Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5 страница 6 ... страница 8 | страница 9

Кредит № 4

1.Тема № 1. Основы физиологии и психофизиологии труда. Гигиено-физиологическая оценка условий труда. Современные проблемы физиологии и психофизиологии труда. Современные гигиено-физиологические методы изучения влияния трудового процесса на состояние отдельных систем (ЦНС,системы крови, сердечно-сосудистой, мышечной, органов дыхания)в процессе труда. Оценка результатов.
2. Цель занятия: Формирование знаний и умений об исследовании физиологических сдвигов в организме работающего человека, оценивать полученные результаты и на основании последних разрабатывать мероприятия по научной организации трудового процесса, обеспечивающие высокую работоспособность, сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни.
3.Задачи обучения.

  1. Общие методологические подходы и научиться выбирать адекватные методы проведения физиологических исследований на производстве;

  2. Методы исследования функционального состояния организма работающих;

  3. Метод хронометражного наблюдения для решения вопросов гигиены и физиологии труда;

  4. Проводить исследования характера выполняемой работы, режима труда и отдыха, физиологических особенностей детальных профессий, рабочего места, позы работающего, его движений и др.;

  5. Разрабатывать рекомендации по рациональной организации трудового процесса.


4.Основные вопросы темы.

  1. Физиология труда – определение, цели, задачи.

  2. Классификация основных форм трудовой деятельности. Формы труда. Их физиологические особенности.

  3. Общие закономерности регуляции рабочей деятельности человека. Формирование доминантных центров, динамического стереотипа. Теория функциональных систем П.К. Анохина.

  4. Двигательный аппарат человека. Биохимия мышечного сокращения.

  5. Энергетические затраты человека и терморегуляция при различных видах физического труда.

  6. Статическая и динамическая работа.

  7. Умственный труд, его разновидности.

  8. Работоспособность и ее динамика.

  9. Физиологическая сущность утомления и переутомления.

  10. Основные пути борьбы с утомлением. Эргономические требования к рабочему месту. Режимы труда и отдыха. Научная организация труда (НОТ).

  11. Психология труда, цели и задачи. Психологические подходы к изучению прогрессии.

  12. Основные принципы организации и проведения физиологических исследований. Хронометраж рабочего дня.

  13. Дайте определение понятию «статическая работа», ее разновидности.

  14. Дайте определение понятию «динамическая работа», разновидности динамической работы.

  15. Дайте определение понятию «умственный труд», назовите его разновидности.

  16. Дайте определение понятию «работоспособность», от чего она зависит.

  17. Дайте определение понятию «утомление» и «переутомление».

  18. Назовите классы условий труда по степени вредности и опасности.

  19. Дайте определение 1 – го класса условий труда.

  20. Дайте определение 2 – го класса условий труда.

  21. Дайте определение 3 – го класса условий труда.

  22. На сколько степеней вредности делится 3 класс вредных условий труда?

  23. Дайте определение 4 классу условий труда.

  24. Дайте определение понятию «хронометраж рабочего дня».

  25. Что позволяет выявить хронометраж рабочего дня?

  26. Дайте определение понятию «оптимальная рабочая нагрузка».

  27. Дайте определение понятию «предельно допустимая рабочая нагрузка».

  28. Назовите основные пути борьбы с утомлением.

  29. Дайте определение понятию «рациональный режим труда и отдыха».

  30. Дайте определение понятию «психология труда»

  31. Дайте определение понятию «эргономика».

  32. Дайте определение понятию «научная организация труда».


5.Методы обучения и преподавания.

Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных, тестовых задач. Презентация.


6.Литература.

Основная

  1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. М-Медицина-2008 – с.

  2. Алексеев С.В., Усенко В.Р.Гигиена труда. Учебник. М-Медицина-1988-576 стр.

  3. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда. Под ред. В.Ф.Кириллова М-Медицина-2008 -399 стр.

Дополнительная

  1. Санитарные нормы и правила по гигиене труда в промышленности (МЗ РК, 1994, в 3-х томах). – Омск, 1995.

  2. Руководство по гигиене труда (под ред. Н.Ф. Измерова), в 2-х томах, -М., Медицина, 1987г..

  3. Руководство по физиологии труда (под ред. З.М. Золиной, Н.Ф. Измерова), М., Медицина, 1974г.

  4. Гигиенические критерий оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса ( № 1. 02. 091- 98, МЗ РК от 30. 06. 98.).

  5. Лекционный курс кафедры.


7. Контроль.

Вопросы тестового контроля.

1.Укажите особенности форм труда, требующих значительной мышечной активности

а) повышенные энергетические затраты.

б) социальная неэффективность.

в) потребность в длительном отдыхе.

г) монотония.

д) творческое напряжение
2.Укажите особенности групповой формы труда (на конвейере)

а) дробление процесса на операции

б) заданный ритм

в) монотония

г) строгая последовательность выполнения операций

в) высокое интеллектуальное напряжение.

3.Укажите особенности механизированных форм труда:

а) усложнение программы действий

б) уменьшение объема мышечной деятельности

в) однообразие простых и локальных действий

г) монотонность труда

д) все ответы верны


4.Укажите особенности форм труда, связанных с частично автоматизированным

производством:

а) выключение человека из процесса непосредственной обработки предмета труда

б) монотонность

в) повышенный темп и ритм работы

д) все ответы верны


5. Укажите особенности интеллектуального (умственного) труда

а) необходимость переработки большого объема информации

б) частые стрессовые ситуации

в) незначительные мышечные нагрузки

г) наличие гипокинезии

д) состояние «оперативного покоя»


6.При выработке навыка трудового действия (рефлекса) выделяются этапы:

а) +иррадиация возбуждения в ЦНС

б) +концентрация возбуждения в ЦНС

в) охранительное торможение в ЦНС

г) охранительное возбуждение в ЦНС

д) формирование доминантного центра


7.Что является источником для сокращения мышц?

а) экзотермическая реакция расщепления АТФ на АДФ и фосфорную кислоту

б) реакция расщепления АДФ

в) реакция синтеза криотинфосфата

г) ресинтез АТФ

д) все ответы верны


8.Уровень энерготрат определяется методом:

а) прямой калориметрии

б) непрямой калориметрии

в) полного газового анализа

г) спирометрии

д) антропометрии

9.При статической работе наблюдается:

а) затруднение кровообращения в работающих мышцах

б) феномен Лингарда

в) уменьшение поступления кислорода

г) накопление в мышцах молочной кислоты

д) все ответы верны


10.Динамическая работа подразделяется:

а) на общую мышечную работу

б) на региональную мышечную работу

в) на локальную мышечную работу

г) тяжелую мышечную работу

д) все ответы верны


11.К формам умственного труда относятся:

а) операторский труд

б) управленческий труд

в) творческий труд

г) труд преподавателей и медицинских работников

д) все ответы верны


12.Изменение работоспособности в течении рабочего дня имеют следующие фазы:

а) фаза высокой устойчивости работоспособности

б) фаза врабатывания

в) фаза снижения работоспособности

г) конечный порыв

д) все ответы верны


13. Исходя из гигиенических критериев и принципов классы условий труда по

степени вредности и опасности подразделяются:

а) оптимальные условия труда

б) допустимые условия труда

в) вредные условия труда

г) опасные (экстремальные) условия труда

д) все ответы верны
14. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме подразделяются на следующие степени:

а) 1 степень

б) 2 - я степень

в) 3 - я степень

г) 4 – я степень

д) все ответы верны


15.Классификация условий труда подразделяется:

а) на классы условий труда по степени вредности и опасности

б) на классы условий труда по показателям тяжести трудового процесса

в) классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

г) классы условий труда по производительности в смену

д) классы условий труда по степени утомляемости

16. Загруженность рабочего дня считается малой, если сумма времени, затрачиваемого на рабочие операции, подсобные работы и производственные отвлечения, занимают от общего рабочей смены, %:

а) менее 75%

б) менее 50%

в) менее 80%

г) менее 90%

д) менее 100%


17.Загруженность рабочего дня считается достаточной, если сумма времени, затрачиваемого на рабочие операции, подсобные работы и производственные отвлечения занимают от общего времени рабочей смены, %:

а) не менее 75%

б) не менее 75 – 85%

в) не менее 85 – 95%

г) не менее 90 – 95%

д) не менее 100%


18.Загруженность рабочего дня считается интенсивной, если сумма времени, затрачиваемого на рабочие операции, подсобные работы и производственные отвлечения занимают от общего времени рабочей смены, %:

а) не менее 15%

б) не менее 75 – 85%

в) не менее 85 – 90%

г) не менее 90 – 95%

д) не менее 100%


19.Загруженность рабочего дня считается очень интенсивной, если сумма времени, затрачиваемого на рабочие операции, подсобные работы и производственные отвлечения занимают от общего времени рабочей смены, %:

а) не менее 75%

б) 80 – 90%

в) более 50%

г) превышает 95%
20.Ведущая роль в развитии утомления играет нарушение функциональной деятельности:

а) работающей мышцы

б) двигательного нерва

в) синаптических образований

г) коры головного мозга

д) генерализация возбуждения

21.Опускание груза относится к такому виду мышечной работы, который называется:

а) динамическая положительная работа

б) динамическая отрицательная работа

в) статическая работа

г) динамическая работа

д) эргонометрическая


22.Перемещение груза по горизонтали относится к такому виду мышечной работы, который называется:

а) динамическая положительная работа

б) динамическая отрицательная работа

в) статическая работа

г) динамическая работа

д) эргонометрическая


23.Поддержание груза в неподвижном состоянии относится к такому виду мышечной работы, который называется:

а) динамическая положительная работа

б) динамическая отрицательная работа

в) статическая работа

д) эргонометрическая
24.Подъем груза относится к такому виду работы, который называется:

а) динамическая положительная работа

б) динамическая отрицательная работа

в) статическая работа

г) динамическая работа

д) эргонометрическая работа


25.Для борьбы с монотонией следует рекомендовать:

а) чередование выполняемых операций

б) введение дополнительных перерывов

в) освоение экономных приемов работы

г) применение функциональной музыки

д) использование производственной гимнастики


26.Умственный труд объединяет виды работ:

а) связанные с приемом и анализом информации

б) связанные с необходимостью быстрой ориентацией в окружающих условиях

в) тяжелая работа выполняемая в условиях дефицита времени

г) работа выполняемая на открытом воздухе

д) работа требующая значительных физических усилий


27. Что характерно для 1 этапа образования условного рефлекса лежащего в основе конкретного трудового действия?

  1. концентрация возбуждения в соответствующих центрах коры головного мозга

  2. широкая иррадиация возбуждения в коре головного мозга

  3. запредельное торможение

  4. неустойчивость очага возбуждения

  5. повышение возбудимости в чувствительных сферах и торможение в двигательных центрах

28. К вредным факторам относятся факторы, вызывающие:

а) острое нарушение здоровья

б) гибель организма

в) отрицательное влияние на работоспособность

г) профессиональное заболевание

д) отклонение функциональных показателей
29. Какие мероприятия на снижение нервно-психического напряжения и производственного утомления работающих

а) вводная гимнастика

б) физкультпауза

в) психологическая разгрузка

г) медитация

д) гипноз


30. Оптимизация рабочих движений способствует образованию в коре головного мозга:

а) доминантных центров

б) очагов патологического возбуждения

в) очагов застойного торможения

д) все ответы верны
31. Для исследования слухового анализатора используется следующий метод:

а) с помощью камертона

б) тональная аудиометрия

в) метод восприятия шепотной речи

г) метод восприятия разговорной речи

д) метод алгезиметрии


32. Теорию функциональных систем разработал физиолог:

а) А.А. Ухтомский

б) И.П. Павлов

в) Ф.К. Анохин

г) Н.Е. Введенский

д) Н.Д. Беклемишев


Ситуационные задачи
ЗАДАЧА №1. На полиграфическом комбинате при изучении трудовой деятельности приемщиков готовой продукции выявлено, что в течение часа осуществляется 6 операций по размещению и снятию сброшюрованных тетрадей .Величина максимального прилагаемого усилия – 4 кг. Работа осуществляется в позе стоя. Продолжительность рабочей смены – 8 часов. Уровень загрузки рабочего дня 98%. Энергозатраты составляет 158 ккал/час. Физиологическими исследованиями получены динамика показателей функционального состояния ряда систем организма (исходный уровень 100%).


время исследования

Показатели:



7.00 8.30 10.40 обед 13.00 15.30


Мышечная сила правой кисти

Выносливость правой кисти

Объем стопы и нижней части голени


100 115 88 108 85

100 120 72 98 70

100 110 115 100 120


Задание: А) дайте краткую характеристику трудовой деятельности

Б) укажите какие системы организма, работающих наиболее загружены

В) определите работоспособность по данным изменениям физиологических

показателей

Г) предложите мероприятия по повышению работоспособности и оптимизаций позы.
ЗАДАЧА № 2. При проведении физиолого-гигиенических исследовании в цехе холодной обработки материалов выявлено, что максимально прилагаемое штамповщицей усилие составляет 0.5 кг. В течение часа им выполняется 130-140 операции по перемещению заготовок. Трудовая деятельность осуществляется в позе сидя. Рабочее место имеет табурет с полужестким сидением, которое не изменяется по высоте, равной 650 мм. Пространство для ног работающих у пресса не предусмотрено. Глубина рабочей зоны составляет 600 мм, высота 100мм, ширина 300 мм, рост штамповщицы 163 см. Продолжительность рабочей смены – 8 часов. Энерготраты составляет 624 кДж.час.( 149 ккал/час)

В таблице представлены результаты физиологических исследований ряда систем организма работающих (исходный уровень 100%).




Время исследования

Показатели:



7.00 8.30 10.40 обед 11.10 13.00 15.30


Мышечная сила правой кисти

Треморометрия, число касаний в секунду

Скрытое время слухомоторной реакции


100 98 80 100 102 81

100 110 130 105 105 120

100 108 120 110 112 140

Задание: а) дайте краткую характеристику трудовой деятельности; б) укажите, какие системы организма работающих наиболее загружены; в) оцените работоспособность по данным изменений физиологических показателей; г) предложите мероприятия по повышению работоспособности и оптимизаций позы и ее организационно-техническому оснащению.


ЗАДАЧА № 3. Изучение трудовой деятельности регулировщиц автоприводов показало, что работница в течение 1 часа выполняет более 140 различных операций. При этом величина максимально прилагаемого усилия составляет 0,2-0,4 кг. Рабочая поза сидя. Рабочее место имеет стул, у которой отсутствует возможность индивидуального регулирования высоты сидения и спинки (высота сидения – 650 мм); нет подлокотников. Продолжительность рабочей смены 8 ч.30 минут. Загруженность рабочего дня – 95%.

Высота рабочей поверхности 900 мм, глубина 150 мм, ее размер по фронту – 350мм. Рост регулировщицы – 165 см. Энергозатраты составляют 578,2 кДж/ч.(138 ккал/час).

В таблице приведены результаты физиологических исследований (исходный уровень – 100%)


Время исследования

Показатели:



7.00 8.30 10.40 обед 13.00 15.30


Выносливость мышц кисти

Треморометрия, число касаний в секунду

Скрытое время зрительномоторной реакции


100 98 72 94 70

100 105 120 110 140

100 106 118 106 128


Задание: а) дайте краткую характеристику трудовой деятельности

Б) укажите какие системы организма, работающих наиболее загружены

В) определите работоспособность по данным изменениям физиологических показателей

Г) предложите мероприятия по повышению работоспособности и

оптимизаций позы и ее организационно-техническому оснащению.
ЗАДАЧА № 4. В красильном цехе ткацкой фабрики проводятся отварка и крашение тканей. Температура растворов 90-100 градусов. Выгрузка тканей из барок и подача воды в них механизирована. Работа относится к категории легкой (1б). Температура наружных поверхностей оборудования и паропровода 55-60 градусов Цельсия. В летний период года температура на рабочих местах составляет 32-40 градусов Цельсия, влажность воздуха –73-80%, скорость движения воздуха 0,3-0,5 м/с.

По данным физиологических исследований у рабочих цеха (данные по контрольной группе) было отмечено: температура тела 37,2 градусов (36,6), температура кожи лба – 35,2 С (33,4 С), частота пульса 104 уд./мин. (73 уд/мин), систолическое артериальное давление 113 мм.рт.ст (122 мм.рт.ст.), диастолическое 63 мм.рт.ст. (82мм.рт.ст)

Задание: а) оцените микроклиматические условия, назовите приборы, используемые для измерения параметров микроклимата; б) проведите анализ состояния рабочих и обоснуйте мероприятия по оздоровлению условий труда;
ЗАДАЧА № 5. В кузнечном цехе машиностроительного завода изготавливаются различные детали путем нагрева металлических заготовок в печах с последующей механической обработкой на молотах. В процессе работы кузнецу приходится удерживать заготовки прилагая статическое усилие равное 8 кг. за рабочую смену кузнец изготавливает 57 деталей, затрачивая на обработку каждой из них 3 минуты. Частота пульса во время ковки у кузней оказалась в средней 120 уд./мин. Энерготраты при этой операции составили 16,7 *10000 Дж в минуту (14 ккал/мин)

Задание: а) определите величину статической нагрузки и категорию тяжести труда; б) определите пути облегчения труда кузнеца;



1. Тема № 2. Физиологические основы организации рабочих мест. Гигиено-физиологическая оценка условий труда:оценка тяжести и напряженности труда и выявление связей между различными условиями труда и изменениями со стороны органов и систем работающих.
2.Цель занятия: Формирование знаний и умений об исследовании физиологических сдвигов в организме работающего человека, оценивать полученные результаты и на основании последних разрабатывать мероприятия по научной организации трудового процесса, обеспечивающие высокую работоспособность, сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни. Изучить методические подходы и практику применения «гигиенических критериев оценки и классификации условий труда…»
3.Задачи обучения.

  1. сформировать представление о комбинированном, комплексном и сочетанном действии производственных вредностей на работающих;

  2. усвоить основные понятия, применяемые в гигиене труда, классификацию условий труда;

  3. научиться относить условия труда к тому или иному классу вредности и опасности по уровню химического фактора;

  4. научиться относить условия труда к тому или иному классу вредности и опасности по уровню воздействия факторов биологической природы;

  5. научиться относить условия труда к тому или иному классу вредности и опасности по уровню виброакустических факторов;

  6. научиться относить условия труда к определенному классу вредности и опасности при воздействии аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;

  7. усвоить классификацию условий труда по показателям микроклимата;

  8. научиться относить условия труда к определенному классу вредности и опасности при воздействии неионизирующих электромагнитных полей и излучений;

  9. научиться оценивать условия труда в зависимости от тяжести и напряженности трудового процесса;

  10. научиться давать общую гигиеническую оценку условий труда по классам вредности и опасности;

  11. освоить общие методические подходы к измерению и оценке факторов производственной среды и трудового процесса.


4.Основные вопросы темы.

  1. Назовите законодательные и нормативные акты РК в области гигиены труда.

  2. Назовите виды комбинированного действия промышленных ядов

  3. Дайте понятие «гигиенические критерии».

  4. Дайте определение понятия «Гигиена труда».

  5. Дайте определение понятию «условия труда».

  6. Определите понятие «вредный» производственный фактор.

  7. Перечислите классы вредных производственных факторов.

  8. Определите понятие «напряженность труда».

  9. Определите понятие «тяжесть труда».

  10. Что такое «опасный производственный фактор»?

  11. Дайте определение понятию «гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ)».

  12. Дайте определение понятию «профессиональный риск».

  13. Расшифруйте понятие «защита временем».

  14. Дайте определение понятию «здоровье».

  15. Расшифруйте понятие «профессиональные болезни»

  16. Расшифруйте понятие «профессиональная заболеваемость».

  17. Расшифруйте понятие «производственно - обусловленная заболеваемость».

  18. Объясните понятия «трудоспособность и работоспособность»

  19. На какие классы подразделяются условия труда?

  20. Дайте определение понятию «оптимальные» условия труда.

  21. Дайте определение понятию «допустимые» условия труда.

  22. Дайте определение понятию «вредные» условия труда.

  23. Дайте характеристику 1-й степени 3 класса вредности (3.1).

  24. Дайте характеристику 2-й степени 3 класса вредности (3.2).

  25. Дайте характеристику 3-й степени 3 класса вредности (3.3).

  26. Дайте характеристику 4-й степени 3 класса вредности (3.4).

  27. Дайте определение понятию «опасные (экстремальные)» условия труда (4 класс).

  28. Как устанавливается класс вредности условий труда при одновременном содержании в воздухе рабочей зоны 2-х и более вредных веществ разнонаправленного действия?

  29. Как определяется класс условий труда и степень вредности при профессиональном контакте с аэрозолями преимущественно фиброгенного действия?

  30. Определите понятие «пылевая нагрузка» работающего. Дайте формулу по которой ее рассчитывают.

  31. Дайте определение понятию «контрольный уровень пылевой нагрузки (КПН) и формулу для ее расчета.

  32. Дайте определение понятию «нагревающий микроклимат»

  33. Дайте определение понятию «ТНС-индекс».

  34. Дайте определение понятию «охлаждающий микроклимат»

  35. Дайте определение понятию «среденесменная предельно допустимая концентрация (ПДКсс)».

  36. Дайте определение понятию «максимальная предельно допустимая концентрация (ПДКм)»



5. Методы обучения и преподавания.

Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных, тестовых задач. Презентация.


6. Литература.

А. Основная



  1. Алексеев С.В., Усенко В.Р.- Гигиена труда (учебник).-М., Медицина, 1989 г.

  2. Руководство к лабораторным занятием по гигиене труда (под ред. В.Ф. Кириллова).-М., Медицина, 1993 г.

Б. Дополнительная

  1. Санитарные нормы и правила по гигиене труда в промышленности (МЗ РК, 1993 г.) Омск, 1993г.

  2. Гигиенические критерии оценки классификации условий по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. № 1.04.001.2000 от 30.11.2000 г.


7. Контроль.
Вопросы тестового контроля.
1.Комбинированное действие промышленных ядов- это:

а) действие разных ядов при одинаковом пути поступлении

б) действие одинаковых ядов, но через разные пути поступления

в) действие разных ядов через разные пути поступления

г) все ответы верны
2. Аддитивное действие промышленных ядов – это:

а) феномен суммированных эффектов

б) действие больше, чем суммирование

в) эффект менее ожидаемого, чем при простой суммации

г) независимое действие

д) все ответы верны


3. Интермиттирующее действие промышленных ядов –это:

а) действие ядов с уровнем ниже ПДК

б) действие ядов с колеблющимися во времени уровнями концентрации

в) действие ядов, попадающих внутрь организма

г) действие ядов на уровне ПДК

д) все ответы верны


4.Гигиенические критерии – это:

а) показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов

б) показатели профессиональной заболеваемости

в) показатели факторов ниже ПДК и ПДУ

г) показатели, дающие право обязательно принимать санкции к нарушителям

д) все ответы верны.


5.Вредным производственным фактором могут быть:

а) физические

б) биологические

в) химические

г) факторы трудового процесса

д) все ответы верны


6. Гигиенические нормативы условий труда – это:

а) ПДК


б) ПДУ

в) ОБУВ


г) СанПиН

д) СниП
7.Укажите градации (классы) условий труда:

а) оптимальные

б) допустимые

в) вредные

г) опасные

д) все ответы верны.


  1. ТНС-индекс – это:

а) эмпирический интегральный показатель, отражающий сочетанное влияние температуры воздуха, ее влажности, скорости движения и теплового облучения на теплообмен человека

б) показатель, отражающий влияние на организм температуры воздуха и влажности

в) показатель, отражающий влияние на организм радиационного охлаждения

г) показатель, отражающий влияние на организм охлаждающего микроклимата

д) все ответы верны
9.При каком уровне теплового облучения тела человека необходимо использовать СИЗ:

а) 50 Вт/ кв.м

б) 75 Вт/ кв.м

в) 100 Вт/ кв.м

г) 150 Вт/кв.м

д) 200 Вт/ кв.м


10. Каким прибором измеряется уровень освещенности:

а) анемометром

б) психрометром

в) люксметром

г) анероидом

д) актинометром


11.Допустимая суммарная масса грузов, перемещаемая в течение каждого часа смены с рабочей поверхности для мужчин составляет:

а) 200 кг

б) 250 кг

в) 500 кг

г) 600 кг

д) до 870 кг


12.При 3.4 степени вредности нагревающего микроклимата рекомендуемый стаж работы не должен превышать:

а) 20 лет

б) 17 лет

в) 13 лет

г) 10 лет

д) 7 лет
13. Периодичность контроля за содержанием веществ 1-ого класса опасности составляет:

а) 1 раз в месяц

б) 1 раз в квартал

в) 1 раз в 6 месяцев

г) 1 раз в 10 дней

д) не регламентируется
14.Измерение среднесменных концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны проводится:

а) в течении всей смены

б) не менее 75% длительности смены

в) не менее 50% длительности смены

г) в начале и конце смены

д)5 раз за смену


15.Для достоверной характеристики воздушной среды по среднесменным концентрациям необходимо получить данные не менее, чем:

а) по 2 сменам

б) по 3 сменам

в) по 5 сменам

г) по 8 сменам

д) в течение 1-ого месяца


16.Периодичность контроля среднесменных концентрации должна составлять:

а) 1 раз в месяц

б) 2 раза в месяц

в) 1 раз в квартал

г) периодичности медицинского осмотра рабочих

д) 1 раз в год


17. При использовании систем лучистого обогрева производственных помещений рабочие места должны быть удалены от наружных стен на расстоянии не менее:

а) 5 м


б) 3м

в) 2м


г) 1м

д) 0,5 м
18.В каких единицах выражается ПДК шума:

а) мт/куб.м

б) люкс


в) дБ

г) Зв


д) Вт/кв.м
19.Для работ категории Ia-Iб объем легочной вентиляции составляет за смену:

а) 4 куб.м

б) 5 куб.м

в) 6 куб.м

г) 7 куб.м

д) 8 куб.м


20. Для работ категории IIa-II б объем легочной вентиляции у рабочего составляет:

а) 4 куб.м

б) 5 куб.м

в) 7 куб.м

г) 9 куб.м

д) 10 куб.м

21. Для работ категории III объем легочной вентиляции составляет:

а) 4 куб.м

б) 6 куб.м

в) 8 куб.м

г) 9 куб.м

д) 10 куб.м


22.Допустимой для женщин является суммарная масса грузов, перемещаемая в течение каждого часа смены с рабочей поверхности:

а) до 100 кг

б) до 150 кг

в) до 200 кг

г) до 300 кг

д) до 350 кг


23.К тяжелому труда для мужчин (степень вредности 3.2) относится труд по перемещению суммарной массы грузов в течение каждого часа с рабочей поверхности

а) до 250 кг

б) до 500 кг

в) до 1000 кг

г) до 600 кг

д) до 1500 кг


24.Двухсменная работа (без ночной смены) относится к классу:

а) оптимальной

б) допустимой

в) к классу «вредный 3.1 степени»

г) к классу « вредный 3.2 степени»

д) сверхнапряженной.


25. Трехсменная работа (с работой в ночную смену) относится к классу:

а) оптимальной

б) допустимой

в) к классу «вредный 3.1 степени»

г) к классу «вредный 3.1 степени»

д) к классу сверхнапряженной


26.Нерегулярная сменность с работой в ночное время относится к классу:

а) оптимальной

б) допустимой

в) к классу «вредный 3.1 степени»

г) к классу «вредный 3.2 степени»

д) сверхнапряженной


27.Общая оценка условий труда по степени вредности и опасности устанавливается:

а) по наиболее высокому классу и степени вредности

б) по совокупности классов

в) по средней из суммы классов

г)по разнице между классами

д) все ответы верны


28.Общая оценка труда по степени вредности и опасности в случае сочетанного действия 3 и более факторов, относящихся к классу 3.1 соответствует:

а) классу 3.1

б) классу 3.2

в) классу 3.3

г) классу 3.4

д) классу 4.0


29. Общая оценка условий труда по степени вредности и опасности в случае сочетанного действия 2-ух и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4 повышается:

а) на 1 ступень выше

б) на 2 ступени выше

в) на 3 ступени выше

г) оценивается как 4.0 класс

д) по согласованию с органами ГСН


30. Регламентированные перерывы на отдых во время работы:

а) входит в общую длительность рабочего дня

б) предоставляются сверх длительности дня

в) входят в длительность обеденного перерыва

г) высчитываются из длительности очередного отпуска

д) не оплачиваются


31.Продолжительность отдыха между сменами должна быть:

а) не менее 8 часов

б) не менее 12 часов

в) не менее 10 часов

г) не менее 14 часов

д) не регламентируется



Ситуационные задачи

Задача №1. При изучении условий труда водителей троллейбусов оказалось, что они подвергаются воздействию общей вибрации в течение всей смены. При измерении уровней вибрации на полу кабины установлены следующие ее параметры:

Среднегеометрические 2 4 8 16 32 63 125

частоты октавных полос, Гц

Уровни значений 120 119 116 120 121 118 119

Виброскорости, дБ

Температура воздуха на рабочем месте водителя в летний период достигает +33 градуса, влажность 70%, скорость движения воздуха 0.5 м/с. Длительность сосредоточенности наблюдения -более 75%

Высокая степень риска для собственной жизни и жизни других людей. Фактическая продолжительность рабочего дня – 8-9 часов. Уровень шума в кабине- 90 дБ.

Задание: а) дайте гигиеническую оценку условий труда водителей;

б) определите классы вредности и опасности каждого производственного фактора;

в) дайте общую оценку вредности и опасности данного вида труда;

г) рекомендуйте оздоровительные мероприятия.


Задача №2. На подземных рудниках Джезказгана широко используется самоходная техника – буровые установки, погрузочно-доставочная техника, вспомогательные механизмы. В отдельных забоях применяются перфораторы и скреперные лебедки. При изучении условий труда установлено наличие следующих вредных и опасных факторов:

  • Шум, вибрация (превышение ПДУ на 15 дБ);

  • Опасность травмирования;

  • Подземные воды на почве забоя и штреков;

  • Низкая освещенность (10 люкс);

  • Контакт рук со смазочным материалами

  • Загазованность воздуха (выше ПДК в 3-10 раз);

  • Содержание пыли в воздухе рабочей зоны превышает ПДК в 2-5 раз (содержание свободной двуокиси кремния – 60%);

Задание: а)дайте гигиеническую оценку условий труда горнорабочих;

б) определите классы вредности и опасности каждого производственного фактора;

в) дайте общую оценку вредности и опасности данного трудового процесса;

г) рекомендуйте оздоровительные мероприятия;

д) определите необходимый комплект СИЗ для горнорабочих.
Задача № 3. Одним из источников пылеобразования в шахтах являются буровзрывные работы. При сухом пневматическом бурении шпуров концентрация пыли в зоне дыхания колеблется от 234 до 800 мг/м куб. В пылевых пробах до 90% пылевых частиц имеют диаметр 05-5,0 мкм. При проведении периодического медицинского осмотра рабочих 2-х шахт выявлено следующее: среди рабочих шахты №1 (содержание свободного диоксида кремния в пыли около 38%) – 6 случаев силикоза, у 60% работающих раздражение слизистых верхних дыхательных путей, у 25% - слизистой глаз и у 7% - кожи; у шахтеров шахты №2 (содержание свободного диоксида кремния около –1%) – 1 случай антракосиликоза, у 49% -раздражение слизистых ВДП, у 27% - раздражение слизистых глаз, у 2%- кожи.

Задание: а) сравните указанные концентрации пыли с ПДК и ука-

жите роль дисперсности пыли и возникновении патологии органов дыхания;

б) оцените какой из указанных видов пневмокониоза является более опасным для работающих;

в) определите класс вредности и опасности трудового процесса;

г) составьте план оздоровительных мероприятий при буровзрывных работах.


Задача № 4. В производстве асбесто-технических изделий на одном из участков производиться смешение в бункере асбеста с хлопком. Над бункером размещена местная вытяжная вентиляция в виде зонта Обследование рабочего места показало, что содержание в воздухе пыли составляет 40мг/м.куб. В составе пыли 50% асбеста. Шум на рабочем месте достигает 105 дБА. Работа проводится в 2 смены, регламентированных перерывов нет.

Задание: а)дайте характеристику пыли, сравните концентрации с ПДК

б) определите класс вредности и опасности каждого производственного фактора;

в) дайте общую оценку вредности и опасности производственного процесса;

г) рекомендуйте оздоровительные мероприятия;

д) назовите специфические особенности действия асбестовой пыли на организм.


Задача № 5. Одним из этапов деревообработки на мебельной фабрике является подготовка поверхностей деталей будущей мебели путем их шлифования на станках перед окончательной отделкой (лакирование, полирование).Эти процессы сопровождались пылевыделением. При изучении запыленности воздуха были получены следующие данные. Вес фильтра до отбора пробы =35 мг, а после отбора пробы –40 мг. Пробы отбирались в течение 20 минут со скоростью 15 л/мин. При изучении пыли оказалось, что она (древесная пыль) содержит 1,5% свободной двуокиси кремния.

Задание: а)определите концентрацию пыли и сравните ее с ПДК;

б) Какие пробы необходимы для определения запыленности воздуха весовым методом;

в) определите класс вредности и опасности трудового процесса.



1.Тема №3. Классификация «Гигиенические категории оценки условий труда по показателям вредности и опасности производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса». Разработка комплекса профилактических мер. Оценка профессионального риска на промышленных предприятиях.
2. Цель занятия: Довести до студентов содержание и сущность документа «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности и напряженности трудового процесса». Ознакомить с основами оценки профессионального риска на промышленных предприятиях.
3. Задачи обучения:

1.Разъяснить студентам сущность документа МЗ РК,№1.04.001.-2000 от31.11.2000.Алматы-2000.

2.Класс условий труда по документу МЗ РК №1.04.001-2000.

3.Дать понятие о тяжести и напряженности труда.

4.Объяснить, на чем базируется отнесение условий труда к тому или иному классу опасности.

5.Разъяснить основы процедуры оценки профессионального риска.


4.Основные вопросы темы:

1.Документ «Гигиенические критерии…» МЗ РК №1.04.001-2000-основа оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудоваго процесса.

2.Аттестация рабочих мест-главная составная часть оценки условий труда.

3.Разработка комплекса профилактических мер как основа улучшения и оздоровления условий труда.

4.Профессиональный риск и его оценка.

5.Приказ МЗ РК №203-11-от 23.08.07 как правовая основа проведения аттестации предприятий по условиям труда.


5.Методы обучения и преподавания:

Изучение документа «Гигиенические критерии…»МЗ РК №1.04.001-2000.

Разбор основ оценки профессионального риска.
6.Литература:

Основная:

1.Руководство к практическим занятиям по гигиене труда. Под ред. проф.В.Ф.Кириллова.-М-ГЭОТАР.-2008.-стр.243-258.

2.Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство. МЗ РК №1.04.001.-2000.

3.Гигиена труда. Учебник для вузов. Под ред.Н.Ф.Измерова и В.Ф.Кириллова.-М-ГЭОТАР-2008.-стр.

4.Приказ Министра труда РК №203-11 от23.08.07 и Правила проведения обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда.

Дополнительная:

5.Росийская энциклопедия по медицине труда. Под ред.Н.Ф.Измерова. М.-Медицина.-2005.-653с.


7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы

1.На какие классы по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности труда делятся условия труда?

2.Что является основой отнесения условий труда к тому или иному классу?

3.Как производится оценка условий труда при разных значениях вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса?

4.Сколько показателей надо определить, чтобы оценить степень напряженности труда?

5.В каком документе устанавливается обязательная периодическая аттестация промышленных предприятий по условиям труда?

6.Что такое профессиональный риск?

7.Что такое допустимый риск?

8.Что такое остаточный риск?

9.Дайте определение индексу профессиональногоьриска.

10.Можно ли продолжать работы при наличии сверхвысокого риска?
Вопросы тестового контроля.

1.Сколько классов по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса Вы знаете?

а)3

б)4


в)5

2.Сколько показателей необходимо определить для оценки напряженности трудового процесса?

а)15

б)22


в)34

3.Сколько показателей тяжести трудового процесса Вы знаете?

а)10

б)17


в)7
4.Какие производственные объекты подлежат обязательной периодической аттестации по условиям труда?

а)Предприятия тяжелой промышленности;

б)предприятия легкой промышленности;

в)все производственные объекты на территории РК.


5.Что является основной базой для аттестации предприятия по условиям труда?

а)результаты аттестации рабочих мест;

б)производственность, предприятия;

в)численность рабочих на предприятии.



1. Тема №4. Аттестация производств по условиям труда.

страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5 страница 6 ... страница 8 | страница 9

Смотрите также: