Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. С. АМАНЖОЛОВА


Институт Экономики и финансов


Кафедра «Менеджмента и маркетинга»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС




по дисциплине «Управление персоналом»

для специальностей: 050506 «Экономика»

050507 «Менеджмент»

050508 «Учет и аудит»

050509 «Финансы»

Усть-Каменогорск, 2005

Составитель: УМК обсужден на заседании

Кисамбина кафедры Менеджмента и

Гульназ Турусбековна маркетинга

ст.преподаватель Протокол № __6__

от « 02 » февраля 2005 г.

УМК одобрен на заседании методического Совета

Института Экономики и

Финансов


Протокол № __4_

от « 16 » _февраля_ 2005

Аннотация УМК. Изучение управления персоналом позволяет студентам знать основы управления персоналом, организацию рабочего процесса и планирование персонала, подбор, отбор и оценку результативности труда, ориентацию новых работников и процесс их обучения, планирование и развитие карьеры в организации, организацию труда персонала, зарубежный опыт управления персоналом. Преподавание данной дисциплины ставит задачу овладения студентами теоретическими и практическими основами управления персоналом, эффективному использованию человеческих ресурсов предприятия.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом» предназначен для студентов экономических специальностей. Он знакомит студентов с содержанием курса, его актуальностью и необходимостью, с теми навыками и умениями, которые студенты приобретут в процессе обучения. Учебно-методический комплекс является основным источником руководства при изучении дисциплины.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом» для студентов экономических специальностей / сост. Кисамбина Г.Т.– Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2005. – 31с.
Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, 2005

  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(Syllabus)
1. Общие сведения:

1.1 Название дисциплины: «Управления персоналом»

1.2 Кафедра: “Менеджмента и маркетинга”

1.3 Ф.И.О. преподавателя: Кисамбина Гульназ Турусбековна

1.4 Контактная информация: тел. 25-24-44 кафедра среда.

1.5 Место проведения: уч. корп. № 9, ул. Крылова 72, время пребывания на кафердре 14.00-18.00.

1.6 Количество кредитов: 3

1.7 Выписка из учебного плана:



курс

семе

стр


кре

диты


лек

ции


семи

нары


СРСП

СРС

все

го


форма контроля

1,2

2,4

1

15

-

15

15

15

экзамен

1.8 Пререквизиты курса: для усвоения курса дисциплины достаточно знаний по математике, истории в объеме программы средней школы. Студент должен уметь решать задачи.

1.9Постреквизиты: микроэкономика, макроэкономика, экономика предприятия, основы менеджмента, процессы производства, качество и конкурентоспособность продукции, финансы предприятия.
2. Краткое описание курса:

2.1 Цель курса:

- получение основополагающих знаний о работе с кадрами и управление персоналом.


    1. Задачи курса:

  • овладение студентами теоретическими и практическими основами управления персоналом;

  • эффективное использование человеческих ресурсов предприятия.

2.3 Содержание курса:

Управление персоналом - является сферой деятельности, характерной для всех организаций, и ее главная задача состоит в обеспечении организации персоналом и его целенаправленном использовании.

Искусство управление персоналом проявляется в творческом отношении к делу, способности руководителя к анализу, оценке и синтезу кадровых потенциалов, к принятию неординарных, но эффективных решений.

Изучив данный курс студент должен:

1) знать:

- сущность и значение менеджмента персонала;

- особенности управления кадрами и работы с человеческими ресурсами;

- методы планирования, отбора и найма персонала;

- принципы оценки и аттестации персонала;

- технологию карьеры;

2) уметь:

- использовать методы кадрового планирования, подбора и отбора персонала;

- определять кадровый спрос и вести расчет кадровых издержек;

- управлять производительностью труда;

- управлять конфликтами и стрессами;

- вести деловое общение.


График выполнения и сдачи заданий




Виды работ

Цель и содержание задания

Рекомендуе

мая литература



Про

должитель

ность выполнения


Баллы

Фор

ма конт


роля

срок сда

чи


2

Реше

ние задач, ситуаций



Цель: закрепление знаний студентов

Тема:


1-40

1-15 недели

5

Контроль

ная рабо


та

4,9 14 недели




Письменная работа

Цель: закрепления знаний студентов




1-15

5

Реферат

13 неделя

3

Устный опрос

Цель: проверка уровня знаний студентов по изученному материалу

1-40

1-15

5

коллоквиум

еженедельно

5

Ответы на вопросы теста

Цель: закрепление знаний студентов

1-40

1-15 недели

5

тестирование

5,10,15 недели

Часть учебного времени студент работает совершенно самостоятельно, без помощи преподавателя. Сюда относятся следующие виды работ: 1) обязательная подготовка к каждому лекционному занятию (студенту необходимо прочитать определенную литературу, составить глоссарий терминов и понятий и т.п.); 2) решение индивидуальных задач; 3) самостоятельное изучение некоторых теоретических вопросов дисциплины.

В течение изучения дисциплины студент должен самостоятельно выполнить все задания.
3.6 Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:

1 Маслов К.Л. Управление персоналом предприятия: уч. пособ. - М., 2000 г.

2 Травин А.С. Менеджмент персонала предприятия: уч. практич. пособ. - М., 2002 г.

3 Управление персоналом: уч. для вуз./Под ред. Базарова Л.М., Еремина А.А., - М., 2002 г.

4 Шкатулла С.С. Настольная книга менеджера по кадрам. - М., 2000 г.

5 Десслер Г.П. Управление персоналом: уч.пособ. - М., 1997 г.

6 Дуракова А.И. Управление персоналом: отбор и найм. - М., 1998 г.

7 Пушкарев А.И. Практикум по кадровому менеджменту. Дел.игры: - М., 2000г.

8 Управление персоналом организации: уч.- М., 1997 г.

9 Уткин Ф.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М., 1996 г.

10 Шекшня А.В. Планирование персонала и прием на работу. - М., 1997 г.

11 Пугачев А.И. Руководство персоналом организации: уч. - М., 1998 г.

12 Паркинсон А.М., Рустомджи И.И. Искусство управления.-М.,1997 г.

13 Психология управления - курс лекций.-М., 1997 г.

14 Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса: уч. пособ.- М., 2002 г.

15 Ксенчук Е.В. Технология успеха. -М., 1993 г.

16 Калачева И.В. Аттестация. -М., 2001 г.

17 Ковалева И.С. Лицом к лицу с будущим сотрудником: Как провести эффективное интервью при приеме на работу. -М., 2001 г.

18 Лайне Э.Ц. 30 минут ... до собеседования в поисках работы .-М., 2000 г.

19 Магура Л.Э. Оценка работы персонала: практич.пособ. -М., 2001 г.

20 Магура Л.Э. Поиск и отбор персонала. Настольная книга кадровых службы. -М., 2001 г.

21 Поляков П.П. Технология карьеры: Практич. руководство. -М., 1995 г.

22 Хигир Х.Х. Нетрадиционные методы подбора и оценки персонала.-М., 2001г.

23 Чижов П.П. Кадровые технологии. -М., 2002 г.

Дополнительная литература


  1. Нельсон П.Ф. Умение управлять. - Санк-Петербург,2002 г.

  2. Маккей Х.Д. Как уцелеть среди акул: определить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки. -М., 1991 г.

  3. Паркинсон С.Н. Бизнес - это люди. -М., 1995 г.

  4. Рафел М.Н. Как завоевать клиента. -Санк-Петербург, 1996 г.

  5. Самоукин А.И. Теория и практика бизнеса: уч.-практич. пособ.-М., 1997 г.

  6. Книга работника кадровой службы: уч.-справоч. пособ.-М., 1998 г.

  7. Красовский А.А. Управление поведением фирмы. -М., 2002 г.

  8. Матрусова А.И. Япония. Материальное стимулирование в фирмах .-М., 1992 г.

  9. Баталов Э.Г. Формирование управленческих кадров ( теоретико-методологический аспект ).-Алматы: Наука, 1998 г.

  10. Самыгин С.И. Менеджмент персонала. -М., 1997 г.

  11. Вопросы управления // -М., 2000-2002 гг.

  12. Службы кадров // -М., 2000-2002 гг.

  13. Технология управления //- Алматы., 2000-2002гг.

  14. Международный журнал: Проблемы теории и практики управления // -М., 2000-2002 гг.

  15. Вернер А.С. Руководить без конфликтов. -М., 1990г.

  16. Мескон К.Д., Альберт С.Н., Хедоури С.С. Основа менеджмента. -М., 1997 г.

  17. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: уч. пособ.-М., 2001 г.

3.7 Шкала оценки знаний, критерий оценки знаний


Рейтинг-шкала

Форма контроля

Максимальный балл

Текущий

20

Промежуточный (рубежный)

20

Домашний

20

Итоговый

40

Всего

100

Политика выставления оценок:

Контроль успеваемости по дисциплине будет осуществляться в форме:


  • Текущего контроля (еженедельно): подразумевает оценку работы студента на практических и лекционных занятиях. Итоги индивидуальных занятий.

  • Рубежного контроля (5, 10, 15 недели) – выполнение тестов, контрольных работ в аудитории в присутствии преподавателя, а так же сдачу коллоквиумов.

  • Домашнего контроля (еженедельно): подразумевает оценку домашнего задания студента.

  • Итогового контроля: проводится после окончания изучения всех тем, по которым студент должен показать целостное видение законченной, замкнутой части изученной дисциплины.

3.8 Шкала оценивания различных видов работ



  1. Лекция - 1 * 3 кредита = 3 балла (студенты обязаны регулярно посещать лекции)

  2. Семинарские занятия - 1 * 3 кредита = 3 баллов (присутствие и знание теоретического материала, ситуационные задачи)

  3. Мини-опрос - 1 * 3 кредита = 3 баллов (мини-тест, глоссарий и др.)

  4. СРСП - 1 * 3 кредита = 3 баллов (ситуационные задачи, расчетные задания)

  5. СРС - 1 * 3 кредита = 3 баллов (ситуационные задачи, расчетные задания)

Промежуточный контроль: (3 кредита - 30 баллов)

  1. Тестирование - 10 баллов

  2. Контрольная работа - 10 баллов

  3. Коллоквиум - 10 баллов

Итоговый контроль: (40 баллов)

Всего: 100 баллов.


4. Политика курса (требования, предъявляемые к студентам в процессе обучения дисциплины, список рекомендаций):

  • не опаздывать на занятия;

  • не пропускать занятия;

  • на занятиях отключать сотовый телефон;

  • пропущенные занятия отрабатывать в отведенное преподавателем время, но оценка по ним снижается ;

  • в случае невыполнения или несвоевременной сдачи заданий итоговая оценка снижается;

  • активно участвовать в учебном процессе;

  • каждые два опоздания и/или уходы до окончания занятий по любым причинам будут считаться как одно пропущенное занятие;

  • списывать на экзаменах строго запрещено;

  • быть терпимым, доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;

  • соблюдать Кодекс чести студентов.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ




    1. Тематический план курса

Содержание дисциплины. Распределение часов по видам занятий (тематический план)



Наименование темы

Лек

ци


Семинар.

СРСП

СРС






часы

  1. 1

2

3

4

5

6

  1. 1

Введение в управление персоналом

1

-

1

1



Анализ и конструирование рабочего места

1

-

1

1



Планирование персонала

1

-

1

1



Подбор кадров

1

-

1

1



Процесс отбора кадров

1

-

1

1



Оценка результативности труда работников

1

-

1

1



Адаптация новых работников

1

-

1

1



Процесс обучения персонала

1

-

1

1



Управление деловой карьерой на предприятии

1

-

1

1



Управление резервом на выдвижение

1

-

1

1



Механизм стимулирования персонала

1

-

1

1



Маркетинг персонала

1

-

1

1



Режим производства и личный режим

1

-

1

1



Сменяемость кадров и формирование стабильного коллектива

1

-

1

1



Зарубежный опыт управления персоналом

1

-

1

1



Итого

15

-

15

15




    1. Тезисы лекционных занятий

Тема 1. Введение в управление персоналом

Понятие управления персоналом, цели управления персоналом, направления деятельности. Принципы управления персоналом. Методы управления персоналом

Полномочия и права менеджеров в области УП.

Особенности организации системы управления персоналом в рыночных условиях.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 2. Анализ и конструирование рабочего места

Влияние организации рабочего и места рабочего процесса на результаты труда. Понятие рабочего места. Стадии анализа рабочего места.

Выбор способа и методика анализа рабочего места. Основные методы, используемые для получения анализа, наблюдения, собеседования, анкеты, список обязанностей работника.

Методы анализа рабочего места: функциональный анализ рабочего процесса, должностное анкетирование, анкетирование административных лиц. Их характеристика и использование.

Описание и специфика рабочего места. Основные разделы описания должностных функций, действия работника во время выполнения своих должностных функций, условия работы и рабочая среда, социальное окружение.

Основная литература: 1-6. 8. 9, 11-14, 23,

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 3. Планирование персонала

Цель планирования кадров. Причины необходимости планирования и использования персонала; необходимость контролирования расходов на кадровое обеспечение; техническое развитие, влекущее более высокие инвестиции и повышающие стоимость рабочего места; необходимость использования сотрудников в соответствии с образованием и стажем; использование отдельного работника и сотрудничество в процессе совместной работы.

Основные этапы кадрового планирования: планирование потребностей в рабочей силе, привлечение и высвобождение рабочей силы, повышение квалификации кадров, их использование, сохранение кадрового состава и заботы о нем., планирование расходов на реализацию задач, решаемых кадровыми службами.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 10, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 4. Подбор кадров

Процесс приема на работу и его характеристики. Факторы влияющие на процесс подбора кадров и их классификация. Факторы внешней среды: правительственные и профсоюзные ограничения; ориентация на рынке рабочей силы; состав рабочей силы и месторасположение организации. Факторы внутренней среды: потребность организации в рабочей силе на настоящий момент и перспективу; расходы связанные с этим; степень удовлетворенности работополучателя; требования, предъявляемые организацией и наоборот; способности, отношение к работе самого работополучателя.

Методы подбора кадров: внутренние и внешние источники набора кадров и их сущность. Выводы по методам подбора.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 17, 18, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 5. Процесс отбора кадров

Понятие отбора кадров и его цель. Факторы окружающей обстановки влияющие на отбор, их характеристики. Внутренняя среда предприятия: размер, сложность, технологическая изменчивость и др. Факторы внешней среды: рынок рабочей силы; требования профсоюза, рабочей силы; месторасположение предприятия и др.

Этапы процесса отбора и его характеристики.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 17, 18, 20, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 6 Оценка результативности труда работников

Диагностический подход к оценке результативности труда и его содержание. Основные ступени, составляющие основу системного процесса оценки результативности труда и их характеристика.

Сроки проведения оценки. Классификация методов оценки результативности труда работников. Два блока методов оценки результативности труда и их характеристика. Первый блок: заданный выбор, описательный метод оценки, управление по целям; метод оценки по решающей ситуации, анкеты и шкала рейтингов поведенческих установок, шкала наблюдения за поведением. Характеристика данного блока методов, рассчитанных на оценку труда одного работника. Второй блок методов – методы, используемые для сопоставительной оценки работника по сравнению с другими оцениваемыми работниками: метод классификации; сравнение по парам; метод выданного распределения и их особенности. Преимущества и недостатки используемых методов оценки результативности труда.

Методы оценки результативности труда, рекомендуемые Министерством труда и социальной защиты РК.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 16, 19, 20, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 7. Адаптация новых работников

Ориентации, направленные на обеспечение работников новой информацией, пониманием их целей и задач предприятия. Понятие адаптации, ориентации; ее назначение и цели.

Понятие тренинга и ее сущность. Особенности тренинга и его цели. Принципы, на которых строится такая обучения как тренинг. Факторы, влияющие на заинтересованность в процессе обучения, их сущность и содержание.

Определение потребности квалификации и установление связанных с ним задач. Прогноз обучения.

Анализ качества выполнения работ и потребности обучения. Основные этапы данного анализа и их сущность.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 8. Процесс обучения персонала

Методы обучения персонала и их характеристика. Сущность процесса обучения персонала. Последовательность звеньев общей цепи процесса обучения. Содержание корпоративной политики обучения и повышения квалификации кадров. Основные принципы корпоративной политики обучения и их характеристика.

Профессионализм, коммуникации и технические навыки как приоритетные качественные ориентиры процесса обучения, их значение и содержание.

Подготовка мастеров и менеджеров среднего звена. Особенности и преимущества подготовки работников данного уровня. Характеристика используемых программ.

Развитие и продвижение высших руководителей. Основные блоки системы развития высших руководителей и их содержание.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 15, 23

Дополнительная литература: 24. 28, 29, 33, 34-37

Тема 9. Управление деловой карьерой на предприятии

Понятие карьеры работника. Место карьеры в системе управления персоналом. Виды карьеры и их характеристика. Понятие деловой, профессиональной внутриорганизационной и личностной карьеры.

Основные этапы карьеры и их характеристика. Методы социальной защиты работников в стадии пенсионного возраста, государственные и не государственные способы социальной защиты работников в РК.

Выбор карьеры. Планирование карьеры. Факторы, влияющие на процесс планирования карьеры. Стадии планирования карьеры. Зарубежный опыт в области планирования карьеры.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 15, 21, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 10. Управление резервом на выдвижение.

Стратегия управления и планирование резерва на выдвижение: необходимость и сущность. Планирование потребности организации в резерве на выдвижение. Возможные способы решения данной проблемы. Требования к резерву на выдвижение, их классификация. Методы формирования резерва на выдвижение.

Управление процессом подготовки кандидатов в состав резерва. Базовые формы подготовки. Основные этапы управления процессом подготовки резерва на выдвижение и их характеристика. Управление первичной адаптации кандидатов из состава резерва после назначения на новую должность.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 15, 23

Дополнительная литература: 24, 25, 28, 29, 32, 33, 34-37

Тема 11. Механизм стимулирования персонала

Необходимость и сущность стимулирования персонала. Приоритетные интересы работников и компании. Формы поощрения и программы поощрения, их значение и содержание.

Алгоритм процедуры стимулирования, последовательность шагов и их характеристика. Соотношение оплаты труда работников разных категорий.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 12. Маркетинг персонала

Значение маркетинга в управление персоналом. Маркетинг персонала - понятие, сущность, содержание. Основные характеристики маркетинга персонала. Методы маркетинга и использование в системе управления персоналом. Персонал в качестве внешних клиентов фирмы. Основные потребности клиентов: безопасность, привязанность. Комфорт, престиж, новизна, экономия. Персонал в качестве внутреннего клиента фирмы. Динамика его мотивации в зависимости от степени «рабочей зрелости» и изменения стиля управления.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 27, 28, 29, 30, 33, 34-37

Тема 13. Режим производства и личный режим работника

Понятие качества жизни. Качество жизни как главный фактор достижения целей организации Понятие традиционной рабочей недели, гибкого времени, перманентного найма на условиях частичной занятости, распределение работы, «сжатой недели».

Расписание работы как факторы качества жизни. Расписание с гибким графиком работы. Диагностический подход к вопросам производственного расписания. Способы построения гибкого графика и их характеристика. Преимущества недостатки гибкого графика. Управление гибким временем.

Понятие частичного найма и распределение мест. Сущности перманентного найма в условиях частичной занятости. Проблемы управления в условиях частичного найма и распределения мест. Возможности использования зарубежного опыта в деятельности предприятий и организаций РК.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 14. Сменяемость кадров и формирование стабильного коллектива

Формирование стабильного трудового коллектива как фактор достижения целей организации.

Причины текучести персонала и пути их устранения. Мотивы перемены места работы в зависимости от возраста, пола, образования. Производственный климат и его влияние на сменяемость кадров.

Карьера и шансы на повышение, как один из основных факторов снижения текучести персонала.

Основная литература: 1-9, 11-14, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37, 38, 40

Тема 15. Зарубежный опыт в управлении человеческими ресурсами

Эволюция методов управления персоналом и обеспечения качества. Специфика американских и японских методов управления.

Необходимость познания и возможность использования элементов системы правления персоналом в США и Японии в практике хозяйствования.

Характерные черты и опыт подготовки специалистов (США, Японии). Формы взаимосвязи организации с учебными заведениями.

Основная литература: -

Дополнительная литература: 26, 31, 34-37




    1. Планы семинарских занятий

Тема 1. Введение в управление персоналом

Вопросы семинара:



    1. Понятие управления персоналом, цели

    2. Особенности управления персоналом в современных условиях

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 2. Анализ и конструирование рабочего места

Вопросы семинара:



  1. Рабочее место в системе управления персоналом

  2. Методы анализа рабочего места

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 3. Планирование персонала

Вопросы семинара:



  1. Цели, этапы кадрового планирования

  2. Методы планирования численности персонала

Основная литература: 1-6, 8-14, 23

Дополнительная литература: 24, 228, 29, 33, 34-37

Тема 4. Подбор персонала

Вопросы семинара:



  1. Понятие, цели подбора персонала. Факторы, влияющие на подбор персонала

  2. Методы подбора кадров

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 17, 18, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 5. Процесс отбора кадров

Вопросы семинара:



  1. Понятие отбора кадров, его цель, этапы

  2. Процесс отбора кадров

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 17, 18, 20, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 6. Оценка результативности труда работников

Вопросы семинара:



  1. Оценка результативности труда и их характеристика

  2. Методы оценки результативности труда

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 16, 19, 20, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 7. Адаптация персонала

Вопросы семинара:



  1. Понятие адаптации, тренинга и ее цели

  2. Анализ качества выполнения работ и потребности в обучении

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 8. Процесс обучения персонала

Вопросы семинара:



  1. Сущность процесса обучения

  2. Методы обучения персонала

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-15, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 9. Управление деловой карьерой на предприятии

Вопросы семинара:



  1. Понятие карьеры работника. Основные этапы карьеры

  2. Зарубежный опыт в области планирования карьеры

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-15, 21, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 10. Управление резервом на выдвижение

Вопросы семинара:

1) Стратегия управления резервом на выдвижение

2) Методы формирования резерва на выдвижение

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-15, 23

Дополнительная литература: 24, 25, 28, 29, 32, 33, 34-37

Тема 11. Механизм стимулирования персонала

Вопросы семинара:



  1. Необходимость стимулирования персонала

  2. Процедуры стимулирования

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 12. Маркетинг персонала

Вопросы семинара:



  1. Маркетинг персонала – понятие, сущность

  2. Методы маркетинга в управлении персоналом

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 27-29, 30, 33, 34-37

Тема 13. Режим производства и личный режим

Вопросы семинара:



  1. Понятие качества жизни

  2. Расписание работы как фактор качества жизни

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 14. Сменяемость кадров и формирование стабильного коллектива

Вопросы семинара:



  1. Формирование стабильного трудового коллектива как фактор достижения целей организации

  2. Причины текучести кадров и пути их устранения

Основная литература: 1-9, 11-14, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37, 38, 40

Тема 15. Зарубежный опыт в управлении человеческими ресурсами

Вопросы семинара:



  1. Специфика американских и японских методов управления

  2. Опыт подготовки специалистов в США и Японии

Основная литература: -

Дополнительная литература: 26, 31, 34-37


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: подготовку к каждому семинарскому занятию следует начинать с повторения основных моментов темы (по учебнику или конспектам), ответов на контрольные вопросы и детального разбора примеров, рекомендованных на лекции или в учебниках. Очень полезно, взяв условия рассмотренного примера из текста учебника, самостоятельно произвести для него все требующиеся расчеты, а затем сверить их результаты с расчетами в учебнике.

Основные типы задач решаются на аудиторных и практических занятиях. Здесь разрабатывается подробный и полный план решения задач.

Содержание каждой темы надо кратко конспектировать, записывая основные определения и все, без исключения формулы характеризуя их смысл.


    1. Планы лабораторных занятий

Лабораторные занятия планом не предусмотрены.


    1. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей

Тема 1. Введение в управление персоналом

Вопросы:


  1. Менеджмент персонала и его роль в управлении деятельностью персонала

  2. Проблемы управления персоналом в Казахстане

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 2.Анализ и конструирование рабочего места

Вопросы:


  1. Влияние организации рабочего и места рабочего процесса на результаты труда

  2. Описание и специфика рабочего места

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 3.Плинирование персонала

Вопросы:


  1. Опыт предприятий РК в области кадрового планирования

  2. Использование отдельного работника и сотрудничество в процессе совместной работы

Основная литература: 1-6, 8-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 4. Подбор персонала

Вопросы:


  1. Процесс приема на работу и ее характеристики

  2. Процесс выбора карьеры

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 17, 18, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 5. Процесс отбора персонала

Вопросы:


  1. Значение процесса отбора кадров для предприятия

  2. Отбор менеджеров и ее специфика

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 17, 18, 20, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 6. Оценка результативности труда работников

Вопросы:


  1. Диагностический подход к оценке результативности труда работников

  2. Методы оценки результативности труда рекомендуемые Министерством труда и социальной защиты РК

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 16, 19, 20, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 7. Адаптация новых работников

Вопросы:


  1. Адаптация и тренинг - процессы, направленные на обеспечение работников необходимой информацией, пониманием целей и задач предприятий

  2. Факторы, влияющие на заинтересованность в процессе обучения, их сущность и содержание

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 8. Процесс обучения персонала

Вопросы:


  1. Основные принципы корпоративной политики обучения и их характеристики

  2. Развитие и продвижение высших руководителей

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-15, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 9. Управление деловой карьерой на предприятии

Вопросы:


  1. Модели карьеры, и их значимость для работника

  2. Зарубежный опыт в области планирования карьеры

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-15, 21, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33

Тема 10. Управление резервом на выдвижение

Вопросы:


  1. Планирование потребности организации в резерве на выдвижение

  2. Требования к резерву на выдвижение, их классификация

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-15, 23

Дополнительная литература: 24, 25, 28, 29, 32, 33, 34-37

Тема 11. Система компенсации труда работников

Вопросы:


  1. Методы стимулирования результативности труда работников

  2. Внутрифирменные социальные программы и программы помощи

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 12. Маркетинг персонала

Вопросы:


  1. Персонал в качестве внешних клиентов фирмы

  2. Персонал в качестве внутреннего клиента фирмы

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 27-30, 33, 34-37

Тема 13. Режим производства и личный режим работника

Вопросы:


  1. Расписание работы как фактор качества жизни

  2. Возможности использования зарубежного опыта в деятельности предприятий РК

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 14. Сменяемость кадров и формирование стабильного коллектива

Вопросы:


  1. Формирование стабильного трудового коллектива как фактор достижения целей организации

  2. Карьера и шансы на повышение, как один из основных факторов снижения текучести персонала

Основная литература: 1-9, 11-14, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37, 38, 40

Тема 15. Зарубежный опыт в управлении человеческими ресурсами

Вопросы:


  1. Опыт управления человеческими ресурсами в США, Японии

  2. Опыт управления человеческими ресурсами в других странах

Основная литература: -

Дополнительная литература: 26, 31, 34-37


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Изучение темы рекомендуется сопровождать краткими записями, с выделением основных понятий, вопросов и формул темы. Решение задач следует сопровождать краткими пояснениями, обязательно приводить все формулы, используемые в задаче.


    1. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов

Тема 1. Анализ и конструирование рабочего места

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором будет сделан анализ и сконструировано конкретное рабочее место определенного работника на конкретном предприятии.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 2. Планирование персонала

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором на конкретном примере (предприятии) будет составлен расчет кадрового плана на будущий год.

Основная литература: 1-6, 8-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 3. Подбор кадров

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором будет на конкретном примере – предприятии обоснован выбор конкретных методов подбора, их анализ и использование.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 17, 18, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 4. Процесс отбора кадров

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором будет описана процедура проведения процесса отбора на конкретном предприятии, обоснование и выбор конкретного метода отбора.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 17, 18, 20, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 5. Оценка результативности труда персонала

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором на примере конкретного предприятия будет проведена оценка результативности труда персонала, обоснование выбранного метода оценки работы кадров.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 16, 19, 20, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 6. Адаптация новых работников

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором на конкретном предприятии даются рекомендации руководителям подразделений по адаптации новых работников на предприятии. Пример адаптации новых работников на конкретном предприятии.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 7. Процесс обучения персонала

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором на конкретном предприятии будет проводиться обучение, описаны и обоснованы методы обучения.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-15, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 8. Управление деловой карьерой на предприятии

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором на конкретном предприятии будет описано управление деловой карьерой работников, ее влияние на результативность труда персонала.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-15, 21, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37

Тема 9. Управление резервом на выдвижение

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором на конкретном предприятии планируется и проводится управление резервом на выдвижение. Обосновать стратегию данного управления.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-15, 23

Дополнительная литература: 24, 25, 28. 29, 32, 33, 34-37

Тема 10. Мотивация персонала

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором на конкретном примере будет описано управление мотивацией персонала, ее влияние на результаты труда, обоснование используемых методов мотивации на данном предприятии.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24. 28, 29, 33, 34-37

Тема 11. Маркетинг персонала

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором нужно рассказать, как проводится маркетинг персонала на конкретном предприятии, сделать рекомендации.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24. 27-30, 33, 34-37

Тема 12. Режим производства и личный режим работника

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором рассказать о влиянии режима производства и личного режима работника на качество трудовой жизни работника на конкретном примере – предприятии. Сделать рекомендации.

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29. 33, 34-37

Тема 13. Безопасность и охрана труда работников

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором на конкретном предприятии описать как проводится политика безопасности и охрана труда работника. Анализировать ее соответствие Закону РК «О труде».

Основная литература: 1-6, 8, 9, 11-14, 23

Дополнительная литература: 24, 28. 29, 33, 34-37

Тема 14. Сменяемость кадров и формирование стабильного коллектива

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором на конкретном предприятии будет решена проблема сменяемости кадров и формирование стабильного коллектива. Сделать рекомендации.

Основная литература: 1-9, 11-14, 22, 23

Дополнительная литература: 24, 28, 29, 33, 34-37, 38, 40

Тема 15. Зарубежный опыт управления персоналом

Для выполнения данного задания написать реферат, в котором описываются особенности управления человеческими ресурсами за рубежом. Возможность ее использования в РК.

Основная литература: -

Дополнительная литература: 26, 31, 34-37


ТРЕБОВАНИЯ: Письменные задания должны быть предоставлены в указанный срок в формате А4, объемом около 10-12 листов в распечатанном виде. Задания, выполненные с опозданием, будут оцениваться ниже. Содержание заданий будет сообщено каждому студенту индивидуально.


    1. Тематика письменных работ по курсу

  1. Составить кадровый план с использованием метода скорректированной экстраполяции на будущий год

  2. Решить и обосновать ситуацию с кадровым отбором на конкретном предприятии.

  3. Подготовиться и провести собеседование при приеме на работу

  4. Решить конфликтную ситуацию на конкретном предприятии

  5. Выбрать конкретную страну и описать опыт управления человеческими ресурсами в этой стране

  6. Сделать конспект Закона РК «Об аттестации»

  7. Сделать конспект Закона РК «О труде»

Основная литература: 1-23

Дополнительная литература: 24-40


2.8 Тестовые задания для самоконтроля

  1. Сфера деятельности, характерная для всех организаций, ее главная задача состоит в обеспечении предприятия персоналом и целенаправленном ее использовании – это …

А) определение управления персоналом

В) определение предприятия

С) определение аттестации предприятия

D) определение гос.предприятия

Е) определение персонала

2. Цели управления персоналом делятся на …

А) вертикальные и горизонтальные

В) личные и организационные

С) активные и пассивные

D) частные и государственные

Е) свои и чужие

3. Зона трудовой деятельности или часть производственной площади, оснащенная материалами, приспособлениями, инструментами необходимых для выполнения предусмотренных технологией работ или операций – это …

А) определение производственного процесса

В) определение цеха

С) определение рабочего места

D) определение промышленной зоны

Е) определение предприятия

4. Какой из ниже перечисленных методов не относится к методам анализа рабочего места:

А) собеседование

В) личные наблюдения

С) анкетирование

D) экспериментирование

Е) дневник

5. Какой из этапов не относится к этапам кадрового планирования:

А) Этап принятия решения

В) Этап разработки проектов кадрового плана

С) Информационный этап

D) А, В, С

Е) этап разработки кадровой стратегии

6. Перечислите характеристики кадрового спроса:

А) В, С, Е

В) временная характеристика

С) количественная характеристика

D) преждевременная характеристика

Е) качественная характеристика

7. Документ, описывающий основные функции сотрудника, занимающего рабочее место – это …

А) квалификационная карта

В) должностная инструкция

С) карта компетенций

D) Закон «О труде»

Е) трудовой договор

8. Какой метод подбора характеризуется созданием базы данных на людей, обратившихся в данную организацию в поисках работы?

А) подбор с помощью сотрудников

В) поиск внутри организации

С) самопроявившиеся кандидаты

D) объявления в СМИ, ИНТЕРНЕТЕ

Е) выезд в ВУЗы

9. Определите самый достоверный этап - метод отбора:

А) справки о кандидате

В) первичный отбор

С) собеседование с руководителем подразделения

D) испытание

Е) собеседование с сотрудником отдела кадров

10. На каком этапе - методе процесса отбора применяют экспертизу подчерка?

А) собеседование с линейным руководителем

В) собеседование с сотрудником отдела кадров

С) справки о кандидате

D) испытание

Е) метод первичного отбора

11. Определение степени соответствия профессионального уровня работника квалификации выполняемой им работы – это …

А) аттестация

В) должностная инструкция

С) подбор персонала

D) отбора персонала

Е) адаптация работника

12. Какой метод оценки работы персонала дает возможность сравнения работника друг с другом?

А) шкалы - оценки

В) методы ранжирования

С) заданное распределение

D) управление по целям

Е) установление стандартов и нормативов

13. Взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда – это …

А) социализация

В) профессиональная ориентация

С) адаптация

D) организация труда работника

Е) тренинги для работников

14. Который из ниже перечисленных вариантов не относится к виду адаптации персонала?

А) психофизиологическая

В) экономическая

С) санитарно-гигиеническая

D) временная

Е) социально-психологическая

15. Который из ниже перечисленных вариантов не относится к целям повышения квалификации кадров:

А) сохранение работника в организации

В) повышение производительности труда, качества продукции

С) создание резерва на управленческие должности

D) предотвращение профессиональной деградации специалистов

Е) выполнение сотрудником тех видов работ, которые не соответствуют их темпераменту, запросам и характеру специальности

16. Укажите типы внутрифирменного обучения:

А) без отрыва от производства, с отрывом от производства

В) на коммерческой основе, бюджетной основе

С) менеджеров среднего уровня, руководителей высшего звена

D) краткосрочные, долгосрочные

Е) добровольные, в принудительном порядке

17. Поступательное продвижение по личности в какой-либо сфере деятельности, измерение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения – это

А) определение карьеры

В) определение деловой карьеры

С) определенный вид карьеры

D) цели карьеры

Е) предварительный этап карьеры

18. Какой этап карьеры характеризуется пиком совершенствования специалиста, повышением квалификации, обучением молодежи?

А) этап завершения

В) этап продвижения

С) этап сохранения

D) этап становления

Е) предварительный этап

19. Их скольких этапов состоит работа по формированию резерва?

А) 2

В) 3


С) 4

D) 5


Е) 1

20. Какие виды работ входят в организацию работы с резервом кадров?

А) выезды в другие организации, с целью изучения положительного опыта

В) временное замещение отсутствующих руководителей

С) стажировка в должности, на которую зачислен в резерв

D) повышение квалификации руководящих кадров



Е) все ответы верны


    1. Экзаменационные вопросы по курсу

  1. Понятие управления персоналом, цели

  2. Особенности управления персоналом в современных условиях

  3. Рабочее место в системе управления персоналом

  4. Методы анализа рабочего места

  5. Цели, этапы кадрового планирования

  6. Методы планирования численности персонала

  7. Понятие, цели подбора персонала. Факторы, влияющие на подбор персонала

  8. Методы подбора кадров

  9. Понятие отбора кадров, его цель, этапы

  10. Процесс отбора кадров

  11. Оценка результативности труда и их характеристика

  12. Методы оценки результативности труда

  13. Понятие адаптации, тренинга и ее цели

  14. Анализ качества выполнения работ и потребности в обучении

  15. Сущность процесса обучения

  16. Методы обучения персонала

  17. Понятие карьеры работника. Основные этапы карьеры

  18. Зарубежный опыт в области планирования карьеры

  19. Стратегия управления резервом на выдвижение

  20. Методы формирования резерва на выдвижение

  21. Необходимость стимулирования персонала

  22. Процедуры стимулирования

  23. Маркетинг персонала – понятие, сущность

  24. Методы маркетинга в управлении персоналом

  25. Понятие качества жизни

  26. Расписание работы как фактор качества жизни

  27. Формирование стабильного трудового коллектива как фактор достижения целей организации

  28. Причины текучести кадров и пути их устранения

  29. Специфика американских и японских методов управления

  30. Опыт подготовки специалистов в США и Японии



страница 1

Смотрите также: