обеспечения учителем базовых видов деятельности на учебном занятии ( Зверева В.П.)
Уровень
|
Создание познавательной атмосферы урока
|
Применяемые методы обучения
|
Организация
деятельности
учащихся
|
Учебное взаимодействие учителя и учеников
|
Речь педагога и
ее значение на
уроке
|
Воспитывающая сторона занятия
|
Контроль и
коррекция
деятельности
|
Результативность занятия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Пассивный
(критический 1-3)
|
• Не прослеживается
содержательная логика урока
• Темп урока невысок
• Учитель
«привязан» к
конспекту, не
импровизирует
• Атмосфера
не настраивает на активную учебную
работу
|
• На уроке
преобладают
объяснительные и репродуктивные,
методы, основанные на
восприятии и
воспроизведении информации.
• Урок проходит в режиме трансляции, не
требующей
усилий со
стороны учителя и учащихся
|
• Деятельность учеников носит монотонный
характер
(чтение, пересказ, запись и т. д.)
• Учащиеся
пассивны,
избегают
инициативных действий
в познавательной деятельности
|
• Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают
односложные
ответы или
отказываются
отвечать.
• Учитель не
настроен на
учебное сотрудничество
с учащимися,
взаимодействие основано
на дисциплинарных ролях
|
• Монологи
учителя не
отличаются
образностью,
богатством
примеров
• Вопросы,
носят репродуктивный
характер
• Речевая
деятельность
не выполняет
основной
коммуникативной
функции
|
• Учитель не
ставит перед
собой и перед
учащимися
воспитывающих целей
• Не принимает во внимание эсте
тику помещения
• Не заостряет внимание
на культуре
взаимоотношений
|
• Контролирующая
функция не
выполняется
в системе
• У педагога
не сформированы четкие
критические
оценки ЗУНа
• Ответы
учащихся не
комментируются
• Контроль
формальный,
а не содержа
тельный
|
• Изучаемый
материал не
усвоен большой частью
учащихся
• Школьники
не приобрели
и/или не за
крепили
имеющиеся
ЗУНы.
• Занятие
оказывает
слабое воспитательное
влияние на
учащихся
|
Ситуативный (достаточный 4-6)
|
• Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью.
-
Темп занятия неоднороден: то напряженный, то излишне расслабляющий.
-
Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке.
| -
Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно -практические методы.
-
Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения.
| -
Активность учащихся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока).
-
Учащиеся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому.
-
Учащиеся предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий.
| -
Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом.
-
Совместная деятельность проходит только под патронажем педагога.
-
Слабо развиты умения совместной поисковой деятельности.
-
В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся.
| -
Педагог «зациклен» на привычном тексте.
-
Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер.
-
Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу учащихся.
| -
Учитель определяет воспитательные цели и решает из только на отдельных этапах урока.
-
Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т.д.
| -
В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся.
-
Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока.
-
Коррекция учебного процесса осуществляется за счет эксплуатации времени, а не поиска нового решения проблем.
| -
Материал усвоен фрагментарно и/или только отдельной группой «продвинутых» учащихся.
-
На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУНы.
-
Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере.
|
Активный (хороший 7-8)
|
• Урок идет в
оптимальном
темпе, части
логически
связаны друг
с другом.
• Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность уч. познавательной атмосферы.
• Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время для введения
нестандартных учебных
ситуаций.
|
• Учитель
владеет объяснительными
репродуктивными, инструктивно-
практическими, продуктивно -практическими, объяснительно -побуждающими, частично-
поисковыми
методами
обучения, которые применяет адекватно содержанию.
|
• Активность
учащихся
адекватна
запросам
учебного
процесса.
• Ученики
готовы к
проблемным
ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя.
• Разнообразные виды
задания
обеспечивают занятость всех школьников с учетом способностей
|
• Чувствуется
отработанность системы
учебных действий между
учителем и
учащимися.
• Ученики
охотно вступают в диалог.
• Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей.
• Учащимися
признается и
принимается
активная, инициирующая позиция
педагога
|
• Учитель
свободно
владеет
материалом
урока, облекает его в
научную и
доступную
для освоения
форму.
• Речь выразительна, богата, формулировки
вопросов
побуждают к
учебному
диалогу.
• Речь выступает как одно
из организующих на-
чал, продуктивного урока
|
• Учитель
умело вы-
страивает
тему урока в
воспитывающем ключе.
• Учащимися
и педагогом
выработаны нормы взаимоотношений, настраивающие на
продуктивную работу.
• Усваиваются знания и поведенческие навыки,
необходимые учащимся
для успешной социализации в обществе
|
• Контроль и
коррекция
осуществляются на всех
этапах урока.
• Ответам
учащихся
даётся краткая характеристика, оценка обосновывается. • Учебный процесс корректируется в
зависимости
от ситуации;
педагог готов
к разнообразию в подаче
и закреплении материала
|
• Основной
материал
усвоен учащимися
в объёме,
достаточном
для первичного освоения.
• Ученики осваивали применение имеющихся ЗУНов в новых ситуациях.
• Закреплён
позитивный
воспитывающий эффект занятия как в содержании, так и
в форме организации урока.
|
Творческий
(9-10)
|
• Урок (или
большая его
часть) проходит на высоком эмоциональном и
интеллектуальном подъеме.
• В результате рождается
чувство
удовлетворения от совместной работы, желание
повторить и
упрочить
успех
|
• Различными
методами
стимулируется поисковая
деятельность
детей.
• Педагог не
забывает о
методах, мотивирующих
процесс познания.
• Умело при-
меняются
методы самоорганизации познавательной работы учащихся
|
• Деятельность носит
развивающий
характер (в
коммуникативной творческой, познавательной
сферах).
• Учащиеся
принимают
творческие и
проблемные
ситуации
урока, что
свидетельствует о степе-
ни доверия
между педагогом и воспитанниками
|
• Педагог
поощряет
инициативу
учащихся,
создает условия для эмоциональной
открытости,
доверия.
• Учителем и
учащимися
совместно
создаются
возможности
для самореализации личности
| -
Речь учителя обогащает учебный материал.
-
В монологах педагог продманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации.
-
Эмоционально -интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность учащихся, побуждает к творчеству
| -
Учитель, его манера поведения, речь, профессиональные умения служат позитивным примером для подражания.
-
Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения.
-
Вырабатывается ценностное отношение педагога к
воспитанникам и наоборот
| -
В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся.
-
Учащиеся владеют навыками само и взаимоконтроля.
-
Передача контрольных функций от педагога учащимся свидетельствует о взаимном доверии, основанном на объективности знаний, критериев оценок, навыках самоанализа и рефлексии
| -
Материал урока усвоен всеми, закреплён с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения.
-
Учащиеся получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности.
-
Высоковос-питывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире)
|
ФИО учителя (аттестуемого) ________________________________________________________________________
«Оптимально» (9-10 б), «хорошо» (7-8 б.), «достаточно» (4-6 б.), «критично» (1-3 б.)
«оптимально»: 86-100 б.
«хорошо»: 66-85 б.
«достаточно»: 40-65 б.