страница 1
Утверждены
приказом Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан
от «__» декабря 2008 года №___
Правила составления Единой бюджетной классификации
Республики Казахстан
1. Настоящие Правила составления Единой бюджетной классификации Республики Казахстан (далее - Правила) определяют структуру и порядок составления Единой бюджетной классификации Республики Казахстан.
Раздел 1. Общие положения
Глава 1. Структура Единой бюджетной классификации
Республики Казахстан
2. Единая бюджетная классификация Республики Казахстан (далее - Бюджетная классификация) является группировкой поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
3. Бюджетная классификация составляется на основе законодательных актов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов.
4. Бюджетная классификация включает в себя:
классификацию поступлений бюджета;
функциональную классификацию расходов бюджета;
экономическую классификацию расходов бюджета.
5. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
классификационный код - цифровой знак (группировочный код), закрепляемый индивидуально по каждому виду поступления, каждым видам расходов бюджета и администраторам бюджетных программ, по их определенным характеристикам, по уровням классификации поступлений, функциональной и экономической классификации расходов;
дата окончания действия - дата, с момента наступления которой прекращаются зачисление поступлений или финансирование расходов по соответствующему классификационному коду.
Глава 2. Классификация поступлений бюджета
6. Классификацией поступлений бюджета является группировка поступлений бюджетов всех уровней по определенным характеристикам, основанная на указанных в пункте 3 настоящих Правил нормативных правовых актах Республики Казахстан, устанавливающих налоги, платежи и другие поступления в бюджет.
7. Группировка классификации поступлений бюджета состоит из:
категорий, которые представляют собой группировку поступлений по экономическим признакам. Классификационный код состоит из 1 знака;
классов, которые группируют поступления по их источникам и видам. Классификационный код состоит из 2 знаков;
подклассов, которые группируют поступления более детально по их источникам и видам. Классификационный код состоит из 1 знака;
специфик, которые определяют вид платежа или поступления в бюджет. Классификационный код состоит из 2 знаков.
8. Каждый вид поступлений имеет шестизначный код, который формируется из кодов всех уровней классификации поступлений.
9. Не допускается установление одинаковых шестизначных кодов для различных видов поступлений.
10. Классификация поступлений бюджета включает в себя следующие основные категории:
1 - налоговые поступления;
2 - неналоговые поступления;
3 - поступления от продажи основного капитала;
4 - поступления трансфертов;
5 - погашение бюджетных кредитов;
6 - поступления от продажи финансовых активов государства;
7 - поступление займов;
8 – используемые остатки бюджетных средств.
11. Классификация поступлений бюджета составляется по структуре согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Глава 3. Функциональная классификация расходов
12. Функциональной классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджетов всех уровней, определяющая направления расходования бюджетных средств по функциональным и ведомственным признакам, отражающим выполнение функций государства, реализацию стратегических и программных документов Республики Казахстан.
13. Группировка функциональной классификации расходов бюджета состоит из следующих уровней: функциональные группы, функциональные подгруппы, администраторы бюджетных программ, бюджетные программы (подпрограммы).
14. Функциональная группа отражает основные направления развития страны, соответствующие стратегическим приоритетам развития страны и показывающие четкую цель каждого из них. Классификационный код состоит из 2 знаков.
15. Расходы бюджета в зависимости от функций, выполняемых органами государственного управления, классифицируются по следующим функциональным группам:
01 - Государственные функции общего характера;
02 – Оборона;
03 - Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность;
04 – Образование;
05 – Здравоохранение;
06 - Социальная помощь и социальное обеспечение;
07 - Жилищно-коммунальное хозяйство;
08 - Культура, спорт, туризм и информационное пространство;
09 - Топливно-энергетический комплекс и недропользование;
10 - Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения;
11 - Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность;
12 - Транспорт и коммуникации;
13 – Прочие;
14 - Обслуживание долга;
15 – Трансферты;
16 - Погашение займов.
16. Функциональная подгруппа (далее - подфункция) конкретизирует группы задач по каждому стратегическому приоритету развития страны внутри функциональной группы. Классификационный код состоит из 1 знака.
17. Администратор бюджетных программ определяются согласно возложенным на них функциям и полномочиям.
Администратор бюджетных программ - государственный орган, ответственный за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ.
18. Каждому администратору бюджетных программ присваивается свой индивидуальный классификационный код, который состоит из 3 знаков.
19. Администраторы местных бюджетных программ определяются исходя из типовой структуры местного государственного управления, утверждаемой Правительством Республики Казахстан.
20. Бюджетная программа определяет направление расходов бюджета, взаимоувязанное со стратегическими направлениями, целями, задачами, показателями результата, определенными в стратегическом плане государственного органа, имеющее показатели результата и объемы финансирования расходов бюджета. Классификационный код состоит из 3 знаков.
21. Одноименные бюджетные программы, в том числе используемые при исполнении распределяемых бюджетных программ и закрепленные за несколькими администраторами бюджетных программ, имеют один и тот же код и классифицируются по кодам от 100 по 199.
22. Присвоение кодов в функциональной классификации расходов осуществляется таким образом, чтобы двенадцатизначный код, формируемый из кодов функциональной группы, функциональной подгруппы, администратора бюджетных программ, бюджетной программы и подпрограммы, был единственным во всей функциональной классификации расходов.
23. Бюджетная программа может подразделяться на подпрограммы, конкретизирующие направления расходования бюджетных средств, при условии, что для бюджетных подпрограмм применимы те же показатели результата, что и для бюджетных программ.
Бюджетная подпрограмма раскрывает конкретные направления расходов бюджета в рамках бюджетной программы.
Бюджетные подпрограммы имеют классификационный код от 001 до 999. Одноименные бюджетные подпрограммы, закрепленные за несколькими администраторами, классифицируются по кодам от 001 по 099.
24. Если программа не подразделяется на подпрограммы, вместо них указывается классификационный код 000.
25. Бюджетные программы могут быть разделены в зависимости от содержания, от уровня государственного управления, от способа реализации, на текущие бюджетные программы и бюджетные программы развития с присвоением соответствующего признака (кода) в составе единой бюджетной классификации.
1) В зависимости от содержания бюджетные программы разделяются на программы, направленные на:
осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг;
предоставление трансфертов и бюджетных субсидий;
предоставление бюджетных кредитов;
осуществление бюджетных инвестиций;
осуществление капитальных расходов;
выполнение обязательств государства.
2) В зависимости от уровня государственного управления бюджетные программы подразделяются на:
республиканские, утверждаемые в составе республиканского бюджета;
областные, города республиканского значения, столицы, утверждаемые в составе областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы;
районные (городские), утверждаемые в составе бюджета района (города областного значения);
бюджетные программы района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, утверждаемые в составе бюджетов города республиканского значения, столицы, бюджета района (города областного значения).
Областные, города республиканского значения, столицы, районные (городские) бюджетные программы, а также бюджетные программы района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа являются местными бюджетными программами.
3) В зависимости от способа реализации бюджетные программы подразделяются на:
индивидуальные бюджетные программы, реализуемые одним администратором;
распределяемые бюджетные программы, утверждаемые в бюджете в составе бюджетных программ определенного администратора бюджетных программ, и подлежащие распределению в течение текущего финансового года между различными администраторами бюджетных программ.
Распределение таких бюджетных программ осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
4) Бюджетные программы подразделяются на текущие бюджетные программы и бюджетные программы развития с присвоением соответствующего признака (кода) в составе единой бюджетной классификации.
К бюджетным программам развития относятся расходы бюджета, направленные на осуществление бюджетных инвестиций. Остальные расходы бюджета относятся к текущим бюджетным программам.
26. Функциональная классификация расходов бюджета составляется по структуре согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
27. На основе функциональной классификации расходов бюджета может формироваться ведомственная классификация расходов бюджета, составляемая посредством группировки администраторов бюджетных программ и бюджетных программ (подпрограмм).
Глава 4. Экономическая классификация расходов бюджета
28. Экономической классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государственными учреждениями для реализации бюджетных программ.
29. Группировка экономической классификации расходов бюджета состоит из:
категорий, которые группируют расходы по экономическим признакам. Классификационный код состоит из 1 знака;
классов, которые группируют расходы по основным видам операций, проводимых государственными учреждениями. Классификационный код состоит из 1 знака;
подклассов, которые более детально группируют расходы по основным видам операций, проводимых государственными учреждениями. Классификационный код состоит из 3 знаков;
специфик, которые определяют вид операции, проводимой государственным учреждением для реализации бюджетной программы. Классификационный код состоит из 3 знаков.
30. Классификационные коды специфик могут использоваться отдельно от классификационных кодов вышестоящих уровней экономической классификации расходов и не должны повторяться в разных категориях, классах, подклассах.
31. Экономическая классификация состоит из категорий:
текущие затраты - затраты, связанные с осуществлением государственными учреждениями своих функций;
капитальные затраты - затраты, связанные с созданием, восстановлением или приобретением основного капитала;
бюджетные кредиты - деньги, выделяемые из бюджета на возвратной, срочной и платной основе;
приобретение финансовых активов - расходы, связанные с операциями по приобретению в государственную собственность долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций;
погашение займов - расходы на погашение основного долга по займам.
32. Экономическая классификация расходов бюджета составляется по структуре согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
33. На основе экономической классификации расходов бюджета центральным уполномоченным органом по государственному планированию составляется и утверждается структура специфики экономической классификации расходов бюджета, в которой отражаются определение специфик и перечень затрат по спецификам согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
Раздел 2. Порядок составления, утверждения Бюджетной
классификации и внесения в нее изменений и дополнений
Глава 5. Порядок составления, утверждения Бюджетной
классификации и внесения в нее изменений и дополнений
34. Соответствующие нормативно-обоснованные предложения органов государственного управления по внесению изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию вносятся в центральный уполномоченный орган по государственному планированию в процессе планирования бюджета, а также в ходе исполнения бюджета в случае принятия нормативного правового акта, предполагающего внесение изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию.
35. Предложения о внесении изменений и (или) дополнений в проект Бюджетной классификации, необходимых для планирования проекта бюджета на предстоящий финансовый год, вносятся до 15 апреля текущего года.
36. Проект Бюджетной классификации на предстоящий финансовый год до 15 мая текущего года направляется центральным уполномоченным органом по государственному планированию центральным и местным исполнительным органам для формирования республиканского и местных бюджетов.
37. При составлении Бюджетной классификации, в случаях исключения из соответствующих уровней бюджета существующих классификационных кодов, указывается дата окончания их действия.
38. Бюджетная классификация утверждается после принятия Закона Республики Казахстан о республиканском бюджете на предстоящий плановый период до 10 декабря года, предшествующего планируемому.
Глава 6. Порядок составления классификации поступлений бюджета
и внесения в нее изменений и дополнений
39. Введение новых видов поступлений, отмена или изменение действующих в Бюджетной классификации производится уполномоченным органом по государственному планированию соответствующим нормативным правовым актам.
При этом, орган, ответственный за разработку нормативного правового акта, вносит в центральный уполномоченный орган по государственному планированию предложение о введении новых видов поступлений бюджета, об отмене или изменении действующих.
40. Соответствующие предложения органов государственного управления о введении новых видов поступлений бюджета, об отмене или изменении действующих рассматриваются центральным уполномоченным органом по государственному планированию на соответствие нормам действующих нормативных правовых актов, а также требованиям, указанным в настоящих Правилах.
Центральный уполномоченный орган по государственному планированию обоснованно отклоняет эти предложения, либо разрабатывает в установленном порядке проект приказа о внесении изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию.
Глава 7. Порядок составления функциональной классификации
расходов бюджета и внесения в нее изменений и дополнений
41. Введение новых администраторов республиканских бюджетных программ, отмена или изменение действующих осуществляются в случае образования, ликвидации, реорганизации, а также при необходимости в случае изменения функций центральных государственных органов.
42. Введение новых администраторов местных бюджетных программ, отмена или изменение действующих осуществляются в случае изменения типовой структуры местного государственного управления.
43. Введение новых бюджетных программ (подпрограмм), отмена или изменение действующих в Бюджетной классификации производятся на основании нормативных правовых актов, регламентирующих соответствующие виды расходов бюджета.
44. Местные исполнительные органы направляют предложения о введении новых местных бюджетных программ (подпрограмм), об отмене или изменении действующих соответствующим центральным отраслевым государственным органам, которые рассматривают данные предложения на предмет соответствия действующим нормативным правовым актам, распределения полномочий между уровнями государственного управления.
В случае несоответствия центральные отраслевые государственные органы формируют обоснованный отказ местным исполнительным органам на внесение изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию.
В случае соответствия центральные отраслевые государственные органы составляют сводный перечень предложений местных исполнительных органов и вместе со своими заключениями направляют в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию.
45. Предложения центральных отраслевых государственных органов о введении новых республиканских и/или местных бюджетных программ (подпрограмм), об отмене или изменении действующих рассматриваются центральным уполномоченным органом по государственному планированию на соответствие их целям и задачам, наличию нормативного правового обоснования, а также требованиям, указанным в настоящих Правилах.
Центральный уполномоченный орган по государственному планированию обоснованно отклоняет эти предложения либо разрабатывает в установленном порядке проект приказа о внесении изменений и/или дополнений в Бюджетную классификацию.
46. В ходе исполнения бюджета текущего финансового года введение новых бюджетных программ (подпрограмм), отмена или изменение действующих возможно только при уточнении или корректировке бюджета.
Глава 8. Порядок составления экономической классификации
расходов бюджета и внесения в нее изменений и дополнений
47. Введение новой специфики экономической классификации расходов, отмена или изменение действующей производится уполномоченным органом по государственному планированию соответствующим нормативным правовым актам с учетом предложений государственных органов.
48. Соответствующие предложения государственных органов о введении новой специфики экономической классификации расходов, отмене или изменении действующей рассматриваются центральным уполномоченным органом по государственному планированию на соответствие нормам действующих нормативных правовых актов, а также требованиям, указанным в настоящих Правилах.
49. На основе экономической классификации расходов бюджета центральным уполномоченным органом по государственному планированию составляется и утверждается структура специфики экономической классификации расходов бюджета.
Глава 9. Порядок разработки бюджетных программ (подпрограмм) и требования к их содержанию
50. Бюджетные программы разрабатываются администратором бюджетных программ и утверждаются в составе стратегического плана государственного органа.
51. Бюджетные программы разрабатываются исходя из принципов необходимости и достаточности для решения сформулированных в стратегическом плане целей и задач.
Бюджетные программы должны быть сгруппированы по однородным по своему содержанию государственным функциям, полномочиям и государственным услугам или направлениям деятельности администратора бюджетных программ.
52. Бюджетная программа для оценки её реализации должна содержать показатели прямого и конечного результатов, а также бюджетная программа может содержать показатели качества и эффективности.
Показатели качества отражают степень соответствия оказываемой государственной услуги ожиданиям ее получателей и стандарту государственной услуги.
Показатели эффективности отражают достижение наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижение прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств.
53. Бюджетная программа может подразделяться на подпрограммы, при условиях указанных в пункте 23 Правил.
54. Наименования бюджетных программ, направленных на осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг, должны отражать содержание осуществляемых государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг или направления деятельности государственного органа.
Стоимость бюджетной программы, направленной на осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг, включает все связанные с ними текущие расходы.
При определении стоимости бюджетной программы, направленной на оказание государственной услуги, используются утвержденные стандарты государственных услуг.
55. К бюджетным программам, направленным на предоставление трансфертов и бюджетных субсидий, относятся:
1) трансферты между уровнями бюджетов;
2) трансферты физическим лицам, кроме денежных выплат работникам государственных учреждений;
3) бюджетные субсидии физическим и юридическим лицам.
Трансферты между уровнями бюджетов подразделяются на трансферты общего характера, целевые текущие трансферты, целевые трансферты на развитие.
Трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия.
Целевыми текущими трансфертами являются трансферты, передаваемые вышестоящими бюджетами в нижестоящие в пределах сумм, утвержденных в республиканском или местных бюджетах для реализации отдельных текущих бюджетных программ, не учитываемых при расчете трансфертов общего характера.
При принятии законодательных актов Республики Казахстан, влекущих увеличение расходов вышестоящего бюджета в связи с передачей функций государственных органов из нижестоящего уровня государственного управления в вышестоящий в период действия трехлетних объемов трансфертов общего характера, потери вышестоящих бюджетов компенсируются за счет целевых текущих трансфертов из нижестоящего бюджета в вышестоящий.
Целевыми трансфертами на развитие являются трансферты, передаваемые вышестоящими бюджетами в нижестоящие в пределах сумм, утвержденных в республиканском или местных бюджетах, для:
1) реализации местных бюджетных инвестиционных проектов, предлагаемых местными исполнительными органами, на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан;
2) выполнения нижестоящими государственными органами мероприятий для реализации стратегических и программных документов Республики Казахстан, относящихся к компетенции вышестоящих государственных органов, направленных на получение экономических выгод или достижение социально-экономического эффекта.
При реализации местных бюджетных инвестиционных проектов за счет целевых трансфертов на развитие из вышестоящего бюджета и их софинансировании из местного бюджета бюджетная программа, по которой осуществляется реализация местных бюджетных инвестиционных проектов, подразделяется на подпрограммы, конкретизирующие источники финансирования.
Наименования бюджетных программ, направленных на предоставление трансфертов и бюджетных субсидий, должны отражать направления расходов, осуществляемых посредством трансфертов или субсидий.
56. К бюджетным программам, направленным на предоставление бюджетных кредитов, относятся:
1) реализация бюджетных инвестиционных проектов;
2) осуществление внешнеэкономической деятельности государства;
3) реализация государственной инвестиционной политики финансовыми агентствами;
4) покрытие дефицита наличности нижестоящих бюджетов.
Наименования бюджетных программ, направленных на предоставление бюджетных кредитов, должны отражать направления расходования бюджетных кредитов.
57. К бюджетным программам, направленным на осуществление бюджетных инвестиций, относятся:
реализация бюджетных инвестиционных проектов;
реализация концессионных проектов на условиях софинансирования из бюджета;
формирование (пополнение) уставного капитала юридических лиц с участием государства в уставном капитале.
Наименования бюджетных программ, направленных на осуществление бюджетных инвестиций, должны отражать цели, на которые выделяются бюджетные средства.
58. К бюджетным программам, направленным на осуществление капитальных расходов, относятся:
создание либо укрепление материально-технической базы;
проведение капитального (восстановительного) ремонта;
иные капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов, кроме бюджетных инвестиций.
Наименования бюджетных программ, направленных на осуществление капитальных расходов, должны отражать содержание капитальных расходов администратора бюджетных программ.
59. К бюджетным программам, направленным на выполнение обязательств государства, относятся:
совокупные выплаты в определенном периоде времени вознаграждения, комиссионных, штрафов и иных платежей, вытекающих из условий заимствования, выплаты по сделкам хеджирования;
возврат заемщиком полученной суммы займа в установленном договором займа порядке, исполнение других обязательств государства, вытекающих из договора займа;
долевые взносы в международные организации;
выполнение обязательств по государственным гарантиям и поручительствам;
другие обязательства государства, вытекающие из международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, и законодательных актов Республики Казахстан или решений судов.
Наименования бюджетных программ, направленных на выполнение обязательств государства, должны отражать содержание тех расходов, которые должны осуществляться во исполнение принятых государством обязательств.
страница 1
|