Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Программа дисциплины Форма

для студентов Ф СО ПГУ 7.18.2/07


Министерство образования и науки Республики Казахстан


Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра иностранной филологии

программа дисциплины

для студентов
д
Кегль 14,

буквы строчные, кроме первой прописной


исциплина «История языка»

для студентов специальности 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка»

Павлодар

Лист утверждения Форма



к программе дисциплины Ф СО ПГУ 7.18.2/11

для студентов



УТВЕРЖДАЮ

Декан Факультета филологии, журналистики и искусства

____________Сарбалаев Ж.Т.

«___»_____________200_г.


Составитель: ст. преподаватель ______________Оспанова Н.А.
Кафедра иностранной филологии

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

д
Кегль 14,

буквы строчные, кроме первой прописной
исциплины «Теоретическая фонетика» специальностей 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка»

Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной «____» _________200_г.


Рекомендована на заседании кафедры от «___»____________200_г.

Протокол №_____.


Заведующий кафедрой ______________________ Каирбаева А.К.


Одобрена методическим советом Факультета филологии, журналистики и искусства «_____»______________200_г. Протокол №____


Председатель МС_________________________ Жуманкулова Е.Н.

Данные о преподавателях:

Преподаватель кафедры «Иностранная филология»



Оспанова Назым Аскаровна

Приемные часы на кафедре: с 10 до 13 по вторникам, ауд. № 422

Тел. 673631 (133)

E-mail: nazilya@topmail.kz


Данные о дисциплине:

Для студентов, обучающихся очно на базе ОСО, СПО данная дисциплина читается в 3 семестре. На изучение данной дисциплины отведено 60 часов, из них 15 часов аудиторной работы и 45 часов – на самостоятельную работу студента. В конце семестра проводится экзамен.


Пререквизиты:

Освоение данного курса предполагает изучение таких дисциплин как базовый иностранный язык, теоретическая и практическая грамматика, теоретическая и практическая фонетика, страноведение.


Краткое описание дисциплины:
1.1 Целью курса «История языка» является:

1) расширение круга сведений по интралингвистическим проблемам становления и развития изучаемых языков;

2) обеспечить дополнительные сведения по смежным лингвистическим дисциплинам, а также по страноведению и культурологи стран изучаемых языков;

3) научить четко представлять исторические процессы, происходящие в языке в связи с историей развития общества;

4) научить объяснить нормы современного языка и его особенности с точки зрения законов его исторического развития.
1.2 Задачи дисциплины:

1) Теоретически освятить постепенное развитие языка, переход его от синтетического строя к аналитическому.

2) Выявить наличие тесной связи истории английского языка (истории его словарного состава) с историей и культурой английского народа.

3) Ввести студентов в наиболее важные проблемы современных исследований способов словообразования; заимствования как отражение внешних связей с другими народами; глубокие изменения словарного состава языка, связанные с завоеваниями.

4) Развить у студентов умение самостоятельно перерабатывать текущую научную информацию по исследованиям истории языка, необходимые для основы теоретической подготовки студентов по английскому языку.
1.3 В результате изучения дисциплины студент должен знать:

1) основные этапы развития изучаемого языка;

2) процессы исторического развития изучаемого языка в связи с историей народа;

3)место истории языка в системе других теоретических языковых дисциплин;

4) основные процессы изменений в области фонетики, грамматики и лексики;

5) современное состояние и тенденции развития истории языка как наукию


1.4 В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

1) анализировать и обобщать факты современного состояния с опорой на знание социо-культурных, этнолингвистических, политических и экономических условий его формирования;

2) самостоятельно работать с историческими и этимологическими словарями;

3) объяснить явления речевого узуса и нормативного литературного употребления для обеспечения полноценной коммуникативно-когнитивной и личностно-центрированной функции иностранного языка;

4) объяснять специфические черты современного английского, немецкого языков с точки зрения их истории;

5) интерпретировать языковые (фонетические и грамматические) изменения слов;

6) определять с помощью исторического словаря лексику общеиндоевропейского, германского, романского и т.д. происхождений;

7) объяснять семантические изменения в значении слов, возникающие в ходе исторического развития словарного состава изучаемого языка.


Список литературы

Основная литература
1 Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983

2 Ильиш Б. А. История английского языка. М., 1968

3 Иванова И.П. Хрестоматия по истории английского языка. Л., 1973

4 Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. М., 1971

5 Смирницкий А.И. Хрестоматия по истории английского языка. М., 1975

6 Иванова И.П. Чахоян Л.П. История английского языка. М.,1976


Дополнительная литература
7 Смирницкий А.И. Хрестоматия по истории английского языка (средний и новый периоды) М., 1965

8 Ярцева В.Н. Историческая морфология английского языка. М., 1965

8 Ярцева В.Н. Исторический синтаксис английского языка. М., 1965

9 Thomas Pyles, John Algeo The origin and development of the English language. the USA., 1993

10 Бруннер К. История английского языка. Пер. с нем. М.: 1965
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план Форма

дисциплины Ф СО ПГУ 7.18.2/07



3.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Очное на базе СПО

п/п

Наименование тем

Количество часов







Лекц.

Практ.

СРСП и СРС

1

2

3

4

5

3 семестр

1

Предмет и задачи курса истории английского языка

1

0,5

5

2

Основные исторические события древнего периода

1

0,5

5

3

Основные исторические события среднего периода

1

1

5

4

Формирование английского национального языка

1

0,5

5

5

Словарный состав языка и его развитие

1

1

5

6

Эволюция английского языка с точки зрения его фонетического системы и грамматического строя

1

1

5

7

Эволюция синтаксического строя английского языка

0,5

1

5

8

Основные исторические события современного периода

0,5

1

5

9

Распространение английского языка в мире

0,5

1

5

Итого

7,5

7,5

45


Содержание аудиторных занятий

Содержание лекционных занятий совпадает с содержанием практических занятий.
Тема 1 Предмет и задачи курса истории английского языка

Закономерности развития языка в неразрывной связи с историей английского и американского народов. Понятие о законах развития языка. Межпредметные связи истории английского языка. Древнейшие исторические сведения о германских племенах и их общественном строе. Культура и письменность древних германцев: руны, готское письмо, латинский алфавит.

Характеристика сравнительно-исторического метода. Германские языки как одна из групп индоевропейской семьи языков. Древнегерманские языки и их распространение. История распространения английского языка в мире. Характерные особенности германских языков.

Тема 2 Основные исторические события древнего периода

Кельтские племена и языки на европейском континенте и на Британских островах. Кельтские языки современной Британии. Римское завоевание Британии и его влияние на различные сферы жизни. Англосаксонские завоевание Британии и образование английского языка. Переселение племен англов, саксов, ютов и фризов на остров Британии и возникновение англосаксонских государств. Образование древнеанглийских диалектов и английской народности. Роль уэссекского диалекта в 9-11 вв. Скандинавское завоевание Британии и его значении. Проблема периодизации истории английского языка. Критерии периодизации истории английского языка. Основные три периода истории английского языка: древнеанглийский, среднеанглийский и современный английский. Письменность древнеанглийского периода. Рунические памятники. Роль короля Альфреда Великого и его школы.



Тема 3 Основные исторические события среднего периода

Нормандское завоевание и его влияние на все сферы жизни в Англии. Развитие феодализма. Социальная структура Англии 12-15 вв. Формирование английской нации. Французский язык в средневековой Англии.



Тема 4 Формирование английского национального языка

Среднеанглийские диалекты и их характеристика. Возникновение лондонского диалекта, его смешанный характер. Борьба английского и французского языков. Формирование английского национального литературного языка. Развитие письменной литературы в среднеанглийский период. Основные письменные памятники данного периода. Роль Чосера в формировании среднеанглийской литературе и английского национального языка.



Тема 5 Словарный состав языка и его развитие

Характеристика основного словарного запаса: общеиндоеврапейские, общегерманские и английские слова. Пополнение словарного запаса путем: аффиксации, словосложения, изменения значения. Роль заимствований в пополнении словарного состава английского языка. Кельтские и латинские заимствования. (4 периода). Эволюция языка под воздействием скандинавского и французского влияний.



Тема 6 Эволюция английского языка с точки зрения его фонетического системы и грамматического строя

Характеристика древнеанглийской системы (гласных, согласных, ударения) по сравнению с современной системой произношения. Фонетические особенности среднеанглийского периода. Современный английский период как время становления нынешнего произношения и орфографии. Основные морфологические особенности древне-, средне-, и современного английского языка. Эволюция имени существительного в английском языке. Эволюция имени прилагательного в английском падеже. Эволюция местоимений. Эволюция имени числительного. Эволюция английского глагола.



Тема 7 Эволюция синтаксического строя английского языка

Характеристика синтаксического строя языка древнего периода по сравнению с современным английским языком. Эволюция порядка слов в предложении. Развитие основных типов предложения. Развитие аналитических приемов в синтаксисе современного английского языка.



Тема 8 Основные исторические события современного периода

16 в.- капиталистическое развитие Англии, эпоха великих географических открытий.

17 в. – эмиграция англоязычных поселенцев в Америку, буржуазная революция середины века.

18 в. - промышленная революция в Англии.

19 в. – продолжение колониальной экспансии Англии.

20 в. – период становления английского в качестве «мирового языка». Основные изменения английского языка за этот период.



Тема 9 Распространение английского языка в мире

Язык, диалект, вариант языка. История распространения английского языка в Cоединенных Штатах Америки. Фонетические, лексические и грамматические особенности американского английского. История проникновения английского языка в Австралию. Основные особенности австралийского английского.


Содержание практических занятий
Тема 1 Предмет и задачи курса истории английского языка

Закономерности развития языка в неразрывной связи с историей английского и американского народов. Понятие о законах развития языка. Межпредметные связи истории английского языка. Древнейшие исторические сведения о германских племенах и их общественном строе. Культура и письменность древних германцев: руны, готское письмо, латинский алфавит.

Характеристика сравнительно-исторического метода. Германские языки как одна из групп индоевропейской семьи языков. Древнегерманские языки и их распространение. История распространения английского языка в мире. Характерные особенности германских языков.

Тема 2 Основные исторические события древнего периода

Кельтские племена и языки на европейском континенте и на Британских островах. Кельтские языки современной Британии. Римское завоевание Британии и его влияние на различные сферы жизни. Англосаксонские завоевание Британии и образование английского языка. Переселение племен англов, саксов, ютов и фризов на остров Британии и возникновение англосаксонских государств. Образование древнеанглийских диалектов и английской народности. Роль уэссекского диалекта в 9-11 вв. Скандинавское завоевание Британии и его значении. Проблема периодизации истории английского языка. Критерии периодизации истории английского языка. Основные три периода истории английского языка: древнеанглийский, среднеанглийский и современный английский. Письменность древнеанглийского периода. Рунические памятники. Роль короля Альфреда Великого и его школы.



Тема 3 Основные исторические события среднего периода

Нормандское завоевание и его влияние на все сферы жизни в Англии. Развитие феодализма. Социальная структура Англии 12-15 вв. Формирование английской нации. Французский язык в средневековой Англии.



Тема 4 Формирование английского национального языка

Среднеанглийские диалекты и их характеристика. Возникновение лондонского диалекта, его смешанный характер. Борьба английского и французского языков. Формирование английского национального литературного языка. Развитие письменной литературы в среднеанглийский период. Основные письменные памятники данного периода. Роль Чосера в формировании среднеанглийской литературе и английского национального языка.



Тема 5 Словарный состав языка и его развитие

Характеристика основного словарного запаса: общеиндоеврапейские, общегерманские и английские слова. Пополнение словарного запаса путем: аффиксации, словосложения, изменения значения. Роль заимствований в пополнении словарного состава английского языка. Кельтские и латинские заимствования. (4 периода). Эволюция языка под воздействием скандинавского и французского влияний.



Тема 6 Эволюция английского языка с точки зрения его фонетического системы и грамматического строя

Характеристика древнеанглийской системы (гласных, согласных, ударения) по сравнению с современной системой произношения. Фонетические особенности среднеанглийского периода. Современный английский период как время становления нынешнего произношения и орфографии. Основные морфологические особенности древне-, средне-, и современного английского языка. Эволюция имени существительного в английском языке. Эволюция имени прилагательного в английском падеже. Эволюция местоимений. Эволюция имени числительного. Эволюция английского глагола.



Тема 7 Эволюция синтаксического строя английского языка

Характеристика синтаксического строя языка древнего периода по сравнению с современным английским языком. Эволюция порядка слов в предложении. Развитие основных типов предложения. Развитие аналитических приемов в синтаксисе современного английского языка.



Тема 8 Основные исторические события современного периода

16 в.- капиталистическое развитие Англии, эпоха великих географических открытий.

17 в. – эмиграция англоязычных поселенцев в Америку, буржуазная революция середины века.

18 в. - промышленная революция в Англии.

19 в. – продолжение колониальной экспансии Англии.

20 в. – период становления английского в качестве «мирового языка». Основные изменения английского языка за этот период.



Тема 9 Распространение английского языка в мире

Язык, диалект, вариант языка. История распространения английского языка в Cоединенных Штатах Америки. Фонетические, лексические и грамматические особенности американского английского. История проникновения английского языка в Австралию. Основные особенности австралийского английского.



Темы СРС

Тема

Литература

The formation of the National Language

Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983

Foreign Conquests of Bran and their influence upon the English language

Thomas Pyles, John Algeo The origin and development of the English language. the USA., 1993

Foreign influence upon English

Thomas Pyles, John Algeo The origin and development of the English language. the USA., 1993

The evolution of the English adjective

Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983

The Evolution of the Syntax

Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983

The variants of the English Language

Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983

Linguistic situation from the 11th to 15th c.

Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983

Spelling changes in Middle English

Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983

Changes in Grammatical System

Расторгуева Т.А. История английского языка (на анг. языке). М., 1983

Changes in the Vocabulary

Thomas Pyles, John Algeo The origin and development of the English language. the USA., 1993

Содержание самостоятельной работы студента

(очное, на базе ОСО, СПО)




Вид СРС

Форма отчетности

Вид контроля

Объем в часах

1

2

3

4

5

1

Подготовка к лекционным занятиям

конспект

Проверка рабочей тетради

8

2

Подготовка к практическим занятиям

Домашнее задание

Опрос, проверка конспектов

10

3

Подготовка к СРСП

Домашнее задание

Опрос, проверка конспектов

10

4

Подготовка к контрольным мероприятиям

Тест

РК1, РК 2

2

Всего

30


Календарный график контрольных мероприятий текущей успеваемости

студентов группы ИФ-202 (с), 302 по дисциплине «История языка»


1 рейтинг

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8


РК1


Итого баллов

Максимальный балл по видам контроля

8

10

8

10

8

10

8

10

20

100

Посещение лекционных занятий

П

5





П

5





П

5





П

5





П

5


25

Посещение практических занятий




П

5





П

5





П

5





П

5





20

Участие в рабочем процессе




У

5





У

5





У

5





У

5





20

Выполнение СРСП

ДЗ

3





ДЗ

3





ДЗ

3





ДЗ

3





ДЗ

3


15

Рубежный контроль

























20

20



2 рейтинг

Недели

9

10

11

12

13

14

15

РК1


Итого баллов

Максимальный балл по видам контроля

8

10

8

10

8

10

8

20

100

Посещение лекционных занятий

П

5





П

5





П

5





П

5


П

5


25

Посещение практических занятий




П

5





П

5





П

5








20

Участие в рабочем процессе




У

5





У

5





У

5








20

Выполнение СРСП

ДЗ

3





ДЗ

3





ДЗ

3





ДЗ

3


ДЗ

3


15

Рубежный контроль






















20

20

Условные обозначения: ДЗ – домашнее задание, У - участие в учебном процессе, РК1 – рубежный контроль №1.
Политика курса
Ваша подготовка к занятиям будет проверяться участием на практических занятиях и индивидуальными заданиями (самостоятельная работа). Участвовать в учебном процессе означает посещать занятия, быть активным в обсуждениях и работе группы, уметь высказывать и обосновывать собственную точку зрения, систематизировать и анализировать изученный материал, сопоставлять его с уже знакомыми понятиями, идеями, фактами и т.п.

Все задания должны выполняться к установленному времени.

Отсутствие на уроке и невыполнение индивидуального (самостоятельная работа) задания отразится на сумме баллов вашего рейтинга.

Прошу вас не опаздывать на занятия.

В семестре предусмотрено два рубежных контроля (на восьмой и на пятнадцатой неделе). Каждый рубежный контроль состоит из лингво-стилистического анализа художественного текста.

Если по уважительной причине (болезнь, разрешение декана факультета) вы отсутствовали во время проведения контрольного мероприятия, вам будет дана возможность пройти его в назначенное мной время. В противном случае вы получаете 0 баллов.



Итоговый контроль в конце семестра проводится в письменной форме в виде тестирования с вариантами ответов по пройденной тематике курса.

страница 1

Смотрите также: