Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3

ЛИТЕРАТУРА




ОСНОВНАЯ

1. Бабосов, Е. М. Общая социология / Е. М. Бабосов. – Минск. : ТетраСистемс, 2006.

2. Добреньков, В. И. Социология : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М. : ИНФРА-М, 2009.

3. Качалов, И. Л. Социология : учебно-метод. пособие для студ. неэкономических спец. БГУИР всех форм обуч. / И. Л. Качалов. – Минск : БГУИР, 2004.

4. Кравченко, А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2009.

5. Общая социология : учебное пособие / А. Г. Эфендиев [и др.] ; под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М. : ИНФПА-М, 2007.

6. Радугин, А. А. Социология : курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Библионика, 2004.

7. Социология : курс лекций : учеб. пособие / Ю. Г. Волков [и др.] ; под общ. ред. Ю. Г. Волкова, В. Н. Нечипуренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2006.

8. Социология : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Елсуков [и др.] ; под общ. ред. проф. А. Н. Елсукова. – Минск : ТетраСистемс, 2004.

9. Социология : учебник для вузов / В. Н. Лавриненко ; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

10. Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. пособие для студ. вузов / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити, 2005.

11. Фролов, С. С. Социология : учебник для вузов / С. С. Фролов. – М. : Логос, 2000.


Дополнительная
1. Бабосов, Е. М. Социология личности, стратификация, управление / Е. М. Бабосов. – Минск : Беларуская навука, 2006.

2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М. : Эдиториал УРСС, 1999.

3. Ионин, Л. Г. Социология культуры : путь в новое тысячелетие : учебник для вузов / Л. Г. Ионин. – 3-е изд., перераб. доп. – М. : Логос, 2000.

4. История социологии : учеб. пособие / А. Н. Елсуков [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Елсукова [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Вышэйш. шк., 1997.

5. Смирнов, П. И. Социология личности / П. И. Смирнов. – СПб. : СПбГИПСР, 2007.

6. Современная западная социология : хрестоматия : учеб. пособие для вузов / авт.-сост. Г. Н. Соколова, Л. Г. Титаренко. – Минск : Тесей, 2008.

7. Соколова, Г. Н. Социология труда / Г. Н. Соколова. – Минск : Вышэйш. шк., 2002.

8. Социология : учеб. пособие и практикум / С. В. Лапина [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лапиной. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001.

9. Социология молодежи : учебное пособие для студ. вузов / Ю. Г. Волков [и др.] ; под ред. Ю. Г. Волкова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2001.

10. Социологическая энциклопедия / А. Н. Данилов [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Данилова. – Минск : БелЭн, 2003.


2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

для студентов дневной формы обучения
Тема 1. Социология, её предмет и функции (2 ч)
Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки.

2. Объект и предмет социологии: многообразие теоретических подходов.

3. Структура и уровни социологического знания.

4. Место и роль социологии в системе социогуманитарных наук.

5. Основные функции социологии.


Основные понятия

Социология, объект социологии, предмет социологии, социальное, социальная общность, социальный закон, структура социологии.


Темы докладов и рефератов

1. Э. Дюркгейм о предмете и методе социологии.

2. П. Сорокин о предмете социологии.

3. Современная социология в поисках своего предмета.

4. Социальные законы и социальная деятельность.

5. Социология и её роль в современном белорусском обществе.

6. Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста и руководителя.
Литература

Бабосов, Е. М. Социология. Учебно-методический комплекс / Е. М. Бабосов, Е. П. Сапелкин. – Минск : УП Технопринт, 2001.

Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм ; пер. с фр. – М. : Канон, 1995.

Кравченко, А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2009.

Култыгин, В. П. Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство / В. П. Култыгин // Социологические исследования. – 2000. – №8.

Лапин, Н. И. Предмет и методология социологии / Н. И. Лапин // Социологические исследования. – 2002. – № 8.

Молевич, Е. Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания / Е. Ф. Молевич // Социологические исследования. – 1997. – № 6.

Общая социология : учеб. пособие / А. Г. Эфендиев [и др.] ; под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М. : ИНФПА-М, 2007.

Павленок, П. Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии / П. Д. Павленок // Социологические исследования. – 2004. – № 3.

Радугин, А. А. Социология : курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Библионика, 2004.

Романовский, Н. В. Три подхода к будущему социологии / Н. В. Романовский // Социологические исследования. – 2005. – №3.

Смелзер, Н. Дж. Социология / Н. Дж. Смелзер. – М. : Феникс, 1994.

Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество. / П. А. Сорокин. – М. : Политиздат, 1992.

Социология : учебник / Ю. Г. Волков [и др.] ; под общ. ред. Ю. Г. Волкова [и др.]. – М. : Высш. образование, 2008.

Социология : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Елсуков [и др.] ; под общ. ред. проф. А. Н. Елсукова. – Минск : ТетраСистемс, 2004.

Тощенко, Ж. Т. О тенденциях развития социологии в современном мире / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2007. – № 6.

Фролов, С. С. Социология : учебник для вузов / С. С. Фролов. – М. : Логос, 2000.
Тема 2. История становления и развития социологии (2 ч)
Вопросы для обсуждения

1. Этапы зарождения и развития социологии.

2. Классическая западная социология ХIХ – начала ХХ вв.

3. Современные западные социологические школы и направления.

4. Особенности развития российской социологии ХIХ – начала ХХ вв.

5. Становление и развитие социологии в Беларуси.


Основные понятия

Позитивизм, биологизм, психологизм, социологизм, структурализм,

функционализм.
Темы докладов и рефератов

1. Позитивистская социология. Её истоки и главные представители.

2. «Социологизм» Э. Дюркгейма и его учение о социальных фактах как основе социологического познания.

3. Социологическая теория марксизма.

4. «Понимающая» социология М. Вебера.

5. Интегральная социология П. Сорокина.

6. Учение В. Парето о поведении человека.

7. Идеи фрейдизма и неофрейдизма в социологии.

8. Структурно-функциональный анализ.

9. Социологические идеи символического интеракционизма.

10. Теория социального конфликта.

11. Социологическая наука в современной Беларуси: организация и основные направления исследований.


Литература

Американская социологическая мысль. Тексты ; сост. Е. И. Кравченко ; под ред. В. И. Добренькова. – М. : Изд-во МГУ, 1994.

Бачинин, В. А. История западной социологии: учебник / В. А. Бачинин. – СПб. : Изд-во Лань, 2002.

Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер ; пер. с нем. – М. : Прогресс, 1990.

Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии / А. Б. Гофман. – М. : Мартис, 1995.

Данилов, А. Н. Становление и развитие социологии в Беларуси / А. Н. Данилов // Социология. – 1999 – № 3.

Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм ; пер. с фр. и послесл. А. Б. Гофмана. – М. : Наука, 1990.

Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд / Э. Дюркгейм. – СПб. : Питер, 2002.

Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм ; пер. с фр., составл. А. Б. Гофмана. – М. : Канон, 1995.

Западноевропейская социология XIX века : О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер. Тексты ; сост. В. П. Трошкина ; под общ. ред. B. И. Добренькова. – М. : Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1996.

История социологии : учеб. пособие / А. Н. Елсуков [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Елсукова [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Высш. шк., 1997.

История социологии в Западной Европе и США ; учебник для вузов / Г. В. Осипов [и др.] ; под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М. : НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М), 2001.

Миненков, Г. Я. Введение в историю российской социологии / Г. Я. Миненков. – Минск : Экономпресс, 2000.

Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. – М. : Академический проект, 2002.

Смелзер, Н. Дж. Социология / Н. Дж. Смелзер. – М. : Феникс, 1994.

Современная западная социология : словарь / Ю. Н. Давыдов [и др.] ; сост.: Ю. Н. Давыдов. – М. : Политиздат, 1990.

Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М. : Политиздат, 1992.
Тема 3. Методология и методика социологических исследований (4 ч)
Вопросы для обсуждения

1. Организация, виды и этапы социологического исследования.

2. Программа социологического исследования.

3. Эмпирические методы сбора первичной социологической информации.

4. Выборка в социологическом исследовании.

5. Методы обработки и анализа социологической информации


Основные понятия

Социологическое исследование, программа социологического исследования, социологический инструментарий, опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов, репрезентативность, генеральная и выборочная совокупность, обработка информации.


Темы докладов и рефератов

1. Количественные и качественные методы современной социологии.

2. Метод контент-анализа данных.

3. Применение метода фокус-групп в социологических исследованиях.

4. Вопрос как исследовательский инструмент в социологическом опросе.

5. Социометрический опрос в социологическом исследовании.

6. Социологическое наблюдение и пути повышения его надёжности.

7. Эксперимент в социологии.

8. Социолог как гражданин и учёный. Профессиональный кодекс социолога.

9. Социологические исследования и их роль в структуре социальных технологий.


Литература

Бабосов, Е. М. Прикладная социология : учебное пособие / Е. М. Бабосов. – Минск : ТетраСистемс, 2000.

Белановский, С. А. Метод фокус-групп / С. А. Белановский. – М. : Изд-во Магистр, 1996.

Веселкова, Н. Об этике исследования / Н. Веселкова // Социологические исследования. – 2000. – № 8.

Готлиб, А. С. Количественный и качественный анализ : органическое единство или автономия / А. С. Готлиб // Социологические исследования. – 2004. – № 9.

Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко ; 2-е изд. – М. : Университет, 2002.

Добреньков, В. И. Методы социологических исследований : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М. : ИНФРА-М, 2006.

Кравченко, А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2009.

Морено, Я. Л. Социометрия : экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено. – М. : Академический проект, 2006.

Социология : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Елсуков [и др.] ; под общ. ред. проф. А. Н. Елсукова. – Минск : ТетраСистемс, 2004.

Татарова, Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение) ; учебник для вузов / Г. Г. Татарова. – М. : NOTA BENE, 1999.

Шавель, С. А. Концепция и алгоритм построения республиканской социологической репрезентативной выборки / С. А. Шавель // Социология : учеб. пособие и практикум / С. В. Лапина [и др.] ; под общей ред. С. В. Лапиной. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001.

Шереги, Ф. Э., Горшков, М. К. Прикладная социология, учебник для вузов / Ф. Э. Шереги, М. К. Горшков. – М. : ЦСП, 2003.

Ядов, В. А. Социологическое исследование : методология, программа, методы / В. А. Ядов. – М. : Наука, 1987.

Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – М. : Добросвет, 2003.
Тема 4. Общество как социальная система (2 ч)
Вопросы для обсуждения

1. Понятие общества в социологии. Признаки, структура, и типология общества.

2. Понятие социального института. Типы, функции и условия успешного функционирования социальных институтов.

3. Социальная стратификация: её критерии, модели, исторические типы.

4. Социальная мобильность: природа и типология. Понятие маргинальности.
Основные понятия

Социальная система, общество, социальная структура, классы, слои, группы, социальные институты, социальный статус, социальная стратификация, социальное неравенство, социальная мобильность, маргинальность.


Темы докладов и рефератов

1. Социальная структура современного белорусского общества.

2. Концепции социального прогресса.

3. Постиндустриальное общество и его проблемы.

4. Роль социальных институтов в поддержании стабильности и устойчивости общества.

5. Социологическая теория «среднего класса».

6. Маргинальность как феномен социальной структуры.

7. П. Сорокин о социальной мобильности.

8. Основные каналы восходящей и нисходящей социальной мобильности в современной Беларуси.

Литература

Бабосов, Е. М. Социально-стратификационная панорама современной Беларуси / Е. М. Бабосов ; 2-е изд., доп. – Минск : Технопринт, 2004.

Бабосов, Е. М. Теоретико-метологические принципы исследования социально-стратификационных процессов в постсоветском обществе / Е. М. Бабосов // Социология. – 2001 – № 4.

Бороноев, А. О. О понятиях «общество» и «социальное» / А. О. Бороноев, П. И. Смирнов // Социологические исследования. – 2003. – № 8.

Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социологические исследования. – 1994. – №5.

Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс – М. : Эдиториал УРСС, 1999.

Глотов, М. Б. Социальный институт : определение, строение, классификация / М. Б. Глотов // Социологические исследования. – 2003. – №10.

Гофман, А. Б. Существует ли общество? / А. Б. Гофман // Социологические исследования. – 2005. – №1.

Давыдов, А. А. К вопросу об определении понятия «общество» / А. А. Давыдов // Социологические исследования. – 2004. – №2.

Радаев, В. В. Социальная стратификация : учеб. пособие / В. В. Радаев, О. И. Шкаратян. – М. : Аспект Пресс, 1996.

Радугин, А. А. Социология : курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Библионика, 2004.

Смелзер, Н. Дж. Социология / Н. Дж. Смелзер. – М. : Феникс, 1994.

Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М. : Политиздат, 1992.

Терещенко, О. В. Социальная стратификация и социальная мобильность : основные понятия и подходы / О. В. Терещенко, С. В. Сивуха // Социология : учеб. пособие и практикум / С. В. Лапина [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лапиной. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001.

Тоффлер, А. Шок будущего / А. Тоффлер. – М. : ООО «Изд-во АСТ», 2002.

Турен, А. Социология без общества / А. Турен // Социологические исследования. – 2004. – № 7.

Фролов, С. С. Социология : учебник для вузов / С. С. Фролов. – М. : Логос, 2000.

Штомпка, П. Понятие социальной структуры : попытка обобщения / П. Штомпка // Социологические исследования. – 2001. – №9.
Тема 5. Социология личности (2 ч)
Вопросы для обсуждения

1. Личность как объект социологического анализа: понятие, типология,

функции.

2. Структура личности.

3. Социализация индивида: сущность, этапы, механизмы.

4. Социальная деятельность личности: механизм и основные элементы.

5. Социальный контроль и девиантное поведение.
Основные понятия

Личность, человек, индивид, индивидуальность, социализация, десоциализация, ресоциализация, социальная деятельность, социальная роль, ценностные ориентации, социальный контроль, социальные санкции, девиантное поведение.


Темы докладов и рефератов

1. Понятие личности в социологии и психологии: сравнительный анализ.

2. Личность и общество: проблема оптимального взаимодействия.

3. Проблемы социализации индивида в современном обществе.

4. Ролевые теории личности.

5. Социальные роли женщины в современном обществе.

6. Ценностные ориентации и социальные установки: опыт социологических исследований.

7. Формы девиантного поведения в современной Беларуси: причины и последствия.


Литература

Борисова, Л. Г. Социология личности / Л. Г. Борисова, Г. С. Солодова. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1997.

Гилинский, Я. И. Девиантология : социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений / Я. И. Гилинский. – СПб. : Юридический центр Пресс, 2004.

Гуцаленко, Л. А. Нужна ли социологии живая личность / Л. А. Гуцаленко // Социологические исследования. – 2003. – №10.

Козлова, О. Н. Личность – граница и безграничность социального / О. Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 4.

Кравченко, А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2009.

Кули, Ч. Социальная самость / Ч. Кули // Американская социологическая мысль. Тексты ; сост. Е. И. Кравченко ; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

Рубчевский, К. В. Социализация личности : интериоризация и социальная адаптация / К. В. Рубчевский // Общественные науки и современность. – 2003. – №3.

Смирнов, П. И. Социология личности / П. И. Смирнов. – СПб. : СПбГИПСР, 2007.

Солодникова, И. В. Социализация личности : сущность и особенности на разных этапах жизни / И. В. Солодникова // Социологические исследования. – 2007. – № 2.

Социология : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Елсуков [и др.] ; под общ. ред. проф. А. Н. Елсукова. – Минск : ТетраСистемс, 2004.

Социология : учебник для вузов / В. Н. Лавриненко ; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Спасибенко, С. Г. Социальная структура человека / С. Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 1.

Шипунова ,Т. В. Проблема синтеза теорий девиантности / Т. В. Шипунова // Социологические исследования. – 2004. – № 12.

Фетискин, В. В. Потребности. Деятельность. Личность / В. В. Фетискин. – М. : РГАЗУ, 2001.

Фролов, С. С. Социология : учебник для вузов / С. С. Фролов. – М. : Логос, 2000.




Тема 6. Социология культуры (2 ч)
Вопросы для обсуждения

1. Понятие культуры, её основные функции в обществе.

2. Особенности социологического анализа культуры.

3. Структура культуры.

4. Классификация видов и форм проявления культуры.
Основные понятия

Культура, социальные нормы, ценности, материальная культура, духовная культура, элитарная культура, массовая культура, народная культура, доминирующая культура, субкультура, контркультура.


Темы докладов и рефератов

1. Предметная область социологии культуры.

2. Жизненный опыт личности как предмет социокультурного анализа.

3. Культура повседневности: основные показатели.

4. Этикет, ритуал и церемониал в различных культурах.

5. Религия как социокультурное явление.

6. Жестикуляция и мимика как культурный код (сравнительный анализ двух культур).

7. Массовая культура: функции, показатели, проблемы.


Литература

Болгов, В. И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни / В. И. Болгов // Социологические исследования – 2003. – № 2.

Ионин, Л. Г. Социология культуры : путь в новое тысячелетие : учебник для вузов / Л. Г. Ионин. – 3-е изд., перераб. доп. – М. : Логос, 2000.

Захаров, А. В. Традиционная культура в современном обществе / А. В. Захаров // Социологические исследования. – 2004. – № 7.

Кочергин, В. Я. Профессиональная культура : критерии, сущностные характеристики и динамика / В. Я. Кочергин // Социология. – 2004. – № 2.

Лапин, Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России / Н. И. Лапин // Социологические исследования. – 2003. – № 6.

Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России / В. А. Луков // Социологические исследования. – 2002. – № 10.

Митрошенков, О. А. Пространство российской духовной культуры : испытание переменами / О. А. Митрошенков // Социологические исследования. – 2005. – № 11.

Омельченко, Е. Л. Молодёжная культура и субкультуры / Е. Л. Омельченко. – М. : Ин-т социологии РАН, 2000.

Хальман, Л. Карта культур Европы. Исследование основных ценностных ориентаций населения европейских стран. / Л. Хальман ; пер. с англ. // Социология. – 2004. – № 4.

Сорокин, П. Социокультурная динамика / П. Сорокин // Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество. / П. А. Сорокин. – М. : Политиздат, 1992.

Шендрик, А. И. Социология культуры / А. И. Шендрик. – М. : ЮНИТИ, 2005.

Шмит, В. Р., Шуршин, К. В. Массовая и элитарная культуры в зеркале гендерного подхода / В. Р. Шмит, К. В. Шуршин // Социологические исследования. – 2000. – №7.
Тема 7. Социология молодёжи (2 ч)
Вопросы для обсуждения

1. Молодёжь как социальная группа: теоретические подходы к определению, особенности социального статуса, роль и функции в обществе.

2. Ценностные ориентации и жизненные стратегии современной молодёжи.

3. Молодая семья как объект семейной политики. Мотивы и динамика браков и разводов.


Основные понятия

Социология молодёжи, ювентология, молодёжь, молодёжная политика, молодёжное движение, молодёжные культуры и субкультуры, семья, брак.


Темы докладов и рефератов

1. Современные социологические концепции молодёжи.

2. Место молодёжи в современном белорусском обществе.

3. Социальные проблемы белорусского студенчества.

4. Функциональные аспекты молодёжной субкультуры.

5. Взаимодействие поколений: конфликт или преемственность?

6. Проблемы становления молодой семьи.

7. Супружеские конфликты: причины и механизмы разрешения.


Литература

Богданова, Л. П. Гражданский брак в современной демографической ситуации / Л. П. Богданова, А. С. Щукина // Социологические исследования. – 2003. – № 7.

Бурова, С. Н. Гендерные аспекты подготовки молодёжи к браку и семейной жизни. / С. Н. Бурова // Социология : учеб. пособие и практикум / С. В. Лапина [и др.] ; под общей ред. С. В. Лапиной. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001.

Вдовина, М. В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье / М. В. Вдовина // Социологические исследования. – 2005. – № 1

Вишневский, Ю. Р. Парадоксальный молодой человек / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. – 2006. – № 6.

Долбик-Воробей, Т. А. Студенческая молодёжь о проблемах брака и рождаемости / Т. А. Долбик-Воробей // Социологические исследования. – 2003. – № 11.

Ковалева, А. И. Социология молодёжи. Теоретические вопросы / А. И. Ковалева, А. И. Луков. – М. : Социум 1999.

Левикова, С. И. Молодёжная субкультура / С. И Левикова. – М. : Гранд, 2006.

Луков, В. А. Особенности молодёжных субкультур в России / В. А. Луков // Социологические исследования. – 2002. – № 10.

Мкртчян, Г. М. Факторы социальной стратификации молодёжи в сфере образования, занятости и потребления / Г. М. Мкртчян // Социологические исследования. – 2005. – № 2.

Нормальная молодёжь : пиво, тусовка, наркотики / Е. Омельченко [и др.] ; под ред. Е. Омельченко. – Ульяновск : Изд-во Ульяновского государственного университета, 2005.

Омельченко, Е. Л. Молодёжная культура и субкультуры / Е. Л. Омельченко. – М. : Ин-т социологии РАН, 2000.

Социология молодежи : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Г. Волков [и др.] ; под ред. Ю. Г. Волкова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2001.

Сурмач, М. Ю. Гендерные стереотипы в Беларуси. Мнение студенческой молодёжи / М. Ю. Сурмач // Социологические исследования. – 2005. – № 10.

Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. пособие для студ. вузов / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити, 2005.

Чупров, В. И. Молодёжь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А Зубок, К. Уильямс. – М. : Наука, 2001.


Тема 8. Социология труда (2 ч)
Вопросы для обсуждения

1. Предметная область, структура, функции и основные категории социологии труда.

2. История основных школ и направлений в социологии труда

3. Профессия как социальный феномен. Особенности инженерного труда.

4. Отношение к труду и регулирование трудового поведения.
Основные понятия

Социология труда, труд, условия труда, организация труда, характер и содержание труда, содержательность труда, отношение к труду, удовлетворённость трудом, мотивация, стимулирование, профессия.


Темы докладов и рефератов

1. Особенности современного белорусского рынка труда.

2. Факторы оптимизации социально-трудовых отношений.

3. Профессиональная структура общества и факторы профессиональной

стратификации.

4. Профессиональная адаптация как социальный процесс.

5. Трудовое поведение и его виды.

6.  Корпоративная культура как объект социологического анализа.

Литература

Адамчук, В. В. Экономика и социология труда : учебник для вузов / В. В. Адамчук. – М. : ЮНИТИ, 2001.

Верховин, В. И. Профессиональные способности и трудовое поведение / В. И. Верховин. – М. : МГУ, 2005.

Кравченко, А. И. История менеджмента / А. И. Кравченко. – М. : Академический проект, 2005.

Магун, В. С. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения / В. С. Магун // Россия: трансформирующееся общество / В. А. Ядов [и др.] ; под ред. В. А. Ядова. – М. : Канон-Пресс-Ц, 2001.

Маркович, Д. Социология труда / Д. Маркович ; пер. с серб. – М. : Изд-во РУДН, 1997.

Омельченко, Е. Л. Стилевые стратегии занятости и их особенности / Е. Л. Омельченко // Социологические исследования. – 2002. – № 11.

Осинский, Ю. И. Управленческие отношения на предприятиях государственной и негосударственной форм собственности / Ю. И. Осинский // Социология : учеб. пособие и практикум / С. В. Лапина [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лапиной. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001.

Попов, Ю. Н. Современная экономика и социология труда : учеб. пособие / Ю. Н. Попов, А. В. Шевчук. – М. : Экон-Информ, 2003.

Радаев, В. В. Социология потребления : основные подходы / В. В. Радаев // Социологические исследования. – 2005. – № 1.

Радаев, В. В. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства : к новой социологии рынков / В. В. Радаев // Социологические исследования. – 2003. – № 9.

Соколова, Г. Н. Социология труда / Г. Н. Соколова. – Минск : Вышейш. шк., 2002.

Дряхлов, Н. И.  Социология труда : учебник / Н. И. Дряхлов, А. И. Кравченко, В. В. Щербина ; под ред. Н. И. Дряхлова [и др.]. – М. : МГУ, 1993.

Тощенко, Ж. Т. Социология труда : опыт нового прочтения / Ж. Т. Тощенко. – М. : Мысль, 2005.

Ярская, В. Н., Ярская-Смирнова, Е. Р. «Не мужское это дело... ». Гендерный анализ занятости в социальной сфере / В. Н. Ярская, Е. Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. – 2002. – № 6.

3. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

для студентов заочной формы обучения
Методические указания по выполнению контрольной работы

Важной частью самостоятельной работы студента заочной и дистанционной формы обучения над курсом «Социология» является написание контрольной работы. Она свидетельствует об уровне знаний и навыков студента.

При выполнении контрольной работы должны быть выполнены следующие требования:


  • объём контрольной работы – 12 – 18 листов ученической тетради или 20000–25000 знаков при компьютерном наборе;

  • в начале работы указывается номер и название темы, приводится план, в конце – определение основных понятий (7 – 10) и список литературы, которая изучалась и использовалась в процессе написания работы;

  • материал контрольной работы необходимо излагать строго в соответствие с установленным планом.

Контрольная работа оценивается по системе «зачтено», «не зачтено». Если работа не зачтена, студент обязан учесть замечания преподавателя и написать новую работу. Студенты, которые не представили работу или работа которых не зачтена, к зачёту не допускаются.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАУКИ

План


1. Социальная мысль Античности и Средних веков.

2. Мыслители эпохи Возрождения и Нового времени о развитии общества.

Литература: 5; 6; 7; 9;10; 11; 12; 14; 21.
2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

План


1. Основные социологические идеи О. Конта.

2. Социологические воззрения основных представителей классической социологии:

а) Г. Спенсера;

б) Э. Дюркгейма;

в) В. Парето;

г) М. Вебера;

д) П. Сорокина.

Литература: 5; 6; 7; 9; 12; 17; 18; 21; 25.



3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ В.

План


1. Социал-дарвинистские концепции.

2. Психологические концепции и психоаналитическая концепция З. Фрейда.

3. Социологическая концепция марксизма.

Литература: 5; 6; 9; 12; 17; 18; 21; 25.


4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ В.

План


1. Становление и особенности развития социологии в России в ХIХ в.

2. Основные течения российской социологии в ХIХ – начале ХХ вв.

Литература: 5; 6; 9; 10; 12; 14; 28.
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

План


1. Социология в СССР.

2. Развитие социологии в Беларуси.

Литература: 5; 6; 14; 35.
6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ

План


1. Плюрализм современной западной социологии.

2. Школы и направления современной западной социологии:

а) эмпирическая социология;

б) структурно-функциональный анализ;

в) теория социального конфликта;

г) неофрейдистские концепции;

д) концепция социального обмена;

е) теория символического интеракционизма.

Литература: 5; 6; 9; 12; 17; 18; 25.
7. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

План


1. Объект и предмет социологии.

2. Структура социологии.

3. Функции социологии.

Литература: 1; 2; 3; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 14; 15; 26.



8. МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА, ТЕХНИКА И ПРОЦЕДУРА В

СОЦИОЛОГИИ

План

1. Научные предпосылки и принципы социологических исследований.



2. Методы сбора социальной информации.

3. Обработка собранного материала. Анализ и использование результатов социологического исследования.

Литература: 2; 3; 6; 7; 11; 12; 14; 22; 23; 33; 38; 39.
9. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

План


1. Разведывательное, описательное и аналитическое исследование.

2. Методы и формы проведения социологических исследований.

3. Разовое и повторное исследование.

Литература: 2; 3; 6; 7; 11; 12; 14; 22; 23; 33; 38; 39.


10. ОПРОС КАК САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ

План


1. Основные разновидности социологического опроса.

2. Анкета и требования к её составлению.

3. Вопросы анкеты, их разновидности и назначение.

Литература: 2; 3; 6; 7; 11; 12; 14; 22; 23; 33; 38; 39.


11. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

План


1. Методологическая и методическая составляющие программы социологического исследования.

2. Определение объекта исследования, генеральная и выборочная совокупность. Методы выборки.

3. Разработка инструментария социологического исследования.

Литература: 2; 3; 6; 7; 11; 12; 14; 22; 23; 33; 38; 39.


12. МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

План


1. Изучение документов в социологическом исследовании.

2. Сбор эмпирических данных методом опроса.

3. Социологическое наблюдение и эксперимент как методы сбора информации.

Литература: 2; 3; 6; 7; 11; 12; 14; 22; 23; 33; 38; 39.



13. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

План


1. Понятие личности. Особенности социологического подхода к изучению личности.

2. Основные теории личности в современной социологии: бихевиоризм, интеракционизм, экзистенциализм, структурный функционализм.

Литература: 2; 6; 9; 10; 12; 14; 15; 19; 32.
14. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

План


1. Общественное, коллективное и индивидуальное в личности.

2. Внутренняя подсистема личности и её структура.

3. Структура деятельности личности.

Литература: 2; 6; 9; 10; 11; 14; 15; 19; 32.


15. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА КАК ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ


План

1. Сущность и содержание процесса социализации.

2. Агенты социализации и их влияние на формирование личности.

3. Ведущие механизмы социализации.

Литература: 2; 6; 7; 9; 10; 11; 14; 15; 19; 32.
16. МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

План


1. Ценностные ориентации как связующее звено между личностью и

обществом.

2. Социальные роли личности.

3. Система социального контроля.

Литература: 2; 6; 7; 14; 15; 19; 32.
17. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВА

План


1. Признаки общества. Типология обществ.

2. Основные элементы структуры общества.

3. Социальные нормы и социальные санкции.

Литература: 2; 3; 6; 7; 10; 12; 14; 15.


18. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

План


1. Социальная общность как центральное понятие социологии.

2. Типы социальных институтов по их социально-функциональной роли.

3. Социальная деятельность и социальные отношения.

Литература: 2; 3; 6; 7; 10; 11; 12; 14; 15.



19. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

План


1. Понятие социальной стратификации. Социологические теории социальной стратификации.

2. Источники и факторы социальной стратификации.

3. Исторические типы социальной стратификации. Роль и значение среднего класса в современном обществе.

Литература: 2; 6; 7; 8; 10; 11; 14; 19; 26; 31; 33.


20. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

План


1. Культура как объект социального познания и предмет социологического исследования.

2. Структура культуры.

3. Социальные функции культуры.

Литература: 2; 6; 8; 9; 10; 12; 14; 24; 29; 33; 37.


21. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

План


1. Определение понятия “культура”.

2. Культура и систем социальных норм.

3. Формы проявления культуры в жизни человека.

Литература: 2; 6; 8;11; 12; 14; 15; 24; 29; 33; 37.


22. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЁЖИ

План


1. Молодёжь как социально-демографическая группа.

2. Место и роль молодёжи в социальной структуре общества.

3. Молодёжная субкультура.

Литература: 6; 7; 11; 13; 14; 20; 29; 33.


23. МОЛОДЁЖЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА

План


1. Кризис социализации молодого поколения: причины и пути

преодоления.

2. Молодёжные организации и движения.

3. Разработка и реализация государственных молодёжных программ в

Республике Беларусь

Литература: 6; 7; 11; 13; 14; 20; 29; 33.


24. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

План


1. Предмет и содержание социологии труда. Функциональный и социологический аспекты трудовых отношений.

2. Ключевые понятия социологии труда.

3. Развитие и основные концепции социологии труда.

Литература: 4; 6; 11; 12; 14; 16; 27; 30; 34; 36.


25. ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

План


1. Факторы формирования отношения к труду.

2. Механизм регулирования трудового поведения.

3. Стимулирование трудовой деятельности.

Литература: 4; 6; 11;14; 16; 27; 30; 34; 36.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бабосов, Е. М. Практикум по социологии : учеб. пособие для студ. вузов / Е. М. Бабосов. – Минск. : ТетраСистемс, 2003.

2. Бабосов, Е. М. Общая социология / Е. М. Бабосов. – Минск. : ТетраСистемс, 2006.

3. Добреньков, В. И. Социология : учебник / В. И. Добреньков , А. И. Кравченко. – М. : ИНФПА-М, 2009.

4. Дорин, А. В. Экономическая социология : учеб. пособие / А. В. Дорин. – Минск : ИП Экоперспектива, 1997.

5. История социологии : учеб. пособие / А. Н. Елсуков [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Елсукова [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Вышэйш. шк., 1997.

6. Качалов, И. Л. Социология : учебно-метод. пособие для студ. неэкономич. спец. БГУИР всех форм обуч. / И. Л. Качалов. – Минск : БГУИР, 2004.

7. Кравченко , А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2009.

8. Общая социология : учебное пособие / А. Г. Эфендиев [и др.] ; под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М. : ИНФПА-М, 2007.

9. Радугин, А. А. Социология : курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Библионика, 2004.

10. Социология : курс лекций : учеб. пособие / Ю. Г. Волков [и др.] ; под общ. ред. Ю. Г. Волкова, В. Н. Нечипуренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2006.

11. Социология : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Елсуков [и др.] ; под общ. ред. проф. А. Н. Елсукова. – Минск : ТетраСистемс, 2004.

12. Социология : учебник для вузов / В. Н. Лавриненко ; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

13. Социология молодежи : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Г. Волков ; под ред. Ю. Г. Волкова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2001.

14. Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. пособие для студ. вузов / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити, 2005.

15. Фролов, С. С. Социология : учебник для высших учебных заведений / С. С. Фролов. – М. : Логос, 2000.

16. Экономика и социология труда / Б. Ю. Сербиновский [и др.] ; под ред. Б. Ю. Сербиновского и В. А. Чуланова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 1999.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
17. Американская социологическая мысль. Тексты / сост. Е. И. Кравченко ; под ред. В. И. Добренькова. – М. : Изд-во МГУ, 1994.

18. Бачинин, В. А. История западной социологии : учебник / В. А. Бачинин. СПб. : Изд-во Лань, 2002.

19. Бабосов, Е. М. Социология личности, стратификация, управление / Е. М. Бабосов. – Минск : Беларуская навука, 2006.

20. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М. : Эдиториал УРСС, 1999.

21. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учеб. пособие для вузов / А. Б. Гофман. – 2-е исправ. изд. – М. : Книжный дом «Университет», 1997.

22. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко – 2-е изд. – М. : Университет, 2002.

23. Добреньков, В. И. Методы социологических исследований : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М. : ИНФРА-М, 2006.

24. Ионин, Л. Г. Социология культуры : путь в новое тысячелетие : учебник для вузов / Л. Г. Ионин. – 3-е изд., перераб. доп. – М. : Логос, 2000.

25. История социологии в Западной Европе и США : учебник для вузов / Г. В. Осипов [и др.] ; под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М. : НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М), 2001.

26. Казаринова, Н. В. Социология. Учебник для вузов / Н. В. Казаринова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов ; под общей ред. Г. С. Батыгина. – М. : Изд-во NOTA BENE, 2000.

27. Маркович, Д. Социология труда / Д. Маркович ; пер. с серб. – М. : Изд-во РУДН, 1997.

28. Миненков, Г. Я. Введение в историю российской социологии / Г. Я. Миненков. – Минск : Экономпресс, 2000.

29. Омельченко, Е. Л. Молодёжная культура и субкультуры / Е. Л. Омельченко. – М. : Ин-т социологии РАН, 2000.

30. Попов, Ю. Н. Современная экономика и социология труда : учеб. пособие / Ю. Н. Попов, А. В. Шевчук. – М. : Экон-Информ, 2003.

31. Радаев, В. В. Социальная стратификация ; учеб. пособие / В. В. Радаев, О. И. Шкаратян. – М. : Аспект Пресс, 1996.

32. Смирнов, П. И. Социология личности / П. И. Смирнов. – СПб. : СПбГИПСР, 2007.

33. Социология : учеб. пособие и практикум / С. В. Лапина [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лапиной. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001.

34. Дряхлов, Н. И.  Социология труда : учебник / Н. И. Дряхлов, А. И. Кравченко, В. В. Щербина ; под ред. Н. И. Дряхлова [и др.]. – М. : МГУ, 1993.

35. Социологическая энциклопедия / А. Н. Данилов [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Данилова. – Минск : БелЭн, 2003.

36. Соколова, Г. Н. Социология труда / Г. Н. Соколова. – Минск : Вышэйш. шк., 2002.

37. Шендрик, А. И. Социология культуры / А. И. Шендрик. – М. : ЮНИТИ, 2005.

38. Ядов, В. А. Социологическое исследование : методология, программа, методы / В. А. Ядов. – М. : Наука, 1987.

39. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – М. : Добросвет, 2003.



4. ВОПРОСЫ, ТЕСТЫ, ЗАДАНИЯ

для самостоятельной работы студентов
Тема 1. Социология, её предмет и функции
Вопросы

1. С чем было связано возникновение социологии как самостоятельной науки?

2. Какие задачи ставил перед социологией О. Конт?

3. Какова разница между объектом и предметом науки?

4. Охарактеризуйте предмет исследования социологии. В чём заключается сложность его выделения?

5. Что может считаться базовой (ключевой) категорией современной социологии?

6. В чём состоит специфика социальных законов и их отличие от законов природы?

7. Опишите структуру современной социологии.

8. Охарактеризуйте положение социологии в системе современного

знания.


9. Какие функции социологии вы знаете? Раскройте содержание каждой функции социологии.

10. Почему социологии присуща функция ценностного ориентирования? Покажите, как она проявляется.

Тесты

1. Термин «социология» был введен в научный оборот:

1) И. Кантом;

2) К. Сен-Симоном;

3) И. Коном;

4) О. Контом.

2. Направление в социологии, исходящее из положения, что новое знание должно быть свободно от всяких домыслов, опираться на естествознание:

1) понимающая социология;

2) позитивизм;

3) интеракционизм;

4) этнометодология.

3. Какая из перечисленных категорий не является функцией социологии:

1) управленческая;

2) историческая;

3) идеологическая;

4) информационная.

4. Какой из перечисленных вопросов входит в сферу изучения социологии:

1) формирование и развитие политического сознания личности;

2) поведение людей обусловлено индивидуальным или коллективным сознанием?;

3) социальные институты, возникающие в обществе;

4) производственные отношения.

5. Что является задачей социологии:

1) изучение фактов и событий прошлого;

2) формирование знаний о социальной действительности;

3) изучение законов политического функционирования общества;

4) изучение характера и темперамента личности.

6. Какая из перечисленных категорий относится к объекту изучения

социологии:

1) государство;

2) политический процесс;

3) общество;

4) психика.



7. Социология – это наука о поведении:

1) групп, состоящих из небольшого числа людей;

2) отдельной личности;

3) больших социальных групп;

4) людей в своей семье.

8. Социальные закономерности развития общества и его элементов – это:

1) объект социологии;

2) метод социологии;

3) предмет социологии;

4) закон социологии.

9. Назовите правильный ответ:

1) микросоциологические понятия: общество, страна, государство,

цивилизация;

2) макросоциологические понятия: малая группа; социализация,

взаимодействие, социальные отношения;

3) макроуровень социологического знания представлен социальной

стратификацией, социальными институтами и обществом в целом;

4) теории среднего уровня: теории личности, теории малых групп,

теория мотива, теория стимула.

10. Вершиной пирамиды «иерархии наук» О. Конта является:

1) математика;

2) биология;

3) социология;

4) астрономия.

Задания

1. Охарактеризуйте роль социологии в профессиональной подготовке

инженеров.



2. Сравните следующие положения:

– «…Социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа» (Ядов В. А.);

– «…Важнейшим, ключевым для социологии выступает понятие социального. Понятие «социальное» как характеристика каждой из сторон общественной жизни» (Осипов Г. В.);

– «Что касается выбора исходной клеточки исследования общества вообще, то ею, с нашей точки зрения, является человек…» (Бороноев А. О.).


Тема 2. История становления и развития социологии
Вопросы

1. Дайте общую характеристику классического этапа в развитии социологии.

2. Почему мы говорим, что за время классического периода своего развития социология обрела статус науки?

3. Назовите самые существенные особенности социологических концепций Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Парето.

4. Каковы особенности психологического направления в социологии? Расскажите о взглядах его наиболее известных представителей.

5. В чём заключается особенность марксистской социологии и её отличие от других социологических теорий классического периода?

6. Расскажите о социологических воззрениях П. А. Сорокина. Какова его роль в становлении и развитии отечественной социологии?

7. Что характерно для развития западной социологии в ХХ в.?

8. Раскройте содержание наиболее значимых социологических концепций, появившихся в это время.

9. Расскажите о становлении и развитии российской социологии в дореволюционный период.

10. Какова судьба социологии в СССР?

11. Что характерно для нового этапа в развитии отечественной социологии?

Тесты

1. Термин «социология» впервые появился:

1) в начале XVII в.;

2) в середине ХIХ в.;

3) в первой половине ХХ в.;

4) в конце ХIХ в.

2. Автор определения «социология – наука о социальных фактах, т.е. идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием людей»:

1) М. Ковалевский;

2) О. Конт;

3) П. Сорокин;

4) Э. Дюркгейм.

3. К. Маркс выделил следующие типы обществ:

1) примитивные, промежуточные, современные;

2) первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное,

капиталистическое, коммунистическое;

3) индустриальное, постиндустриальное, всеобщего благоденствия;

4) доцивилизационное, цивилизационное, современное.



4. Концепции «понимающей социологии» придерживался:

1) Э. Дюркгейм;

2) М. Вебер;

3) П. Сорокин;

4) О. Конт.

5. Закон социологии, который открыл и сформулировал М. М. Ковалевский называется:

1) закон гармонии;

2) закон инерции;

3) закон прогресса;

4) закон равновесия.

6. Наименование школы социологии, которая в основном изучала общественную жизнь, опираясь на субъективный метод:

1) франкфуртская школа;

2) русская психологическая школа социологии;

3) школа структурно-функционального анализа;

4) социологическая школа русских народников.

7. Наименование направления в социологии, возникшего в конце ХIХ в., представители которого пытались свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора:

1) социал-дарвинизм;

2) бихевиоризм;

3) позитивизм;

4) марксизм.

8. Направление в социологии, считающее, что в основе организации общественной жизни лежат особые законы – законы подражания, называется:

1) инстинктивизм;

2) теория «толпы»;

3) интеракционизм;

4) субъективизм.

9. Социальный прогресс Г. Спенсер рассматривал:

1) как результат возникновения и разрешения социальных

противоречий;

2) как степень развития производительных сил;

3) как уменьшение степени зависимости личности от общества;

4) как увеличение степени зависимости общества от личности.



10. Автор определения «социология – наука об идеальных типах (моделях, образцах), которые регулируют социальные действия людей»:

1) О. Конт;

2) М. Вебер;

3) П. Сорокин;

4) Г. Спенсер.

Задания

1. Укажите, какой теории соответствует правильная её характеристика:


Теория социального обмена

Символический интеракционазм


Драматургический подход

Психоанализ


На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние опыт раннего детства и конфликты, пережитые в этот период; на развитие личности влияет противоречие между скрытыми бессознательными психическими силами и факторами враждебной социальной

среды.


Люди (группы) взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта и взаимных ожиданий, взвешивая возможные вознаграждения и затраты по принципу «максимум наград – минимум затрат»

Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем, какое значение они им придают и каким символическим содержанием наполняют. Сходное толкование символов облегчает взаимодействие.

Социальная жизнь, проблемные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления, пытаются скрыть прирожденные или приобретенные недостатки, отклонения.


2. Назовите классиков социологии, которым принадлежат следующие идеи:

Идея

Автор

1. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря тому, что в схожих ситуациях большинство людей поступает одинаково.




2. Пролетариату принадлежит особая миссия создания нового общества, вследствие чего он сам исчезает как класс.




3. Солидарность членов общества покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной социальной группы или общества.




4. Учение об обществе должно состоять из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы изменения общества и этапы этого изменения.








страница 1 страница 2 страница 3

Смотрите также: