страница 1  ... страница 9 | страница 10 | страница 11 страница 12 
 ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 
 
 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
 1. Разбор вопросов теоретического раздела.
2. Контрольные вопросы к лабораторной работе: 
2.1. Биологическая роль гемоглобина в организме человека.
 
2.2. Биологическая роль кальция в организме человека.  
2.3. Принцип метода определения гемоглобина в крови.
 
2.4. Принцип метода определения кальция в сыворотке крови.  
2.5. Диагностическое значение определения гемоглобина и кальция в крови.
 
3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: 
3.1. Количественное определение гемоглобина гемоглобин-цианидным методом.
 
3.2. Определение кальция фотометрическим методом.  
4. Контроль выполнения лабораторной работы. 
 Л И Т Е Р А Т У Р А:
 
   - 
 Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. – С. 143-144, 169-174. Работы 66, 67.
  - 
 Лелевич В.В., Масловская А.А., Климович В.В. и др. Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического факультета. – Гродно: ГрГМУ. – Занятие № 33.
    
 
 
 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ  
 
 
  - 
 Кровь, общая характеристика, функции крови. Особенности крови в детском возрасте.
  - 
 Особенности метаболизма в форменных элементах крови. Эритроцитарные энзимопатии.
  - 
 Гемоглобин человека, строение, производные гемоглобина, варианты в онтогенезе. Гемоглобинопатии.
  - 
 Участие гемоглобина в транспорте кислорода и углекислого газа кровью. Гипоксии.
  - 
 Обмен железа. Нарушения обмена железа: железодефицитные анемии.
  - 
 Плазма крови и сыворотка. Белки плазмы крови, их характеристика.
  - 
 Свертывание крови. Сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз. Факторы свертывающей системы крови. Внутренняя и внешняя системы коагуляционного гемостаза.
  - 
 Противосвертывающая и фибринолитическая системы крови. Геморрагические состояния у детей.
  - 
 Представление о гемофилиях и тромбозах, ДВС-синдроме. Роль витамина К в свертывании крови.
  - 
 Значение биохимического анализа крови в характеристике состояния здоровья детей.
    
 
 Л И Т Е Р А Т У Р А:
 
  - 
 Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 549-585.
  - 
 Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 567-607.
  - 
 Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 65-71, 394-395, 438-472.
  - 
 Лелевич В.В., Масловская А.А., Лукашик Н.К. Биохимические особенности детского организма: Учебное пособие по биологической химии для студентов педиатрического факультета. – Гродно, 2001. – С. 8, 90-99.
  - 
 Конспект лекций.
    
З А Н Я Т И Е № 34 
 ТЕМА: БИОХИМИЯ ПОЧЕК И МОЧИ
 ЦЕЛЬ: Сформировать знания о водно-минеральном обмене. Освоить практические приемы качественного и количественного определения патологических компонентов в моче. Освоить использование экспресс-методов в биохимических исследованиях.
 
 ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 
 
 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
 
  - 
 Разбор вопросов теоретического раздела.
  - 
 Контрольные вопросы к лабораторной работе:
  - 
 Основные показатели анализа мочи в норме.
  - 
 Патологические компоненты мочи (белок, глюкоза, кровяные пигменты, кетоновые тела, желчные пигменты), причины их появления, диагностическое значение их определения.
  - 
 Принципы методов обнаружения патологических компонентов в моче.
  - 
 Диагностическое значение биохимического анализа мочи (на примере: мочевины, мочевой кислоты, креатинина, пировиноградной кислоты, 17-кетостероидов, витамина С, диастазы).
     - 
 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
  - 
 Качественная реакция на белок.
  - 
 Количественное определение белка.
  - 
 Качественное определение глюкозы.
  - 
 Качественная реакция на кровяные пигменты.
  - 
 Определение веществ в биологическом материале с помощью экспресс-методов (демонстрация).
     - 
 Контроль выполнения лабораторной работы.
    
 
 Л И Т Е Р А Т У Р А:
 
  - 
 Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. – С. 240-249. Работы 91, 92, 93, 94, 95, 96 (пункт а).
  - 
 Лелевич В.В., Масловская А.А., Климович В.В. и др. Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического факультета. – Гродно: ГрГМУ. – Занятие № 34.
    
 
 
 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ  
 
 
  - 
 Биохимические функции почек. Особенности метаболизма в почечной ткани. 
  - 
 Компартментализация жидкости в организме. Электролитный состав биологических жидкостей.
  - 
 Вода, биологические функции в организме. Водный баланс. Изменение содержания воды в тканях у детей.
  - 
 Механизмы регуляции объема и электролитного состава жидкостей организма.
  - 
 Роль почек в поддержании кислотно-основного равновесия.
  - 
 Особенности водно-солевого обмена и обмена электролитов в детском возрасте.
  - 
 Минеральные компоненты тканей, классификация, представители. Микроэлементы, биологическая роль. 
  - 
 Натрий, калий, биологическая роль, обмен, регуляция обмена. 
    
 Кальций, фосфор, биологическая роль, обмен, регуляция обмена.
  - 
 Нарушения водно-электролитного обмена и кислотно-основного равновесия. Представление об обезвоживании, отеках, ацидозе, алкалозе. 
    
 Л И Т Е Р А Т У Р А:
 
  - 
 Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 515-541, 545-548, 585-606.
  - 
 Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 582-585, 586-591, 608-624.
  - 
 Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 449-457, 473-487.
  - 
 Лелевич В.В., Масловская А.А., Лукашик Н.К. Биохимические особенности детского организма: Учебное пособие по биологической химии для студентов педиатрического факультета. – Гродно, 2001. – С. 100-106.
  - 
 Конспект лекций.
    
З А Н Я Т И Е № 35 
 ТЕМА: БИОХИМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, МЫШЦ И СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ
 ЦЕЛЬ: Сформировать знания об основных особенностях биохимических процессов в нервной, мышечной и соединительной тканях. Освоить количественный метод определения общего белка в спинномозговой жидкости.
 
 ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 
 
 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
 
  - 
 Разбор вопросов теоретического раздела.
  - 
 Контрольные вопросы к лабораторной работе:
  - 
 Содержание общего белка в спинномозговой жидкости в норме.
  - 
 Значение определения общего белка в спинномозговой жидкости для диагностики болезней.
  - 
 Принцип метода определения общего белка в спинномозговой жидкости.
     - 
 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
    
 3.1. Определение общего белка в спинномозговой жидкости биуретовым методом.
 Л И Т Е Р А Т У Р А:
 
  - 
 Лелевич В.В., Масловская А.А., Климович В.В. и др. Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического факультета. – Гродно: ГрГМУ. – Занятие № 35.
    
 
 
 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ  
 
 
  - 
 Химический состав нервной ткани. Миелиновые мембраны: особенности состава и структуры.
  - 
 Особенности метаболизма углеводов, липидов и аминокислот в нервной ткани. Энергетический обмен в головном мозге.
  - 
 Особенности метаболизма ткани мозга в детском возрасте. Молекулярные механизмы синаптической передачи. Медиаторы, активные пептиды мозга.
  - 
 Особенности строения и состава мышечной ткани. Миофибриллярные и саркоплазматические белки мышц, характеристика, функции.
  - 
 Биохимические механизмы сокращения и расслабления мышц. Роль ионов в регуляции мышечного сокращения.
  - 
 Особенности энергетического обмена в мышцах. Креатинфосфокиназа, её изоферменты.
  - 
 Химический состав межклеточного вещества соединительной ткани. Коллаген, эластин. 
  - 
 Особенности химического состава и метаболизма в соединительной ткани у детей.
  - 
 Протеогликаны, глюкозаминогликаны, гликопротеины, особенности синтеза и распада, биологическая роль в организме.
    
 
 Л И Т Е Р А Т У Р А:
 
  - 
 Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 613-661.
  - 
 Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 625-671.
  - 
 Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 488-527.
  - 
 Лелевич В.В., Масловская А.А., Лукашик Н.К. Биохимические особенности детского организма: Учебное пособие по биологической химии для студентов педиатрического факультета. – Гродно, 2001. – С. 107-114.
  - 
 Конспект лекций.
    
 
 
 З А Н Я Т И Е № 36 
 
 ТЕМА: ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ БИОХИМИИ. ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ
 ЦЕЛЬ: Сформировать знания о биохимических основах развития заболеваний и основных подходах к лабораторной диагностике патологических процессов.
 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
 
  - 
 Разбор вопросов теоретического раздела.
  - 
 Проведение компьютерного контроля знаний по основам биохимии. (Результат учитывается при определении итоговой экзаменационной оценки).
  - 
 Мониторинг знания студентами основных референтных биохимических показателей и итоговый результат освоения студентами основных навыков и умений, которыми овладели при изучении биологической химии.
  - 
 Подведение итогов выполнения учебного плана по биологической химии.
    
 
 
 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 
 
 
  - 
 Основные биохимические показатели, характеризующие состояние организма и его систем.
  - 
 Биохимические основы развития заболеваний.
  - 
 Подходы к лабораторной диагностике и лечению патологий.
    
 
 ЛИТЕРАТУРА:
 
  - 
 Конспект лекций.
    РЕФЕРЕНТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ОСНОВНЫХ  
 БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
 
 У ВЗРОСЛЫХ
 
 ПЛАЗМА (сыворотка) КРОВИ 
 
 
  - 
 АлАТ 0,1 – 0,68 ммоль/ч·л 
  - 
 Альбумины 40 – 50 г/л
  - 
 Амилаза 16 – 30 г/ч·л 
  - 
 АсАТ 0,1 – 0,45 ммоль/ч·л 
  - 
 Белок общий 65 – 85 г/л 
  - 
 Билирубин общий 5,0 – 20,5 мкмоль/л 
  - 
 Гемоглобин 115 – 145 г/л (женщины); 
    
 130 – 160 г/л (мужчины)
  - 
 Глобулины 20 – 30 г/л
  - 
 Глюкоза 3,3 – 6, 4 ммоль/л
  - 
 Железо 8,8 – 31,0 мкмоль/л
  - 
 Калий 3,2 – 5,6 ммоль/л 
  - 
 Кальций 2,25 – 2,75 ммоль/л 
  - 
 Креатинин 53 – 115 мкмоль/л 
  - 
 Липиды общие 4,0 – 8,0 г/л 
  - 
 Липопротеины 3,5 – 7,5 г/л
  - 
 Мочевина 2,5 – 8,3 ммоль/л
  - 
 Мочевая кислота 140 – 340 мкмоль/л (женщины);
    
 200 – 415 мкмоль/л (мужчины)
  - 
 Натрий 130 – 155 ммоль/л
  - 
 Пировиноградная кислота 56,8 – 113,6 мкмоль/л
  - 
 Фибриноген 2,0 – 4,0 г/л
  - 
 Хлор 95 – 110 ммоль/л
  - 
 Холестерин 3,1 – 5,2 ммоль/л
    
 
 М О Ч А  1. Амилаза 28 – 160 г/ч·л   2. Мочевина 333 – 582 ммоль/сут  
 3. Мочевая кислота 1,6 – 6,4 ммоль/сут 
 
  СПИННОМОЗГОВАЯ ЖИДКОСТЬ 
1. Белок 0,22 – 0,33 г/л 
2. Глюкоза 2,5 – 3,89 ммоль/л
 
3. Хлориды 120 – 130 ммоль/л 
 
 РЕФЕРЕНТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ОСНОВНЫХ 
 БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ
 РАЗНОГО ВОЗРАСТА 
 
 
 ПЛАЗМА (СЫВОРОТКА) КРОВИ 
1 месяц – 1 год 2 – 14 лет 
 1. Общий белок (г/л) 41 – 55 62 – 82
2. Билирубин (мкмоль/л) 8,55 – 20,52 8,55 – 20,52 
3. Глюкоза (ммоль/л) 3,0 – 5,28 3,5  5,0 
 
4. Общие липиды (г/л) 2,4 – 7,0 4,5 – 7,0 
5. Холестерин (ммоль/л) 1,82 – 4,94 3,74 – 6,50
 
6. Натрий (ммоль/л)  133 – 142 137 – 147 
7. Калий (ммоль/л) 4,15 – 5,76 3,69 – 5,12
 
  М О Ч А 
1. Мочевина (ммоль/сут) 33 – 67 200 – 333 
 
 2. Мочевая кислота (ммоль/сут) 0,6 – 1,8 1,8 – 5,2
 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
 
  - 
 Чиркин А.А, Данченко Е.О. Биохимия: Учебное руководство. – М.: Мед. лит., 2010. – 624 с.
  - 
 Биохимия: учебник; под ред. Е.С. Северина. – 5-е изд. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 759 с.
  - 
 Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: Высш. шк., 1989. – 495с.
  - 
 Уайт А., Хендлер Ф., Смит Э. и др. Основы биохимии: В 3-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1981.
  - 
 Ленинджер А. Основы биохимии: В 3-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985.
  - 
 Страйер Л. Биохимия: В 3-х томах. Пер с англ. – М.: Мир, 1984.
  - 
 Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека: В 2-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1993.
  - 
 Теппермен Дж., Теппермен Х. Физиология обмена веществ и эндокринной системы: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989. – 654 с.
  - 
 Мецлер Д. Биохимия: В 3-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1980.
  - 
 Мусил Я. Основы биохимии патологических процессов: Пер. с чешск. – М.: Медицина, 1985. – 432 с.
  - 
 Маршалл В.Дж. Клиническая биохимия: Пер. с англ. – М. – СПб.: Бином – Невский диалект, 1999. – 368 с.
  - 
 Кнорре Д.Г., Мызина С.Д. Биологическая химия: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1998. – 479 с.
  - 
 Бохински Р. Современные воззрения в биохимии: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 544 с.
  - 
 Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки: В 5-и томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1986.
  - 
 Бышевский А.Ш., Терсенов О А. Биохимия для врача. – Екатеринбург: Уральский рабочий, 1994. – 384 с.
  - 
 Мусил Я., Новакова О., Кунц К. Современная биохимия в схемах: Пер. с англ:– М.: Мир, 1981. – 216 с.
  - 
 Камышников В.С. О чем говорят медицинские анализы: Справ. пособие. – Мн.: Беларуская навука, 1997. – 189 с.
  - 
 Мак-Мюррей У. Обмен веществ у человека: Пер. с англ. – М.: Мир, 1980. – 368 с. 
    
 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ПРОШЕДШИХ КУРС БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ
 Студент должен знать:
 
  - 
 принципы молекулярной организации клетки;
  - 
 молекулярные основы метаболизма белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот и их связь с функциональной активностью органов и тканей;
  - 
 основы регуляции процессов жизнедеятельности: механизмы действия гормонов, медиаторов, других молекул-регуляторов на уровне ферментов, субклеточных структур, клеток, органов и целого организма;
  - 
 онтогенетические особенности метаболизма в детском организме;
  - 
 биохимические механизмы, лежащие в основе развития заболеваний, в том числе наследственных дефектов метаболизма.
    
 
 Студент должен уметь:
 
  - 
 обосновать назначение биохимических исследований и использовать их результаты для оценки состояния здоровья человека;
  - 
 применять клинико-лабораторные технологии;
  - 
 интерпретировать результаты исследования основных биохимических показателей.
    
 
 
 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ СТУДЕНТЫ НА КАФЕДРЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ
 
   - 
 соблюдать необходимые требования при работе с биологическим материалом, поступающим для исследования в биохимическую лабораторию;
  - 
 точно отмерять объемы растворов и биологических жидкостей пипетками;
  - 
 пользоваться лабораторной центрифугой;
  - 
 определять экстинкцию окрашенных растворов на фотоэлектроколориметре.
    
 
 
   - 
 уметь разделять гомогенаты центрифугированием или фильтрованием на осадок и надосадочную жидкость;
  - 
 уметь проводить цветные реакции на белки и аминокислоты;
  - 
 уметь проводить реакции осаждения белков из растворов, используя различные осадители;
  - 
 уметь измерять скорость ферментативной реакции, определяя концентрацию субстрата или продукта реакции и рассчитывать активность фермента;
  - 
 уметь воспроизводить лабораторные методики для определения основных биохимических показателей в крови, моче и спинномозговой жидкости;
  - 
 уметь пользоваться экспресс-методами для определения патологических веществ в моче с целью диагностики заболеваний.
    
 СОДЕРЖАНИЕ
Введение .…………………………………………….…………… 3 
Занятие № 1 ….………………………………………………………... 5
 
Занятие № 2 ……………………………………………………………. 6 
Занятие № 3 …………………………………………………………… 8
 
Занятие № 4 ………………………………………………………….. 10 
Занятие № 5 ………………………………………………………. ….. 11
 
Занятие № 6 …………………………………………………………… 13 
Занятие № 7 …………………………………………………………. . 15
 
Занятие № 8 ………………………………………………………….. 16 
Занятие № 9 ………………………………………………………….. 18
 
Занятие № 10 ………………………………………………………… 19 
Занятие № 11 …………………………………………………………. 21
 
Занятие № 12 ………………………………………………………… 22 
Занятие № 13 …………………………………………………………. 24
 
Занятие № 14 …………………………………………………………. 25 
Занятие № 15 …………………………………………………………. 26
 
Занятие № 16 …………………………………………………………. 28 
Занятие № 17 …………………………………………………………. 30
 
Занятие № 18 …………………………………………………………. 31 
Занятие № 19 …………………………………………………………. 33
 
Занятие № 20 …………………………………………………………. 35 
Занятие № 21 …………………………………………………………. 36
 
Занятие № 22 …………………………………………………………. 38 
Занятие № 23 …………………………………………………………. 39
 
Занятие № 24 …………………………………………………………. 40 
Занятие № 25 …………………………………………………………. 42
 
Занятие № 26 …………………………………………………………. 43 
Занятие № 27 …………………………………………………………. 45 
 
Занятие № 28 …………………………………………………………. 46 
Занятие № 29 ………………………………………………………….. 48
 
Занятие № 30 …………………………………………………………. 49 
Занятие № 31 …………………………………………………………. 51
 
Занятие № 32 …………………………………………………………. 53 
Занятие № 33 ………………………………………………………….. 55
 
Занятие № 34 ………………………………………………………… 57 
Занятие № 35 ……………………………………………………….. 59
 
Занятие № 36 ……………………………………………………….. 61 
Референтные величины основных биохимических 
 
показателей у взрослых …………………………………………….. 62 
Референтные величины основных биохимических
 
показателей у детей ………………………………………………… 63 
Дополнительная литература ………………………………………. 64
 
Требования к уровню подготовленности студентов …………….. 65 
 
 Перечень основных навыков и умений …………………………… 66
 
 
  страница 1  ... страница 9 | страница 10 | страница 11 страница 12 
 |