страница 1  ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5  ... страница 10 | страница 11 
  5 Квалификационная характеристика специалиста 
 
 5.1 Сфера профессиональной деятельности
 Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности естественнонаучных, фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний:
 телекоммуникации, в том числе военного назначения (область науки и техники, включающая совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии); 
  - 
 обеспечение разнообразными телекоммуникационными услугами населения, предприятий и организаций;
  - 
 разработка и проектирование устройств, систем и сетей телекоммуникаций;
  - 
 монтаж, наладка и эксплуатация систем и устройств телекоммуникаций;
  - 
 осуществление научных и опытно-конструкторских работ в области телекоммуникаций;
  - 
 обучение и подготовка специалистов в области телекоммуникаций;
  - 
 прохождения воинской службы в воинских частях и подразделениях в первичных должностях – командир взвода связи и им равные, начальник связи батальона (дивизиона); с последующим использованием без дополнительной подготовки – в должностях командира роты связи, начальника отделения центра связи; после дополнительной подготовки – в должностях начальника штаба, начальника центра связи, начальника полевого узла связи, командира батальона связи механизированной группы (бригады)*;
    
 – системы управления войсками и связью*.
 5.2 Объекты профессиональной деятельности
 Объектами профессиональной деятельности специалиста являются:
  - 
 сети связи и системы коммутации;
  - 
 многоканальные телекоммуникационные системы, включая системы оптического диапазона;
  - 
 системы и устройства радиосвязи, включая системы спутниковой и мобильной связи;
  - 
 системы и устройства звукового и телевизионного вещания, мультимедийной техники;
  - 
 системы и устройства передачи данных;
  - 
 управление эксплуатационным и сервисным обслуживанием телекоммуникационных устройств;
  - 
 менеджмент и маркетинг в телекоммуникациях;
  - 
 воинские коллективы*;
  - 
 вооружение*;
  - 
 стационарные и полевые узлы связи*;
  - 
 стационарные и подвижные средства каналообразования*.
    
 
 5.3 Виды профессиональной деятельности
 Выпускник вуза после адаптации до 1 года должен быть компетентным в следующих видах деятельности:
  - 
 производственно-эксплуатационной, 
  - 
 проектно-конструкторской,
  - 
 научно-исследовательской,
  - 
 организационно-управленческой,
  - 
 образовательной;
  - 
 инновационной;
  - 
 служебной*.
    
 
 5.4 Задачи профессиональной деятельности  
 Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:
  - 
 организация и эффективное осуществление контроля за качеством функционирования систем (в том числе и специального назначения) и сетей телекоммуникаций;
  - 
 эффективное использование ресурсов сетей телекоммуникаций, средств вычислительной техники для организации производственных процессов при проектировании, строительстве и технической эксплуатации объектов телекоммуникаций;
  - 
 совершенствование, модернизация и улучшение технико-экономических показателей средств связи; 
  - 
 проектирование систем и сетей телекоммуникаций и их компонентов;
  - 
 монтаж, наладка, испытание, ремонт и техническое обслуживание оборудования систем и сетей телекоммуникаций;
  - 
 разработка и освоение нового телекоммуникационного оборудования и новых телекоммуникационных технологий;
  - 
 проведение мероприятий, обеспечивающих рентабельную деятельность предприятий связи на рынке телекоммуникационных услуг; 
  - 
 организация мероприятий по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды в процессе производственной деятельности предприятия;
  - 
 организовывать и проводить идеологическую работу в подразделении*;
  - 
 оценка технического состояния образцов техники и вооружения*;
  - 
 обеспечение требуемого уровня исправности и боевой готовности вооружения и техники, их применения по назначению и безопасной эксплуатации*;
  - 
 управление подразделениями связи в мирное и военное время*;
  - 
 воинское воспитание, обучение и повышение квалификации подчиненного личного состава*.
    
 
 5.5 Состав компетенций  
 Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:
 
 академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;
 
 социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;
 
 профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
 6 Требования к уровню подготовки выпускника  
 6.1 Общие требования к уровню подготовки  
 6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.
6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества (морально-психологическое состояние личного состава подразделения), знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности и жизнедеятельности.  
 
 6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.
 6.2 Требования к академическим компетенциям  
 Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:
  - 
 уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  - 
 применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач в области создания и совершенствования инновационных технологий телекоммуникационных производств;
  - 
 иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;
  - 
 осуществлять комплексный подход к решению профессиональных проблем;
  - 
 разрабатывать бизнес-планы технологических задач;
  - 
 использовать технические и программные средства компьютерной техники;
  - 
 уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности; 
  - 
 применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента в своей области научных исследований;
  - 
 уметь грамотно оформлять различные документы и излагать результаты исследований;
  - 
 формулировать и выдвигать новые идеи.
    
 
 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям  
 Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:
  - 
 иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;
  - 
 иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;
  - 
 знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;
  - 
 иметь способность к критике и самокритике;
  - 
 уметь работать в коллективе;
  - 
 использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;
  - 
 иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.
  - 
 обладать высокой духовностью, развитым чувством патриотизма, офицерской чести и воинского долга, моральной и психологической готовностью к защите Отечества*;
  - 
 обладать твердой и непреклонной волей, уметь контролировать свои эмоции и чувства, волю других людей в условиях опасности и риска, направить их на беспрекословное исполнение приказаний и предписаний в боевой обстановке и в мирное время*;
  - 
 обладать верой в себя, в свои силы и способности, в свое призвание, в правильность выбора жизненного пути, в победу над противником*;
  - 
 быть честным и порядочным, сохранять незыблемую верность слову, единству слова и дела*.
    
 
 6.4 Требования к профессиональным компетенциям
 Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:
 
 в производственно-эксплуатационной:
  - 
 организовывать и эффективно осуществлять контроль за качеством функционирования систем и сетей связи;
  - 
 проводить техническое обслуживание оборудования систем и сетей связи;
  - 
 эффективно использовать ресурсы сетей связи, средств вычислительной техники для организации производственных процессов при проектировании, строительстве и технической эксплуатации систем и сетей связи;
  - 
 автоматизировано управлять сетями электросвязи;
  - 
 совершенствовать, модернизировать и улучшать технико-экономических показателей средств связи; 
  - 
 проводить строительство и монтаж многоканальных систем и направляющих систем электросвязи;
  - 
 проводить стандартные и сертификационные испытания систем и сетей связи и составляющих их элементов;
  - 
 организовывать мероприятия по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды в процессе производственной деятельности предприятия;
  - 
 локализировать неисправности и организовывать ремонтную деятельность;
  - 
 организовывать мероприятия по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды в процессе повседневной деятельности подразделения*;
  - 
 знать требования мер безопасности при проведении всех видов работ на технике и вооружении*;
  - 
 знать руководящие документы по организации связи, эксплуатации и применению техники военной связи*;
  - 
 знать методику проведения подготовки подразделения, техники и вооружения к применению*;
  - 
 уметь творчески применять положения нормативно-правовых и руководящих документов по организации и обеспечению связи, эксплуатации и применению вооружения и техники подразделения в мирное и военное время*;
  - 
 знать методику устранения боевых повреждений вооружения и военной техники связи и применяемые при этом эксплуатационные материалы*;
  - 
 производить проверку, настройку и контроль правильности функционирования вооружения и техники*;
    
 в проектно-конструкторской:
  - 
 разрабатывать проекты систем и сетей электросвязи с учетом направляющих систем электросвязи; стационарных систем и устройств радиосвязи; сетей, систем и устройств подвижной радиосвязи;
  - 
 проектировать и модернизировать отдельные устройства и блоки систем связи;
  - 
 проектировать и внедрять специальные технические и программно-математические средства защиты информации в телекоммуникационных системах;
  - 
 планировать реализацию проекта с учетом внедрения новых телекоммуникационных технологий;
  - 
 проводить сравнительный технико-экономический анализ различных вариантов построения и практического применения средств связи;
    
 в научно-исследовательской:
  - 
 применять методы анализа, синтеза и оптимизации структуры телекоммуникационных систем и сетей;
  - 
 разрабатывать и использовать методы математического и физического моделирования в процессе исследования и оптимизации параметров отдельных элементов и систем связи в целом;
  - 
 разрабатывать планы, программы и методикипроведения измерений параметров телекоммуникационных систем и сетей и составляющих их элементов;
  - 
 анализировать и прогнозировать трафик, показатели качества функционирования и другие параметры сетей электросвязи; 
  - 
 анализировать и прогнозировать развитие, показатели качества функционирования и ряд других параметров многоканальных систем электросвязи;
  - 
 разрабатывать документацию, необходимую при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в процессе исследований и создания перспективных средств связи;
  - 
 организовывать и проводить патентные исследования и библиографический поиск в области телекоммуникаций;
    
 в организационно-управленческой:
  - 
 организовывать работы малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планирование фонда оплаты труда; 
  - 
 принимать организационно-управленческие решения с учетом различных мнений;
  - 
 контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплины;
  - 
 составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма), а также отчетную документацию по установленным формам;
  - 
 взаимодействовать со специалистами смежных профилей;
  - 
 уметь вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками;
  - 
 владеть современными средствами телекоммуникаций;
  - 
 принимать многокритериальные решения (качество, надежность, стоимость, информационная защищенность, сроки исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании развития телекоммуникаций;
  - 
 проводить мероприятия, обеспечивающие деятельность подразделения в мирное и военное время*; 
  - 
 проводить необходимые мероприятия по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров*;
  - 
 контролировать и поддерживать воинскую и трудовую дисциплину*;
    
 в образовательной:
  - 
 управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской и другими видами деятельности обучаемых;
  - 
 регулировать отношения и взаимодействия в педагогическом процессе;
  - 
 организовывать учебные занятия (уроки, семинары);
  - 
 организовывать самостоятельную работу обучаемых;
  - 
 развивать навыки работы учащихся с учебной, справочной, научной литературой и другими источниками информации;
    
 в инновационной:
  - 
 разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий в области информатики и радиоэлектроники;
  - 
 оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;
  - 
 проводить опытно-технологические работы при освоении новых электрохимических технологий, опытно-промышленную проверку и испытания разрабатываемых материалов и изделий;
  - 
 составлять договора на выполнение научно-исследовательских работ, а также договора о совместной деятельности по освоению новых технологий;
  - 
 готовить проекты лицензионных договоров о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности.
    
 в служебной:
  - 
 выполнять служебные обязанности согласно нормативных актов Министерства обороны Республики Беларусь*.
    
 
 7 Требования к образовательной программе и ее реализации
 7.1 Состав образовательной программы
 7.1.1 Образовательная программа должна включать: учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных и преддипломной практик, порядок выполнения курсовых и дипломного проектов (работ), программу государственной аттестации, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов: 
  - 
 социально-гуманитарных дисциплин;
  - 
 естественнонаучных дисциплин;
  - 
 общепрофессиональных и специальных дисциплин;
  - 
 дисциплин специализации.
    
 
 
   - 
 Требования к разработке образовательной программы
      
7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.  
7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов, определяемый вузом с учетом специальности, специфики организации учебного процесса, оснащения учебно-лабораторной базы, информационного, учебно-методического обеспечения, должен быть установлен в пределах 24-36 часов.
 
7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам.  
7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин – в пределах 5 %, для дисциплин, входящих в цикл,   в пределах 10 % без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте.
 7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы
 7.3.1 Срок реализации образовательной программы при дневной форме обучения составляет 256 недель, включая 4 недели отпуска после окончания вуза. Продолжительность обучения по видам учебной деятельности - в соответствии с таблицами 1 (для специализаций 1-45 01 01 01, 1-45 01 01 03) и 2 (для специализации 1-45 01 01 04). 
 
Таблица 1 
       
 Виды деятельности, установленные учебным планом
  |   
 Продолжительность обучения - 5 лет
  |      
 недель
  |   
 часов
  |      
 Теоретическое обучение. Практические занятия
  |   
 150 
  |   
 8100
  |      
 Экзаменационные сессии
  |   
 32 
  |   
 1728
  |      
 Практика
  |   
 16
  |   
 864
  |      
 Дипломное проектирование
  |   
 12 
  |   
 648
  |      
 Итоговая государственная аттестация
  |   
 3
  |   
 162
  |      
 Каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска)
  |   
 43 
  |   
 
 
  |      
Таблица 2 
       
 Виды деятельности, установленные учебным планом
  |   
 Продолжительность обучения - 5 лет
  |      
 недель
  |   
 часов
  |      
 Теоретическое обучение. Практические занятия
  |   
 161
  |   
 8694
  |      
 Экзаменационные сессии
  |   
 35
  |   
 1372
  |      
 Практика
  |   
 18
  |   
 972
  |      
 Дипломное проектирование
  |   
 12
  |   
 648
  |      
 Итоговая государственная аттестация
  |   
 4
  |   
 216
  |      
 Каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска)
  |   
 30
  |   
 
 
  |      
7.3.2 При заочной форме обучения студентам должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателями в объеме не менее 160 часов в год.  
 
 7.4 Типовой учебный план
 7.4.1 Структура типового учебного плана – в соответствии с таблицами 3 (для специализаций 1-45 01 01 01, 1-45 01 01 03) и 4 (для специализации 1-45 01 01 04). 
 Таблица 3
          
  №
п/п
   |   
 Наименование дисциплины
  |   
 Объем работы (часов)
  |      
 Всего
  |   
 из них
  |      
 аудиторные занятия
  |   
 самостоятельная работа
  |   
 Зачетные единицы 
  |      
 1
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 5
  |   
 6
  |      
 1.
  |   
 Цикл социально-гуманитарных  
 
 дисциплин
  |   
 1568
  |   
 704
  |   
 864
  |   
 42
  |      
 
 
  |   Обязательный компонент  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 1.1
  |   
 История Беларуси
  |   
 102
  |   
 68
  |   
 34
  |   
 4
  |      
 1.2
  |   
 Основы идеологии белорусского государства 
  |   
 36
  |   
 24
  |   
 12
  |   
 2
  |      
 1.3
  |   
 Философия
  |   
 102
  |   
 68
  |   
 34
  |   
 4
  |      
 1.4
  |   
 Экономическая теория
  |   
 102
  |   
 68
  |   
 34
  |   
 4
  |      
 1.5
  |   
 Социология
  |   
 54
  |   
 34
  |   
 20
  |   
 2
  |      
 1.6
  |   
 Политология
  |   
 102
  |   
 68
  |   
 34
  |   
 4
  |      
 1.7
  |   
 Основы психологии и педагогики
  |   
 102
  |   
 68
  |   
 34
  |   
 4
  |     
  страница 1  ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5  ... страница 10 | страница 11 
 |