Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ


Питание является важнейшей физиологической потребностью человека. Так уж устроен наш организм, что для нормальной его жизнедеятельности необходимо регулярное поступление с едой пищевых вешеств, или нутриентов, — белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных вешеств.

Они необходимы для построения и непрерывного обновления клеток и тканей, обеспечения их роста и развития, образования ферментов, гормонов и других регуляторов обменных процессов и жизнедеятельности, восполнения энергетических затрат, расходуемых на выполнение как умственной, так и физической работы, поддержание обмена ве­ществ в организме.

Требуемое количество и соотношение тех или иных питательных веществ, поступающих с пищей, меняется в различные возрастные периоды, так как интенсивность процессов жизнедея­тельности и их направленность неодинаковы в течение жизни. Особенно важны характер и пол­ноценность питания детей и подростков. Этот возрастной период сопряжён с процессами формирования многих органов и систем, высокая эф­фективность протекания которых служит гарантом обеспечения оптимального уровня жизни во взрослом состоянии и активного долголетия. Особенности питания определяются также полом, религиозными взглядами, местом рождения и проживания, внутрисемейными традициями, родом занятий, образом жизни, наличием острых и хронических заболеваний, вредных привычек и просто модными тенденциями в обществе.

Питание — это не только поступление, но и сложный процесс переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, который тесно взаимосвязан со всеми без исключения процессами и отправлениями нашего тела. Нормаль­ное функционирование пищеварительной системы обеспечивает устойчивый состав внутренней среды (гомеостаз), поддерживает обмен веществ на оптимальном уровне, и это является важным условием благополучия организма, его здоровья.

Дефекты любого звена пищеварения неизбеж­но отражаются на состоянии организма в целом.

Нередко причины нарушения не осознаются, ощущаются только следствия, зачастую связанные с деятельностью других физиологических систем, прежде всего сердечнососудистой. Например, в результате неправильного питания развиваются атеросклеротические изменения кровеносных сосудов. Кстати, в последние годы наблюдается омоложение данного заболевания. Раньше атеросклероз считался болезнью тех людей, которым за 40, сегодня признаки атеросклеротического поражения сосудов регистрируются у лиц 20—25 лет и даже подростков. Всё это следствие неправильного питания и нездорового образа жизни.

Специалисты Республиканского научно-практического центра гигиены в ходе выбороч­ного исследования фактического питания населения Беларуси определили, «из чего состоят наши мальчишки и девчонки». Выяснилось, что пищевая и энергетическая ценность суточных рационов питания детей и подростков существенно отличается от принятых норм физиологических потребностей, утверждённых Минздра­вом в 2002 г. (№ 3126-1102). Особенно выражен­ные отклонения регистрируются в возрастной группе 11—17 лет. Так, у большинства обследо­ванных девушек энергетическая ценность рациона на 10—22 % не дотягивает до нижней гра­ницы нормы. Содержание углеводов в питании подростков обоего пола на 12—24 % ниже нормы. В структуре потребляемых углеводов наблюдается избыток простых Сахаров, в то время как физиологически обоснованное потребле­ние углеводов суточного рациона на 70—75 % должно быть представлено сложными углеводами (полисахаридами). Потребление белков на 2—24 % ниже нормы. Жиры суточного рациона питания городских юношей на 17 % превышают нормативные значения, у сельских девушек — на 11 % ниже нормы. В структуре потребления жиров преобладают насыщенные, являющиеся фактором риска атеросклероза. Как у мальчишек, так и у девчонок наблюдается дефицит по­ступления ряда витаминов и минеральных веществ. В их рационах отмечается избыточное содержание жирных сортов мяса, сосисок, колбас, недостаток молока и кисломолочных продуктов, рыбы, изделий на основе зерновых культур.

Выявленные отклонения фактического питания школьников не могут проходить бесследно и, несомненно, отражаются на уровне их здоровья. Первое место (рис. 1) в структуре хронической патологии у детей 0—14 лет занимают заболевания органов пищеварения. Аналогично в структуре хронической патологии подростков 15—17 лет первое место (20,3%) также отводится заболеваниям органов пищеварения.

Конечно, такое положение не может не волновать общественность и специалистов, стоящих на страже сохранения здоровья подрастающего поколения. В последние годы ведётся активная политика в области улучшения питания школьников. Создана основная нормативная база по питанию детей: руководства по организации питания детей в дошкольных учреждениях и интернатах, положение об ор­ганизации питания учащихся общеобразовательных учреждений, нормы питания по всем типам образовательных учреждений, сбор­ники рецептур блюд для дошкольных учреждений, для учреждений общего среднего и профессионально-технического образования. Во всех учреждениях образования разработаны примерные двухнедельные рационы питания, сбалансированные по пищевой и энергетической ценности. Наряду с этим реализован ряд мер по укреплению материально-технической базы пищеблоков учреждений образования, обеспечению гарантированной безопасности продовольственного сырья и пищевых продук­тов, качества и безопасности питания учащихся, повышению общественной и личной гигиены. Сегодня до 90 % учащихся имеют возможность получить горячее питание.

Однако, если рассмотреть заболеваемость органов пищеварения у детей 0—14 лет в динамике начиная с 1990 г. (рис. 2), несмотря на не­которое снижение её в последние годы, тенденция к росту продолжает сохраняться.

По отдельно взятым формам заболеваний системы пищеварения прослеживается практически та же ситуация. За последние 10 лет от­мечается незначительная стабилизация (рис. 3) заболеваемости гастритом (воспалительные за­болевания желудка) и дуоденитом (воспалительные заболевания двенадцатиперстной кишки), но вместе с тем по сравнению с 1991 г. сохраняется её рост — в 1,9 раза.

Несколько более выраженные успехи отмечаются в снижении язвенной болезни желудочно-кишечного тракта (рис. 4), но также показатели заболеваемости язвой желудка и 12-перстной кишки остаются в 1,4 раза более высокими по сравнению с 1991 г.

Несмотря на усилия специалистов по совершенствованию нормативно-методического и материально-технического обеспечения организации питания и некоторое улучшение ситуации, проблема состояния здоровья детей и подростков в связи с особенностями питания продолжает оставаться актуальной. Соответственно, причина остроты данной проблемы заключается не столько в уровне организации питания, сколько в самой культуре питания.

Что же происходит с нашими детьми? Почему достаточно часто у школьников отмечаются жалобы на вздутие и боли в животе, тяжесть в правом подреберье, отрыжку, тошноту, запоры или иные признаки поражения пищеварительной си­стемы? В литературе перечисляется достаточно много факторов риска, способствующих развитию патологии желудочно-кишечного тракта: не­доедание или переедание, однообразное питание, малоподвижный образ жизни и прочие. По данным ряда исследователей, основные причины нарушений питания:

• Дисбаланс между количеством потребляемой пищи и расходом энергии.

По сравнению с предыдущим поколением энерготраты современного учащегося вследствие более выраженной гиподинамии, обу­словленной просиживанием за компьютером и другими причинами, весомо сократились, а количество по­требляемой пищи в большинстве случаев остаётся прежним.

• Изменение структуры и качества питания.

Питание современных школьников характеризуется снижени­ем потребления наи­более ценных пищевых продуктов — мяса, яиц, молока, овощей и фруктов — и увеличением доли мучных и кондитерских изделий, картофеля, Сахаров, так как качество потребляемой пищи определяется не целесообразностью, а материальными возможностями или личными вкусовыми пристрастиями.

Современные способы хранения, переработки и кулинарной обработки продуктов способствуют потере множества ценных питательных

элементов и насыщению продуктов всевозможны­ми пищевыми добавками и консервантами, значительно снижающими пищевую и биологическую ценность продуктов питания.

• Еда наспех.

Существует истина, которую должны знать все: не важно, сколько съесть, важнее — сколько усвоится. Ребёнок торопится, глотает пищу крупными кусками, которые плохо перевариваются, организм при этом почти ничего не усваивает. Более того, не переваренная пища проходит в кишечник, травмируя его, а это первый шаг к развитию заболеваний.

• Ухудшение экологической обстановки.

С пищевыми продуктами по биоцепочкам в организм поступают нитраты, радионуклиды, соли тяжёлых металлов, канцерогены, пестициды и другие ксенобиотики (чужеродные вещества), оказывающие неблагоприятное воздействие как местно на систему пищеварения, так и в целом на весь организм. Кроме того, чтобы обезвредить и вывести эти токсины, повышаются потребности организма в витаминах, белках и дру­гих полезных питательных веществах.

• Вредные привычки.

Вредные привычки, особенно курение, — достаточно частое явление среди подростков. При этом многие не задумываются о том, что «удовольствие» истощает организм. В частности, каждая выкуренная сигарета вытягивает из организма 25 мг витамина С.

• Контролируемое и неконтролируемое использование лекарственных препаратов.

Применение лекарственных препаратов внутрь, через полость рта, особенно антибиотиков, зачастую сопровождается нарушением био­ценоза (нормальной микрофлоры) и всасывательной способности кишеч­ника, способствует появлению эрозий и язв слизистой желудка и кишечника. Всё это в совокупности отрицательно влияет на процессы усвоения и эффективность действия компонентов пищи.

• Привычки питания.

Типичное питание сегодняшних школьников — недостаточный завтрак или его почти полное отсутствие — бутерброд с колбасой; неполноцен­ный, преимущественно углеводистый обед, в лучшем случае котлета или шницель, а как правило — мучные и кондитерские изделия, хот-доги, пиццы; чрезмерно плотный ужин, причём сосиски или другие колбасные изделия с гарниром, чаще всего в виде макаронных изделий. Почти ежедневно — всевозможные пирожные, печенье, конфеты и про­чие сладости. Очень модны и популяры фаст-фуды, чипсы, кока-кола, в общем, традиционное «нездоровое питание».

Вывод один: необходимо повышение знаний и культуры питания, изменение укоренившихся привычек питания. И как это ни печально, следует исключить из суточного рациона как раз те продукты, которые мы употребляем в пищу довольно часто, так как они не требуют длительной обработки. Практически ежедневно на нашем столе присутствуют колбасные изделия. Не все знают, что обязательным компонентом при изготовлении пищевой промышленностью мясных полуфабрикатов и колбасных изделий являются нитраты и нитриты, при значительном поступлении способствующие разрушению сли­зистой оболочки желудка и к тому же являю­щиеся канцерогенами (способ­ствуют развитию раковых клеток).

3начительное количество про­дуктов, которые мы сегодня потребляем, — рафинированные (растительное масло, белая мука и др.). Поэтому следует шире включать в рацион питания ягоды, фрукты, каши из крупяных изделий, можно с добавлением отрубей, в них содержится много необходимых для роста хорошо усвояемого белка, углеводов, витаминов и микроэлементов.

Полезна организация не менее одного раза в неделю вегетарианского дня. Вегетарианский день — это не голодный день. Это просто разгру­зочный день, значительно облегчающий работу пищеварительного тракта, особенно кишечника, а заодно способствующий оптимизации работы сердечнососудистой и дыхательной систем.

Следует отрегулировать и поддерживать режим питания, при выборе продуктового набора руководствоваться пирамидой здорового пита­ния (рис. 5).

В общем, чтобы не только устранить нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, но и быть и оставаться здо­ровым на долгие годы, следует вести здоровый образ жизни, предусматривающий наряду с другими аспектами отказ от вредных привычек, оптимальную двигательную активность и рациональное питание.








страница 1

Смотрите также: