Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 ... страница 10 | страница 11

5 Квалификационная характеристика специалиста



5.1 Сфера профессиональной деятельности
Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности естественнонаучных, фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний:

 телекоммуникации, в том числе военного назначения (область науки и техники, включающая совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии);



  • обеспечение разнообразными телекоммуникационными услугами населения, предприятий и организаций;

  • разработка и проектирование устройств, систем и сетей телекоммуникаций;

  • монтаж, наладка и эксплуатация систем и устройств телекоммуникаций;

  • осуществление научных и опытно-конструкторских работ в области телекоммуникаций;

  • обучение и подготовка специалистов в области телекоммуникаций;

  • прохождения воинской службы в воинских частях и подразделениях в первичных должностях – командир взвода связи и им равные, начальник связи батальона (дивизиона); с последующим использованием без дополнительной подготовки – в должностях командира роты связи, начальника отделения центра связи; после дополнительной подготовки – в должностях начальника штаба, начальника центра связи, начальника полевого узла связи, командира батальона связи механизированной группы (бригады)*;

– системы управления войсками и связью*.
5.2 Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются:

  • сети связи и системы коммутации;

  • многоканальные телекоммуникационные системы, включая системы оптического диапазона;

  • системы и устройства радиосвязи, включая системы спутниковой и мобильной связи;

  • системы и устройства звукового и телевизионного вещания, мультимедийной техники;

  • системы и устройства передачи данных;

  • управление эксплуатационным и сервисным обслуживанием телекоммуникационных устройств;

  • менеджмент и маркетинг в телекоммуникациях;

  • воинские коллективы*;

  • вооружение*;

  • стационарные и полевые узлы связи*;

  • стационарные и подвижные средства каналообразования*.


5.3 Виды профессиональной деятельности
Выпускник вуза после адаптации до 1 года должен быть компетентным в следующих видах деятельности:

  • производственно-эксплуатационной,

  • проектно-конструкторской,

  • научно-исследовательской,

  • организационно-управленческой,

  • образовательной;

  • инновационной;

  • служебной*.


5.4 Задачи профессиональной деятельности
Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:

  • организация и эффективное осуществление контроля за качеством функционирования систем (в том числе и специального назначения) и сетей телекоммуникаций;

  • эффективное использование ресурсов сетей телекоммуникаций, средств вычислительной техники для организации производственных процессов при проектировании, строительстве и технической эксплуатации объектов телекоммуникаций;

  • совершенствование, модернизация и улучшение технико-экономических показателей средств связи;

  • проектирование систем и сетей телекоммуникаций и их компонентов;

  • монтаж, наладка, испытание, ремонт и техническое обслуживание оборудования систем и сетей телекоммуникаций;

  • разработка и освоение нового телекоммуникационного оборудования и новых телекоммуникационных технологий;

  • проведение мероприятий, обеспечивающих рентабельную деятельность предприятий связи на рынке телекоммуникационных услуг;

  • организация мероприятий по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды в процессе производственной деятельности предприятия;

  • организовывать и проводить идеологическую работу в подразделении*;

  • оценка технического состояния образцов техники и вооружения*;

  • обеспечение требуемого уровня исправности и боевой готовности вооружения и техники, их применения по назначению и безопасной эксплуатации*;

  • управление подразделениями связи в мирное и военное время*;

  • воинское воспитание, обучение и повышение квалификации подчиненного личного состава*.


5.5 Состав компетенций
Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;

социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;

профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
6 Требования к уровню подготовки выпускника
6.1 Общие требования к уровню подготовки
6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.

6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества (морально-психологическое состояние личного состава подразделения), знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности и жизнедеятельности.



6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.
6.2 Требования к академическим компетенциям
Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

  • уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;

  • применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач в области создания и совершенствования инновационных технологий телекоммуникационных производств;

  • иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;

  • осуществлять комплексный подход к решению профессиональных проблем;

  • разрабатывать бизнес-планы технологических задач;

  • использовать технические и программные средства компьютерной техники;

  • уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности;

  • применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента в своей области научных исследований;

  • уметь грамотно оформлять различные документы и излагать результаты исследований;

  • формулировать и выдвигать новые идеи.


6.3 Требования к социально-личностным компетенциям
Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

  • иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;

  • иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

  • знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;

  • иметь способность к критике и самокритике;

  • уметь работать в коллективе;

  • использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;

  • иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.

  • обладать высокой духовностью, развитым чувством патриотизма, офицерской чести и воинского долга, моральной и психологической готовностью к защите Отечества*;

  • обладать твердой и непреклонной волей, уметь контролировать свои эмоции и чувства, волю других людей в условиях опасности и риска, направить их на беспрекословное исполнение приказаний и предписаний в боевой обстановке и в мирное время*;

  • обладать верой в себя, в свои силы и способности, в свое призвание, в правильность выбора жизненного пути, в победу над противником*;

  • быть честным и порядочным, сохранять незыблемую верность слову, единству слова и дела*.


6.4 Требования к профессиональным компетенциям
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:

в производственно-эксплуатационной:

  • организовывать и эффективно осуществлять контроль за качеством функционирования систем и сетей связи;

  • проводить техническое обслуживание оборудования систем и сетей связи;

  • эффективно использовать ресурсы сетей связи, средств вычислительной техники для организации производственных процессов при проектировании, строительстве и технической эксплуатации систем и сетей связи;

  • автоматизировано управлять сетями электросвязи;

  • совершенствовать, модернизировать и улучшать технико-экономических показателей средств связи;

  • проводить строительство и монтаж многоканальных систем и направляющих систем электросвязи;

  • проводить стандартные и сертификационные испытания систем и сетей связи и составляющих их элементов;

  • организовывать мероприятия по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды в процессе производственной деятельности предприятия;

  • локализировать неисправности и организовывать ремонтную деятельность;

  • организовывать мероприятия по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды в процессе повседневной деятельности подразделения*;

  • знать требования мер безопасности при проведении всех видов работ на технике и вооружении*;

  • знать руководящие документы по организации связи, эксплуатации и применению техники военной связи*;

  • знать методику проведения подготовки подразделения, техники и вооружения к применению*;

  • уметь творчески применять положения нормативно-правовых и руководящих документов по организации и обеспечению связи, эксплуатации и применению вооружения и техники подразделения в мирное и военное время*;

  • знать методику устранения боевых повреждений вооружения и военной техники связи и применяемые при этом эксплуатационные материалы*;

  • производить проверку, настройку и контроль правильности функционирования вооружения и техники*;

в проектно-конструкторской:

  • разрабатывать проекты систем и сетей электросвязи с учетом направляющих систем электросвязи; стационарных систем и устройств радиосвязи; сетей, систем и устройств подвижной радиосвязи;

  • проектировать и модернизировать отдельные устройства и блоки систем связи;

  • проектировать и внедрять специальные технические и программно-математические средства защиты информации в телекоммуникационных системах;

  • планировать реализацию проекта с учетом внедрения новых телекоммуникационных технологий;

  • проводить сравнительный технико-экономический анализ различных вариантов построения и практического применения средств связи;

в научно-исследовательской:

  • применять методы анализа, синтеза и оптимизации структуры телекоммуникационных систем и сетей;

  • разрабатывать и использовать методы математического и физического моделирования в процессе исследования и оптимизации параметров отдельных элементов и систем связи в целом;

  • разрабатывать планы, программы и методикипроведения измерений параметров телекоммуникационных систем и сетей и составляющих их элементов;

  • анализировать и прогнозировать трафик, показатели качества функционирования и другие параметры сетей электросвязи;

  • анализировать и прогнозировать развитие, показатели качества функционирования и ряд других параметров многоканальных систем электросвязи;

  • разрабатывать документацию, необходимую при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в процессе исследований и создания перспективных средств связи;

  • организовывать и проводить патентные исследования и библиографический поиск в области телекоммуникаций;

в организационно-управленческой:

  • организовывать работы малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планирование фонда оплаты труда;

  • принимать организационно-управленческие решения с учетом различных мнений;

  • контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплины;

  • составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма), а также отчетную документацию по установленным формам;

  • взаимодействовать со специалистами смежных профилей;

  • уметь вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками;

  • владеть современными средствами телекоммуникаций;

  • принимать многокритериальные решения (качество, надежность, стоимость, информационная защищенность, сроки исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании развития телекоммуникаций;

  • проводить мероприятия, обеспечивающие деятельность подразделения в мирное и военное время*;

  • проводить необходимые мероприятия по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров*;

  • контролировать и поддерживать воинскую и трудовую дисциплину*;

в образовательной:

  • управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской и другими видами деятельности обучаемых;

  • регулировать отношения и взаимодействия в педагогическом процессе;

  • организовывать учебные занятия (уроки, семинары);

  • организовывать самостоятельную работу обучаемых;

  • развивать навыки работы учащихся с учебной, справочной, научной литературой и другими источниками информации;

в инновационной:

  • разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий в области информатики и радиоэлектроники;

  • оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;

  • проводить опытно-технологические работы при освоении новых электрохимических технологий, опытно-промышленную проверку и испытания разрабатываемых материалов и изделий;

  • составлять договора на выполнение научно-исследовательских работ, а также договора о совместной деятельности по освоению новых технологий;

  • готовить проекты лицензионных договоров о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности.

в служебной:

  • выполнять служебные обязанности согласно нормативных актов Министерства обороны Республики Беларусь*.


7 Требования к образовательной программе и ее реализации
7.1 Состав образовательной программы
7.1.1 Образовательная программа должна включать: учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных и преддипломной практик, порядок выполнения курсовых и дипломного проектов (работ), программу государственной аттестации, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов:



  • социально-гуманитарных дисциплин;

  • естественнонаучных дисциплин;

  • общепрофессиональных и специальных дисциплин;

  • дисциплин специализации.




    1. Требования к разработке образовательной программы

7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов, определяемый вузом с учетом специальности, специфики организации учебного процесса, оснащения учебно-лабораторной базы, информационного, учебно-методического обеспечения, должен быть установлен в пределах 24-36 часов.

7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам.

7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин – в пределах 5 %, для дисциплин, входящих в цикл,   в пределах 10 % без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте.
7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы
7.3.1 Срок реализации образовательной программы при дневной форме обучения составляет 256 недель, включая 4 недели отпуска после окончания вуза. Продолжительность обучения по видам учебной деятельности - в соответствии с таблицами 1 (для специализаций 1-45 01 01 01, 1-45 01 01 03) и 2 (для специализации 1-45 01 01 04).

Таблица 1



Виды деятельности, установленные учебным планом

Продолжительность обучения - 5 лет

недель

часов

Теоретическое обучение. Практические занятия

150

8100

Экзаменационные сессии

32

1728

Практика

16

864

Дипломное проектирование

12

648

Итоговая государственная аттестация

3

162

Каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска)

43



Таблица 2



Виды деятельности, установленные учебным планом

Продолжительность обучения - 5 лет

недель

часов

Теоретическое обучение. Практические занятия

161

8694

Экзаменационные сессии

35

1372

Практика

18

972

Дипломное проектирование

12

648

Итоговая государственная аттестация

4

216

Каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска)

30



7.3.2 При заочной форме обучения студентам должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателями в объеме не менее 160 часов в год.


7.4 Типовой учебный план
7.4.1 Структура типового учебного плана – в соответствии с таблицами 3 (для специализаций 1-45 01 01 01, 1-45 01 01 03) и 4 (для специализации 1-45 01 01 04).
Таблица 3

п/п


Наименование дисциплины

Объем работы (часов)

Всего

из них

аудиторные занятия

самостоятельная работа

Зачетные единицы

1

2

3

4

5

6

1.

Цикл социально-гуманитарных

дисциплин

1568

704

864

42



Обязательный компонент














1.1

История Беларуси

102

68

34

4

1.2

Основы идеологии белорусского государства

36

24

12

2

1.3

Философия

102

68

34

4

1.4

Экономическая теория

102

68

34

4

1.5

Социология

54

34

20

2

1.6

Политология

102

68

34

4

1.7

Основы психологии и педагогики

102

68

34

4


страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 ... страница 10 | страница 11

Смотрите также: