страница 1
ММ «Пешков орта мектебі» ФАББ»
ГУ «Пешковская СШ» ООФР»
Бекітемін: Утверждаю:
мектеп директоры директор
__________Костенко В.И ___________Костенко В.И
2008-2012 жылғы «Жаңа формация » дарынды балалармен жұмыс жүргізу туралы бағдарламасы
Программа
работы с одаренными детьми
«Новая формация» на 2008- 2012 гг
I. Паспорт программы
Название программы: «Новая формация»
Нормативно-правовая база программы:
-
основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948;
-
основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;
-
Закон РК «Об образовании», с изменениями от 22.11.1999г
-
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы (от 11.10.2004г)
-
Программа развития ГУ «Пешковская СШ»ООФР»
Разработчик: ГУ «Пешковская СШ»ООФР»
Год разработки: 2008
Сроки реализации программы: 2008-2012 годы
Руководители:
Костенко В.И.- директор ГУ «Пешковская СШ»ООФР»
-
Рожко В.И.- зам. директора по УМР
-
Попко Т.В.- зам. директора по ПО
-
Карпенко Л.А- психолог
-
Шевченко Е.Д – зам.директора по ВР
II. Пояснительная записка
Развитие детской одаренности является приоритетным направлением образовательной модели ГУ «Пешковская СШ». Программа работы с одаренными детьми получила название «Новая формация», исходя из определения термина «формация» как:
-
качественно новой стадии в развитии общества и совокупности человеческих отношений, присущих ей;
-
тип человеческой личности, соответствующий этой ступени развития общества.
Программа «Новая формация» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях общеобразовательного учреждения заведения, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, работу с одаренными детьми.
Кроме того, выделяются проблемы не только диагностики, обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации. К ним можно отнести профессионально-личностную готовность к работе с одаренными детьми, что подразумевает:
-
овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методологией и методикой научного поиска;
-
психологическая компетентность, широта и гибкость педагогического мышления и др.
Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. То есть, от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?» К таким условиям мы относим, в первую очередь, реализацию индивидуальности личности обучающихся.
III. Современное состояние проблемы развития одаренности
Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и преподавателя) и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения (и обучающегося).
Вторым недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени: единой для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, для 30 учащихся единый темп ведения урока, обусловленный индивидуальностью учителя, но не учащихся. Слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учеников, и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.
IV. Цели и задачи программы
Стратегическая цель программы – переход системы педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления.
Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель - развитие способности одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи Программы:
-
развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
-
стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
-
совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства школы;
-
повышать уровень и качество школьного образования через идеи личностно ориентированной педагогики.
V. Виды одаренности, на развитие которых направлена программа «Новая формация»
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:
-
Общая интеллектуальная (академическая) одаренность
-
Информационно- коммуникативная одаренность
-
Творческая одаренность
-
Социальная одаренность
-
Спортивная одаренность
Для развития каждого вида одаренности разработана система мероприятий, включенная в образовательную модель гимназии. При моделировании учтены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном пространстве. Данная система позволяет обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию.
VI. Принципы выявления одаренных детей в школе -
Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка
-
Оценка признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития
Принципиальное значение имеет разработка методов выявления так называемой «потенциальной» одаренности, это:
1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьников, осуществляемое психологом школы;
2) переплетение диагностических методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.
Мы считаем, что режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
XI. Формы и методы обучения
При выборе инновационных форм и методов обучения мы опирались на основные положения:
-
технологии РИЛ – обучения В.В. Полякова;
-
технологии саморазвития личности Г.К. Селевко
-
технологии развития критического мышления через чтение и письмо и др.
Формы, педагогические методы и приемы, коммуникативный компонент сопровождения урока в рамках РИЛ – обучения, рассматриваются нами в качестве наиболее приемлемых для решения задач развития индивидуальности личности одаренных детей. Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Именно поэтому в качестве показателя развития ребенка мы выбрали не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях научных проектов), но и показатели развития индивидуальности личности. К таковым относятся:
-
Потребности и мотивы самосовершенствования личности (нравственно-волевая мотивация)
-
Я - концепция
-
Способности личности
Рассматривая личность учащегося и педагога как самоуправляемую систему, мы выделили именно эти три фактора развития, которые и составляют (используя модель личности К.К. Платонова) саморегулирующийся механизм индивидуальности личности, «запускающий» ее развитие.
XII. Факторы, способствующие адаптации образовательной среды школы к образовательным потребностям одаренных детей -
Подбор оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития.
-
Разнообразные виды поддержки обучающихся:
-
психолого-педагогические
-
правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения),
-
социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучении),
-
валеологические (обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, пауз, физкультминуток, нормализации режима и объема домашних заданий).
-
Право свободного выбора:
-
профиля,
-
уровня,
-
вида творческого труда.
XIII. Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми
«Учитель – духовный наставник, обладающий жизненной мудростью и способностью «возвращаться» в детство. «Духоподъемная» личность педагога, транслирующего общечеловеческие ценности, - и есть тот идеал, к которому должен стремиться преподаватель школы».
XIV. Этапы и план реализации программы «Новая формация»
2008-2009 учебный год – диагностико-прогностический этап
2009-2010 учебный год – организационный этап
2010-2011 учебный год – практический этап
2011-2012 учебный год – обобщающий этап
Диагностико - прогностический этап, 2008-2009 учебный год
Виды работ
|
Форма предъявления
|
Ответственные
|
Анализ современных концепций работы с одаренными детьми и
|
Аналитическая справка
|
Администрация
Зам.директора
|
Анализ основных результатов работы школы с одаренными детьми за 2005-2008 учебный год
|
Сборник материалов из опыта работы
|
Зам. Директора по НР, по УМР, методический совет школы
|
Отбор образовательных технологий, позволяющих реализовать потенциальные способности одаренных детей
|
Рекомендации для проведения педагогического совета
|
Зам. директора по УМР, по НР, по УВР, психолог
|
Планирование психологического сопровождения
|
Пакет диагностик
|
Психологическая служба
|
Мотивация педагогов
|
Педагогический совет
|
Администрация,
|
-
Организационный этап – 2009-20010 учебный год
Виды работ
|
Форма предъявления
|
Ответственные
|
Определение и формирование условий, необходимых для успешной реализации программы
|
Круглый стол
|
Администрация
Зам. директора
|
Создание банка данных педагогических технологий по развитию одаренности
|
Методический сборник
|
Зам. директора
|
Адаптация воспитательной системы школы к условиям работы с одаренными детьми
|
Программа воспитательной работы школы
|
Зам. директора по ВР
|
Разработка системы мотивации педагогов и обучающихся
|
программа поддержки одаренных
|
администрация
|
Психологическое сопровождение
|
Спецкурс для учителей «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми»
|
Психолог
|
Консультативная и просветительская работа среди родителей
|
Родительские лектории
|
Классные руководители,
|
-
Практический этап – 2010-2012 учебные года
Виды работ
|
Форма предъявления
|
Ответственные
|
Апробация новых форм работы с одаренными детьми
|
Аналитические справки
|
Заместители директора
|
Обобщение инновационного опыта педагогов в работе с одаренными детьми
|
Методическая копилка
|
Зам. директора
|
Внедрение системы мотивации педагогов и обучающихся
|
программа поддержки одаренных
|
администрация
|
Участие обучающихся в олимпиадах, научно- практических конференциях, конкурсах различного уровня
|
Аналитические справки, отчеты
|
Администрация, руководители МО, Зам. директора
|
Психологическое сопровождение: отслеживание динамики развития одаренности, уровня комфортности субъектов образовательного процесса
|
Рекомендации, программы, тренинги
|
Психолог, классные руководители
|
Консультативная и просветительская работа среди обучающихся, родителей, педагогов
|
Консультации, педагогические чтения, открытые заседания клуба родителей одаренных детей, «Телефон доверия»
|
Классные руководители,
психолог
|
4. Обобщающий этап – 2012-2013 учебный год
Виды работ
|
Форма предъявления
|
Ответственные
|
Анализ и оформление результатов реализации Программы
|
Конференция «Программа работы с одаренными детьми: итоги и перспективы»,
сборник материалов
|
Администрация
|
Совершенствование форм работы с одаренными детьми
|
Методическая панорама,
|
Заместители директора
|
Обобщение опыта психологического сопровождения программы
|
Выводы и рекомендации
|
Психолог
|
XV. Планируемый результат реализации программы
Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.
В ходе реализации Программы будут внесены организационные и структурные изменения в образовательное пространство школы, учитывающие тенденции современной психолого-педагогической науки и быстро меняющиеся условия социума:
-
разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;
-
создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;
-
повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми;
-
налаживание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями области, системы взаимодействия с высшими учебными заведениями, межрегиональных контактов, способствующих социализации одаренных детей;
-
функционирование системы комплексной поддержки развития одаренных детей.
XVI. Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми «Новая формация»
-
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
-
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
-
Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
-
Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Список литературы -
Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
-
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998, №3
-
Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995, №4
-
Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 1997. 13 мая
-
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993
-
Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. - Москва, Парвинэ, 2003
-
Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.-М.:ООО «АиФ Принт», 2003
-
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.М.: 2000
-
Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3
-
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6
-
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999
-
Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004
-
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997
-
Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
-
Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
-
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
-
Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.
страница 1
|