страница 1 ... страница 9 | страница 10 | страница 11 страница 12
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Разбор вопросов теоретического раздела.
2. Контрольные вопросы к лабораторной работе:
2.1. Биологическая роль гемоглобина в организме человека.
2.2. Биологическая роль кальция в организме человека.
2.3. Принцип метода определения гемоглобина в крови.
2.4. Принцип метода определения кальция в сыворотке крови.
2.5. Диагностическое значение определения гемоглобина и кальция в крови.
3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
3.1. Количественное определение гемоглобина гемоглобин-цианидным методом.
3.2. Определение кальция фотометрическим методом.
4. Контроль выполнения лабораторной работы.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
-
Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. – С. 143-144, 169-174. Работы 66, 67.
-
Лелевич В.В., Масловская А.А., Климович В.В. и др. Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического факультета. – Гродно: ГрГМУ. – Занятие № 33.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
-
Кровь, общая характеристика, функции крови. Особенности крови в детском возрасте.
-
Особенности метаболизма в форменных элементах крови. Эритроцитарные энзимопатии.
-
Гемоглобин человека, строение, производные гемоглобина, варианты в онтогенезе. Гемоглобинопатии.
-
Участие гемоглобина в транспорте кислорода и углекислого газа кровью. Гипоксии.
-
Обмен железа. Нарушения обмена железа: железодефицитные анемии.
-
Плазма крови и сыворотка. Белки плазмы крови, их характеристика.
-
Свертывание крови. Сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз. Факторы свертывающей системы крови. Внутренняя и внешняя системы коагуляционного гемостаза.
-
Противосвертывающая и фибринолитическая системы крови. Геморрагические состояния у детей.
-
Представление о гемофилиях и тромбозах, ДВС-синдроме. Роль витамина К в свертывании крови.
-
Значение биохимического анализа крови в характеристике состояния здоровья детей.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
-
Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 549-585.
-
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 567-607.
-
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 65-71, 394-395, 438-472.
-
Лелевич В.В., Масловская А.А., Лукашик Н.К. Биохимические особенности детского организма: Учебное пособие по биологической химии для студентов педиатрического факультета. – Гродно, 2001. – С. 8, 90-99.
-
Конспект лекций.
З А Н Я Т И Е № 34
ТЕМА: БИОХИМИЯ ПОЧЕК И МОЧИ
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о водно-минеральном обмене. Освоить практические приемы качественного и количественного определения патологических компонентов в моче. Освоить использование экспресс-методов в биохимических исследованиях.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
-
Разбор вопросов теоретического раздела.
-
Контрольные вопросы к лабораторной работе:
-
Основные показатели анализа мочи в норме.
-
Патологические компоненты мочи (белок, глюкоза, кровяные пигменты, кетоновые тела, желчные пигменты), причины их появления, диагностическое значение их определения.
-
Принципы методов обнаружения патологических компонентов в моче.
-
Диагностическое значение биохимического анализа мочи (на примере: мочевины, мочевой кислоты, креатинина, пировиноградной кислоты, 17-кетостероидов, витамина С, диастазы).
-
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
-
Качественная реакция на белок.
-
Количественное определение белка.
-
Качественное определение глюкозы.
-
Качественная реакция на кровяные пигменты.
-
Определение веществ в биологическом материале с помощью экспресс-методов (демонстрация).
-
Контроль выполнения лабораторной работы.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
-
Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. – С. 240-249. Работы 91, 92, 93, 94, 95, 96 (пункт а).
-
Лелевич В.В., Масловская А.А., Климович В.В. и др. Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического факультета. – Гродно: ГрГМУ. – Занятие № 34.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
-
Биохимические функции почек. Особенности метаболизма в почечной ткани.
-
Компартментализация жидкости в организме. Электролитный состав биологических жидкостей.
-
Вода, биологические функции в организме. Водный баланс. Изменение содержания воды в тканях у детей.
-
Механизмы регуляции объема и электролитного состава жидкостей организма.
-
Роль почек в поддержании кислотно-основного равновесия.
-
Особенности водно-солевого обмена и обмена электролитов в детском возрасте.
-
Минеральные компоненты тканей, классификация, представители. Микроэлементы, биологическая роль.
-
Натрий, калий, биологическая роль, обмен, регуляция обмена.
Кальций, фосфор, биологическая роль, обмен, регуляция обмена.
-
Нарушения водно-электролитного обмена и кислотно-основного равновесия. Представление об обезвоживании, отеках, ацидозе, алкалозе.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
-
Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 515-541, 545-548, 585-606.
-
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 582-585, 586-591, 608-624.
-
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 449-457, 473-487.
-
Лелевич В.В., Масловская А.А., Лукашик Н.К. Биохимические особенности детского организма: Учебное пособие по биологической химии для студентов педиатрического факультета. – Гродно, 2001. – С. 100-106.
-
Конспект лекций.
З А Н Я Т И Е № 35
ТЕМА: БИОХИМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, МЫШЦ И СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ
ЦЕЛЬ: Сформировать знания об основных особенностях биохимических процессов в нервной, мышечной и соединительной тканях. Освоить количественный метод определения общего белка в спинномозговой жидкости.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
-
Разбор вопросов теоретического раздела.
-
Контрольные вопросы к лабораторной работе:
-
Содержание общего белка в спинномозговой жидкости в норме.
-
Значение определения общего белка в спинномозговой жидкости для диагностики болезней.
-
Принцип метода определения общего белка в спинномозговой жидкости.
-
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
3.1. Определение общего белка в спинномозговой жидкости биуретовым методом.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
-
Лелевич В.В., Масловская А.А., Климович В.В. и др. Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического факультета. – Гродно: ГрГМУ. – Занятие № 35.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
-
Химический состав нервной ткани. Миелиновые мембраны: особенности состава и структуры.
-
Особенности метаболизма углеводов, липидов и аминокислот в нервной ткани. Энергетический обмен в головном мозге.
-
Особенности метаболизма ткани мозга в детском возрасте. Молекулярные механизмы синаптической передачи. Медиаторы, активные пептиды мозга.
-
Особенности строения и состава мышечной ткани. Миофибриллярные и саркоплазматические белки мышц, характеристика, функции.
-
Биохимические механизмы сокращения и расслабления мышц. Роль ионов в регуляции мышечного сокращения.
-
Особенности энергетического обмена в мышцах. Креатинфосфокиназа, её изоферменты.
-
Химический состав межклеточного вещества соединительной ткани. Коллаген, эластин.
-
Особенности химического состава и метаболизма в соединительной ткани у детей.
-
Протеогликаны, глюкозаминогликаны, гликопротеины, особенности синтеза и распада, биологическая роль в организме.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
-
Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 613-661.
-
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 625-671.
-
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 488-527.
-
Лелевич В.В., Масловская А.А., Лукашик Н.К. Биохимические особенности детского организма: Учебное пособие по биологической химии для студентов педиатрического факультета. – Гродно, 2001. – С. 107-114.
-
Конспект лекций.
З А Н Я Т И Е № 36
ТЕМА: ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ БИОХИМИИ. ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о биохимических основах развития заболеваний и основных подходах к лабораторной диагностике патологических процессов.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
-
Разбор вопросов теоретического раздела.
-
Проведение компьютерного контроля знаний по основам биохимии. (Результат учитывается при определении итоговой экзаменационной оценки).
-
Мониторинг знания студентами основных референтных биохимических показателей и итоговый результат освоения студентами основных навыков и умений, которыми овладели при изучении биологической химии.
-
Подведение итогов выполнения учебного плана по биологической химии.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
-
Основные биохимические показатели, характеризующие состояние организма и его систем.
-
Биохимические основы развития заболеваний.
-
Подходы к лабораторной диагностике и лечению патологий.
ЛИТЕРАТУРА:
-
Конспект лекций.
РЕФЕРЕНТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ОСНОВНЫХ
БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
У ВЗРОСЛЫХ
ПЛАЗМА (сыворотка) КРОВИ
-
АлАТ 0,1 – 0,68 ммоль/ч·л
-
Альбумины 40 – 50 г/л
-
Амилаза 16 – 30 г/ч·л
-
АсАТ 0,1 – 0,45 ммоль/ч·л
-
Белок общий 65 – 85 г/л
-
Билирубин общий 5,0 – 20,5 мкмоль/л
-
Гемоглобин 115 – 145 г/л (женщины);
130 – 160 г/л (мужчины)
-
Глобулины 20 – 30 г/л
-
Глюкоза 3,3 – 6, 4 ммоль/л
-
Железо 8,8 – 31,0 мкмоль/л
-
Калий 3,2 – 5,6 ммоль/л
-
Кальций 2,25 – 2,75 ммоль/л
-
Креатинин 53 – 115 мкмоль/л
-
Липиды общие 4,0 – 8,0 г/л
-
Липопротеины 3,5 – 7,5 г/л
-
Мочевина 2,5 – 8,3 ммоль/л
-
Мочевая кислота 140 – 340 мкмоль/л (женщины);
200 – 415 мкмоль/л (мужчины)
-
Натрий 130 – 155 ммоль/л
-
Пировиноградная кислота 56,8 – 113,6 мкмоль/л
-
Фибриноген 2,0 – 4,0 г/л
-
Хлор 95 – 110 ммоль/л
-
Холестерин 3,1 – 5,2 ммоль/л
М О Ч А 1. Амилаза 28 – 160 г/ч·л 2. Мочевина 333 – 582 ммоль/сут
3. Мочевая кислота 1,6 – 6,4 ммоль/сут
СПИННОМОЗГОВАЯ ЖИДКОСТЬ
1. Белок 0,22 – 0,33 г/л
2. Глюкоза 2,5 – 3,89 ммоль/л
3. Хлориды 120 – 130 ммоль/л
РЕФЕРЕНТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ОСНОВНЫХ
БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ
РАЗНОГО ВОЗРАСТА
ПЛАЗМА (СЫВОРОТКА) КРОВИ
1 месяц – 1 год 2 – 14 лет
1. Общий белок (г/л) 41 – 55 62 – 82
2. Билирубин (мкмоль/л) 8,55 – 20,52 8,55 – 20,52
3. Глюкоза (ммоль/л) 3,0 – 5,28 3,5 5,0
4. Общие липиды (г/л) 2,4 – 7,0 4,5 – 7,0
5. Холестерин (ммоль/л) 1,82 – 4,94 3,74 – 6,50
6. Натрий (ммоль/л) 133 – 142 137 – 147
7. Калий (ммоль/л) 4,15 – 5,76 3,69 – 5,12
М О Ч А
1. Мочевина (ммоль/сут) 33 – 67 200 – 333
2. Мочевая кислота (ммоль/сут) 0,6 – 1,8 1,8 – 5,2
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-
Чиркин А.А, Данченко Е.О. Биохимия: Учебное руководство. – М.: Мед. лит., 2010. – 624 с.
-
Биохимия: учебник; под ред. Е.С. Северина. – 5-е изд. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 759 с.
-
Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: Высш. шк., 1989. – 495с.
-
Уайт А., Хендлер Ф., Смит Э. и др. Основы биохимии: В 3-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1981.
-
Ленинджер А. Основы биохимии: В 3-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985.
-
Страйер Л. Биохимия: В 3-х томах. Пер с англ. – М.: Мир, 1984.
-
Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека: В 2-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1993.
-
Теппермен Дж., Теппермен Х. Физиология обмена веществ и эндокринной системы: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989. – 654 с.
-
Мецлер Д. Биохимия: В 3-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1980.
-
Мусил Я. Основы биохимии патологических процессов: Пер. с чешск. – М.: Медицина, 1985. – 432 с.
-
Маршалл В.Дж. Клиническая биохимия: Пер. с англ. – М. – СПб.: Бином – Невский диалект, 1999. – 368 с.
-
Кнорре Д.Г., Мызина С.Д. Биологическая химия: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1998. – 479 с.
-
Бохински Р. Современные воззрения в биохимии: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 544 с.
-
Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки: В 5-и томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1986.
-
Бышевский А.Ш., Терсенов О А. Биохимия для врача. – Екатеринбург: Уральский рабочий, 1994. – 384 с.
-
Мусил Я., Новакова О., Кунц К. Современная биохимия в схемах: Пер. с англ:– М.: Мир, 1981. – 216 с.
-
Камышников В.С. О чем говорят медицинские анализы: Справ. пособие. – Мн.: Беларуская навука, 1997. – 189 с.
-
Мак-Мюррей У. Обмен веществ у человека: Пер. с англ. – М.: Мир, 1980. – 368 с.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ПРОШЕДШИХ КУРС БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Студент должен знать:
-
принципы молекулярной организации клетки;
-
молекулярные основы метаболизма белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот и их связь с функциональной активностью органов и тканей;
-
основы регуляции процессов жизнедеятельности: механизмы действия гормонов, медиаторов, других молекул-регуляторов на уровне ферментов, субклеточных структур, клеток, органов и целого организма;
-
онтогенетические особенности метаболизма в детском организме;
-
биохимические механизмы, лежащие в основе развития заболеваний, в том числе наследственных дефектов метаболизма.
Студент должен уметь:
-
обосновать назначение биохимических исследований и использовать их результаты для оценки состояния здоровья человека;
-
применять клинико-лабораторные технологии;
-
интерпретировать результаты исследования основных биохимических показателей.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ СТУДЕНТЫ НА КАФЕДРЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ
-
соблюдать необходимые требования при работе с биологическим материалом, поступающим для исследования в биохимическую лабораторию;
-
точно отмерять объемы растворов и биологических жидкостей пипетками;
-
пользоваться лабораторной центрифугой;
-
определять экстинкцию окрашенных растворов на фотоэлектроколориметре.
-
уметь разделять гомогенаты центрифугированием или фильтрованием на осадок и надосадочную жидкость;
-
уметь проводить цветные реакции на белки и аминокислоты;
-
уметь проводить реакции осаждения белков из растворов, используя различные осадители;
-
уметь измерять скорость ферментативной реакции, определяя концентрацию субстрата или продукта реакции и рассчитывать активность фермента;
-
уметь воспроизводить лабораторные методики для определения основных биохимических показателей в крови, моче и спинномозговой жидкости;
-
уметь пользоваться экспресс-методами для определения патологических веществ в моче с целью диагностики заболеваний.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .…………………………………………….…………… 3
Занятие № 1 ….………………………………………………………... 5
Занятие № 2 ……………………………………………………………. 6
Занятие № 3 …………………………………………………………… 8
Занятие № 4 ………………………………………………………….. 10
Занятие № 5 ………………………………………………………. ….. 11
Занятие № 6 …………………………………………………………… 13
Занятие № 7 …………………………………………………………. . 15
Занятие № 8 ………………………………………………………….. 16
Занятие № 9 ………………………………………………………….. 18
Занятие № 10 ………………………………………………………… 19
Занятие № 11 …………………………………………………………. 21
Занятие № 12 ………………………………………………………… 22
Занятие № 13 …………………………………………………………. 24
Занятие № 14 …………………………………………………………. 25
Занятие № 15 …………………………………………………………. 26
Занятие № 16 …………………………………………………………. 28
Занятие № 17 …………………………………………………………. 30
Занятие № 18 …………………………………………………………. 31
Занятие № 19 …………………………………………………………. 33
Занятие № 20 …………………………………………………………. 35
Занятие № 21 …………………………………………………………. 36
Занятие № 22 …………………………………………………………. 38
Занятие № 23 …………………………………………………………. 39
Занятие № 24 …………………………………………………………. 40
Занятие № 25 …………………………………………………………. 42
Занятие № 26 …………………………………………………………. 43
Занятие № 27 …………………………………………………………. 45
Занятие № 28 …………………………………………………………. 46
Занятие № 29 ………………………………………………………….. 48
Занятие № 30 …………………………………………………………. 49
Занятие № 31 …………………………………………………………. 51
Занятие № 32 …………………………………………………………. 53
Занятие № 33 ………………………………………………………….. 55
Занятие № 34 ………………………………………………………… 57
Занятие № 35 ……………………………………………………….. 59
Занятие № 36 ……………………………………………………….. 61
Референтные величины основных биохимических
показателей у взрослых …………………………………………….. 62
Референтные величины основных биохимических
показателей у детей ………………………………………………… 63
Дополнительная литература ………………………………………. 64
Требования к уровню подготовленности студентов …………….. 65
Перечень основных навыков и умений …………………………… 66
страница 1 ... страница 9 | страница 10 | страница 11 страница 12
|