Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7

ХОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ







ПРОБА

ЭТАЛОН


РАСТВОР

СРАВНЕНИЯ



Спинномозговая жидкость

0,02 мл

-

-

Эталонный раствор

-

0,02 мл

-

Суспензия

2,0 мл

2,0 мл

2,0 мл

В течение 1 мин энергично встряхивают, оставляют стоять 10 мин.
Эфир

2 капли

2 капли

2 капли

Центрифугируют 5 мин при 1500 об/мин. Измеряют оптическую плотность пробы и эталона против раствора сравнения в кювете на 1 см при 530 нм.

Рассчитывают содержание хлоридов по формуле:
А  100 = мг-экв/л, где

Б

А - оптическая плотность пробы.

Б - оптическая плотность эталона.

Норма хлоридов в спинномозговой жидкости 120-128 мг-экв/л (ммоль/л).



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ





  1. Особенности обмена свободных аминокислот в ткани головного мозга. Нейротрансмиттерные функции аминокислот.

  2. Пути образования и утилизации аммиака в ткани головного мозга.

  3. Нейромедиаторы: ацетилхолин, норадреналин, серотонин, дофамин, гистамин, ГАМК - синтез, катаболизм, функциональная роль.

  4. Биохимические механизмы возникновения и проведения нервного импульса – потенциал покоя и потенциал действия.

  5. Синапс, механизм синаптической передачи.

  6. Функционирование синапсов с различными нейромедиаторами. Возбуждающие и тормозные синапсы.

  7. Спинномозговая жидкость – ее функции и состав. Клинико-диагностическое значение определения глюкозы, белка и хлоридов в спинномозговой жидкости.


Л И Т Е Р А Т У Р А:

  1. Николаев А. Я. Биологическая химия. – М.: Высш. шк., 1989. - С. 464 - 472, 480 - 481.

2. Конспект лекций.

З А Н Я Т И Е № 31



ТЕМА: БИОХИМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - IV
ЦЕЛЬ: Сформировать знания об основах патобиохимии нервной

системы.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:


  1. Разбор вопросов теоретического раздела.

  2. Выступление студентов с подготовленными рефератами по теоретическому разделу. Обсуждение реферативных докладов.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


  1. Память - специфическое свойство деятельности ЦНС. Виды памяти. Этапы нейрологической памяти.

  2. Биохимические и медиаторные аспекты нейрологической памяти.

  3. Нейрохимические и нейромедиаторные нарушения при алкоголизме и наркоманиях.

  4. Шизофрения - метаболические и нейромедиаторные аспекты.

  5. Нейрохимические основы возникновения и развития болезней Альцгеймера, Паркинсона.


Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1990. - С. 501 - 502.

  2. Николаев А. Я. Биологическая химия. – М.: Высш. шк., 1989. - С. 471, 477 - 478.

  3. Конспект лекции.



З А Н Я Т И Е № 32



ТЕМА: КОНТРОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «БИОХИМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ».


  1. Основные этапы в истории развития нейрохимии.

  2. Морфохимический состав нервной ткани. Химический состав серого и белого вещества головного мозга.

  3. Аксональный транспорт, его характеристика и биологическая роль.

  4. Миелин – химический состав и биологическая роль. Белки и липиды миелина.

  5. Основные подходы в изучении деятельности нервной ткани и ее метаболизма. Общие особенности метаболизма в нервной ткани.

  6. Особенности углеводного обмена в ткани головного мозга. Пути метаболизма глюкозы в нервной ткани, их характеристика.

  7. Регуляция обмена углеводов в головном мозге. Мозг и инсулин.

  8. Особенности энергетического обмена в нервной ткани. Цикл трикарбоновых кислот в головном мозге. Характеристика ГАМК-шунта.

  9. Липидный состав мозга человека. Характеристика основных липидных фракций – фосфолипиды, ганглиозиды, цереброзиды.

  10. Особенности липидного обмена в нервной ткани.

  11. Белки нервной ткани, их классификация.

  12. Простые белки головного мозга: нейроальбумины, нейроглобулины, гистоны, нейросклеропротеины.

  13. Сложные белки головного мозга: липопротеины, протеолипиды, фосфопротеины.

  14. Специфические белки нервной ткани, представители, биологическая роль.

  15. Нейропептиды – классификация, биологические функции.

  16. Особенности обмена свободных аминокислот в ткани головного мозга. Нейротрансмиттерные функции аминокислот.

  17. Пути образования и утилизации аммиака в ткани головного мозга.

  18. Нейромедиаторы: ацетилхолин, норадреналин, серотонин, дофамин, гистамин, ГАМК - синтез, катаболизм, функциональная роль.

  19. Биохимические механизмы возникновения и проведения нервного импульса – потенциал покоя и потенциал действия.

  20. Синапс, механизм синаптической передачи.

  21. Функционирование синапсов с различными нейромедиаторами. Возбуждающие и тормозные синапсы.

  22. Спинномозговая жидкость – ее функции и состав. Клинико-диагностическое значение определения глюкозы, белка и хлоридов в спинномозговой жидкости.

  23. Память – специфическое свойство деятельности ЦНС. Виды памяти. Этапы нейрологической памяти.

  24. Биохимические и медиаторные аспекты нейрологической памяти.

  25. Нейрохимические и нейромедиаторные нарушения при алкоголизме и наркоманиях.

  26. Шизофрения – метаболические и нейромедиаторные аспекты.

  27. Нейрохимические основы возникновения и развития болезней Альцгеймера, Паркинсона.



З А Н Я Т И Е № 33



ТЕМА:БИОХИМИЯ ПЕЧЕНИ
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о роли печени в метаболизме, участии печени в обмене билирубина, причиныах гипер­билирубинемии. Освоить количественный метод определения билирубина в сыворотке крови.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:


  1. Разбор вопросов теоретического раздела.

  2. Контрольные вопросы к лабораторной работе:

    1. Превращение гемоглобина в тканях, образование непрямого билирубина, его обезвреживание в печени, экскреция.

    2. Нарушения обмена билирубина. Гипербилирубинемия, ее причины. Виды желтух.

    3. Принцип метода количественного определения прямого и непрямого билирубина в сыворотке крови.

    4. Диагностическое значение определения билирубина и других жёлчных пигментов в крови и моче.

  3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

    1. Количественное определение билирубина в сыворотке крови.

  4. Контроль выполнения лабораторной работы.

  5. Контроль за усвоением теоретического материала.


Л И Т Е Р А Т У Р А :


  1. Кушманова О. Д., Ивченко Г. М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. - М.: Медицина, 1983. – С. 228-232. Работа 86 (количественное определение).


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


  1. Роль печени в обмене углеводов, липидов, аминокислот и белков.

  2. Обезвреживающая функция печени: обезвреживание токсических веществ путем защитных синтезов, окислением, ацетилированием, конъюгацией с глюкуроновой и серной кислотами.

  3. Роль печени в пигментном обмене. Обмен билирубина в норме и патологии.

  4. Желтухи, их виды. Биохимическая диагностика желтух по исследованию билирубина и других жёлчных пигментов в крови и моче.



Л И Т Е Р А Т У Р А:





  1. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1990. – С. 396-398, 427-436.

  2. Николаев А. Я. Биологическая химия. – М.: Высш. шк., 1989. – С.411-418.

  3. Конспект лекций.



З А Н Я Т И Е № 34



ТЕМА: БИОХИМИЯ ПОЧЕК И МОЧИ

ЦЕЛЬ: Сформировать знания о водно-минеральном обмене, биохимии почек. Освоить практические приемы качественного и количественного определения патологических компонентов в моче. Освоить использование экспресс-методов в биохимических исследованиях.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Разбор вопросов теоретического раздела.

2. Контрольные вопросы к лабораторной работе:

2.1. Общие свойства мочи, их изменение в норме и патологии.

Химический состав мочи.

2.2. Патологические компоненты мочи (белок, глюкоза, кровяные пигменты, кетоновые тела, жёлчные пигменты), причины их появления.

2.3. Принципы методов открытия патологических компонентов в моче.

2.4. Диагностическое значение биохимического анализа мочи (на примере: мочевины, мочевой кислоты, креатинина, пировиноградной кислоты, 17-кетостероидов, витамина С, диастазы).

3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

3.1. Качественная реакция на белок.

3.2. Количественное определение белка.

3.3. Количественное определение глюкозы.

3.4. Качественное определение ацетона.

3.5. Качественная реакция на кровяные пигменты.

3.6. Качественная реакция на жёлчные пигменты.

3.7. Определение веществ в биологическом материале с помощью экспресс-методов (демонстрация).

4. Контроль выполнения лабораторной работы.



5. Контроль за усвоением теоретического материала.
Л И Т Е Р А Т У Р А :


  1. Кушманова О. Д., Ивченко Г. М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. - М.: Медицина, 1983. – С. 240-249. Работы 91, 92, 93, 94, 95, 96 (пункт а), 97.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ





  1. Компартментализация жидкостей в организме, их состав.

  2. Основные характеристики жидкостей: объем, осмоляльность, рН.

  3. Вода, биологическая роль в организме. Обмен воды.

  4. Минеральные компоненты тканей, классификация, представители, биологическая роль, представление об обмене.

  5. Эссенциальные микроэлементы, биохимические функции.

  6. Регуляция водно-электролитного обмена. Роль антидиурети­ческого гормона, системы ренин-ангиотензин, альдостерона, предсердного натрийуретического фактора.

  7. Почки, биохимические функции, особенности метаболизма в почечной ткани. Роль почек в регуляции кислотно-основного равновесия.



Л И Т Е Р А Т У Р А :





  1. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1990. – С. 449-452, 473-487.

  2. Николаев А. Я. Биологическая химия. – М.: Высш. шк., 1989. – С. 358-367.

  3. Конспект лекций.

З А Н Я Т И Е № 35



ТЕМА: БИОХИМИЯ КРОВИ. АНАЛИЗ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о биохимии крови. Освоить анализ желудочного сока.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:


  1. Разбор вопросов теоретического раздела.

  2. Контрольные вопросы к лабораторной работе:

    1. Химический состав желудочного сока, ферменты. Фактор Кастла и его биологическая роль.

    2. Роль соляной кислоты в пищеварении. рН желудочного сока. Базальная и стимулированная секреция.

    3. Виды кислотности желудочного сока, единицы измерения, нормальные величины.

    4. Патологические компоненты желудочного содержимого.

    5. Принцип методов количественного определения всех видов кислотности желудочного сока.

    6. Принцип качественных реакций на молочную кислоту и кровь в желудочном соке.

    7. Диагностическое значение биохимического анализа желудочного сока. Понятие о гиперхлоргидрии, ахлоргидрии, гипохлоргидрии, ахилии.

  3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

    1. Количественное определение кислотности желудочного сока:

      1. Определение свободной соляной кислоты.

      2. Определение общей кислотности.

      3. Определение общей кислотности, общей соляной кислоты, свободной соляной кислоты и связанной соляной кислоты в одной порции желудочного сока.

    2. Патологические составные части желудочного сока.

      1. Обнаружение молочной кислоты по реакции Уффельмана.

      2. Бензидиновая проба на кровь.

    3. Контрольная лабораторная работа по пункту 3.1.3.

  4. Контроль выполнения лабораторной работы.

  5. Контроль за усвоением теоретического материала.


Л И Т Е Р А Т У Р А :


  1. Кушманова О. Д., Ивченко Г. М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. - М.: Медицина, 1983. – С. 143-144, 169-174. Работы 66, 67.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ





  1. Кровь, общая характеристика, функции крови.

  2. Особенности метаболизма в форменных элементах крови.

  3. Гемоглобин человека, строение, производные гемоглобина, варианты в онтогенезе. Гемоглобинопатии.

  4. Участие гемоглобина в транспорте кислорода и углекислого газа кровью. Гипоксии.

  5. Обмен железа. Нарушения обмена железа: железодефицитные анемии.

  6. Белки сыворотки крови, их характеристика.

  7. Свертывание крови. Факторы свертывающей системы крови. Внутренняя и внешняя системы коагуляционного механизма.

  8. Противосвертывающая и фибринолитическая системы крови.

  9. Биохимический анализ крови, основные показатели, значение в клинико-лабораторной диагностике.


Л И Т Е Р А Т У Р А :


  1. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1990. – С. 65-71, 394-395, 438-452, 458-472.

  2. Николаев А. Я. Биологическая химия. – М.: Высш. шк., 1989. – С. 427-428, 430-444, 446-448.

  3. Конспект лекций.



З А Н Я Т И Е № 36



ТЕМА: БИОХИМИЯ МЫШЦ, СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ

ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ



ЦЕЛЬ: Сформировать знания об основных особенностях биохимических процессов в мышечной и соединительной тканях. Подвести итоги выполнения учебного плана по предмету.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:


  1. Разбор вопросов теоретического раздела.

  2. Проведение компьютерного контроля знаний студентов по лабораторному практикуму.

  3. Подведение итогов выполнения учебного плана по биологической химии.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ





  1. Особенности строения и состава мышечной ткани. Характеристика белков мышц.

  2. Биохимические механизмы сокращения и расслабления мышц.

  3. Энергетический обмен в мышцах. Источники АТФ. Роль креатинфосфата.

  4. Клетки и межклеточное вещество соединительной ткани. Химический состав. Особенности обмена. Белково-углеводные комплексы.


Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1990. – С.504-515, 519-526.

  2. Николаев А. Я. Биологическая химия. – М.: Высш. шк., 1989. – С. 399-411, 448-459.

  3. Конспект лекций.



РЕФЕРЕНТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ОСНОВНЫХ


БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПЛАЗМА (сыворотка) КРОВИ
1. Белок общий 65 – 85 г/л

2. Альбумины 40 – 50 г/л

3. Глобулины 20 – 30 г/л

4. Мочевина 2,50 – 8,33 ммоль/л

5. Билирубин общий 8,55 – 20,52 мкмоль/л

6. А Л Т 0,1 – 0,68 ммоль/чл

7. А С Т 0,1 – 0,45 ммоль/чл

8. Глюкоза 2,78 – 5,55 ммоль/л

9. Липиды общие 4,0 – 8,0 г/л

10. Холестерол 3,64 – 6,76 ммоль/л

11. Калий 3,6 – 5,4 ммоль/л

12. Натрий 130 – 150 ммоль/л


М О Ч А


1. Мочевина 333 – 583 ммоль/сут

СПИННОМОЗГОВАЯ ЖИДКОСТЬ

1. Белок 0,22 – 0,33 г/л

2. Глюкоза 2,5 – 3,89 ммоль/л

3. Хлориды 120 – 130 ммоль/л




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Уайт А., Хендлер Ф., Смит Э. и др. Основы биохимии: В 3-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1981.

  2. Ленинджер А. Основы биохимии: В 3-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985.

  3. Страйер Л. Биохимия: В 3-х томах. Пер с англ. – М.: Мир, 1984.

  4. Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека: В 2-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1993.

  5. Теппермен Дж., Теппермен Х. Физиология обмена веществ и эндокринной системы: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989. – 654с.

  6. Мецлер Д. Биохимия: В 3-х томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1980.

  7. Мусил Я. Основы биохимии патологических процессов: Пер. с чешск. – М.: Медицина, 1985. – 432с.

  8. Маршалл В. Дж. Клиническая биохимия: Пер. с англ. – М. – СПб.: Бином – Невский диалект, 1999. – 368с.

  9. Кнорре Д. Г., Мызина С. Д. Биологическая химия: 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. Шк., 1998. – 479с.

  10. Бохински Р. Современные воззрения в биохимии: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 544с.

  11. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж. И др. Молекулярная биология клетки: В 5-ти томах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1986.

  12. Бышевский А. Ш., Терсенов О. А. Биохимия для врача. – Екатеринбург: Уральский рабочий, 1994. – 384с.

  13. Мусил Я., Новакова О., Кунц К. Современная биохимия в схемах: Пер. с англ:– М.: Мир, 1981. – 216с.

  14. Камышников В. С. О чем говорят медицинские анализы: Справ. Пособие. – Мн.: Беларуская навука, 1997. – 189с.

  15. Мак-Мюррей У. Обмен веществ у человека: Пер. с англ. – М.: Мир, 1980. – 368с.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ПРОШЕДШИХ КУРС БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Студент должен знать:

  • принципы молекулярной организации клетки;

  • молекулярные основы метаболизма белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот и связь их с функциональной активностью органов и тканей;

  • основы регуляции процессов жизнедеятельности: механизмы действия гормонов, медиаторов, других молекул-регуляторов на уровне ферментов, субклеточных структур, клеток, органов и целого организма;

  • биохимические особенности, лежащие в основе механизмов развития патологических процессов.


Студент должен уметь:

  • обосновать назначение биохимических исследований и использовать их результаты для оценки состояния здоровья человека;

  • применять клинико-лабораторные технологии;

  • интерпретировать результаты исследования основных биохимических показателей.


ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ СТУДЕНТЫ НА КАФЕДРЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ


  • Практические навыки:

  1. соблюдать необходимые требования при работе с биологическим материалом, поступающим для исследования в биохимическую лабораторию;

  2. точно отмерять объемы растворов и биологических жидкостей пипетками;

  3. пользоваться лабораторной центрифугой;

  4. определять экстинкцию окрашенных растворов на фотоэлектроколориметре.




  • Выполнение методик:

  1. уметь разделять гомогенаты центрифугированием или фильтрованием на осадок и надосадочную жидкость;

  2. уметь проводить цветные реакции на белки и аминокислоты;

  3. уметь проводить реакции осаждения белков из растворов, используя различные осадители;

  4. уметь измерять скорость ферментативной реакции, определяя концентрацию субстрата или продукта реакции, и рассчитывать активность фермента;

  5. уметь воспроизводить лабораторные методики для определения в крови, моче и желудочном соке основных биохимических показателей;

  6. уметь пользоваться экспресс-методами для определения веществ в моче с целью диагностики заболеваний.


страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7

Смотрите также: