страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4   
 Председатель
аттестационной комиссии ____________ ________________ 
подпись расшифровка подписи
 
Аттестуемый учитель ___________ _______________ 
подпись расшифровка подписи
 
Дата ознакомления «__02__ « __октября______________ 2009_ г.  
 
 Вариант 2
 
 Программа изучения профессиональной деятельности учителя--------, аттестуемого в ---------- учебном году-----на ------- категорию
Дата подачи заявления : 
Срок проведения аттестации:
 1 Подготовительный этап  
 
Изучение документов представленных аттестуемым.  
Срок:
 Отв.
  
 2 Исследовательский этап  
А) Экспертиза профессиональной деятельности аттестуемого: 
- посещение уроков
 
- посещение внеклассных мероприятий 
- анализ выполнения учебных программ.
 
Срок:
  
 Отв.
Б) Экспертиза результативности педагогической деятельности: 
- диагностика уровня облученности учащихся 
 
- результативность участи в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах.  
- участие в предметных месячниках
 
- в работе МО, творческих групп.  
 
- участие в инновационной деятельности
 
Срок:
  
 Отв:
В) Экспертиза коммуникативной культуры педагога 
- анкетирование учащихся
 
- собеседование с администрацией 
- собеседование с коллегами
 
Срок:
  
 Отв.:
 
 3 Заключительный этап  
Систематизация полученных результатов и их обработка 
Оформление экспертного заключении 
 
Доведение экспертного заключения до аттестуемого. 
 
 Срок.
Отв.
  
 При проведении экспертизы своей деятельности аттестуемый вправе :
  - 
 избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа предусмотренных Положением;
  - 
 предложить эксперта в состав экспертной группы;
  - 
 на получение полной информации о содержании, порядке и сроках аттестации не позднее двух недель до ее начала; на выбор вариативных форм и процедур аттестации; на получение методической помощи по подготовке к аттестации;
  - 
 присутствовать на заседаниях комиссии, где обсуждаются вопросы, связанные с его аттестацией;
  - 
 на получение устной информации и письменных документов об итогах аттестации.
    
 Алгоритм работы экспертной группы
       
 № п/п
  |   
 Содержание
  |   
 Сроки  
  |      
 Подготовительный этап
  |      
 1
  |   
 Распределение обязанностей среди членов экспертной группы по проведению экспертизы профессиональной компетентности аттестуемого и результативности педагогической деятельности 
  |   
 
 
  |      
 2.
  |   
 Изучение экспертной группой нормативных документов по аттестации
  |   
 
 
  |      
 3.
  |   
 Определение места для проведения заседаний экспертной группы
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 Определение сроков работы экспертной группы 
  |   
 
 
  |      
 Организационный этап
  |      
 1.
  |   
 Составление программы аттестации и ознакомление с ней аттестуемого
  |   
 
 
  |      
 2.
  |   
 Формирование пакета контрольно-измерительных документов в соответствии с заявленной формой и процедурой аттестации 
  |   
 
 
  |      
 3.
  |   
 Согласование с аттестуемым сроков проведения экспертизы 
  |   
 
 
  |      
 Исследовательско-аналитический этап
  |      
 1.
  |   
 Анализ документации, представленной аттестуемым
  |   
 
 
  |      
 2.
  |   
 Проведение экспертизы профессиональной компетентности аттестуемого 
  |   
 
 
  |      
 3.
  |   
 Выявление результативности педагогической деятельности и обработка результатов
  |   
 
 
  |      
 4.
  |   
 Анкетирование администрации, коллег, учащихся, родителей и анализ коммуникативной культуры аттестуемого
  |   
 
 
  |      
 5.
  |   
 Собеседование с аттестуемым с целью определения степени его участия в научно-методической и опытно-экспериментальной работе школы
  |   
 
 
  |      
 Заключительный этап
  |      
 1.
  |   
 Систематизация и обобщение результатов деятельности аттестуемого. Подготовка документации по результатам экспертизы 
  |   
 
 
  |      
 2.
  |   
 Оформление экспертного заключения с указанием соответствия (несоответствия) заявленной категории и подписание его председателем и членами экспертной группы
  |   
 
 
  |      
 3.
  |   
 Доведение содержания экспертного заключения до аттестуемого под роспись с указанием даты ознакомления
  |   
 
 
  |      
 4.
  |   
 Выступление председателя экспертной группы на итоговом заседании аттестационной комиссии с результатами экспертизы.
  |   
 
 
  |      
 Карта посещения внеклассного мероприятия
Цель посещения ____________________________________________________ 
Дата посещения ____________________________________________________
 
ФИО учителя ______________________________________________________ 
Название мероприятия ______________________________________________
 
Цель его проведения ________________________________________________ 
Всего учащихся, посещающих занятия _________________________________
 
Активность учащихся ______________________________________________ 
Воспитывающее воздействие мероприятия _____________________________
 
Развивающее воздействие мероприятия ________________________________ 
Общие выводы ____________________________________________________
 
Рекомендации ______________________________________________________ 
 
 Экспертное заключение по результатам диагностики внеклассного мероприятия  
ФИО _____________________________________________________________ 
Должность ________________________________________________________
 
Школа, район ______________________________________________________ 
Тема ______________________________________________________________
 
Цель ______________________________________________________________ 
Форма ___________________________________________________________
       
 Критерии оценки мероприятия
  |   
 Баллы
  |       - 
 Является звеном в системе воспитательной работы школы по формированию положительных качеств личности, активно гражданской позиции.
  - 
 Соответствует основным воспитательным задачам школы, уровню развития учащихся.
  - 
 Форма мероприятия соответствует его содержанию.
  - 
 Используются различные формы, методы и приемы работы с детьми.
  - 
 Отвечает современным требованиям: отличается новизной, научностью, при его подготовке используется дополнительная литература, краеведческий материал, учитывается личный опыт учащихся, их возрастные и психологические особенности.
  - 
 Характер педагогического общения.
  - 
 Отмечается большая заинтересованность и активность детей, культура поведения.
  - 
 Привлекаются к подготовке и проведению родительский и ученический актив.
  - 
 Результативность (воспитывает нравственные качества личности: коллективизм, принципиальность, ответственность; помогает расширению кругозора, проявлению творческих способностей, побуждает учащихся к самообразованию, самовоспитанию, способствует выработке собственного мнения). 
     |   
 
 
  |      
 Заключение экспертной группы: ______________________________________
__________________________________________________________________ 
Члены экспертной группы ______________________________________
 
Карта посещения занятия факультатива 
Дата посещения ____________________________________________________
 
Цель посещения ____________________________________________________ 
ФИО учителя, проводящего факультативное занятие _____________________
 
Цель проведения ___________________________________________________ 
Всего учащихся, посещающих занятия:_________________________________
 
Присутствует на занятии: ____________________________________________ 
 
 Активность обучающихся:___________________________________________
  - 
 творческая;
  - 
 самостоятельная;
  - 
 полусамостоятельная;
  - 
 несамостоятельная.
    
 Форма занятия:
     - 
 индивидуальная:
  - 
 групповая;
  - 
 фронтальная.
          
 Уровень деятельности обучающихся:
  - 
 репродуктивный;
  - 
 частично-творческий;
  - 
 творческий;
  - 
 исследовательский.
    
 Методы, используемые на занятии:
   - 
 изучение материалов по истории наук;
  - 
 реферирование научной литературы;
  - 
 решение задач;
  - 
 решение творческих задач;
  - 
 практическое исследование. 
      
 Критерии качества проведения факультативных занятий  
          
 № п/п
  |   
 Критерий
  |   
 Уровень качества
  |      
 оптимальный
  |   
 высокий
  |   
 удовлетворительный
  |   
 неудовлетворительный
  |      
 1.
  |   
 Посещаемость занятий
  |   
 Посещаемость занятий 100-90%
  |   
 Посещаемость занятий 60-60%
  |   
 Посещаемость занятий 60-50%
  |   
 Посещаемость занятий менее 50%.
  |      
 2. 
  |   
 Участие обучающихся в конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, конференциях.
  |   
 Обучающиеся являются участниками республиканских , областных, победителями городских (районных) смотров, конкурсов, предметных олимпиад, конференций. 
  |   
 Обучающиеся являются призерами районных (городских) предметных олимпиад, смотров, конкурсов, конференций. 
  |   
 Обучающиеся являются участниками районных (городских), призерами школьных предметных олимпиад, смотров, конкурсов, конференций. 
  |   
 Обучающиеся не участвуют в смотрах, конкурсах, предметных олимпиадах и конференциях. 
  |      
 3.
  |   
 Активность обучающихся
  |   
 Творческая активность.
  |   
 Самостоятельная активность.
  |   
 Полусамостоятельная активность
  |   
 Несамостоятельная активность 
  |      
 4.
  |   
 Уровень деятельности обучающихся 
  |   
 Исследовательский
  |   
 Творческий
  |   
 Частично-творческий
  |   
 Репродуктивный 
  |      
 5.
  |   
 Удовлетворенность учащихся организацией занятий 
  |   
 Организацией занятий удовлетворены все учащиеся
  |   
 Организацией занятий удовлетворены более 75% обучающихся
  |   
 Организацией занятий удовлетворены более половины обучающихся
  |   
 Организацией занятий большинство учащихся не удовлетворены
  |      
 6.
  |   
 Ведение документации
  |   
 Ведение документации полностью соответствует «Положению об организации факультативов» 
  |   
 Ведение документации соответствует «Положению об организации факультативов» 
  |   
 Ведение документации в основном соответствует «Положению об организации факультативов».
  |   
 Ведение документации не соответствует «Положению об организации факультативов» 
  |      
 Схема анализа и самоанализа урока
Общие сведения: 
   - 
 школа, класс, дата проведения урока;
  - 
 тема урока, задачи урока.
      
 Оборудование урока:
   - 
 какие средства обучения использовал учитель;
  - 
 подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
  - 
 как подготовлена классная доска к уроку.
      
 Содержание урока:
   - 
 соответствует ли содержание программе, задачам урока;
  - 
 проведена ли его дидактическая обработка;
  - 
 формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
  - 
 с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
  - 
 как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
  - 
 какие общеучебные и специальные умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
  - 
 как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
  - 
 какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
  - 
 как осуществлялись межпредметные связи;
  - 
 соблюдались ли внутрипредметные связи;
  - 
 способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.
      
 Тип и структура урока:
   - 
 какой тип урока избран, его целесообразность;
  - 
 место урока в системе уроков по данному разделу;
  - 
 как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
  - 
 каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
  - 
 соответствие структуры урока данному типу;
  - 
 как обеспечивалась целостность и завершенность урока.
      
 Реализация принципов обучения:
   - 
 принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
  - 
 в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
  - 
 как реализовывался принцип доступности обучения;
  - 
 с какой целью использовался каждый вид наглядности;
  - 
 как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
  - 
 как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся;
  - 
 как осуществлялось развитие учащихся на уроке;
  - 
 какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
  - 
 как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
  - 
 как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.
      
 Методы обучения:
   - 
 в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
  - 
 какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
  - 
 какие методы способствовали активизации учения школьников;
  - 
 как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;
  - 
 какова эффективность использованных методов и приемов обучения.
      
 Организация учебной работы на уроке:
   - 
 как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
  - 
 как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
  - 
 осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
  - 
 как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
  - 
 правильно ли оценивались знания и умения учащихся;
  - 
 как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);
  - 
 какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
  - 
 как подводил итоги этапов и всего урока.
      
 Система работы учителя:
   - 
 умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
  - 
 показ учащимся рациональных способов учебной работы;
  - 
 определение объема учебного материала на урок;
  - 
 поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократичный или авторитарный), объективность;
  - 
 роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.
      
 Система работы учащихся:
   - 
 организованность и активность на разных этапах урока;
  - 
 адекватность эмоционального отклика;
  - 
 методы и приемы работы, уровень их сформированности;
  - 
 отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
  - 
 уровень усвоения основных знаний и умений;
  - 
 наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
      
 Общие результаты урока:
   - 
 выполнение плана урока;
  - 
 мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
  - 
 уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся;
  - 
 общая оценка результатов и эффективности урока;
  - 
 рекомендации по улучшению качества урока.
      
 
Карта посещения занятия факультатива 
Дата посещения ____________________________________________________
 
Цель посещения ____________________________________________________ 
ФИО учителя, проводящего факультативное занятие _____________________
 
Цель проведения ___________________________________________________ 
Всего учащихся, посещающих занятия:_________________________________
 
Присутствует на занятии: ____________________________________________ 
 
 Активность обучающихся:___________________________________________
  - 
 творческая;
  - 
 самостоятельная;
  - 
 полусамостоятельная;
  - 
 несамостоятельная.
    
 Форма занятия:
     - 
 индивидуальная:
  - 
 групповая;
  - 
 фронтальная.
          
 Уровень деятельности обучающихся:
  - 
 репродуктивный;
  - 
 частично-творческий;
  - 
 творческий;
  - 
 исследовательский.
    
 Методы, используемые на занятии:
   - 
 изучение материалов по истории наук;
  - 
 реферирование научной литературы;
  - 
 решение задач;
  - 
 решение творческих задач;
  - 
 практическое исследование. 
      
 Критерии качества проведения факультативных занятий  
          
 № п/п
  |   
 Критерий
  |   
 Уровень качества
  |      
 оптимальный
  |   
 высокий
  |   
 Удовлетворитель-ный
  |   
 Неудовлетворитель-ный
  |      
 1.
  |   
 Посещаемость занятий
  |   
 Посещаемость занятий 100-90%
  |   
 Посещаемость занятий 90-60%
  |   
 Посещаемость занятий 60-50%
  |   
 Посещаемость занятий менее 50%.
  |      
 2. 
  |   
 Участие обучающихся в конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, конференциях.
  |   
 Обучающиеся являются участниками республиканских , областных, победителями городских (районных) смотров, конкурсов, предметных олимпиад, конференций. 
  |   
 Обучающиеся являются призерами районных (городских) предметных олимпиад, смотров, конкурсов, конференций. 
  |   
 Обучающиеся являются участниками районных (городских), призерами школьных предметных олимпиад, смотров, конкурсов, конференций. 
  |   
 Обучающиеся не участвуют в смотрах, конкурсах, предметных олимпиадах и конференциях. 
  |      
 3.
  |   
 Активность обучающихся
  |   
 Творческая активность.
  |   
 Самостоятельная активность.
  |   
 Полусамостоятельная активность
  |   
 Несамостоятельная активность 
  |      
 4.
  |   
 Уровень деятельности обучающихся 
  |   
 Исследовательский
  |   
 Творческий
  |   
 Частично-творческий
  |   
 Репродуктивный 
  |      
 5.
  |   
 Удовлетворенность учащихся организацией занятий 
  |   
 Организацией занятий удовлетворены все учащиеся
  |   
 Организацией занятий удовлетворены более 75% обучающихся
  |   
 Организацией занятий удовлетворены более половины обучающихся
  |   
 Организацией занятий большинство учащихся не удовлетворены
  |      
 6.
  |   
 Ведение документации
  |   
 Ведение документации полностью соответствует «Положению об организации факультативов» 
  |   
 Ведение документации соответствует «Положению об организации факультативов» 
  |   
 Ведение документации в основном соответствует «Положению об организации факультативов».
  |   
 Ведение документации не соответствует «Положению об организации факультативов» 
  |      
 Схема анализа внеклассного мероприятия
  - 
 место данного воспитательного мероприятия в системе учебно-воспитательной работы школы (класса), его связь с учебным процессом, с другой деятельностью воспитательного характера; 
  - 
 цель мероприятия (предметная, воспитательная), насколько она достигнута;
  - 
 педагогическое обоснование темы и формы организации воспитательного мероприятия; 
  - 
 виды и содержание деятельности детей в процессе воспитательного мероприятия (познавательная, художественно-творческая, техническая, спортивная, игровая, организаторская и др.), оценка ее воспитательного влияния;
  - 
 взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей на всех этапах организации воспитательного мероприятия; 
  - 
 оценка психологического состояния детей в процессе проведения воспитательного мероприятия (организованность, дисциплинированность, внимание, интерес, увлеченность, эмоциональные реакции, высказывания);
  - 
 оценка результативности мероприятия (познавательная, воспитательная); 
  - 
 элементы положительного опыта в проведении воспитательного мероприятия; 
  - 
 недостатки в проведении мероприятия и их причины;
    
 выводы, советы, рекомендации руководителям школ и педагогу, ответственному за проведение мероприятия
     
 Алгоритм  
 
 самоанализа профессиональной деятельности педагога
 
 (по Глинскому А.А.)
  - 
 Формальные показатели: преподаваемые учебные дисциплины, классы в которых работает педагог, квалификационная категория, педагогический стаж.
  - 
 Общая характеристика выполнения плана по самообразованию за прошедший период (полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).
  - 
 Профессионально-педагогическая результативность:
    
 Личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторской методической системы, разработка авторских дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы и т.д.).
 
 Достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплоченность ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и другие).
  - 
 Профессионально-педагогическая подготовка:
     - 
 прохождение курсового повышения квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;
  - 
 участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, обще- и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном самосовершенствовании;
  - 
 реализация темы по самообразованию;
  - 
 знакомство с адресами ППО и изучение опыта коллег по актуальным для педагога проблемам;
  - 
 работа с научно-методической, справочной литературой;
  - 
 значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;
     - 
 Профессионально-педагогическая деятельность:
  - 
 осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);
  - 
 дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми, с претендентами на получение медалей;
  - 
 участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);
  - 
 участие в общее- и внешкольных учебно-методических мероприятиях;
  - 
 совершенствование работы учебно-предметного кабинета;
  - 
 руководство процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество, проведение мастер-класса и др.).
       
 6. Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.
7. Определение перспектив дальнейшего саморазвития (цели, задачи, содержание и направления деятельности). 
Формы квалификационных испытаний
 
В аттестации существенное значение имеют формы квалификационных испытаний. При этом очень важна ответственность аттестуемого за выбор формы квалификационного испытания, которая наиболее адекватна его индивидуальности. Педагогу в зависимости от категории, на которую он претендует, могут быть предложены следующие формы квалификационных испытаний: 
        
 Формы
  |   
 Квалификационные категории
  |      
 Вторая
  |   
 Первая
  |   
 Высшая
  |      
 Представление индивидуального плана  
 
 и результатов профессионального развития
  |   
 +
  |   
 +
  |   
 +
  |      
 Защита творческой разработки
  |   
 +
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 Презентация дидактических и методических материалов, характеризующих опыт работы
 
 аттестуемого
  |   
 
 
  |   
 +
  |   
 +
  |      
 Представление и защита опыта работы по какой-либо педагогической (методической) проблеме
  |   
 
 
  |   
 +
  |   
 +
  |      
 Рефлексивная оценка результатов экспериментально-инновационной деятельности
  |   
 
 
  |   
 +
  |   
 +
  |      
 Творческий отчет
  |   
 
 
  |   
 +
  |   
 +
  |      
 Презентация портфолио
  |   
 
 
  |   
 +
  |   
 +
  |      
 Мастер-класс (практическое обучение коллег использованию рекомендуемых приемов и методов)
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 +
  |      
 Защита авторской программы
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 +
  |      
 
Перечень предложенных форм квалификационных испытаний может быть дополнен. У каждой из вышеперечисленных форм – своя процедура. 
 
 Творческий отчет
 Творческий отчет – это претендующее на новизну и оригинальность формы и результата квалификационное испытание, позволяющее в комплексе оценить систему деятельности аттестуемого.
 
 Творческий отчет должен включать:
- выступление педагога, раскрывающее опыт его работы; 
- открытый урок или внеклассное мероприятие по предмету;
 
- демонстрацию учебно-методического комплекса, наглядно отражающую 
систему работы.
 Требования к творческому отчету:
 
-название должно отражать основную идею опыта; 
-в выступлении должна быть обоснована актуальность и практическая
 
значимость опыта для повышения качества учебно-воспитательного процесса; 
-научное обоснование опыта (теоретическая база);
 
- описание сущности опыта, анализ теоретических и методических находок 
аттестуемого, организация, содержание, формы, приемы, методы
 
педагогической деятельности; 
- полученные результаты, условия применения, обнаруженные трудности;
 
- длительность апробации опыта. 
 
 Открытый урок или внеклассное мероприятие по предмету позволяют смоделировать фрагмент педагогической или воспитательной деятельности аттестуемого, получить представление о профессиональной компетенции учителя, наглядном уровне его педагогического мастерства. Цели открытого урока (внеклассного мероприятия по предмету) должны соответствовать теме творческого отчета. Формы, методы и педагогические технологии, применяемые на уроке (внеклассном мероприятии) должны выбираться с таким расчетом, чтобы зафиксировать внимание экспертов на основных элементах представляемого педагогического опыта.
 
 В содержание выставки учебно-методического комплекса могут входить:
- варианты авторских программ, статьи, доклады; 
- разработки отдельных тем, поурочные планы;
 
- авторские образцы дидактического материала, наглядные пособия, таблицы; 
- рисунки, поделки детей и т.д.
 
 Творческий отчет оценивается по следующим показателям:
 
- обоснованность необходимости и актуальности содержащихся в отчете 
изменениях методики, образовательной программы, образовательной
 
технологии; 
- наличие обоснования результативности и эффективности изменения
 
педагогической деятельности; 
- качество выступления.
 
Творческий отчет оценивается положительно, если выполнены предъявляемые к нему требования. 
 
 Презентация портфолио
 
 Презентация портфолио - форма квалификационного испытания, в ходе которого аттестуемый представляет аттестационной комиссии свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме структуированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, выступления, сопровождаемого компьютерным показом и др.
В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о профессиональной компетентности. Основная цель презентации – представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени (межаттестационный период).  
Рекомендации по содержанию и оформлению
 
методического портфолио педагога 
Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «Портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый учителем, его знания, чётче определить направления его развития, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.
 
Учителю, претендующему на первую или высшую категорию, необходимо отразить в своем «Портфолио» информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Основная цель портфолио учителя – показать процесс непрерывного индивидуального профессионального развития, динамику результатов деятельности за определенный период (межаттестационный период) и пути их достижения на основе самоанализа и самооценки деятельности.  
Примерное содержание «Портфолио»:
 
Вариант 1 
 
 1-й раздел. Начать лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды учителя на свою профессию, учителей, детей, родителей, процессы обучения и воспитания. Цель такого эссе — выявить ценностные ориентации и направленность специалиста, его мотивацию и основные содержательные цели в работе. Эссе поможет педагогу точно и полно формулировать свои мысли. Точная формулировка мыслей сделает позицию человека более выигрышной в глазах администраторов всех уровней.
 
 2-й раздел. Приводятся: 1) обоснование выбора аттестуемым образовательной программы или педагогической технологии, методики, метода, приёма или применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов и др.; 2) описание самой программы, педагогической технологии, методов, приёмов, педагогической диагностики и др.; 3) описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики и др.
 
 3-й раздел. Размещаются материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной во 2-м разделе технологии (методики, метода и др.): конспекты или фрагменты уроков, коррекционных занятий, программы или их фрагменты и др. Для показа умений по планированию можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабжённые необходимыми комментариями. Могут быть сделаны видеозаписи фрагментов работы (урока, коррекционного занятия и т.п.). Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы работы, умение учителя по анализу работы.
 
 4-й раздел. Приводится резюме после проведённой работы (заключение) и материалы, отражающие прогресс учащихся в ходе работы с ними. 
 
 5-й раздел. Располагается информация об использованных педагогом способах распространения обобщённого и представленного в портфолио опыта работы.
 
 6-й раздел. Размещаются документы, отражающие официальную оценку работы педагога. Это могут быть характеристики, результата аттестации, заключения по результатам работы за год, рекомендации и др. В документах должны быть проставлены даты и указаны должности и звания рекомендателей. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны детей или родителей, они также могут быть представлены.
 
 7-й раздел. Приводятся документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога: дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.
 
 
 Требования к оформлению
 
 Структура портфолио:
- титульный лист;  
- оглавление (с наименованием материалов и указанием номеров страницы);
 
- эссе (форма написания свободная); 
- введение, в котором педагог поясняет, какие материалы включены в портфолио (программа, технология, методика или др.), и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельств своего профессионализма в соответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории;
 
- наименования разделов, подразделов, в которых описываются представленные в портфолио программа, технология, методика или др., этапы внедрения, приводятся материалы, иллюстрирующие описанную работу (каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться); 
- резюме;
 
- пути распространения опыта работы; 
- документы, отражающие официальную оценку работы педагога;
 
- документы, отражающие уровень образования, квалификации учителя. 
Основная цель портфолио учителя – показать процесс непрерывного индивидуального профессионального развития, динамику результатов 
 Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:
 
- соответствие содержания презентации содержанию портфолио; 
- выделение основных результатов деятельности педагога;
 
- качество изложения материалов. 
Считается, что педагог успешно выдержал квалификационные испытания, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:
 
1) учитель  
- ведет активную работу в методическом объединении, 
 
- использует на уроках различные методы и формы работы; 
- учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;
 
- знает современные технологии обучения и методы диагностики уровня интеллектуального и личностного развития учащихся; 
2) познавательная активность учащихся высокая, ученики показывают устойчивые положительные результаты по итогам проверки уровня обученности, принимают участие в школьных и окружных, районных, областных и республиканских олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах; и т.д.
 
3) внеклассная работа по предмету ведется постоянно; 
При оценке портфолио необходимо обратить внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценить участия в них аттестуемого (активно: автор, выступающий, консультант; пассивно: слушатель, наблюдатель).
 
При наличии публикаций оценивается их актуальность, степень научной новизны, практическая направленность и использование в практике работы школы, района, области.  
 
 Рейтинговая система оценки содержания портфолио
         
 № п/п
  |   
 Основные разделы, характеризующие профессиональную деятельность педагога
  |   
 Качественные показатели работы педагога
  |   
 Мах значения показателя
  |   
 Количественные характеристики качества работы педагога
  |      
 1.
  |   
 Результаты педагогической деятельности
  |   
 Качество усвоения учебной программы
  |   
 5 баллов
  |   
 % учащихся, обучающихся на «9», «10»: 80-100% - 5 баллов; 60-79% - 4 балла; 50-59% - 3 балла; 40-49% - 2 балла; 20-29% - 1 балл
  |      
 Результаты государственной (итоговой) аттестации
  |   
 5 баллов
  |   
 Доля учащихся, подтвердивших свои годовые оценки по результатам независимой внешней оценки: 50-60% - 1 балл, 61-70% - 2 балла, 71-80% - 3 балла, 81-90% - 4 балла,91-100% - 5 баллов
  |      
 Количество обучающихся участников школьных, районных, городских, областных, республиканских олимпиад, конкурсов и др.
  |   
 5 баллов
  |   
 Удельный вес численности обучающихся – участников мероприятий различного уровня к общему количеству детей, обучающихся у педагога: более 30% - 5 балла, 25-29% - 4 балла, 20-24% - 3 балла, 15-19% - 2 балла, 10-14% - 1 балла.
  |      
 Результативность участия учащихся в школьных, районных, городских, областных, республиканских олимпиадах, конкурсах и др.
  |   
 5 баллов
  |   
 Удельный вес численности обучающихся – победителей олимпиад и конкурсов к общему количеству детей: более 15% - 5 баллов, 12-14% - 4 балла, 10-11 баллов – 3 балла, 6-9% - 2 балла, 1-5% - 1 балл.
  |      
 2.
  |   
 Научно-методическая деятельность
  |   
 Самообразование. Работа над методической темой.
  |   
 3 балла
  |   
 Продуктивность работы над методической темой, наличие результата (метод. реком.) – 3 балла
  |      
 Метод. образовательного процесса
  |   
 5 баллов
  |   
 Степень соответствия содержания учебных программ предъявляемым требованиям: полное соответствие – 5 баллов, частичное соответствие – 3 балла.
 
  |      
 Используемые новые образовательные технологии.
  |   
 5 баллов
  |   
 Степень использования инновационных технологий: осведомлен, но не владеет ими – 1 балл, использует частично – 2 бала, использует не всегда оптимально – 3 балла, оптимально сочетает традиционные и инновационные технологии (наличие поурочного планирования, копилки методических приемов) – 5 баллов.
  |      
 Участие в профессиональных конкурсах.
  |   
 5 баллов
  |   
 Достижения педагога в профессиональных конкурсах, грантах различного уровня: школьный – 2 балла, районный – 3 балла, городской – 4 балла, областной – 5 баллов.
  |      
 Обобщение опыта работы
  |   
 5 баллов
  |   
 Обобщение опыта работы на различном уровне: школьный – 2 балла, районный – 3 балла, городской – 4 балла, областной - 5 баллов.
  |      
 Повышение квалификации педагогом
  |   
 3 балла
  |   
 Повышение квалификации за последние 5 лет: 3 балла.
  |      
 3.
  |   
 Внеурочная деятельность по предмету
  |   
 Руководство проектной и исследовательской деятельностью обучающихся.
  |   
 5 баллов
  |   
 Удельный вес численности обучающихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью к общему количеству детей: более 30% - 5 баллов, 25-29% - 4 балла, 20-24% - 3 балла, 15-19% - 2 балла, 10-14% - 1 балл. 
  |      
 4.
  |   
 Учебно-материальная база
  |   
 Соответствие оборудования и средств обучения учебной программе по учебным предметам, обеспечивающим реализацию основных общеобразователь-ных программ.
  |   
 5 баллов
  |   
 Соответствие оборудования и средств обучения учебной программе по учебным предметам, обеспечивающим реализацию основных общеобразовательных программ: соответствие - 5 баллов, частичное соответствие - 3 балла.
  |      
 5.
  |   
 Выполнение функций классного руководителя
  |   
 Использование программного подхода к организации работы с классным коллективом.
  |   
 5 баллов
  |   
 План работы классного руководителя не соответствует предъявляемым требованиям – 1 балл, частично соответствует -2 балла, в основном соответствует – 3 балла, полностью соответствует требованиям – 4 балла, работа по разработанной программе воспитания, способствующая достижению результативности воспитания – 5 баллов.
  |      
 Охват обучающихся дополнительным образованием.
  |   
 5 баллов
  |   
 % учащихся, получающих дополнительное образование: до 20% - 1 балл, до 40% - 2 балла, до 60% - 3 балла, до 80% - 4 балла, до 100% - 5 баллов.
  |      
 Информация о правонарушениях
  |   
 5 баллов
  |   
 Отсутствие преступлений и правонарушений – 5 баллов, наличие положительной динамики – 3 балла. 
  |      
 Организация ученического самоуправления (по методике М. Рожкова)
  |   
 5 баллов
  |   
 Уровень организации классного самоуправления: низкий – 1 балл, средний – 2 балла, высокий – 5 баллов.
  |      
 Участие класса в мероприятиях различного уровня.
  |   
 5 баллов
  |   
 % участия учащихся в делах школы, города: до 20% - 1 балл, до 40% - 2 балла, до 60% - 3 балла, до 80% - 4 балла, до 100% - 5 баллов.
  |      
 Охват учащихся горячим питанием.
  |   
 5 баллов
  |   
 % охвата учащихся горячим питанием: 50-59% - 1 балл, 60-69% - 2 балла, 70-79% - 3 балла, 80-89% - 4 балла, 90-100% - 5 баллов.
  |      
 Организация работы с родителями
  |   
 5 баллов
  |   
 Работа с родителями практически отсутствует – 1 балл, проводится эпизодически – 2 балла, система работы с родителями находится в стадии становления – 3 балла, есть система работы с родителями – 4 балла, родители активны, инициативны, сотрудничают с классным руководителем и педагогами – 5 баллов.
  |      
 Максимальное количество баллов – 100 баллов – 100%
  |   
 Не менее 90 баллов – оптимальный уровень, 89-70 баллов – хороший уровень, 69-40 баллов допустимый уровень менее 39 баллов - критический уровень. 
  |      
 Представление индивидуального плана 
и результатов профессионального развития. 
Ориентация педагога на самообразование, на саморазвитие, на самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике - это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности. Поэтому одной из форм квалификационных испытаний может быть представление индивидуального плана и результатов профессионального развития. 
 
  Индивидуального плана профессионального развития педагога  
 
Тема самообразования: 
Цели профессионального развития:
 
1.
 2. 
          
 № п/п
  |   
 Разделы плана
  |   
 Задачи и содержание деятельности
  |   
 Сроки рабо-ты
  |   
 Форма представле-ния результатов
 
 работы
  |   
 Где, кем и когда заслуши-вается
  |      
 1.
  |   
 Изучение психолого-педагогической и методической литературы
  |   
 Перечислить какую лит. необходимо изучить
  |   
 
 
  |   
 Сообщение и т.д.
  |   
 МО, 
педсовет  
и т.д.
   |      
 2.
  |   
 Разработка 
программно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 3. 
 
  |   
 Обобщение собственного педагогического опыта
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 4.
  |   
 Участие в системе методической работы
(общеобразовательное учреждение, город, район) 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 5. 
  |   
 Обучение на курсах в системе повышения квалификации
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 6.
  |   
 Кураторство ПК другими педагогами
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 7. 
  |   
 Работа в составе органов управления общеобразовательным учреждением
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 В ходе представления необходимо:
- раскрыть цели профессионального развития; 
-обосновать актуальность и значимость личностно-ориентированной проблемы самообразования; 
 
- раскрыть этапы работы, содержание каждого из них, показать нацеленность на поэтапное получение конкретного результата;  
- выводы о проделанной работе, оценка результатов профессионального развития.
 
Представление индивидуального плана и результатов профессионального развития требует наглядной демонстрации продуктов труда педагога: авторская программа, дидактический материал, открытые уроки (по освоенной методике, технологии и т.д.) 
 
 Аттестационное собеседование:  
 
 порядок проведения и принятия решения аттестационной комиссией
 Аттестационное собеседование проводится в присутствии аттестуемого после изучения членами комиссии материалов о деятельности педагога.
В ходе аттестационного собеседования заслушиваются: 
- характеристика аттестуемого, подписанная руководителем и председателем профсоюзного комитета учреждения образования;
 
- аттестуемый (его самооценка, перспективы профессионального роста, пути совершенствования педагогической деятельности); 
- оценка педагогической деятельности аттестуемого членами аттестационной комиссии. Предложения по итогам аттестации. 
 
После чего членами комиссии: 
- сопоставляются оценочные суждения администрации, членов комиссии и аттестуемого;
 
- делаются выводы об эффективности его педагогической деятельности, результатах труда, профессионально значимых личностных качествах; 
- обсуждаются пути самосовершенствования, улучшения педагогической деятельности аттестуемого, перспективы его профессионального роста и повышения квалификации.
 
Обсуждение аттестационных материалов проводится в присутствии аттестуемого и подробно фиксируется протокольной записью (приложение). 
На основе результатов аттестационного собеседования комиссия принимает одно из следующих решений:
 
- присвоить (не присвоить) соответствующую квалификационную категорию с указанием должности педагогического работника, по которой он аттестуется; 
- подтвердить квалификационную категорию;
 
- снизить квалификационную категорию. 
Решение принимается путем тайного голосования при наличии не менее 2/3 членов комиссии и является правомочным, если за него проголосовало не менее 50% присутствующих.
 
С решением комиссии аттестуемый знакомится непосредственно после аттестации, под роспись. 
Решение аттестационной комиссии оформляется приказами руководителей учреждений образования, а в случаях, предусмотренных пунктом 11 Положения об аттестации, органом управления образованием и вступает в силу со дня его принятия.
 
 
  страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 
 |