Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основании содержания ти­повой учебной программы для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 14 апреля 2008г. Реги­страционный №ТД-СГ.014/тип. А также с учетом требований образова­тельного стандарта по циклу социально-гуманитарных дисциплин. Отли­чительной особенностью, которых является обновленное содержание дис­циплины, использование компетентностного подхода, значительное уси­ление роли физической культуры в развитии человека и подготовке спе­циалиста, использование теоретико-методологических основ физической культуры, обобщение и дифференцирование практических умений и на­выков для сохранения и укрепления здоровья, развития профессионально-личностных качеств выпускника.

Целью учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе является формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечи­вающих целевое использование соответствующих средств физической культуры и спорта для сохранения, укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности.

Требования к компетентности:

знать:


  • критерии оценки состояния здоровья;

  • общие закономерности влияния физических нагрузок на орга­низм человека в целом, отдельные органы и системы органов;

  • механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам, компенсаторные приспособительные реакции организма;

  • основные средства физической реабилитации;

  • основные методики самостоятельных занятий физическими уп­ражнениями с учетом показаний и противопоказаний, соответствующих имеющемуся заболеванию;

  • основы организации соревнований по массовым видам спорта и их судейства;

уметь:

  • применять здоровьесберегающие технологии в личной жизни;

  • использовать средства физического воспитания для профилак­тики заболеваний и укрепления здоровья;

  • оценить уровень физического развития, физической и функ­циональной подготовленности, физического здоровья;

  • выполнить комплекс физических упражнений профессиональ­но-прикладной направленности;

  • организовать физкультурно-оздоровительное мероприятие по мусту практики или работы;

• оказывать содействие в организации и судействе соревнований.
Для реализации обозначенной выше цели предполагается в настоя­
щей типовой учебной программе решение следующих задач:

  • понимание и принятие студентом социальной роли и ценностей физической культуры в профессионально-личностном формировании бу­дущего специалиста;

  • овладение знаниями научно-биологических, методических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физи­ческой культуре, потребности в регулярных занятиях физическими уп­ражнениями и видами спорта;

  • использование средств физической культуры 'и спорта для профилактики заболеваний, психического благополучия, развития и со­вершенствования качеств и свойств личности;

  • овладение опытом активной физкультурно-спортивной дея­тельности по освоению ценностей физической культуры.

Программа определяет совместное сотрудничество преподавателя и студента в процессе физического воспитания на всем протяжении в кон­тексте требований к уровню освоения дисциплины и формированию фи­зической культуры личности будущего специалиста.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Основными средствами физической подготовки являются физиче­ские упражнения. Они выполняются при обязательном соблюдении ги­гиенических условий и активном использовании оздоровительных сил природы.

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Основными формами физического воспитания являются:


  • учебные занятия;

  • физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, спартакиады, спортивные праздники, соревнования по видам спорта, тур­походы, конкурсы;

  • физические упражнения в режиме рабочего дня студентов;

  • самостоятельное использование студентами средств физической культуры, спорта и туризма, закаливающих организм процедур.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Целью физического воспитания в вузе является содействие гармо­ничному развитию, физически подготовленных к будущей профессио­нальной деятельности членов общества. В процессе физического воспита­ния предусматривается решение следующих задач:



  1. Совершенствование и укрепление здоровья студентов на про­тяжении всего периода обучения;

  1. Повышение уровня развития физических качеств студентов;

  1. Приобретение теоретических знаний, практических умений и навыков в области физической культуры;

  2. Формирование потребности в необходимости регулярного фи­зического самосовершенствования, организации здорового образа жизни;

  3. Освоение основ профессионально-прикладной физической культуры.

ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

  1. Посетить не менее 50% учебных занятий.

  2. Овладеть знаниями теоретического раздела программы.

  3. Освоить технику изучаемых физических упражнений и методические навыки по использованию средств физического воспитания.

  4. Выполнить практические нормативы по итогам пройденного мате­риала.

  5. Выполнить на положительную оценку контрольные нормативы по общей физической подготовке.

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗПНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Специальное учебное отделение формируется из числа студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, имеющих патологические отклонения в состоянии здоровья, либо прохо­дящих реабилитацию после перенесенных заболеваний. Комплектование учебных групп специального отделения осуществляется с учетом пола, характера заболеваний студентов, уровня их физического и функциональ­ного состояния. Группы комплектуются по следующим нозологическим нормам (группам заболеваний):

• группа А - студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушениями функций нервной и эндокринной сис­тем, ЛОР-органов, органов зрения;

Показания для занимающихся данной группы - ходьба, бег, ОРУ и дыхательные упражнения, которые выполняются в медленном и среднем

(умеренном) темпе; ходьба с рассматриванием близких и удаленных предметов, непродолжительный бег в медленном темпе («мягкий»), ОРУ в сочетании с упражнениями на расслабление, специальные комплексы уп­ражнений для глаз и др.



Противопоказания: статические напряжения, выполнение физиче­ских упражнений в быстром темпе (особенно в начале занятий), что при­водит к резкому увеличению частоты дыхания, пульса, артериального давления и другим негативным изменениям в организме; прыжковые уп­ражнения, кувырки, стойки вниз головой, резкие наклоны вперёд, стати­ческие и динамические напряжения с длительной задержкой дыхания.

• группа Б - студенты с заболеваниями органов брюшной полос­-


ти (дискенезия желчевыводящих путей, хронический холецистит, хрони­-
ческий гастрит, язвенная болезнь в стадии ремиссии, колит и др.) наруше­-
ниями жирового, водно-солевого обменов и заболеваниями почек;

Показания: физические упражнения циклического характера, выпол­няемые в среднем темпе - ходьба, бег, плавание, ОРУ (особенно в и.п. ле­жа на спине и в упоре стоя на коленях) в сочетании с дыхательными уп­ражнениями.

Противопоказания: прыжки, упражнения, связанные со статическим напряжением, упражнения в положении лёжа на животе.

• группа В - студенты, имеющие нарушения опорно-


двигательного аппарата и снижение двигательной функции.

Показания: плавание, ходьба. Ходьбой могут заниматься все, однако объем и интенсивность нагрузки строго дозируется для занимающихся в индивидуальной зависимости. Выполнение ОРУ полезно всем при усло­вии правильного выбора и.п., траектории (амплитуды), скорости, длитель­ности и темпа движений

Противопоказания: запрещения или ограничения в выборе упражне­ний или и.п. зависят от места локализации и степени повреждения частей тела. Например, при повреждении коленных суставов нельзя принимать стойку на коленях и выполнять упражнения из этой стойки, но можно при повреждении голеностопных суставов.

В отдельных случаях возможно комплектование учебных групп по уровню функциональной подготовленности студентов. Учебный процесс в специальном учебном отделении направлен на:



  • избирательность средств (подбор и дозирование упражнений) с уче­том показаний и противопоказаний при заболеваниях студентов;

  • формирование у студентов волевых компонентов, интереса, актив­ности и объективной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;

- принятие и усвоение студентами знаний по методике использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, по контролю физического и функционального состояния организма;

Укрепление здоровья, коррекцию телосложения и осанки, повышение функциональных возможностей, устойчивости организма к неблагоприят­ным воздействиям окружающей среды.



Методические рекомендации

Общие правила, требования, методические рекомендации, соблюде­ние которых обязательно для занимающихся всех групп независимо от за­болеваний. Основными из них являются:



  • все упражнения выполняются только по самочувствию;

  • дыхание (вдох и выдох) при выполнении физических упражнений осуществляется через нос или вдох через нос, выдох через рот;

  • занятия физическими упражнениями наиболее эффективны тогда, когда проводятся на воздухе (при благоприятных климатических услови­ях), в лесу или парковой зоне, вдали от транспортных магистралей;

  • в острый период или при хронических заболеваниях в период обост­рения болезни занятия физическими упражнениями противопоказаны;

  • все физические упражнения могут выполняться не ранее чем через 1,5-2,0 часа после употребления пищи.

1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

III семестр

I сем.


II сем.

1.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

1.1 Ходьба и её разновидности.

1.2 Бег и его разновидности.

1.3 Кроссовый бег.

1.4 Прыжки.

1.5 Метания.

1.3. Метания.


20
4

6

8



2

20
4

6

6



2

2


2.

СУРС

2.1 Дозированная ходьба. ОРУ в ходьбе, в положении стоя, лежа и др. и.п.

2.2 Дозированный бег и ОРУ в беге.

2.3 Комплексы упражнений, повышающие уровень общей физической подготовленности.

2.4 Занятия, направленные на увеличение или уменьшение массы тела.



12

2
2


6
2

18

4
4


6
4

3.

ЛЕКЦИИ

3.1 Физическая культура как общественное явление.

3.2 Организация учебного процесса по предмету «Физическая культура» в ВУЗах.

3.3. История физической культуры, спорта и олимпийского движения.

3.4. Основы здорового образа жизни. Здоровье и его компоненты.

3.5. Современные оздоровительные системы и основы контроля физического состояния.




6

2

2


2

4

2
2





ПЛАВАНИЕ

4.1. Подготовительные и подводящие упражнения на суше.

4.2 Совершенствование техники плава­ния различными способами (стилями).

4.3 Поведение на воде в экстремальных ситуациях и при оказании помощи.

4.4. Общая и специальная подготовка
пловцов.


34
4
14

6
10



26
2
10

4
10



ИТОГО

72

68


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


№ раздела

№ темы

Содержание

Кол-во часов

III

IV










сем.

сем.

1.




ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

20

20




1.1.

Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений. Основы техники спортивной ходьбы и бега. Части спортивного бега: старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование. Дыхание при ходьбе и беге. Правила организации и проведение занятий по лёгкой атлетике. Разновидности спортивной ходьбы.

4

4




1.2.

Бег на короткие (30, 60, 100 м) и средние (500-1500 м) дистанции. Бег по прямой. Высокий старт, стартовый раз­бег. Финиширование. Бег в медленном темпе. Бег на отрезках. Челночный бег 4x9 м.

6

6




1.3.

Бег по пересечённой местности (кроссовый бег). Бег в медленном тем­пе. Бег на отрезках в чередовании с ходьбой. Повторный бег на коротких и средних отрезках. Бег от 500 до 1500 м. Тест Купера. 6-минутный бег.

8

6




1.4.

Прыжки в длину с места толчком двух ног. Прыжки в длину с разбега. Фазы прыжка. Тройной прыжок. Осо­бенности техники выполнения. Измере­ние результатов. Специальные прыжко­вые упражнения.

2

2




1.5.

Специальные бросковые упражнения с набивными мячами. Метание малого мяча с места. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Метание малого мяча на дальность в коридор 10 м и по движущей цели.




2

2.




СУРС

20

20




2.1.

Дозированная ходьба. Общеразвивающие упражнения в ходьбе. ОРУ в положении стоя, лежа и др. и.п.

8

6




2.2.

Дозированный бег и беговые упражнениями.

4

4




2.3.

Комплекс упражнений для развития силовых возможностей мышц рук и верхнего плечевого пояса, мышц ног и туловища. ОРУ для развития гибкости.

6

6




2.4.

Занятия, направленные на увеличение или уменьшение массы тела.

2

4

3.




ЛЕКЦИИ

6

4




3.1.

Физическая культура как общественное явление.

2







3.2.

Организация учебного процесса по предмету физическая культура в ВУЗах

2







3.3.

История физической культуры, спорта и олимпийского движения.

2







3.4.

Основы здорового образа жизни. Здоровье и его компоненты




2




3.5.

Современные оздоровительные системы и основы контроля физического состояния.




2

4.




ПЛАВАНИЕ

24

24




4.1.

Упражнения на суше. Выполнение имитационных движений гребка руками способом «кроль на спине», «кроль на груди», «брасс». Согласование этих движений с движениями ног и правильным дыханием.

4

2




4.2.

Формирование навыков поведения на воде. Освоение тренировочных программ в избранном стиле плавания, в оздоровительном и тренировочном режимах. Прыжки в воду с бортика.

12

12




4.3.

Удержание на воде в экстремальных ситуациях, погружение,всплытие, приемы оказания помощи и способы поведения при спасении утопающих..

4

4




4.4.

Общеразвивающие и специальные упражнения пловца.

6!

6

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Зачетные требования по предмету «Физическая культура» для студентов учебных групп основного и подготовительного медицинских отделений

Посетить не менее 50% учебных занятий.

Сдать текущие контрольные нормативы.

Сдать практические нормативы, показав соответствующий результат.

Практические нормативы (основная группа) - 20 баллов





Юноши










Девушки







1

5

4

3

2

1

5

4

3




1. Челночный бег

(4 х 9 м) (сек)



9,0

9,6

10,2

10,5

11

10,2

10,8

11,7

12

12,5

2а. Подтягивание на пе­рекладине (раз)

13

11

8

5

3

-

-

-

-

i

26. Сгибание разгибание туловища за 1 мин. (раз)

-

-

-

-

-

44

39

33

27

22

3. Прыжки в длину с места (см)

240

230

220

205

190

200

190

180

170

160

4. Бег 6 минут (м)

1550

1450

1400

1300

1200

1200

1150

1100

1050

950

5. Наклон вперед (см)

+18

+14

+8

+4

+1

+21

+16

+11

+8

+6

Примечание: мужчинам, собственный вес которых превышает 80 кг, разрешается заменить подтягивание в висе на перекладине подниманием гири весом 16 кг (16 раз).

3.1. Требования, предъявляемые при выполнении практических нормативов


№ п.п.

Содержание норматива

Условия выполнения

Форма контроля (зачета)

1

2

3

4

I.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА







1.

Ходьба и ее разновидности.




Оценка техники




Бег и его разновидности.

Низкий, высокий старты

(зачет)




Бег на короткие дистанции.

30, 60 метров







Кроссовый бег.

500 м девушки,

Оценка резуль-



Прыжки.


Прыжок в длину

1000 юноши.

Бег 6 минут.



тата




С места на двух

ногах.


Тройной прыжок

с разбега.



Оценка техники

(зачет)











Метания.

С разбега (спо

Оценка техники

2.

Метание теннисного мяча

соб по выбору)

(зачет)







С 10 метров в

3 попадания из







цель (1м2)

5 бросков

3.

СУРС

По заданию пре­подавателя

Отчет

4.

ПЛАВАНИЕ

По заданию тре

Оценка техники

и результата

(зачет)








нера-инструктора










4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА











7 семестр
















№ недели

№ раздела

№ занятия

Содержание учебного материала

Кол-во час.

Наглядные пособия и спорт. Ин­вентарь

Управляемая сам. работа

Формы контроля знаний

содер­жание

часы

1

1.1.1.
1.1.1.

1
2

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Классификация и основы техники легкоатлетических упражнений. Зачетные требования и обязанности студентов. Техника спортивной ходьбы, разновидности ходьбы. Дыхание при ходьбе и беге. Специальные легкоатлетические упражнения. Подвижные игры на развитие быстроты, ловкости.

Правила безопасного поведения на занятиях по легкой атлетике на спортплощадке, на стадионе, в парковой зоне. Дозированная ходьба на различных отрезках. Ходьба на подъемах и спусках. Упражнения на развитие силы мышц рук и плечевого пояса.


20

2

2



секундомер

//—



Правила соревнований по легкой атлетике




Собеседование

2

1.1.2.

1.1.2.


3

4


Бег на короткие дистанции (30, 60, 100 м). Ошибки в технике бега. Стартовый разбег, бег по прямой, финиширование. Совершенствование техники бега на короткие дистанции. Бег на 800 м.

Повторный бег на коротких и средних отрезках. Бег в медленном темпе 500 - 1500 м. ОРУ для развития прыгучести и силы мышц туловища. Эстафеты с элементами бега и прыжков.



2

2


секундомер, рулетка, стойки

//—












3

1.1.2.

1.1.3.


5

6


Бег 1200 м. Переменный интервальный бег с волнообразной нагрузкой. Эстафетный бег. Прыжки на двух ногах через набивные мячи. Упражнения на расслабление мышц.

Особенности техники кроссового бега. Бег на отрезках с чередованием с ходьбой. Преодоление уклонов, подъемов, препятствий. Подвижные игры. Эстафеты.



2

2


секундомер, набивные мячи

секундомер, стойки












4

1.1.3.

1.1.3.


7

8


Бег 500 м и 1500 м на результат. Выявление и исправление ошибок. Эстафеты с элементами бега и прыжков. Упражнения для развития гибкости и растягивания мышц.

Аэробный бег (800 м) в среднем темпе при ЧСС до 160-170 уд/мин. Бег в гору на коротких отрезках (20-30 м). Тест Купера (6-минутный бег). Подвижные игры.



2

2


//.—

секундомер, рулетка













страница 1 страница 2

Смотрите также: