страница 1 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ САМОУБИЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Проблема суицидального поведения у детей и подростков остается актуальной во всем мире.
Периодическое появление суицидальных мыслей у детей и подростков не следует считать патологией. В детстве и подростковом возрасте они являются частью нормального процесса развития, особенно, если подростки сталкиваются с решением экзистенциальных проблем. Более половины учащихся старших классов средней школы признают, что у них время от времени возникают мысли о самоубийстве. Подростки нуждаются в том, чтобы иметь возможность обсудить эти вопросы с взрослыми.
Суицидальные мысли у детей и подростков приобретают патологический характер, если реализация этих мыслей кажется им единственным выходом из трудных ситуаций. В этих случаях возникает серьезный риск суицидальных попыток и самоубийств.
Мальчики совершают самоубийства намного чаще, чем девочки. Уровень самоубийств среди мальчиков в среднем в 4,6 раз выше, чем среди девочек, как в городской, так и в сельской местности. В то же время частота суицидальных попыток у девочек вдвое-втрое больше в сравнении с мальчиками. Наибольшее число самоубийств происходит в возрасте 14-17 лет (около 50 % всех суицидов и около 80% всех попыток самоубийств). При этом отмечена устойчивая тенденция к увеличению случаев самоубийств среди детей и подростков в сельской местности.
Девочки чаще страдают депрессией, но им бывает легче поделиться своими проблемами и обратиться за помощью, что, вероятно, помогает предотвращению суицидальных действий со смертельным исходом.
Мальчики чаще бывают более агрессивными и импульсивными, а также нередко совершают поступки под воздействием алкоголя или наркотиков, что увеличивает вероятность фатального исхода.
Факторы и ситуации риска самоубийства
I. Особенности семьи и психотравмирующие (стрессовые) события в детстве:
-
психические отклонения у родителей, особенно, аффективные расстройства (депрессия) или другие психические заболевания;
-
злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антисоциального поведения у членов семьи;
-
история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
-
насилие в семье (включая психическое насилие над ребенком);
-
недостаток внимания и заботы о детях в семье;
-
конфликтные отношения между членами семьи, неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
-
частые ссоры между родителями, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье;
-
развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;
-
частые переезды со сменой места жительства;
-
чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении детей;
-
излишняя авторитарность родителей;
-
отсутствие у родителей времени и, как следствие, недостаточное внимание к состоянию ребенка, их неспособность к своевременному обнаружению проявлений стресса, нарушений эмоционального состояния ребенка и признаков негативного влияния окружающей среды;
-
отсутствие гибкости членов семьи.
II. Особенности личности
-
нестабильность настроения;
-
агрессивное поведение, злобность;
-
склонность к демонстративному поведению;
-
высокая степень импульсивности;
-
раздражительность;
-
ригидность мышления и стиля преодоления трудностей;
-
недостаточная способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди подростков, и т.д.);
-
неспособность реальной оценки действительности;
-
тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;
-
идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности;
-
легко возникающее чувство разочарования;
-
тревога и подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах;
-
самодовольство, излишняя самоуверенность;
-
чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за проявлениями надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения в отношении школьных друзей или взрослых, включая родителей;
-
проблемы половой идентичности или сексуальной ориентации;
-
сложные, неоднозначные отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками.
III. Психические расстройства
Чаще всего встречаются депрессия, тревожные расстройства, злоупотребление алкоголем и наркотиками, нарушения пищевого поведения.
Школьники, страдающие депрессией, нередко жалуются на соматические симптомы: жалобы на головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах или груди. Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения. Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения описывают как самый частый предвестник самоубийства у подростков.
Негативные события жизни, провоцирующие суицидальное поведение:
-
ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются),
-
неприятности в семье;
-
разлука с друзьями, любимой девушкой/ парнем, одноклассниками и др.;
-
смерть любимого или другого значимого человека;
-
разрыв отношений с любимым человеком;
-
межличностные конфликты или потери;
-
проблемы с дисциплиной и законом;
-
давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушительному поведению других;
-
запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
-
разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе;
-
высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
-
безработица, проблемы с трудоустройством, тяжелое экономическое положение;
-
нежелательная беременность, аборт и его последствия;
-
серьезная физическая болезнь.
Признаки кризисного состояния
-
потеря интереса к обычной деятельности;
-
внезапное снижение успеваемости;
-
необычное снижение активности, безволие;
-
плохое поведение в школе, нарушения дисциплины;
-
необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы;
-
увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков;
-
инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках.
-
Любые неожиданные или драматические изменения, влияющие на поведение подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения успеваемости, посещения школы или поведения следует принимать всерьез.
Предупреждение суицидов:
-
укрепление самоуважения и положительной самооценки детей;
-
положительная самооценка и чувство собственного достоинства помогает детям и подросткам избегать эмоциональных проблем и уныния, предоставляет им возможность успешного преодоления трудных и травмирующих ситуаций в жизни.
Для выработки у детей положительной самооценки и самоуважения используются различные способы
-
Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку.
-
Ощущение успешности, достижений в чем-либо, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
-
Не следует оказывать постоянное давление на подростка или юношу и предъявлять чрезмерные требования в отношении достижения все лучших и лучших результатов (в учебе, жизни и т.д.).
-
Взрослым недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.
-
Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они – дети.
-
Жалость и сочувствие снижают самоуважение, тогда как эмпатия способствует его повышению, поскольку она не содержит осуждения.
-
Эффективной стратегией является обязательное обучение жизненным навыкам, вначале на жизненных примерах других. Курс обучения должен включать обучение навыкам оказания поддержки сверстникам и друзьям, а также умению в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым.
-
Поощрение выражения эмоций и чувств.
-
Предотвращение запугивания и физического насилия в школе.
-
Информирование о возможностях оказания помощи.
Прямое предоставление подросткам сведений относительно самоубийств нецелесообразно предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.
Самоубийство не является громом с ясного неба: дети с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер.
Меры по предупреждению самоубийств у детей и подростков включают:
-
своевременное выявление детей с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
-
формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
-
облегчение душевных страданий;
-
проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
-
оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
-
контроль посещаемости занятий и прогулов;
-
дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними);
-
предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
-
своевременное направление детей на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем и наркотиками.
Материал подготовлен
ГУ «Мостовский районный центр гигиены
и эпидемиологии»
страница 1
|