страница 1 страница 2 ... страница 11 | страница 12
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ
В.В. Лелевич
А.А. Масловская
И.О. Леднёва
Н.Э. Петушок
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Гродно - 2011 г.
УДК 612.015(072) ББК 28.902я73-9 М54
Рекомендовано Центральным научно-методическим Советом УО «ГрГМУ» (протокол № от 20 г.)
Авторы: зав. каф. биологической химии, профессор В. В. Лелевич; доцент, к.м.н. А.А. Масловская; доцент, к.б.н. И.О. Леднёва;
доцент, к.б.н. Н.Э. Петушок
Рецензент: зав. каф. общей и биоорганической химии, к.м.н. О.А. Балбатун
Методические рекомендации по биологической химии: пособие для студентов педиатрического факультета / В.В. Лелевич, А.А. Масловская, И.О. Леднёва, Н.Э. Петушок. – Гродно: ГрГМУ, 2011. – 68 с.
Методические рекомендации составлены в соответствии с действующей типовой учебной программой по биологической химии для педиатрического факультета. Данное издание необходимо для эффективного методического обеспечения учебного процесса по дисциплине. В пособии представлены: темы лабораторных занятий; вопросы по теоретическому разделу, вопросы лабораторного практикума и список рекомендуемой литературы к каждому занятию; референтные величины основных биохимических показателей в биологических жидкостях взрослого и ребенка; перечень основных навыков и умений, которые должны приобрести студенты на кафедре биологической химии.
Данное издание предназначено для студентов педиатрического факультета.
Ответственный за выпуск: первый проректор В.В. Воробьев
Введение
Преподавание биохимии на педиатрических факультетах медицинских вузов требует учета специфических особенностей детского организма. Действующая учебная программа по биологической химии для студентов педиатрического факультета была разработана и утверждена МЗ РБ в 2009 году. В соответствии с конечными целями подготовки специалистов на педиатрическом факультете данная программа включает в себя профильные вопросы о специфических особенностях обмена веществ у здорового ребенка, что помогает понять некоторые закономерности патогенеза и отличительные черты симптоматики заболеваний детского возраста. В предлагаемых методических рекомендациях указаны все темы практических занятий, лабораторные работы, вопросы теоретических разделов, включающие профильные вопросы для данного факультета, рекомендуемая учебная литература. Это позволит студентам создать цельное представление об учебной программе по предмету, унифицировать их подготовку, освободить от переписывания вопросов к каждому занятию.
Подготовку теоретического раздела занятия необходимо начинать с ознакомления с контрольными вопросами для самоподготовки. Изучение теоретического материала должно основываться на исходном уровне знаний к теме или разделу (из биологии, биоорганической химии или уже пройденных тем биохимии). Необходимая учебная информация содержится в рекомендуемых разделах учебников «Биологическая химия» В.К. Кухты и соавторов (М., 2008), Т.Т. Березова, Б.Ф. Коровкина (М., 1990 и 2004 г.), учебного пособия «Биохимические особенности детского организма» В.В. Лелевича, А.А. Масловской, Н.К. Лукашика (Гродно, 2001), лекционном курсе.
При подготовке к лабораторной работе рекомендуется изучить контрольные вопросы по данному занятию, материал, изложенный в «Практикуме по биологической химии» В.В. Лелевича и соавторов, «Руководствах к практическим занятиям по биологической химии» Т.Л. Алейниковой, Г.В. Рубцовой (М., 1988), О.Д. Кушмановой, Г.М. Ивченко (М., 1983). В протоколе отражены разделы, содержащиеся в «Практикуме по биологической химии для студентов педиатрического факультета»:
-
Номер занятия.
-
Название лабораторной работы.
-
Принцип метода и химический механизм реакций.
-
Схема выполнения (ход) работы.
-
Результаты.
-
Выводы.
Для показателей, определяемых количественно, в протоколе указаны референтные величины и клинико-диагностическое значение.
Изучение отдельных разделов биохимии заканчивается проведением контрольных занятий, на которых обобщается весь материал по данной части учебной программы.
Надеемся, что данные методические рекомендации помогут студентам педиатрического факультета успешно овладеть программными знаниями по биологической химии, необходимыми врачу-педиатру.
З А Н Я Т И Е № 1
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В БИОХИМИЮ
ЦЕЛЬ: Сформировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим материалом.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
-
Правила работы в биохимических лабораториях. Техника безопасности.
-
Колориметрия, общий принцип. Устройство и особенности эксплуатации фотоэлектроколориметра.
-
Пипетки, предназначение, типы.
-
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
-
Отработка практических навыков использования пипеток.
-
Работа на фотоэлектроколориметре. Построение калибровочного графика.
-
Контроль выполнения лабораторной работы.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
-
Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. – С. 80.
-
Лелевич В.В., Масловская А.А., Климович В.В. и др. Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического факультета. – Гродно: ГрГМУ. – Занятие № 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
-
Предмет и задачи биологической химии.
-
Этапы истории биохимии, основные разделы и направления.
-
Объекты биохимических исследований и методы биохимии.
-
Медицинская биохимия, теоретические и практические аспекты.
-
Место биохимии в медицинском образовании и ее взаимосвязь с другими биологическими науками.
-
Вклад ученых-биохимиков в становление и развитие науки.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
-
Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 3-4.
-
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 15-18.
-
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 13-15.
-
Конспект лекций.
З А Н Я Т И Е № 2
ТЕМА: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ - I
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о физико-химических свойствах белка. Обучить методике выполнения цветных реакций на белки и аминокислоты. Освоить биуретовый метод определения концентрации белка.
страница 1 страница 2 ... страница 11 | страница 12
|