Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4

Параметры анализа

обеспечения учителем базовых видов деятельности на учебном занятии ( Зверева В.П.)



Уровень

Создание по­знавательной атмосферы урока

Применяемые методы обуче­ния

Организация

деятельности

учащихся


Учебное взаи­модействие учителя и уче­ников

Речь педагога и

ее значение на

уроке


Воспитываю­щая сторона занятия

Контроль и

коррекция

деятельности


Результатив­ность занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Пас­сивный

(критический 1-3)



• Не просле­живается
содержатель­ная логика урока

• Темп урока невысок

• Учитель
«привязан» к
конспекту, не
импровизи­рует

• Атмосфера


не настраива­ет на актив­ную учебную
работу

• На уроке
преобладают
объяснительные и репро­дуктивные,
методы, ос­нованные на
восприятии и
воспроизве­дении ин­формации.

• Урок про­ходит в режиме трансляции, не


требующей
усилий со
стороны учителя и уча­щихся

• Деятельность учеников носит монотонный
характер
(чтение, пересказ, за­пись и т. д.)

• Учащиеся


пассивны,
избегают
инициативных действий
в познавательной дея­тельности

• Отсутствует диалог с педагогом: уче­ники дают
односложные
ответы или
отказываются
отвечать.

• Учитель не


настроен на
учебное со­трудничество
с учащимися,
взаимодейст­вие основано
на дисциплинарных ролях

• Монологи
учителя не
отличаются
образностью,
богатством
примеров

• Вопросы,


носят репродуктивный
характер

• Речевая


деятельность
не выполняет
основной
коммуникативной
функции

• Учитель не
ставит перед
собой и перед
учащимися
воспиты­вающих це­лей

• Не принимает во вни­мание эсте­


тику поме­щения

• Не заостряет внимание


на культуре
взаимоотношений

• Контролирующая
функция не
выполняется
в системе

• У педагога


не сформированы четкие
критические
оценки ЗУНа

• Ответы
учащихся не


комментиру­ются

• Контроль


формальный,
а не содержа­
тельный

• Изучаемый
материал не
усвоен большой частью
учащихся

• Школьники


не приобрели
и/или не за­
крепили
имеющиеся
ЗУНы.

• Занятие


оказывает
слабое воспитательное
влияние на
учащихся

Ситуативный (достаточный 4-6)

• Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью.

  • Темп занятия неоднороден: то напряженный, то излишне расслабляющий.

  • Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке.

  • Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно -практические методы.

  • Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения.

  • Активность учащихся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока).

  • Учащиеся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому.

  • Учащиеся предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий.

  • Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом.

  • Совместная деятельность проходит только под патронажем педагога.

  • Слабо развиты умения совместной поисковой деятельности.

  • В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся.

  • Педагог «зациклен» на привычном тексте.

  • Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер.

  • Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу учащихся.

  • Учитель определяет воспитательные цели и решает из только на отдельных этапах урока.

  • Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т.д.

  • В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся.

  • Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока.

  • Коррекция учебного процесса осуществляется за счет эксплуатации времени, а не поиска нового решения проблем.

  • Материал усвоен фрагментарно и/или только отдельной группой «продвинутых» учащихся.

  • На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУНы.

  • Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере.

Активный (хороший 7-8)

• Урок идет в

оптимальном

темпе, части

логически

связаны друг

с другом.

• Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность уч. познаватель­ной атмосферы.

• Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время для введения

нестандартных учебных

ситуаций.



• Учитель

владеет объяснительными

репродуктивными, инструктивно-

практическими, продуктивно -практическими, объяснительно -побуждающими, час­тично-

поисковыми

методами


обучения, которые применяет адекватно содержанию.

• Активность

учащихся


адекватна

запросам


учебного

процесса.

• Ученики

готовы к


проблемным

ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя.

• Разнообразные виды

задания


обеспечивают занятость всех школьников с учетом способностей

• Чувствуется

отработанность системы

учебных действий между

учителем и

учащимися.

• Ученики

охотно вступают в диа­лог.

• Практиче­ски исключе­но дисциплинарное воздействие на детей.

• Учащимися

признается и

принимается

активная, инициирующая позиция

педагога


• Учитель

свободно


владеет

материалом

урока, облекает его в

научную и

доступную

для освоения

форму.

• Речь выра­зительна, богата, фор­мулировки



вопросов

побуждают к

учебному

диалогу.


• Речь выступает как одно

из организующих на-

чал, продуктивного урока


• Учитель

умело вы-

страивает

тему урока в

воспитывающем ключе.

• Учащимися

и педагогом

выработаны нормы взаи­моотношений, настраи­вающие на

продуктивную работу.

• Усваиваются знания и поведенческие навыки,

необходимые учащимся

для успешной социализации в об­ществе



• Контроль и

коррекция

осуществляются на всех

этапах урока.

• Ответам

учащихся


даётся краткая характеристика, оценка обос­новывается. • Учебный процесс корректируется в

зависимости

от ситуации;

педагог готов

к разнообразию в подаче

и закрепле­нии материала



• Основной

материал


усвоен учащимися

в объёме,

достаточном

для первичного освоения.

• Ученики осваивали применение имеющихся ЗУНов в новых ситуациях.

• Закреплён

позитивный

воспитывающий эффект занятия как в содержании, так и

в форме организации урока.


Творческий

(9-10)


• Урок (или

большая его

часть) проходит на высоком эмоциональном и

интеллектуальном подъеме.

• В результате рождается

чувство


удовлетворения от совместной работы, желание

повторить и

упрочить

успех


• Различными

методами


стимулируется поисковая

деятельность

детей.

• Педагог не



забывает о

методах, мотивирующих

процесс познания.

• Умело при-

меняются

методы самоорганизации познавательной работы учащихся



• Деятельность носит

развивающий

характер (в

коммуникативной творческой, познавательной

сферах).

• Учащиеся

принимают

творческие и

проблемные

ситуации


урока, что

свидетельствует о степе-

ни доверия

между педа­гогом и вос­питанниками



• Педагог

поощряет


инициативу

учащихся,

создает условия для эмоциональной

открытости,

доверия.

• Учителем и

учащимися

совместно

создаются

возможности

для самореализации личности


  • Речь учите­ля обогащает учебный ма­териал.

  • В моноло­гах педагог продманно использует паузы, рито­рические и проблемные вопросы, создаёт эмо­циональные кульминации.

  • Эмоционально -интеллектуальная насы­щенность речи поддер­живает познавательную активность учащихся, побуждает к творчеству




  • Учитель, его манера поведения, речь, профессиональные умения слу­жат позитив­ным приме­ром для под­ражания.

  • Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внеш­него и внут­реннего пространства обучения.

  • Вырабатывается ценностное отношение педагога к

воспитанни­кам и наоборот


  • В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся.

  • Учащиеся владеют навыками само и взаимоконтроля.

  • Передача контрольных функций от педагога учащимся свидетельст­вует о взаим­ном доверии, основанном на объектив­ности знаний, критериев оценок, навыках само­анализа и рефлексии




  • Материал урока усвоен всеми, закре­плён с опо­рой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения.

  • Учащиеся получили стимул к самостоя­тельной по­знавательной деятельности.

  • Высоковос-питывающий эффект урока (от принятия нравствен­ных норм и обязанностей до стремле­ния к пони­манию себя и своего места в мире)




Диагностическая карта оценки

обеспечения учителем базовых видов деятельности на уроке

(для экспертной группы)

ФИО учителя (аттестуемого) ________________________________________________________________________





п/п

Дата посещения

Класс

Предмет

Баллы, выставленные проверяющим




Реализация требований учебной программы

Организация познавательной деятельности учащихся

Применяемые методы обучения

Организация деятельности учащихся

Учебное взаимодействие

учителя и ученика

Воспитательный потенциал учебного занятия

Речь и культура учителя

Контроль и коррекция деятельности

Результативность занятия

Общая сумма баллов

ФИО подпись члена аттеста-ционной комиссии



























































































За каждый параметр дается оценка по шкале:

«Оптимально» (9-10 б), «хорошо» (7-8 б.), «достаточно» (4-6 б.), «критично» (1-3 б.)



Итоговый балл за урок:

«оптимально»: 86-100 б.

«хорошо»: 66-85 б.

«достаточно»: 40-65 б.



«критично» от 39 б. и ниже

Выводы из анализа, посещенных уроков, определения оптимальных и проблемных зон, предложения по коррекции деятельности: ________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4

Смотрите также: