Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ПРОЕКТ «САМОПОЗНАНИЕ» В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

(информация для учителей ШГ № 32,

2010-2011 учебный год)

I. Проект «Самопознание» - что это такое?

Проект «Самопознание» является государственной экспериментальной образовательной программой, которая основана на возрождении общечеловеческих нравственно-духовных ценностей и адресована детям, подросткам и юношеству. Этот проект появился в Казахстане в 2001 году и получил полную всестороннюю поддержку со стороны руководства Министерства образования и науки Республики Казахстан.

II. Почему появилась потребность в такой образовательной программе?

В конце 80-х-начале 90-х годов в постсоветском обществе произошло много социальных, экономических, политических и культурных трансформаций. Для постсоветских регионов наступило время рыночных реформ, политической модернизации, государственной независимости. С выбором суверенного пути развития, ориентацией на рыночное хозяйствование Казахстан встал перед проблемой трансформации общественного сознания.

Изменились ценности жизни (например, коллективизм стал заменяться корпоративностью и индивидуализмом, ценности личного плана стали важнее ценностей общественных, групповых), появился новый рыночный общественный уклад. Эти обстоятельства привели к поиску ценностей, которые могли бы способствовать установлению между нашими согражданами отношений добра, справедливости, взаимопомощи, терпимости, а также ценностей, которые бы способствовали раскрытию и реализации творческих возможностей каждой личности. В этих условиях изменились общественные идеалы и стереотипы поведения людей, поэтому потребовалось коренное преобразование содержания знаний, обновление методов и совершенствование технологий обучения и воспитания молодежи.

Таким образом, с начала 90-х годов стал востребован совершенно иной тип личности, чем тот, который воспроизводился системой образования, воспитания и просвещения на протяжении 70 лет в условиях советского социалистического государства. Система образования в РК нуждалась в моделировании принципиально нового подхода в развитии гармоничной личности нового демократического, рыночного общества.

Казахстанская педагогическая наука оказалась перед сложной проблемой поиска, выбора и реализации педагогической доктрины воспитания личности нового типа. Основными чертами такой личности должны были стать: умение выбрать свой индивидуальный путь в условиях разнообразия жизненных условий, творческое и критическое мышление, толерантное отношение к другим, гуманизм, способность к самореализации, самоактивность, ответственность.

Именно поэтому в последнее десятилетие перед казахстанским обществом в целом и конкретно перед учителями, воспитателями, родителями со всей очевидностью встала проблема нравственно-духовного воспитания новых поколений. Ответом на возникшую потребность общества стал эксперимент по разработке и апробации нового образовательного проекта «Самопознание».

Впервые на государственном уровне задача обучения подрастающих поколений универсальным или общечеловеческим ценностям была предложена Первой Леди страны Сарой Алпысовной Назарбаевой - автором проекта «Самопознание».

III. Что лежало в основе авторской идеи проекта?

Суть программы «Самопознание» автор проекта видит в том, чтобы Любить и быть Любимым, жить во имя Любви, быть всегда самим собой, не подражать кому-то, а развивать свои собственные возможности, таланты; обязательно различать что такое «хорошо» и что такое «плохо»; быть ответственным за свои мысли, слова, поступки; жить в гармонии с самим собой и окружающим миром; всегда помогать людям, чем только можно; жить по совести, не предавая своего высшего внутреннего «Я», созидать, творить на благо общества; совершенствоваться постоянно. Все это - основные принципы жизни гармонично развитого человека, все это и есть курс «Самопознание».

«Этот проект мы назвали «Самопознание», - говорит С.А.Назарбаева, - потому что пока человек не познает сам себя, свои возможности, свое предназначение - он будет игрушкой в руках судьбы. Если же мы начинаем задумываться над глубокими философскими вопросами о том, кто мы, откуда мы, для чего пришли в этот мир и куда идем - это уже первый шаг к тому, чтобы осознать свое невежество, а, значит, изменить свое мировоззрение, свое внутреннее «Я» в лучшую сторону...

В жизни не бывает случайностей, во всем есть определенная связь, закономерность. И проект «Самопознание» возник не случайно. Мы вместе с вами, нашими единомышленниками, решаем очень важное для человеческой души дело - помогаем человеку осознать себя, научиться жить по совести, научиться быть человеком.

Что есть человеческая жизнь в масштабах вселенской вечности? Миг, мгновение - и только. Так разве не важно прожить отпущенное нам время с наименьшими проблемами для себя и для других?

Это наша святая миссия - научить жить молодое поколение так, чтобы было меньше ошибок, страданий, насилия, чтобы молодые люди жили в радости и любви. А для этого и педагоги, и родители должны пропустить через свое сердце философию самопознания».

Как неоднократно подчеркивает автор проекта, дети могут получить от мира взрослых достойный опыт совместной жизни в семье, в коллективе, в сообществе. Что включает в себя такой опыт? Прежде всего, жизнь в согласии с самим собой и с миром окружения: Вселенной, другими существами, с мыслями, чувствами, с делами и поступками.

Как достичь такого согласия? Только на пути мира, любви, взаимного уважения, терпимости, взаимопомощи, благодарности, сочувствия, поддержки, одобрения. Этот путь и есть постижение нравственного опыта человечества, приобщение к культурным, духовным традициям старших поколений, своего народа, землян в целом.

Подобный опыт приходит с годами, с мудростью жизни. Так человек и человечество познают истину. Вполне понятно, что дети, подростки и юношество подобным опытом не обладают, так как находятся еще в начале своего жизненного пути.

Задача взрослых и, прежде всего, - педагогов, воспитателей, родителей, общественности - в том, чтобы такой коллективный опыт человечества передать молодым поколениям, сделать его доступным уже на ранних этапах жизни.



IV. Какими средствами, по каким путям можно передать молодым поколениям уроки мудрости жизни, этики жизни, нравственной духовности?

Очевидно, что один из эффективных способов передачи социального, культурного опыта - через систему образования - так как это именно это тот путь, к которому имеют доступ практически все дети и подростки, по которому проходит каждый человек. Мировая практика показывает, что целесообразно начинать обучение детей нравственным поступкам, достойным отношениям с младшего возраста. Как известно, процесс формирования личности, воспитания человеческих качеств происходит до 21-23 лет, то есть до наступления социальной зрелости. Поэтому были определены временные рамки образовательной программы - от предшкольного возраста до вузовской подготовки.



V. В чем заключаются цели и задачи программы «Самопознание»?

Цель и задачи программы «Самопознание» связаны с приобщением детей, подростков, юношества к миру общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Что это означает? Постепенное (поэтапное) знакомство детей и подростков с нормами человеческого общения, с принципами общечеловеческой нравственности, формирование и развитие у них навыков гражданской культуры, гуманного общения. Эти знания, навыки, способности будут служить основой для достижения взаимопонимания и согласия с людьми, обретения способности приходить на помощь и оказывать поддержку другим людям. Нравственно-духовное воспитание и образование поможет стать ребенку, подростку оптимистом и быть уверенным в успешности личной судьбы.

Цель образовательной программы - содействовать эффективной социализации детей и учащийся молодёжи в процессе воспитания и обучения, начиная с дошкольного и завершая вузовским этапом. Под социализацией понимается процесс «включения» молодых поколений в доступные их возрастным особенностям отношения (игровые, ученические, дружеские, семейные) и деятельность на основе усвоенных («присвоенных») социальных норм. В основу проекта «Самопознание» положена идея нравственно-духовного совершенствования молодежи в системе воспитания и образования, основанная на принципах гуманной педагогики, безусловном признании приоритета Личности.

Задачи образовательного проекта многогранны, но их главное предназначение - дать казахстанским детям и молодежи практические навыки эффективного взаимодействия с социальным миром, «вооружить» необходимыми знаниями в области человековедения.

VI. Чем отличается проект «Самопознание» от других образовательных и воспитательных проектов?

Курс/предмет «Самопознание» не имеет аналогов в известной нам мировой практике. Он направлен на обучение детей и молодежи ценностям, на формирование у них навыков конструктивного общения, на самораскрытие личностного потенциала, на поиск и обретение себя в многогранном мире человеческих взаимодействий, на позитивное выстраивание личной судьбы, определение жизненного пути в соответствии со своими интересами, склонностями, возможностями.

Можно сказать, что предмет «Самопознание» предлагает новую образовательную технологию, когда в процессе воспитания, обучения происходит самораскрытие потенциала человека, из индивида он становится личностью, формируется как гражданин. За счет особой атмосферы совместного творчества все участники программы могут раскрыть себя, развить свои способности, познать свои возможности.

Содержание предмета «Самопознание» имеет интегрированный характер и включает в себя знания как из естественно-научных областей (валеология, экология, биология, физиология, медицина) так и из социогуманитарных (этика, психология, философия, социология, правоведение и др.) дисциплин. Можно сказать, что по своему содержанию область предмета «Самопознание» является мультидисциплинарной. Это понятно, так как человек в качестве становящейся личности - предмет не одной, а многих наук, его познающих.



VII. Что показал анализ экспериментального этапа образовательной программы «Самопознание»?

Выяснилось, что предмет «Самопознание»



  • позволил найти недостающее звено в системе современной образовательно-воспитательной деятельности, занял совершенно определенное место в структуре предшкольной, школьной и вузовской подготовки. Он не замещает другие предметы, а, напротив, дополняет отсутствующее в них содержание и восполняет утраченный отечественным образованием гуманистический потенциал.

  • Помог глубже понять задачи современного образования для развития личностного потенциала подрастающих поколений, формирования у молодежи новой гражданственности.

  • Способствовал переосмыслению содержания традиционных и новых подходов к обучению и воспитанию, уточнению системы современных принципов педагогической теории, разработке обновленных критериев к дидактическим требованиям.

  • Указал на совершенно новую роль современного воспитателя и учителя, которые становятся настоящими старшими друзьями для детей и подростков, помогают им разбираться в непростых вопросах жизни, сотрудничества, творчества, познания себя и других.

VIII.«Самопознание» - теоретический или практический предмет?

Обучение в программе носит комплексный - и теоретический, и практический характер. Программа «Самопознание» сосредоточена на знакомстве детей и учащейся молодежи с практическими механизмами процессов самопознания, самовоспитания, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самоактуализации, самосовершенствования. Поэтому предмет может определяться как прикладной, то есть не только сообщающий определенные знания, но и формирующий у молодежи умения и закрепляющий соответствующие навыки.

В программе применяются классические методы и новые методики: практикуются совместные обсуждения вопросов, «мозговые» атаки, работа в парах и в микрогруппах, ролевые игры, анализ ситуаций, комментирование мыслей, чтение различных произведений, проведение исследований на заданную тему. На занятиях по предмету «Самопознание» дети, подростки, юношество дискутируют, размышляют, проектируют, моделируют, рисуют, поют, объясняются в любви, учатся прощать, быть благодарными и терпимыми, тренируются в умении не разжигать конфликты, постигают высшую суть своего «Я».

Содержание образовательной программы «Самопознание» выстроено по принципу концентрических кругов. На каждом обучающем этапе ценности усваиваются через доступное данному возрасту мировосприятие, благодаря чему формируется соответствующее понимание мира, людей, отношений, себя.

Педагогический процесс ориентирован на нравственно-духовное совершенствование личности ребенка. Перестраиваются методы предметного обучения, на протяжении всего времени социализации ребенок, подросток, юноша вовлекаются во всевозможные дошкольные, школьные и внешкольные технологии (способы деятельности) человековедения.

IX. Есть ли общее у программы «Самопознание» с религией?

Религия является одной из древних форм общественного сознания человечества, народов, и она тоже обращается к проблеме ценностного отношения к миру, воспитывает человека в религиозно-духовной нравственной традиции. Курс и программа «Самопознание» опираются на светские (то есть нерелигиозные) представления о нравственности, о добре и зле, о достоинстве. Между тем и у религиозных, и у светских норм и принципов есть общая область - область общечеловеческого понимания добра и зла, справедливости, праведности.

Как известно, религия формирует нравственно смиренного человека, покорного судьбе, данной свыше. Главным средством религиозного воздействия на личность служит проповедь, призыв быть честным, добродетельным, покорным.

Программа «Самопознание» ориентирована на более широкий контекст деятельности, чем религия. Она опирается на современные реалии жизни, в которых наиболее успешен человек самостоятельный, деятельный, находящийся в центре социальных преобразований (а не уходящий в мир религиозного созерцания), умеющий преодолевать трудности и понимающий природу, причины испытаний, которые преподносит ему жизнь. Поэтому главное предназначение программы «Самопознание» - обучить детей и молодёжь активно действовать, преодолевать сомнения, не мириться с несправедливостью, изживать вредные привычки, нести добро и свет, гармонию и любовь в свои отношения с миром людей. Призвание программы «Самопознание» - формировать активную гражданскую позицию у наших детей на основе позитивного отношения к переменам, к поиску своего Я в многообразном мире.



X. Какие методы и приемы используются в образовательной программе «Самопознание»?

В программе «Самопознание» используются различные методические приемы, педагогические средства, научно-методические принципы. Занятия строятся на содержательном материале из различных областей социогуманитарного и естественно-научного знания. Дети изучают основы этики (азбуки поведения), психологии общения, философии поступка, экологии человека в форме чтения и анализа произведений народного фольклора, литературы, публицистики, в виде ролевых игр, проективной работы, в ходе дискуссий, в процессе выполнения индивидуальных и групповых упражнений в группе, классе, дома, а также вне воспитательного или образовательного учреждения.

К процессу развивающего обучения подключаются родители, другие члены семьи, представители общественности. Все это делает предмет «Самопознание» практически ориентированным, позволяет устанавливать связи между разными поколениями и группами людей.

Предмет «Самопознание» дает возможность: усваивать нормы общечеловеческой нравственности, постигать этнокультурные традиции общения, формировать систему ценностных убеждений, обучаться эффективным способам сотрудничества с другими людьми (не только со сверстниками, но и с представителями разных поколений, культурных традиций). А все это, вместе взятое, как раз и относится к задачам развивающего обучения.



XI. Нужен ли специализированный учебный кабинет для предмета «Самопознание»?

Содержание и методика предмета «Самопознание» предполагают наличие в образовательных учреждениях специализированного учебного кабинета «Самопознание».

страница 1

Смотрите также: