страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4
Председатель
аттестационной комиссии ____________ ________________
подпись расшифровка подписи
Аттестуемый учитель ___________ _______________
подпись расшифровка подписи
Дата ознакомления «__02__ « __октября______________ 2009_ г.
Вариант 2
Программа изучения профессиональной деятельности учителя--------, аттестуемого в ---------- учебном году-----на ------- категорию
Дата подачи заявления :
Срок проведения аттестации:
1 Подготовительный этап
Изучение документов представленных аттестуемым.
Срок:
Отв.
2 Исследовательский этап
А) Экспертиза профессиональной деятельности аттестуемого:
- посещение уроков
- посещение внеклассных мероприятий
- анализ выполнения учебных программ.
Срок:
Отв.
Б) Экспертиза результативности педагогической деятельности:
- диагностика уровня облученности учащихся
- результативность участи в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах.
- участие в предметных месячниках
- в работе МО, творческих групп.
- участие в инновационной деятельности
Срок:
Отв:
В) Экспертиза коммуникативной культуры педагога
- анкетирование учащихся
- собеседование с администрацией
- собеседование с коллегами
Срок:
Отв.:
3 Заключительный этап
Систематизация полученных результатов и их обработка
Оформление экспертного заключении
Доведение экспертного заключения до аттестуемого.
Срок.
Отв.
При проведении экспертизы своей деятельности аттестуемый вправе :
-
избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа предусмотренных Положением;
-
предложить эксперта в состав экспертной группы;
-
на получение полной информации о содержании, порядке и сроках аттестации не позднее двух недель до ее начала; на выбор вариативных форм и процедур аттестации; на получение методической помощи по подготовке к аттестации;
-
присутствовать на заседаниях комиссии, где обсуждаются вопросы, связанные с его аттестацией;
-
на получение устной информации и письменных документов об итогах аттестации.
Алгоритм работы экспертной группы
№ п/п
|
Содержание
|
Сроки
|
Подготовительный этап
|
1
|
Распределение обязанностей среди членов экспертной группы по проведению экспертизы профессиональной компетентности аттестуемого и результативности педагогической деятельности
|
|
2.
|
Изучение экспертной группой нормативных документов по аттестации
|
|
3.
|
Определение места для проведения заседаний экспертной группы
|
|
|
Определение сроков работы экспертной группы
|
|
Организационный этап
|
1.
|
Составление программы аттестации и ознакомление с ней аттестуемого
|
|
2.
|
Формирование пакета контрольно-измерительных документов в соответствии с заявленной формой и процедурой аттестации
|
|
3.
|
Согласование с аттестуемым сроков проведения экспертизы
|
|
Исследовательско-аналитический этап
|
1.
|
Анализ документации, представленной аттестуемым
|
|
2.
|
Проведение экспертизы профессиональной компетентности аттестуемого
|
|
3.
|
Выявление результативности педагогической деятельности и обработка результатов
|
|
4.
|
Анкетирование администрации, коллег, учащихся, родителей и анализ коммуникативной культуры аттестуемого
|
|
5.
|
Собеседование с аттестуемым с целью определения степени его участия в научно-методической и опытно-экспериментальной работе школы
|
|
Заключительный этап
|
1.
|
Систематизация и обобщение результатов деятельности аттестуемого. Подготовка документации по результатам экспертизы
|
|
2.
|
Оформление экспертного заключения с указанием соответствия (несоответствия) заявленной категории и подписание его председателем и членами экспертной группы
|
|
3.
|
Доведение содержания экспертного заключения до аттестуемого под роспись с указанием даты ознакомления
|
|
4.
|
Выступление председателя экспертной группы на итоговом заседании аттестационной комиссии с результатами экспертизы.
|
|
Карта посещения внеклассного мероприятия
Цель посещения ____________________________________________________
Дата посещения ____________________________________________________
ФИО учителя ______________________________________________________
Название мероприятия ______________________________________________
Цель его проведения ________________________________________________
Всего учащихся, посещающих занятия _________________________________
Активность учащихся ______________________________________________
Воспитывающее воздействие мероприятия _____________________________
Развивающее воздействие мероприятия ________________________________
Общие выводы ____________________________________________________
Рекомендации ______________________________________________________
Экспертное заключение по результатам диагностики внеклассного мероприятия
ФИО _____________________________________________________________
Должность ________________________________________________________
Школа, район ______________________________________________________
Тема ______________________________________________________________
Цель ______________________________________________________________
Форма ___________________________________________________________
Критерии оценки мероприятия
|
Баллы
| -
Является звеном в системе воспитательной работы школы по формированию положительных качеств личности, активно гражданской позиции.
-
Соответствует основным воспитательным задачам школы, уровню развития учащихся.
-
Форма мероприятия соответствует его содержанию.
-
Используются различные формы, методы и приемы работы с детьми.
-
Отвечает современным требованиям: отличается новизной, научностью, при его подготовке используется дополнительная литература, краеведческий материал, учитывается личный опыт учащихся, их возрастные и психологические особенности.
-
Характер педагогического общения.
-
Отмечается большая заинтересованность и активность детей, культура поведения.
-
Привлекаются к подготовке и проведению родительский и ученический актив.
-
Результативность (воспитывает нравственные качества личности: коллективизм, принципиальность, ответственность; помогает расширению кругозора, проявлению творческих способностей, побуждает учащихся к самообразованию, самовоспитанию, способствует выработке собственного мнения).
|
|
Заключение экспертной группы: ______________________________________
__________________________________________________________________
Члены экспертной группы ______________________________________
Карта посещения занятия факультатива
Дата посещения ____________________________________________________
Цель посещения ____________________________________________________
ФИО учителя, проводящего факультативное занятие _____________________
Цель проведения ___________________________________________________
Всего учащихся, посещающих занятия:_________________________________
Присутствует на занятии: ____________________________________________
Активность обучающихся:___________________________________________
-
творческая;
-
самостоятельная;
-
полусамостоятельная;
-
несамостоятельная.
Форма занятия:
-
индивидуальная:
-
групповая;
-
фронтальная.
Уровень деятельности обучающихся:
-
репродуктивный;
-
частично-творческий;
-
творческий;
-
исследовательский.
Методы, используемые на занятии:
-
изучение материалов по истории наук;
-
реферирование научной литературы;
-
решение задач;
-
решение творческих задач;
-
практическое исследование.
Критерии качества проведения факультативных занятий
№ п/п
|
Критерий
|
Уровень качества
|
оптимальный
|
высокий
|
удовлетворительный
|
неудовлетворительный
|
1.
|
Посещаемость занятий
|
Посещаемость занятий 100-90%
|
Посещаемость занятий 60-60%
|
Посещаемость занятий 60-50%
|
Посещаемость занятий менее 50%.
|
2.
|
Участие обучающихся в конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, конференциях.
|
Обучающиеся являются участниками республиканских , областных, победителями городских (районных) смотров, конкурсов, предметных олимпиад, конференций.
|
Обучающиеся являются призерами районных (городских) предметных олимпиад, смотров, конкурсов, конференций.
|
Обучающиеся являются участниками районных (городских), призерами школьных предметных олимпиад, смотров, конкурсов, конференций.
|
Обучающиеся не участвуют в смотрах, конкурсах, предметных олимпиадах и конференциях.
|
3.
|
Активность обучающихся
|
Творческая активность.
|
Самостоятельная активность.
|
Полусамостоятельная активность
|
Несамостоятельная активность
|
4.
|
Уровень деятельности обучающихся
|
Исследовательский
|
Творческий
|
Частично-творческий
|
Репродуктивный
|
5.
|
Удовлетворенность учащихся организацией занятий
|
Организацией занятий удовлетворены все учащиеся
|
Организацией занятий удовлетворены более 75% обучающихся
|
Организацией занятий удовлетворены более половины обучающихся
|
Организацией занятий большинство учащихся не удовлетворены
|
6.
|
Ведение документации
|
Ведение документации полностью соответствует «Положению об организации факультативов»
|
Ведение документации соответствует «Положению об организации факультативов»
|
Ведение документации в основном соответствует «Положению об организации факультативов».
|
Ведение документации не соответствует «Положению об организации факультативов»
|
Схема анализа и самоанализа урока
Общие сведения:
-
школа, класс, дата проведения урока;
-
тема урока, задачи урока.
Оборудование урока:
-
какие средства обучения использовал учитель;
-
подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
-
как подготовлена классная доска к уроку.
Содержание урока:
-
соответствует ли содержание программе, задачам урока;
-
проведена ли его дидактическая обработка;
-
формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
-
с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
-
как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
-
какие общеучебные и специальные умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
-
как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
-
какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
-
как осуществлялись межпредметные связи;
-
соблюдались ли внутрипредметные связи;
-
способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.
Тип и структура урока:
-
какой тип урока избран, его целесообразность;
-
место урока в системе уроков по данному разделу;
-
как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
-
каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
-
соответствие структуры урока данному типу;
-
как обеспечивалась целостность и завершенность урока.
Реализация принципов обучения:
-
принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
-
в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
-
как реализовывался принцип доступности обучения;
-
с какой целью использовался каждый вид наглядности;
-
как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
-
как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся;
-
как осуществлялось развитие учащихся на уроке;
-
какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
-
как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
-
как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.
Методы обучения:
-
в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
-
какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
-
какие методы способствовали активизации учения школьников;
-
как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;
-
какова эффективность использованных методов и приемов обучения.
Организация учебной работы на уроке:
-
как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
-
как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
-
осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
-
как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
-
правильно ли оценивались знания и умения учащихся;
-
как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);
-
какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
-
как подводил итоги этапов и всего урока.
Система работы учителя:
-
умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
-
показ учащимся рациональных способов учебной работы;
-
определение объема учебного материала на урок;
-
поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократичный или авторитарный), объективность;
-
роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.
Система работы учащихся:
-
организованность и активность на разных этапах урока;
-
адекватность эмоционального отклика;
-
методы и приемы работы, уровень их сформированности;
-
отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
-
уровень усвоения основных знаний и умений;
-
наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Общие результаты урока:
-
выполнение плана урока;
-
мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
-
уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся;
-
общая оценка результатов и эффективности урока;
-
рекомендации по улучшению качества урока.
Карта посещения занятия факультатива
Дата посещения ____________________________________________________
Цель посещения ____________________________________________________
ФИО учителя, проводящего факультативное занятие _____________________
Цель проведения ___________________________________________________
Всего учащихся, посещающих занятия:_________________________________
Присутствует на занятии: ____________________________________________
Активность обучающихся:___________________________________________
-
творческая;
-
самостоятельная;
-
полусамостоятельная;
-
несамостоятельная.
Форма занятия:
-
индивидуальная:
-
групповая;
-
фронтальная.
Уровень деятельности обучающихся:
-
репродуктивный;
-
частично-творческий;
-
творческий;
-
исследовательский.
Методы, используемые на занятии:
-
изучение материалов по истории наук;
-
реферирование научной литературы;
-
решение задач;
-
решение творческих задач;
-
практическое исследование.
Критерии качества проведения факультативных занятий
№ п/п
|
Критерий
|
Уровень качества
|
оптимальный
|
высокий
|
Удовлетворитель-ный
|
Неудовлетворитель-ный
|
1.
|
Посещаемость занятий
|
Посещаемость занятий 100-90%
|
Посещаемость занятий 90-60%
|
Посещаемость занятий 60-50%
|
Посещаемость занятий менее 50%.
|
2.
|
Участие обучающихся в конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, конференциях.
|
Обучающиеся являются участниками республиканских , областных, победителями городских (районных) смотров, конкурсов, предметных олимпиад, конференций.
|
Обучающиеся являются призерами районных (городских) предметных олимпиад, смотров, конкурсов, конференций.
|
Обучающиеся являются участниками районных (городских), призерами школьных предметных олимпиад, смотров, конкурсов, конференций.
|
Обучающиеся не участвуют в смотрах, конкурсах, предметных олимпиадах и конференциях.
|
3.
|
Активность обучающихся
|
Творческая активность.
|
Самостоятельная активность.
|
Полусамостоятельная активность
|
Несамостоятельная активность
|
4.
|
Уровень деятельности обучающихся
|
Исследовательский
|
Творческий
|
Частично-творческий
|
Репродуктивный
|
5.
|
Удовлетворенность учащихся организацией занятий
|
Организацией занятий удовлетворены все учащиеся
|
Организацией занятий удовлетворены более 75% обучающихся
|
Организацией занятий удовлетворены более половины обучающихся
|
Организацией занятий большинство учащихся не удовлетворены
|
6.
|
Ведение документации
|
Ведение документации полностью соответствует «Положению об организации факультативов»
|
Ведение документации соответствует «Положению об организации факультативов»
|
Ведение документации в основном соответствует «Положению об организации факультативов».
|
Ведение документации не соответствует «Положению об организации факультативов»
|
Схема анализа внеклассного мероприятия
-
место данного воспитательного мероприятия в системе учебно-воспитательной работы школы (класса), его связь с учебным процессом, с другой деятельностью воспитательного характера;
-
цель мероприятия (предметная, воспитательная), насколько она достигнута;
-
педагогическое обоснование темы и формы организации воспитательного мероприятия;
-
виды и содержание деятельности детей в процессе воспитательного мероприятия (познавательная, художественно-творческая, техническая, спортивная, игровая, организаторская и др.), оценка ее воспитательного влияния;
-
взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей на всех этапах организации воспитательного мероприятия;
-
оценка психологического состояния детей в процессе проведения воспитательного мероприятия (организованность, дисциплинированность, внимание, интерес, увлеченность, эмоциональные реакции, высказывания);
-
оценка результативности мероприятия (познавательная, воспитательная);
-
элементы положительного опыта в проведении воспитательного мероприятия;
-
недостатки в проведении мероприятия и их причины;
выводы, советы, рекомендации руководителям школ и педагогу, ответственному за проведение мероприятия
Алгоритм
самоанализа профессиональной деятельности педагога
(по Глинскому А.А.)
-
Формальные показатели: преподаваемые учебные дисциплины, классы в которых работает педагог, квалификационная категория, педагогический стаж.
-
Общая характеристика выполнения плана по самообразованию за прошедший период (полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).
-
Профессионально-педагогическая результативность:
Личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторской методической системы, разработка авторских дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы и т.д.).
Достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплоченность ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и другие).
-
Профессионально-педагогическая подготовка:
-
прохождение курсового повышения квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;
-
участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, обще- и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном самосовершенствовании;
-
реализация темы по самообразованию;
-
знакомство с адресами ППО и изучение опыта коллег по актуальным для педагога проблемам;
-
работа с научно-методической, справочной литературой;
-
значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;
-
Профессионально-педагогическая деятельность:
-
осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);
-
дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми, с претендентами на получение медалей;
-
участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);
-
участие в общее- и внешкольных учебно-методических мероприятиях;
-
совершенствование работы учебно-предметного кабинета;
-
руководство процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество, проведение мастер-класса и др.).
6. Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.
7. Определение перспектив дальнейшего саморазвития (цели, задачи, содержание и направления деятельности).
Формы квалификационных испытаний
В аттестации существенное значение имеют формы квалификационных испытаний. При этом очень важна ответственность аттестуемого за выбор формы квалификационного испытания, которая наиболее адекватна его индивидуальности. Педагогу в зависимости от категории, на которую он претендует, могут быть предложены следующие формы квалификационных испытаний:
Формы
|
Квалификационные категории
|
Вторая
|
Первая
|
Высшая
|
Представление индивидуального плана
и результатов профессионального развития
|
+
|
+
|
+
|
Защита творческой разработки
|
+
|
|
|
Презентация дидактических и методических материалов, характеризующих опыт работы
аттестуемого
|
|
+
|
+
|
Представление и защита опыта работы по какой-либо педагогической (методической) проблеме
|
|
+
|
+
|
Рефлексивная оценка результатов экспериментально-инновационной деятельности
|
|
+
|
+
|
Творческий отчет
|
|
+
|
+
|
Презентация портфолио
|
|
+
|
+
|
Мастер-класс (практическое обучение коллег использованию рекомендуемых приемов и методов)
|
|
|
+
|
Защита авторской программы
|
|
|
+
|
Перечень предложенных форм квалификационных испытаний может быть дополнен. У каждой из вышеперечисленных форм – своя процедура.
Творческий отчет
Творческий отчет – это претендующее на новизну и оригинальность формы и результата квалификационное испытание, позволяющее в комплексе оценить систему деятельности аттестуемого.
Творческий отчет должен включать:
- выступление педагога, раскрывающее опыт его работы;
- открытый урок или внеклассное мероприятие по предмету;
- демонстрацию учебно-методического комплекса, наглядно отражающую
систему работы.
Требования к творческому отчету:
-название должно отражать основную идею опыта;
-в выступлении должна быть обоснована актуальность и практическая
значимость опыта для повышения качества учебно-воспитательного процесса;
-научное обоснование опыта (теоретическая база);
- описание сущности опыта, анализ теоретических и методических находок
аттестуемого, организация, содержание, формы, приемы, методы
педагогической деятельности;
- полученные результаты, условия применения, обнаруженные трудности;
- длительность апробации опыта.
Открытый урок или внеклассное мероприятие по предмету позволяют смоделировать фрагмент педагогической или воспитательной деятельности аттестуемого, получить представление о профессиональной компетенции учителя, наглядном уровне его педагогического мастерства. Цели открытого урока (внеклассного мероприятия по предмету) должны соответствовать теме творческого отчета. Формы, методы и педагогические технологии, применяемые на уроке (внеклассном мероприятии) должны выбираться с таким расчетом, чтобы зафиксировать внимание экспертов на основных элементах представляемого педагогического опыта.
В содержание выставки учебно-методического комплекса могут входить:
- варианты авторских программ, статьи, доклады;
- разработки отдельных тем, поурочные планы;
- авторские образцы дидактического материала, наглядные пособия, таблицы;
- рисунки, поделки детей и т.д.
Творческий отчет оценивается по следующим показателям:
- обоснованность необходимости и актуальности содержащихся в отчете
изменениях методики, образовательной программы, образовательной
технологии;
- наличие обоснования результативности и эффективности изменения
педагогической деятельности;
- качество выступления.
Творческий отчет оценивается положительно, если выполнены предъявляемые к нему требования.
Презентация портфолио
Презентация портфолио - форма квалификационного испытания, в ходе которого аттестуемый представляет аттестационной комиссии свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме структуированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, выступления, сопровождаемого компьютерным показом и др.
В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о профессиональной компетентности. Основная цель презентации – представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени (межаттестационный период).
Рекомендации по содержанию и оформлению
методического портфолио педагога
Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «Портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый учителем, его знания, чётче определить направления его развития, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.
Учителю, претендующему на первую или высшую категорию, необходимо отразить в своем «Портфолио» информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Основная цель портфолио учителя – показать процесс непрерывного индивидуального профессионального развития, динамику результатов деятельности за определенный период (межаттестационный период) и пути их достижения на основе самоанализа и самооценки деятельности.
Примерное содержание «Портфолио»:
Вариант 1
1-й раздел. Начать лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды учителя на свою профессию, учителей, детей, родителей, процессы обучения и воспитания. Цель такого эссе — выявить ценностные ориентации и направленность специалиста, его мотивацию и основные содержательные цели в работе. Эссе поможет педагогу точно и полно формулировать свои мысли. Точная формулировка мыслей сделает позицию человека более выигрышной в глазах администраторов всех уровней.
2-й раздел. Приводятся: 1) обоснование выбора аттестуемым образовательной программы или педагогической технологии, методики, метода, приёма или применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов и др.; 2) описание самой программы, педагогической технологии, методов, приёмов, педагогической диагностики и др.; 3) описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики и др.
3-й раздел. Размещаются материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной во 2-м разделе технологии (методики, метода и др.): конспекты или фрагменты уроков, коррекционных занятий, программы или их фрагменты и др. Для показа умений по планированию можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабжённые необходимыми комментариями. Могут быть сделаны видеозаписи фрагментов работы (урока, коррекционного занятия и т.п.). Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы работы, умение учителя по анализу работы.
4-й раздел. Приводится резюме после проведённой работы (заключение) и материалы, отражающие прогресс учащихся в ходе работы с ними.
5-й раздел. Располагается информация об использованных педагогом способах распространения обобщённого и представленного в портфолио опыта работы.
6-й раздел. Размещаются документы, отражающие официальную оценку работы педагога. Это могут быть характеристики, результата аттестации, заключения по результатам работы за год, рекомендации и др. В документах должны быть проставлены даты и указаны должности и звания рекомендателей. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны детей или родителей, они также могут быть представлены.
7-й раздел. Приводятся документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога: дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.
Требования к оформлению
Структура портфолио:
- титульный лист;
- оглавление (с наименованием материалов и указанием номеров страницы);
- эссе (форма написания свободная);
- введение, в котором педагог поясняет, какие материалы включены в портфолио (программа, технология, методика или др.), и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельств своего профессионализма в соответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории;
- наименования разделов, подразделов, в которых описываются представленные в портфолио программа, технология, методика или др., этапы внедрения, приводятся материалы, иллюстрирующие описанную работу (каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться);
- резюме;
- пути распространения опыта работы;
- документы, отражающие официальную оценку работы педагога;
- документы, отражающие уровень образования, квалификации учителя.
Основная цель портфолио учителя – показать процесс непрерывного индивидуального профессионального развития, динамику результатов
Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:
- соответствие содержания презентации содержанию портфолио;
- выделение основных результатов деятельности педагога;
- качество изложения материалов.
Считается, что педагог успешно выдержал квалификационные испытания, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:
1) учитель
- ведет активную работу в методическом объединении,
- использует на уроках различные методы и формы работы;
- учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;
- знает современные технологии обучения и методы диагностики уровня интеллектуального и личностного развития учащихся;
2) познавательная активность учащихся высокая, ученики показывают устойчивые положительные результаты по итогам проверки уровня обученности, принимают участие в школьных и окружных, районных, областных и республиканских олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах; и т.д.
3) внеклассная работа по предмету ведется постоянно;
При оценке портфолио необходимо обратить внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценить участия в них аттестуемого (активно: автор, выступающий, консультант; пассивно: слушатель, наблюдатель).
При наличии публикаций оценивается их актуальность, степень научной новизны, практическая направленность и использование в практике работы школы, района, области.
Рейтинговая система оценки содержания портфолио
№ п/п
|
Основные разделы, характеризующие профессиональную деятельность педагога
|
Качественные показатели работы педагога
|
Мах значения показателя
|
Количественные характеристики качества работы педагога
|
1.
|
Результаты педагогической деятельности
|
Качество усвоения учебной программы
|
5 баллов
|
% учащихся, обучающихся на «9», «10»: 80-100% - 5 баллов; 60-79% - 4 балла; 50-59% - 3 балла; 40-49% - 2 балла; 20-29% - 1 балл
|
Результаты государственной (итоговой) аттестации
|
5 баллов
|
Доля учащихся, подтвердивших свои годовые оценки по результатам независимой внешней оценки: 50-60% - 1 балл, 61-70% - 2 балла, 71-80% - 3 балла, 81-90% - 4 балла,91-100% - 5 баллов
|
Количество обучающихся участников школьных, районных, городских, областных, республиканских олимпиад, конкурсов и др.
|
5 баллов
|
Удельный вес численности обучающихся – участников мероприятий различного уровня к общему количеству детей, обучающихся у педагога: более 30% - 5 балла, 25-29% - 4 балла, 20-24% - 3 балла, 15-19% - 2 балла, 10-14% - 1 балла.
|
Результативность участия учащихся в школьных, районных, городских, областных, республиканских олимпиадах, конкурсах и др.
|
5 баллов
|
Удельный вес численности обучающихся – победителей олимпиад и конкурсов к общему количеству детей: более 15% - 5 баллов, 12-14% - 4 балла, 10-11 баллов – 3 балла, 6-9% - 2 балла, 1-5% - 1 балл.
|
2.
|
Научно-методическая деятельность
|
Самообразование. Работа над методической темой.
|
3 балла
|
Продуктивность работы над методической темой, наличие результата (метод. реком.) – 3 балла
|
Метод. образовательного процесса
|
5 баллов
|
Степень соответствия содержания учебных программ предъявляемым требованиям: полное соответствие – 5 баллов, частичное соответствие – 3 балла.
|
Используемые новые образовательные технологии.
|
5 баллов
|
Степень использования инновационных технологий: осведомлен, но не владеет ими – 1 балл, использует частично – 2 бала, использует не всегда оптимально – 3 балла, оптимально сочетает традиционные и инновационные технологии (наличие поурочного планирования, копилки методических приемов) – 5 баллов.
|
Участие в профессиональных конкурсах.
|
5 баллов
|
Достижения педагога в профессиональных конкурсах, грантах различного уровня: школьный – 2 балла, районный – 3 балла, городской – 4 балла, областной – 5 баллов.
|
Обобщение опыта работы
|
5 баллов
|
Обобщение опыта работы на различном уровне: школьный – 2 балла, районный – 3 балла, городской – 4 балла, областной - 5 баллов.
|
Повышение квалификации педагогом
|
3 балла
|
Повышение квалификации за последние 5 лет: 3 балла.
|
3.
|
Внеурочная деятельность по предмету
|
Руководство проектной и исследовательской деятельностью обучающихся.
|
5 баллов
|
Удельный вес численности обучающихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью к общему количеству детей: более 30% - 5 баллов, 25-29% - 4 балла, 20-24% - 3 балла, 15-19% - 2 балла, 10-14% - 1 балл.
|
4.
|
Учебно-материальная база
|
Соответствие оборудования и средств обучения учебной программе по учебным предметам, обеспечивающим реализацию основных общеобразователь-ных программ.
|
5 баллов
|
Соответствие оборудования и средств обучения учебной программе по учебным предметам, обеспечивающим реализацию основных общеобразовательных программ: соответствие - 5 баллов, частичное соответствие - 3 балла.
|
5.
|
Выполнение функций классного руководителя
|
Использование программного подхода к организации работы с классным коллективом.
|
5 баллов
|
План работы классного руководителя не соответствует предъявляемым требованиям – 1 балл, частично соответствует -2 балла, в основном соответствует – 3 балла, полностью соответствует требованиям – 4 балла, работа по разработанной программе воспитания, способствующая достижению результативности воспитания – 5 баллов.
|
Охват обучающихся дополнительным образованием.
|
5 баллов
|
% учащихся, получающих дополнительное образование: до 20% - 1 балл, до 40% - 2 балла, до 60% - 3 балла, до 80% - 4 балла, до 100% - 5 баллов.
|
Информация о правонарушениях
|
5 баллов
|
Отсутствие преступлений и правонарушений – 5 баллов, наличие положительной динамики – 3 балла.
|
Организация ученического самоуправления (по методике М. Рожкова)
|
5 баллов
|
Уровень организации классного самоуправления: низкий – 1 балл, средний – 2 балла, высокий – 5 баллов.
|
Участие класса в мероприятиях различного уровня.
|
5 баллов
|
% участия учащихся в делах школы, города: до 20% - 1 балл, до 40% - 2 балла, до 60% - 3 балла, до 80% - 4 балла, до 100% - 5 баллов.
|
Охват учащихся горячим питанием.
|
5 баллов
|
% охвата учащихся горячим питанием: 50-59% - 1 балл, 60-69% - 2 балла, 70-79% - 3 балла, 80-89% - 4 балла, 90-100% - 5 баллов.
|
Организация работы с родителями
|
5 баллов
|
Работа с родителями практически отсутствует – 1 балл, проводится эпизодически – 2 балла, система работы с родителями находится в стадии становления – 3 балла, есть система работы с родителями – 4 балла, родители активны, инициативны, сотрудничают с классным руководителем и педагогами – 5 баллов.
|
Максимальное количество баллов – 100 баллов – 100%
|
Не менее 90 баллов – оптимальный уровень, 89-70 баллов – хороший уровень, 69-40 баллов допустимый уровень менее 39 баллов - критический уровень.
|
Представление индивидуального плана
и результатов профессионального развития.
Ориентация педагога на самообразование, на саморазвитие, на самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике - это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности. Поэтому одной из форм квалификационных испытаний может быть представление индивидуального плана и результатов профессионального развития.
Индивидуального плана профессионального развития педагога
Тема самообразования:
Цели профессионального развития:
1.
2.
№ п/п
|
Разделы плана
|
Задачи и содержание деятельности
|
Сроки рабо-ты
|
Форма представле-ния результатов
работы
|
Где, кем и когда заслуши-вается
|
1.
|
Изучение психолого-педагогической и методической литературы
|
Перечислить какую лит. необходимо изучить
|
|
Сообщение и т.д.
|
МО,
педсовет
и т.д.
|
2.
|
Разработка
программно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса
|
|
|
|
|
3.
|
Обобщение собственного педагогического опыта
|
|
|
|
|
4.
|
Участие в системе методической работы
(общеобразовательное учреждение, город, район)
|
|
|
|
|
5.
|
Обучение на курсах в системе повышения квалификации
|
|
|
|
|
6.
|
Кураторство ПК другими педагогами
|
|
|
|
|
7.
|
Работа в составе органов управления общеобразовательным учреждением
|
|
|
|
|
В ходе представления необходимо:
- раскрыть цели профессионального развития;
-обосновать актуальность и значимость личностно-ориентированной проблемы самообразования;
- раскрыть этапы работы, содержание каждого из них, показать нацеленность на поэтапное получение конкретного результата;
- выводы о проделанной работе, оценка результатов профессионального развития.
Представление индивидуального плана и результатов профессионального развития требует наглядной демонстрации продуктов труда педагога: авторская программа, дидактический материал, открытые уроки (по освоенной методике, технологии и т.д.)
Аттестационное собеседование:
порядок проведения и принятия решения аттестационной комиссией
Аттестационное собеседование проводится в присутствии аттестуемого после изучения членами комиссии материалов о деятельности педагога.
В ходе аттестационного собеседования заслушиваются:
- характеристика аттестуемого, подписанная руководителем и председателем профсоюзного комитета учреждения образования;
- аттестуемый (его самооценка, перспективы профессионального роста, пути совершенствования педагогической деятельности);
- оценка педагогической деятельности аттестуемого членами аттестационной комиссии. Предложения по итогам аттестации.
После чего членами комиссии:
- сопоставляются оценочные суждения администрации, членов комиссии и аттестуемого;
- делаются выводы об эффективности его педагогической деятельности, результатах труда, профессионально значимых личностных качествах;
- обсуждаются пути самосовершенствования, улучшения педагогической деятельности аттестуемого, перспективы его профессионального роста и повышения квалификации.
Обсуждение аттестационных материалов проводится в присутствии аттестуемого и подробно фиксируется протокольной записью (приложение).
На основе результатов аттестационного собеседования комиссия принимает одно из следующих решений:
- присвоить (не присвоить) соответствующую квалификационную категорию с указанием должности педагогического работника, по которой он аттестуется;
- подтвердить квалификационную категорию;
- снизить квалификационную категорию.
Решение принимается путем тайного голосования при наличии не менее 2/3 членов комиссии и является правомочным, если за него проголосовало не менее 50% присутствующих.
С решением комиссии аттестуемый знакомится непосредственно после аттестации, под роспись.
Решение аттестационной комиссии оформляется приказами руководителей учреждений образования, а в случаях, предусмотренных пунктом 11 Положения об аттестации, органом управления образованием и вступает в силу со дня его принятия.
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4
|