагает документы, которые предоставляются территориальным органом казначейства для учета расходов.


Тема 1.4 Учёт расчетов между бюджетами

Изучить законодательные акты, вызывающие изменения в доходной части и расходной части бюджета. Выписать уведомление по взаимным расчетам (ф. № 1).Изучить порядок выдачи и погашения краткосрочных бюджетых ссуд. Записать операции в регистры синтетического и аналитического учета. Изучить положение «О порядке предоставления и возврата ссуд выданных за счет средств местного бюджета»,

утв. решениями исполкомов местных органов государственного управления.



Владеет законодательными актами, вызывающими изменения в доходной части и расходной части бюджета. Выписывает уведомление по взаимным расчетам .

Освещает порядок выдачи и погашения краткосрочных бюджетных ссуд. Записывает операции в регистры синтетического и аналитического учета. Освещает положение «О порядке предоставления и возврата ссуд выданных за счет средств местного бюджета», утв. решениями исполкомов местных органов государственного управления.



Тема 1.5 Определение результатов исполнения бюджета

Изучить порядок бухгалтерских записей по годовому заключению счетов, и отражение их в регистрах. Бухгалтерские записи по годовому заключению счетов записать во все необходимые регистры за 31 декабря предыдущего года. Составить месячный отчет, ознакомиться с содержанием квартального и годового отчетов.

Владеет порядком бухгалтерских записей по годовому заключению счетов, и отражением их в регистрах учёта. Бухгалтерские записи по годовому заключению счетов записывает во все необходимые регистры за 31 декабря предыдущего года. Составляет месячный отчет, владеет содержанием квартального и годового отчетов.

РАЗДЕЛ 2. Учёт в учреждениях и организациях состоящих на бюджете

Тема 2.1 Общее ознакомление с организацией бухгалтерского учёта в ЦБ

и бюджетных учреждениях


Изучить структуру бухгалтерии бюджетного учреждения. Ознакомиться с функциональными обязанностями работников бухгалтерии. Изучить порядок предоставления документов материально-ответственными лицами или подведомственными учреждениями.

Освещает структуру бухгалтерии бюджетного учреждения. Владеет функциональными обязанностями работников бухгалтерии. Освещает порядок предоставления документов материально-ответственными лицами или подведомственными учреждениями.

Тема 2.2 Учёт финансирования, денежных средств и расходов.

Изучить банковский и казначейский порядок получения бюджетного финансирования. Отражения в учете кассовых и фактических расходов:

- обработать выписку банка. Снять копии необходимых документов. Отразить бухгалтерские операции по финансированию, кассовым и фактическим расходам в мемориальном ордере № 2, книге ф. 294 – книга аналитического учета расходов по статьям бюджетной классификации.

Изучить правила ведения кассовых операций, ознакомиться с отражением кассовых операций в учете

- обработать отчет кассира. Снять копии приходных и расходных ордеров, платежных и расчетно-платежных ведомостей и заполнить мемориальный ордер №1.



Освещает банковский и казначейский порядок получения бюджетного финансирования. Отражает в учете кассовые и фактические расходы:

  • обрабатывает выписку банка. Снимает копии необходимых документов. Отражает бухгалтерские операции по финансированию, кассовым и фактическим расходам в мемориальном ордере № 2, книге ф. 294 – книга аналитического учета расходов по статьям бюджетной классификации. Освещает правила ведения кассовых операций, отражает кассовые операции в учете:

- обрабатывает отчет кассира. Снимает копии приходных и расходных ордеров, платежных и расчетно-платежных ведомостей и заполняет мемориальный ордер № 1.

Тема 2.3 Учёт расчётов

а) Изучить порядок расчетов с рабочими и служащими по зарплате:

  • научиться устанавливать плановый аванс. Оформить платежную ведомость. Начислить зарплату 3 работникам за месяц, трудовой отпуск. Снять копию табеля учета рабочего времени и заполнить, необходимых приказов, штатного расписания. Заполнить карточки-справки (лицевые счета) по этим работникам, составить расчетно-платежную ведомость, произвести записи и итоги из ведомости в мемориальный ордер № 5

б) Изучить порядок расчетов с фондом социальной защиты:

  • начислить листки нетрудоспособности, дородовый и послеродовый отпуск, единовременное пособие по случаю рождения ребенка, пособие по уходу за ребенком до 3-х лет, пособие на погребение, пособие на ребенка любого возраста после 3-х лет. Снять копию листа нетрудоспособности, документов на получение необходимых пособий. Составить документы на выплату пособий, произвести записи в мемориальный ордер № 5

  • составить платежное поручение на перечисление взносов в фонд социальной защиты.

  • начислить взносы в фонд социальной защиты от общей суммы заработной платы, отраженной в мемориальном ордере № 5.

  • Изучить порядок расчётов с Белгосстрах.

в) Изучить порядок расчетов с бюджетом по подоходному налогу:

  • произвести необходимые удержания подоходного налога из начисленной зарплаты, отпускных, листка нетрудоспособности.

  • составить платежное поручение на перечисление налогов в бюджет, удержанных из зарплаты.

д) Изучить порядок учета расчетов с родителями по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях:

  • составить табель посещаемости по 1 группе (взять выборочно 5 детей)

  • начислить родительскую плату и выписать по этой группе квитанции-извещения (пять детей), показать имеющиеся льготы.

  • составить мемориальный ордер № 15.

е) Изучить порядок учета расчетов с дебиторами и кредиторами, в порядке плановых платежей:

  • составить платежное поручение на перечисление денег поставщикам за материалы, основные средства. Увязать с мемориальным ордером № 2. Составить накладные на поступление материальных ценностей (ОС, продуктов питания, хоз. материалов). Заполнить мемориальные ордера № 6,7 подсчитать в них обороты и вывести остатки по торговым поставщикам на конец месяца.

ж) Изучить порядок учета расчетов с подотчетными лицами:

  • составить 3 расходных кассовых ордера на выплату денег из кассы подотчетным лицам. Составить авансовый отчет на покупку материальных ценностей и на расходы по командировке. Приложить копии документов к авансовым отчетам. Заполнить м/о № 8, подсчитать в нем обороты, вынести остатки на конец месяца.




а)Освещает порядок расчетов с рабочими и служащими по зарплате:

  • устанавливает плановый аванс. Оформляет платежную ведомость. Начисляет зарплату работникам за месяц, трудовой отпуск. Заполняет карточки-справки (лицевые счета), составляет расчетно-платежную ведомость, производит записи в мемориальный ордер № 5

б) Освещает порядок расчетов с фондом социальной защиты:

  • начисляет пособия. Составляет документы на выплату пособий, производит записи в мемориальный ордер № 5:

  • начисляет взносы в фонд социальной защиты от общей суммы заработной платы, отраженной в мемориальном ордере № 5.

в) Освещает порядок расчетов с бюджетом по подоходному налогу:

  • производит необходимые удержания подоходного налога из начисленной зарплаты, отпускных, листка нетрудоспособности .

  • составляет платежное поручение на перечисление налогов в бюджет, удержанных из зарплаты.

д) Освещает порядок учета расчетов с родителями по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях:

  • составляет табель посещаемости по 1 группе

  • начисляет родительскую плату и выписывает квитанции-извещения.

  • составляет мемориальный ордер № 15.

  • е) Освещает порядок учета расчетов с дебиторами и кредиторами, в порядке плановых платежей:

  • составляет платежное поручение на перечисление денег поставщикам за материалы, основные средства. Составляет накладные на поступление материальных ценностей (ОС, продуктов питания, хоз. материалов). Заполняет мемориальные ордера № 6,7.

ж) освещает порядок учета расчетов с подотчетными лицами:

  • составляет расходные кассовые ордера на выплату денег из кассы подотчетным лицам. Составляет авансовый отчет на покупку материальных ценностей и на расходы по командировке. Заполняет м/о № 8.

Тема 2.4 Учёт материальных ценностей

а) Изучить порядок учета основных средств:

  • составить инвентарные карточки ф. ОС-6 на поступление основных средств от поставщиков на основании накладных, карточки ф.ОС-10

  • снять копии 4 актов на списание основных средств с баланса ф. ОС-4. На основании актов сделать записи в м/о № 9

  • начислить амортизацию по основным средствам

б) Изучить состав и порядок учета материалов:

  • составить меню-требование на списание продуктов питания по 1 учреждению. Заполнить м/о № 12 книгу ф. 296 – книга колличественно-суммового учета материальных ценностей

  • составить ведомость расходов материалов на нужды учреждения (выборочно), накладные. Заполнить м/о № 13, книгу 296

в) Изучить состав и порядок учета отдельных предметов в составе оборотных средств:

- заполнить документы по приходу отдельных предметов в составе оборотных средств



  • составить акт на списание отдельных предметов в составе оборотных средств с баланса заполнить книгу ф. 296, составить м/о № 10




а) Освящает порядок учета основных средств:

  • составляет инвентарные карточки ф. ОС-6 на поступление основных средств от то поставщиков на основании накладных, карточки

ф.ОС-10

  • На основании актов в ОС - 4 делает записи в м/о № 9

  • начисляет амортизацию по основным средствам

б) Освещает состав и порядок учета материалов:

  • составляет меню-требование на списание продуктов питания. Заполняет м/о № 12 книгу ф. 296 – книга колличественно-суммового учета материальных ценностей

  • составляет ведомость расходов материалов на нужды учреждения , накладные. Заполняет м/о № 13, книгу 296

в) Освещает состав и порядок учета отдельных предметов в составе оборотных средств:

- заполняет документы по приходу отдельных предметов в составе оборотных средств



  • составляет акт на списание отдельных предметов в составе оборотных средств с баланса, заполняет книгу ф. 296, составляет м/о № 10

Тема 2.5 Учёт внебюджетных средств.

Изучить порядок учета внебюджетных средств. Приложить необходимые документы.

Освещает порядок учета внебюджетных средств. Прилагает необходимые документы.

Тема 2.6 Годовое заключение счетов

  • изучить порядок проведения годовой инвентаризации. Приложить приказ об инвентаризации. Составить инвентаризационную опись-сличительную ведомость, показать результаты инвентаризации, составить необходимые проводки

  • ознакомиться с годовым заключением счетов текущего учета. Составить проводки

  • разнести обороты по всем м/о, в книгу ф. 308 – Журнал-Главная, подсчитать итоги, вывести остатки по счетам. Составить баланс. Составить месячный отчет по ЦБ.

  • освещает порядок проведения годовой инвентаризации. Прилагает приказ об инвентаризации. Составляет инвентаризационную опись-сличительную ведомость, составляет необходимые проводки

  • разносит обороты по годовым заключениям, по всем м/о, в книгу ф. 308 – Журнал-Главная, подсчитать итоги, вывести остатки по счетам. Составить баланс. Составить месячный отчет по ЦБ.

РАЗДЕЛ 3. Учёт исполнения сельских, поселковых бюджетов.

Изучить основные источники доходов, знать состав расходов сельского (поселкового) бюджета. Изучить особенности учета, знать порядок составления отчетности.

Освещает основные источники доходов, знать состав расходов сельского (поселкового) бюджета. Освещает особенности учета, порядок составления отчетности.


страница 1 страница 2

Смотрите также: