Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1



Методические указания




Форма

Ф СО ПГУ 7.18.2/05



Министерство образования и науки Республики Казахстан


Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова
Кафедра теории и практики перевода

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

по дисциплине Основы научных исследований в лингвистике


для студентов специальности 050207 Переводческое дело

Павлодар




Лист утверждения к

методическим указаниям






Форма

Ф СО ПГУ 7.18.1/05



УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ФЖиИ



Сарбалаев Ж.Т

«___»_______200___г.

Составитель: проф. Омарова Р.А.
Кафедра теории и практики перевода

Методические рекомендации

К изучению дисциплины


по дисциплине Основы научных исследований в лингвистике

для студентов специальности 050207 Переводческое дело (ГОСО 2006)


Рекомендовано на заседании кафедры

«_____»______________200__г., протокол №__


Заведующий кафедрой_________________ Демесинова Г.Х
Одобрено МС факультета ФЖиИ
«____»______________200__г., протокол №____


Председатель МС_______________ Жуманкулова Е.Н.



1 Общая информация

1.1 Цель курса: всесторонняя подготовка студента, что предусматривает у него формирование знаний о методологии современной науки о языке в ее становлении и развитие лингвистической, коммуникативной, лингвострановедческой и профессионально-адаптивной компетенций, заключающейся в подготовке людей, владеющих стратегиями эффективного языковедческого познания и исследовательской культуры, построенного на знаниях в области лингвистики. Дисциплина должна способстововать дальнейшему развитию и углублению филологической компетенции. Реализация практической и профессиональной целей сочетается с реализацией воспитательной, образовательной и развивающей целей, так как данный курс способствует формированию в будущих специалистах навыков культуры научного труда

1.2 Задачи дисциплины:

развитие у студента интереса к явлениями филологии

развитие понимания лингвистических проблем

формирование лингвистической компетенции, предполагающей овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой, а также не в последнюю очередь культуры, этики:

развитие социальной компетенции, предполагающей готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.

развитие социолингвистической компетенции, предполагающей способность осуществлять выбор языковых форм и использовать их

развитие культуры научного труда.


    1. В результате изучения дисциплины студент должен знать:

методы и приемы внутренней лингвистики в диахронии и синхронии;

методы и приемы внешней лингвистики и прагмалингвистики;

сходства и различия лингвистики родного и изучаемого языка

1.4 В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

критически осмысливать особенности проблематики лингвистики

использовать знания изученных методов и приемов в самостоятельных научно – исследовательских проектах.

2 Перечень: Освоение данного курса предполагает изучение таких дисциплин как практика устной и письменной речи, фонетика, грамматика и общее языкознание.

Тематический план


п/п


Тема

1

Познание как вид человеческой деятельности

2

Язык как объект научного познания

3

Методология науки о языке

4

Методы и приемы внутренней лингвистики в диахронии

5

Методы и приемы внутренней лингвистики в синхронии

6

Методы и приемы внешней лингвистики

7

Методы и приемы прагмалингвистики

8

Методы математической статистики в лингвистических исследованиях

9

Культура работы ученого

Список литературы:

1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.

2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.

3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.

4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.

5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.



3 Методические указания к изучению дисциплины

Тема №1. Познание как вид человеческой деятельности.

В конце изучения темы студент должен знать: Что такое деятельность? Основные виды человеческой деятельности. Коммуникативная деятельность. Наука и ее отношение к другим общественным

В конце изучения темы студент должен уметь: Овладеть требуемым уровнем научного познания.

Литература

1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.

2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.

3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.

4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.

5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.



Тема №2. Язык как объект научного познания

В конце изучения темы студент должен знать: Предмет прагмалингвистики. Структуру современной лингвистики. Язык, речь, коммуникацию. Парадигматику. Синтагматику.

В конце изучения темы студент должен уметь: Различать предмет внутренней лингвистики и предмет внешней лингвистики.

Литература

1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.

2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.

3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.

4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.

5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990



Тема №3 Методология науки о языке

В конце изучения темы студент должен знать: Принципы лингвистических исследований. Синхронический, интралингвистический, микролингвистический, семасиологический, логический. Актуальные проблемы лингвистической методологии.

В конце изучения темы студент должен уметь: Применять методы лингвистики и приемы изучения языка.

Литература

1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.

2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.

3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.

4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.

5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.



Тема №4 Методы и приемы внутренней лингвистики в диахронии

В конце изучения темы студент должен знать: Метод внешней реконструкции. Праязык, семья языков, языковая группа. Метод внутренней реконструкции. Периодизация, комбинаторные фонетические изменения.

В конце изучения темы студент должен уметь: Выделять успехи и недостатки сравнительно-исторических исследований.

Литература

1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.

2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.

3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.

4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.

5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.



Тема №5 Методы и приемы внутренней лингвистики в синхронии

В конце изучения темы студент должен знать: Идеографические методы в синхронии. Анализ по непосредственно составляющим: конструкция, аллофон, алломорф. Дистрибутивный метод. Трансформационный метод.

В конце изучения темы студент должен уметь: Определять номографические методы в синхронии. Сравнительный метод. Сопоставительный (контрастивный) метод. Метод структурной типологии. Квантитативные приемы в типологических исследованиях.

Литература

1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.

2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.

3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.

4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.

5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.



Тема №6 . Методы и приемы внешней лингвистики.

В конце изучения темы студент должен знать: Методы и приемы психолингвистики. Методы и приемы социолингвистики. Методы и приемы этнолингвистики. Методология других отраслей внешней

лингвистики.

В конце изучения темы студент должен уметь: Означать антропоцентрическую парадигму в лингвистике.



Литература

1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.

2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.

3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.

4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.

5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.



Тема №7. Методы и приемы прагмалингвистики.

В конце изучения темы студент должен знать: Общие положения. Методы и приемы анализа текста. Методы и приемы анализа дискурса.

В конце изучения темы студент должен уметь: Анализировать текст и дискурс.

Литература

1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.

2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.

3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.

4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.

5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.



Тема №8 Методы математической статистики в лингвистических исследованиях.

В конце изучения темы студент должен знать: Содержание и цели математической статистики. Определение основных терминов.

В конце изучения темы студент должен уметь: Применять приемы лингвостатистического анализа.

Литература

1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.

2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.

3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.

4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.

5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.



Тема №9 . Культура работы ученого.

В конце изучения темы студент должен знать: Этапы исследовательской работы. Основные требования к содержанию и оформлению рукописи.

В конце изучения темы студент должен уметь: Составлять список использованной литературы. Использовать советы молодым ученым.

Литература

1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.

2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.

3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.



4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.

страница 1

Смотрите также: