страница 1 Программа дисциплины Форма
для студентов Ф СО ПГУ 7.18.2/07
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра иностранной филологии
программа дисциплины
для студентов
д
Кегль 14,
буквы строчные, кроме первой прописной
исциплина «История языка»
для студентов специальности 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка»
Павлодар
Лист утверждения Форма
к программе дисциплины Ф СО ПГУ 7.18.2/11
для студентов
УТВЕРЖДАЮ
Декан Факультета филологии, журналистики и искусства
____________Сарбалаев Ж.Т.
«___»_____________200_г.
Составитель: ст. преподаватель ______________Оспанова Н.А.
Кафедра иностранной филологии
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
д
Кегль 14,
буквы строчные, кроме первой прописной
исциплины «Теоретическая фонетика» специальностей 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка»
Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной «____» _________200_г.
Рекомендована на заседании кафедры от «___»____________200_г.
Протокол №_____.
Заведующий кафедрой ______________________ Каирбаева А.К.
Одобрена методическим советом Факультета филологии, журналистики и искусства «_____»______________200_г. Протокол №____
Председатель МС_________________________ Жуманкулова Е.Н.
Данные о преподавателях:
Преподаватель кафедры «Иностранная филология»
Оспанова Назым Аскаровна
Приемные часы на кафедре: с 10 до 13 по вторникам, ауд. № 422
Тел. 673631 (133)
E-mail: nazilya@topmail.kz
Данные о дисциплине:
Для студентов, обучающихся очно на базе ОСО, СПО данная дисциплина читается в 3 семестре. На изучение данной дисциплины отведено 60 часов, из них 15 часов аудиторной работы и 45 часов – на самостоятельную работу студента. В конце семестра проводится экзамен.
Пререквизиты:
Освоение данного курса предполагает изучение таких дисциплин как базовый иностранный язык, теоретическая и практическая грамматика, теоретическая и практическая фонетика, страноведение.
Краткое описание дисциплины:
1.1 Целью курса «История языка» является:
1) расширение круга сведений по интралингвистическим проблемам становления и развития изучаемых языков;
2) обеспечить дополнительные сведения по смежным лингвистическим дисциплинам, а также по страноведению и культурологи стран изучаемых языков;
3) научить четко представлять исторические процессы, происходящие в языке в связи с историей развития общества;
4) научить объяснить нормы современного языка и его особенности с точки зрения законов его исторического развития.
1.2 Задачи дисциплины:
1) Теоретически освятить постепенное развитие языка, переход его от синтетического строя к аналитическому.
2) Выявить наличие тесной связи истории английского языка (истории его словарного состава) с историей и культурой английского народа.
3) Ввести студентов в наиболее важные проблемы современных исследований способов словообразования; заимствования как отражение внешних связей с другими народами; глубокие изменения словарного состава языка, связанные с завоеваниями.
4) Развить у студентов умение самостоятельно перерабатывать текущую научную информацию по исследованиям истории языка, необходимые для основы теоретической подготовки студентов по английскому языку.
1.3 В результате изучения дисциплины студент должен знать:
1) основные этапы развития изучаемого языка;
2) процессы исторического развития изучаемого языка в связи с историей народа;
3)место истории языка в системе других теоретических языковых дисциплин;
4) основные процессы изменений в области фонетики, грамматики и лексики;
5) современное состояние и тенденции развития истории языка как наукию
1.4 В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
1) анализировать и обобщать факты современного состояния с опорой на знание социо-культурных, этнолингвистических, политических и экономических условий его формирования;
2) самостоятельно работать с историческими и этимологическими словарями;
3) объяснить явления речевого узуса и нормативного литературного употребления для обеспечения полноценной коммуникативно-когнитивной и личностно-центрированной функции иностранного языка;
4) объяснять специфические черты современного английского, немецкого языков с точки зрения их истории;
5) интерпретировать языковые (фонетические и грамматические) изменения слов;
6) определять с помощью исторического словаря лексику общеиндоевропейского, германского, романского и т.д. происхождений;
7) объяснять семантические изменения в значении слов, возникающие в ходе исторического развития словарного состава изучаемого языка.
Список литературы
Основная литература
1 Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
2 Ильиш Б. А. История английского языка. М., 1968
3 Иванова И.П. Хрестоматия по истории английского языка. Л., 1973
4 Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. М., 1971
5 Смирницкий А.И. Хрестоматия по истории английского языка. М., 1975
6 Иванова И.П. Чахоян Л.П. История английского языка. М.,1976
Дополнительная литература
7 Смирницкий А.И. Хрестоматия по истории английского языка (средний и новый периоды) М., 1965
8 Ярцева В.Н. Историческая морфология английского языка. М., 1965
8 Ярцева В.Н. Исторический синтаксис английского языка. М., 1965
9 Thomas Pyles, John Algeo The origin and development of the English language. the USA., 1993
10 Бруннер К. История английского языка. Пер. с нем. М.: 1965
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план Форма
дисциплины Ф СО ПГУ 7.18.2/07
3.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Очное на базе СПО
|
№ п/п
|
Наименование тем
|
Количество часов
|
|
|
Лекц.
|
Практ.
|
СРСП и СРС
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
3 семестр
|
1
|
Предмет и задачи курса истории английского языка
|
1
|
0,5
|
5
|
2
|
Основные исторические события древнего периода
|
1
|
0,5
|
5
|
3
|
Основные исторические события среднего периода
|
1
|
1
|
5
|
4
|
Формирование английского национального языка
|
1
|
0,5
|
5
|
5
|
Словарный состав языка и его развитие
|
1
|
1
|
5
|
6
|
Эволюция английского языка с точки зрения его фонетического системы и грамматического строя
|
1
|
1
|
5
|
7
|
Эволюция синтаксического строя английского языка
|
0,5
|
1
|
5
|
8
|
Основные исторические события современного периода
|
0,5
|
1
|
5
|
9
|
Распространение английского языка в мире
|
0,5
|
1
|
5
|
Итого
|
7,5
|
7,5
|
45
|
Содержание аудиторных занятий
Содержание лекционных занятий совпадает с содержанием практических занятий.
Тема 1 Предмет и задачи курса истории английского языка
Закономерности развития языка в неразрывной связи с историей английского и американского народов. Понятие о законах развития языка. Межпредметные связи истории английского языка. Древнейшие исторические сведения о германских племенах и их общественном строе. Культура и письменность древних германцев: руны, готское письмо, латинский алфавит.
Характеристика сравнительно-исторического метода. Германские языки как одна из групп индоевропейской семьи языков. Древнегерманские языки и их распространение. История распространения английского языка в мире. Характерные особенности германских языков.
Тема 2 Основные исторические события древнего периода
Кельтские племена и языки на европейском континенте и на Британских островах. Кельтские языки современной Британии. Римское завоевание Британии и его влияние на различные сферы жизни. Англосаксонские завоевание Британии и образование английского языка. Переселение племен англов, саксов, ютов и фризов на остров Британии и возникновение англосаксонских государств. Образование древнеанглийских диалектов и английской народности. Роль уэссекского диалекта в 9-11 вв. Скандинавское завоевание Британии и его значении. Проблема периодизации истории английского языка. Критерии периодизации истории английского языка. Основные три периода истории английского языка: древнеанглийский, среднеанглийский и современный английский. Письменность древнеанглийского периода. Рунические памятники. Роль короля Альфреда Великого и его школы.
Тема 3 Основные исторические события среднего периода
Нормандское завоевание и его влияние на все сферы жизни в Англии. Развитие феодализма. Социальная структура Англии 12-15 вв. Формирование английской нации. Французский язык в средневековой Англии.
Тема 4 Формирование английского национального языка
Среднеанглийские диалекты и их характеристика. Возникновение лондонского диалекта, его смешанный характер. Борьба английского и французского языков. Формирование английского национального литературного языка. Развитие письменной литературы в среднеанглийский период. Основные письменные памятники данного периода. Роль Чосера в формировании среднеанглийской литературе и английского национального языка.
Тема 5 Словарный состав языка и его развитие
Характеристика основного словарного запаса: общеиндоеврапейские, общегерманские и английские слова. Пополнение словарного запаса путем: аффиксации, словосложения, изменения значения. Роль заимствований в пополнении словарного состава английского языка. Кельтские и латинские заимствования. (4 периода). Эволюция языка под воздействием скандинавского и французского влияний.
Тема 6 Эволюция английского языка с точки зрения его фонетического системы и грамматического строя
Характеристика древнеанглийской системы (гласных, согласных, ударения) по сравнению с современной системой произношения. Фонетические особенности среднеанглийского периода. Современный английский период как время становления нынешнего произношения и орфографии. Основные морфологические особенности древне-, средне-, и современного английского языка. Эволюция имени существительного в английском языке. Эволюция имени прилагательного в английском падеже. Эволюция местоимений. Эволюция имени числительного. Эволюция английского глагола.
Тема 7 Эволюция синтаксического строя английского языка
Характеристика синтаксического строя языка древнего периода по сравнению с современным английским языком. Эволюция порядка слов в предложении. Развитие основных типов предложения. Развитие аналитических приемов в синтаксисе современного английского языка.
Тема 8 Основные исторические события современного периода
16 в.- капиталистическое развитие Англии, эпоха великих географических открытий.
17 в. – эмиграция англоязычных поселенцев в Америку, буржуазная революция середины века.
18 в. - промышленная революция в Англии.
19 в. – продолжение колониальной экспансии Англии.
20 в. – период становления английского в качестве «мирового языка». Основные изменения английского языка за этот период.
Тема 9 Распространение английского языка в мире
Язык, диалект, вариант языка. История распространения английского языка в Cоединенных Штатах Америки. Фонетические, лексические и грамматические особенности американского английского. История проникновения английского языка в Австралию. Основные особенности австралийского английского.
Содержание практических занятий
Тема 1 Предмет и задачи курса истории английского языка
Закономерности развития языка в неразрывной связи с историей английского и американского народов. Понятие о законах развития языка. Межпредметные связи истории английского языка. Древнейшие исторические сведения о германских племенах и их общественном строе. Культура и письменность древних германцев: руны, готское письмо, латинский алфавит.
Характеристика сравнительно-исторического метода. Германские языки как одна из групп индоевропейской семьи языков. Древнегерманские языки и их распространение. История распространения английского языка в мире. Характерные особенности германских языков.
Тема 2 Основные исторические события древнего периода
Кельтские племена и языки на европейском континенте и на Британских островах. Кельтские языки современной Британии. Римское завоевание Британии и его влияние на различные сферы жизни. Англосаксонские завоевание Британии и образование английского языка. Переселение племен англов, саксов, ютов и фризов на остров Британии и возникновение англосаксонских государств. Образование древнеанглийских диалектов и английской народности. Роль уэссекского диалекта в 9-11 вв. Скандинавское завоевание Британии и его значении. Проблема периодизации истории английского языка. Критерии периодизации истории английского языка. Основные три периода истории английского языка: древнеанглийский, среднеанглийский и современный английский. Письменность древнеанглийского периода. Рунические памятники. Роль короля Альфреда Великого и его школы.
Тема 3 Основные исторические события среднего периода
Нормандское завоевание и его влияние на все сферы жизни в Англии. Развитие феодализма. Социальная структура Англии 12-15 вв. Формирование английской нации. Французский язык в средневековой Англии.
Тема 4 Формирование английского национального языка
Среднеанглийские диалекты и их характеристика. Возникновение лондонского диалекта, его смешанный характер. Борьба английского и французского языков. Формирование английского национального литературного языка. Развитие письменной литературы в среднеанглийский период. Основные письменные памятники данного периода. Роль Чосера в формировании среднеанглийской литературе и английского национального языка.
Тема 5 Словарный состав языка и его развитие
Характеристика основного словарного запаса: общеиндоеврапейские, общегерманские и английские слова. Пополнение словарного запаса путем: аффиксации, словосложения, изменения значения. Роль заимствований в пополнении словарного состава английского языка. Кельтские и латинские заимствования. (4 периода). Эволюция языка под воздействием скандинавского и французского влияний.
Тема 6 Эволюция английского языка с точки зрения его фонетического системы и грамматического строя
Характеристика древнеанглийской системы (гласных, согласных, ударения) по сравнению с современной системой произношения. Фонетические особенности среднеанглийского периода. Современный английский период как время становления нынешнего произношения и орфографии. Основные морфологические особенности древне-, средне-, и современного английского языка. Эволюция имени существительного в английском языке. Эволюция имени прилагательного в английском падеже. Эволюция местоимений. Эволюция имени числительного. Эволюция английского глагола.
Тема 7 Эволюция синтаксического строя английского языка
Характеристика синтаксического строя языка древнего периода по сравнению с современным английским языком. Эволюция порядка слов в предложении. Развитие основных типов предложения. Развитие аналитических приемов в синтаксисе современного английского языка.
Тема 8 Основные исторические события современного периода
16 в.- капиталистическое развитие Англии, эпоха великих географических открытий.
17 в. – эмиграция англоязычных поселенцев в Америку, буржуазная революция середины века.
18 в. - промышленная революция в Англии.
19 в. – продолжение колониальной экспансии Англии.
20 в. – период становления английского в качестве «мирового языка». Основные изменения английского языка за этот период.
Тема 9 Распространение английского языка в мире
Язык, диалект, вариант языка. История распространения английского языка в Cоединенных Штатах Америки. Фонетические, лексические и грамматические особенности американского английского. История проникновения английского языка в Австралию. Основные особенности австралийского английского.
Темы СРС
Тема
|
Литература
|
The formation of the National Language
|
Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
|
Foreign Conquests of Bran and their influence upon the English language
|
Thomas Pyles, John Algeo The origin and development of the English language. the USA., 1993
|
Foreign influence upon English
|
Thomas Pyles, John Algeo The origin and development of the English language. the USA., 1993
|
The evolution of the English adjective
|
Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
|
The Evolution of the Syntax
|
Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
|
The variants of the English Language
|
Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
|
Linguistic situation from the 11th to 15th c.
|
Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
|
Spelling changes in Middle English
|
Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
|
Changes in Grammatical System
|
Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
|
Changes in the Vocabulary
|
Thomas Pyles, John Algeo The origin and development of the English language. the USA., 1993
|
Содержание самостоятельной работы студента
(очное, на базе ОСО, СПО)
№
|
Вид СРС
|
Форма отчетности
|
Вид контроля
|
Объем в часах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Подготовка к лекционным занятиям
|
конспект
|
Проверка рабочей тетради
|
8
|
2
|
Подготовка к практическим занятиям
|
Домашнее задание
|
Опрос, проверка конспектов
|
10
|
3
|
Подготовка к СРСП
|
Домашнее задание
|
Опрос, проверка конспектов
|
10
|
4
|
Подготовка к контрольным мероприятиям
|
Тест
|
РК1, РК 2
|
2
|
Всего
|
30
|
Календарный график контрольных мероприятий текущей успеваемости
студентов группы ИФ-202 (с), 302 по дисциплине «История языка»
1 рейтинг
|
Недели
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
РК1
|
Итого баллов
|
Максимальный балл по видам контроля
|
8
|
10
|
8
|
10
|
8
|
10
|
8
|
10
|
20
|
100
|
Посещение лекционных занятий
|
П
5
|
|
П
5
|
|
П
5
|
|
П
5
|
|
П
5
|
25
|
Посещение практических занятий
|
|
П
5
|
|
П
5
|
|
П
5
|
|
П
5
|
|
20
|
Участие в рабочем процессе
|
|
У
5
|
|
У
5
|
|
У
5
|
|
У
5
|
|
20
|
Выполнение СРСП
|
ДЗ
3
|
|
ДЗ
3
|
|
ДЗ
3
|
|
ДЗ
3
|
|
ДЗ
3
|
15
|
Рубежный контроль
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20
|
20
|
2 рейтинг
|
Недели
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
РК1
|
Итого баллов
|
Максимальный балл по видам контроля
|
8
|
10
|
8
|
10
|
8
|
10
|
8
|
20
|
100
|
Посещение лекционных занятий
|
П
5
|
|
П
5
|
|
П
5
|
|
П
5
|
П
5
|
25
|
Посещение практических занятий
|
|
П
5
|
|
П
5
|
|
П
5
|
|
|
20
|
Участие в рабочем процессе
|
|
У
5
|
|
У
5
|
|
У
5
|
|
|
20
|
Выполнение СРСП
|
ДЗ
3
|
|
ДЗ
3
|
|
ДЗ
3
|
|
ДЗ
3
|
ДЗ
3
|
15
|
Рубежный контроль
|
|
|
|
|
|
|
|
20
|
20
|
Условные обозначения: ДЗ – домашнее задание, У - участие в учебном процессе, РК1 – рубежный контроль №1.
Политика курса
Ваша подготовка к занятиям будет проверяться участием на практических занятиях и индивидуальными заданиями (самостоятельная работа). Участвовать в учебном процессе означает посещать занятия, быть активным в обсуждениях и работе группы, уметь высказывать и обосновывать собственную точку зрения, систематизировать и анализировать изученный материал, сопоставлять его с уже знакомыми понятиями, идеями, фактами и т.п.
Все задания должны выполняться к установленному времени.
Отсутствие на уроке и невыполнение индивидуального (самостоятельная работа) задания отразится на сумме баллов вашего рейтинга.
Прошу вас не опаздывать на занятия.
В семестре предусмотрено два рубежных контроля (на восьмой и на пятнадцатой неделе). Каждый рубежный контроль состоит из лингво-стилистического анализа художественного текста.
Если по уважительной причине (болезнь, разрешение декана факультета) вы отсутствовали во время проведения контрольного мероприятия, вам будет дана возможность пройти его в назначенное мной время. В противном случае вы получаете 0 баллов.
Итоговый контроль в конце семестра проводится в письменной форме в виде тестирования с вариантами ответов по пройденной тематике курса.
страница 1
|