страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 5 | страница 6 ГЛАВА 22. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ НЕДВИЖИМОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Управление по оценке (УПО) — правительственное ведомство Великобритании. Оно предоставляет консультации по вопросам оценки департаментам правительства Великобритании, некоторым отделам местных администраций и неправительственным организациям. Персонал обладает специальными знаниями, которые используются при подготовке списков оценки собственности, необходимых для исчисления местного налога или налога на коммерческую собственность. Также предоставляются консультации по вопросам принудительного отчуждения и налогам на имущество, взимаемым налоговым управлением.
В XX в. потребность в применении принудительного отчуждения распалась на три основные сферы, в которых деятельность УПО также имела большое значение:
-
военная реквизиция и компенсация ущерба в результате военных действий;
-
улучшение жилищного фонда.
Этими видами работ УПО занималось по поручению не только Налогового управления, но и других государственных департаментов и местных властей (военная реквизиция, автомагистрали местного значения и жилищный фонд). Государственные департаменты традиционно рассматривают УПО как источник объективной профессиональной информации по вопросам имущества. Такого же мнения придерживаются налогоплательщики и граждане.
УПО оценивает собственность по поручению организаций государственного сектора для различных целей. Представителей государства, правительства и департаментов волнуют, в первую очередь независимость, честность, профессиональная компетентность и конфиденциальность. УПО отвечает этим требованиям, поскольку государственное учреждение может быть действитель-независимым там, где организации частного сектора могут столкнуться с конфликтом интересов.
В случае, когда речь идет о налогообложении, налогоплательщику необходимо быть уверенным в том, что определение размера налога проведено на базе полностью независимой профессиональной оценки. Он также заинтересован в соблюдении конфиденциальности в налоговых вопросах. УПО отвечает этим требованиям в сфере местного налогообложения, где УПО несет ответственность за исчисление налогов на коммерческую и промышленную движимость, а также муниципального налога фактически на все виды недвижимости в стране, решающую роль играет соглашение применения данных. УПО гарантирует неукоснительное соблюдение законодательства и повсеместное применение одних итех же методов оценки. Иначе доверие народных масс к системам налогообложения было бы потеряно.
Во многих случаях в Великобритании земля и строения на ней разделяются и по закону представляют единый объект недвижимости
При продаже, покупке и сдаче в аренду у покупателя или арендатора могут быть различные цели. Оценщик, работающий как в государственном, так и частном секторе может использовать для оценки разные основания:
— рыночную стоимость;
— рыночную стоимость при текущем пользовании;
-
полезность, или стоимость в пользовании;
-
восстановительную стоимость с учетом износа.
Рыночная стоимость — это определенная сумма, за которую •Имущество должно быть передано от добровольного продавца к добровольному покупателю на определенную дату и в условиях, когда обе стороны хорошо информированы, действуют благоразумно и без принуждения. Рыночная стоимость является объективной стоимостью, рассчитанной на базе цены, которая сложилась на рынке к моменту оценки.
Рыночная стоимость при текущем пользовании является понятием, включенным в Стандарты оценки и экспертизы Королевского института присяжных инспекторов (КИПИ) и в правила, регулирующие фондовую биржу и систему бухгалтерского учета имущества компаний. Определяется на той же основе, что и рыночная стоимость, только при этом учитывается еще использование оцениваемой недвижимости на текущий момент. Например, склад, который устроен производственной фирмой на той площади, где находится офис, будет оценен как складское помещение, а на рынке может быть продан по гораздо большей цене — по рыночной стоимости помещения под офис. Поэтому в зависимости от инструкций клиента и цели оценки стоимость и подходы к оценке могут быть различными.
Полезность, или стоимость в пользовании — прежде чем назначить цену, у клиента может возникнуть потребность определить полезность своей недвижимости для себя, причем по критериям оценки имущества, отличным от рыночных (с точки зрения текущего дохода и внутренней нормы рентабельности). Определенная таким образом субъективная стоимость (в Великобритании ее иногда называют «ценностью») будет значительно отличаться от рыночной.
Для финансовой отчетности, касающейся зданий особого рода, рекомендуется использовать восстановительную стоимость с учетом износа, рассчитываемую с помощью затратного метода. Результат будет наверняка отличаться от рыночной стоимости, но в этом случае можно будет избежать потери имущества. Например, цена такого строения, оцененная как стоимость в использовании, может оказаться весьма значительной, и здание это трудно будет продать, в то время как рыночная стоимость его будет низкой.
Коммерческое недвижимое имущество в Великобритании, за некоторым исключением в особых случаях, облагается налогом на имущество, который должен платить владелец. Налог исчисляется исходя из ежегодной арендной стоимости, которую выплачивает гипотетический арендатор в срок, установленный законом (налогооблагаемая стоимость). Значения налогооблагаемой стоимости для других целей (как объективных, связанных с арендной платой на открытом рынке, так и субъективных, относящихся к возможности арендатора платить из доходов, полученных в результате хозяйственной деятельности с использованием этой недвижимости) будут неодинаковыми.
Факторы, влияющие на оценку имущественных прав на землю меняются в зависимости от природы активов, целей оценки, формы владения и выбранной методики. Основными факторами оценки имущественных прав по отношению к земле являются следующие.
-юридические: природа правового интереса;, сервитуты; экспертиза экологическая, риска и задолженности; контракты, связанные с землей; территориальное планирование, ограничения, политика планирования, дорожные схемы и другие инициативы в государственном секторе; ; правила противопожарной безопасности; охрана здоровья и труда; улучшение дорог; условия аренды, срок аренды, условия пользователя, обязательства по ремонту, обязательства страхованию, оплата услуг, условия пересмотра аренды и т. д.
Рыночные: цели оценки; месторасположение; размер и конфирация; технические условия; износ; полезный срок службы в идущем; производственные/эксплуатационные расходы; плохая и хорошая репутация; доступность недвижимости; стоимость альтернативного пользования; демографические факторы; параметры рынка, спрос и предложение; анализ рисков; обзор и анализ промышленного сектора; финансовые рынки; воздействие - рынков капитала; налоги на недвижимость.
Поскольку динамика рынков изменчива и действие факторов непостоянно, оценщик должен не только понимать вопросы, связанные с экономикой, финансами и ценовыми механизмами, но и видеть рынок в целом и чувствовать его тенденции. Все это сильно усложняет работу оценщика.
Когда цель оценки установлена, то процедура может быть разбита на три этапа.
Этап 1 — организация инспекционной проверки и осмотр недвижимого имущества..
Этап 2 — исследование. Определенная часть исследований проходит во время инспекционной проверки — посещение местных плановых отделов и других государственных контор, инспекция сопоставимого имущества, поиск недвижимости для аренды или продажи. Другая часть работы проводится в офисе — обсуждение с коллегами подобных случаев со сходными видами недвижимого имущества; телефонные разговоры для получения дальнейшей информации; исследование баз данных; изучение демографической ситуации; изучение опросов покупателей; социально-экономическое исследование и изучение спроса и предложения, результаты исследования будут сопоставлены со стандартами.
Как правило, юристы готовят отчет о правах на недвижимость, или делают выводы о сроке владения имуществом в зависимости от обстоятельств. Иногда представляются юридические документы, такие, как выписки из земельных регистрационных записей и договоров об аренде земли. Что касается изучения юридических документов и других исследований, то это дело оценщика определить степень их коммерческого значения. От результатов первичной инспекционной проверки зависит: нужно ли проведение специализированных экспертиз, таких, как строительная экспертиза или отчет об экологическом состоянии.
В том случае, когда на рынках проводятся ограниченные операции или получено недостаточно информации, исследование может проводиться иначе. В качестве приемлемого метода может быть применен затратный подход, использующий восстановительную стоимость с учетом износа и адекватной потенциальной рентабельности внутри компании.
Этап 3 — анализ и отчет. Это последняя фаза процесса оценки, включающая анализ собранной информации и формулирование подхода к оценке, выборе методов оценки и подготовку отчета. Довольно часто после проверки наличия необходимой информации и получения четкой картины баланса рыночных сил возникает необходимость в дальнейшем исследовании.
Основные принципы налогообложения недвижимости В наиболее развитых странах мира в той или иной форме действует налог на недвижимость.
К его преимуществам следует отнести сложность уклонения от уплаты данного налога или уменьшения налоговых обязательств, как объектом обложения обычно является недвижимое имущество. Данное утверждение особенно верно в случае налогов, базой для исчисления которых служит стоимость земли и расположенных на ней зданий и сооружений. В меньшей степени оно применимо тогда, когда в налогооблагаемую базу включается только стоимость земли. Трудности уклонения от уплаты налога и уменьшения налоговых обязательств обусловлены следующими причинами:
-
недвижимость сама по себе является в высшей степени «видимой» и, как правило, легко поддается учету;
-
нетрудно установить целевое назначение недвижимости;
-
достаточно легко установить налогоплательщика (особенно если им является пользователь, а объектом налогообложения — в совокупности земля и расположенные на ней здания и сооружения);
-
может существовать (и обычно существует) действенный механизм взимания налога и обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Администрирование налога на недвижимость обычно обходится крайне дешево, и издержи его взимания, выраженные в процентах от суммы собранных средств, являются одними из самых низких среди всех налогов. По общему признанию, с экономической точки зрения данный налог является наиболее эффективным. Наиболее широко он применяется в качестве источника финансирования органов местного самоуправления.
Кроме того, это относительно стабильный налог. Условием его относительной стабильности является частое проведение переоценки с тем, чтобы изменения относительной стоимости отражались на сумме налога постепенно, по мере того как они происходят на рынке.
Существует множество различных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, хотя необходимость реального применения радикальных способов во многих случаях отсутствует. Для принуждения неплательщика к уплате задолженности достаточной бывает угроза их применения.
К недостаткам налога на недвижимость можно отнести большое число установленных законом налогоплательщиков. Этот недостаток, вероятно, носит больше политический, чем практический характер. Однако существует и серьезный практический недостаток: в результате введения налога на недвижимость налогоплательщиками могут стать люди, заработки которых находятся ниже уровня, при котором они облагались бы налогами на доходы.
Система налогообложения недвижимости на основе стоимости. Налоговое законодательство, безусловно, разрабатывается органами исполнительной власти — аппаратом министерств (в соответствии с указаниями министров) — и рассматривается законодательной властью. Органы исполнительной власти анализируют соответствие предлагаемых законопроектов конституции и уведомляют министров. Они также стремятся обеспечить согласованность предлагаемых законопроектов с предшествующим законодательством по данному вопросу, либо с иным законодательством по данному вопросу, либо с иными законодательными актами (разделение земли на единицы недвижимости) и регистрацию прав на недвижимость (права собственности и обременения) возложена на разные организации. Формирование и регистрацию недвижимости в реестре осуществляют областные кадастровые органы. В некоторых муниципалитетах за это несут ответственность муниципальные кадастровые бюро. Муниципальные кадастровые бюро находятся в ведении местных властей, но подконтрольны Национальной земельной службе.
Вся недвижимость зарегистрирована и внесена в Реестр недвижимости, который поддерживается Национальной земельной службой Швеции, областными и муниципальными земельно-кадастровыми органами, а также в Реестр прав на недвижимость, который ведется органами по регистрации прав на недвижимость. Последние являются частью семи районных судов, административно подчиняющихся Государственному судебному управлению.
Содержание реестров гарантируется государством. Национальная земельная служба в Швеции решает следующие вопросы:
— учет земель;
-
формирование объектов недвижимости, включая разделение, перераспределение земельных участков и др.;
-
проведение топографо-геодезических и картографических работ;
-
предоставление географической и оценочной информации о недвижимости;
-
оказание платных услуг в области землеустройства, геодезии и картографии, информационного обеспечения.
В системе банка земельных данных для каждой единицы собственности имеется следующая информация:
— административная область, в которой расположена единица собственности; адрес; расположение на кадастровой индексной карте; координаты собственности и зданий, расположенных на ней;
-
площадь единицы собственности;
-
оценочная стоимость для целей налогообложения;
-
имя, адрес, гражданский регистрационный номер владельца, условия приобретения собственности, цена покупки;
-
строительные планы и правила, затрагивающие единицу собственности;
-
идентификационные номера карт и других документов в архивах.
Система банка данных по недвижимости содержит полную текстовую информацию из Реестра прав на недвижимость, Реестра недвижимости и Реестра планов регулирования землепользования. Графические данные хранятся в других системах, которые подключены к СБДН. Кадастровые карты приведены в цифровую форму, а данные общих карт внесены в базы данных.
В Реестр недвижимости обязательно включается кадастровая карта. Для сельских территорий сводная кадастровая карта масштаба 1:20 000 имеется в цифровой форме (оригиналы карты масштаба 1:5000 или 1:10 000 основаны на ортофотопланах). Кадастровые карты для городских территорий создаются в масштабе 1:1000 или 1:2000.
Кадастровая карта состоит из:
-
карты границ единиц недвижимости;
-
карты «принадлежностей», т. е. объектов недвижимости, связанных с землей, и обременении;
-
карты регулирования землепользования.
Основной принцип регистрации земель в Швеции состоит в том, что все записи ведения земельных дел в государственных и правительственных учреждениях открыты для доступа общественности. Это касается Реестра недвижимости и Реестра прав на недвижимость.
Пользование реестрами является платным. Пользователи оплачивают услуги копирования документов, выписки из реестров и пользование информацией СБДН в системе «онлайн». Дополнительно пользователи могут заказать сбор данных и выборки, тематические карты, а также оформить подписку на информацию о внесении изменений в реестры определенных географических областей и единиц собственности.
Оказание таких услуг возможно благодаря системе пространственных привязок банка земельных данных через систему координат в смежных областях. Орган законодательной власти рассматривает предложения, чтобы определить их желательность с политической точки зрения, и может исправить ошибки, которые были допущены органами исполнительной власти. После этого (прямо или косвенно) органы судебной власти толкуют закон и выносят свое суждение относительно правомерности нормы закона.
При определении налогооблагаемой базы возможны варианты включения в нее либо только земли, либо земли с расположенными на ней зданиями и сооружениями. Если в налогооблагаемую базу включается земля с расположенными на ней зданиями и сооружениями, это означает, что для обеспечения того же уровня налоговых поступлений потребуется более низкая ставка налога; это также может привести к перераспределению налогового бремени между налогоплательщиками. В налогооблагаемую базу также может быть включена пустующая земля и связанные с ней права.
Объект налогообложения — это отдельный подлежащий обложению налогом объект. Фактический объект налогообложения зависит от того, кто является налогоплательщиком — собственник или арендатор. В случае если налогоплательщиком является арендатор, число отдельных объектов налогообложения гораздо больше, а их средний размер — меньше. Однако общая сумма начисленных налогов по отдельным частям объекта и, следовательно, взысканная сумма будет (значительно) выше единой суммы налога, начисленного по объекту в целом. Это обусловлено тем, что при прочих равных условиях стоимость нескольких объектов недвижимости, взятых в совокупности, всегда ниже суммы стоимостей отдельных ее составляющих. Какой бы метод ни был избран, объект налогообложения должен иметь поддающиеся определению границы и находиться в распоряжении одного арендатора или во владении одного собственника, в зависимости от обстоятельств.
Существует два подхода к определению стоимости в целях налогообложения земли или недвижимости: на основе годовой арендной стоимости или рыночной стоимости.
Годовая арендная стоимость — стоимость, по которой, исходя разумного предположения, объект налогообложения может :егодно сдаваться в аренду. При этом арендатор принимает на бя все расходы, в том числе уплату налога на недвижимость, ес-таковой взимается, и несет расходы по ремонту и страхованию, необходимые для поддержания объекта налогообложения в надлежащем для аренды состоянии. Рыночная стоимость — стоимость объекта налогообложения в кучае, когда собственник свободной от обременения недвижимости добровольно продает свое неограниченное право собственности на свободном рынке, при этом объект налогообложения находится в состоянии, соответствующем разумному предложению собственника, характеру окружения и району расположения объекта. При принятии решения о налогооблагаемой базе на основе рыночной или годовой арендной стоимости определяющим фактором должно быть соотношение общих объемов рыночных сделок и их видов. Если большинство рыночных сделок составляют сдел-купли-продажи, то следует принять систему оценки на основе ючной стоимости недвижимости, тогда как в случае преобла-гая на рынке соглашений о сдаче в аренду следует принять си-гему на основе годовой арендной стоимости недвижимости. Дата оценки должна быть единой для всех объектов налогообложения и должна всегда предшествовать дате вступления налога в силу, чтобы обеспечить возможность сбора данных и проведения оценки. Под датой оценки понимается дата, по состоянию на которую фиксируется стоимость, а не дата фактического проведения оценки.
Весьма важным вопросом, требующим решения, является периодичность переоценки. С учетом имеющихся в распоряжении для проведения переоценки ресурсов интервал должен быть максимально коротким. В идеальном случае следует стремиться к ежегодной переоценке. В системе налогообложения на основе рыночной стоимости крайне важно, чтобы стоимость для целей налогообложения была как можно ближе к текущей рыночной стоимости. К сожалению, на периодичность проведения переоценки часто влияют приводящие к отсрочкам политические решения, которые обусловлены стремлением избежать непопулярных среди избирателей мер. Например, когда считается, что переоценка может привести к существенному перераспределению бремени между различными категориями налогоплательщиков. Естественным образом, в этой ситуации лица, потерпевшие значительные финансовые убытки, выражают крайнее возмущение, в то время как лица, извлекшие выгоду, умалчивают о ней. Подобные случаи имели место во многих странах Европы, что привело к повсеместному снижению значимости налога на недвижимость на всем континенте. В отличие от других стран Европы в Великобритании отсрочки в проведении переоценки не повлияли на значимость налога на недвижимость.
Ипотечное кредитование и земельные банки Как известно, на территории Великобритании действует несколько законодательных структур, базирующихся на одних и тех же основных принципах, но имеющих и некоторые различия. Рассмотрим вопросы ипотечного кредитования на примере Англии и Уэльса.
Ипотечные залоги здесь регулируются Законом о собственности, вступившем в силу в 1925 г. В этом Законе также устанавливаются правовые рамки для заемщиков и залогодержателей. Великобритания не имеет конституции, и хотя законы принимает правительство, только суды решают, как эти законы должны быть интерпретированы.
Процесс ипотечного кредитования — это простой процесс. Собственник земли и недвижимости (фригольда или лизгольда) доказывает свое право собственности кредитору, а затем залогодатель оформляет закладную, согласно которой земля отдается в качестве обеспечения залога или «назначается» в пользу залогодержателя. В этой закладной собственник соглашается, что, если условия соглашения о ссуде будут нарушены заемщиком, то кредитор после выставления требования о возврате ссуды может забрать недвижимость и продать ее, чтобы возместить сумму выданной ссуды.
Закладная может включать условия кредита, или она может быть оформлена вместе с кредитным договором. В коммерческой банковской деятельности выгодно оформлять закладные и кредитные договора отдельно, так как если закладная рассчитана на покрытие всех денежных сумм, то при условии, что требование правильно зарегистрировано, банк может выдать ряд займов, используя одно и то же обеспечение проведения процедуры по составлению требования каждый раз заново. Эта форма используется всеми основными коммерческими банками-кредиторами в Великобритании.
- Обременения, так же, как свидетельство о праве собственности, регистрируются в КЗРП, и залогодателям выдается свидетельство об обременении. Они также гарантируются государством, т. е. го-ударство подтверждает наличие обременения на землю. Государство же регулирует очередность залогового права одного кредитора относительно другого. Решения о законности обременения принимают суды.
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 5 | страница 6
|