Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА

Кафедра экономической теории и международной экономики

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СРС (СРСП)

Дисциплина: «История дипломатии»

Специальность: 5В020200 – «Международные отношения»

КАРАГАНДЫ - 2010

Методические рекомендации по СРС (СРСП) разработаны: старшим преподавателем Мамраевой Ж. А., на основании рабочих учебных планов специальности 5В020200 «Международные отношения» и требований к структуре учебно-методического комплекса дисциплины КЭУК-МИ-85-05.01-2007.


Рассмотрены на заседании Учебно-методического семинара кафедры экономической теории и международной экономики

«10» июня 2010г Протокол № 10

Зав. кафедрой

экономической теории и МЭ Жетписбаева М.К.


Сведения о составителе :

Мамраева Ж.А., ст. преподаватель кафедры экономической теории и международной экономики, читает курсы: «Экономическая политика», «Социально-экономическое планирование», «Инвестиционная стратегия государства».



Офис: кафедра экономической теории и международной экономики, аудитория № 266.

г. Караганда ул. Академическая, 9.

Тел: 44 16 24 (143)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СРС (СРСП)
Задания СРС выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС (СРСП) - подготовка к семинарским занятиям и лекциям. На семинарское занятие выносятся основные вопросы темы. Тематический план семинарского занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические советы к темам семинарских занятий отвечают на вопросы, что и как надо делать. Внимательно изучив методические советы к темам семинарских занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана семинарского занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для СРС(СРСП). После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самопроверки. Вопросы, вызвавшие затруднения при самостоятельной работе, запишите и задайте их преподавателю.

Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться.

Однако объем вопросов, выносимых на семинарское занятие, не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРСП. Поэтому на СРСП выносятся дополнительные вопросы, задачи, упражнения и т.д., при помощи которых полностью раскрывается содержание темы.
Разработка форм и содержания СРСП.

Особенности курса «История дипломатии» обуславливают широчайший набор форм СРС(СРСП). Это такие формы, как:



  • изучение конспектов лекций, данных преподавателем;

  • подготовка к семинарскому занятию конспекта лекции по основному учебнику;

  • подготовка реферата по определенной теме;

  • взаимное рецензирование рефератов, эссе, докладов;

  • составление глоссария и кроссвордов по терминам курса;

  • решение логических задач;

  • анализ статистических данных;

  • участие в групповом проекте;

  • выступление с презентацией по выбранной теме;

  • подготовка обзора по теме и т.д.

Рекомендации студенту для эффективной организации СРС (СРСП) Проработка пройденного материала. Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятия, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических и лабораторных занятий.

Приступая к проработке материала, необходимо:



  • иметь конспект лекции;

  • иметь программу курса;

  • иметь рекомендуемую литературу (учебник, пособия, задачник), при необходимости иметь необходимые принадлежности, материалы и инструменты.

Метод работы:

  • целесообразно материал лекции прорабатывать «по свежей памяти»;

  • работая над конспектом, полезно делать ссылки на литературу (это понадобится при подготовке к экзаменам) и вносить необходимые дополнения, а возможно, и исправления;

  • работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала;

  • работа над темой завершается разбором примеров и задач, приведенных в учебниках и пособиях, до полного освоения метода их решения;

  • если после работы над темой останутся неясные вопросы, необходимо разобрать их с преподавателем на очередной лекции;

Подготовка к коллоквиумам. По данной дисциплине для оценки степени усвоения теоретической части раздела курса проводится коллоквиум (собеседование). Следовательно, теоретический материал по вопросам, выносимым на коллоквиум, должен быть еще раз повторен.

Подготовка к контрольным работам. Целями проведения контрольных работ являются:

  • проверка текущей успеваемости студентов;

  • выяснение подготовленности студентов группы;

  • организация методики работы с отстающими студентами.

Студентам, готовясь к контрольной работе, необходимо:

  • знать тему контрольной работы;

  • освежить в памяти теоретический материал, основные термины;

  • вновь просмотреть примеры и задачи, разобранные в учебнике, и задачи, рассмотренные на практических занятиях.

Если студент систематически работает над пройденным материалом, начиная с первой лекции, то подготовка к контрольной работе не вызовет затруднений и много времени на нее не понадобится.

Выполнение проектов. При выполнении проектов и работ необходимо руководствоваться методическими указаниями, выдаваемыми на кафедрах вместе с заданиями.

Порядок выполнения задания:

- приступить к выполнению задания не позже срока, установленного графиком самостоятельных работ;


  • если при выполнении задания возникнут затруднения, то вернуться к соответствующей теме курса, доработать ее и вновь приступить к выполнению задания;

  • если после этого будут затруднения, то прийти на консультацию к преподавателю;

  • проанализировать полученное решение;

  • готовясь к защите задания, проверить соответствующие положения теории и продумать решение в случае изменения некоторых данных;

  • убедиться в понимании метода, использованного при выполнении задания;

  • задание должно быть защищено не позже срока, установленного графиком, иначе оно считается академической задолженностью.

Время на самостоятельную работу весьма ограничено, поэтому необходимо учиться рационально: планировать самостоятельную работу, стремиться овладевать навыками самостоятельной работы, перенимать положительный опыт, учиться производительно работать и разумно отдыхать, чтобы сохранять работоспособность. Поэтому возрастает ответственность каждого преподавателя и кафедры в целом за обучение студентов методике самостоятельной работы.

Формы проведения СРСП по курсу «История дипломатии»




Название темы
Формы проведения СРСП

Тема 1. Дипломатия древнего мира

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, составление глоссария, написание эссе, проведение презентации.*

Тема 2. Дипломатия в средние века


Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, обсуждение кейса.*

Тема 3. Дипломатия феодальной Руси

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, разработка группового проекта, составление дополнительного глоссария.*

Тема 4. Дипломатия периода новой истории.

- дипломатия периода новейшей истории.



Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание академического эссе, разработка группового проекта, оппонирование группового проекта, составление дополнительного глоссария.*

Тема 5. Дипломатия Советской России

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание обзора по теме, составление дополнительного глоссария.*

Тема 6. Дипломатия в преддверии и в период кризиса версальской системы

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, обзора по теме, составление дополнительного глоссария.*

Тема 7. Дипломатия США и стран Латинской Америки в 20-30-х гг.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, составление обзора по теме, групповая презентация составление дополнительного глоссария.*

Тема 8. Дипломатия периода Второй мировой войны

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

Тема 9. Дипломатия периода «холодной войны»

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

Тема 10. Дипломатия периода разрядки международной напряженности (1962-1979 гг.)

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

Тема 11. Дипломатия в период нового обострения международной напряженности

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

* - предусмотрена возможность инициативного предложения студентов по применению по теме дополнительной или альтернативной формы СРС (СРСП)
Тема 1. Дипломатия древнего мира

Задания СРС

  1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

  2. Ответить на вопросы для самоконтроля

  3. Выполнить предлагаемые задания

  4. Ответить на тестовые вопросы

  5. Составить глоссарий по теме.

  6. Вопросы семинарских занятий могут обсуждаться как в традиционной форме, так и в форме презентации.

Рекомендуемые темы рефератов: «История дипломатии

как составная часть истории общества и межгосударственных отношений», «Дипломатическое искусство и профессия дипломата»,



Цель: Охарактеризовать дипломатию как средство установления международных отношений, дать характеристику дипломатии древнего мира.

Основные понятия и термины:

«Дипломат», «Консул», «Миссия», «Посол», «Посланник» «международные отношения», «отзывные грамоты», «Аудиенция», «дипломатические отношения»,



Вопросы для самоконтроля

1. Дайте краткое определение понятию «история дипломатии».

2. Каким путём устанавливаются отношения между государствами?

3.Назовите одним словом установление (по обоюдному согласию и на основании взаимопонимания) взаимоотношений.

4.Что в переводе с греческого означает слово «diploma»?

5. Какие документы, подтверждающие полномочия, выдаются посланцам?

6.Назовите отличительные признаки дипломатии.

7. Дайте определение дипломатии и дипломатической службы.


Тестовые вопросы

1. Согласие аккредитующего государства на назначение какого-либо лица на должность дипломата

А) патент

Б) экзекватура

В) агреман

Г) конвенция

Д) сношения



2. Консульская экзекватура:

А) согласие государства принять конкретное лицо и в качестве главы дипломатического представительства;

Б) разрешение государства пребывания, выдаваемо»
через ведомство внешних сношений на допуск консула к вы­полнению его функций в пределах консульского округа;

В) документ, подтверждающий, что штатное лицо на­значается на должность главы консульского учреждения;

Г) правила, регулирующие организацию и работу консуль­ских учреждений;

Д) официальное письмо главы государства главе другого


государства об отзыве дипломатического представителя.

3. Когда консул приступает к своим обязанностям?

А) после получения экзекватуры

Б) после получения диплома

В) после получения агремана

Г) когда захочет

Д) нет правильного ответа



4. К какой дипломатии древнего мира относится дипломатия Ману?

А) Индийской

Б) Китайской

В) Японской

Г) Французской

Д) Итальянской



5. В чём заключалось искусство по учению Ману?

А) в умении начать войну с каким-либо государством

Б) в умении предотвратить войну и заключить мир

В) в умении завладеть территориями обманным путём

Г) нет верного ответа

Д) в умении разрушить мирный договор двух каких-либо стран



6. К какой дипломатии древнего мира относится Телль Амарская переписка?

А) др. Востока

Б) др. Запада

В) др. Севера

Г) др. Юга

Д) нет правильного ответа



7. Посланник:

А) глава дипломатического представительства, младшего


в протокольном отношении уровня;

Б) глава дипломатического представительства наиболее


высокого в протокольном отношении уровня;

В) дипломатический представитель, возглавляющий ди­пломатическую миссию;

Г) посол по особым поручениям:

Д) глава делегации на международной конференции



8. Поверенный в делах:

А) глава представительства государства междуна­родной организации;

Б) дипломат, временно исполняющий обязанности главы
дипломатического представительства;

В) одна из младших дипломатических должностей;

Г) глава дипломатического представительства, младшего
в протокольном отношении уровня;

Д) представитель государства на международной конференции.



9. Консул:

А) высшее должностное лицо в международных отноше­ниях, на которое возложены административные функции;

Б) должностное лицо государства, назначенное в какой-либо район (округ) другого государства для защиты там интере­сов своей страны, ее граждан и юридических лиц;

В) глава дипломатического представительства, младшего


в протокольном отношении уровня;

Г) глава делегации государства на международной конференции;

Д) торговый представитель государства за рубежом.

10. Дипломатия:

А) совокупность правовых норм, регулирующих отноше­ния между дипломатическими представительствами различных стран;

Б) объединение государств, создаваемое на постоянной основе в соответствии с договором;

В) общий курс государства в международных делах;

Г) средство осуществления внешней политики государ­ства с помощью допускаемых международным правом приемов и методов;

Д) система международных отношений.

ема формаКейс

Соотношение понятий "внешняя политика", ''дипло­матия", "международное (дипломатическое, консульское) право". Первые два понятия появились в глубокой древности. В средневековье начинает складываться международное право в целом, дипломатическое и консульское право, в частности. При этом следует подчеркнуть, что зачатки дипломатического (посольского), консульского права появились в эпоху древнего мира. Все эти понятия сходны между собой, так как существу­ют в сфере международных отношений. Они могли появиться тогда, когда возникли по крайней мере два государства, которые вступали в отношения друг с другом. Внешняя политика одного государства могла быть по отношению к другому государству как миролюбивой, так и воинственной. Это зависело от того, насколько сильным в военном отношении было первое государство, насколько обороноспособным оказывалось другое государство. Если государства не могли осилить друг друга, подчинить друг друга, их внешняя политика поневоле принимала миролюбивый характер. Содержание внешней политики, таким образом, зависело от соотношения сил государств на международной арене. Её содержание зависело от потребностей населения своего государства, удовлетворение которых лежало на путях договоренностей с другими государствами. Итак, определим понятие «внешняя политика».



Внешняя политика – это обусловленное внутренними потребностями своего народа направление деятельности определенного государства на международной арене. Общие положения внешней политики разрабатываются в государственных учреждениях данной страны при содействии, как правило, известных ученых, специализирующихся в сфере международных отношений, политологии, международного права.

Осознать, разработать основы внешней политики государства важно, но недостаточно. Надо каким-то образом осуществлять эту внешнюю политику. И для её осуществления в другую страну (страны) направляются специально уполномоченные люди, которым и предписывается защищать, отстаивать интересы внешней политики пославшего их государства. Эти люди доводили до сведения государей других стран предложения своих государей, при этом они руководствовались и руководствуются инструкциями государей, своих внешнеполитических ведомств. В древней Греции, например, эти предложения записывались на специальные дощечки, которые именовались «дипломами», а люди, отвозившие эти дощечки, начали именоваться дипломатами. Главной обязанностью дипломата было обеспечение, осуществление внешней политики своего государства всеми доступными методами и средствами. Таким образом, дипломатия - это совокупность определённых методов и средств для осуществления внешней политики государства на международной арене. Руководствуясь требованиями внешней политики своего государства, дипломаты разных стран с помощью соответствующих методов и средств добиваются осуществления целей внешней политики своего государства. Но осуществление этих целей невозможно без воплощения их в письменной (устной) форме в соответствующих договорах и соглашениях. Совокупность таких договоров и соглашений, вся совокупность заключенных в них нормах образует международ­ное право. Международное право - это совокупность норм, ре­гулирующих отношения между государствами. Международное право, как видим, является понятием, производным от внешней политики и дипломатии. Но необходимо подчеркнуть, международное право, став продуктом внешней политики и диплома­тии, оказывает обратное воздействие на внешнюю политику и дипломатию. Это находит свое выражение в том, что государи через своих дипломатов, записав в договоре взаимно пред­ставляющие и обязывающие права и обязанности, должны бы­ли исполнять их: иначе они уже не могли достичь целей своей внешней политики. Международное право обслуживало многие сферы межгосударственной деятельности. Это затрагивало та­кие области человеческой деятельности как: экономика, торгов­ля, морское дело, таможенное дело, борьба с преступностью и т.д. Но оказалось, что сами дипломаты, их деятельность стали нуждаться в правовом регулировании. Дипломатов, а затем и консулов могли избить, убить, держать в заключении. Стали вырабатываться нормы, направленные на защиту личности ди­пломата и консула, на защиту их неприкосновенности. на обес­печение их нормальной деятельности. Таким образом, в меж­дународном публичном (межгосударственном) праве начали формироваться самостоятельные отрасли - дипломатическое право и консульское право. Итак, дипломатическое и консуль­ское право - это отрасль международного права, представляю­щая собой совокупность правовых норм, регулирующих отно­шения между государствами по вопросам обеспечения непри­косновенности дипломатических и консульских представителей и их деятельности в государствах пребывания.

Тема 2. Дипломатия в средние века.
Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Выполнить задания

3. Подготовить аналитический доклад на темы:

«Дипломатия стран средневековой Европы (Востока, Китая)»

4. Составить глоссарий



Цель: Изучить историю дипломатии в период формирования феодализма, дать оценку международным отношениям X-XI в.

Основные понятия и термины:

«Феодализм»,


Вопросы для обсуждения

1. Дипломат и консул, сравнительный анализ

2. Различия документов экзекватура и агреман

3. Значение понятия «конвенция»

Таблица 1.

Сходные черты статуса дипломата и консула



Дипломат - должностное лицо, назначенное Министерством (ведомством) иностранных дел своей страны

Консул- должностное лицо, подчиненное, как правило, Министерству (ведомству) иностранных дел своей страны

Дипломат - сотрудник загранучреждения

Консул - сотрудник загранучреждения

Начало и окончание деятельности дипломата базируется на официальных документах посылаемого государства

Начало и окончание деятельности консула базируется на официальных документах посылаемого государства

Таблица 2.

Различительные черты статуса дипломата и консула


1.Дипломат – официальное лицо пославшего государства, выполняющее в государстве пребывания в масштабе всей страны представительские функции

1.Консул – официальное лицо, выполняющее свои служебные функции только в рамках своего консульского округа, составляющего, как правило, часть территории государства пребывания

2. Дипломат – всегда на штате министерства (ведомства) иностранных дел

2. Консул может быть как штатным, так и внештатным.

3. Дипломат пользуется привилегиями и иммунитетом в полном объеме

3. Консул пользуется привилегиями и иммунитетом в несколько ограниченном объеме

4. Дипломат часто выполняет консульские функции.

4. Консул также может выполнять функции дипломата, но гораздо реже.

5. Дипломат занят преимущественно защитой общеполитических интересов своего государства.

5. Консул занят преимущественно защитой частных интересов юридических и физических лиц представляемого государства.

6. Дипломат в государстве пребывания не может быть привлечен к уголовной ответственности

6. Консул в государстве пребывания может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений.

7. Дипломат не подлежит гражданской юрисдикции государства пребывания. Он может стать ответчиком лично по некоторым искам.

7. Консул становится ответчиком по целому ряду гражданско-правовых исков в суде.

8. Понятие «дипломат» однозначно трактуется как «посол» , посланник, официальный представитель одного государства в другом.

8. Понятие «консул» имеет несколько значений:

а) консул как должностное лицо государства для выполнения задач по оказанию содействия министерствам , юридическим и физическим лицам в их делах



9. Нахождение в качестве дипломата может служить надежным прикрытием для сотрудника разведывательных, специальных служб государства.

9. Нахождение в качестве консула не может быть прикрытием для разведывательных, специальных служб государства.

10. Дипломат не обязан давать в суде показания в качестве свидетеля по судебным и административным делам.

10. Консул обязан в случае необходимости давать свидетельские показания при разбирательстве судебных и административных дел.

Кейс на тему «Понятие дипломатического права». Дипломатическое право - это совокупность правовых норм, определяющих права и обязанности участников в сфере дипломатии, диплома­тических отношений. Источниками дипломатического права яв­ляются Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961 года, двусторонние договоры между государствами по поводу установления дипломатических отношений, посольские обычаи. В западных странах судебный прецедент также относят к числу источников дипломатического права. Дипломатическое право действует в сфере дипломатии. Для более углубленного пони­мания дипломатического права следует знать определение по­нятия "дипломатия".

При рассмотрении явлений международной жизни часто употребляются понятия: внешняя политика, дипломатия, ди­пломатическая служба. Нередко эти понятия рассматриваются как абсолютно похожие.

Дипломатия является государственной деятельностью по осуществлению целей и задач внешней политики. Но она хотя не является единственным средством осуществления этой по­литики, тем не менее занимает существенное место в числе этих средств. Дипломатия - это прежде всего мирное средство осуществления внешней политики. Основой, методом диплома­тии являются переговоры. Дипломатия - это деятельность внут­ригосударственных и зарубежных органов внешних сношений государства в сфере международных отношений по осуществ­лению задач и целей внешней политики этого государства.
Тема 3. ДИПЛОМАТИЯ ФЕОДАЛЬНОЙ РУСИ

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Работа с кейсами темы

Цель: Изучить особенности дипломатических отношений феодальной Руси: формирование русского централизованного государства, Великого Княжества Московского.

Основные понятия и термины:

«Атташе», « Венская конвенция о дипломатических отношениях», «Государственный орган» , «Дипломатический агент»

«Государство», «Дипломатический корпус», «Международное положение», «Куранты», «Миссия Лаксмана», «Нотебергский мирный договор», «Конгресс», «Вечный мир».
Вопросы для самоконтроля

1. Сколько статей в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.?

2. Какие страны могут быть участниками Венской конвенции?

3. Что такое дипломатический иммунитет?

4. Какие дипломатические ранги существуют?

5. Сроки пребывания в дипломатических рангах?



Тестовые задания

1. Атташе:

а) советник посольства;

б) глава делегации на международной конференции

в) одна из младших дипломатических (рангов);

г) дипломатический представитель папы римскою и госу­дарствах с католическим населением;

д) лицо, которому поручается доставка дипломатической


почты.

2. В каком документе впервые официально установлена
классификация дипломатических представителей, используе­мая до сегодняшнего дня:

а) Венский регламент о рангах дипломатических предста­вителей 1815 г.;

б) Аахенский протокол 1818 г. к Венскому регламенту,

в) Венская конвенция о дипломатических отношения 1961 г.;

г) Венская конвенция о консульских отношениях 1963 г.;
д) Конвенция о специальных миссиях.
Кейс

Консульские работники пользуются фискальным иммуните­том. Иммунитет такого рода распространяется на автомобили, иные средства передвижения, предназначенные для служебно­го пользования консульского учреждения, а также на те предме­ты, которые предназначены для пользования в консульстве.

Право консульства пользоваться гербом и флагом пред­ставляемого государства также относится к числу привилегий в консульском праве. Положения о таком праве стали составной частью консульских конвенций Казахстана, которые он за­ключает с другими государствами.

Отдельную группу составляют привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и сотрудников консульств. Меж­дународное право предоставляет привилегии и иммунитеты для того, чтобы официальное консульское должностное лицо могло выполнить свои обязанности на должном уровне. Объем -при­вилегий и иммунитетов консульского персонала различен и за­висит от того, является ли должностное лицо консульским должностным лицом Или относится к сотрудникам консульского учреждения, а также зависит от того, гражданином какого госу­дарства является этот работник консульского учреждения. Сле­дует отметить, что те члены консульского персонала, которые не являются гражданами представляемого государства, поль­зуются привилегиями и иммунитетами в меньшем объеме, чем если бы они были гражданами представляемого государства,

В отличие от персонала дипломатического представи­тельства консульские работники пользуются меньшим объемом привилегий и иммунитетов, В частности, они не полностью ос­вобождаются от юрисдикции государства пребывания в отно­шении тех действий, которые входили в пределы полномочий члена консульского персонала. Объем привилегий и иммуните­тов зависит также и от того, находится ли консул в штате официального консульского учреждения или нет. Статья 57 Венской Конвенции о консульских отношениях 1963 года закрепила пра­вило, согласно которому консульские должностные лица, нахо­дящиеся на штатных должностях, заниматься профессиональ­ной или коммерческой деятельностью с целью извлечения до­ходов не имеют права.

Международное право гарантирует главе консульского учреждения, консульскому должностному лицу, сотруднику кон­сульства личную неприкосновенность и иммунитет от юрисдик­ции. Статья 41 Венской Конвенции о консульских отношениях гласит о том, что консульские должностные лица не могут быть арестованы или задержаны иначе как на основании постанов­ления судебного органа в случае совершения ими тяжких пре­ступлений - Консульское должностное лицо могут привлечь к уголовной ответственности за преступные действия, совершен­ные им за пределами своих служебных функций, а также в случае совершения ими тяжких преступлений, В Конвенции не дано толкование понятия тяжкого преступления. Уголовно-правовая практика многих государств свидетельствует, что под тяжким понимается такое преступление, наказание за которое предусматривают лишение свободы 5 и более лет. Обычно к тяжким относятся такие преступления как: бандитизм, контра­банда, повреждение путей сообщения, фальшивомонет­ничество, нанесение телесных повреждений, убийство и т.д.

В случае ареста члена консульского персонала в извест­ность ставят главу консульского учреждения; если аресту под­вергнут сам глава консульства, то информация об этом переда­ется пославшему его государству по дипломатическим каналам.

Дипломат, как известно, пользуется полным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. У студента не должно формироваться ложное представление о том, что дипломат, совершив тяжкое преступление, может вообще уйти от ответственности. Речь идет о том, что дипломата не будут привлекать к уголовной ответственности в государстве пребы­вания, но он привлекается к уголовной ответственности в своем государстве.

Члены семей сотрудников консульского учреждения при Условии проживания с ними пользуются привилегиями и имму­нитетами а том же объеме, что и сами консульские должност­ные лица и сотрудники консульских учреждений.

Задание: ознакомиться с кейсом, составить глоссарий, составить по 2-3 вопроса для обсуждения кейса в своей группе.


Тема 4. Дипломатия периода новой истории. дипломатия периода новейшей истории.
Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Ответить на тестовые вопросы.

5. Составить дополнительный глоссарий по теме.


Цель: Изучить декларацию и программу по установлению международного экономического порядка.

Основные понятия и термины:

«Петербургские конвенции», «Декларация», «воюющая сторона», «невоюющее государство».


Тестовые задания

1. Какие приемы и методы характерны для дипломатии развитых государств?

А) Агрессия

Б) Дипломатическое и военное вмеша­тельство во внутренние дела других государств, использование разногласий и борьбы внутри той или иной страны

В) Политика «с позиции силы»

Г) Экономическое давление или так называемая «долларовая дипломатия»

Д) Все верно



2.Кто имеет право выполнять функции в области внешних сношений без особых на то полномочий?

А) только глава государства,

Б) глава правитель­ства

В) министр иностранных дел

Г)) все ответы верны
3. Отметьте неверное утверждение:

А) МИД является основным звеном, непосредственно осуществляющим внешнюю политику иностранных дел государства.

Б) МИД повседневно представляет пра­вительство и государство за границей во внешних сноше­ниях и в центре страны, то есть в своих отношениях с послами, представителями иностранных государств, кото­рые либо аккредитуются в данной стране, либо прибыва­ют в страну по тому или иному поводу.

В) МИД ведет оперативную деятельность по осуществлению внешней политики госу­дарства, для чего оно систематически подготавливает информа­цию для правительства по вопросам внешней политики, предложения правительству и реализует принятые реше­ния в этой области.

Г) МИД повседневно руково­дит дипломатическими представителями за границей, как постоянными, так и временными, ведет подготовку внешнеполитических кадров, влияет на деятельность печати и средств внешней пропаганды по вопросам внешней поли­тики, руководит, как правило, разработкой архивных ма­териалов в области внешней политики и изданием офици­альных документов по вопросам внешней политики.

Д) МИД принимает, ратифицирует, разрабатывает законодательные и подзаконные акты государства, касающиеся внутренней политики государства



Кейс

Дипломатическая деятельность Казахстана со времени достижения независимости осуществляется через систему ор­ганов внешних сношений. Органами внешних сношений были и являются органы государственной власти и управления, лица, правомочные представлять субъект международного права, выражать его волю, защищать его интересы в международных делах и интересы его граждан.

Органы внешних сношений представляют собой государ­ственные органы, с помощью которых государство осуществля­ет свои связи с другими государствами и международными ор­ганизациями. Эти государственные органы Казахстана из­начально разделялись на внутригосударственные и зарубеж­ные. Внутригосударственные органы были и являются либо ор­ганами общей компетенции, либо специальными органами.

Внутригосударственными являются те органы внешних сношений, которые постоянно находятся на территории данного государства. Различают два вида таких органов:

1) органы, осуществляющие представительство государ­ства по всем вопросам (глава государства и правительства, ми­нистр иностранных дел);

2) органы, которые представляют государство только в одной, более или менее обширной области его внешних связей (различные министерства и ведомства, которые участвуют во внешних сношениях в пределах своей компетенции). Глава го­сударства и правительства, а также министр иностранных дел, согласно международному праву считаются представляющими государство по всем вопросам без специальных полномочий. Согласно Конституции Республики Казахстан 1993 года, Консти­туции Республики Казахстан 1995 года Президент был и явля­ется главой государства, его высшим должностным лицом, оп­ределяющим основные направления внутренней и внешней по­литики государства и представляющим Казахстан внутри стра­ны и в международных отношениях. Он назначает и отзывает глав дипломатических представительств, ведет переговоры и подписывает международные договоры республики; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств. Иными словами, Президент обладает обширными пол­номочиями в сфере внешних отношений.

Министерство иностранных дел (МИД) в Казахстане поя­вилось на основании Закона СССР от 1 февраля 1944 года. В полную силу МИД республики начал работать со времени дос­тижения Казахстаном независимости (с 1991 года).

Премьер-министр Республики Казахстан является главой правительства, он организует и руководит его деятельностью. Среди полномочий правительства необходимо отметить выра­ботку мер по проведению внешней политики государства и ру­ководство деятельностью министерств (в том числе МИД).

Правовое положение МИД Республики Казахстан опреде­лялось Положением о МИД Республики Казахстан, утвержден­ным постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 1996 года, в настоящее время - Положением о МИД Республики Казахстан от 12 ноября 1997 года.

В соответствии с этой правовой основой МИД Республики Казахстан является центральным органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению внешней политики государ­ства. К основным функциям министерства, в соответствии с по­ложением относятся: 1) обеспечение дипломатическими сред­ствами и методами защиты суверенитета, территориальной це­лостности, безопасности и неприкосновенности границ Респуб­лики Казахстан, ее интересов на международной арене; 2) осу­ществление дипломатического представительства в сношениях с иностранными государствами и международными организа­циями; 3) ведение переговоров с иностранными государствами и международными организациями;

4) подготовка и заключение международных договоров и соглашений;

5) наблюдение за вы­полнением сторонами принятых на себя обязательств по меж­дународным договорам и соглашениям; 6) подготовка для выс­ших органов власти и управления государства предложений о ратификации и денонсации международных договоров; 7) обес­печение участия государства в деятельности ООН и других ме­ждународных организаций, конференций и форумов; 8) ведение вопросов протокола, контроль за соблюдением на территории Республики Казахстан дипломатических привилегий и иммуни­тетов, и другие функции.

Задание: ознакомиться с кейсом, составить глоссарий, составить по 2-3 вопроса для обсуждения кейса в своей группе.
Тема 5. дипломатия советской россии.
Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Составить дополнительный глоссарий по теме.

5. Подготовить рефераты: «Декрет о мире», Милитаристская компания в СССР».


Цель: Изучить…

Основные понятия и термины:

«Буллита (миссия)», «Мартенса (миссия)», «Мирное сосуществование».


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В каком году был подписан договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (также известен как пакт Молотова - Риббентропа)?

А) 23 августа 1939 года

Б) 23 августа 1929 года

В) 23 августа 1839 года

Г) 23 августа 1941 года

Д) 23 августа 1945 года

2. Каким французским информационным агентством была опубликована «речь Сталина на заседании Политбюро 19 августа 1939 года» в ноябре того же года.

А) «Нью таймс»

Б) «Ньюс»

В) «Гавас»

Г) «Синон»

Д) «Новости»

3. Кем являлся Иосиф Сталин?

А) Председатель Совета Народных Комиссаров, народный комиссар иностранных дел.

Б) фюрер и рейхсканцлер Германии

В) нет правильного ответа

Г) премьер-министр Великобритании в 1940-1945
Д) секретарь ЦК ВКП(б), с 1941 - председатель Совета Народных Комиссаров-Совета Министров СССР

4) Какое решение принимает Гитлер в конце июля 1939 г. о отношению к СССР?

А) о войне с СССР

Б) о сближении с СССР

В) нет верного ответа

Г) о посещении Японии, для того чтобы найти повод развязать войну между СССР и Японией


Д) правильный ответ А) и Г)

Кейс

Сближение между СССР и Германией в конце июля 1939 г. Гитлер принимает решение о сближении с СССР. 26 июля советского поверенного в делах Астахова приглашают в ресторан, чтобы в неформальной обстановке «прощупать» его. С германской стороны присутствовал чиновник МИД Шнурре, до сих пор ведший экономические переговоры. Результаты беседы удовлетворили обе стороны. Астахов сообщает в телеграмме:

Германия готова разговаривать и договориться с нами [СССР] по всем интересующим обе стороны вопросам, дав все гарантии безопасности, какие мы захотели бы от нее получить. Даже в отношении Прибалтики и Польши договориться было бы так же легко, как было в отношении Украины (от которой Германия отказалась)3 августа Риббентроп впервые сделал официальное заявление на тему германо-советского сближения, в котором, в частности, содержался намек на раздел сфер влияния:

По всем проблемам, имеющим отношение к территории от Черного до Балтийского моря, мы могли бы без труда договориться… Что касается Польши, то за развивающимися событиями мы следим внимательно и хладнокровно. В случае провокации со стороны Польши мы урегулируем вопрос с Польшей в течение недели. На случай этого я сделал тонкий намек на возможность заключения с Россией соглашения о судьбе Польши. 15 августа Шуленбург зачитал Молотову послание министра иностранных дел Германии Риббентроп, в котором тот выражал готовность лично приехать в Москву для «выяснения германо-русских отношений». Риббентроп также выражал готовность «решить все проблемы на территории от Балтийского до Черного моря». В ответ Молотов выдвинул предложение о заключении полноценного пакта, вместо предложенной Шуленбургом совместной декларации о неприменении силы друг против друга (по смыслу — будущая I статья Пакта). 17 августа Шуленбург передал Молотову ответ о готовности заключить пакт на 25 лет, причем как можно скорее, ввиду могущей возникнуть в ближайшие дни войны с Польшей. В ответ Молотов передал ноту, в которой заключение пакта обусловливалось заключением торгового и кредитного соглашения. Экономическое соглашение было спешно согласовано немцами18 августа и подписано19 августа; в тот же день Молотов выразил согласие принять Риббентропа и передал советский проект пакта с постскриптумом, в котором содержался набросок будущего секретного протокола. Однако были выставлены условия, отодвигавшие визит Риббентропа на 26—27 августа. Для Гитлера эта оттяжка была неприемлема, так как срок нападения на Польшу уже был назначен и Гитлер спешил закончить кампанию до начала осенних дождей. В результате, на следующий день Гитлер направил Сталину личную телеграмму, в которой просил принять Риббентропа 22 или 23 числа. 21 августа пришел ответ Сталина с согласием принять Риббентропа 23-го. Через несколько минут об этом было объявлено по берлинскому радио, немецким кораблям тотчас были отданы приказы занять боевые позиции, а на совещании с военными, состоявшемся 22 августа, Гитлер заявил о своем твердом намерении начать войну с Польшей.

Задание: ознакомиться с кейсом, составить глоссарий, составить по 2-3 вопроса для обсуждения кейса в своей группе.


Тема 6. ДИПЛОМАТИЯ В ПРЕДДВЕРИИ И В ПЕРИОД КРИЗИСА ВЕРСАЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ
Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

3. Выполнить предложенные к теме задания.

4. Ответить на тестовые вопросы.

5. Составить дополнительный глоссарий по теме.


Цель: Изучить особенности развития дипломатических отношений в период международного экономического кризиса; дать оценку противоречиям между странами Западного мира. Обосновать условия изменения политической ситуации в Европе.

Основные понятия и термины:

«Пакт Молотова-Риббентропа», «мировой экономический кризис», «многосторонняя дипломатия», «восточный пакт», «военно-политический блок», «европейская безопасность», «Версальская система», «трехсторонние переговоры».


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Кем являлся Молотов?

  2. Со стороны какой республики выступал министр иностранных дел – Риббентроп?

  3. Какой секретный дополнительный протокол прилагался к договору?

  4. Когда договор, так же как и все остальные советско-германские договоры, утратил силу?

  5. Когда территориальный раздел Польши между СССР и Германией был завершён подписанием договора о дружбе и границе?

  6. Впоследствии завершения раздела Польши между СССР и Германией подписанием договора о дружбе и границе к СССР были присоединены страны. Какие?



Кейс

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (также известен как пакт Молотова - Риббентропа) - соглашение, подписанное 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам Германии и Советского Союза. Со стороны СССР договор подписал нарком по иностранным делам В. М. Молотов, со стороны Германии - министр иностранных дел И. фон Риббентроп. Стороны соглашения обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. Участники соглашения также отказывались от участия в группировке держав, «прямо или косвенно направленной против другой стороны». В дальнейшем, предусматривался взаимный обмен информацией о вопросах, затрагивающих интересы сторон..К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разделе стран Восточной Европы на сферы немецких и советских интересов на случай «территориально-политического переустройства» этих стран. Этим протоколом предусматривалась возможность включения Латвии, Эстонии, Восточной Польши, Финляндии и Бессарабии в сферу интересов СССР. 1 сентября 1939 года Германия начала вторжение в Польшу, а 17 сентября 1939 года на территорию Польши вошли советские войска. Территориальный раздел Польши между СССР и Германией был завершён 28 сентября 1939 года подписанием договора о дружбе и границе. Впоследствии к СССР были присоединены страны Прибалтики, Бессарабия и Северная Буковина, а также часть Финляндии. Договор был подписан после периода охлаждения политических и экономических советско-германских отношений, вызванного приходом А. Гитлера к власти, и вооружённых конфликтов, во время которых СССР противостоял Германии и Италии в Испании (см.: Гражданская война в Испании) и Японии на Дальнем Востоке (см.: бои у озера Хасан и бои на реке Халхин-Гол), и стал политической неожиданностью для третьих стран. Практически одновременно появились слухи о существовании дополнительных секретных договорённостей, текст которых был опубликован в 1948 г. по фотокопиям, и в 1993 г. — по вновь найденным подлинникам.

Задание: ознакомиться с кейсом, составить глоссарий, составить по 2-3 вопроса для обсуждения кейса в своей группе.


Тема 7. ДИПЛОМАТИЯ США И СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В 20-30-Х ГГ.
Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Составить дополнительный глоссарий по теме.

5.Подготовить рефераты: «Влияние первой мировой войны на страны американского континента», «Создание и деятельность Панамериканского союза».


Цель: Изучить процесс формирования многосторонней системы безопасности в Западном полушарии; дать оценку дипломатии США и стран Латинской Америки в 20-30-х годах.

Основные понятия и термины:

«Американский континент», «Манна (доктрина)», «Модернизация политики», «Изоляционизм», «Монро (доктрина)», «большой дубинки», «Вашингтонский договор 1923 г.», «Олни (доктрина)», «Панамериканский союз», «договор Гондра», «общая декларация о нейтралитете», «декларация принципов американской солидарности».


Основные понятия и термины

«Мировой экономический кризис», «Договор Гондра», «Изоляционизм».


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В каком году США предложили план Маршала?

2. Кто создал Коминформ?

3. Как отреагировал СССР на денежную реформу в Западной Тризонии?

4. В каком году СССР ответил на членство ФРГ в НАТО созданием Организации Варшавского договора - своей региональной организацией коллективной обороны.
КЕЙС

Слабый экономический базис Западной Европы не привел к выдвижению какой-либо значимой самостоятельной оборонной стратегии. В первые послевоенные годы, когда вопрос об экономическом будущем США ставился необычайно остро, частные европейские проекты системы безопасности обязательно должны были попасть под контроль США и их национального (экономического) интереса. Милитаризация и военно-политическая институционализация Европы – следствие доминирующего положения США в экономической и военно-политической сферах объекта под названием Западная Европа.

Усилению Запада противопоставлялось укрепление СССР. Все последующие движения СССР по сути своей были ответом, или «рефлексией», на действия США в Европе. В мае 1947 г. США предложили План Маршалла. СССР, «поставленный в условия, неспособствующие участию в нем» ответил Планом Молотова в июле 1947 г., созданием Коминформа (сентябрь 1947 г.) и событиями в Чехословакии (февраль 1948 г.). На денежную реформу в Западной Тризонии (18 июня 1948 г.) СССР отреагировал блокадой Берлина. На членство ФРГ в НАТО СССР ответил в 1955 году созданием Организации Варшавского договора – своей региональной организацией коллективной обороны.

В 1955 году завершился процесс создания противостоящих блоков, организованных по принципу зеркального отражения. Стабильность в соотношении сил, достигнутая в Европе, оказалась важнее всех объявленных идеологических парадигм, что положительно сказалось на советско-американском диалоге: краткосрочные периоды «разрядки», «Дух Женевы» и попытки ввести совместный контроль над проблемами вооружения – все это уводило СССР и США от жесткого противостояния. На первый план вышла проблема вооружений: СССР и США, консолидируя свои военно-политические блоки и используя современные военно-технические разработки, постепенно превратили Европу в самый милитаризированный регион мира.

Начало поиска решения проблемы вооружений пришлось уже на 70-е гг., когда объединенный экономический потенциал стран корпоративно-либеральной Западной Европы позволил им предпринять действенные шаги по усилению своей роли по вопросам безопасности в регионе. Начался длительный процесс постепенного возврата политической субъектности Западной Европы, ее попыток обрести автономность в военно-политических структурах Запада. Успех западноевропейских инициатив был тем более достижим по мере того, как начинали разниться экономические платформы США и ЕЭС: в результате финансового краха 1971-1973 гг. общественно-производственные отношения в США начали отход от корпоративного либерализма 30-40-х гг. в сторону неолиберализма с его развитием банковско-нефтяного капитала и высокотехнологичных производств, в то время как Западная Европа все еще стояла на позициях корпоративного либерализма, развивая крупную тяжелую промышленность с упором на внутренний рынок ЕЭС.

Западноевропейские инициативы включили в себя начало переговоров по ВССВС (Взаимные сбалансированные сокращения вооруженных сил), действия Помпиду, «восточную политику» Брандта, создание Европейского политического сотрудничества в рамках ЕЭС, создание Группы ядерного планирования в рамках НАТО и, наконец, многосторонние переговоры, приведшие к появлению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) – общеевропейской организации безопасности. Поиск западноевропейскими странами дополнительных гарантий безопасности (со стороны СССР) оказался крайне успешной деятельностью их дипломатии, что уже на том этапе отражало выросший потенциал Западной Европы в политико-экономической области.
Задание: ознакомиться с кейсом, составить глоссарий, составить по 2-3 вопроса для обсуждения кейса в своей группе.
Задания к теме
Подготовить реферат: «План Маршалла».
Тема 8. ДИПЛОМАТИЯ ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Составить дополнительный глоссарий по теме.

4. Рефераты на тему: «Установление «нового порядка» в Европе

(сентябрь 1939- июнь 1941)», «Германо – советский договор «О дружбе и границе»».


Цель: Изучить вопросы дипломатии периода 2-й мировой войны. Установление «Нового порядка» в Европе, формирование антифашистской коалиции.

Основные понятия и термины:

«геополитика», «глейвицкая провокация», «Лига наций», «план Барбаросса», «парламентёр», «договор о дружбе и границе», «дипломатическая деятельность», «Нюрнбергский процесс», «безоговорочная капитуляция», «тройственный пакт», «антифашистская коалиция», «геополитическая активность», «Антифашистская коалиция», «Странная война», конференция

«большая тройка».
Вопросы для самоконтроля:


  1. Куда явился Риббентроп для подписания договора?

  2. О чём заявил Сталин когда началось обсуждение проекта договора?

  3. О чём сообщил Риббентроп в посланной телеграмме 23 августа Гитлеру?

  4. Кто заявил 25 августа 1939г. послу Германии в Токио Отто протест по поводу подписания советско-германского договора о ненападении?

  5. Как отреагировала Япония на подписание договора?

Кейс.



Договор о ненападении. Подписание договора. Риббентроп прилетел в Москву в полдень 23 августа и немедленно явился в Кремль. Встреча, продолжавшаяся три часа, закончилась благоприятно для немцев. Когда началось обсуждение проекта договора, Сталин заявил: «К этому договору необходимы дополнительные соглашения, о которых мы ничего нигде публиковать не будем». Имелся в виду секретный протокол о разделе сфер обоюдных интересов. В посланной Гитлеру в тот же день телеграмме, Риббентроп сообщил об успешном продвижении переговоров. Единственным препятствием к подписанию он назвал требование советской стороны включить два латвийских порта — Лиепае и Вентспилсе в сферу влияния СССР. Гитлер дал на это своё согласие. В тот же вечер оба документа были подписаны. Переговоры продолжились до утра. Встреча увенчалась банкетом, открывшимся тостом Сталина: «Я знаю, как немецкий народ любит фюрера. Поэтому я хочу выпить за его здоровье».Позднее, в 1946 году, вспоминая об этом событии на Нюрнбергском процессе, Риббентроп сказал: «Когда я приехал в Москву в 1939 году к маршалу Сталину, он обсуждал со мной не возможность мирного урегулирования германо-польского конфликта в рамках пакта Бриана-Келлога, а дал понять, что если он не получит половины Польши и Прибалтийские страны еще без Литвы с портом Либава, то я могу сразу же вылетать назад». Оценки юридической стороны договора противоречивы. Согласно одним мнениям, Договор о ненападении сам по себе (без протокола) не содержит ничего необычного и представляет собой типичный договор о ненападении, примеры которых часты в тогдашней европейской истории (например аналогичный пакт между Германией и Польшей).А. А. Пронин придерживается другого мнения, указывая на то, что в договоре отсутствовал пункт, отменяющий его действие в случае, если одна из сторон совершит агрессию (такой пункт присутствовал в большинстве договоров о ненападении, заключённых СССР). В исходном советском проекте договора соблюдение нейтралитета имело предпосылкой ситуацию, при которой другая сторона окажется «объектом насилия или нападения со стороны третьей державы», но окончательная редакция статьи II договора предполагала соблюдение нейтралитета в случае, если одна из сторон станет не объектом нападения, но «объектом военных действий со стороны третьей державы». Такие формулировки были типичны для дипломатии Третьего рейха, например договор о ненападении между Германией и Латвией и договор о ненападении между Германией и Эстонией декларировали соблюдение нейтралитета «при любых обстоятельствах»; однако СССР до сих пор их не использовал. В результате договор широко открывал двери для любого нападения Германии, "спровоцированного" якобы актом насилия со стороны третьей державы . А. А. Пронин также указываeт, что договор тесно связан с секретным протоколом и не может оцениваться отдельно от него, равно как и вне конкретной предвоенной ситуации тех дней. Секретный протокол к договору относил к сфере интересов СССР в Прибалтике Латвию, Эстонию и Финляндию, Германии — Литву; в Польше раздел проходил по линии Нарев-Висла-Сан, Вильнюс переходил от Польши Литве. При этом, сам вопрос о том, желательно ли с точки зрения интересов договаривающихся сторон сохранение польского государства, предоставлялся «ходу дальнейшего политического развития», но в любом случае должен был решаться «в порядке дружественного обоюдного согласия». Кроме того, СССР подчеркнул свой интерес к Бессарабии, а Германия не возражала против интересов СССР в этом регионе Румынии. Дополнительный протокол оценивается А. А. Прониным как юридически неправомерный, поскольку касался третьих стран. Чёрная книга коммунизма характеризует секретный протокол договора как преступление против мира в виде сговора с целью проведения военной агресcии.

Реакция Японии на подписание договора. 25 августа 1939 года министр иностранных дел Японской империи Арита Хатиро заявил послу Германии в Токио Отто протест по поводу подписания советско-германского договора о ненападении. В протесте отмечалось, что этот договор по своему духу противоречит Антикоминтерновскому пакту. 28 августа 1939 правительство Японии во главе с Хиранумой Киитиро, являвшимся сторонником совместной японо-германской войны против СССР, подало в отставку.

Задание: ознакомиться с кейсом, составить глоссарий, составить по 2-3 вопроса для обсуждения кейса в своей группе.


Тема 9. Дипломатия периода «холодной войны»

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Выполнить задания

3. Составить тестовые вопросы

4. Подготовить рефераты на темы: «Холодная война», «Ультиматумы Н.С. Хрущёва и позиции западных держав».

5. Составить дополнительный глоссарий по теме.


Цель: Изучить дипломатию периода «холодной войны»; раскрыть сущность, предпосылки и причины возникновения «холодной войны».

Основные понятия и термины:

«Холодная война», «Ультиматум», «сверхдержава», «ядерная дипломатия», «проблема мирного урегулирования», «мирные инициативы», «движение неприсоединения», «процесс деколонизации», «европейская интеграция», «военно-политическая консолидация», «Трумэна (доктрина)», «разрыв дипломатических отношений», «доктрина сдерживания», «план Маршалла», «балансирование на грани войны», «стратегия массированного воздействия», «интервенция».



Кейс

Актуальность темы исследования определяется исключительной важностью укрепления безопасности стран Европы в мировой политике, экономике, культуре, военной сфере. Длительное время после Второй мировой войны Европа была разделена на две противоборствующие системы – капиталистическую и социалистическую. Одновременно осуществлялась активная политическая и дипломатическая деятельность по нормализации и улучшению международной ситуации (на Европейском континенте), велись активные консультации по формированию общеевропейских институтов международных отношений, признанию незыблемости послевоенных государственных границ, осуществлению военной разрядки между НАТО и Организацией Варшавского Договора (ОВД). Таким же важным и действенным шагом стали подготовка и проведение общеевропейского форума по выработке концепций мирного сосуществования стран с различным общественным строем, создание новой системы европейской безопасности. Венцом этих действий стало подписание Заключительного Акта по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.). Последующее усиление стран Западной Европы в евро-атлантическом оборонном сообществе и радикальные политические изменения в Европе начала 90-х годов, поспособствовали тому, что процесс развития системы европейской безопасности продолжается и в наши дни.

Актуальность исследуемой темы диктуется и тем, что в последние годы политиками и учеными ряда стран, прежде всего государствами-членами НАТО, предпринимаются неоднократные попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны, преуменьшить роль народов Советского Союза (России) в спасении Европы от коричневой чумы германского милитаризма и нацизма, провести новые разграничительные линии между странами континента. На повестке дня мировой и региональной общественности стоят вопросы расширения НАТО, проблемы большего участия европейских стран в работе НАТО, реорганизации Западноевропейского Союза (ЗЕС), возникновения угроз нового типа, задача формулирования позиции объединенной Европы перед лицом несбалансированной активной политики США.

Также за последние полвека эволюционировал смысл, вкладываемый в понятие «европейская безопасность». После распада регионального комплекса безопасности ОВД и СССР перед политическим руководством европейских стран и Российской Федерации был поставлен вопрос о внеочередной адаптации смысла, вкладываемого в это понятие. Резкое ослабление позиций СССР (России) в регионе породило множество новых угроз, к которым классические европейские институты безопасности были не совсем готовы. Эти же радикальные изменения поставили перед Россией вопрос о ее месте и степени вовлеченности в систему европейской безопасности, поиск ответа на который входит в список приоритетов внешнеполитических ведомств нашей страны.

Историография исследуемой проблемы. Проблемам европейской безопасности на протяжении нескольких десятилетий уделялось пристальное внимание, особенно руководителями и дипломатами СССР, США и государств Западной Европы. Следует выделить переписку И.В. Сталина с Ф.Д. Рузвельтом и У. Черчиллем и монографическую работу Черчилля «Вторая мировая война», которые, являясь по своей сути источниками, могут использоваться в качестве первых авторских попыток анализа вырисовывающихся контуров будущей системы безопасности в Европе.

Тема Атлантической хартии и ее места в будущей системе миропорядка впервые была затронута еще в 1944 году в книге Стеттиниуса Э. «Ленд-лиз – оружие победы». Этот американский государственный деятель, организатор поставок ленд-лиза союзникам, призванный на службу еще Ф.Д. Рузвельтом и разделяющий его взгляды на «Великий проект», указывал на то, что материальная и промышленная мощь США вкупе с обязательным исполнением экономических целей, выдвинутых в Хартии, станет основой для преодоления противоречий и налаживания сотрудничества с Британией и СССР.

Специфика первого послевоенного времени наложила свой идеологический отпечаток на научные труды того периода, что привело к появлению довольно конъюнктурной советской и американской «ортодоксальной» мысли, заключавшейся преимущественно в псевдонаучном крайне идеологизированном поиске виновной стороны в начале конфронтации, что негативно сказывалось на научной истинности полученных результатов.К наиболее характерным работам относятся статья Дж. Кеннана «Источники советского поведения» от 1947 года, в которой автор предполагал создание повсеместно военных блоков и заставлял видеть в Советском Союзе, вчерашнем союзнике, непримиримого военного соперника, и брошюра «Фальсификаторы истории», выпущенная Совинформбюро в 1948 году в рамках антиамериканской пропаганды. Будущий академик АН СССР В.М. Хвостов, сыгравший важную роль в разработке этой исторической справки, позднее повторил свои положения при издании учебника «История Коммунистической партии Советского Союза» (1959), где интересующая нас тематика сводится к обвинению США в создании угрозы третьей мировой войны и нагнетании напряженности.

Период разрядки международных отношений в 70-х годах сопровождался появлением работ, расширивших предметное поле исследования, включив в себя проблематику «гонки вооружений» и институтов европейской безопасности и интеграции (НАТО, ЗЕС, ЕЭС). В частности, американский исследователь «атомной дипломатии» Алпровиц Г. подчеркивает, что начало конфронтации между СССР и США связано с приходом к власти Г. Трумэна, «большинство главных советников которого решили, что следует пересмотреть рузвельтовскую политику сотрудничества и что для данного этапа более разумным является ведение переговоров с русскими с твердых и решительных позиций».

Труды отечественных американистов дали широкий контекст отношений СССР, США и Европы, сделав сильный акцент на военные аспекты рассматриваемого вопроса при естественной для советского периода идеологизации работ. Например, В.А. Мазинг в ряде своих работ провел исследование военно-политических вопросов, включая эволюцию военной политики США, развитие вооруженных сил и вооружений, проблемы ограничения и сокращения вооружений, создания структур региональной и глобальной безопасности, меры доверия в области военной деятельности, развитие советско-американских отношений в военно-политической сфере. Наиболее значительными в этот период можно назвать также работы В.Г. Барановского, А.И. Уткина, Г.И. Морозова по близкой тематике. Этими, а затем и другими исследователями была подготовлена солидная научно-теоретическая основа для разработки военно-политической проблематики в 80-е годы, включая и такие фундаментальные работы, как: «Военная сила и международные отношения», «Доктрина «национальной безопасности» в глобальной стратегии США», «США: военно-стратегические концепции», «Военно-политические союзы империализма» и другие.

Богатый фактологический материал содержится в мемуарах отечественных дипломатов эпохи холодной войны: В.М. Бережкова «Страницы дипломатической истории», Ю.А. Квицинского «Время и случай: заметки профессионала», В.М. Фалина «Без скидок на обстоятельства: политические воспоминания». Особую ценность представляют работы А.О. Чубарьяна - крупного специалиста в области всеобщей истории, истории Европы, истории международных отношений. Он, рассматривая развитие международной обстановки в период до второй мировой войны и до наших дней, обозначает дискуссионные проблемы, определяет подходы к решению вопросов о причинах возникновения угроз европейской системе безопасности. В работах А.О. Чубарьяна явно прослеживается стремление актуализировать проблемы органической связи внешней и внутренней политики, экономических, политических и духовных процессов, характерных для новейшего периода европейской истории.

Выход европейского интеграционного процесса на новый уровень и включение в компетенцию институтов ЕС вопросов внешней политики и безопасности в 1992 году привели к появлению целого ряда работ по изучению архитектуры европейской безопасности в отечественной исторической школе в Дипломатической академии МИД РФ, Институте Европы (ИЕ РАН) и РАГС благодаря научно-исследовательской работе Е.П. Бажанова, Т.В. Бордачева, Ю.А. Борко, А.В. Бурсова, О.В. Буториной, Е.Э. Горбатовой, Д.А. Данилова, В.Н. Дахина, В.В. Журкина, С.А. Караганова, Ю.Б. Кашлева, И.Ф. Максимычева, В.А. Михайлова, Т.Г. Пархалиной. Особую научную ценность представляет работа Матяша В.Н. «Россия и ЕС: перспективные направления сотрудничества».

Следует отметить монографические работы бывшего директора ИЕ РАН В.В. Журкина, который, в частности, всеобъемлюще раскрывает тему оборонного измерения Европейского Союза – Европейской политики в области обороны и безопасности (ЕПБО)i[10]. В своем исследовании от 2005 года он вначале пишет о предыстории европейских инициатив в области обороны 50-х годов и об их скором крахе, объясняя его бурным развитием холодной войны и монопольной позицией США, сделавших свою ставку на НАТО. Анализируя состояние ЕПБО ЕС, В.В. Журкин уделяет много внимания договорной базе ЕПБО, а именно Маастрихтскому и Амстердамскому договорам, определившим облик этой структуры, а также военно-технической модернизации европейских армий. Он также справедливо подчеркивает ту деструктивную линию, которую пытались провести США с целью ограничения автономности европейцев. Однако в этом исследовании есть и недостатки. В частности, В.В. Журкин определил ЕПБО как основной элемент европейской интеграции в области безопасности, полностью проигнорировав политические моменты, связанные с функционированием более фундаментального европейского института Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), частью которого и является ЕПБО.

В списке отечественных современных исследованиий выделяется сборник статей «Сталин и холодная война» под редакцией И.В. Гайдука и Н.И. Егоровой, созданных на основе неизвестных и неопубликованных архивных документов и дополняющих современную историографию по послевоенному периоду. Научную ценность представляет также коллективная монография «Россия и основные институты безопасности в Европе». В ней раскрывается тема взаимоотношений по линии ЕС – Россия, сотрудничества в области безопасности и экономики, расширения Союза. Один из авторов монографии Олег Барабанов затрагивает проблему «подводных камней» в функционировании ОВПБ, снабжая тем самым последующих исследователей тезисом об обратимости процесса становления этого автономного оборонного элемента ЕС. Акцент на вызовах эффективности ОВПБ – адекватный подход к пониманию тех глубинных процессов, что определяют становление и развитие этого европейского института.

Выделяется современная проблемная литература, концентрирующаяся на анализе внешнеполитических стратегий стран-участниц европейского процесса. Линия руководства СССР в 30-40-х годов подвергнута анализу в исследовании М.В. Александрова «Внешнеполитическая доктрина Сталина», где она характеризуется как «особый специфический, оригинальный сплав традиционализма и революционности». Американский экономический динамизм, принявший форму внешнеполитического универсализма Ф.Д.Рузвельта («наступление Рузвельта»), обоснован в работе ученого-американиста А.И. Уткина «Дипломатия Франклина Рузвельта». Голландский исследователь Кеес ван дер Пийль в своем исследовании «Создание атлантического правящего класса» раскрывает связь между экономикой и внешней политикой США с позиций современного неомарксизма. Важные аспекты внешней политики США в отношении европейских стран, прежде всего СССР, нашли отражение в книге под редакцией профессора И.М. Ильинского «Главный противник. Документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг.».

Проблема европейской безопасности на разных исторических этапах разработана многосторонне и глубоко, обеспечивая исследователя богатым эмпирическим и аналитическим материалом, однако по-прежнему отсутствует общее представление о предмете как о системе, проходящей через свои этапы становления, развития и адаптации. Ситуация усугубляется по мере того, как вопросы региональной безопасности в Европе все чаще рассматриваются сугубо через призму действий ЕС и его военно-политических институтов, возникают лакуны, не позволяющие рассматривать состояние системы европейской безопасности на современном этапе как единый процесс, инициированный во время второй мировой войны, развитый совместным советско-американским импульсом в рамках «холодной войны» и эволюционировавшийся в постбиполярные 90-е годы. За этими лакунами, возможно, скрываются попытки рассмотреть комплекс безопасности современной Европы как «самодостаточный феномен без истории» и откинуть институционально-договорную базу, уже существующую и обеспечивающую безопасность в Европе. Необходимость проведения связующей нити между событиями пятидесятилетней давности, заложившими основы современной Европы, и ее теперешними состоянием и проблемами, аргументирует продолжение исследований по данной тематике.

Объект исследования – система европейской безопасности.



Предметом исследования является послевоенный процесс становления институтов и механизмов европейской безопасности и стабильности как в условиях холодной войны, так и в период пересмотра Ялтинско-Потсдамских договоренностей.

Цель исследования – изучение факторов, влияющих на процесс развития системы европейской безопасности во второй половине XX века, и анализ основных направлений этого развития.

Задачи исследования:

- проанализировать договорную базу послевоенного европейского урегулирования относительно позиций основных участников по вопросу стабильности в регионе;

- раскрыть основные причины, приведшие к институционализации противостояния в советско-американских отношениях в Европе;

- показать возрастание роли стран Западной Европы в решении проблем европейской безопасности, в том числе в военно-политической области;

- определить роль СБСЕ/ОБСЕ в эволюции системы европейской безопасности;

- охарактеризовать степень влияния западноевропейских интеграционных образований на ОБСЕ;

- показать уровень включенности Российской Федерации в процесс укрепления европейской безопасности в период после биполярной конфронтации;

- рассмотреть механизм Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) Европейского Союза с точки зрения его функционирования и роли в системе европейской безопасности;

- определить основные политические факторы, определяющие функционирование Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) Европейского Союза.

- обозначить оборонные проблемы в развитии новой структуры Европейского Союза – Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ).



ЗАДАНИЕ: составьте вопросы для самоконтроля и задайте их студентам своей группы.
Тема 10. ДИПЛОМАТИЯ ПЕРИОДА РАЗРЯДКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ (1962-1979 ГГ.)

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2.Выполнить предложенные задания

3.Составить дополнительный глоссарий по теме.

4..Реферат на тему: «Геополитический треугольник» Г.Киссинджера, «Дипломатическая революция» Р.Никсона

Цель: Изучить дипломатию периода разрядки международной напряжённости; дать оценку дипломатических действий связанных с взаимоотношениями Запада и Востока после Карибского кризиса; охарактеризовать общеевропейский процесс по безопасности и сотрудничестве в Европе.

Основные понятия и термины:

«Лондонский клуб», «доктрина затяжной ядерной войны», «карибский кризис», «договор о нераспространении ядерного оружия», «СБСЕ как международная организация», «программа мира 80-е», «советско-американские отношения 1969-1979», «неядерные принципы», «геополитический треугольник Киссинджера», «дипломатическая революция Р.Никсона», «атомная дипломатия», «директива Картера»,

«Сверхдержава», «Интерпретация», «Дипломатическая революция».
Кейс

Двойной стандарт во внешнеполитической концепции большевиков.

Начиная с 1917 г., советские лидеры руководствовались во внешней политике двойным стандартом: 1) ориентацией на мировую пролетарскую революцию и 2) стремлением к мирным отношениям с другими государствами и народами. Во главе советского иностранного ведомства в эти годы (1918-1930 гг.) стоял Г.В. Чичерин. Поддержка дела мировой революции оставалась одной из главных международных внешнеполитических целей Советского государства в рассматриваемый период. С этой целью в марте 1919 г. в Москве была создана международная коммунистическая организация - III-й, Коммунистический интернационал (председатель его Исполкома - Г.Е. Зиновьев). Коминтерн строил свою политику, исходя из иллюзорных представлений о фатальном углублении общего кризиса капитализма и неизбежности победы коммунистической формации. Развернулся процесс создания коммунистических партий в странах Востока, Азии, Латинской Америки. Концепция мирного сосуществования. В связи с переходом к нэпу более четкие очертания стала приобретать советская концепция мирного сосуществования. Вопросы формирования дальнейшего курса партии и государства в области внешней политики детально обсуждались на Х съезде РКП(б) в 1921 г. Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции. Ставилась задача привлечь капитал и заставить его служить целям возрождения страны. Уже в 1920 г., после падения Советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с буржуазными правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признававшими их независимость и самостоятельность.



Дипломатические контакты. Генуэзская конференция. Советское правительство готово было вести переговоры с западными державами об условиях признания некоторых видов долгов. С этой целью оно намеревалось использовать свое участие в Генуэзской конференции 1922 г. Российское правительство соглашалось уплатить долги в обмен на экономическую помощь, субсидии и официальное признание Советского государства. Однако переговорный процесс по данному вопросу зашел в тупик. В местечке недалеко от Генуи - Рапалло Россия заключила Рапалльский договор с Германией, в основу которого был положен взаимный отказ от возмещения долгов, режим наибольшего благоприятствования в торговле. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции. Германия становится основным торговым и военным партнером СССР (в 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете), что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы.

Отношения со странами Востока и Азии. России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В соответствии с ними провозглашался принцип невмешательства во внутренние дела друг друга, советское правительство заявляло об отмене всех заключенных царской Россией договоров и конвенций и обязалось предоставлять материальную помощь правительствам этих стран. Так, Ирану было передано имущества на сумму 582 млн. зол. рублей, Турции предоставлялась финансовая помощь в размере 10 млн. золотых рублей. Тогда же был заключен договор с Монголией, где победила народная власть. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией (Япония получила право на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений на Северном Сахалине).

ЗАДАНИЕ: составьте вопросы для самоконтроля и задайте их студентам своей группы.


Тема 11. ДИПЛОМАТИЯ В ПЕРИОД НОВОГО ОБОСТРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Составить дополнительный глоссарий по теме.

Цель: Оценить дипломатию в период нового обострения международной напряжённости, показать особенности конфронтации «Запад-Восток» в 1-й половине 80-х годов, крушение биполярной системы 1985-1991г., распад социалистического лагеря, проблема защиты прав человека.

Основные понятия и термины:

«конфронтация», «биполярная система», «социалистический лагерь», «права человека», «концепция неоглобализма», «концепция евроатлантизма», «разрядка №2», «хартия для новой Европы», «ЕС как международная организация», «Венская встреча», «политика баланса сил», «Венский ультиматум», «Венская конвенция».


Вопросы для самоконтроля

1.Что такое НАТО?

2. Что такое ОВД?

3. Когда образовалось НАТО?

4. Кем являлся Трумэн?

5. В чём заключалась революция 1989г.?



Кейс

Как показывает анализ избранной темы, система европейской безопасности после Второй мировой войны формировалась на основе решений Ялтинской и Потсдамской конференций. Дальнейшее ее развитие было связано с активизацией европейской политики США в 1947 гг., которые, решая задачу по адаптации своей экономики к условиям послевоенного времени, сделали выбор в пользу ускоренной экономической и военно-политической интеграции Западной Европы. Вновь вышла на передний план Атлантическая хартия от 1941 года, выразившая в свое время экономическую основу интересов США во Второй мировой войне и которая длительное время оставалась единственной документальной основой антигитлеровской коалиции: в 1947 году, превратившись в идеолого-политический инструмент в риторике Трумэна, Хартия вывела становящуюся систему европейской безопасности на уровень региональной конфронтации между СССР и США, что и предопределило форму системы в виде двух военных блоков – НАТО и ОВД.

Гегемония США в Западной Европе в областях экономической и военно-политической интеграции в период 1947-1971 гг. сузило роль собственно самих западноевропейских стран в вопросах региональной безопасности, сведя их до уровня объекта. Слабый экономический базис Западной Европы не позволили ей сформулировать и реализовать свои собственные проекты региональной безопасности. СССР в этот же период занимал пассивно-рефлективную позицию, консолидируя свою организацию коллективной обороны ОВД по принципу «зеркального отражения».

Интеграционные процессы в двух подсистемах шли с разной динамикой и результатами. В силу того, что в Западной Европе, представленной НАТО и ЕЭС, было аккумулировано больше ресурсов, капиталистический способ производства там был восстановлен и поднят на качественно новый уровень намного быстрее, чем новый социалистический в Восточной Европе, которой требовалось не только восстановить свою экономику, но и адаптировать свои производственно-общественные институты к требованиям плановой экономики. Западная Европа состоялась как подсистема, и, более того, она обрела все предпосылки для восстановления своей международной субъектности без потери своих интеграционных качеств. И в период 1947-1975 гг. мы можем наблюдать за этими попытками автономного действия, которые становились все более действенными по мере того, как развивались региональные экономические связи в регионе, а трансатлантические – ослаблялись.

Появление СБСЕ/ОБСЕ и продолжение функционирования этого общеевропейского института безопасности на всем завершающем этапе холодной войны и развитие политических структур в ЕЭС указывает на повышение роли стран Западной Европы в решении вопросов региональной безопасности и выделение квазиавтономного европоцентристского ядра в некогда единой евро-атлантической системе безопасности.

С роспуском ОВД и распадом СССР система европейской безопасности и ее структуры вступила в адаптационный период, который закончился в 1999 году. Для этого периода характерно доминирование Европейского Союза в Центральной и Восточной Европе, становление собственного военно-политического института ЕС (ОВПБ) и постепенное взятие под контроль ОБСЕ. Евросоюз специально развивал неиерархичность становящейся системы безопасности (в ущерб ОБСЕ), нейтрализуя возможность появления таких международных обязательств ЕС, которые бы ограничивали его потенциал и требования в будущем.

Усиление роли ЕС в системе европейской безопасности сопровождалось сужением соответствующего участия Российской Федерации. В большей степени это отражало уменьшение политико-экономического потенциала РФ, что привело к деградации внешнеполитических инструментов России в Европе, ослаблению ее позиций в ОБСЕ и СНГ и повреждению уже ее комплекса государственной безопасности. Не в силах принимать полноценное участие в решении вопросов региональной стабильности, Российская Федерация вынуждена искать новые возможности: как вариант возникла концепция «энергетической безопасности» для всей Европы.

Собственный институт безопасности Европейского Союза в период 1998-2005 гг. прошел через этап неравномерного развития. Успешный ход модернизации военного компонента ОВПБ указывает на способность ЕС осуществить контроль над любым из возможных конфликтов в Европе. Отдельные недостатки процесса усиления Сил быстрого реагирования ЕС могут быть использованы военно-промышленным комплексом РФ для осуществления двустороннего сотрудничества с Европейским оборонным агентством.

Рост европейской экономики, ее качественное изменение с более интенсивной интернационализацией европейского капитала и его сближения с атлантическим (мировым) капиталом дает объяснение кризисному состоянию политического компонента ОВПБ, а именно кризису механизма выработки общих позиций в период 1998-2005 гг. Усиление роли США в европейских делах с 1999 года создало предпосылки для возникновения нового евро-атлантического оборонного сообщества в Европе. Поэтому система европейской безопасности, в которой Европейский Союз доминирует, осталась на уровне конца 90-х годов в виде сложного и неиерархического переплетения институтов при институциональной неадекватности ОВПБ и его неготовности занять место координатора в системе европейской безопасности.

В первом десятилетии XXI века на европейском континенте происходят сложные процессы, которые связаны с расширением НАТО, ЕС, определенным сотрудничеством ЕС и НАТО с РФ, другими странами на постсоветском пространстве. В последнее время на передний план выдвинулись вопросы энергетической безопасности, экологические проблемы, которые страны Европы смогут решить, только объединив усилия в общеевропейском процессе.


ЗАДАНИЕ: составьте вопросы для самоконтроля и задайте их студентам своей группы.




страница 1 страница 2

Смотрите также: