Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Применение компьютерных технологий на уроках математики
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. С каждым днём компьютер становится всё более неотъемлемой частью учебного процесса. Ни один урок в той или иной степени не обходится без использования компьютера.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания.



Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Цели использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе:



  • Научить школьников применению способов самостоятельной деятельности

  • Привитие коммуникативных навыков

  • Развитие исследовательских умений

  • Воспитание уверенности ученика в себе.

Достижение этих целей возможно через реализацию задач:

  • Обеспечение активности учащихся через пробуждение их любознательности и позитивной мотивации к учебе

  • Правильный подбор актуальной информации

  • Оказание своевременной помощи учащимся при работе

  • Осуществление индивидуального подхода

  • Организация контроля знаний учащихся

Рассмотрим пять основных дидактических функций компьютера в преподавании математики.

  1. Выполнение упражнений, когда учащимся предлагаются ранжированные по трудности задания.

  2. Электронная доска, использование мультимедиа–проектора на уроках математики.

  3. Моделирование.

  4. Исследование, когда из числа предлагаемых вариантов ученик выбирает, аргументируя, собственное решение.

  5. Математические расчеты в курсах других дисциплин.

Конечно, выполнение всех этих функций предполагает большой труд, как учителей, так и инженеров-программистов.

Рассмотрим некоторые типы уроков с использованием информационных технологий. Компьютер на уроке математики может применяться в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме и в дистанционном, индивидуальном режиме.

1. Использование компьютера в демонстрационном режиме:


  • при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий;

  • при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия;

  • при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор;

  • при работе над ошибками и т.д.

2. Использование компьютера в индивидуальном режиме:

  • при устном, индивидуальном счете (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);;

  • при закреплении (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);;

  • при тренировке;

  • при отработке ЗУН;

  • при повторении;

  • при контроле (быстрый контроль результатов) и т.д.

3. Использование компьютера в дистанционном, индивидуальном режиме:

  • в исследовательской деятельности;

  • в проектной деятельности учащихся;

  • при проверке домашней работы;

  • при проверке контрольной работы и т.д.

Можно привести минимизированную таблицу с учетом использования информационных технологий на различных этапах урока математики.

Из приведенной таблицы мы видим, что практически на каждом этапе урока математики возможно применение обучающих программ и компьютерных технологий. Формы и место использования компьютеров на уроке, конечно, зависит от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель.

При проведении уроков математики большое внимание уделяется устным упражнениям. Задания для устного счета можно подготовить в слайдовой презентации. При проведении устного счета интерактивная доска помогает использовать различные виды деятельности, например, игровые моменты (рисунки 1-4), работы с перетаскиванием (перевести десятичную дробь в обыкновенную - каждому кролику отдать его капусту, перевести проценты в десятичную дробь - пассажира посадить на его место и т.д.).

Задание «Собери формулы» в 7 классе при изучении формул сокращенного умножения демонстрирует умение учащихся группировать, классифицировать, проводить логические связи, анализировать.

Практикуется для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Например, на уроке геометрии в 10 классе по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве» изложение материала можно сопровождать компьютерной презентацией, в которой наглядно показывается возможное расположение двух прямых в пространстве. Визуально представляются параллельные прямые, скрещивающиеся прямые, показывается, сколько можно провести прямых через точку С, параллельных а, скрещивающихся с а.

Практика показывает, что уроки с использованием презентаций позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы.

Интерактивная доска играет большую роль в изменении содержания и стиля преподавания геометрии. Учителя математики хорошо знают, сколько времени приходится тратить, чтобы начертить мелом на доске обычное геометрическое построение, особенно если это делает не учитель, а ученик. А с помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, это требует нескольких секунд. Современный компьютерный чертеж выглядит как традиционный, но его можно перемещать, тиражировать, видоизменять. Появляется возможность добиваться от учащихся точных и грамотных формулировок (констатирующих то, что они видят). При доказательстве теорем, при решении задач они могут выделить цветом равные элементы, наложить одну фигуру на другую, доказывая их равенство.

При подготовке к урокам геометрии заранее готовятся изображения пространственных фигур, тел вращения, чтобы не тратить время на уроке.

Например, уроки геометрии в 11 классе по темам: «Цилиндр», «Конус», «Сфера. Шар» и др.

При объяснении нового материала удобно использовать заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыку. При использовании интерактивной доски тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Например, при объяснении новой темы «Ромб. Квадрат» в 8 классе, рассматривая свойства ромба, мы сначала устно проговариваем их, исходя из определения ромба, что это параллелограмм, а затем открываем их на доске.

При фронтальной работе на уроке возможности интерактивной доски также велики. Все средства обучения, рассчитанные на фронтальную работу в классе, можно сочетать с применением электронной доски:

• проверку и самопроверку математического диктанта либо домашней работы можно провести, показав ответы на доске;

• во время работы по изучению нового материала показывается грамотное оформление задачи;

• во время подготовки к самостоятельной работе и при ее проведении также используется доска, для иллюстрации образцов решения задач.

Использование интерактивной доски при подготовке к зачетам позволяет более рационально использовать время на уроке, рассмотреть все задания, как обязательной части, так и дополнительной. Например, используя заранее заготовленные страницы при подготовке к зачету в 8 классе по теме: «Площадь», «Теорема Пифагора», покоряя вершины разного уровня, можно повторить все формулы площадей, ответить на вопросы теста и решить задачи разной сложности.

Использование интерактивной доски позволяет организовать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся.

При проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов) с использованием шторки (затенение экрана) или инструмента Ластик. Например: урок в 5 классе с использованием интерактивной доски. Тема «Проценты». Дана таблица, в которой в верхней строке записаны проценты, нижнюю строку нужно заполнить – перевести проценты в десятичную дробь. Проверка производится на уроке, инструментом Ластик стираем нижнюю строку, и появляются ответы.

При отработке навыков решения квадратных уравнений можно предложить разноуровневые задания (А, В и С) в нескольких вариантах для группы. Право выбрать уровень заданий предоставляется учащимся самостоятельно. После выполнения каждого задания учащиеся выполняют проверку своих заданий путем сравнения результатов на доске. После оценивания выполненных заданий, набранные баллы заносятся в индивидуальный оценочный лист. От общего количества баллов будет зависеть оценка работы на уроке.

Наравне с традиционными самостоятельными и контрольными работами, зачетами, смотрами знаний и т.п. можно использовать тесты как одну из форм контроля. Использование тестов на уроках математики дает возможность осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения; вносить своевременную коррекционную работу в процесс преподавания; достоверно оценивать и управлять качеством обучения.

Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой делается первая оценка уровня обученности по данной конкретной теме, позволяющая к тому же реально оценить готовность к итоговому контролю в иных, традиционных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.

Тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля. Учащиеся с удовольствием выполняют тестовые задания.

Какие плюсы есть при применении тестов? Во-первых,  все ученики находятся в равных условиях. Во - вторых оценки выставляет компьютер, а не учитель, что исключает, если так можно выразиться, человеческий фактор (при этом исключаются всяческие обвинения в адрес учителя по поводу заниженных отметок). 

Использование компьютерной техники, интерактивной доски делает процесс обучения более наглядным и динамичным. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание своего педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяют повышать качество знаний учащихся, расширяет горизонты школьной математики.

Особенностью учебно-воспитательного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

В то же время есть и затруднения, возникающие при работе с интерактивной доской:

• предварительный процесс обучения детей работе на доске;

• строгое соблюдение САНПИНА;

• большая затрата времени, трудоемкость при подготовке к урокам (Работа с электронной доской требует от учителя большой предварительной подготовки к каждому уроку: создание необходимых материалов, использование разнообразных цветов, мультимедийных файлов);

• недостаток оборудования (В кабинете математики электронной доски нет, и не всегда есть возможность попасть в кабинеты, где есть интерактивная доска).

Но это все окупается, так как интерактивная доска в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создает необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Она позволяет создать условия для повышения процесса обучения. Использование интерактивной доски на уроках имеет следующие преимущества:

1. Материалы к уроку готовятся заранее - это обеспечивает хороший темп занятий и сохраняет время на обсуждения.

2. Можно сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

3. Использование информации различных мультимедийных ресурсов;

4. Упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность;

5. Высокая плотность, динамичность и мобильность урока;

6. Возможность выхода за рамки школьной программы;

7. Повышение мотивации учащихся к обучению.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Интеграция всех возможностей компьютерных технологий в образовании помогают стимулировать познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию учащихся по отношению к себе и к своему образованию.

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.



«Тебе скажут — ты забудешь,

Тебе покажут — ты запомнишь,

Ты сделаешь — ты поймёшь» (основное содержание доклада содержится в этих словах)

Особенностью компьютерного обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.


Министерство образования и науки Республики Казахстан

«Применение компьютерных технологий на уроках математики»
Выступление на городском семинаре учителей математики

Подготовила: Дюсембаева М.К.



учитель математики ОСШ №82

Караганда 2010

страница 1

Смотрите также: