Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 5 | страница 6 | страница 7 страница 8 страница 9

1.Тема № 2. Гигиена труда в сельском хозяйстве. Основные профессиональные группы. Неблагоприятные факторы в гигиене труда сельскохозяйственных объектов. Особенности труда в малых производственных объектах (крестьянские фермерские хозяйства) и агропромышленных комплексах.
2.Цель: Формирование знаний и умений давать гигиеническую оценку производственных процессов и оборудования в растениеводстве и животноводстве и разрабатывать комплексные планы оздоровления условий труда сельскохозяйственных рабочих.
3.Задачи обучения.

а) формировать знания оценивать специфику сельскохозяйственного труда;

б) формировать знания оценивать особенности условий труда в сельскохозяйственном производстве (растениеводство, животноводство);

в) формировать навыки оценивать показатели профессиональной и общей заболеваемости сельскохозяйственных рабочих;

г) формировать навыки составлять комплексный план оздоровления условий труда исходя из специфики сельскохозяйственного производства.
4.Основные вопросы темы.


  1. Значение сельского хозяйства и животноводства для экономики РК.

  2. Классификация сельскохозяйственного производства.

  3. Классификация животноводства.

  4. Особенности сельскохозяйственного производства.

  5. Особенности труда в полеводстве.

  6. Гигиена труда механизаторов.

  7. Заболеваемость механизаторов-полеводов.

  8. Оздоровление условий труда механизаторов-полеводов.

  9. Технология возделывания зерновых культур.

  10. Гигиена труда при возделывании зерновых культур.

  11. Гигиена труда при возделывании сахарной свеклы.

  12. Гигиена труда в хлопководстве.

  13. Гигиена труда в тепличном хозяйстве.

  14. Гигиена труда при применении пестицидов, хранение и транспортировка, приготовление растворов, методы и способы применения пестицидов, меры безопасности при работе с пестицидами.

  15. Технология животноводства (свиноводство, птицеводство и др.)

  16. Условия труда животноводов.

  17. Особенности заболеваемости животноводов.

  18. Оздоровление условий труда животноводов.


5.Методы обучения и преподавания.

Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных, тестовых задач. Комбинированный (работа в малых группах, деловые игры, устный опрос).


6.Литература.

Основная

1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.- 574-577 с.

2. Гигиена. Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г.- 579-586 с.

3. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред. д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. – Караганда, 2008. – 456-469 с.



Дополнительная

4. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене труда (под ред. В.Р. Кириллова). – 1993г.

5. Санитарные правила и нормы по гигиене труда в промышленности (МЗ РК, 1994). – Омск, 1995, в 3х частях.

6. Таткеев Т.А., Мусин Е.М. – Гигиенические проблемы в современном сельском хозяйстве. – В кн: Гигиена труда и профессиональные заболевания в современных условиях. Раздел 1. – Алматы – Караганда, 1998, с. 254-257.



7. Гигиена труда животноводов. – Алматы, 1984, с. 375.
7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы

  1. Классификация видов растениеводства.

  2. Назовите особенности сельскохозяйственного труда.

  3. Дайте классификацию полеводства.

  4. Назовите производственные процессы в полеводстве.

  5. Что составляет основу механизации в полеводстве.

  6. Особенности микроклимата на рабочих местах механизатора.

  7. Что является источником тепла в кабинах самоходных сельскохозяйственных машин?

  8. Какие факторы влияют на образование и содержание пыли в воздухе рабочей зоны механизаторов?

  9. Назовите состав почвенной пыли, ее дисперсность.

  10. Виды патологии, вызываемой действием сельскохозяйственной пыли.

  11. Способы борьбы с пылью в кабинах ССХМ.

  12. Что является источником шума при работе ССХМ, тракторов?

  13. Что является источником вибрации тракторов и ССХМ?

  14. Рабочие каких специальностей подвергаются воздействию вибрации тракторов и ССХМ?

  15. Особенности воздействия общей вибрации на организм механизаторов.

  16. Пути предупреждения вредного воздействия вибрации на организм механизаторов.

  17. Вредные химические вещества в процессе выполнения полевых работ.

  18. Нозологические формы общей и профессиональной заболеваемости механизаторов.

  19. Назовите основные пути оздоровления условий труда механизаторов-полеводов.

  20. Основные технологические этапы возделывания зерновых.

  21. Назовите профессиональные вредности, воздействующие на сельхозрабочих в зерноводстве.

  22. Особенности условий труда механизаторов-свекловодов.

  23. Особенности условий труда в хлопководстве.

  24. Технологическая классификация теплиц.

  25. Санитарно-гигиенические условия труда в теплицах.

  26. Охарактеризуйте микроклимат теплиц.

  27. Охарактеризуйте состав воздушной среды теплиц.

  28. Дайте оценку физиологии труда рабочих теплиц.

  29. Особенности заболеваемости рабочих теплиц.

  30. Основные предприятия по оздоровлению труда в теплицах.

  31. Меры предупреждения отравления при работе в теплицах.

  32. Определите понятие „пестициды”.

  33. Дайте классификацию пестицидов.

  34. В чем заключается работа СЭС в области применения пестицидов?

  35. Назовите санитарно-гигиенические требования к хранению пестицидов.

  36. Назовите санитарно-гигиенические требования к транспортировке пестицидов.

  37. Перечислите методы и способы применения пестицидов.

  38. Правила применения наземного способа распыления и опрыскивания пестицидов.

  39. Правила авиационного способа применения пестицидов.

  40. Виды протравливания семян пестицидами.

  41. Способы протравливания семян пестицидами.

  42. Санитарные требования к протравливанию семян и защите рабочих.

  43. Санитарные требования к перевозке и севу протравленными семенами.

  44. Меры безопасности при работе с пестицидами, СИЗ.

  45. Гигиенические особенности современного животноводства.

  46. Основные принципы современной технологии животноводства.

  47. Способы содержания животных в скотоводстве.

  48. Способы содержания животных в свиноводстве.

  49. Способы содержания птицы.

  50. Характеристика микроклимата животноводческих помещений.

  51. Основные вредные факторы производственной среды в животноводческих комплексах.

  52. Характеристика пылевого фактора животноводческих комплексов.

  53. Источники пылевого фактора в животноводческих комплексах.

  54. Охарактеризуйте микрофлору животноводческих комплексов.

  55. Показатели освещенности в животноводческих комплексах.

  56. Назовите нозологические формы болезней, характерные для животноводов.

  57. Основные пути оздоровления условий труда в животноводстве.

  58. Основные пути нормализации воздушной среды животноводческих комплексов.



Ситуационные задачи для контроля на усвоение материала.
Задача № 1. При комплексном обследовании животноводческого комплекса (110 тыс. голов свиней) обнаружено, что работницы комплекса производят загрузку и выгрузку корма вручную. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение рабочей смены каждой женщиной составляет 7800 кг. Температура воздуха в помещении комплекса зимой составляет +6-8°С. Относительная влажность воздуха – 80%. Скорость движения воздуха – 0,7 м/с, запыленность воздуха – 50 мг/м3. У некоторых работниц обнаружено заболевание тендовагинитом. Обращает на себя внимание повышенная заболеваемость простудными заболеваниями, экземой рук. У некоторых работниц выявлен хронический пылевой бронхит.

Задание: а) оцените условия труда работниц комплекса;

б) дайте оценку заболеваемости;

в) рекомендуйте мероприятия по оздоровлению условий труда;

г) укажите должный размер СЗЗ для животноводческого комплекса.


Задача № 2. При рейдовой проверке механизаторских бригад ТОО „Урожай” к посевной компании установлено, что трактористы работают в вынужденной позе – сидя, с напряжением мышц верхних и нижних конечностей. В связи с необходимостью переключать рычаги управления. Трактористы подвергаются воздействию общей и локальной вибрации в течение 80% рабочей смены. Установлены следующие параметры вибрации:

Место

измерения



Среднеквадратическое значение виброскорости (см/с) в октавных полосах

Сидение


Пол кабины

Рычаг


Педаль тормоза

4

2,5


1,2

2,2


-

8

2,1


2,5

16

2,0


3,0

32

1,0


2,6

63

1,0


1,8

125

1,0


1,0

250

0,5


1,0

Общий уровень шума в кабине – 105 дБА. Запыленность воздуха на рабочем месте тракториста достигала 40-55 мг/м3.

При мед. осмотре у некоторых трактористов обнаружен пояснично-крестцовый радикулит, вегетополиневрит верхних конечностей, кохлеарный неврит.

Задание: а) оцените условий труда трактористов;

б) охарактеризуйте выявленную патологию;

в) рекомендуйте оздоровительные мероприятия;

г) опишите блок-схему шумо-виброизмерительной аппаратуры;

д) какие специалисты должны участвовать в проведении мед.осмотров трактористов?
Задача № 3. При обследовании условий труда механизаторов при тракторном методе обработки посевов пестицидами использовался шлангово-гидравлический опрыскиватель ОН-10. Кабина на тракторе отсутствовала. В зоне дыхания тракториста обнаружено до 0,06 мг/м3 парижской зелени и до 2,5 мг/м3 бордосской жидкости. Средства индивидуальной защиты отсутствовали. Скорость движения ветра достигала 5 м/с.

Задание: а) оцените условий труда трактористов и его организацию;

б) рекомендуйте оздоровительные мероприятия;

в) какие специалисты должны участвовать в периодических мед. осмотрах рабочих, контактирующих с пестицидами?
Задача № 4. При рейдовой проверке зерновых хозяйств Костанайской области установлено, что ТОО „Жана жол” на току работают мужчины, занятые перелопачиванием зерна, загрузкой его в бункер сушилки и погрузкой мешков с зерном на автомашины. Работа грузчика состоит в наполнении мешков зерном, переноске мешков весом до 70 кг на расстояние 30 м и погрузке на высоту 1,3 м. По хронометрическим данным основная работа составляет 70%. Уровень пыли на рабочем месте загрузки мешков достигает 50 мг/м3. Температура воздуха 27°С, относительная влажность 65%, скорость движения воздуха 0,9 м/с.

Задание: а) дайте гигиеническую оценку условий труда;

б) рекомендуйте оздоровительные мероприятия.


Задача № 5. При комплексном обследовании свинооткормочного комбината установлено, что для раздачи кормов используется кормораздатчик, а для уборки навоза скрепковые транспортеры. В помещении пульта диспетчерского управления температура воздуха 19°С, влажность – 85-90%, скорость движения воздуха – 0,05 м/с, содержание аммиака – 35 мг/м3, сероводорода – 1,3 мг/м3, углекислоты – 40 мг/м3.

Задание: а) дайте гигиеническую оценку условий труда;

б) рекомендуйте оздоровительные мероприятия.



Задача № 6. При обследовании механических мастерских сельскохозяйственного предприятия санитарному врачу предъявлены жалобы двух трактористов на сильные боли в глазах с резью и ощущением песка. Объективно обнаруживается слизистой глаз, блефароспазм и светобоязнь. Накануне вечером трактористы вели ремонтные работы и производили дуговую электросварку деталей, используя для защиты глаз обычные светозащитные очки (одну пару для двоих).

Задание: а) установите диагноз и причину заболевания глаз;

б) рекомендуйте оздоровительные мероприятия.


Задача № 7. При изучении запыленности воздуха на рабочем месте комбайнеры комбайна „Дон” было установлено, что концентрация пыли около рулевого колеса составляла 50-115 мг/м3, на выгрузке зерна – 70-150 мг/м3. Примерно 90% пылевых частиц имели размер до 5 мкм. Органическая часть пыли составляла 80% с примесью свободной двуокиси кремния более 10%.

Задание: а) дайте гигиеническую характеристику пыли;

б) рекомендуйте оздоровительные мероприятия.


Задача № 8. При обследовании ремонтных мастерских ТОО „Урожай” установлено, что стендовое испытание двигателей внутреннего сгорания проводится в отдельном помещении. Помещение оборудовано общеобменной вентиляцией с механическим побуждением. Кратность воздухообмена равна 4. Лабораторным путем установлено содержание окиси углерода в воздухе рабочей зоны в пределах 25-35 мг/м3. При работе двигателей генерируется шум с уровнем 110 дБА. Механики предъявляли жалобы на вялость, апатию, головокружение, головные боли, плохой аппетит, снижение слуха.

Задание: а) дайте оценку условиям труда в мастерских;

б) с чем связаны жалобы рабочих;

в) рекомендуйте оздоровительные мероприятия.
Задача № 9. Зерновые поля Костанайской области обрабатываются пестицидами авиационным способом. Установлено, что высота полетов самолетов находилась в пределах 10-15 м, нередко обработка велась угодий расположенных на расстоянии 100-200 м от населенных пунктов, животноводческих помещений, источников водоснабжения. Сигнальщики располагались нередко на самом краю обрабатываемого поля. Кабины самолетов были негерметичными.

Задание: а) дайте гигиеническую оценку технологии обработки полей

пестицидами;

б) рекомендуйте мероприятия по оздоровлению условий

труда и профилактике отравлений пестицидами;

в) какие специалисты участвуют в профосмотрах работников,

связанных с авиационной обработкой полей пестицидами?



Вопросы тестового контроля

  1. Особенностью сельскохозяйственного труда являются:

а) сезонность основных работ

б) выполнение работ на открытом воздухе

в) относительно частая смена рабочих операций

г) воздействие шума

д) воздействие вибрации


  1. Особенностью сельскохозяйственного труда являются:

а) рассредоточенность мест работы и их удаление от постоянного места жительства

б) широкая химизация

в) усиление биологической опасности

г) большие статические нагрузки

д) опасность травматизма


  1. Рабочие места механизаторов ССХМ должны учитывать показатели:

а) антропометрические

б) физиологические

в) психофизиологические

г) гигиенические

д) социально-экономические


  1. На вождение машины тракторист затрачивает процент рабочего времени:

а) 85-90%

б) 50-60%

в) 70-80%

г) 40-50%

д) 60-70%


  1. Основным источником тепла в кабинах тракторов является:

а) солнечная радиация

б) теплоизлучение от тела тракториста

в) теплоизлучение от источников света

г) теплоизлучение от прицепных орудий

д) все ответы верны


  1. На образование сельскохозяйственной пыли и ее содержание в воздухе рабочей зоны наиболее существенное влияние оказывают:

а) влажность и характер почвы

б) вид работ

в) погодные условия

г) наличие кабины и степень ее герметизации

д) все ответы верны


  1. В состав почвенной пыли входят:

а) органические вещества

б) минеральные вещества

в) минеральные удобрения

г) пестициды

д) микрофлора, грибы, яйца гельминтов

е) все ответы верны




  1. Длительное действие волокнистых растительных пылей может вызывать заболевание легких:

а) биссиноз

б) аллергоз

в) тромбоз

г) электроофтальмию

д) нейтрофиллез


  1. Основными профессиональными вредностями в труде сельских механизаторов являются:

а) пыль

б) нагревающий микроклимат

в) смешанная пыль

г) шум, вибрация

д) вредные химические вещества

е) все ответы верны




  1. Периодическое выполнение некоторых сельскохозяйственных работ в чрезвычайно запыленной зоне может вызывать у работающих заболевания:

а) риниты, фарингиты, трахеиты, острые бронхиты

б) конъюнктивиты, блефариты, язвы роговой оболочки

в) дерматиты, эпиодерматиты

г) тендовагиниты

д) остеопороз


  1. Источниками шума тракторов, ССХМ являются:

а) работа двигателя

б) работа трансмиссий

в) вибрация ограждений

г) ветровой напор

д) все ответы верны


  1. Борьба с шумом на тракторах и ССХМ осуществляется методом:

а) шумоглушении

б) звукоизоляции

в) амортизации

г) реверберации

д) интерференции

13.Источниками вибрации на тракторах и ССХМ являются:

а) работа двигателя

б) ходовая часть

в) движение по неровной поверхности

г) выхлоп отработавших газов

д) все ответы верны


  1. На организм сельских механизаторов действует вибрация:

а) общая

б) локальная

в) комбинированная

г) синтезированная

д) все ответы верны


  1. Для сельхозмашин являются характерным вибрации:

а) толчкообразная, низкочастотная

б) локальная, высокочастотная

в) общая высокочастотная

г) все ответы верны




  1. С какими вредными химическими веществами имеет контакт сельский механизатор?

а) выхлопные газы

б) горюче-смазочные материалы

в) пестициды, минеральные удобрения

г) смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ)

д) все ответы верны



  1. Среди сельских механизаторов обнаруживаются профессиональные заболевания:

а) пылевой бронхит

б) пояснично-крестцовый радикулит

в) полирадикулоневропатия

г) кохлеарный неврит

д) стоматит


  1. Основными технологическими возделывания зерновых являются:

а) обработка почвы

б) внесение удобрений

в) уход за посевами, уборка урожая

г) послеуборочная уборка зерна и соломы

д) ремонт сельхозтехники
19. При севе зерновых в особо неблагоприятных условиях находится:

а) тракторист

б) сеяльщик

в) прицепщик

г) бензозаправщик

д) агроном


20.Назовите основные профессиональные вредности при возделывании зерновых:

а) контрастные метеорологические условия

б) пестициды и минеральные удобрения

в) зерновая пыль

г) грибковая и бактериальная флора

д) все ответы верны

21. Неблагоприятными профессиональными факторами в труде свекловодов является:

а) вынужденное положение тела

б) значительная инсоляция

в) запыленность воздуха

г) пестициды и минеральные удобрения

д) все ответы верны


22. Назовите основные профессиональные вредности в труде хлопководов:

а) контрастные микроклиматические условия

б) пестициды и минеральные удобрения

в) вынужденная рабочая поза

г) микротравматизация

д) пылеобразование

е) все ответы верны
23. Сооружения защищенного грунта подразделяются на:

а) парники

б) сооружения утепленного грунта

в) теплицы

г) ангары

д) шатры
24. По назначению теплицы разделяются на:

а) овощные

б) рассадные

в) цветочные

г) изолированные

д) все ответы верны

25. Особенностями санитарно-гигиенических условий труда в теплицах являются:

а) своеобразный микроклимат

б) широкое использование пестицидов и минеральных удобрений, стимуляторов роста

в) загазованность воздуха

г) микрофлора, грибы

д) тяжелый и напряженный труд

е) все ответы верны


26. В структуре заболеваемости работающих в теплицах преобладают:

а) ОРЗ, бронхиты, ангины

б) радикулиты, полиневриты верхних конечностей

в) аллергические заболевания органов дыхания и кожи

г) гинекологическая заболеваемость

д) вибрационная болезнь


27. По стойкости в окружающей среде пестициды делятся на:

а) очень стойкие

б) стойкие

в) умеренно стойкие

г) малостойкие

д) все ответы верны


28. Время разложения в окружающей среде очень стойких пестицидов составляет:

а) до 1 мес.

б) до 1-6 мес.

в) от 6 мес. до 1 года

г) 1-2 года

д) 2-4 года


29. Размер СЗЗ для изолированных складов пестицидов с объемом хранения более 500 т составляет:

а) 100 м


б) 300 м

в) 500 м


г) 700 м

д) 1000 м


30. Способы обработки полей пестицидами делятся на:

а) наземный

б) авиационный

в) газовый

г) сухой

д) смешанный


31. Опрыскивание и опылевание полей пестицидами нельзя проводить при скорости ветра:

а) 1-2 м/с

б) 2-3 м/с

в) более 3 м/с

г) более 4 м/с

д) все ответы верны

32. Высота полета самолета при химической обработке должна быть в пределах:

а) 3-4 м


б) 5-7 м

в) 8-9 м


г) 10-15 м

д) 17-20 м


33. Во избежание сноса пестицидов на населенные пункты авиационная обработка запрещается на посевах угодьях расположенных в радиусе от жилых домов, животноводческих помещений, источников водоснабжения:

а) до 300 м

б) до 200 м

в) до 100 м

г) до 50 м

д) радиус не имеет значения


34. Предпосевное протравливание семян производится:

а) централизованно

б) децентрализованно

в) дозно


г) поточно

д) все ответы верны


35. С гигиенической точки зрения является целесообразной протравливание семян:

а) по децентрализованной форме

б) по централизованной форме

в) по поточной форме

г) форма не имеет значение
36. Протравливание семян пестицидами проводится способом:

а) сухим


б) полусухим

в) мокрым

г) одноразовым

д) комбинированным


37. Современная технология получения продукции животноводства предусматривает следующие принципы:

а) принцип специализации

б) принцип поточности и ритмичности

в) принцип максимальной механизации и разделения труда

г) принцип ответственности

д) принцип взаимозаменяемости


38. В молочном производстве практикуются следующие способы содержания коров:

а) на привязи

б) без привязи

в) беспривязно-боксовой

г) беспривязный стойлово-выгульный

д) все ответы верны


39. В свиноводстве применяют следующие системы содержания животных:

а) выгульная

б) безвыгульная

в) привязная

г) одиночная

д) комплексная


40. На птицеводческих комплексах применяют следующие виды содержание птицы:

а) клеточное

б) напольное

в) конвейерное

г) выгульное

д) комбинированное


41. Особенностями труда операторов-животноводов являются:

а) физический труд средней тяжести или тяжелый

б) нервно-эмоциональное напряжение

в) загрязнение воздушной среды газообразными примесями

г) неприятный специфический запах

д) пыль, микрофлора

е) все ответы верны
42. В состав пыли помещений животноводческих комплексов входят:

а) почвенная пыль

б) органическая пыль

в) кормовые антибиотики, кормовой белок

г) свободный диоксид кремния

д) молотый уголь


43. Состав пыли современных животноводческих комплексов определяет ее патогенные свойства:

а) фиброгенные

б) аллергизирующие

в) сенсибилизирующие

г) токсические

д) продуктивные

44. Микрофлора воздуха животноводческих комплексов состоит из:

а) белого и золотистого стафилококка

б) гемолитического стрептококка

в) сальмонелл

г) палочек протейной и кишечной групп

д) возбудителя губчатого энцефалита


45. Важнейшим показателем санитарного состояния животноводческих хозяйств является:

а) численность и состав микрофлоры воздуха помещений

б) наличие положительных ионов

в) наличие отрицательных ионов

г) наличие азота

д) наличие радиоактивных частиц


46. У работников животноводческих комплексов выявляются следующие проф. заболевания:

а) болезни периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата

б) профессиональные инфекции и инвазии

в) профессиональные аллергозы органов дыхания, глаз, кожи

г) лучевая болезнь

д) электроофтальмия


47. Распространяются ли СН микроклимата производственных помещений ( № ) на микроклимат:

животноводческих и птицеводческих помещений, подземных выработок

а) да

б) нет


в) выборочно


1.Тема № 3. Гигиена труда медработников. Основные неблагоприятные факторы. Влияние на состояние здоровья. Особенности труда медработников. Заболеваемость. Мероприятия по оздоровлению условий труда.
2.Цель занятия: Формирование знаний и умений оценивать влияние профессиональных вредных факторов на здоровье медработников и общие меры профилактики их неблагоприятного воздействия.
3.Задачи обучения.

а) формировать знания и умения по содержанию и методам гигиены труда медработников;

б) формировать навык оценивать условия труда медработников;

в) формировать навык разрабатывать комплекс оздоровительных мероприятий для медработников;

г) формировать навык разрабатывать важные и неотложные меры, направленные на снижение как общей, так и профессиональной заболеваемости медицинских работников.
4.Основные вопросы темы.


  1. Комплекс различных неблагоприятных факторов, подвергающиеся в своей деятельности медицинские работники (физические, химические, биологические, эргономические)

  2. Особенности труда врачей хирургического профиля

  3. Особенности труда врачей инфекционистов

  4. Особенности труда врачей фтизиатров

  5. Особенности труда медицинского персонала, работающего в микробиологической лаборатории

  6. Особенности труда медицинских сестер

  7. Условия труда специалистов кабинета ультразвуковой диагностики

  8. Применение лазерной техники в медицине

  9. Важные и неотложные меры, направленные на снижение как общей, так и профессиональной заболеваемости медицинских работников.

  10. Требования СанПиН 2.1.3.1375 – 03 « Гигиеническиеи требования к размещению, устройству оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»


5.Методы обучения и преподавания.

Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных задач. Комбинированный (метод групповой дискуссии, писменный опрос).


6.Литература.

Основная

1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.- 495-501 с.

2. Гигиена. Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г.- 576-579 с.

3. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред. д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. – Караганда, 2008. – 426-433 с.



Дополнительная

4. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда ( под ред. Кириллова В.Ф.) – М., Медицина, 2001 г.- 353-366 с.

5. Лекционный курс кафедры.

6. СанПиН 2.1.3.1375 – 03 « Гигиеническиеи требования к размещению, устройству оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»

7. Закон «О труде в Республике Казахстан» (10.12.1999 г., № 443 -13 РК)

8. Закон РК « О безопасности и охране труда» (28.02.2004, № 528)

9.Российская энциклопедия по медицине труда / Под ред. Н.Ф. Измерова.- М.: Медицина, 2005.- 259-264 с.
7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы


  1. Некоторые особенности труда врачей

  2. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда медработников

  3. Эргономическая оценка рабочих мест и поз

  4. Психофизиологические аспекты трудовой деятельности

  5. Состояние здоровья медицинских работников

  6. Социально-психологические аспекты труда

7. Особенности влияния физических факторов (ионизирующее и неионизирующее излучение, ультразвук, лазерное излучение, шум, вибрация и др.)

8. Особенности влияния химических факторов (высокоактивные лекарственные препараты, химические вещества и дезинфицирующие средства)

9. Особенности влияния биологических факторов (патогенные микроорганизмы)

10. Оздоровление условий и характера труда медицинских работников и повышение его эффективности

11. Охрана здоровья врачей.
Ситуационные задачи для контроля на усвоение материала

Ситуационная задача №1

Больной Б., 49 лет, работал около 20 лет врачом-лаборантом. В год делал до 4000 биохимических анализов. Основные профессиональные вредности – сера, уксусная кислота, трихлоруксус (концентрация уксусной кислоты превышало ПДК 20 раз, ПДК-5мг/м), щелочи идр. активные химические вещества – тиомочевина, ортотолуидин, фосфат калия. На рабочем месте не было вентиляции. Обратился в проф. центр с жалобами на сухость в носу, горле, носовые кровотечения и боли в горле. При осмотре выявлено атрофия слизистой гортани и глотки. Заключение специалистов: атрофический ринофарингит токсико-химической этиологии.

Задание: 1. Ваши рекомендации

2. Дальнейшая тактика

Ситуационная задача № 2

Больной Р. , 45 лет, 18 лет работал зав. отделением анестезиологии, постоянно контактировал с ингаляционными и неингаляционными наркозными химическими веществами (в неделю 6 раз от 3-х до 6-ти часов). На рабочем месте не было вентиляции. Последние 3 года отмечал головные боли, слабость, потливость, иногда боли в правом подреберье, раздражительность. Биохимические данные: билирубин-19,5 ммоль/л, ЛДГ-14,4 ед, гамма глобулин-31,5%. УЗИ- признаки хронического гепатита. Клинический диагноз: Хронический активный токсико-аллергический гепатит в стадии обострения. Дискинезия желчевыводящих путей, хронический холецистит. Профессиональное заболевание.

1. Дайте рекомендации

2. Лечебно-профилактические меры

Ситуационная задача № 3

Больная М., 1960 г.р. Профессиональный анамнез: Медсестра процедурного кабинета. 20.10.92 г. Из технического термометра сушильного шкафа рассыпался ртуть. Узнали только в конце рабочего дня. М. и еще 5 медсестер проводили демеркурилизацию, меры безопасности не соблюдали. Через несколько часов у 3-х медсестер отмечались признаки отравления: головная боль, сухость во рту, сонливость, общая слабость, жжение глаз, вкус железа во рту. Представителями СЭС обнаружено: в воздухе процедурного кабинета содержание ртути состовляло-0,010-0,025 мг/м. Через сутки у больной М. выявлено астено-вегетативный синдром. Содержание ртути в моче – 0,36 мг/л. Заключение : Острое отравление парами металлической ртути легкой степени.

1. Рекомендации.

2. Лечебно-профилактические меры.
Ситуационная задача № 4

Больной Н., 30 лет, врач-офтальмолог, работал устройством лазер ОК-2. Во время работы сломалось защитное устройство и лазерные лучи прямо попадали в правый глаз. Зрение ухудшилось, появилась скатома абсолютная. Скатома держалась 40 мин, к концу рабочего дня зрение восстановилось.

1. Профилактические мероприятия вредных воздействии лазера на мед.работники.

2. Дайте гигиеническую оценку условий труда.

3. Рекомендации.
Ситуационная задача № 5

Больная Н., участковый терапевт. Из санитарно-гигиенической характеристики: обслуживает 3000 человек, в экстренных случаях делает внутривенные, внутримышечные инъекции, больным с асцитом – парацентез. Среди них есть больные с вирусным, инфекционным гепатитом. Карта эпид. наблюдения: место заражения – рабочее место. Источник заражения – вирусоноситель, больной с вирусным гепатитом. Пути передачи инфекции – асцитическая жидкость, через поврежденные участки руки. Клинический диагноз: Активная фаза хронического вирусного гепатита С, фаза репликации вируса. Профзаболевание.



  1. Рекомендации

  2. Определить трудоспособность

  3. Лечебно-профилактические мероприятия.



1.Тема № 4. Гигиена труда женщин и подростков. Группировка отраслей промышленности по степени концентрации женского труда. Особенности действия некоторых химических и физических факторов производственной среды на организм женщин. Основные вопросы заболеваемости и трудоспособности женщин. Санитарные нормы и основные направления гигиены и охраны женского труда в современных условиях.
2.Цель: Формирование знаний и умений по законодательным и нормативным актам, регламентирующими охрану труда женщин и подростков, методические подходы к специфике гигиенической оценки условий труда женщин и подростков и санитарные нормы и основные направления гигиены и охраны женского труда в современных условиях.
3.Задачи обучения.

а) формировать знания и умения по содержанию и методам гигиены труда женщин;

б) формировать навык оценивать условия труда женщин;

в) формировать навык определять класс условий труда женщин;

г) формировать навык разрабатывать комплекс оздоровительных мероприятий для женщин;

д) формировать навык оценивать проект нового строительства с точки зрения охраны труда женщин;

е) формировать навык оценивать условия медико-санитарного обслуживания работающих женщин.
4.Основные вопросы темы.


  1. Гигиена труда как раздел профилактической медицины

  2. Понятие о производственной среде, профессиональных вредностях и профзаболеваниях.

  3. Особенности гигиены труда в РК

  4. Структура санэпидслужбы в РК

  5. Понятие о гигиене труда женщин

  6. Особенности реакции женского организма на производственные факторы

  7. Влияние вредных производственных факторов на репродуктивную функцию женщин

  8. Законодательство о труде женщин в РК

  9. Гигиенические требования к организации труда женщин

  10. Гигиенические требования к организации труда беременных женщин

  11. Основные принципы оздоровления условий труда на предприятиях

  12. Основные законодательные и нормативные акты РК по охране здоровья работающих.


5.Методы обучения и преподавания.

Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных, тестовых задач. Комбинированный (работа в малых группах, дискуссия, презентация).


6.Литература.

Основная

1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.- 472-478 с.

2. Гигиена. Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г.- 494-501 с.

3. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред. д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. – Караганда, 2008. – 426-433 с.



Дополнительная

4. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда ( под ред. Кириллова В.Ф.) – М., Медицина, 2001 г.-353-354 с.

5. Лекционный курс кафедры.

6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда женщин» (приказ МЗ РК № 632 от 18.08.2004).

7. Руководство по гигиене труда под ред. Измерова Н.Ф.) – М., Медицина, 1987 том, 1, с 43-58.

8. Фридлянд И.Г. – Гигиена женского труда. – Медицина, 1975, 208 с.

9. Закон «О труде в Республике Казахстан» (10.12.1999 г., № 443 -13 РК)

10. Закон РК « О безопасности и охране труда» (28.02.2004, № 528)


7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы

Дайте определение понятию «Гигиена труда женщин»

Назовите категории риска профессионально обусловленных нарушений репродуктивного здоровья работающих женщин.

Особенности влияния производственной вибрации на женский организм

Особенности влияния ионизирующего излучения на женский организм

Особенности влияния промышленных ядов на женский организм

Особенности влияния физической нагрузки и статики тела на специфические функции женского организма

Эндогенные факторы, влияющие на формирование репродуктивного здоровья человека

Экзогенные факторы, влияющие на формирование репродуктивного здоровья человека

Какую патологию беременности вызывают вредные факторы?

Какие нарушения фетоплацентарного комплекса у беременных вызывают вредные факторы?

Назовите критерии нарушения репродуктивного здоровья работающих женщин

Назовите нормативный документ, регламентирующий гигиенические требования к организации труда женщин.

Присутствие каких вредных факторов на рабочем месте является противопоказанием для труда женщин детородного возраста?

Назовите основные гигиенические требования к организации труда беременных женщин

Гигиенические требования к организации труда женщин (беременных) при работе на ПЭВМ и ВТ

Какие вредные и опасные факторы производственной среды должны быть исключены на рабочем месте женщин детородного возраста?

В какой период беременные женщины должны браться на диспансерный учет с трудоустройством вне воздействия вредных производственных факторов?

Дайте определение понятию «ТНС»

Допустимая рабочая поза для женщин в период беременности.


Ситуационные задачи для контроля на усвоение материала

Ситуационная задача №1

В текстильном цехе прядильно-ткацкой фабрики установлены автоматические станки АТ-100 М, которые являются источником шума. Уровень шума в течение дня изменяется на 2-3 дБ. Распределение уровней звукового давления следующее:


Октавные полосы частот, Гц

LБА
100

31,5

62

125

250

500

1000

4000

8000

98

99

98

90

100

100

96

90

Задание: 1. Дайте характеристику шума и проведите его оценку.

2. Рекомендуйте меры защиты от шума.

3. Опишите блок-схему шума-виброизмерительного тракта.

4. Назовите нозологические формы профессиональной патологии от воздействия шума.
Ситуационная задача № 2

В пошивочном цехе швейной фабрики с поточно-конвейерной формой организации производственного процесса производится соединение деталей одежды и окончательная отделка. Швея – мотористка выполняет машинную строчку, которая содержит 5 элементов (приемов). Работа, выполняемая швеей, по зрительным условиям относится к разряду – точных. Длительность сосредоточенного наблюдения в процессе шитья составляет 60 % времени смены. Рабочая поза – сидя, подставок под ногами нет. Общий уровень шума -90 дБА, воздействует на работниц 85 % времени смены. Среди швей имеются несколько беременных.

1. Дайте оценку напряженности труда швей-мотористок.

2. Какие мероприятия могут обеспечить сохранение работоспособности в данных условиях ?

3. Каким прибором измеряется уровень освещенности, виды освещения ?

4. Каким документом оформляются результаты санитарного обследования ?


Ситуационная задача № 3

В швейном цехе фабрики используется система кондиционирования воздуха. При изучении микроклимата этого цеха в теплом периоде года установлено, что температура воздуха равна + 23 0 C, относительная влажность 50 %, а скорость движения воздуха 0,2 м/с. Общий уровень шума в цехе – 93 дБА. Длительность сосредоточенного наблюдения – 85 %. Рабочая поза – сидя, рабочий контингент – женщины, в т.ч. и беременные. Работа двухсменная. Регламентированные перерывы отсутствуют. Обеденный перерыв – 30 мин. Комната личной гигиены женщины отсутствует.

1. Дайте гигиеническую оценку полученным параметрам.

2. Какими приборами измеряется влажность воздуха.

3. Назовите нормативный документ, используемый при решении поставленных задач.

4. Рекомендуйте оздоровительные мероприятия.

5. Определите класс вредности каждого фактора.

Ситуационная задача № 4

В механосборочном цехе используется труд женщин для перемещения деталей собираемых здесь косилок для сельского хозяйства. При этом 10 женщин осуществляют подъем и перемещение деталей вручную весом 20 кг с чередованием с другой работой; 12 женщин поднимают тяжести весом 15 кг на высоту 1,8 м; 8 женщин осуществляют подъем и перемещение деталей постоянно в течение рабочей смены весом 16 кг. Суммарная масса груза перемещаемого женщинами в течение рабочей смены составляет около 7500 кг. Среди работниц трудятся 7 беременных. Общий уровень шума в цехе – 95 дБА, освещенность – 50 лк.

1. Определите допустимость указанных нагрузок для женщин, в том числе и для беременных.

2. Назовите нормативный документ, применяемый в данном случае.

3. Дайте гигиеническую оценку условий труда.

4. Предложите профилактические мероприятия.
Ситуационная задача № 5

В столярно- сборочном цехе Алматинской мебельной фабрики выполняются производственные операции, относящиеся по зрительным условиям к третьему разряду. Естественное освещение обеспечивается через световые проемы в наружных стенах зданий. Для определения фактического КЕО измерена освещенность снаружи и внутри здания в точке минимального значения КЕО. Освещенность снаружи равна 10000 лк, внутри здания 400 лк. Среди рабочих имеются женщины, им приходится поднимать детали до 15 кг, за смену им приходится передвигаться по цехам до 12 км.

1. Определите нормируемый КЕО.

2. Рассчитайте фактический КЕО и сравните с нормируемым.

3. Каким прибором измеряется освещенность.

4. Назовите нормативный документ, необходимый для решения поставленных задач.

5. Определите соответствие указанных параметров требованиям гигиены труда женщин.

Ситуационная задача № 6

В сборочном цехе часового завода производственные операции связаны с рассматриванием деталей размером 0,2 – 0,28 мм. Работа выполняется на светлом фоне при малом контрасте объекта различения с фоном. Контингент работающих – женщины, среди них есть беременные. Рабочая поза – сидя. Длительность сосредоточенного наблюдения – 85 % времени смены. Работа с оптическими приборами ( лупа, микроскоп) – 70 % времени смены.

1. Определите разряд и подразряд работы по зрительным условиям, требуемая освещенность на данном рабочем месте.

2. Укажите наиболее целесообразный, в данном случае источник света и систему освещения.

3. Методика определения освещенности.

4. Преимущества и недостатки люминисцентных ламп.

5. Дайте заключение по условиям труда женщин.


Ситуационная задача № 7

В швейном цехе Алматинской швейной фабрики производится пошив детских платьев. Наименьший размер деталей равен 0,2 мм. Естественное освещение, боковое, двустороннее, через окна. КЕО равен 2-4 %. Контингент работающих – женщины, среди них есть беременные. Рабочая поза – сидя. Влажность воздуха – 70 %, общий уровень шума – 90 дБА. Длительность сосредоточенного наблюдения – 70 % времени смены.

1. Определите характер зрительной работы, дайте характеристику естественного освещения.

2. Оцените КЕО.

3. Каким прибором измеряется освещенность и принцип его работы.

4. Дайте определение коэффициента отражения.

5. Дайте заключение по условиям труда женщин.
Ситуационная задача № 8

В прядильном цехе производится прядение нити. Прядильщицы осуществляют наблюдение за целостью нити, толщиной 0,4 мм. Нить темная, контраст малый. Освещение искусственное, осуществляется светильниками, расположенными равномерно по всему цеху. Уровень освещенности -100-120 лк. Контингент работающих – женщины, среди них есть беременные. Рабочая поза – стоя. За время смены ходьба составляет около 15 км. Длительность сосредоточенного наблюдения – 60 % времени смены. Общий уровень шума – 95-100 дБА.

1. Дайте гигиеническую характеристику условий труда женщин.

2. Определите класс вредности трудового процесса.

3. Какими нормативными документами будете пользоваться.

4. Рекомендуйте оздоровительные мероприятия.

Ситуационная задача № 9

Заключительным этапом строительства зданий и сооружений являются отделочные операции. Работа маляров характеризуется рядом особенностей. Они не имеют стационарного рабочего места, постоянно находятся в движении. Расстояние, которое они проходят за рабочий день по лестницам, достигает 1,5 км. Малярам приходится работать в вынужденном положении тела в течение 30-40 % времени смены. Было выявлено, что один шаг составляет 0,5 м. Частота пульса при окраске достигла в среднем 96 уд/мин. Контингент работающих – в основном женщины. Комната личной гигиены отсутствует. Обеденный перерыв -30 мин. Освещенность рабочего поля – 20-30 лк. Концентрация ацетона в воздухе рабочей зоны достигает 200 мг/м3, ощущается резкий запах неустановленных химических веществ малярных материалов.

Дайте оценку тяжести труда маляров.

Укажите возможные пути облегчения их труда.

Назовите нормативные документы, используемые при проведении текущего саннадзора.

Каким документом руководствуются при расследовании случаев профзаболеваний.

Рекомендуйте оздоровительные мероприятия.
Ситуационная задача № 10

В автобусно-троллейбусном парке №1 водителями троллейбусов работает много женщин (60 % от состава). При изучении условий труда оказалось, что они подвергаются воздействию общей толчкообразной транспортной вибрации. При измерении уровней вибрации на полу кабины (ось Z) установлены следующие ее параметры:




Частоты октавных полос,Гц

2

4

8

16

32

63

Уровни виброускорения, дБ

127

123

124

130

136

142

Время воздействия вибрации за смену – 180 мин. Уровень шума в кабине – 90 дБА. Температура воздуха на рабочем месте водителя в летний период достигает 32 0 С, относительная влажность воздуха 70 %, скорость движения воздуха 0,5 м/с. Длительность сосредоточенного наблюдения более 75 % времени смены. Присутствует высокая степень риска для собственной жизни и жизни других людей. Фактическая продолжительность рабочего дня 8-9 часов. Среди водителей имеются беременные женщины.

Дайте гигиеническую оценку условий труда водителей.

Определите соответствие гигиенических параметров санитарным нормам для женщин.

Определите классы вредности и опасности каждого производного фактора.

Назовите нормативный документ для решения поставленных задач.

Рекомендуйте оздоровительные мероприятия.



страница 1 ... страница 5 | страница 6 | страница 7 страница 8 страница 9

Смотрите также: