обеспечения учителем базовых видов деятельности на учебном занятии ( Зверева В.П.)
            
 Уровень
  |   
 Создание познавательной атмосферы урока
  |   
 Применяемые методы обучения
  |   
 Организация
деятельности 
учащихся
   |   
 Учебное взаимодействие учителя и учеников
  |   
 Речь педагога и
ее значение на 
уроке
   |   
 Воспитывающая сторона занятия
  |   
 Контроль и
коррекция 
деятельности
   |   
 Результативность занятия
  |  
   
 1
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 5
  |   
 6
  |   
 7
  |   
 8
  |   
 9
  |  
   
 Пассивный
(критический 1-3) 
  |   
 • Не прослеживается
 содержательная логика урока
• Темп урока невысок 
• Учитель
 «привязан» к
 конспекту, не
 импровизирует
 
• Атмосфера 
 не настраивает на активную учебную
 работу
  |   
 • На уроке
 преобладают
 объяснительные и репродуктивные,
 методы, основанные на
 восприятии и
 воспроизведении информации.
• Урок проходит в режиме трансляции, не 
 требующей
 усилий со
 стороны учителя и учащихся
  |   
 • Деятельность учеников носит монотонный
 характер
 (чтение, пересказ, запись и т. д.)
• Учащиеся 
 пассивны,
 избегают
 инициативных действий
 в познавательной деятельности
  |   
 • Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают
 односложные
 ответы или
 отказываются
 отвечать.
• Учитель не 
 настроен на
 учебное сотрудничество
 с учащимися,
 взаимодействие основано
 на дисциплинарных ролях
  |   
 • Монологи
 учителя не
 отличаются
 образностью,
 богатством
 примеров
• Вопросы, 
 носят репродуктивный
 характер
• Речевая 
 деятельность
 не выполняет
 основной
 коммуникативной
 функции
  |   
 • Учитель не
 ставит перед
 собой и перед
 учащимися
 воспитывающих целей
• Не принимает во внимание эсте 
 тику помещения
• Не заостряет внимание 
 на культуре
 взаимоотношений
  |   
 • Контролирующая
 функция не
 выполняется
 в системе
• У педагога 
 не сформированы четкие
 критические
 оценки ЗУНа
• Ответы
 учащихся не 
 комментируются
• Контроль 
 формальный,
 а не содержа
 тельный
  |   
 • Изучаемый
 материал не
 усвоен большой частью
 учащихся
• Школьники 
 не приобрели
 и/или не за
 крепили
 имеющиеся
 ЗУНы.
• Занятие 
 оказывает
 слабое воспитательное
 влияние на
 учащихся
  |  
   
 Ситуативный (достаточный 4-6)
  |   
 • Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью.
  - 
 Темп занятия неоднороден: то напряженный, то излишне расслабляющий.
  - 
 Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке.
     |    - 
 Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно -практические методы.
  - 
 Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения.
     |    - 
 Активность учащихся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока).
  - 
 Учащиеся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому.
  - 
 Учащиеся предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий.
     |    - 
 Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом.
  - 
 Совместная деятельность проходит только под патронажем педагога.
  - 
 Слабо развиты умения совместной поисковой деятельности.
  - 
 В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся. 
     |    - 
 Педагог «зациклен» на привычном тексте. 
  - 
 Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер.
  - 
 Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу учащихся. 
     |    - 
 Учитель определяет воспитательные цели и решает из только на отдельных этапах урока.
  - 
 Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т.д. 
     |    - 
 В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся.
  - 
 Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока.
  - 
 Коррекция учебного процесса осуществляется за счет эксплуатации времени, а не поиска нового решения проблем. 
     |    - 
 Материал усвоен фрагментарно и/или только отдельной группой «продвинутых» учащихся.
  - 
 На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУНы.
  - 
 Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере. 
     |  
   
 Активный (хороший 7-8)
  |   
 • Урок идет в
оптимальном 
темпе, части
 
логически 
связаны друг
 
с другом.  
• Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность уч. познавательной атмосферы.
 
• Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время для введения 
нестандартных учебных
 
ситуаций.  
  |   
 • Учитель
владеет объяснительными 
репродуктивными, инструктивно-
 
практическими, продуктивно -практическими, объяснительно -побуждающими, частично- 
поисковыми
 
методами
  
 обучения, которые применяет адекватно содержанию.
  |   
 • Активность
учащихся
  
 адекватна
запросам
  
 учебного
процесса.  
• Ученики
 
готовы к
  
 проблемным
ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя.  
 
• Разнообразные виды
 
задания
  
 обеспечивают занятость всех школьников с учетом способностей
  |   
 • Чувствуется
отработанность системы 
учебных действий между
 
учителем и 
учащимися.
 
• Ученики 
охотно вступают в диалог.
 
• Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей. 
• Учащимися
 
признается и 
принимается
 
активная, инициирующая позиция 
педагога
   |   
 • Учитель
свободно
  
 владеет
материалом 
урока, облекает его в
 
научную и 
доступную
 
для освоения 
форму. 
 • Речь выразительна, богата, формулировки 
 
 вопросов
побуждают к 
учебному
 
диалогу.
  
 • Речь выступает как одно
из организующих на- 
чал, продуктивного урока
   |   
 • Учитель
умело вы- 
страивает
 
тему урока в 
воспитывающем ключе.
 
• Учащимися 
и педагогом
 
выработаны нормы взаимоотношений, настраивающие на 
продуктивную работу.
 
• Усваиваются знания и поведенческие навыки, 
необходимые учащимся
 
для успешной социализации в обществе 
  |   
 • Контроль и
коррекция 
осуществляются на всех
 
этапах урока. 
• Ответам
 
учащихся
  
 даётся краткая характеристика, оценка обосновывается. • Учебный процесс корректируется в
зависимости 
от ситуации;
 
педагог готов 
к разнообразию в подаче
 
и закреплении материала 
  |   
 • Основной
материал
  
 усвоен учащимися
в объёме, 
достаточном
 
для первичного освоения. 
• Ученики осваивали применение имеющихся ЗУНов в новых ситуациях.
 
• Закреплён 
позитивный
 
воспитывающий эффект занятия как в содержании, так и 
в форме организации урока.
   |  
   
 Творческий 
(9-10)
   |   
 • Урок (или
большая его 
часть) проходит на высоком эмоциональном и
 
интеллектуальном подъеме. 
• В результате рождается
 
чувство
  
 удовлетворения от совместной работы, желание
повторить и 
упрочить
 
успех
   |   
 • Различными
методами
  
 стимулируется поисковая
деятельность 
детей.
 • Педагог не 
 
 забывает о
методах, мотивирующих 
процесс познания.
 
• Умело при- 
меняются
 
методы самоорганизации познавательной работы учащихся 
  |   
 • Деятельность носит
развивающий 
характер (в
 
коммуникативной творческой, познавательной 
сферах).
 
• Учащиеся 
принимают
 
творческие и 
проблемные
 
ситуации
  
 урока, что
свидетельствует о степе- 
ни доверия
 
между педагогом и воспитанниками 
  |   
 • Педагог
поощряет
  
 инициативу
учащихся, 
создает условия для эмоциональной
 
открытости, 
доверия.
 
• Учителем и 
учащимися
 
совместно 
создаются
 
возможности 
для самореализации личности
   |    - 
 Речь учителя обогащает учебный материал.
  - 
 В монологах педагог продманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации.
  - 
 Эмоционально -интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность учащихся, побуждает к творчеству
    
 
 
  |    - 
 Учитель, его манера поведения, речь, профессиональные умения служат позитивным примером для подражания.
  - 
 Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения.
  - 
 Вырабатывается ценностное отношение педагога к
    
 воспитанникам и наоборот
 
  |    - 
 В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся.
  - 
 Учащиеся владеют навыками само и взаимоконтроля.
  - 
 Передача контрольных функций от педагога учащимся свидетельствует о взаимном доверии, основанном на объективности знаний, критериев оценок, навыках самоанализа и рефлексии
    
 
 
  |    - 
 Материал урока усвоен всеми, закреплён с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения.
  - 
 Учащиеся получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности.
  - 
 Высоковос-питывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире)
    
 
 
  |  
 
 
ФИО учителя (аттестуемого) ________________________________________________________________________
«Оптимально» (9-10 б), «хорошо» (7-8 б.), «достаточно» (4-6 б.), «критично» (1-3 б.)
«оптимально»: 86-100 б.
«хорошо»: 66-85 б.
«достаточно»: 40-65 б.