страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 ... страница 10 | страница 11
5 Квалификационная характеристика специалиста
5.1 Сфера профессиональной деятельности
Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности естественнонаучных, фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний:
телекоммуникации, в том числе военного назначения (область науки и техники, включающая совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии);
-
обеспечение разнообразными телекоммуникационными услугами населения, предприятий и организаций;
-
разработка и проектирование устройств, систем и сетей телекоммуникаций;
-
монтаж, наладка и эксплуатация систем и устройств телекоммуникаций;
-
осуществление научных и опытно-конструкторских работ в области телекоммуникаций;
-
обучение и подготовка специалистов в области телекоммуникаций;
-
прохождения воинской службы в воинских частях и подразделениях в первичных должностях – командир взвода связи и им равные, начальник связи батальона (дивизиона); с последующим использованием без дополнительной подготовки – в должностях командира роты связи, начальника отделения центра связи; после дополнительной подготовки – в должностях начальника штаба, начальника центра связи, начальника полевого узла связи, командира батальона связи механизированной группы (бригады)*;
– системы управления войсками и связью*.
5.2 Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются:
-
сети связи и системы коммутации;
-
многоканальные телекоммуникационные системы, включая системы оптического диапазона;
-
системы и устройства радиосвязи, включая системы спутниковой и мобильной связи;
-
системы и устройства звукового и телевизионного вещания, мультимедийной техники;
-
системы и устройства передачи данных;
-
управление эксплуатационным и сервисным обслуживанием телекоммуникационных устройств;
-
менеджмент и маркетинг в телекоммуникациях;
-
воинские коллективы*;
-
вооружение*;
-
стационарные и полевые узлы связи*;
-
стационарные и подвижные средства каналообразования*.
5.3 Виды профессиональной деятельности
Выпускник вуза после адаптации до 1 года должен быть компетентным в следующих видах деятельности:
-
производственно-эксплуатационной,
-
проектно-конструкторской,
-
научно-исследовательской,
-
организационно-управленческой,
-
образовательной;
-
инновационной;
-
служебной*.
5.4 Задачи профессиональной деятельности
Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:
-
организация и эффективное осуществление контроля за качеством функционирования систем (в том числе и специального назначения) и сетей телекоммуникаций;
-
эффективное использование ресурсов сетей телекоммуникаций, средств вычислительной техники для организации производственных процессов при проектировании, строительстве и технической эксплуатации объектов телекоммуникаций;
-
совершенствование, модернизация и улучшение технико-экономических показателей средств связи;
-
проектирование систем и сетей телекоммуникаций и их компонентов;
-
монтаж, наладка, испытание, ремонт и техническое обслуживание оборудования систем и сетей телекоммуникаций;
-
разработка и освоение нового телекоммуникационного оборудования и новых телекоммуникационных технологий;
-
проведение мероприятий, обеспечивающих рентабельную деятельность предприятий связи на рынке телекоммуникационных услуг;
-
организация мероприятий по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды в процессе производственной деятельности предприятия;
-
организовывать и проводить идеологическую работу в подразделении*;
-
оценка технического состояния образцов техники и вооружения*;
-
обеспечение требуемого уровня исправности и боевой готовности вооружения и техники, их применения по назначению и безопасной эксплуатации*;
-
управление подразделениями связи в мирное и военное время*;
-
воинское воспитание, обучение и повышение квалификации подчиненного личного состава*.
5.5 Состав компетенций
Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:
академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;
социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;
профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
6 Требования к уровню подготовки выпускника
6.1 Общие требования к уровню подготовки
6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.
6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества (морально-психологическое состояние личного состава подразделения), знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности и жизнедеятельности.
6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.
6.2 Требования к академическим компетенциям
Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:
-
уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;
-
применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач в области создания и совершенствования инновационных технологий телекоммуникационных производств;
-
иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;
-
осуществлять комплексный подход к решению профессиональных проблем;
-
разрабатывать бизнес-планы технологических задач;
-
использовать технические и программные средства компьютерной техники;
-
уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности;
-
применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента в своей области научных исследований;
-
уметь грамотно оформлять различные документы и излагать результаты исследований;
-
формулировать и выдвигать новые идеи.
6.3 Требования к социально-личностным компетенциям
Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:
-
иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;
-
иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;
-
знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;
-
иметь способность к критике и самокритике;
-
уметь работать в коллективе;
-
использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;
-
иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.
-
обладать высокой духовностью, развитым чувством патриотизма, офицерской чести и воинского долга, моральной и психологической готовностью к защите Отечества*;
-
обладать твердой и непреклонной волей, уметь контролировать свои эмоции и чувства, волю других людей в условиях опасности и риска, направить их на беспрекословное исполнение приказаний и предписаний в боевой обстановке и в мирное время*;
-
обладать верой в себя, в свои силы и способности, в свое призвание, в правильность выбора жизненного пути, в победу над противником*;
-
быть честным и порядочным, сохранять незыблемую верность слову, единству слова и дела*.
6.4 Требования к профессиональным компетенциям
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:
в производственно-эксплуатационной:
-
организовывать и эффективно осуществлять контроль за качеством функционирования систем и сетей связи;
-
проводить техническое обслуживание оборудования систем и сетей связи;
-
эффективно использовать ресурсы сетей связи, средств вычислительной техники для организации производственных процессов при проектировании, строительстве и технической эксплуатации систем и сетей связи;
-
автоматизировано управлять сетями электросвязи;
-
совершенствовать, модернизировать и улучшать технико-экономических показателей средств связи;
-
проводить строительство и монтаж многоканальных систем и направляющих систем электросвязи;
-
проводить стандартные и сертификационные испытания систем и сетей связи и составляющих их элементов;
-
организовывать мероприятия по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды в процессе производственной деятельности предприятия;
-
локализировать неисправности и организовывать ремонтную деятельность;
-
организовывать мероприятия по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды в процессе повседневной деятельности подразделения*;
-
знать требования мер безопасности при проведении всех видов работ на технике и вооружении*;
-
знать руководящие документы по организации связи, эксплуатации и применению техники военной связи*;
-
знать методику проведения подготовки подразделения, техники и вооружения к применению*;
-
уметь творчески применять положения нормативно-правовых и руководящих документов по организации и обеспечению связи, эксплуатации и применению вооружения и техники подразделения в мирное и военное время*;
-
знать методику устранения боевых повреждений вооружения и военной техники связи и применяемые при этом эксплуатационные материалы*;
-
производить проверку, настройку и контроль правильности функционирования вооружения и техники*;
в проектно-конструкторской:
-
разрабатывать проекты систем и сетей электросвязи с учетом направляющих систем электросвязи; стационарных систем и устройств радиосвязи; сетей, систем и устройств подвижной радиосвязи;
-
проектировать и модернизировать отдельные устройства и блоки систем связи;
-
проектировать и внедрять специальные технические и программно-математические средства защиты информации в телекоммуникационных системах;
-
планировать реализацию проекта с учетом внедрения новых телекоммуникационных технологий;
-
проводить сравнительный технико-экономический анализ различных вариантов построения и практического применения средств связи;
в научно-исследовательской:
-
применять методы анализа, синтеза и оптимизации структуры телекоммуникационных систем и сетей;
-
разрабатывать и использовать методы математического и физического моделирования в процессе исследования и оптимизации параметров отдельных элементов и систем связи в целом;
-
разрабатывать планы, программы и методикипроведения измерений параметров телекоммуникационных систем и сетей и составляющих их элементов;
-
анализировать и прогнозировать трафик, показатели качества функционирования и другие параметры сетей электросвязи;
-
анализировать и прогнозировать развитие, показатели качества функционирования и ряд других параметров многоканальных систем электросвязи;
-
разрабатывать документацию, необходимую при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в процессе исследований и создания перспективных средств связи;
-
организовывать и проводить патентные исследования и библиографический поиск в области телекоммуникаций;
в организационно-управленческой:
-
организовывать работы малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планирование фонда оплаты труда;
-
принимать организационно-управленческие решения с учетом различных мнений;
-
контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплины;
-
составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма), а также отчетную документацию по установленным формам;
-
взаимодействовать со специалистами смежных профилей;
-
уметь вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками;
-
владеть современными средствами телекоммуникаций;
-
принимать многокритериальные решения (качество, надежность, стоимость, информационная защищенность, сроки исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании развития телекоммуникаций;
-
проводить мероприятия, обеспечивающие деятельность подразделения в мирное и военное время*;
-
проводить необходимые мероприятия по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров*;
-
контролировать и поддерживать воинскую и трудовую дисциплину*;
в образовательной:
-
управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской и другими видами деятельности обучаемых;
-
регулировать отношения и взаимодействия в педагогическом процессе;
-
организовывать учебные занятия (уроки, семинары);
-
организовывать самостоятельную работу обучаемых;
-
развивать навыки работы учащихся с учебной, справочной, научной литературой и другими источниками информации;
в инновационной:
-
разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий в области информатики и радиоэлектроники;
-
оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;
-
проводить опытно-технологические работы при освоении новых электрохимических технологий, опытно-промышленную проверку и испытания разрабатываемых материалов и изделий;
-
составлять договора на выполнение научно-исследовательских работ, а также договора о совместной деятельности по освоению новых технологий;
-
готовить проекты лицензионных договоров о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности.
в служебной:
-
выполнять служебные обязанности согласно нормативных актов Министерства обороны Республики Беларусь*.
7 Требования к образовательной программе и ее реализации
7.1 Состав образовательной программы
7.1.1 Образовательная программа должна включать: учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных и преддипломной практик, порядок выполнения курсовых и дипломного проектов (работ), программу государственной аттестации, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов:
-
социально-гуманитарных дисциплин;
-
естественнонаучных дисциплин;
-
общепрофессиональных и специальных дисциплин;
-
дисциплин специализации.
-
Требования к разработке образовательной программы
7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.
7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов, определяемый вузом с учетом специальности, специфики организации учебного процесса, оснащения учебно-лабораторной базы, информационного, учебно-методического обеспечения, должен быть установлен в пределах 24-36 часов.
7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам.
7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин – в пределах 5 %, для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 10 % без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте.
7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы
7.3.1 Срок реализации образовательной программы при дневной форме обучения составляет 256 недель, включая 4 недели отпуска после окончания вуза. Продолжительность обучения по видам учебной деятельности - в соответствии с таблицами 1 (для специализаций 1-45 01 01 01, 1-45 01 01 03) и 2 (для специализации 1-45 01 01 04).
Таблица 1
Виды деятельности, установленные учебным планом
|
Продолжительность обучения - 5 лет
|
недель
|
часов
|
Теоретическое обучение. Практические занятия
|
150
|
8100
|
Экзаменационные сессии
|
32
|
1728
|
Практика
|
16
|
864
|
Дипломное проектирование
|
12
|
648
|
Итоговая государственная аттестация
|
3
|
162
|
Каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска)
|
43
|
|
Таблица 2
Виды деятельности, установленные учебным планом
|
Продолжительность обучения - 5 лет
|
недель
|
часов
|
Теоретическое обучение. Практические занятия
|
161
|
8694
|
Экзаменационные сессии
|
35
|
1372
|
Практика
|
18
|
972
|
Дипломное проектирование
|
12
|
648
|
Итоговая государственная аттестация
|
4
|
216
|
Каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска)
|
30
|
|
7.3.2 При заочной форме обучения студентам должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателями в объеме не менее 160 часов в год.
7.4 Типовой учебный план
7.4.1 Структура типового учебного плана – в соответствии с таблицами 3 (для специализаций 1-45 01 01 01, 1-45 01 01 03) и 4 (для специализации 1-45 01 01 04).
Таблица 3
№
п/п
|
Наименование дисциплины
|
Объем работы (часов)
|
Всего
|
из них
|
аудиторные занятия
|
самостоятельная работа
|
Зачетные единицы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1.
|
Цикл социально-гуманитарных
дисциплин
|
1568
|
704
|
864
|
42
|
| Обязательный компонент |
|
|
|
|
1.1
|
История Беларуси
|
102
|
68
|
34
|
4
|
1.2
|
Основы идеологии белорусского государства
|
36
|
24
|
12
|
2
|
1.3
|
Философия
|
102
|
68
|
34
|
4
|
1.4
|
Экономическая теория
|
102
|
68
|
34
|
4
|
1.5
|
Социология
|
54
|
34
|
20
|
2
|
1.6
|
Политология
|
102
|
68
|
34
|
4
|
1.7
|
Основы психологии и педагогики
|
102
|
68
|
34
|
4
|
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 ... страница 10 | страница 11
|