страница 1
Методические указания
|
|
Форма
Ф СО ПГУ 7.18.2/05
|
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова
Кафедра теории и практики перевода
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
по дисциплине Основы научных исследований в лингвистике
для студентов специальности 050207 Переводческое дело
Павлодар
Лист утверждения к
методическим указаниям
|
|
Форма
Ф СО ПГУ 7.18.1/05
|
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета ФЖиИ
Сарбалаев Ж.Т
«___»_______200___г.
Составитель: проф. Омарова Р.А.
Кафедра теории и практики перевода
Методические рекомендации
К изучению дисциплины
по дисциплине Основы научных исследований в лингвистике
для студентов специальности 050207 Переводческое дело (ГОСО 2006)
Рекомендовано на заседании кафедры
«_____»______________200__г., протокол №__
Заведующий кафедрой_________________ Демесинова Г.Х
Одобрено МС факультета ФЖиИ
«____»______________200__г., протокол №____
Председатель МС_______________ Жуманкулова Е.Н.
1 Общая информация
1.1 Цель курса: всесторонняя подготовка студента, что предусматривает у него формирование знаний о методологии современной науки о языке в ее становлении и развитие лингвистической, коммуникативной, лингвострановедческой и профессионально-адаптивной компетенций, заключающейся в подготовке людей, владеющих стратегиями эффективного языковедческого познания и исследовательской культуры, построенного на знаниях в области лингвистики. Дисциплина должна способстововать дальнейшему развитию и углублению филологической компетенции. Реализация практической и профессиональной целей сочетается с реализацией воспитательной, образовательной и развивающей целей, так как данный курс способствует формированию в будущих специалистах навыков культуры научного труда
1.2 Задачи дисциплины:
развитие у студента интереса к явлениями филологии
развитие понимания лингвистических проблем
формирование лингвистической компетенции, предполагающей овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой, а также не в последнюю очередь культуры, этики:
развитие социальной компетенции, предполагающей готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.
развитие социолингвистической компетенции, предполагающей способность осуществлять выбор языковых форм и использовать их
развитие культуры научного труда.
-
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
методы и приемы внутренней лингвистики в диахронии и синхронии;
методы и приемы внешней лингвистики и прагмалингвистики;
сходства и различия лингвистики родного и изучаемого языка
1.4 В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
критически осмысливать особенности проблематики лингвистики
использовать знания изученных методов и приемов в самостоятельных научно – исследовательских проектах.
2 Перечень: Освоение данного курса предполагает изучение таких дисциплин как практика устной и письменной речи, фонетика, грамматика и общее языкознание.
Тематический план
№
п/п
|
Тема
|
1
|
Познание как вид человеческой деятельности
|
2
|
Язык как объект научного познания
|
3
|
Методология науки о языке
|
4
|
Методы и приемы внутренней лингвистики в диахронии
|
5
|
Методы и приемы внутренней лингвистики в синхронии
|
6
|
Методы и приемы внешней лингвистики
|
7
|
Методы и приемы прагмалингвистики
|
8
|
Методы математической статистики в лингвистических исследованиях
|
9
|
Культура работы ученого
|
Список литературы:
1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.
2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.
3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.
4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.
5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.
3 Методические указания к изучению дисциплины
Тема №1. Познание как вид человеческой деятельности.
В конце изучения темы студент должен знать: Что такое деятельность? Основные виды человеческой деятельности. Коммуникативная деятельность. Наука и ее отношение к другим общественным
В конце изучения темы студент должен уметь: Овладеть требуемым уровнем научного познания.
Литература
1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.
2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.
3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.
4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.
5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.
Тема №2. Язык как объект научного познания
В конце изучения темы студент должен знать: Предмет прагмалингвистики. Структуру современной лингвистики. Язык, речь, коммуникацию. Парадигматику. Синтагматику.
В конце изучения темы студент должен уметь: Различать предмет внутренней лингвистики и предмет внешней лингвистики.
Литература
1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.
2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.
3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.
4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.
5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
Тема №3 Методология науки о языке
В конце изучения темы студент должен знать: Принципы лингвистических исследований. Синхронический, интралингвистический, микролингвистический, семасиологический, логический. Актуальные проблемы лингвистической методологии.
В конце изучения темы студент должен уметь: Применять методы лингвистики и приемы изучения языка.
Литература
1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.
2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.
3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.
4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.
5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.
Тема №4 Методы и приемы внутренней лингвистики в диахронии
В конце изучения темы студент должен знать: Метод внешней реконструкции. Праязык, семья языков, языковая группа. Метод внутренней реконструкции. Периодизация, комбинаторные фонетические изменения.
В конце изучения темы студент должен уметь: Выделять успехи и недостатки сравнительно-исторических исследований.
Литература
1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.
2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.
3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.
4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.
5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.
Тема №5 Методы и приемы внутренней лингвистики в синхронии
В конце изучения темы студент должен знать: Идеографические методы в синхронии. Анализ по непосредственно составляющим: конструкция, аллофон, алломорф. Дистрибутивный метод. Трансформационный метод.
В конце изучения темы студент должен уметь: Определять номографические методы в синхронии. Сравнительный метод. Сопоставительный (контрастивный) метод. Метод структурной типологии. Квантитативные приемы в типологических исследованиях.
Литература
1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.
2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.
3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.
4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.
5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.
Тема №6 . Методы и приемы внешней лингвистики.
В конце изучения темы студент должен знать: Методы и приемы психолингвистики. Методы и приемы социолингвистики. Методы и приемы этнолингвистики. Методология других отраслей внешней
лингвистики.
В конце изучения темы студент должен уметь: Означать антропоцентрическую парадигму в лингвистике.
Литература
1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.
2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.
3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.
4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.
5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.
Тема №7. Методы и приемы прагмалингвистики.
В конце изучения темы студент должен знать: Общие положения. Методы и приемы анализа текста. Методы и приемы анализа дискурса.
В конце изучения темы студент должен уметь: Анализировать текст и дискурс.
Литература
1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.
2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.
3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.
4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.
5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.
Тема №8 Методы математической статистики в лингвистических исследованиях.
В конце изучения темы студент должен знать: Содержание и цели математической статистики. Определение основных терминов.
В конце изучения темы студент должен уметь: Применять приемы лингвостатистического анализа.
Литература
1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.
2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.
3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.
4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.
5 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 г.
Тема №9 . Культура работы ученого.
В конце изучения темы студент должен знать: Этапы исследовательской работы. Основные требования к содержанию и оформлению рукописи.
В конце изучения темы студент должен уметь: Составлять список использованной литературы. Использовать советы молодым ученым.
Литература
1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М., 1991 г.
2 Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. Алматы, 2003 г. – 184 с.
3 Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 г.
4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 г.
страница 1
|