страница 1 
   Программа дисциплины Форма
для студентов Ф СО ПГУ 7.18.2/07  
 
Министерство образования и науки Республики Казахстан 
 Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
 Кафедра иностранной филологии
 
 программа дисциплины  
 
 для студентов  
 д 
 Кегль 14, 
буквы строчные, кроме первой прописной 
   исциплина «История языка» 
для студентов специальности 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка» 
Павлодар
 
Лист утверждения Форма 
 
   к программе дисциплины Ф СО ПГУ 7.18.2/11
для студентов 
 
 УТВЕРЖДАЮ
Декан Факультета филологии, журналистики и искусства 
 ____________Сарбалаев Ж.Т.
 
«___»_____________200_г.  
 Составитель: ст. преподаватель ______________Оспанова Н.А.  
 Кафедра иностранной филологии
 ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 
д 
 Кегль 14,  
буквы строчные, кроме первой прописной
   исциплины «Теоретическая фонетика» специальностей 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка» 
 
Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной «____» _________200_г.  
 Рекомендована на заседании кафедры от «___»____________200_г. 
Протокол №_____.  
 Заведующий кафедрой ______________________ Каирбаева А.К. 
 
Одобрена методическим советом Факультета филологии, журналистики и искусства «_____»______________200_г. Протокол №____ 
 Председатель МС_________________________ Жуманкулова Е.Н.  
 
 Данные о преподавателях:
Преподаватель кафедры «Иностранная филология» 
 
 Оспанова Назым Аскаровна
Приемные часы на кафедре: с 10 до 13 по вторникам, ауд. № 422 
Тел. 673631 (133)
 
E-mail: nazilya@topmail.kz 
 Данные о дисциплине:
Для студентов, обучающихся очно на базе ОСО, СПО данная дисциплина читается в 3 семестре. На изучение данной дисциплины отведено 60 часов, из них 15 часов аудиторной работы и 45 часов – на самостоятельную работу студента. В конце семестра проводится экзамен.  
 Пререквизиты:
Освоение данного курса предполагает изучение таких дисциплин как базовый иностранный язык, теоретическая и практическая грамматика, теоретическая и практическая фонетика, страноведение.  
 
 Краткое описание дисциплины:  
 1.1 Целью курса «История языка» является: 
1) расширение круга сведений по интралингвистическим проблемам становления и развития изучаемых языков; 
2) обеспечить дополнительные сведения по смежным лингвистическим дисциплинам, а также по страноведению и культурологи стран изучаемых языков;
 
3) научить четко представлять исторические процессы, происходящие в языке в связи с историей развития общества; 
4) научить объяснить нормы современного языка и его особенности с точки зрения законов его исторического развития.
 1.2 Задачи дисциплины:
 
1) Теоретически освятить постепенное развитие языка, переход его от синтетического строя к аналитическому.  
2) Выявить наличие тесной связи истории английского языка (истории его словарного состава) с историей и культурой английского народа.
 
3) Ввести студентов в наиболее важные проблемы современных исследований способов словообразования; заимствования как отражение внешних связей с другими народами; глубокие изменения словарного состава языка, связанные с завоеваниями. 
4) Развить у студентов умение самостоятельно перерабатывать текущую научную информацию по исследованиям истории языка, необходимые для основы теоретической подготовки студентов по английскому языку.
 1.3 В результате изучения дисциплины студент должен знать:
 
1) основные этапы развития изучаемого языка; 
2) процессы исторического развития изучаемого языка в связи с историей народа;
 
3)место истории языка в системе других теоретических языковых дисциплин; 
4) основные процессы изменений в области фонетики, грамматики и лексики;
 
5) современное состояние и тенденции развития истории языка как наукию 
 1.4 В результате изучения дисциплины студент должен уметь:  
1) анализировать и обобщать факты современного состояния с опорой на знание социо-культурных, этнолингвистических, политических и экономических условий его формирования; 
2) самостоятельно работать с историческими и этимологическими словарями;
 
3) объяснить явления речевого узуса и нормативного литературного употребления для обеспечения полноценной коммуникативно-когнитивной и личностно-центрированной функции иностранного языка; 
4) объяснять специфические черты современного английского, немецкого языков с точки зрения их истории;
 
5) интерпретировать языковые (фонетические и грамматические) изменения слов; 
6) определять с помощью исторического словаря лексику общеиндоевропейского, германского, романского и т.д. происхождений;
 
7) объяснять семантические изменения в значении слов, возникающие в ходе исторического развития словарного состава изучаемого языка. 
 Список литературы  
 
 Основная литература
 1 Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
2 Ильиш Б. А. История английского языка. М., 1968 
3 Иванова И.П. Хрестоматия по истории английского языка. Л., 1973
 
4 Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. М., 1971 
5 Смирницкий А.И. Хрестоматия по истории английского языка. М., 1975
 
6 Иванова И.П. Чахоян Л.П. История английского языка. М.,1976 
 Дополнительная литература
 7 Смирницкий А.И. Хрестоматия по истории английского языка (средний и новый периоды) М., 1965
8 Ярцева В.Н. Историческая морфология английского языка. М., 1965 
8 Ярцева В.Н. Исторический синтаксис английского языка. М., 1965
 
9 Thomas Pyles, John Algeo The origin and development of the English language. the USA., 1993 
10 Бруннер К. История английского языка. Пер. с нем. М.: 1965 
 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
   Тематический план Форма
 
дисциплины Ф СО ПГУ 7.18.2/07  
         
 3.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
 
 Очное на базе СПО
  |      
 № п/п
  |   
 Наименование тем
  |   
 Количество часов
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 Лекц.
  |   
 Практ.
  |   
 СРСП и СРС
  |      
 1
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 5
  |      
 3 семестр
  |      
 1
  |   
 Предмет и задачи курса истории английского языка
  |   
 1
  |   
 0,5
  |   
 5
  |      
 2
  |   
 Основные исторические события древнего периода
  |   
 1
  |   
 0,5
  |   
 5
  |      
 3
  |   
 Основные исторические события среднего периода
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 5
  |      
 4
  |   
 Формирование английского национального языка
  |   
 1
  |   
 0,5
  |   
 5
  |      
 5
  |   
 Словарный состав языка и его развитие
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 5
  |      
 6
  |   
 Эволюция английского языка с точки зрения его фонетического системы и грамматического строя 
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 5
  |      
 7
  |   
 Эволюция синтаксического строя английского языка
  |   
 0,5
  |   
 1
  |   
 5
  |      
 8
  |   
 Основные исторические события современного периода
  |   
 0,5
  |   
 1
  |   
 5
  |      
 9
  |   
 Распространение английского языка в мире
  |   
 0,5
  |   
 1
  |   
 5
  |      
 Итого  
  |   
 7,5
  |   
 7,5
  |   
 45
  |      
 
 Содержание аудиторных занятий
 
 Содержание лекционных занятий совпадает с содержанием практических занятий.
  Тема 1 Предмет и задачи курса истории английского языка
Закономерности развития языка в неразрывной связи с историей английского и американского народов. Понятие о законах развития языка. Межпредметные связи истории английского языка. Древнейшие исторические сведения о германских племенах и их общественном строе. Культура и письменность древних германцев: руны, готское письмо, латинский алфавит. 
Характеристика сравнительно-исторического метода. Германские языки как одна из групп индоевропейской семьи языков. Древнегерманские языки и их распространение. История распространения английского языка в мире. Характерные особенности германских языков.
 
 Тема 2 Основные исторические события древнего периода
 
Кельтские племена и языки на европейском континенте и на Британских островах. Кельтские языки современной Британии. Римское завоевание Британии и его влияние на различные сферы жизни. Англосаксонские завоевание Британии и образование английского языка. Переселение племен англов, саксов, ютов и фризов на остров Британии и возникновение англосаксонских государств. Образование древнеанглийских диалектов и английской народности. Роль уэссекского диалекта в 9-11 вв. Скандинавское завоевание Британии и его значении. Проблема периодизации истории английского языка. Критерии периодизации истории английского языка. Основные три периода истории английского языка: древнеанглийский, среднеанглийский и современный английский. Письменность древнеанглийского периода. Рунические памятники. Роль короля Альфреда Великого и его школы.  
 
 Тема 3 Основные исторические события среднего периода
Нормандское завоевание и его влияние на все сферы жизни в Англии. Развитие феодализма. Социальная структура Англии 12-15 вв. Формирование английской нации. Французский язык в средневековой Англии. 
 
  Тема 4 Формирование английского национального языка
Среднеанглийские диалекты и их характеристика. Возникновение лондонского диалекта, его смешанный характер. Борьба английского и французского языков. Формирование английского национального литературного языка. Развитие письменной литературы в среднеанглийский период. Основные письменные памятники данного периода. Роль Чосера в формировании среднеанглийской литературе и английского национального языка.  
 
  Тема 5 Словарный состав языка и его развитие
Характеристика основного словарного запаса: общеиндоеврапейские, общегерманские и английские слова. Пополнение словарного запаса путем: аффиксации, словосложения, изменения значения. Роль заимствований в пополнении словарного состава английского языка. Кельтские и латинские заимствования. (4 периода). Эволюция языка под воздействием скандинавского и французского влияний.  
 
  Тема 6 Эволюция английского языка с точки зрения его фонетического системы и грамматического строя  
Характеристика древнеанглийской системы (гласных, согласных, ударения) по сравнению с современной системой произношения. Фонетические особенности среднеанглийского периода. Современный английский период как время становления нынешнего произношения и орфографии. Основные морфологические особенности древне-, средне-, и современного английского языка. Эволюция имени существительного в английском языке. Эволюция имени прилагательного в английском падеже. Эволюция местоимений. Эволюция имени числительного. Эволюция английского глагола. 
 
 Тема 7 Эволюция синтаксического строя английского языка
Характеристика синтаксического строя языка древнего периода по сравнению с современным английским языком. Эволюция порядка слов в предложении. Развитие основных типов предложения. Развитие аналитических приемов в синтаксисе современного английского языка. 
 
 Тема 8 Основные исторические события современного периода
16 в.- капиталистическое развитие Англии, эпоха великих географических открытий. 
17 в. – эмиграция англоязычных поселенцев в Америку, буржуазная революция середины века.
 
18 в. - промышленная революция в Англии. 
19 в. – продолжение колониальной экспансии Англии.
 
20 в. – период становления английского в качестве «мирового языка». Основные изменения английского языка за этот период. 
 
  Тема 9 Распространение английского языка в мире
 Язык, диалект, вариант языка. История распространения английского языка в Cоединенных Штатах Америки. Фонетические, лексические и грамматические особенности американского английского. История проникновения английского языка в Австралию. Основные особенности австралийского английского. 
 Содержание практических занятий
  Тема 1 Предмет и задачи курса истории английского языка
Закономерности развития языка в неразрывной связи с историей английского и американского народов. Понятие о законах развития языка. Межпредметные связи истории английского языка. Древнейшие исторические сведения о германских племенах и их общественном строе. Культура и письменность древних германцев: руны, готское письмо, латинский алфавит. 
Характеристика сравнительно-исторического метода. Германские языки как одна из групп индоевропейской семьи языков. Древнегерманские языки и их распространение. История распространения английского языка в мире. Характерные особенности германских языков.
 
 Тема 2 Основные исторические события древнего периода
 
Кельтские племена и языки на европейском континенте и на Британских островах. Кельтские языки современной Британии. Римское завоевание Британии и его влияние на различные сферы жизни. Англосаксонские завоевание Британии и образование английского языка. Переселение племен англов, саксов, ютов и фризов на остров Британии и возникновение англосаксонских государств. Образование древнеанглийских диалектов и английской народности. Роль уэссекского диалекта в 9-11 вв. Скандинавское завоевание Британии и его значении. Проблема периодизации истории английского языка. Критерии периодизации истории английского языка. Основные три периода истории английского языка: древнеанглийский, среднеанглийский и современный английский. Письменность древнеанглийского периода. Рунические памятники. Роль короля Альфреда Великого и его школы.  
 
 Тема 3 Основные исторические события среднего периода
Нормандское завоевание и его влияние на все сферы жизни в Англии. Развитие феодализма. Социальная структура Англии 12-15 вв. Формирование английской нации. Французский язык в средневековой Англии. 
 
  Тема 4 Формирование английского национального языка
Среднеанглийские диалекты и их характеристика. Возникновение лондонского диалекта, его смешанный характер. Борьба английского и французского языков. Формирование английского национального литературного языка. Развитие письменной литературы в среднеанглийский период. Основные письменные памятники данного периода. Роль Чосера в формировании среднеанглийской литературе и английского национального языка.  
 
  Тема 5 Словарный состав языка и его развитие
Характеристика основного словарного запаса: общеиндоеврапейские, общегерманские и английские слова. Пополнение словарного запаса путем: аффиксации, словосложения, изменения значения. Роль заимствований в пополнении словарного состава английского языка. Кельтские и латинские заимствования. (4 периода). Эволюция языка под воздействием скандинавского и французского влияний.  
 
  Тема 6 Эволюция английского языка с точки зрения его фонетического системы и грамматического строя  
Характеристика древнеанглийской системы (гласных, согласных, ударения) по сравнению с современной системой произношения. Фонетические особенности среднеанглийского периода. Современный английский период как время становления нынешнего произношения и орфографии. Основные морфологические особенности древне-, средне-, и современного английского языка. Эволюция имени существительного в английском языке. Эволюция имени прилагательного в английском падеже. Эволюция местоимений. Эволюция имени числительного. Эволюция английского глагола. 
 
 Тема 7 Эволюция синтаксического строя английского языка
Характеристика синтаксического строя языка древнего периода по сравнению с современным английским языком. Эволюция порядка слов в предложении. Развитие основных типов предложения. Развитие аналитических приемов в синтаксисе современного английского языка. 
 
 Тема 8 Основные исторические события современного периода
16 в.- капиталистическое развитие Англии, эпоха великих географических открытий. 
17 в. – эмиграция англоязычных поселенцев в Америку, буржуазная революция середины века.
 
18 в. - промышленная революция в Англии. 
19 в. – продолжение колониальной экспансии Англии.
 
20 в. – период становления английского в качестве «мирового языка». Основные изменения английского языка за этот период. 
 
  Тема 9 Распространение английского языка в мире
 Язык, диалект, вариант языка. История распространения английского языка в Cоединенных Штатах Америки. Фонетические, лексические и грамматические особенности американского английского. История проникновения английского языка в Австралию. Основные особенности австралийского английского. 
 
 Темы СРС
      
 Тема
  |   
 Литература
  |      
 The formation of the National Language
  |   
 Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
  |      
 Foreign Conquests of Bran and their influence upon the English language 
  |   
 Thomas Pyles, John Algeo The origin and development of the English language. the USA., 1993
  |      
 Foreign influence upon English
  |   
 Thomas Pyles, John Algeo The origin and development of the English language. the USA., 1993
  |      
 The evolution of the English adjective 
  |   
 Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
  |      
 The Evolution of the Syntax
  |   
 Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
  |      
 The variants of the English Language
  |   
 Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
  |      
 Linguistic situation from the 11th to 15th c.
  |   
 Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
  |      
 Spelling changes in Middle English
  |   
 Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
  |      
 Changes in Grammatical System
  |   
 Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983
  |      
 Changes in the Vocabulary
  |   
 Thomas Pyles, John Algeo The origin and development of the English language. the USA., 1993
  |      
 Содержание самостоятельной работы студента  
 
 (очное, на базе ОСО, СПО)
 
          
 № 
  |   
 Вид СРС
  |   
 Форма отчетности
  |   
 Вид контроля
  |   
 Объем в часах
  |      
 1
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 5
  |      
 1
  |   
 Подготовка к лекционным занятиям
  |   
 конспект
  |   
 Проверка рабочей тетради
  |   
 8
  |      
 2
  |   
 Подготовка к практическим занятиям  
  |   
 Домашнее задание
  |   
 Опрос, проверка конспектов
  |   
 10
  |      
 3
  |   
 Подготовка к СРСП
  |   
 Домашнее задание
  |   
 Опрос, проверка конспектов
  |   
 10
  |      
 4
  |   
 Подготовка к контрольным мероприятиям
  |   
 Тест
  |   
 РК1, РК 2
  |   
 2
  |      
 Всего  
  |   
 30
  |       
 
 Календарный график контрольных мероприятий текущей успеваемости
 
 студентов группы ИФ-202 (с), 302 по дисциплине «История языка»
 
               
 1 рейтинг
  |      
 Недели
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 5
  |   
 6
  |   
 7
  |   
 8
 
  |   
 РК1
 
  |   
 Итого баллов
  |      
 Максимальный балл по видам контроля 
  |   
 8
  |   
 10
  |   
 8
  |   
 10
  |   
 8
  |   
 10
  |   
 8
  |   
 10
  |   
 20
  |   
 100
  |      
 Посещение лекционных занятий
  |   
 П
5
   |   
 
 
  |   
 П
5
   |   
 
 
  |   
 П
5
   |   
 
 
  |   
 П
5
   |   
 
 
  |   
 П
5
   |   
 25
  |      
 Посещение практических занятий
  |   
 
 
  |   
 П
5
   |   
 
 
  |   
 П
5
   |   
 
 
  |   
 П
5
   |   
 
 
  |   
 П
5
   |   
 
 
  |   
 20
  |      
 Участие в рабочем процессе
  |   
 
 
  |   
 У
5
   |   
 
 
  |   
 У
5
   |   
 
 
  |   
 У
5
   |   
 
 
  |   
 У
5
   |   
 
 
  |   
 20
  |      
 Выполнение СРСП
  |   
 ДЗ
3
   |   
 
 
  |   
 ДЗ
3
   |   
 
 
  |   
 ДЗ
3
   |   
 
 
  |   
 ДЗ
3
   |   
 
 
  |   
 ДЗ
3
   |   
 15
  |      
 Рубежный контроль
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 20
  |   
 20
  |      
 
              
 2 рейтинг
  |      
 Недели
  |   
 9
  |   
 10
  |   
 11
  |   
 12
  |   
 13
  |   
 14
  |   
 15
  |   
 РК1
 
  |   
 Итого баллов
  |      
 Максимальный балл по видам контроля 
  |   
 8
  |   
 10
  |   
 8
  |   
 10
  |   
 8
  |   
 10
  |   
 8
  |   
 20
  |   
 100
  |      
 Посещение лекционных занятий
  |   
 П
5
   |   
 
 
  |   
 П
5
   |   
 
 
  |   
 П
5
   |   
 
 
  |   
 П
5
   |   
 П
5
   |   
 25
  |      
 Посещение практических занятий
  |   
 
 
  |   
 П
5
   |   
 
 
  |   
 П
5
   |   
 
 
  |   
 П
5
   |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 20
  |      
 Участие в рабочем процессе
  |   
 
 
  |   
 У
5
   |   
 
 
  |   
 У
5
   |   
 
 
  |   
 У
5
   |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 20
  |      
 Выполнение СРСП
  |   
 ДЗ
3
   |   
 
 
  |   
 ДЗ
3
   |   
 
 
  |   
 ДЗ
3
   |   
 
 
  |   
 ДЗ
3
   |   
 ДЗ
3
   |   
 15
  |      
 Рубежный контроль
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 20
  |   
 20
  |      
 Условные обозначения: ДЗ – домашнее задание, У - участие в учебном процессе, РК1 – рубежный контроль №1.
 Политика курса
 Ваша подготовка к занятиям будет проверяться участием на практических занятиях и индивидуальными заданиями (самостоятельная работа). Участвовать в учебном процессе означает посещать занятия, быть активным в обсуждениях и работе группы, уметь высказывать и обосновывать собственную точку зрения, систематизировать и анализировать изученный материал, сопоставлять его с уже знакомыми понятиями, идеями, фактами и т.п. 
Все задания должны выполняться к установленному времени.  
Отсутствие на уроке и невыполнение индивидуального (самостоятельная работа) задания отразится на сумме баллов вашего рейтинга.
 
Прошу вас не опаздывать на занятия.  
В семестре предусмотрено два рубежных контроля (на восьмой и на пятнадцатой неделе). Каждый рубежный контроль состоит из лингво-стилистического анализа художественного текста.
 
Если по уважительной причине (болезнь, разрешение декана факультета) вы отсутствовали во время проведения контрольного мероприятия, вам будет дана возможность пройти его в назначенное мной время. В противном случае вы получаете 0 баллов. 
 
 Итоговый контроль в конце семестра проводится в письменной форме в виде тестирования с вариантами ответов по пройденной тематике курса.
  страница 1 
 |