Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Жилищная политика в Республике Беларусь

(материал в помощь докладчику на единый день информирования 20 июня 2013 года)
Обеспечение человека доступным и комфортным жильем было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики белорусского государства.

В 2006-2012 годах в Беларуси построено 36,2 млн. кв. метров жилья. Благодаря этому жилищные условия улучшили свыше 300 тыс. семей - более 1 млн. человек. Около 60 процентов жилья (21,7 млн. кв. метров) построено гражданами с государственной поддержкой. По итогам 2010 года Беларусь заняла лидирующее положение среди государств - участников Содружества Независимых Государств по вводу жилья (699 кв. метров на 1 тыс. жителей) и второе место по обеспеченности жильем (24,6 кв. метра на человека).

В 2012 году Гродненская область выполнила основной прогнозный показатель социально-экономического развития в строительной отрасли ввод в эксплуатацию жилья. Построено 521,6 тыс. кв. метров, что составляет 100,3 % к годовому заданию, установленному Советом Министров РБ. Это позволило улучшить жилищные условия 6,6 тыс. человек. Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 331,9 тыс. квадратных метров общей площади, или 63,6% от общего объема введенного жилья. Для многодетных семей построено 218 квартир, или 19,7 тыс. м2. Обеспечен на 114,8 % ввод социального жилья, построено 172 квартиры или 8,0 тыс. м2 общей площади жилья.

В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях построено 149,8 тыс. м2 общей площади жилых домов, что составляет 187,3 % к годовому заданию.

Выполнено задание и по строительству жилых домов в сельхозорганихациях на 102,8 %, введено 146 квартир или 12,1 тыс. м2.

В 2012 году на жилищное строительство использовано 2 085,7 млрд. рублей инвестиций, что составляет 11,5 % к их общему объему и 69,5 % к уровню 2011 года, по линии АСБ «Беларусбанк» и «Белагропромбанк» направлено 919,4 млрд. рублей льготных кредитных ресурсов.

На строительстве объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки освоено 303,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 128,1 % к предусмотренному объему.

Стоимость строительства 1 кв. метра жилья типовых потребительских качеств (в первую очередь в конструкциях КПД) для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по итогам 2012 года самая низкая среди регионов страны: 2488,3 тыс. руб.

Количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, за 2012 год сократилось на 3736 человек и составило 88,2 тыс. человек.

Это стало возможным в результате наращивания выпуска строительных материалов и оборудования, разработки широкого перечня типовых проектов и проектов повторного применения для строительства жилья типовых потребительских качеств, увеличения мощностей строительных организаций, применения разнообразных форм финансовой и организационной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем всесторонняя государственная поддержка в сфере строительства, в том числе реконструкции или приобретения жилья в виде льготного кредитования и субсидирования, порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий привели к значительному росту числа граждан, ориентированных на улучшение своих жилищных условий исключительно с государственной поддержкой. В результате количество состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий возросло с 565 тыс. семей на 1 января 2006 г. до 814 тыс. семей на 1 января 2013 г. или на 44 процента. Наибольшее количество нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан насчитывается в крупных городах, где период ожидания включения в организации застройщиков составляет до 10-12 лет, а в г. Минске - до 22 лет.

До 2011 года в затратах на строительство жилья нарастала доля государственных средств и снижалась доля собственных средств граждан.

Вместе с тем, несмотря на увеличение объемов государственной поддержки, в настоящее время не решены проблемы своевременного отселения семей из ветхого жилья и обеспечения жильем граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда (далее - жилые помещения социального пользования). В очереди на получение жилых помещений социального пользования состоит около 20 тыс. семей.

В полной мере в Республике Беларусь не решены проблемы технической эксплуатации жилья и жилищных отношений в условиях преобладающей частной собственности на жилые помещения.

Назрела необходимость концентрации государственных финансовых ресурсов на максимально эффективном строительстве жилых помещений для льготных категорий граждан на условиях дифференцированного подхода к определению групп населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий с государственной поддержкой. Требуется ускорить строительство квартир и жилых домов для многодетных семей.

Поэтому в 2012 – 2015 годах усилия власти будут направлены на создание условий для успешного решения жилищного вопроса каждым гражданином, нуждающимся в этом.

Вместе с тем, масштабная поддержка, оказываемая государством в сфере строительства нового жилья, и созданные беспрецедентные льготные условия для этого привели к значительному росту числа граждан, ориентированных на улучшение своих жилищных условий исключительно с государственной поддержкой. Так, если на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Беларусь на 1 января 2006 г. состояло 565 тыс. семей, то на 1 января 2012 г. – 849 тыс. семей.

Очевидно, что рост числа претендующих на государственную поддержку не соответствует реальной потребности в ней и возможности государства по ее оказанию. Выросло число случаев недобросовестного поведения граждан, когда на вводимое жилье с государственной поддержкой претендуют те, кто в нем нуждается меньше остальных.

В таких условиях жилищная политика требует новых подходов. В их основе – расширение возможностей каждого гражданина самостоятельно решить свой жилищный вопрос. Поэтому в 2013 – 2015 годах государственная жилищная политика станет адресной, учитывающей реальные финансовые возможности граждан и их предпочтения при выборе жилья.

После принятия Президентом Республики Беларусь в январе 2012 решения об изменении условий государственной поддержки при строительстве и приобретении жилых помещений количество граждан, которые сохранили за собой такое право уменьшилось на 70%. В настоящее время право на получение льготных кредитов и одноразовых субсидий в Гродненской области имеют чуть более 27 тыс. человек.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2012 № 1023 «О мерах по выполнению заданий на 2013 год по строительству жилых домов» Гродненской области установлено задание по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов за счет всех источников финансирования в объеме 800 тыс. кв. м. (153,4 % к 2012 г.). Из них для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий – 300 тыс. м2, для многодетных семей – 832 квартиры, или 9,1 тыс. м2, для отселения граждан, проживающих в ветхих, аварийных жилых домах – 84 квартиры, или 5.3 тыс. м2, жилья коммерческого использования (арендного) – 11,9 тыс. м2.

Определен объем льготного кредитования жилищного строительства в размере 1243 млрд. руб. (1103,7 – Беларусбанк, 139,3 – Белагропромбанк).

В январе-мае 2013 года введено в эксплуатацию 230,2 тыс. кв. метров жилья, что составляет 28,8 % годового задания. По выполнению данного показателя Гродненская область занимает третье место среди областей Республики Беларусь.

В сельхозорганизациях введено 27 квартир или 2,3 тыс. м2 общей площади жилья.

Объем льготных кредитных ресурсов, использованный на строительство жилья в январе-мае 2013г. сложился в сумме 575,1 млрд. рублей (100,6 % к плановым назначениям).

В тоже время недостаток льготных кредитов по расчетной оценке составляет 602,8 млрд. рублей, в том числе: 451,8 млрд. рублей на строительство многоквартирного и индивидуального жилья, включая формирование задела на 2014 год; 151,0 млрд. рублей на строительство жилья в СХО (стоимость 1 усадьбы 950-1100 млн. руб.).

В связи с планируемым ростом строительства индивидуальных жилых домов Правительством РБ принято решение о значительном увеличении объемов финансовых средств, которые будут направлены на создание минимально необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры в микрорайонах индивидуальной жилой застройки: электроснабжение, водоснабжение и проезды с песчано-гравийным покрытием. По Гродненской области рост такого финансирования в 2013 году составит 4,2 раза, или 250 млрд. рублей из республиканского и областного бюджетов. За пять месяцев текущего года на финансирование инфраструктуры направлено -149 млрд. рублей при годовом задании 742,5 млрд. рублей.

В I полугодии 2013 г. ожидается ввести в эксплуатацию 346 тыс. кв. м., или 43,3 % к годовому заданию.



Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2013 г. № 267 утверждена Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года.

Целью государственной жилищной политики до 2016 года является создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье сообразно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям, формирование полноценного рынка жилья.

В 2013–2015 годах потребность граждан в улучшении жилищных условий предполагается обеспечивать путем:


  • строительства собственного жилья (квартира или индивидуальный жилой дом);

реконструкции имеющегося жилья;

  • приобретения в собственность жилья на вторичном рынке;

  • получения в пользование жилых помещений социального пользования.

В соответствии с данной Концепцией государственная жилищная политика будет реализована по двум основным направлениям:

  • улучшение жилищных условий граждан с государственной поддержкой, которая дифференцирована по категориям граждан и будет предоставляться адресно;

  • улучшение жилищных условий граждан без государственной поддержки путем развития существующих и создания новых финансовых механизмов (ипотека, система жилищных строительных сбережений, жилищные облигации), создания благоприятных условий для строительства жилья на коммерческой основе, увеличения фонда наемного жилья.

В 2013–2015 годах условием обеспеченности жильем будет являться наличие в собственности и (или) пользовании общей площади жилых помещений не менее 15 кв. метров на человека (в г. Минске – не менее 10 кв. метров).

В целях объективного подхода к постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, сокращения срока нахождения на учете, который составляет в среднем 17 лет, постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2013 года предполагается ограничить для:



  • воспользовавшихся государственной поддержкой при строительстве, в том числе реконструкции, или приобретении жилья – в течение срока, установленного законодательством (за исключением случаев увеличения состава семьи в связи с рождением детей);

  • зарегистрированных в жилых помещениях в населенном пункте на основании договоров найма (поднайма) жилых помещений, в которых они фактически не проживают.

Результатами реализации указанных цели и задач должны стать:

  • сохранение преимущественного права на получение государственной поддержки при строительстве, в том числе реконструкции, или приобретении жилья для многодетных семей и военнослужащих;

  • снижение периода обеспечения жильем до 3 лет для многодетных семей, а также для граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования, и 5 лет (в г. Минске – 7 лет) для иных категорий граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку;

  • обеспечение жилыми помещениями социального пользования лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сроки, установленные законодательством;

  • переход к единой системе государственного заказа на строительство жилья для льготных категорий граждан;

  • увеличение не менее чем до 50 процентов от стоимости строительства доли собственных средств граждан, направляемых на жилищное строительство;

  • достижение объемов ввода жилья по регионам на каждый год согласно показателям, устанавливаемым в соответствии с решениями Правительства Республики Беларусь;

  • рост уровня обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя до 27 – 28 кв. метров в 2015 году.


О государственной поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилья.
17.01.2012г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 06.01.2012г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее Указ № 13). Одновременно утратил силу Указ Президента Республики Беларусь от 14.04.2000г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» (далее Указ № 185), ранее регулировавший предоставление государственной поддержки гражданам. Произошедшие изменения можно назвать реформой системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Данный Указ определил категории граждан, которые имеют право на получение государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретения жилых помещений.

После выхода Указа № 13 проценты за пользование льготным кредитом устанавливаются в следующих размерах:


  • для многодетных семей – 1% годовых;

  • для военнослужащих – 5% годовых;

  • для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек – 10% ставки рефинансирования НБ РБ, но не менее 3 процентов годовых;

  • для молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей, не относящихся к иным категориям граждан – 50% ставки рефинансирования НБ РБ;

  • для иных категорий граждан – 20% ставки рефинансирования НБ РБ, но не менее 5 процентов годовых.

Максимальный срок пользования льготным кредитом не должен превышать 20 лет (для многодетных семей – 40 лет).

С 01.06.2013г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 30.05.2013г. №246 «О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь» (далее Указ №246). Указом № 246 внесены изменения и дополнения в Указ № 13. Основными из них являются –



  • Разовость получения государственной поддержки;

  • Льготные кредиты и одноразовые субсидии предоставляются на строительство (реконструкцию) жилых помещений в экономичных жилых домах типовых потребительских качеств, перечень проектов (серий) которых утверждается Министерством архитектуры и строительства РБ;

  • Максимальный размер льготного кредита определяется с учетом единого предельного норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемого Советом Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06 ноября 2012 г. № 1023 Гродненской области установлено задание по вводу в эксплуатацию жилых домов в объеме 800,0 тыс. кв. м жилья, из них для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и осуществляющих строительство жилья с государственной поддержкой, в объеме 300,0 тыс. кв. метров (жилые дома ЖСПК и индивидуальные застройщики. По Гродненской области на 2013 год установлен лимит льготных кредитных ресурсов, выделяемых нашим банком, в сумме 1103,7 млрд. рублей.

По состоянию на 01.06.2013 выдано льготных кредитных ресурсов по ОАО «АСБ Беларусбанк» 508,8 млрд. руб. (46,1% от годового объема), в том числе на индивидуальное жилищное строительство – 100,4 млрд. руб.

В настоящее время в учреждениях ОАО «АСБ Беларусбанк» Гродненской области кредитуется 5218 кредитополучателей, из них 3794 членов ЖСПК и 1424 индивидуальных застройщиков (строительство, реконструкция, покупка).

С 1996 года по 2012год включительно по Гродненской области прокредитовано 60 185 граждан на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, из них 46 398 членов ЖСПК (77,1%). За этот период введено в эксплуатацию 49 017 квартир (домов) общей площадью 3 444,5 тыс. м. кв.

За январь-май 2013 года введено в эксплуатацию для граждан, состоящих на учете нуждающихся, с использованием льготных кредитов – 132,2 тыс. кв. м, в том числе многоквартирных жилых домов – 97,3 тыс. кв. метра, индивидуальных жилых домов – 34,9 тыс. кв. метров.

Кроме того, граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на государственную поддержку в виде одноразовых субсидий и индексацию именных приватизационных чеков «Жилье».

Одноразовые субсидии, как и льготные кредиты, предоставляются на основании Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 в соответствии с очередностью. Отдельные категории граждан имеют право на совместное использование льготных кредитов и одноразовых субсидий.

С июня 2013 года система строительства и финансирования жилья претерпела изменения (Указ Президента РБ от 08.05.2013 №215). Жилищное строительство для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение льготного кредита, будет осуществляться через государственный заказ. Он предусматривает исключение участия граждан в инвестиционном процессе на этапе строительства путем предоставления им готового жилья по фиксированным ценам.

В данных условиях льготный кредит предоставляется единому государственному заказчику, который и будет осуществлять строительство жилого дома. На завершающей стадии местные исполнительные и распорядительные органы распределяют построенные жилые помещения в соответствии с очередностью. В свою очередь граждане после внесения собственных средств, составляющих разницу между фактической стоимостью предоставляемого жилого помещения и суммой выделяемого льготного кредита, заключают договор купли-продажи и кредитный договор в ОАО АСБ «Беларусбанк» на условиях, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012г. № 13.

2013 год будет переходным этапом от действующей системы финансирования и строительства жилья к государственному заказу.

Справочно: Учреждения ОАО «АСБ Беларусбанк» кроме льготных кредитов на финансирование недвижимости предоставляют кредиты гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий на строительство, реконструкцию и приобретение жилых помещений, построенных государственными организациями специально для продажи–


  • сроком до 20 лет;

  • в размере до 75 процентов стоимости строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения;

  • процентная ставка за пользование кредитом – 16 процентов годовых. Для граждан постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тысяч человек – 14 процентов годовых.

  • Покупка жилых помещений на вторичном рынке – 25,5% годовых (ставка рефинансирования НБ РБ +2пункта).


2 марта 2013 года вступил в силу Жилищный кодекс Республики Беларусь. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по защите прав граждан и организаций в области жилищных отношений; обеспечению граждан жилыми помещениями; учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; возникновению‚ осуществлению и прекращению права собственности и (или) владения и пользования жилыми помещениями; переустройству и (или) перепланировке; плате за жилищно-коммунальные услуги и плате за пользование жилым помещением; выселению из жилых помещений; управлению жилищным фондом, его распределению и эксплуатации; государственному учету жилых помещений, приватизации жилых помещений; созданию и деятельности организаций застройщиков, а также на отношения по совместному домовладению.

Задачами жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения закрепленного Конституцией Республики Беларусь права граждан Республики Беларусь на жилище, а также обеспечение использования и сохранности жилищного фонда.

Жилищное законодательство основывается на принципах:

обеспечения сохранности и развития государственного и частного жилищных фондов;

содействия гражданам в приобретении жилых помещений;

предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда гражданам, нуждающимся в социальной защите;

неприкосновенности жилых помещений;

недопустимости произвольного лишения жилых помещений;

судебной защиты жилищных прав граждан и организаций.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в настоящее время дорабатываются нормативные правовые акты для полной реализации Жилищного кодекса.

Концепцией развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года предусмотрен в 2010-2015 годах перевод жилищно-коммунального хозяйства на работу в режиме безубыточного функционирования, а также с целью недопущения социальной напряженности в стране и с учетом реального роста доходов населения в 2011-2015 годах планируется плавное поэтапное повышение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг, достигнув 60 % по услугам, оказываемым организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь к 2015 году, обеспечив сокращение объемов бюджетного и перекрестного субсидирования.

Следует отметить, что в последние годы населением возмещалась примерно одна треть затрат по оказываемым ему жилищно-коммунальным услугам. Оставшиеся две трети возмещались за счет бюджетных субсидий, перекрестного субсидирования, а также прочих собственных доходных источников организаций жилищно-коммунального хозяйства.

В целях обеспечения социальной защиты граждан при повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, предусматривается установление «порога» субсидирования в размере 20 % совокупного дохода семьи, основным критерием определяющим порядок предоставления государственной адресной социальной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В 2011-2015 годах предусматривается проведение дальнейшей работы по снижению затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению ежегодно не менее чем на 5-10 % в сопоставимых условиях.

Главным направлением реализации целей и задач в области жилищно-коммунального обслуживания является обеспечение населения и других потребителей комплексом жилищно-коммунальных услуг в соответствии с нормативами социального стандарта.

Обеспечение соблюдения нормативов государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области жилищно-коммунального хозяйства и повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг определено Указом Президента от 6 октября 2006 г. № 604 - как основной показатель эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время в систему государственных социальных стандартов в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 5/12556) включены 12 стандартов в области жилищно-коммунального хозяйства.

Установленные социальные стандарты по обслуживанию населения в области жилищно-коммунального хозяйства в области внедрены и реализуются повсеместно.

В дальнейшем система социальных стандартов требует развития и совершенствования: необходимо установление сроков проведения капитального ремонта и межремонтные сроки для различных типов жилых зданий, степень озеленения населенных пунктов. Актуализируются проблемы в отношении установления стандартов по качеству питьевой воды, очистке сточных вод, загрязнению окружающего воздуха, водоемов, размещению производств по характеру их воздействия на окружающую среду.

В настоящее время доля частного жилищного фонда в общем объеме составляет 90,1 %, и за последние пять лет увеличилась на 0,9 %.

С целью выбора способа управления недвижимым имуществом совместных домовладений повсеместно проведены собрания с собственниками жилых помещений.

На жилых домах, где граждане не выбрали самостоятельно способ управления, назначены уполномоченные лица по управлению недвижимым имуществом.

Разделены функции организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, путем создания службы заказчика, расчетно-справочных центров, самостоятельных ЖЭС, ЖЭУ, осуществляющих функции подрядчика.

Проведенная работа позволила создать условия для перехода на проведение текущего обслуживания на конкурсной основе. Для организации проведения конкурсов созданы конкурсные комиссии, составлены акты технического состояния жилых домов, выставляемых на конкурсы.

Одним из основных направлений обеспечения сохранности жилищного фонда является своевременное проведение капитального ремонта жилищного фонда.

В среднем по области удельный вес ввода общей площади жилых домов после капитального ремонта и тепловой модернизации составил 0,87 % от обслуживаемой площади. Прогнозный уровень капитального ремонта в 2015 году составит 2,4 %.

Несмотря на высокие темпы наращивания объемов работ остановить отрицательное влияние на техническое состояние жилищного фонда «недоремонта» можно, если увеличить к 2015 году объемы капитального ремонта в среднем по стране не менее чем в 2 раза.

Поэтому наряду с капитальным ремонтом планируется осуществлять тепловую модернизацию таких домов не менее 30 % от общего объема ввода жилых домов после капитального ремонта.

Основными источниками финансирования капитального ремонта и тепловой модернизации являются отчисления граждан и бюджетные средства.

К 2015 году ввод жилья после капитального ремонта и тепловой модернизации в области предлагается довести до 245,4 тыс. кв. метров, обеспечив при этом удельный вес 2,4 % от обслуживаемой площади, что соответствует нормативному показателю.

В целях обеспечения безопасности граждан при пользовании лифтами в течение 2011-2015 годов в области необходимо заменить 375 лифтов, находящихся в эксплуатации более 25 лет.

В жилищно-коммунальном хозяйстве области на 1 января 2013 г. эксплуатировалось 454 котельные с суммарной установленной мощностью 1799,4 МВт, 2047,6 км тепловых сетей в однотрубном исчислении, из них, в период с 2000 года, принято на баланс от других министерств и ведомств 275 котельных и 733,8 км тепловых сетей.

Имеющееся теплогенерирующее оборудование характеризуется широким диапазоном по установленной мощности. Наиболее производительными являются источники теплоснабжения с установленной мощностью от 10 до 100 Гкал/час, их количество от общего числа котельных составляет 8 %, выработанная на них тепловая энергия – 47 % всего объема полученной в 2012 году тепловой энергии. Таким образом, структура эксплуатируемых в области теплогенерирующих источников характеризуется преобладанием маломощного оборудования, большинство из которого морально устарело и имеет недостаточно высокий коэффициент полезного действия. Вместе с тем сложившаяся структура является отражением региональных особенностей предоставления услуг теплоснабжения, учитывающей, что в малых городах и населенных пунктах установка теплогенерирующего оборудования большой мощности нецелесообразна по причине недозагрузки или перепроизводства теплоэнергии из-за невозможности ее реализации потребителям вне своего населенного пункта.

Транспортировка тепловой энергии осуществляется по тепловым сетям организаций жилищно-коммунального хозяйства. Тепловые сети характеризуются высокой степенью износа. Около 26 % (а это составляет 528,4 км) тепловых сетей превысили нормативный срок эксплуатации, 12 % (245,2 км) нуждается в замене в ближайшее время. В 2013 году планируется выйти на уровень замены тепловых сетей - 4,1 % (норматив - 4 % от общей протяженности), а в 2015 году ликвидировать тепловые сети, превысившие нормативный срок амортизации и нуждающиеся в замене.

Основная цель по реализации мероприятий по замене тепловых сетей является повышение надежности и качества теплоснабжения потребителей, снижение технологического расхода теплой энергии при ее транспортировке, эксплуатационных расходов и затрат организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Приоритетным направлением развития теплоснабжения области в прогнозном периоде является увеличение доли собственных топливно-энергетических ресурсов за счет интенсивного использования местных видов топлива – древесной щепы, дров, торфа и древесных отходов. Замещение традиционных видов ресурсов (природного газа) на местные виды топлива произойдет за счет прироста их потребления в 2015 году по сравнению с 2009 годом на 69,6 тыс. т.у.т. Достижение данного показателя позволит снизить зависимость жилищно-коммунального хозяйства от импорта топливно-энергетических ресурсов.

Увеличение объемов использования местных видов топлива позволит довести их уровень в общем потреблении котельно-печного топлива до 49 % (в 2,2 раза к уровню 2010 года), что потребует проведения комплексной реконструкции котельных, установки высокоэффективного оборудования, увеличения комбинированной выработки тепловой и электрической энергии на местных видах топлива.

В 2012 году доля МВт в топливном балансе составила – 32,5% (задание 46,5 %).

Предполагается, что реализация всех энергосберегающих мероприятий позволит обеспечить в 2011-2015 годах экономию потребления топливно-энергетических ресурсов в объеме не менее 100,8 тыс. т.у.т.

Дальнейшую модернизацию и развитие систем централизованного водоснабжения и водоотведения предполагается осуществить в рамках Программы по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» на 2011-2015 годы Гродненской области, которая предусматривает завершение строительства и расширение станций обезжелезивания воды в 4-х районных центрах (Слоним, Новогрудок, Берестовица, Вороново) и городе Гродно. Тем самым, все районные центры области, а также города, городские поселки и населенные пункты с количеством жителей более 1500 человек будут обеспечены централизованным водоснабжением с гарантированным качеством питьевой воды.

Кроме того, Программа предусматривает обеспечение жителей агрогородков централизованным водоснабжением не менее 82 процентов, для чего запланировано строительство 65 станций обезжелезивания, 57 артезианских скважин, 17 водонапорных башен и 205,0 км водопроводных сетей.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, кредитных ресурсов Международного банка реконструкции и развития, иных источников. Объем финансирования на 2011-2015 годы по всем направлениям в ценах 2011 года составляет 296 875,6 миллиона рублей.

Результатами реализации Территориальной программы к 2016 году станут:

обеспеченность не менее 98 процентов населения областного и районных центров, городов и поселков городского типа централизованным водоснабжением с питьевой водой нормативного качества;

обеспечение не менее 82 процентов населения агрогородков централизованным водоснабжением;

снижение на 5 процентов потерь и неучтенных расходов воды из систем водоснабжения;

обеспечение сброса нормативно очищенных сточных вод в водные объекты;

повышение обеспеченности централизованными и местными системами хозяйственно-бытового водоотведения:

городского населения – на 2 процентных пункта, сельского населения – на 3 процентных пункта.

Согласно Программе на строительство объектов водоснабжения и водоотведении на 2013 год запланировано направить 107,99 млрд.рублей.

В 2013 году предусмотрено строительство 22 объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе необходимо обеспечить до конца года ввод 15 объектов.

На 1 июня 2013 года завершены строительные и ведутся пуско-наладочные работы по объекту «Строительство станции обезжелезивания воды в г.п. Берестовица».

Согласно Концепции развития ЖКХ благоустройство населенных пунктов предполагает решение комплекса вопросов, касающихся:

содержания и ухода за дворовыми территориями, проездами и улицами;

уличного освещения;

озеленения;

содержания и ухода за парками и скверами;

сбора, переработки, вывоза и уничтожения мусора и другого.

Необходимо осуществить поэтапное повышение доли освещенных и с усовершенствованным покрытием городских улиц и дорог, обеспечив соблюдение их удельного веса на уровне нормативов социального стандарта. Реконструкцию и капитальный ремонт внутриквартальных дворовых территорий производить с обязательным расширением проездов и устройством разворотных площадок, автомобильных парковок, хозяйственных, детских игровых и спортивных площадок, а также площадок для выгула домашних животных. Увеличить площади ландшафтно-рекреационных территорий, крупных зеленых массивов (лесопарков, парков), обладающих высокой экологической эффективностью, для чего потребуется увеличение объемов выращивания древесно-кустарникового посадочного материала и развитие питомников и оранжерейных хозяйств.

До 2015 года предполагается оптимизировать схемы санитарной очистки с сокращением количества мини-полигонов для захоронения коммунальных отходов и ликвидацией большинства площадок временного складирования.

Планируется довести обеспеченность организаций ЖКХ специальной коммунальной техникой и контейнерами исходя из нормативов количества контейнеров для раздельного сбора ТКО и нормативов образования отходов на одного жителя, завершить строительство мусоросортировочного предприятия в городе Гродно мощностью 120 тыс. тонн в год. Кроме того, во всей многоэтажной застройке будет организован 100-процентный охват населения раздельным сбором коммунальных отходов.

Одним из важнейших направлений работы являются обустройство и содержание в надлежащем санитарном состоянии кладбищ и прилегающих к ним территорий с обустройством площадок для сбора мусора и установкой контейнеров.

Определяющим фактором привлекательности сельского образа жизни является обеспечение населения жильем и объектами инженерной инфраструктуры.

В программном периоде основной задачей развития жилищно-коммунального хозяйства на селе является дальнейшее благоустройство сельских населенных пунктов и создание сельскому населению комфортных условий проживания в основном в плане совершенствования и укрепления уже созданных агрогородков, наполнения их недостающими и развитием существующих объектов инженерной инфраструктуры в целях обеспечения условий проживания населения, соответствующих нормативам государственного социального стандарта.

Развитие жилищно-коммунального хозяйства в 2011-2015 годах должно быть направлено на достижение главного приоритета – перевода экономики в режим интенсивного развития и должна обеспечить решение важнейших для сферы жилищно-коммунального хозяйства задач по сбалансированности экономики и решение вопросов импортозамещения.


Строительство жилья в Дятловском районе
За 12 месяцев 2012 года введено в эксплуатацию 2 737 квадратных метров жилья, или 41.5% к годовому заданию.

В сельскохозяйственных организациях введены в эксплуатацию 6 квартир общей площадью 492 квадратных метра, или 100% к годовому заданию (3 квартиры – СПК «Жуковщина», 3 квартиры – СПК «Русь-Агро»).

Индивидуальными застройщиками введено в эксплуатацию 2245 квадратных метров жилья, или 224.5% к годовому заданию.

За 12 месяцев 2012 года объем подрядных работ, выполненных собственными силами предприятий строительного комплекся, составил 57.606 млрд.рублей, или 90.6% к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых условиях.

Строительными организациями привлечено 34.891 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, что составило 138.6% к уровню 2011 года в сопоставимых условиях.

За январь - май 2013 года темп роста строительно-монтажных работ составил 132,1 процента к соответствующему периоду прошлого года.

В текущем году на территории Дятловского района ведется строительство многоквартирным жилых домов жилищно-строительных кооперативов, где освоено 15,9 млрд.рублей, в том числе:

60-ти квартирный жилой дом ЖСПК №12 «Восток» (подрядчик УСР г. Дятлово ОАО «Стройкомплекс») освоено 2,6 млрд. руб.;

20-ти квартирный жилой дом ЖСПК №3 «Надзея» в г.п.Козловщина (подрядчик ОАО «Дятловоремстрой») освоено 557 млн. руб.;

60-ти квартирный жилой дом ЖСПК №14 «Новосел» (подрядчик ОАО «Стройвектор») освоено 3,4 млрд. руб.;

72 квартирный жилой дом ЖСПК-17 "ФаворитДятлово" в микрорайоне по ул. Новогрудской в г.Дятлово (подрядчик «ОАО «Гродно-жилстрой») освоено 9,3 млрд.руб. 

Ведется строительство жилых домов в СПК «Русь-Агро», СПК «Вензовец», СПК «Жуковщина».

За январь-май 2013 года введено в эксплуатацию 3355 кв. м. жилья, что составляет 16,1 % к годовому заданию (20900 кв.м).

Введен в эксплуатацию 12-ти квартирный жилой дом ЖСПК №15 «Бриз-12» (подрядчик -ДП Дятловская МПМК-147).

Завершена реконструкция общежития под жилой дом по ул. Мицкевича, 4 в г. Дятлово (подрядчик ОАО «Стройкомплекс»).

В сельскохозяйственных предприятиях сдана в эксплуатацию 1 квартира общей площадью 82 кв. м. или 5,8 процента к плану (17 квартир общей площадью 1345 кв.м). Введен в эксплуатацию один одноквартирный жилой дом СПК «Русь-Агро».

Индивидуальными застройщиками введено в эксплуатацию 550 кв.м. или 33,1 процента к плану (1661 кв. м.).


О мерах безопасности и охрана жизни людей на водах в Гродненской области
В Гродненской области имеется разветвленная сеть водных объектов. Достаточно сказать, что на территории области протекает и насчитывается 515 рек больших и малых общей протяженностью более 29 тысяч км, 561 озер, водоемов, мелиоративных каналов – 16432 км., общая площадь водного зеркала составляет 34 тысячи 601 гектар или 0,32 га водной поверхности на каждого жителя Гродненщины.

Охрану жизни людей на воде в области обеспечивают 9 спасательных станций, маневро-поисковая группа, 13 бюджетных постов и 34 ведомственных спасательных постов.

Областным советом ОСВОД постоянно принимаются меры по укреплению материально-технической базы спасательных станций и постов. Благодаря поддержке и выделяемым средствам Гродненского облисполкома, а также местными органами власти за 2005-2007 годы в области построены и сданы в эксплуатацию три спасательные станции: «Лососно» в городе Гродно, в Лидском и Слонимском районах. В районных центрах пять стационарных спасательных постов.

В настоящее время во всех районах области имеются структурные подразделения областной организации ОСВОД, которые проводят постоянную работу по охране жизни людей на воде. Спасательные станции и посты укомплектованы кадрами. На спасательных станциях работает 57 водолазов, 41 моторист, 19 медицинских сестер.

Спасательные станции оснащены необходимыми плавающими средствами, водолазным снаряжением, спасательным инвентарем и другим имуществом.

Наличие хорошей материально-технической базы позволяет ОСВОДу успешно решать поставленные задачи. За последние пять лет спасено 518 человек. Из них более 50 несовершеннолетних, предупрежден 3251 человек за нарушение правил поведения на воде. За 10 лет в зоне действия спасательных станций и постов не допущено ни одного случая гибели людей.

Только с начала 2013 года на водоемах спасено 8 человек, в том числе 5 детей, предупреждено 600 человек, из них 130 несовершеннолетних.

В области многие водоемы используются в производственных или иных целях. Согласно Правилам охраны жизни людей на водах республики, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2009, организаторы и другие хозяйствующие субъекты обязаны создавать ведомственные спасательные посты и обеспечивать безопасные условия для людей, пользующихся данными водоемами.

Областным советом ОСВОД, районными организациями ОСВОД реализуются мероприятия, направленные на предупреждение несчастных случаев с людьми на водах, в том числе в рамках комплексных мер по снижению гибели людей на водах на 2011-2015 годы. В настоящее время организации ОСВОД функционируют во всех районах области. По состоянию на 1 июня 2013 года в областной организации ОСВОД имеется 1380 первичных организаций, 539 коллективных членов ОСВОД, более 56 тысяч индивидуальных членов ОСВОД. Есть необходимость создать первичные организации ОСВОД в каждой организации. Это будет способствовать усилению работы по охране жизни людей на водоемах и сокращению несчастных случаев на воде. Большую помощь в предупреждении несчастных случаев с людьми на водах, охране их жизни оказывают средства массовой информации и, прежде всего, областная газета «Гродзенская праўда», районные газеты, а также местное радио и телевидение.

В 2012 году на страницах областной и районных газет опубликовано 215 статей и заметок по данной тематике, проведено 276 выступлений по радио и 154 по телевидению.

В учебных заведениях, дошкольных учреждениях, на предприятиях и в организациях оборудовано 1960 уголков ОСВОД с размещением на них плакатов, листовок по правилам поведения на воде и льду. В прошлом году в учебных заведениях показано 285 документальных фильмов по вопросам охраны жизни людей на водоемах.

Ежегодно областным советом ОСВОД проводятся соревнования по спасательному многоборью на лично-командное первенство среди штатных работников спасательных станций, что позволяет работникам ОСВОД быть постоянно в хорошей форме, для оказания быстрой помощи людям, терпящим бедствие на воде. На республиканских соревнованиях спасатели Гродненщины занимают первое место.

Решением райисполкомов в каждом районе определено количество мест массового купания населения, которые закреплены за предприятиями и организациями и учреждениями жилищно-коммунального хозяйства.

Водолазами областного совета ОСВОД ежегодно обследуются и очищаются от посторонних предметов акватории 54-56 водоемов в местах массового купания.

В работе, проводимой местными органами власти, трудовыми коллективами, организациями ОСВОД по охране жизни людей на водоемах области, по сведениям областного управления статистики, начиная с 2004 года, наметилась устойчивая тенденция по снижению гибели людей на воде. Если в 2003 году гибель составила 188 человек, то в настоящее время составляет 75-88 человек. Ежегодно цифра уменьшается.

Основными причинами гибели людей на водоемах является нарушение правил поведения на воде:

- Купание в водоемах, не предназначенных для этих целей («диких пляжах). 99% несчастных случаев на воде происходит именно в таких местах.

- Купание в нетрезвом состоянии. В 2012 году из 99 человек, погибших от воды в области, находились в состоянии алкогольного опьянения, утонуло 66 человек или 66%. Алкоголь всегда понижает степень осторожности к опасности.

Работники спасательных станций проводят совместную работу с милицией по недопущению распития спиртных напитков на пляжах и зонах отдыха в районах действия спасательных станций и постов. Так, составлено 6983 протокола за распитие спиртных напитков, 799 человек предупреждены о недопущении распития и купания в пьяном состоянии.

Перед водной стихией все равны и взрослые, и дети. На водоемах области в год погибает порядка 10-12 детей и подростков. Виной тому чаще всего является недосмотр родителей и взрослых, небрежное отношение к правилам поведения на воде, отсутствие на детях индивидуальных средств спасения. Для ребенка гибель на воде это - миг. Поэтому если рядом на вашей даче или дворе есть любая емкость с водой - не оставляйте детей без внимания. Во время каникул за 2012 год погибло 9 детей, которые отдыхали с родителями.

В 2012 году в области утонуло на водоемах 12 детей и подростков, из них 9 человек утонуло в период летних каникул. Гибель детей на воде имеет место в Октябрьском, Ленинском, Зельвенском, Вороновском, Ошмянском, Щучинском районах, где утонуло по одному ребенку, по двое детей утонуло в Гродненском, Ивьевском, Новогрудском районах.

Гибель детей на воде во многих случаях происходит по халатности и недосмотру взрослых или родителей, которые их сопровождают. Это подтверждается многими примерами. Так, 28 июля прошедшего года на реке Березина Ивьевского района, вблизи д. Бакшты, утонули два малолетних брата, ученики 5 класса Тулько Денис и Тулько Александр. В этот день родители отправились отдыхать на р. Березина, взяв при этом, с собой на отдых малолетних детей. Взрослые сидели на берегу и распивали пиво. Дети находились рядом, играли между собой. Затем с разрешения родителей пошли купаться. В один из моментов, когда взрослые отвлеклись и не обращали внимания на ребят, последние, увлеченные игрой, заплыли по течению на глубину и ушли под воду. Взрослые пытались самостоятельно вытащить детей из воды на берег. Но этого у них не получилось и мальчики утонули. Родители, взявшие с собой детей, не обеспечили их безопасность, и вина, в первую очередь, ложится на них.

В прошедшем году в Новгрудском районе возле р. Каменка в сажалке за сараем утонул Молявко Я.С. в возрасте 2,5 года. Родители приехали к дедушке, начали обедать и забыли про ребенка.

В июле 2012 года в колхозном озере вблизи г. Скиделя Гродненского района утонул Коледа Д.А. в возрасте 6 лет, который играл у воды без присмотра родителей, а родители в данный момент с компанией отдыхали.

Вопросам проведения профилактической работы с детьми и подростками по недопущению несчастных случаев на воде необходимо уделять больше внимания в учебных заведениях и дошкольных учреждениях. Целесообразно изучать с учащимися школ, гимназий, лицеев правила охраны жизни людей на водах республики. Вопросы предупреждения несчастных случаев на воде необходимо рассматривать также и на родительских собраниях, в учебных заведениях с участием работников ОСВОД. Органам образования, физической культуры спорта и туризма необходимо уделять больше внимания вопросам организации учебы детей плаванию, используя при этом имеющиеся плавательные бассейны в учебных заведениях, на предприятиях и организаций. Кроме этого, надо использовать время пребывания детей в детских оздоровительных лагерях, где по возможности можно организовать занятия по плаванию и купанию детей на открытых водоемах. Эти рекомендации вытекают из правил охраны жизни людей на водах Республики Беларусь.

Вопросы охраны жизни людей на водах будут и в дальнейшем находиться в центре внимания всех заинтересованных служб.



ОСВОД (Дятловский район)
По состоянию на 1 июня 2013 года в районе созданы 64 первичные организации, 22 коллективных членов ОСВОДа, где насчитывается 1851 человек.

Решением Дятловского районного исполнительного комитета №149 от 26 апреля 2013 г. «О мероприятиях по подготовке зон отдых на водоёмах района к купальному сезону в 2013 году» определны 4 места для купания населения, которые закреплены за организациями района: пляж г. Дятлово на городском озере, пляжи на реке Молчадь в г.п. Новоельня и п. Гезгалы (закреплены за Дятловским РУП ЖКХ), пляж на водоеме около санатория «Радон» (за санаторием «Радон»). Данные пляжи обследованы водолазами Гродненской областной организацией ОСВОД. На всех остальных водоёмах купание запрещено.

На основании вышеназванного решения руководители организаций, за которыми закреплены водоёмы, где купание запрещено должны обеспечить оснащение их предупредительными щитами «Купание запрещено».

В районе проводится определённая работа по предупреждению несчастных случаев на воде.

В текущем году в районной газете «Перамога» опубликовано 5 статей по правилам поведения и мерам безопасности на воде и два материала прозвучало на районном радио.

В учебных заведениях дошкольных учреждениях, на предприятиях оборудовано 93 уголка ОСВОД. КУП «Дятловокиновидеосеть» продемонстрирован 21 документальный фильм по вопросам охраны жизни людей на водах.

На 1 июня 2013 года проведено 74 выступлений и бесед в учебных заведениях и трудовых коллективах района.

Несмотря на проводимую профилактическую работу за период с 2004 года по 2012 год в районе утонуло 52 человека: из них 2 – детей. 88% из числа утонувших находились в состоянии алкогольного опьянения.

В 2012 году в районе утонуло 3 человека. Все находились в состоянии алкогольного опьянения.

В текущем году утонул 1 человек. 15 июня 2013 года в 17 часов после распития спиртных напитков с друзьями, житель д. Подвеликое 1988 года рождения решил переплыть затоку около реки Щара и деревни Черлёнка. Не рассчитав своих сил он не доплыл до берега 2 метра и утонул.

ОСВОД рекомендует:

купайтесь в специально отведенных местах для отдыха у воды;

начинайте купания при температуре воздуха не ниже 20о С, а воды - +18о С;

находясь в воде, не доводите себя до переохлаждения;

не купайтесь сразу после приёма пищи;

если не умеете плавать, не заходите в воду выше пояса;

при отсутствии уверенных навыков плавайте вдоль берега или по направлении к нему;

недопустимо входить в воду и купаться в состоянии даже лёгкого опьянения;

не распивать на пляже спиртные напитки;

не оставлять малолетних детей без присмотра;

Выполняя вышеуказанные рекомендации Вы и Ваши дети хорошо отдохнут в летний период у воды. Помните, что Вас ждут близкие и родные дома живыми и здоровыми.

Профилактика правонарушений и преступлений в сфере семейно-бытовых отношений
Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования.

Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако, вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества. Все происходящие в нем изменения, как позитивные, так и негативные, тут же отражаются во внешней форме и внутреннем состоянии семьи, в ее психологическом и моральном климате, бытовых условиях, экономическом состоянии.

Именно поэтому проблема бытовой преступности достаточно актуальна не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества, о чем свидетельствует ее неоднократное рассмотрение на сессиях Организации Объединенных Наций и Совета Европы.

Уголовно-наказуемые деяния, совершаемые в ходе ссор между членами семьи, порой по своей жестокости и тяжести последствий многократно превосходят заранее планируемые и хорошо подготовленные преступления. Каждый четвертый гражданин из числа лиц, погибших в результате убийств, лишен жизни своими близкими.

Необходимо отметить, что проблема трудовой и бытовой зависимости одних членов семьи от других существует и на сегодняшний день. К примеру, в большинстве случаев женщина переносит все проявления агрессии со стороны мужа осознавая, что он содержит ее и детей. Все чаще жертвами своих родственников становятся пенсионеры, которые в силу пожилого возраста не могут оказать сопротивление либо вынуждены находиться в зависимом положении.

Ежемесячно в территориальные органы внутренних дел Республики Беларусь поступает порядка 30 тысяч сообщений о семейно-бытовых конфликтах. Однако, по-прежнему, нередки случаи, о которых правоохранительные органы узнают от третьих лиц, так как в силу различных причин пострадавшие воздерживаются от обращения за помощью.

Во многих семьях, имеющих имидж добропорядочных, нередко совершается тихое насилие. Выявление таких фактов зачастую осложняется тем, что тот, кто ощущает такое насилие, боясь испортить репутацию семьи и разрушить видимость мнимого благополучия, не решается обратиться за помощью не только в государственные органы, но и к своим знакомым, родственникам и близким. Однако, человеческое терпение не бесконечно, и, порой, спокойная, милая женщина, уставшая от мужа - тирана, или ребенок, над которым постоянно издеваются родители, становятся убийцами.

Органы государственного управления совместно с Министерством внутренних дел уделяет особое внимание вопросу профилактики правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений. На самом высоком государственном уровне принимаются необходимые меры по совершенствованию деятельности, направленной на предупреждение домашнего насилия.

Республика Беларусь является первой на постсоветском пространстве, где 10 ноября 2008 года принят Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», который в феврале 2009 года вступил в законную силу. Наиболее важно то обстоятельство, что в концепцию Закона впервые заложены основы профилактики конкретных видов правонарушений, в том числе пьянства, насилия в семье. Его реализация на сегодняшний день позволяет в определенной степени разрешать стоящие перед обществом задачи по укреплению правопорядка, защите прав и законных интересов граждан страны, повышению уровня профилактического влияния на криминогенные процессы в республике.

В Беларуси сложилась проверенная годами практика применения правовых норм по фактам совершения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. В настоящее время основным направлением профилактики насилия является взаимодействие заинтересованных республиканских органов государственного управления, органов исполнительной и распорядительной власти, правоохранительных органов по формированию здорового образа жизни граждан, повышению моральных устоев семьи, возрождению исторических традиций взаимоуважения и взаимопонимания между их членами, социальной поддержки малоимущих семей.

Основной приоритет в работе в соответствии с вышеназванным Законом сделан на том, что каждый специалист в своей области обязан идти к людям и проводить в жизнь политику государства, направленную на процветание Республики Беларусь. А именно, специалист в области здравоохранения – на совершенствование взаимодействия заинтересованных в вопросах предупреждения и преодоления пьянства и алкоголизма, труда и социальной защиты – на разрешение проблем незанятости трудоспособных граждан общественно-полезным трудом, улучшение работы, направленной на повышение уровня социальной защищенности малообеспеченных граждан и, в первую очередь, детей в неблагополучных семьях и престарелых граждан; культуры – на творческое развитие личности, формирование моральных устоев семьи; спорта и туризма – на развитии и вовлечении населения в спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

В соответствии с требованиями Президента Республики Беларусь Министерство внутренних дел продолжает наращивать усилия по дальнейшему совершенствованию форм и методов охраны правопорядка, профилактики правонарушений.

Так, с 17 по 21 июня 2013 года по инициативе Министерства внутренних дел в республике запланировано проводится специальное комплексное мероприятия «Быт». Его основная цель – предупреждение насилия в семье.

В эти дни сотрудники милиции вместе с представителями других государственных структур и общественных организаций активизируют работу по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

Во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами предпринимаются необходимые меры по выявлению лиц, склонных к таким правонарушениям, а также тех, кто стал жертвой семейного насилия. В обязательном порядке стражи правопорядка посетят по месту жительства семьи, в которых дети находятся в социально опасном положении.

Также организаторы мероприятия проведут активную разъяснительную работу о необходимости и возможности обращения граждан не только в милицию, но и в территориальные центры социального обслуживания населения, на телефон общенациональной «горячей» линии 8-801-100-8-801, в иные структуры, которые оказывают помощь как жертвам семейного насилия, так и агрессорам. Жители страны получат дополнительную информацию о возможностях государственных органов и общественных объединений в комплексной реабилитации потерпевших.



Сегодня в быту большинство преступлений совершается супругами, в том числе бывшими, либо сожителями.

Проанализировав опыт зарубежных стран, МВД инициировано закрепление на законодательном уровне ряда ограничений для лиц, допускающих совершение административных правонарушений на бытовой почве. В частности, возможность отселения семейного дебошира от членов семьи по решению суда на некоторое время (до года), обязанность пройти курс лечения от алкоголизма.

Кроме того, выбывая на сообщения о семейных конфликтах, сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с ситуацией, когда у лица, подвернутого насилию, отсутствуют следы его применения, однако имеет место причинение побоев. При этом реально доказать факт причинения боли, физических и психических страданий.

В этой связи проработан вопрос о дополнении Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нормой, устанавливающей ответственность за причинение лицу физических и психических страданий, а также нанесение побоев.

В настоящее время органы внутренних дел сконцентрировали внимание и усилия на борьбе с так называемыми малозначительными деяниями, связанными с бытовыми драками, избиениями, истязаниями, угрозами убийством или причинением телесных повреждений. Удельный вес таких преступлений составляет более 80%.

Тем самым решается задача выявления преступной агрессии на ранних этапах конфликтов, когда ситуация еще не дошла до совершения убийств и других тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан. Основные усилия органов внутренних дел сконцентрированы на проведении воспитательно-профилактической работы с широкими слоями населения, направленной на формирование устойчивой позиции сознательного исполнения общепринятых норм морали, закона, пропаганду общечеловеческих ценностей и здорового образа жизни.

Прямым катализатором бытовой преступности является пьянство, которое наносит огромный материальный и моральный ущерб обществу, осложняет демографическую ситуацию в республике, способствует уменьшению численности населения.

На учете в наркологических кабинетах состоит свыше 180 тысяч граждан нашей страны.

В определенной степени решению этой проблемы способствует действие в Беларуси такого института – как изоляция хронических алкоголиков в лечебно-трудовые профилактории. В бывших странах Советского Союза приняты решения отказаться от мер принудительного воздействий в отношении «пьяниц». Вместе с тем статистика «неумолима»: в состоянии алкогольного опьянения совершается каждое пятое преступление, в том числе порядка 80% убийств и причинений тяжких телесных повреждений. Более того около 70% «бытовых» преступлений совершены в пьяном виде.

Функционирование лечебно-трудовых профилакториев сегодня решает основную задачу – дает возможность членам семьи определенный период времени спокойно жить, работать или учится, исключается возможность совершения этими лицами правонарушений.



Таким образом, сложившаяся система взаимодействия всех заинтересованных по профилактике правонарушений в быту работает, развивается и дает возможность принимать своевременные действенные меры по предотвращению насилия в семье, а проведение таких специальных комплексных мероприятий как «Быт», способствует устранению причин и условий, создающих предпосылки к семейным правонарушениям, а также снижению количества пострадавших от бытовых конфликтов.

страница 1

Смотрите также: