Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ САМОУБИЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Проблема суицидального поведения у детей и подростков остается актуальной во всем мире.

Периодическое появление суицидальных мыслей у детей и подростков не следует считать патологией. В детстве и подростковом возрасте они являются частью нормального процесса развития, особенно, если подростки сталкиваются с решением экзистенциальных проблем. Более половины учащихся старших классов средней школы признают, что у них время от времени возникают мысли о самоубийстве. Подростки нуждаются в том, чтобы иметь возможность обсудить эти вопросы с взрослыми.

Суицидальные мысли у детей и подростков приобретают патологический характер, если реализация этих мыслей кажется им единственным выходом из трудных ситуаций. В этих случаях возникает серьезный риск суицидальных попыток и самоубийств.

Мальчики совершают самоубийства намного чаще, чем девочки. Уровень самоубийств среди мальчиков в среднем в 4,6 раз выше, чем среди девочек, как в городской, так и в сельской местности. В то же время частота суицидальных попыток у девочек вдвое-втрое больше в сравнении с мальчиками. Наибольшее число самоубийств происходит в возрасте 14-17 лет (около 50 % всех суицидов и около 80% всех попыток самоубийств). При этом отмечена устойчивая тенденция к увеличению случаев самоубийств среди детей и подростков в сельской местности.

Девочки чаще страдают депрессией, но им бывает легче поделиться своими проблемами и обратиться за помощью, что, вероятно, помогает предотвращению суицидальных действий со смертельным исходом.

Мальчики чаще бывают более агрессивными и импульсивными, а также нередко совершают поступки под воздействием алкоголя или наркотиков, что увеличивает вероятность фатального исхода.


Факторы и ситуации риска самоубийства

I. Особенности семьи и психотравмирующие (стрессовые) события в детстве:

  • психические отклонения у родителей, особенно, аффективные расстройства (депрессия) или другие психические заболевания;

  • злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антисоциального поведения у членов семьи;

  • история самоубийства и суицидальные попытки в семье;

  • насилие в семье (включая психическое насилие над ребенком);

  • недостаток внимания и заботы о детях в семье;

  • конфликтные отношения между членами семьи, неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;

  • частые ссоры между родителями, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье;

  • развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;

  • частые переезды со сменой места жительства;

  • чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении детей;

  • излишняя авторитарность родителей;

  • отсутствие у родителей времени и, как следствие, недостаточное внимание к состоянию ребенка, их неспособность к своевременному обнаружению проявлений стресса, нарушений эмоционального состояния ребенка и признаков негативного влияния окружающей среды;

  • отсутствие гибкости членов семьи.


II. Особенности личности

  • нестабильность настроения;

  • агрессивное поведение, злобность;

  • склонность к демонстративному поведению;

  • высокая степень импульсивности;

  • раздражительность;

  • ригидность мышления и стиля преодоления трудностей;

  • недостаточная способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди подростков, и т.д.);

  • неспособность реальной оценки действительности;

  • тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;

  • идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности;

  • легко возникающее чувство разочарования;

  • тревога и подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах;

  • самодовольство, излишняя самоуверенность;

  • чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за проявлениями надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения в отношении школьных друзей или взрослых, включая родителей;

  • проблемы половой идентичности или сексуальной ориентации;

  • сложные, неоднозначные отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками.


III. Психические расстройства

Чаще всего встречаются депрессия, тревожные расстройства, злоупотребление алкоголем и наркотиками, нарушения пищевого поведения.



Школьники, страдающие депрессией, нередко жалуются на соматические симптомы: жалобы на головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах или груди. Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения. Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения описывают как самый частый предвестник самоубийства у подростков.

Негативные события жизни, провоцирующие суицидальное поведение:

  • ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются),

  • неприятности в семье;

  • разлука с друзьями, любимой девушкой/ парнем, одноклассниками и др.;

  • смерть любимого или другого значимого человека;

  • разрыв отношений с любимым человеком;

  • межличностные конфликты или потери;

  • проблемы с дисциплиной и законом;

  • давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушительному поведению других;

  • запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

  • разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе;

  • высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);

  • безработица, проблемы с трудоустройством, тяжелое экономическое положение;

  • нежелательная беременность, аборт и его последствия;

  • серьезная физическая болезнь.

Признаки кризисного состояния

  • потеря интереса к обычной деятельности;

  • внезапное снижение успеваемости;

  • необычное снижение активности, безволие;

  • плохое поведение в школе, нарушения дисциплины;

  • необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы;

  • увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков;

  • инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках.

  • Любые неожиданные или драматические изменения, влияющие на поведение подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения успеваемости, посещения школы или поведения следует принимать всерьез.


Предупреждение суицидов:

  • укрепление самоуважения и положительной самооценки детей;

  • положительная самооценка и чувство собственного достоинства помогает детям и подросткам избегать эмоциональных проблем и уныния, предоставляет им возможность успешного преодоления трудных и травмирующих ситуаций в жизни.


Для выработки у детей положительной самооценки и самоуважения используются различные способы

  • Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку.

  • Ощущение успешности, достижений в чем-либо, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.

  • Не следует оказывать постоянное давление на подростка или юношу и предъявлять чрезмерные требования в отношении достижения все лучших и лучших результатов (в учебе, жизни и т.д.).

  • Взрослым недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.

  • Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они – дети.

  • Жалость и сочувствие снижают самоуважение, тогда как эмпатия способствует его повышению, поскольку она не содержит осуждения.

  • Эффективной стратегией является обязательное обучение жизненным навыкам, вначале на жизненных примерах других. Курс обучения должен включать обучение навыкам оказания поддержки сверстникам и друзьям, а также умению в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым.

  • Поощрение выражения эмоций и чувств.

  • Предотвращение запугивания и физического насилия в школе.

  • Информирование о возможностях оказания помощи.

Прямое предоставление подросткам сведений относительно самоубийств нецелесообразно предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.

Самоубийство не является громом с ясного неба: дети с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер.

Меры по предупреждению самоубийств у детей и подростков включают:


  • своевременное выявление детей с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;

  • формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;

  • облегчение душевных страданий;

  • проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;

  • оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;

  • контроль посещаемости занятий и прогулов;

  • дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними);

  • предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;

  • своевременное направление детей на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем и наркотиками.

Материал подготовлен



ГУ «Мостовский районный центр гигиены

и эпидемиологии»

страница 1

Смотрите также: