Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3
Тема 3. Методология и методика социологического исследования
Вопросы

1. Что собой представляет прикладное социологическое исследование? Из каких этапов оно состоит?

2. Назовите виды социологических исследований. Расскажите об особенностях каждого из них.

3. Что такое программа социологического исследования? Какие функции она выполняет?

4. Из каких разделов состоит программа социологического исследования?

5. Что такое выборка? Перечислите и охарактеризуйте основные методы выборки.

6. Назовите основные и вспомогательные инструменты социологического исследования.

7. Какие требования предъявляются к оформлению и содержанию анкеты?

8. Назовите виды анкетных вопросов. Для каких целей они используются?

9. Расскажите о достоинствах и недостатках различных способов организации анкетирования.

10. Опишите порядок обработки данных социологического исследования. Когда можно говорить о полном завершении социологического исследования?
Тесты

1. Социологическое исследование – это:

1) формирование критериев и показателей социального развития

объекта;

2) обобщение данных о культурных, исторических и общественных

процессах;

3) теоретический анализ актуальных социально-политических проблем;

4) система логически последовательных методических,

организационных и технических процедур.



2. Полевой этап социологического исследования включает в себя:

1) предварительный анализ уже проведенных социальных

исследований по данной проблематике;

2) быстрое, оперативное осмысление предварительных исследований;

3) анализ полученной информации;

4) сбор информации.



3. Процедура отбора подмножества элементов генеральной совокупности, позволяющая делать вывод обо всем множестве элементов, – это…

1) выборка;

2) проверка;

3) исследование;

4) социальная модель.

4. Назовите правильный ответ:

1) контент-анализ – разновидность выборочного опроса;

2) опросы подразделяются на включёные и невключённые;

3) наблюдение является основным методом в социологии;

4) в социологии эксперимент – не главное средство познания.

5. Лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса, – это…

1) субъект;

2) объект;

3) респондент;

4) испытуемый.

6. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности:

1) точность;

2) комплексность;

3) репрезентативность;

4) содержательность.

7. Какое суждение можно назвать верным:

1) информация выборочных исследований достовернее, чем сплошных;

2) сплошной опрос используется чаще, чем несплошной;

3) выборочная совокупность – увеличенная копия генеральной

совокупности;

4) единицами наблюдения называют элементы сформированной

выборочной совокупности.

8. Общность, на которую социолог распространяет выводы исследования:

1) единицы отбора;

2) выборочная совокупность;

3) генеральная совокупность;

4) группа.

9. Вопрос, используемый для сортировки респондентов с расчетом на то, что на последующий вопрос будут отвечать только те, для кого он предназначается:

1) закрытый вопрос;

2) косвенный вопрос;

3) вопрос-фильтр;

4) контактный вопрос.

10. Видами наблюдения как метода социологических исследований является:

1) целенаправленное и независимое;

2) включённое и невключённое;

3) открытое и закрытое;

4) прямое и косвенное.

Задания

1. Необходимо изучить следующие явления: а) один ребёнок в семье; б) платное высшее образование; в) альтернативная служба в армии. Сформулируйте объект, предмет, цель, задачи и исходные гипотезы исследования.

2. Вам необходимо произвести механическую выборку объемом в 100 чел., а список генеральной совокупности насчитывает 12967 чел. Определите шаг выборки.

3. В каких случаях произошла ошибка в определении генеральной и выборочной совокупности?

– цель исследования – социальная защита населения. Социолог опросил по выборке пенсионеров.

– цель исследования – определить качество преподавания в вузе. На вопросы отвечали студенты пятых курсов.
Тема 4. Общество как социальная система
Вопросы

1. Что характерно для социальной системы? Перечислите признаки

общества.



2. Охарактеризуйте основные элементы структуры общества. Как они между собой связаны?

3. Какие типологии общества используются в современной социологии? Расскажите о них.

4. Дайте определение социального института. Из каких элементов он состоит?

5. Как можно классифицировать социальные институты?

6. Назовите и проанализируйте условия эффективного функционирования социальных институтов.

7. Дайте определение социального статуса. Какими факторами он определяется?

8. Какие виды социальных статусов выделяются социологией?

9. В чём смысл социальной стратификации? Дайте характеристику исторических типов стратификации.

10. Перечислите основные критерии социальной стратификации в современном обществе.

Тесты

1. Какой из признаков необязателен для характеристики общества:

1) наличие системы управления;

2) общая система ценностей и культуры;

3) политическая независимость;

4) пополнение общества преимущественно за счет детей тех людей,

которые уже являются его признанными представителями.



2. Социальная позиция, занимаемая индивидом благодаря его собственным усилиям, относится к статусу:

1) предписанному;

2) исходному;

3) достигаемому;

4) личному.

3. Разделение населения на социальные слои, различающиеся между собой неравным объемом власти, материальных благ, уровнем образования, престижа, – это…

1) социальная структура;

2) социальная дифференциация;

3) социальная стратификация;

4) социальная мобильность.

4. Личный статус человека определяется:

1) мнением большинства людей любой социальной группы;

2) оценкой общества в целом;

3) оценкой большинства людей малой социальной группы;

4) самооценкой личностью своего положения.

5. Социальные классы отличаются от социальных слоёв прежде всего:

1) экономическим фактором;

2) радикальными методами защиты своих интересов;

3) мировоззрением;

4) политическим фактором.

6. Социальная мобильность означает:

1) постоянную эволюцию социальных ценностей;

2) перемещение людей в рамках социального пространства на другие

социальные позиции;

3) стабильное, поступательное движение общества по пути

социального прогресса;

4) диалектику взаимодействия и взаимосвязей индивидов и социальных

групп.


7. Социальная структура общества – это…

1) совокупность его элементов и система отношений между ними;

2) деление общества на классы;

3) многослойные дифференциальные общества;

4) устойчивая система социальных институтов и взаимодействие

между ними.



8. Развитие сферы услуг характеризует:

1) доиндустриальное общество;

2) индустриальное общество;

3) постиндустриальное общество;

4) традиционное общество.

9. Социальные институты означают:

1) общественные структуры, обеспечивающие динамику развития

общества;

2) государственные органы управления;

3) систему взаимодействия людей, удовлетворяющую потребности

общества;

4) систему государственных и общественных структур,

обеспечивающих управление обществом.



10. Наибольшее признание сегодня получила типология обществ, предложенная:

1) Д. Беллом;

2) Э. Шилзом;

3) К. Марксом и Ф. Энгельсом;



4) О. Контом.
Задания

1. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы

Вопрос

Ответ

да

нет

1. Мобильность – это социальные перемещения людей в обществе?







2. Перемена профессии – пример вертикальной мобильности?







3. Повышение квалификации – пример горизонтальной мобильности?







4. Принятие другого гражданства – пример горизонтальной мобильности?







5. Мобильность в религиозной среде невозможна?







6. Сокращение доли неквалифицированного труда на производстве – фактор нисходящей мобильности?







7. В целом молодые более мобильны, чем пожилые?







8. Уровень смертности влияет на вертикальную мобильность?







9. Пол влияет на вертикальную мобильность?







10. Иммиграция – въезд в данную страну на постоянное место жительства?







11. Миграция – выезд за пределы страны







12. Раса влияет на мобильность?








2. Укажите тип статуса.

Статус

Предписанный

Приобретённый

1

2

3

1. Сын







2. Горожанин







3. Профессор







4. Мужчина







5. Русский







1

2

3

6. Отец







7. Спортсмен







8. Гений







9. Монарх








3. Охарактеризуйте себя как представителя социально-стратификационной структуры современного общества.
Тема 5. Социология личности
Вопросы

1. Что такое личность с точки зрения социологии? Какими свойствами личности интересуется прежде всего социология?

2. Как соотносятся понятия «личность» и «индивидуальность»? Покажите отличия социологического и психологического подхода к изучению личности.

3. Какие социологические концепции личности вы знаете? Охарактеризуйте особенности различных социологических концепций личности.

4. Что следует понимать под структурой личности? Расскажите о структуре личности с точки зрения системного подхода.

5. Расскажите о социализации индивида. На что социология обращает первостепенное внимание, изучая процесс социализации?

6. Что собой представляют агенты социализации? Как они воздействуют на процесс социализации индивида?

7. Опишите механизм социальной деятельности личности.

8. Расскажите о ценностных ориентациях личности. Какую роль они играют во взаимодействии личности и общества?

9. Что такое социальная роль личности? Из чего она складывается и как проявляется?

10. Что такое социальный контроль? Назовите его основные элементы и опишите механизм функционирования.

11. Перечислите виды социальных санкций. Объясните, когда и как они применяются.

Тесты

1. Личностью может называться человек:

1) обладающий активной жизненной позицией;

2) обладающий позитивными человеческими качествами,

проявляющимися в его индивидуальности;

3) обладающий как позитивными, так и негативными человеческими

качествами, характеризующими его индивидуальность;

4) не обладающий позитивными человеческими качествами, но не

приносящий вреда обществу.



2. Девиантное поведение личности означает:

1) поведение, связанное с полным подчинением социальным

установкам;

2) двойственная позиция в отношении социальных явлений и

неопределённое поведение человека;

3) поведение, характеризующее отклонение от общепринятых

социальных норм;

4) инертное поведение человека.



3. Результатом процесса социализации является:

1) формирование личности;

2) формирование темперамента;

3) получение образования;

4) устройство на работу.

4. Социализация должна начинаться:

1) с рождения;

2) в школе;

3) в университете;

4) с началом трудовой деятельности.

5. Ожидаемое поведение индивида:

1) социальный статус;

2) социальная роль;

3) девиантное поведение;

4) социализация.

6. Механизм, с помощью которого общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок:

1) социализация;

2) обучение;

3) социальный контроль;

4) воспитание.

7. Разделяемые личностью социальные ценности, на достижение которых направляется активность человека:

1) обычай;

2) ценностные ориентации;

3) социальные нормы;

4) культура.

8. Ситуация столкновения противоречивых требований различных социальных ролей, исполняемых одной личностью:

1) революционная ситуация;

2) ролевой конфликт;

3) ролевая дистанция;

4) ролевая параметризация.

9. Ресоциализация представляет собой:

1) период социализации, совпадающий с получением образования;

2) процесс закрепления социальных навыков, полученных в ходе

первичной социализации;

3) отучения от старых норм, ценностей, ролей;

4) обучение новым нормам, ценностям, ролям, когда индивид попадает

в среду с иными условиями жизни.

10. Совокупность биологических и социальных черт, отличающих одного индивида от другого:

1) интеллигентность;

2) альтруизм;

3) индивидуальность;

4) темперамент.

Задания

1. Являются ли агентами социализации следующие лица:

продавец, преподаватель, студент, диктор телевидения, водитель автобуса, друг, священник, учитель, отец, декан, адвокат. Ответ обоснуйте.



2. Каждый человек исполняет множество социальных ролей, что зачастую приводит к возникновению внутриролевых, межролевых и личностно-ролевых конфликтов. Проанализируйте накопленный опыт студенческой жизни и назовите типичные конфликты разного рода.

3. Цепь механизма социального контроля можно представить так: понятия – ценности – нормы – санкции. Используя её, проанализируйте такие явления:

а) отказ от ребёнка,

б) повседневная нелюбезность,

в) сплетни,

г) распространение нецензурной брани.
Тема 6. Социология культуры
Вопросы

1. Что такое культура? Как определяет культуру социология?

2. Какие элементы включает в себя культура?

3. Каковы особенности социологического анализа культуры?

4. Какие подходы к исследованию культуры существуют в социологии? Назовите их достоинства и недостатки.

5. Подумайте, какие подходы к исследованию культуры дополняют друг друга, какие из них сочетаются, а какие нет.

6. Что свидетельствует о том, что культура – это нормативное явление? Дайте определение социальной нормы.

7. Какие социальные нормы можно выделить в структуре культуры? Проследите, как они между собой взаимосвязаны.

8. Подумайте, какие социальные нормы свойственны как индивидуальным, так и коллективным действиям людей, а какие характеризуют преимущественно групповое поведение.

9. Назовите и охарактеризуйте формы культуры. По каким критериям они выделены?

10. В каких функциях реализуется роль культуры в жизни общества? Как проявляет себя каждая из этих функций?
Тесты

1. Подберите понятие к определению: «Совокупность ценностей (духовных и материальных), а также живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению»:

1) семья;

2) общество;

3) культура;

4) класс.

2. Развитие творческого потенциала человека определяет следующие функции культуры:

1) нормативно-регулирующую;

2) коммуникативную;

3) информационную;

4) гуманистическую.

3. Культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности в рамках следующего подхода:

1) предметного;

2) игрового;

3) деятельностного;

4) субъектного.

4. Какой из подходов не входит в социологический анализ культуры:

1) ценностный;

2) диалоговый;

3) текстовый;

4) динамический.

5. Непрерывный процесс развития культуры от простого к сложному

называется:

1) культурным взаимодействием;

2) культурной революцией;

3) культурной реформой;

4) культурной эволюцией.



6. Ценности определяются как:

1) традиционно установившийся порядок поведения;

2) общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённом

направлении;

3) общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек

должен стремиться;

4) установившиеся схемы поведения в определённых ситуациях.

7. Какая культура трудна для понимания неподготовленного человека и на десятилетие опережает уровень восприятия средне-образованного человека:

1) народная;

2) элитарная;

3) массовая;

4) доминирующая.

8. Время появления массовой культуры:

1) начало ХХ в.;

2) середина ХХ в.;

3) конец ХХ в.;

4) начало ХХI в.

9. Для массовой культуры как социального явления характерно:

1) оперативная реакция на любое новое событие;

2) преобладание компенсаторных, психотерапевтических функций;

3) тиражирование культурно-развлекательных популярных образцов;

4) общность эмоционального восприятия явлений культуры.

10. Предписания о том, как надо вести себя в обществе, называются:

1) совестью;

2) табу;

3) социальными нормами;

4) санкциями.

Задания

1. Сопоставьте функцию культуры и её описание:

1. Информационная А. Средство социального контроля за

поведением человека

2. Гуманистическая Б. Средство познания и самопознания

человека, социальной группы, общества

3. Гносеологическая В. Трансляция социального опыта,

обеспечивающая связь времен

4. Коммуникационная Г. Задает систему «жизненных

ценностей»

5. Аксиологическая Д. Развитие творческого потенциала

человека во всех формах жизнедеятельности

6. Регулирующая Е. Функция социального общения



2. Приведите 3 – 5 примеров следующих понятий:

ценности, нормы, привычки, манеры, традиции и обычаи.



3. Сделайте анализ проблемы адаптации личности к другой культурной среде в рамках деятельностного, ценностного и предметного подходов к изучению культуры.

Тема 7. Социология молодежи
Вопросы

1. Какие черты свойственны молодёжи как социально-демографической группе?

2. Раскройте особенности положения молодёжи в социальной структуре общества. Какие социальные функции выполняет молодёжь?

3. Охарактеризуйте положение молодёжи в политической системе

общества.



4. Какие молодёжные организации и объединения существуют в Республике Беларусь?

5. Что характерно для экономического положения молодёжи в условиях рыночной экономики?

6. Что входит в понятие молодёжной субкультуры? Какие черты и свойства отличают отечественную молодёжную субкультуру?

7. Расскажите об особенностях социализации современного поколения молодых людей. В чём заключается основное противоречие процесса социализации молодёжи?

8. Что включает в себя понятие государственной молодёжной политики? Какие тенденции свойственны государственной молодёжной политике в Республике Беларусь?

Тесты

1. К какой из нижеперечисленных социальных групп можно отнести молодежь:

1) социально-политической;

2) социально-профессиональной;

3) социально-демографической;

4) социально-культурной.

2. Отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности ее социализации и воспитания, называется:

1) молодёжная социология;

2) юношеская социология;

3) социология молодёжи;

4) социология юности.

3. Какие возрастные границы молодёжи выделяют современные социологи?

1) 12 – 25 лет;

2) 14 – 28 лет;

3) 16 – 30 лет;

4) 18 – 29 лет.

4. Сколько основных групп выделяется при дифференциации молодых людей по возрасту:

1) 3;


2) 4;

3) 5;


4) 6.

5. Какая функция не является основной функцией молодёжи:

1) воспроизводственная;

2) инновационная;

3) познавательная;

4) трансляционная.

6. Основными направлениями исследования социологии молодёжи является изучение места и роли молодёжи:

1) в политической и культурной жизни общества;

2) в экономической и политической жизни общества;

3) в культурной и экономической жизни общества;

4) в политической, экономической и культурной жизни общества.

7. Какое понятие обозначает особую форму организации молодёжи, представляющую собой автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющую стиль жизни и мышления её носителей:

1) молодёжный инфантилизм;

2) молодёжная субкультура;

3) поп-арт;

4) контркультура.

8. Понятие, характеризующее разрыв между биологическим и социокультурным взрослением молодёжи:

1) необихевиоризм;

2) субкультуризм;

3) социальный инфантилизм;

4) контркультуризм.

9. Как называется молодёжная субкультура, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением традиционной культуры:

1) профессиональная культура;

2) контркультура;

3) конформизм;

4) поп-культура.

10. Особое направление в деятельности государства, целью которого является создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, называется:

1) государственная поддержка;

2) государственная молодёжная политика;

3) государственная забота;

4) государственная программа.
Задания

1. По мнению некоторых исследователей, каждое последующее поколение хуже предыдущего.

Согласны ли вы с данной точкой зрения? Ответ обоснуйте.



2. Напишите эссе на тему «Проблема отцов и детей в современном обществе».
Тема 8. Социология труда
Вопросы

1. Что изучает социология труда? Чем отличаются друг от друга функциональный и социологический аспекты трудовых отношений?

2. Раскройте содержание основных научных категорий, используемых в социологии труда.

3. Расскажите о становлении и развитии социологии труда. Какие социологические концепции возникли в рамках социологии труда в ХХ в.?

4. Что такое профессия? Какие существуют типы и классы профессий?

5. Какие социальные проблемы помогает решать профессиональная ориентация? В каких направлениях она должна проводиться?

6. Назовите функции профессии инженера. В чём заключаются особенности инженерной деятельности?

7. Каким может быть отношение работника к труду и в чём оно

проявляется?



8. Какова цель изучения отношения к труду?

9. Какие факторы влияют на формирование отношения к труду? В каком направлении они могут воздействовать на работника?

10. Расскажите о системе стимулирования трудовой деятельности.
Тесты

1. Социология труда как отрасль социологического знания возникла:

1) в начале ХIХ в.;

2) в середине ХIХ в.;

3) в конце ХIХ в.;

4) в начале ХХ в.

2. Анализ процессов трудовой деятельности и отношений, возникающих между включёнными в трудовой процесс людьми, является:

1) объектом социологии труда;

2) предметом социологии труда;

3) методом социологии труда;

4) функцией социологии труда.

3. Субъектами труда могут быть:

1) человек;

2) человек и животные, которые могут совершать работу;

3) человек и орудия труда (машины, станки, механизмы);

4) человек, животные, которые могут совершать работу, и орудия труда.

4. Труд подразделяется на простой и сложный в зависимости от:

1) условий;

2) характера;

3) содержательности;

4) содержания.

5. Совокупность физических и химических воздействий производственной среды, которые человек испытывает на работе, называется:

1) характером труда;

2) содержанием труда;

3) условиями труда;

4) содержательностью труда.

6. Доктрина «человеческих отношений» была разработана:

1) Ф. Тейлором;

2) Ф. Херцбергом;

3) Э. Мэйо;

4) Г. Фордом.

7. Д. Макгрегор был автором:

1) концепции экономического человека;

2) теории обогащения труда;

3) теории трудовых конфликтов;

4) теории стилей управления.

8. Какой признак включает в себя понятие «профессия»:

1) постоянство данного занятия для работника;

2) способности к изучению профильных дисциплин;

3) интерес к трудовой деятельности;

4) успешность выполнения данной деятельности.

9. Какой из перечисленных типов не входит в классификацию профессий Е. А. Климова:

1) человек – человек;

2) человек – природа;

3) человек – машина;

4) человек – знаковая система.

10. Система мер экономического, организационного и нравственно-психологического воздействия на работника называется:

1) стимулированием;

2) мотивацией;

3) социальной активностью;

4) нормами поведения.
Задания

1. Каждой профессии соответствует свой кодекс ценностей и норм. Сформулируйте кодекс профессий: инженер, юрист, врач, учитель.

2. Опишите конкретные управленческие ситуации найма на работу и увольнения работника.

3. Проанализируйте конкретный механизм стимулирования трудовой

деятельности.



5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ
1. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной общественной науки.

2. Классический этап развития социологии (XIX – начало XX вв.)

3. Ведущие направления мировой социологической мысли ХХ в.

4. Проблемы развития и перспективы отечественной социологии.

5. Объект и предмет современной социологии. Особенности социальных

законов.


6. Структура современной социологической науки.

7. Место социологии в системе научного знания.

8. Функции социологии. Значение социологической науки в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров.

9. Формы реализации прогностической функции социологии. Государственные программы по социально-экономическому развитию Республики Беларусь

до 2010 г.

10. Социологическое исследование: назначение, содержание, этапы.

11. Классификация видов социологических исследования.

12. Социологический опрос и его основные разновидности.

13. Анкетный опрос: методика и процедура проведения.

14. Программа социологического исследования.

15. Методика, техника и процедура социологического исследования.

16. Общество и его основные характеристики как целостной социальной

системы.

17. Социальная структура и её основные элементы.

18. Типология общества.

19. Социальные институты и их типология.

20. Особенности функционирования социальных институтов, их значение в жизни человека и общества.

21. Социальный статус и социальная стратификация.

22. Социальная стратификация: теоретические модели и исторические типы.

23. Место, роль и значение среднего класса в социальной структуре современного общества.

24. Понятие личности. Общественное, коллективное и индивидуальное в

личности.

25. Социологические концепции личности.

26. Структура личности – соотношение основных компонентов личности как целостного социального образования.

27. Социализация индивида как процесс становления личности.

28. Агенты и механизмы социализации.

29. Механизм социальной деятельности личности.

30. Социальные роли личности и система социального контроля.

31. Культура как объект социального познания и предмет социологического

исследования.

32. Структура культуры. Культура и система норм.

33. Формы проявления культуры в жизни человека и общества. Социальные функции культуры.

34. Молодежь как социально-демографическая группа. Её положение в социальной структуре общества.

35. Социализация молодого поколения, её особенности в современных

условиях.

36. Предмет и содержание социологии труда.

37. Профессия как социально-экономическое явление. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор.

38. Особенности инженерного труда. Социальные функции профессии

инженера.

39. Отношение к труду, факторы его проявления и формирования.

40. Механизм регулирования трудового поведения.

41. Социальные аспекты стимулирования трудовой деятельности.

Св. план 2009, поз. 54


Учебное издание

Качалов Игорь Леонидович

Щёлкова Татьяна Викторовна

СОЦИОЛОГИЯ
Учебно-методические материалы

для студентов инженерных специальностей БГУИР

дневной и заочной форм обучения

Редактор Т. П. Андрейченко

Корректор М.В. Тезина

Компьютерная вёрстка

Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная

Гарнитура “Таймс” Печать ризографическая Усл. печ. л.

Усл.-изд. л. 2,6 Тираж 200 экз. Заказ 408
Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования

«Белорусский государственный университетинформатики и адиоэлектроники”

ЛИ №02330/0494371 от 16.03 2009. ЛП №02330/0494175 от 03.04.2009.

220013, Минск, П. Бровки, 6





страница 1 | страница 2 страница 3

Смотрите также: