страница 1 страница 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основании содержания типовой учебной программы для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 14 апреля 2008г. Регистрационный №ТД-СГ.014/тип. А также с учетом требований образовательного стандарта по циклу социально-гуманитарных дисциплин. Отличительной особенностью, которых является обновленное содержание дисциплины, использование компетентностного подхода, значительное усиление роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста, использование теоретико-методологических основ физической культуры, обобщение и дифференцирование практических умений и навыков для сохранения и укрепления здоровья, развития профессионально-личностных качеств выпускника.
Целью учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе является формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих целевое использование соответствующих средств физической культуры и спорта для сохранения, укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности.
Требования к компетентности:
знать:
-
критерии оценки состояния здоровья;
-
общие закономерности влияния физических нагрузок на организм человека в целом, отдельные органы и системы органов;
-
механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам, компенсаторные приспособительные реакции организма;
-
основные средства физической реабилитации;
-
основные методики самостоятельных занятий физическими упражнениями с учетом показаний и противопоказаний, соответствующих имеющемуся заболеванию;
-
основы организации соревнований по массовым видам спорта и их судейства;
уметь:
-
применять здоровьесберегающие технологии в личной жизни;
-
использовать средства физического воспитания для профилактики заболеваний и укрепления здоровья;
-
оценить уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности, физического здоровья;
-
выполнить комплекс физических упражнений профессионально-прикладной направленности;
-
организовать физкультурно-оздоровительное мероприятие по мусту практики или работы;
• оказывать содействие в организации и судействе соревнований.
Для реализации обозначенной выше цели предполагается в настоя
щей типовой учебной программе решение следующих задач:
-
понимание и принятие студентом социальной роли и ценностей физической культуры в профессионально-личностном формировании будущего специалиста;
-
овладение знаниями научно-биологических, методических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
-
формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и видами спорта;
-
использование средств физической культуры 'и спорта для профилактики заболеваний, психического благополучия, развития и совершенствования качеств и свойств личности;
-
овладение опытом активной физкультурно-спортивной деятельности по освоению ценностей физической культуры.
Программа определяет совместное сотрудничество преподавателя и студента в процессе физического воспитания на всем протяжении в контексте требований к уровню освоения дисциплины и формированию физической культуры личности будущего специалиста.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Основными средствами физической подготовки являются физические упражнения. Они выполняются при обязательном соблюдении гигиенических условий и активном использовании оздоровительных сил природы.
ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Основными формами физического воспитания являются:
-
учебные занятия;
-
физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, спартакиады, спортивные праздники, соревнования по видам спорта, турпоходы, конкурсы;
-
физические упражнения в режиме рабочего дня студентов;
-
самостоятельное использование студентами средств физической культуры, спорта и туризма, закаливающих организм процедур.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Целью физического воспитания в вузе является содействие гармоничному развитию, физически подготовленных к будущей профессиональной деятельности членов общества. В процессе физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
-
Совершенствование и укрепление здоровья студентов на протяжении всего периода обучения;
-
Повышение уровня развития физических качеств студентов;
-
Приобретение теоретических знаний, практических умений и навыков в области физической культуры;
-
Формирование потребности в необходимости регулярного физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни;
-
Освоение основ профессионально-прикладной физической культуры.
ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
-
Посетить не менее 50% учебных занятий.
-
Овладеть знаниями теоретического раздела программы.
-
Освоить технику изучаемых физических упражнений и методические навыки по использованию средств физического воспитания.
-
Выполнить практические нормативы по итогам пройденного материала.
-
Выполнить на положительную оценку контрольные нормативы по общей физической подготовке.
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗПНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Специальное учебное отделение формируется из числа студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, имеющих патологические отклонения в состоянии здоровья, либо проходящих реабилитацию после перенесенных заболеваний. Комплектование учебных групп специального отделения осуществляется с учетом пола, характера заболеваний студентов, уровня их физического и функционального состояния. Группы комплектуются по следующим нозологическим нормам (группам заболеваний):
• группа А - студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушениями функций нервной и эндокринной систем, ЛОР-органов, органов зрения;
Показания для занимающихся данной группы - ходьба, бег, ОРУ и дыхательные упражнения, которые выполняются в медленном и среднем
(умеренном) темпе; ходьба с рассматриванием близких и удаленных предметов, непродолжительный бег в медленном темпе («мягкий»), ОРУ в сочетании с упражнениями на расслабление, специальные комплексы упражнений для глаз и др.
Противопоказания: статические напряжения, выполнение физических упражнений в быстром темпе (особенно в начале занятий), что приводит к резкому увеличению частоты дыхания, пульса, артериального давления и другим негативным изменениям в организме; прыжковые упражнения, кувырки, стойки вниз головой, резкие наклоны вперёд, статические и динамические напряжения с длительной задержкой дыхания.
• группа Б - студенты с заболеваниями органов брюшной полос-
ти (дискенезия желчевыводящих путей, хронический холецистит, хрони-
ческий гастрит, язвенная болезнь в стадии ремиссии, колит и др.) наруше-
ниями жирового, водно-солевого обменов и заболеваниями почек;
Показания: физические упражнения циклического характера, выполняемые в среднем темпе - ходьба, бег, плавание, ОРУ (особенно в и.п. лежа на спине и в упоре стоя на коленях) в сочетании с дыхательными упражнениями.
Противопоказания: прыжки, упражнения, связанные со статическим напряжением, упражнения в положении лёжа на животе.
• группа В - студенты, имеющие нарушения опорно-
двигательного аппарата и снижение двигательной функции.
Показания: плавание, ходьба. Ходьбой могут заниматься все, однако объем и интенсивность нагрузки строго дозируется для занимающихся в индивидуальной зависимости. Выполнение ОРУ полезно всем при условии правильного выбора и.п., траектории (амплитуды), скорости, длительности и темпа движений
Противопоказания: запрещения или ограничения в выборе упражнений или и.п. зависят от места локализации и степени повреждения частей тела. Например, при повреждении коленных суставов нельзя принимать стойку на коленях и выполнять упражнения из этой стойки, но можно при повреждении голеностопных суставов.
В отдельных случаях возможно комплектование учебных групп по уровню функциональной подготовленности студентов. Учебный процесс в специальном учебном отделении направлен на:
-
избирательность средств (подбор и дозирование упражнений) с учетом показаний и противопоказаний при заболеваниях студентов;
-
формирование у студентов волевых компонентов, интереса, активности и объективной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
- принятие и усвоение студентами знаний по методике использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, по контролю физического и функционального состояния организма;
Укрепление здоровья, коррекцию телосложения и осанки, повышение функциональных возможностей, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Методические рекомендации
Общие правила, требования, методические рекомендации, соблюдение которых обязательно для занимающихся всех групп независимо от заболеваний. Основными из них являются:
-
все упражнения выполняются только по самочувствию;
-
дыхание (вдох и выдох) при выполнении физических упражнений осуществляется через нос или вдох через нос, выдох через рот;
-
занятия физическими упражнениями наиболее эффективны тогда, когда проводятся на воздухе (при благоприятных климатических условиях), в лесу или парковой зоне, вдали от транспортных магистралей;
-
в острый период или при хронических заболеваниях в период обострения болезни занятия физическими упражнениями противопоказаны;
-
все физические упражнения могут выполняться не ранее чем через 1,5-2,0 часа после употребления пищи.
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Кол-во часов
|
III семестр
I сем.
|
II сем.
|
1.
|
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
1.1 Ходьба и её разновидности.
1.2 Бег и его разновидности.
1.3 Кроссовый бег.
1.4 Прыжки.
1.5 Метания.
1.3. Метания.
|
20
4
6
8
2
|
20
4
6
6
2
2
|
2.
|
СУРС
2.1 Дозированная ходьба. ОРУ в ходьбе, в положении стоя, лежа и др. и.п.
2.2 Дозированный бег и ОРУ в беге.
2.3 Комплексы упражнений, повышающие уровень общей физической подготовленности.
2.4 Занятия, направленные на увеличение или уменьшение массы тела.
|
12
2
2
6
2
|
18
4
4
6
4
|
3.
|
ЛЕКЦИИ
3.1 Физическая культура как общественное явление.
3.2 Организация учебного процесса по предмету «Физическая культура» в ВУЗах.
3.3. История физической культуры, спорта и олимпийского движения.
3.4. Основы здорового образа жизни. Здоровье и его компоненты.
3.5. Современные оздоровительные системы и основы контроля физического состояния.
|
6
2
2
2
|
4
2
2
|
|
ПЛАВАНИЕ
4.1. Подготовительные и подводящие упражнения на суше.
4.2 Совершенствование техники плавания различными способами (стилями).
4.3 Поведение на воде в экстремальных ситуациях и при оказании помощи.
4.4. Общая и специальная подготовка
пловцов.
|
34
4
14
6
10
|
26
2
10
4
10
|
ИТОГО
|
72
|
68
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ раздела
|
№ темы
|
Содержание
|
Кол-во часов
|
III
|
IV
|
|
|
|
сем.
|
сем.
|
1.
|
|
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
|
20
|
20
|
|
1.1.
|
Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений. Основы техники спортивной ходьбы и бега. Части спортивного бега: старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование. Дыхание при ходьбе и беге. Правила организации и проведение занятий по лёгкой атлетике. Разновидности спортивной ходьбы.
|
4
|
4
|
|
1.2.
|
Бег на короткие (30, 60, 100 м) и средние (500-1500 м) дистанции. Бег по прямой. Высокий старт, стартовый разбег. Финиширование. Бег в медленном темпе. Бег на отрезках. Челночный бег 4x9 м.
|
6
|
6
|
|
1.3.
|
Бег по пересечённой местности (кроссовый бег). Бег в медленном темпе. Бег на отрезках в чередовании с ходьбой. Повторный бег на коротких и средних отрезках. Бег от 500 до 1500 м. Тест Купера. 6-минутный бег.
|
8
|
6
|
|
1.4.
|
Прыжки в длину с места толчком двух ног. Прыжки в длину с разбега. Фазы прыжка. Тройной прыжок. Особенности техники выполнения. Измерение результатов. Специальные прыжковые упражнения.
|
2
|
2
|
|
1.5.
|
Специальные бросковые упражнения с набивными мячами. Метание малого мяча с места. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Метание малого мяча на дальность в коридор 10 м и по движущей цели.
|
|
2
|
2.
|
|
СУРС
|
20
|
20
|
|
2.1.
|
Дозированная ходьба. Общеразвивающие упражнения в ходьбе. ОРУ в положении стоя, лежа и др. и.п.
|
8
|
6
|
|
2.2.
|
Дозированный бег и беговые упражнениями.
|
4
|
4
|
|
2.3.
|
Комплекс упражнений для развития силовых возможностей мышц рук и верхнего плечевого пояса, мышц ног и туловища. ОРУ для развития гибкости.
|
6
|
6
|
|
2.4.
|
Занятия, направленные на увеличение или уменьшение массы тела.
|
2
|
4
|
3.
|
|
ЛЕКЦИИ
|
6
|
4
|
|
3.1.
|
Физическая культура как общественное явление.
|
2
|
|
|
3.2.
|
Организация учебного процесса по предмету физическая культура в ВУЗах
|
2
|
|
|
3.3.
|
История физической культуры, спорта и олимпийского движения.
|
2
|
|
|
3.4.
|
Основы здорового образа жизни. Здоровье и его компоненты
|
|
2
|
|
3.5.
|
Современные оздоровительные системы и основы контроля физического состояния.
|
|
2
|
4.
|
|
ПЛАВАНИЕ
|
24
|
24
|
|
4.1.
|
Упражнения на суше. Выполнение имитационных движений гребка руками способом «кроль на спине», «кроль на груди», «брасс». Согласование этих движений с движениями ног и правильным дыханием.
|
4
|
2
|
|
4.2.
|
Формирование навыков поведения на воде. Освоение тренировочных программ в избранном стиле плавания, в оздоровительном и тренировочном режимах. Прыжки в воду с бортика.
|
12
|
12
|
|
4.3.
|
Удержание на воде в экстремальных ситуациях, погружение,всплытие, приемы оказания помощи и способы поведения при спасении утопающих..
|
4
|
4
|
|
4.4.
|
Общеразвивающие и специальные упражнения пловца.
|
6!
|
6
|
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Зачетные требования по предмету «Физическая культура» для студентов учебных групп основного и подготовительного медицинских отделений
Посетить не менее 50% учебных занятий.
Сдать текущие контрольные нормативы.
Сдать практические нормативы, показав соответствующий результат.
Практические нормативы (основная группа) - 20 баллов
|
Юноши
|
|
|
|
Девушки
|
|
|
1
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
5
|
4
|
3
|
|
1. Челночный бег
(4 х 9 м) (сек)
|
9,0
|
9,6
|
10,2
|
10,5
|
11
|
10,2
|
10,8
|
11,7
|
12
|
12,5
|
2а. Подтягивание на перекладине (раз)
|
13
|
11
|
8
|
5
|
3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
i
|
26. Сгибание разгибание туловища за 1 мин. (раз)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
44
|
39
|
33
|
27
|
22
|
3. Прыжки в длину с места (см)
|
240
|
230
|
220
|
205
|
190
|
200
|
190
|
180
|
170
|
160
|
4. Бег 6 минут (м)
|
1550
|
1450
|
1400
|
1300
|
1200
|
1200
|
1150
|
1100
|
1050
|
950
|
5. Наклон вперед (см)
|
+18
|
+14
|
+8
|
+4
|
+1
|
+21
|
+16
|
+11
|
+8
|
+6
|
Примечание: мужчинам, собственный вес которых превышает 80 кг, разрешается заменить подтягивание в висе на перекладине подниманием гири весом 16 кг (16 раз).
3.1. Требования, предъявляемые при выполнении практических нормативов
№ п.п.
|
Содержание норматива
|
Условия выполнения
|
Форма контроля (зачета)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I.
|
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
|
|
|
1.
|
Ходьба и ее разновидности.
|
|
Оценка техники
|
|
Бег и его разновидности.
|
Низкий, высокий старты
|
(зачет)
|
|
Бег на короткие дистанции.
|
30, 60 метров
|
|
|
Кроссовый бег.
|
500 м девушки,
|
Оценка резуль-
|
|
Прыжки.
Прыжок в длину
|
1000 юноши.
Бег 6 минут.
|
тата
|
|
С места на двух
ногах.
Тройной прыжок
с разбега.
|
Оценка техники
(зачет)
|
|
|
|
Метания.
|
С разбега (спо
|
Оценка техники
|
2.
|
Метание теннисного мяча
|
соб по выбору)
|
(зачет)
|
|
|
С 10 метров в
|
3 попадания из
|
|
|
цель (1м2)
|
5 бросков
|
3.
|
СУРС
|
По заданию преподавателя
|
Отчет
|
4.
|
ПЛАВАНИЕ
|
По заданию тре
|
Оценка техники
и результата
(зачет)
|
|
|
нера-инструктора
|
|
|
|
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
|
|
|
7 семестр
|
|
|
|
|
|
№ недели
|
№ раздела
|
№ занятия
|
Содержание учебного материала
|
Кол-во час.
|
Наглядные пособия и спорт. Инвентарь
|
Управляемая сам. работа
|
Формы контроля знаний
|
содержание
|
часы
|
1
|
1.1.1.
1.1.1.
|
1
2
|
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Классификация и основы техники легкоатлетических упражнений. Зачетные требования и обязанности студентов. Техника спортивной ходьбы, разновидности ходьбы. Дыхание при ходьбе и беге. Специальные легкоатлетические упражнения. Подвижные игры на развитие быстроты, ловкости.
Правила безопасного поведения на занятиях по легкой атлетике на спортплощадке, на стадионе, в парковой зоне. Дозированная ходьба на различных отрезках. Ходьба на подъемах и спусках. Упражнения на развитие силы мышц рук и плечевого пояса.
|
20
2
2
|
секундомер
—//—
|
Правила соревнований по легкой атлетике
|
|
Собеседование
|
2
|
1.1.2.
1.1.2.
|
3
4
|
Бег на короткие дистанции (30, 60, 100 м). Ошибки в технике бега. Стартовый разбег, бег по прямой, финиширование. Совершенствование техники бега на короткие дистанции. Бег на 800 м.
Повторный бег на коротких и средних отрезках. Бег в медленном темпе 500 - 1500 м. ОРУ для развития прыгучести и силы мышц туловища. Эстафеты с элементами бега и прыжков.
|
2
2
|
секундомер, рулетка, стойки
—//—
|
|
|
|
3
|
1.1.2.
1.1.3.
|
5
6
|
Бег 1200 м. Переменный интервальный бег с волнообразной нагрузкой. Эстафетный бег. Прыжки на двух ногах через набивные мячи. Упражнения на расслабление мышц.
Особенности техники кроссового бега. Бег на отрезках с чередованием с ходьбой. Преодоление уклонов, подъемов, препятствий. Подвижные игры. Эстафеты.
|
2
2
|
секундомер, набивные мячи
секундомер, стойки
|
|
|
|
4
|
1.1.3.
1.1.3.
|
7
8
|
Бег 500 м и 1500 м на результат. Выявление и исправление ошибок. Эстафеты с элементами бега и прыжков. Упражнения для развития гибкости и растягивания мышц.
Аэробный бег (800 м) в среднем темпе при ЧСС до 160-170 уд/мин. Бег в гору на коротких отрезках (20-30 м). Тест Купера (6-минутный бег). Подвижные игры.
|
2
2
|
//.—
секундомер, рулетка
|
|
|
|
страница 1 страница 2
|