Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1



ММ «Пешков орта мектебі» ФАББ»

ГУ «Пешковская СШ» ООФР»

Бекітемін: Утверждаю:

мектеп директоры директор

__________Костенко В.И ___________Костенко В.И

2008-2012 жылғы «Жаңа формация » дарынды балалармен жұмыс жүргізу туралы бағдарламасы
Программа

работы с одаренными детьми

«Новая формация» на 2008- 2012 гг

I. Паспорт программы



Название программы: «Новая формация»
Нормативно-правовая база программы:

  • основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948;

  • основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;

  • Закон РК «Об образовании», с изменениями от 22.11.1999г

  • Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы (от 11.10.2004г)

  • Программа развития ГУ «Пешковская СШ»ООФР»

Разработчик: ГУ «Пешковская СШ»ООФР»

Год разработки: 2008

Сроки реализации программы: 2008-2012 годы

Руководители:

Костенко В.И.- директор ГУ «Пешковская СШ»ООФР»



  • Рожко В.И.- зам. директора по УМР

  • Попко Т.В.- зам. директора по ПО

  • Карпенко Л.А- психолог

  • Шевченко Е.Д – зам.директора по ВР



II. Пояснительная записка


Развитие детской одаренности является приоритетным направлением образовательной модели ГУ «Пешковская СШ». Программа работы с одаренными детьми получила название «Новая формация», исходя из определения термина «формация» как:

  • качественно новой стадии в развитии общества и совокупности человеческих отношений, присущих ей;

  • тип человеческой личности, соответствующий этой ступени развития общества.

 Программа «Новая формация» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях общеобразовательного учреждения заведения, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.



Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, работу с одаренными детьми.

Кроме того, выделяются проблемы не только диагностики, обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации. К ним можно отнести профессионально-личностную готовность к работе с одаренными детьми, что подразумевает:



  • овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методологией и методикой научного поиска;

  • психологическая компетентность, широта и гибкость педагогического мышления и др.

Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. То есть, от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?» К таким условиям мы относим, в первую очередь, реализацию индивидуальности личности обучающихся.

III. Современное состояние проблемы развития одаренности


Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и преподавателя) и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения (и обучающегося).

Вторым недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени: единой для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, для 30 учащихся единый темп ведения урока, обусловленный индивидуальностью учителя, но не учащихся. Слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учеников, и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.

 

 


IV. Цели и задачи программы


Стратегическая цель программы – переход системы педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления.

Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель - развитие способности одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи Программы:

  • развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

  • стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

  • совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства школы;

  • повышать уровень и качество школьного образования через идеи личностно ориентированной педагогики.



V. Виды одаренности, на развитие которых направлена программа «Новая формация»

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:



  • Общая интеллектуальная (академическая) одаренность

  • Информационно- коммуникативная одаренность

  • Творческая одаренность

  • Социальная одаренность

  • Спортивная одаренность

Для развития каждого вида одаренности разработана система мероприятий, включенная в образовательную модель гимназии. При моделировании учтены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном пространстве. Данная система позволяет обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию.

VI. Принципы выявления одаренных детей в школе


  • Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка

  • Оценка признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития

Принципиальное значение имеет разработка методов выявления так называемой «потенциальной» одаренности, это:

1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьников, осуществляемое психологом школы;

2) переплетение диагностических методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.

Мы считаем, что режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.


XI. Формы и методы обучения


При выборе инновационных форм и методов обучения мы опирались на основные положения:

  • технологии РИЛ – обучения В.В. Полякова;

  • технологии саморазвития личности Г.К. Селевко

  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо и др.

Формы, педагогические методы и приемы, коммуникативный компонент сопровождения урока в рамках РИЛ – обучения, рассматриваются нами в качестве наиболее приемлемых для решения задач развития индивидуальности личности одаренных детей. Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Именно поэтому в качестве показателя развития ребенка мы выбрали не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях научных проектов), но и показатели развития индивидуальности личности. К таковым относятся:

  • Потребности и мотивы самосовершенствования личности (нравственно-волевая мотивация)

  • Я - концепция

  • Способности личности

Рассматривая личность учащегося и педагога как самоуправляемую систему, мы выделили именно эти три фактора развития, которые и составляют (используя модель личности К.К. Платонова) саморегулирующийся механизм индивидуальности личности, «запускающий» ее развитие.


XII. Факторы, способствующие адаптации образовательной среды школы к образовательным потребностям одаренных детей


  1. Подбор оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития.

  2. Разнообразные виды поддержки обучающихся:

    • психолого-педагогические

    • правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения),

    • социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучении),

    • валеологические (обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, пауз, физкультминуток, нормализации режима и объема домашних заданий).

  3. Право свободного выбора:

    • профиля,

    • уровня,

    • вида творческого труда.


XIII. Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми




«Учитель – духовный наставник, обладающий жизненной мудростью и способностью «возвращаться» в детство. «Духоподъемная» личность педагога, транслирующего общечеловеческие ценности, - и есть тот идеал, к которому должен стремиться преподаватель школы».

XIV. Этапы и план реализации программы «Новая формация»


2008-2009 учебный год – диагностико-прогностический этап

2009-2010 учебный год – организационный этап

2010-2011 учебный год – практический этап

2011-2012 учебный год – обобщающий этап


  1. Диагностико - прогностический этап, 2008-2009 учебный год


Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Анализ современных концепций работы с одаренными детьми и


Аналитическая справка

Администрация

Зам.директора



Анализ основных результатов работы школы с одаренными детьми за 2005-2008 учебный год



Сборник материалов из опыта работы

Зам. Директора по НР, по УМР, методический совет школы

Отбор образовательных технологий, позволяющих реализовать потенциальные способности одаренных детей

Рекомендации для проведения педагогического совета

Зам. директора по УМР, по НР, по УВР, психолог

Планирование психологического сопровождения


Пакет диагностик

Психологическая служба

Мотивация педагогов


Педагогический совет

Администрация,




  1. Организационный этап – 2009-20010 учебный год

Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Определение и формирование условий, необходимых для успешной реализации программы

Круглый стол

Администрация

Зам. директора



Создание банка данных педагогических технологий по развитию одаренности

Методический сборник

Зам. директора

Адаптация воспитательной системы школы к условиям работы с одаренными детьми

Программа воспитательной работы школы

Зам. директора по ВР

Разработка системы мотивации педагогов и обучающихся

программа поддержки одаренных

администрация

Психологическое сопровождение


Спецкурс для учителей «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми»

Психолог

Консультативная и просветительская работа среди родителей

Родительские лектории

Классные руководители,





  1. Практический этап – 2010-2012 учебные года

Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Апробация новых форм работы с одаренными детьми

Аналитические справки

Заместители директора

Обобщение инновационного опыта педагогов в работе с одаренными детьми

Методическая копилка

Зам. директора

Внедрение системы мотивации педагогов и обучающихся

программа поддержки одаренных

администрация

Участие обучающихся в олимпиадах, научно- практических конференциях, конкурсах различного уровня

Аналитические справки, отчеты

Администрация, руководители МО, Зам. директора

Психологическое сопровождение: отслеживание динамики развития одаренности, уровня комфортности субъектов образовательного процесса

Рекомендации, программы, тренинги

Психолог, классные руководители

Консультативная и просветительская работа среди обучающихся, родителей, педагогов

Консультации, педагогические чтения, открытые заседания клуба родителей одаренных детей, «Телефон доверия»


Классные руководители,

психолог




4. Обобщающий этап – 2012-2013 учебный год

Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Анализ и оформление результатов реализации Программы

Конференция «Программа работы с одаренными детьми: итоги и перспективы»,

сборник материалов



Администрация

Совершенствование форм работы с одаренными детьми

Методическая панорама,

Заместители директора

Обобщение опыта психологического сопровождения программы

Выводы и рекомендации


Психолог



XV. Планируемый результат реализации программы


Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.

В ходе реализации Программы будут внесены организационные и структурные изменения в образовательное пространство школы, учитывающие тенденции современной психолого-педагогической науки и быстро меняющиеся условия социума:



  • разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;

  • создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;                 

  • повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми;

  • налаживание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями области, системы взаимодействия с высшими учебными заведениями, межрегиональных контактов, способствующих социализации одаренных детей;

  • функционирование системы комплексной поддержки развития одаренных детей.

XVI. Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми «Новая формация»





  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

  4. Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Список литературы


  1. Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.

  2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998, №3

  3. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995, №4

  4. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 1997. 13 мая

  5. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993

  6. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. - Москва, Парвинэ, 2003

  7. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.-М.:ООО «АиФ Принт», 2003

  8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.М.: 2000

  9. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3

  10. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6

  11. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989

  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999

  13. Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004

  14. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997

  15. Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000

  16. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.

  17. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.

  18. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.


страница 1

Смотрите также: