Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 9 | страница 10 | страница 11 страница 12

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Разбор вопросов теоретического раздела.

2. Контрольные вопросы к лабораторной работе:

2.1. Биологическая роль гемоглобина в организме человека.

2.2. Биологическая роль кальция в организме человека.

2.3. Принцип метода определения гемоглобина в крови.

2.4. Принцип метода определения кальция в сыворотке крови.

2.5. Диагностическое значение определения гемоглобина и кальция в крови.

3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

3.1. Количественное определение гемоглобина гемоглобин-цианидным методом.

3.2. Определение кальция фотометрическим методом.

4. Контроль выполнения лабораторной работы.
Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. – С. 143-144, 169-174. Работы 66, 67.

  2. Лелевич В.В., Масловская А.А., Климович В.В. и др. Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического факультета. – Гродно: ГрГМУ. – Занятие № 33.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ





  1. Кровь, общая характеристика, функции крови. Особенности крови в детском возрасте.

  2. Особенности метаболизма в форменных элементах крови. Эритроцитарные энзимопатии.

  3. Гемоглобин человека, строение, производные гемоглобина, варианты в онтогенезе. Гемоглобинопатии.

  4. Участие гемоглобина в транспорте кислорода и углекислого газа кровью. Гипоксии.

  5. Обмен железа. Нарушения обмена железа: железодефицитные анемии.

  6. Плазма крови и сыворотка. Белки плазмы крови, их характеристика.

  7. Свертывание крови. Сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз. Факторы свертывающей системы крови. Внутренняя и внешняя системы коагуляционного гемостаза.

  8. Противосвертывающая и фибринолитическая системы крови. Геморрагические состояния у детей.

  9. Представление о гемофилиях и тромбозах, ДВС-синдроме. Роль витамина К в свертывании крови.

  10. Значение биохимического анализа крови в характеристике состояния здоровья детей.


Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 549-585.

  2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 567-607.

  3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 65-71, 394-395, 438-472.

  4. Лелевич В.В., Масловская А.А., Лукашик Н.К. Биохимические особенности детского организма: Учебное пособие по биологической химии для студентов педиатрического факультета. – Гродно, 2001. – С. 8, 90-99.

  5. Конспект лекций.

З А Н Я Т И Е № 34


ТЕМА: БИОХИМИЯ ПОЧЕК И МОЧИ
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о водно-минеральном обмене. Освоить практические приемы качественного и количественного определения патологических компонентов в моче. Освоить использование экспресс-методов в биохимических исследованиях.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:


  1. Разбор вопросов теоретического раздела.

  2. Контрольные вопросы к лабораторной работе:

    1. Основные показатели анализа мочи в норме.

    2. Патологические компоненты мочи (белок, глюкоза, кровяные пигменты, кетоновые тела, желчные пигменты), причины их появления, диагностическое значение их определения.

    3. Принципы методов обнаружения патологических компонентов в моче.

    4. Диагностическое значение биохимического анализа мочи (на примере: мочевины, мочевой кислоты, креатинина, пировиноградной кислоты, 17-кетостероидов, витамина С, диастазы).

  3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

    1. Качественная реакция на белок.

    2. Количественное определение белка.

    3. Качественное определение глюкозы.

    4. Качественная реакция на кровяные пигменты.

    5. Определение веществ в биологическом материале с помощью экспресс-методов (демонстрация).

  4. Контроль выполнения лабораторной работы.


Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. – С. 240-249. Работы 91, 92, 93, 94, 95, 96 (пункт а).

  2. Лелевич В.В., Масловская А.А., Климович В.В. и др. Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического факультета. – Гродно: ГрГМУ. – Занятие № 34.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ





  1. Биохимические функции почек. Особенности метаболизма в почечной ткани.

  2. Компартментализация жидкости в организме. Электролитный состав биологических жидкостей.

  3. Вода, биологические функции в организме. Водный баланс. Изменение содержания воды в тканях у детей.

  4. Механизмы регуляции объема и электролитного состава жидкостей организма.

  5. Роль почек в поддержании кислотно-основного равновесия.

  6. Особенности водно-солевого обмена и обмена электролитов в детском возрасте.

  7. Минеральные компоненты тканей, классификация, представители. Микроэлементы, биологическая роль.

  8. Натрий, калий, биологическая роль, обмен, регуляция обмена.

Кальций, фосфор, биологическая роль, обмен, регуляция обмена.

  1. Нарушения водно-электролитного обмена и кислотно-основного равновесия. Представление об обезвоживании, отеках, ацидозе, алкалозе.

Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 515-541, 545-548, 585-606.

  2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 582-585, 586-591, 608-624.

  3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 449-457, 473-487.

  4. Лелевич В.В., Масловская А.А., Лукашик Н.К. Биохимические особенности детского организма: Учебное пособие по биологической химии для студентов педиатрического факультета. – Гродно, 2001. – С. 100-106.

  5. Конспект лекций.

З А Н Я Т И Е № 35


ТЕМА: БИОХИМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, МЫШЦ И СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ
ЦЕЛЬ: Сформировать знания об основных особенностях биохимических процессов в нервной, мышечной и соединительной тканях. Освоить количественный метод определения общего белка в спинномозговой жидкости.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:


  1. Разбор вопросов теоретического раздела.

  2. Контрольные вопросы к лабораторной работе:

    1. Содержание общего белка в спинномозговой жидкости в норме.

    2. Значение определения общего белка в спинномозговой жидкости для диагностики болезней.

    3. Принцип метода определения общего белка в спинномозговой жидкости.

  3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

3.1. Определение общего белка в спинномозговой жидкости биуретовым методом.
Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Лелевич В.В., Масловская А.А., Климович В.В. и др. Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического факультета. – Гродно: ГрГМУ. – Занятие № 35.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ





  1. Химический состав нервной ткани. Миелиновые мембраны: особенности состава и структуры.

  2. Особенности метаболизма углеводов, липидов и аминокислот в нервной ткани. Энергетический обмен в головном мозге.

  3. Особенности метаболизма ткани мозга в детском возрасте. Молекулярные механизмы синаптической передачи. Медиаторы, активные пептиды мозга.

  4. Особенности строения и состава мышечной ткани. Миофибриллярные и саркоплазматические белки мышц, характеристика, функции.

  5. Биохимические механизмы сокращения и расслабления мышц. Роль ионов в регуляции мышечного сокращения.

  6. Особенности энергетического обмена в мышцах. Креатинфосфокиназа, её изоферменты.

  7. Химический состав межклеточного вещества соединительной ткани. Коллаген, эластин.

  8. Особенности химического состава и метаболизма в соединительной ткани у детей.

  9. Протеогликаны, глюкозаминогликаны, гликопротеины, особенности синтеза и распада, биологическая роль в организме.


Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 613-661.

  2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 625-671.

  3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 488-527.

  4. Лелевич В.В., Масловская А.А., Лукашик Н.К. Биохимические особенности детского организма: Учебное пособие по биологической химии для студентов педиатрического факультета. – Гродно, 2001. – С. 107-114.

  5. Конспект лекций.



З А Н Я Т И Е № 36



ТЕМА: ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ БИОХИМИИ. ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о биохимических основах развития заболеваний и основных подходах к лабораторной диагностике патологических процессов.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:


  1. Разбор вопросов теоретического раздела.

  2. Проведение компьютерного контроля знаний по основам биохимии. (Результат учитывается при определении итоговой экзаменационной оценки).

  3. Мониторинг знания студентами основных референтных биохимических показателей и итоговый результат освоения студентами основных навыков и умений, которыми овладели при изучении биологической химии.

  4. Подведение итогов выполнения учебного плана по биологической химии.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ





  1. Основные биохимические показатели, характеризующие состояние организма и его систем.

  2. Биохимические основы развития заболеваний.

  3. Подходы к лабораторной диагностике и лечению патологий.


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Конспект лекций.

РЕФЕРЕНТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ОСНОВНЫХ


БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

У ВЗРОСЛЫХ

ПЛАЗМА (сыворотка) КРОВИ





  1. АлАТ 0,1 – 0,68 ммоль/ч·л

  2. Альбумины 40 – 50 г/л

  3. Амилаза 16 – 30 г/ч·л

  4. АсАТ 0,1 – 0,45 ммоль/ч·л

  5. Белок общий 65 – 85 г/л

  6. Билирубин общий 5,0 – 20,5 мкмоль/л

  7. Гемоглобин 115 – 145 г/л (женщины);

130 – 160 г/л (мужчины)

  1. Глобулины 20 – 30 г/л

  2. Глюкоза 3,3 – 6, 4 ммоль/л

  3. Железо 8,8 – 31,0 мкмоль/л

  4. Калий 3,2 – 5,6 ммоль/л

  5. Кальций 2,25 – 2,75 ммоль/л

  6. Креатинин 53 – 115 мкмоль/л

  7. Липиды общие 4,0 – 8,0 г/л

  8. Липопротеины 3,5 – 7,5 г/л

  9. Мочевина 2,5 – 8,3 ммоль/л

  10. Мочевая кислота 140 – 340 мкмоль/л (женщины);

200 – 415 мкмоль/л (мужчины)

  1. Натрий 130 – 155 ммоль/л

  2. Пировиноградная кислота 56,8 – 113,6 мкмоль/л

  3. Фибриноген 2,0 – 4,0 г/л

  4. Хлор 95 – 110 ммоль/л

  5. Холестерин 3,1 – 5,2 ммоль/л


М О Ч А

1. Амилаза 28 – 160 г/ч·л

2. Мочевина 333 – 582 ммоль/сут


3. Мочевая кислота 1,6 – 6,4 ммоль/сут

СПИННОМОЗГОВАЯ ЖИДКОСТЬ

1. Белок 0,22 – 0,33 г/л

2. Глюкоза 2,5 – 3,89 ммоль/л

3. Хлориды 120 – 130 ммоль/л



РЕФЕРЕНТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ОСНОВНЫХ


БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ

РАЗНОГО ВОЗРАСТА




ПЛАЗМА (СЫВОРОТКА) КРОВИ

1 месяц – 1 год 2 – 14 лет


1. Общий белок (г/л) 41 – 55 62 – 82

2. Билирубин (мкмоль/л) 8,55 – 20,52 8,55 – 20,52

3. Глюкоза (ммоль/л) 3,0 – 5,28 3,5  5,0

4. Общие липиды (г/л) 2,4 – 7,0 4,5 – 7,0

5. Холестерин (ммоль/л) 1,82 – 4,94 3,74 – 6,50

6. Натрий (ммоль/л) 133 – 142 137 – 147

7. Калий (ммоль/л) 4,15 – 5,76 3,69 – 5,12

М О Ч А

1. Мочевина (ммоль/сут) 33 – 67 200 – 333



2. Мочевая кислота (ммоль/сут) 0,6 – 1,8 1,8 – 5,2
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Чиркин А.А, Данченко Е.О. Биохимия: Учебное руководство. – М.: Мед. лит., 2010. – 624 с.

  2. Биохимия: учебник; под ред. Е.С. Северина. – 5-е изд. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 759 с.

  3. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: Высш. шк., 1989. – 495с.

  4. Уайт А., Хендлер Ф., Смит Э. и др. Основы биохимии: В 3-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1981.

  5. Ленинджер А. Основы биохимии: В 3-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985.

  6. Страйер Л. Биохимия: В 3-х томах. Пер с англ. – М.: Мир, 1984.

  7. Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека: В 2-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1993.

  8. Теппермен Дж., Теппермен Х. Физиология обмена веществ и эндокринной системы: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989. – 654 с.

  9. Мецлер Д. Биохимия: В 3-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1980.

  10. Мусил Я. Основы биохимии патологических процессов: Пер. с чешск. – М.: Медицина, 1985. – 432 с.

  11. Маршалл В.Дж. Клиническая биохимия: Пер. с англ. – М. – СПб.: Бином – Невский диалект, 1999. – 368 с.

  12. Кнорре Д.Г., Мызина С.Д. Биологическая химия: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1998. – 479 с.

  13. Бохински Р. Современные воззрения в биохимии: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 544 с.

  14. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки: В 5-и томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1986.

  15. Бышевский А.Ш., Терсенов О А. Биохимия для врача. – Екатеринбург: Уральский рабочий, 1994. – 384 с.

  16. Мусил Я., Новакова О., Кунц К. Современная биохимия в схемах: Пер. с англ:– М.: Мир, 1981. – 216 с.

  17. Камышников В.С. О чем говорят медицинские анализы: Справ. пособие. – Мн.: Беларуская навука, 1997. – 189 с.

  18. Мак-Мюррей У. Обмен веществ у человека: Пер. с англ. – М.: Мир, 1980. – 368 с.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ПРОШЕДШИХ КУРС БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Студент должен знать:


  • принципы молекулярной организации клетки;

  • молекулярные основы метаболизма белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот и их связь с функциональной активностью органов и тканей;

  • основы регуляции процессов жизнедеятельности: механизмы действия гормонов, медиаторов, других молекул-регуляторов на уровне ферментов, субклеточных структур, клеток, органов и целого организма;

  • онтогенетические особенности метаболизма в детском организме;

  • биохимические механизмы, лежащие в основе развития заболеваний, в том числе наследственных дефектов метаболизма.


Студент должен уметь:


  • обосновать назначение биохимических исследований и использовать их результаты для оценки состояния здоровья человека;

  • применять клинико-лабораторные технологии;

  • интерпретировать результаты исследования основных биохимических показателей.



ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ СТУДЕНТЫ НА КАФЕДРЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ


  • Практические навыки:

  1. соблюдать необходимые требования при работе с биологическим материалом, поступающим для исследования в биохимическую лабораторию;

  2. точно отмерять объемы растворов и биологических жидкостей пипетками;

  3. пользоваться лабораторной центрифугой;

  4. определять экстинкцию окрашенных растворов на фотоэлектроколориметре.




  • Выполнение методик:

  1. уметь разделять гомогенаты центрифугированием или фильтрованием на осадок и надосадочную жидкость;

  2. уметь проводить цветные реакции на белки и аминокислоты;

  3. уметь проводить реакции осаждения белков из растворов, используя различные осадители;

  4. уметь измерять скорость ферментативной реакции, определяя концентрацию субстрата или продукта реакции и рассчитывать активность фермента;

  5. уметь воспроизводить лабораторные методики для определения основных биохимических показателей в крови, моче и спинномозговой жидкости;

  6. уметь пользоваться экспресс-методами для определения патологических веществ в моче с целью диагностики заболеваний.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .…………………………………………….…………… 3

Занятие № 1 ….………………………………………………………... 5

Занятие № 2 ……………………………………………………………. 6

Занятие № 3 …………………………………………………………… 8

Занятие № 4 ………………………………………………………….. 10

Занятие № 5 ………………………………………………………. ….. 11

Занятие № 6 …………………………………………………………… 13

Занятие № 7 …………………………………………………………. . 15

Занятие № 8 ………………………………………………………….. 16

Занятие № 9 ………………………………………………………….. 18

Занятие № 10 ………………………………………………………… 19

Занятие № 11 …………………………………………………………. 21

Занятие № 12 ………………………………………………………… 22

Занятие № 13 …………………………………………………………. 24

Занятие № 14 …………………………………………………………. 25

Занятие № 15 …………………………………………………………. 26

Занятие № 16 …………………………………………………………. 28

Занятие № 17 …………………………………………………………. 30

Занятие № 18 …………………………………………………………. 31

Занятие № 19 …………………………………………………………. 33

Занятие № 20 …………………………………………………………. 35

Занятие № 21 …………………………………………………………. 36

Занятие № 22 …………………………………………………………. 38

Занятие № 23 …………………………………………………………. 39

Занятие № 24 …………………………………………………………. 40

Занятие № 25 …………………………………………………………. 42

Занятие № 26 …………………………………………………………. 43

Занятие № 27 …………………………………………………………. 45

Занятие № 28 …………………………………………………………. 46

Занятие № 29 ………………………………………………………….. 48

Занятие № 30 …………………………………………………………. 49

Занятие № 31 …………………………………………………………. 51

Занятие № 32 …………………………………………………………. 53

Занятие № 33 ………………………………………………………….. 55

Занятие № 34 ………………………………………………………… 57

Занятие № 35 ……………………………………………………….. 59

Занятие № 36 ……………………………………………………….. 61

Референтные величины основных биохимических

показателей у взрослых …………………………………………….. 62

Референтные величины основных биохимических

показателей у детей ………………………………………………… 63

Дополнительная литература ………………………………………. 64

Требования к уровню подготовленности студентов …………….. 65



Перечень основных навыков и умений …………………………… 66



страница 1 ... страница 9 | страница 10 | страница 11 страница 12

Смотрите также: