Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА БИОХИМИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА

Гродно - 2011 г.

Методические рекомендации подготовлены заведующим кафедрой биохимии ГГМУ профессором В. В. Лелевичем, профессором Н. К. Лукашиком, доцентами В. В. Воробьевым, В. В. Климовичем, А. А. Масловской, Л. Н. Дворянинович.

Под общей редакцией профессора В. В. Лелевича.


Рецензент:

Заведующий кафедрой общей и биоорганической химии

Гродненского государственного медицинского университета

профессор Н. А. Кравченя

Утверждено и рекомендовано к печати решением Центрального научно-методического Совета университета (протокол № от ).



Введение
Преподавание биологической химии в медицинских вузах должно со-ответствовать динамическому развитию биохимической науки. В связи с этим периодически обновляются учебные программы и методические документы. Действующая учебная программа по биологической химии для студентов лечебно-профилактического факультета была разработана и утверждена МЗ РБ в 2009 г. В течение двух последних лет она адаптирована в учебном процессе на лечебном и иностранном факультетах. На кафедре биохимии ГГМУ был разработан ряд методических материалов в соответствии с действующей учебной программой: рабочая программа, экзаменационные вопросы, экзаменационные билеты, тестовые задания для компьютерного контроля знаний. Для оптимизации учебного процесса студенту необходимы методические рекомендации, где указаны все темы практических занятий, лабораторные работы, выполняемые студентами, рекомендуемая учебная литература. Это позволит студентам создать цельное представление об учебной программе по предмету, унифицировать их подготовку к занятиям, избавить от переписывания вопросов к каждому занятию.

В предлагаемых методических рекомендациях приводятся темы 36 лабораторных занятий, что соответствует учебному плану, выполняемому в течение 3 и 4-го семестров.

При подготовке теоретического раздела занятия необходимо внимательно ознакомиться с контрольными вопросами для самоподготовки. Изучение теоретического материала должно начинаться с восстановления исходного уровня знаний к теме или разделу (из биологии, биоорганической химии или уже пройденных тем биохимии). Необходимая учебная информация содержится в рекомендуемых разделах учебников «Биологическая химия» В. К. Кухты и соавторов, (М., 2008 г.); Т. Т. Березова, Б. Ф. Коровкина (М., 1990 и 2004 г.); «Основы биохимии» В. В. Лелевича и соавторов (Гродно, 2010 г.); лекционном курсе.

При подготовке к лабораторной работе рекомендуется изучить кон-трольные вопросы по данному разделу, материал, изложенный в «Практикуме по биологической химии» В. В. Лелевича и соавторов; «Руководствах к практическим занятиям по биологической химии» Т. Л. Алейниковой, Г. В. Рубцовой (М., 1988); О. Д. Кушмановой, Г. М. Ивченко (М., 1983). В протоколе отражены следующие разделы содержащиеся в «Практикуме по биологической химии»:



  1. Номер занятия.

  2. Название лабораторной работы.

  3. Принцип метода и химический механизм реакций.

  4. Схема выполнения (ход) работы.

  5. Результаты.

  6. Выводы.

Для показателей, определяемых количественно, в протоколе указать референтные величины и клинико-диагностическое значение.

Изучение отдельных разделов биохимии заканчивается проведением контрольных занятий, на которых обобщаются все знания, полученные по данной части учебной программы.

Надеемся, что подготовленные коллективом кафедры методические рекомендации помогут студентам успешно овладеть программными знаниями по биологической химии.

З А Н Я Т И Е № 1


ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В БИОХИМИЮ
ЦЕЛЬ: Сформировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим материалом.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:


  1. Правила работы в биохимических лабораториях. Техника безопасности.

  2. Колориметрия, общий принцип. Устройство и особенности эксплуатации фотоэлектроколориметра.

  3. Пипетки, предназначение, типы.

  4. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

    1. Отработка практических навыков использования пипеток.

    2. Работа на фотоэлектроколориметре. Построение калибровочного графика.

  5. Контроль выполнения лабораторной работы.


Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Алейникова Т. Л., Рубцова Г. В. – Руководство к практическим занятиям по биологической химии - М., Высш. шк., 1988 – С. 3-4.

  2. Кушманова О. Д., Ивченко Г. М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. - М., 1983. С. 79-81.

  3. Лелевич В. В., Леднёва И. О., Петушок Н. Э., Курбат М. Н., Климович В. В., Масловская А. А. Биологическая химия: практикум для студентов лечебного, медико-диагностического факультетов и факультета иностранных учащихся. – Гродно: ГрГМУ, - занятие № 1.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ





  1. Предмет и задачи биологической химии.

  2. Этапы истории биохимии, основные разделы и направления.

  3. Живые системы, их характеристика.

  4. Объекты биохимических исследований и методы биохимии.

  5. Медицинская биохимия, теоретические и практические аспекты.

  6. Место биохимии среди биологических дисциплин и ее роль в формировании мировоззрения.

  7. Вклад ученых-биохимиков в становление и развитие науки.



Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Кухта В. К., Морозкина Т. С., Олецкий Э. И., Таганович А. Д. Биологическая химия. – М.: Бином-Асар, 2008. – С. 3-4.

  2. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 15-18.

  3. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 13-15.

  4. Лелевич В. В., Леднёва И. О., Курбат М. Н., Петушок Н. Э., Воробьёв В. В. Основы биохимии: учебное пособие для студентов лечебного факультета. – Гродно: ГрГМУ, 2010. – С. 5-10.

  5. Конспект лекций.

З А Н Я Т И Е № 2


ТЕМА: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ - I
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о физико-химических свойствах белка. Обучить методике выполнения цветных реакций на белки и аминокислоты. Освоить биуретовый метод определения концентрации белка.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:


  1. Разбор вопросов теоретического раздела.

  2. Контрольные вопросы к лабораторной работе:

    1. Цветные реакции на белки и аминокислоты, химические механизмы.

    2. Принципы методов количественного определения белков в растворе:

а) колориметрические;

б) спектрофотометрический.



    1. Клинико-диагностическое значение определения общего

белка в сыворотке крови.

  1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

    1. Цветные реакции на белки и аминокислоты.

      1. Биуретовая реакция.

      2. Нингидриновая реакция.

      3. Ксантопротеиновая реакция.

      4. Реакция Фоля.

    2. Определение общего белка в сыворотке крови биуретовым методом.

  2. Контроль выполнения лабораторной работы.


Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Алейникова Т. Л., Рубцова Г. В. – Руководство к практическим занятиям по биологической химии. М.: Высш. шк., 1988 – С. 11-13, 18-20, 22-23. Работы 5, 7, 10, 11.

  2. Кушманова О. Д., Ивченко Г. М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. М.: 1983. - С. 7-14. Работа : нингидриновая реакция ( с. 10-11), 179.

  3. Лелевич В. В., Леднёва И. О., Петушок Н. Э., Курбат М. Н., Климович В. В., Масловская А. А. Биологическая химия: практикум для студентов лечебного, медико-диагностического факультетов и факультета иностранных учащихся. – Гродно: ГрГМУ, - занятие № 2.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ





  1. История изучения белков.

  2. Белки – важнейшие компоненты живых организмов. Содержание белков в тканях.

  3. Аминокислотный состав белков; строение пептидов.

  4. Форма и размеры белков, молекулярная масса, методы ее определения.

  5. Физико-химические свойства белков, осаждение их из растворов.

  6. Методы выделения и очистки белков.

  7. Цветные реакции на белки и аминокислоты, их практическое применение.

  8. Количественное определение белков в растворах и тканях.



Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Кухта В. К., Морозкина Т. С., Олецкий Э. И., Таганович А. Д. Биологическая химия. – Минск, М.; Издательство БИНОМ, 2008. – С. 7-29.

  2. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 19-20, 22-49.

  3. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 16-17, 19-32, 37-42.

  4. Лелевич В. В., Леднёва И. О., Курбат М. Н., Петушок Н. Э., Воробьёв В. В. Основы биохимии: учебное пособие для студентов лечебного факультета. – Гродно: ГрГМУ, 2010. – С. 11-16.

  5. Конспект лекций.

З А Н Я Т И Е № 3


ТЕМА: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ - II
ЦЕЛЬ: Изучить основные физико-химические свойства белков, уметь проводить реакции осаждения белка и объяснять их механизмы. Сформировать знания о структурной организации белков.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:


  1. Разбор вопросов теоретического раздела.

  2. Контрольные вопросы к лабораторной работе:

2.1. Обратимое осаждение белков, факторы, механизмы.

    1. Необратимое осаждение белков, (денатурация), факторы, механизмы.

    2. Практическое использование обратимого и необратимого осаждения белков.

3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

3.1. Разделение альбуминов и глобулинов яичного белка методом высаливания.

3.2. Осаждение белков HNO3 (демонстрация).

4. Контроль выполнения лабораторной работы.
Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Алейникова Т. Л., Рубцова Г. В. – Руководство к практическим занятиям по биологической химии. М., Высш. шк., 1988 – С. 24-25, 37. Работа 14 (пункты 2 и 3).

  2. Кушманова О. Д., Ивченко Г. М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. М., 1983. С. 26, 28-29, работа 73, С. 186-192.

  3. Лелевич В. В., Леднёва И. О., Петушок Н. Э., Курбат М. Н., Климович В. В., Масловская А. А. Биологическая химия: практикум для студентов лечебного, медико-диагностического факультетов и факультета иностранных учащихся. – Гродно: ГрГМУ, - занятие № 3.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ





  1. Первичная структура белка, методы ее установления, роль пептидных связей.

  2. Вторичная структура белка, ее виды, методы установления, роль водородных связей. Надвторичная структура и ее типы.

  3. Третичная структура белка, методы ее установления, виды стабилизирующих связей.

  4. Зависимость биологических свойств белков от третичной структуры. Денатурация белка, факторы, ее вызывающие, практическое использование.

  5. Четвертичная структура белка, ее биологическое значение.

  6. Представление о кооперативных взаимодействиях и мультимолекулярных структурах. Доменные белки.


Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Кухта В. К., Морозкина Т. С., Олецкий Э. И., Таганович А. Д. Биологическая химия. – Минск, М.; Издательство БИНОМ, 2008. – С.25-31, 32-39.

  2. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 47-48, 49-71.

  3. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 40-41, 42-60.

  4. Лелевич В. В., Леднёва И. О., Курбат М. Н., Петушок Н. Э., Воробьёв В. В. Основы биохимии: учебное пособие для студентов лечебного факультета. – Гродно: ГрГМУ, 2010. – С. 16-24.

  5. Конспект лекций.

З А Н Я Т И Е № 4


ТЕМА: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ - III
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о биологических функциях белков. Освоить методику кислотного гидролиза белка.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:


  1. Разбор вопросов теоретического раздела.

  2. Контрольные вопросы к лабораторной работе:

    1. Гидролиз белков и его типы, схема.

    2. Контроль кислотного гидролиза (биуретовая реакция).

    3. Практическое использование гидролиза и белковых гидролизатов.

  3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

    1. Кислотный гидролиз белков.

      1. Кислотный гидролиз.

      2. Контроль за полнотой гидролиза (биуретовая реакция).

  4. Контроль выполнения лабораторной работы.


Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Алейникова Т. Л., Рубцова Г. В. – Руководство к практическим занятиям по биологической химии. М., Высш. шк., 1988 – С. 52-53. Работы 26.

  2. Кушманова О. Д., Ивченко Г. М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. М., 1983. С. 15-17, 18-19. Работа 2.

  3. Лелевич В. В., Леднёва И. О., Петушок Н. Э., Курбат М. Н., Климович В. В., Масловская А. А. Биологическая химия: практикум для студентов лечебного, медико-диагностического факультетов и факультета иностранных учащихся. – Гродно: ГрГМУ, - занятие № 4.





страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4

Смотрите также: