Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Программа

социально-психологического тренинга

самопознания для подростков 12-15 лет

Педагог-психолог

Сидорейко С.Ю.

СШ № 17, г. Лида Гродненской обл.
«Никогда не поздно изменить образ

собственного «Я» и, следовательно,

начать новую жизнь»

Максуэл Мольц
Пояснительная записка

Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем я стану – все это присуще подросткам. Именно в сфере общения, в познании своего внутреннего мира, в понимании и принятии других, в осознании своих трудностей в общении и нужна, прежде всего, помощь подросткам, поэтому этот тренинг очень актуален. Программа состоит из 10 двухчасовых занятий, которые проводились 1 раз в неделю. Они составлены с учетом выявленных при помощи диагностических исследований и наблюдений проблем.

Каждая встреча обеспечена набором психотехнических процедур.

Обязательные процедуры, которые используются на каждой встрече в тренинге:

- индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятия. Смысл этой работы в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности;

- психогимнастические процедуры с релаксационным эффектом;

-аналитическая работа ведущего по осмыслению групповых процессов, изменений в позиции участников и психофизических показателей (утомление, интерес и т.д.).

Для работы группы требовались следующие материалы (бумага для рисования и для записей, ватман, наборы цветных карандашей или фломастеров по числу участников группы, листки бумаги с булавками для именных табличек, магнитофон с различными музыкальными композициями). Кабинет для проведения занятий, позволяющий расставить стулья для участников по кругу.

Правила работы в тренинге.

- Добровольность участия при четком определении своей позиции;

- Не существует правильных и неправильных ответов, правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение;

- Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п.;

- Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь или просто врать;

- Нельзя давать оценку выступления другого участника, если он сам тебя об этом не спросит;

- Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, что я о нем думаю, какие чувства вызывают у меня его действия, поступки, слова.



Помни.

    1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом просит.

    2. Говори о своих мыслях, чувствах, скажи о том, какие конкретно слова и поступки их вызывали. Не говори о человеке в целом.

    3. Говори так, чтобы не оскорбить и не обидеть другого человека.

    4. Не давай оценок. Слова: «Я бы на твоем месте…», «Ты должен» - под запретом.

Уважай говорящего. Когда высказывается кто-то из участников, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать, что он хочет. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним. Плакат с правилами всегда находится на занятиях.
Цель программы:

  1. Способствовать формированию различных сторон «Я» подростка – мотивации учебной деятельности; умений и навыков межличностного общения, уверенности в себе и навыков самопознания.

Задачи:

1. Вооружить подростков системой понятий, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций.



  1. Познать свои слабые и сильные стороны во взаимодействии с другими людьми.

  2. Способствовать формированию навыков общения, умению слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

  3. Способствовать позитивному развитию мотивов межличностных отношений.

  4. Развить навыки рефлексии и обратной связи.


План

1. Вводное. Ознакомление с программой занятий. Встреча. 2 часа

2. Мир во мне. 2 часа

3. Мир вокруг меня. 2 часа

4. Я глазами мира. 4 часа

5. О пользе и вреде эмоций. Хочу ли я быть хозяином своих чувств,

управлять своими эмоциями. 2 часа

6. Осознание себя. Работа с чувствами. 2 часа

7. Необычный опыт общения. 2 часа

8. Взаимодействие миров. 2 часа

9. Итоговое занятие. Прощание – пожелание. Впечатления. 2 часа
Примерное содержание занятий.

Занятие 1.

Тема: Вводное. Встреча.

Цели:

- определение особенностей личности каждого учащегося;

- создание климата психологической безопасности;

- создание условий для лучшего знакомства.

Ритуал приветствия. Техника на создание благоприятной психологической атмосферы «Здравствуй!».

В начале работы предлагается подросткам поприветствовать друг друга, можно предложить поздороваться как можно с большим количеством участников, например, мизинцами, ладонями, обычным рукопожатием и др.

1. Игра «Визитка».

В течение 5 минут каждый участник выбирает себе тренинговое имя, оформляет визитку и готовится к взаимному представлению. Основная задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Надо сказать о себе так, чтобы все участники сразу запомнили. Все садятся в круг. По очереди, каждый называет свое имя и подчеркивает свои особенности.

2. Игра «Если бы я…».

Участникам предлагается закончить предложения:



Если бы я был деревом, то хотел бы быть…

…не хотел бы быть…

Если бы я был одеждой, то хотел бы быть…

…не хотел бы быть…

Если бы я был животным, то хотел бы быть…

…не хотел бы быть…

Если бы я был машиной, то хотел бы быть…

…не хотел бы быть…

Если бы я был напитком, то хотел бы быть…

…не хотел бы быть…

Если бы я был писателем, то хотел бы быть…

…не хотел бы быть…

Если бы я был цветком, то хотел бы быть…

…не хотел бы быть…

Если бы я был игрушкой, то хотел бы быть…

…не хотел бы быть…

Если бы я был киногероем, то хотел бы быть…

…не хотел бы быть…

Если бы я был взрослым, то хотел бы быть…

…не хотел бы быть…

Затем каждый участник зачитывает то, что у него получилось.

3. Игра-разминка «Молекулы».

Все игроки – «атомы», которые беспорядочно движутся, а по сигналу ведущего объединяются в «молекулы» определенной ведущим величины (по 2, 3, 4, 5 атомов). «Молекулы» большей или меньшей, по сравнению с заданной, величины должны в течение 10 секунд перестроиться. «Атомы», не вошедшие в состав «молекул», выбывают из игры.

4. Игра «Мои добрые дела».

Дается 5 минут для того, чтобы участники письменно ответила на заданные вопросы, записали добрые дела, сделанные для людей. Затем группа садится в большой круг, и участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ и отвечая на вопросы. Вспомните: какое конкретное доброе дело вы сделали вчера? Что вы чувствовали при этом? Как вас отблагодарили? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, что вам мешает? И другие.

5. Подведение итогов. Рефлексия: «Сегодня узнал…».

6. «Прощание». Все стоят в кругу, держась за руки. Ведущий «включает ток», т.е. пожимает руку соседа. «Ток» проходит по всему кругу и возвращается к ведущему.
Занятие 2.

Тема: Мир во мне

Цели:

- создание климата психологической безопасности;

- выяснить, как участник группы воспринимает себя, какие черты, стороны своей личности он оценивает как положительные, какие считает отрицательными;

- формирование установки на взаимопонимание.

Ритуал приветствия «Здравствуйте».

Ведущий предлагает поприветствовать друг друга без слов, то есть взглядом, улыбкой, руками, плечом и т.д.

1. Игра «Кто я?».

Каждому участнику раздается по 10 карточек двух цветов (желтые и зеленые). На желтых – пишут по одному положительному качеству, на зеленых – отрицательные качества, характерные для них, а затем проранжировать эти качества по значимости. При обсуждении обратить внимание на то, какие характеристики себя у каждого из ребят преобладают – позитивные или негативные, насколько ярко проявляются качества, стоящие по рангу на последних местах. Хотел бы подросток избавиться от них или нет.

2. «Интервью».

У каждого члена группы по очереди все желающие берут интервью. Задают вопросы такого характера: «Любишь ли ты стихи?», «Твой любимый цвет?», «Твое любимое изречение?», «Чего ты больше всего боишься?», «Что больше всего ценишь в людях?», «Роль какого героя хотел бы ты сыграть?» и другие. Каждому задается не более 5 вопросов.

3. Игра-разминка «Молекулы».

4. Проективный рисунок «Я – идеальное и Я – реальное».

Каждый член группы на листе бумаги символически изображает себя реального и идеального (каким бы ему хотелось быть). Обсуждая рисунок, слово предоставляется сначала другим членам группы для того, чтобы выяснить, как они видят этого человека, которое настроение он передает своим рисунком, чем отличается изображение «Я реального» от «Я идеального», что, по мнению группы, данный участник хочет изменить в себе, чего добиться. Затем слово предоставляется самому автору рисунка. Он рассказывает о себе (через рисунок) в свободной форме. По окончании рассказа группа задает вопросы на понимание, уточнение.

5. Рефлексия «Сегодня на занятии я почувствовал…».

6. Прощание «Улыбка другу». Каждый по кругу улыбается друг другу.

Занятие 3.

Тема: Мир вокруг меня

Цель: понимание того, как человек видит другого, какие качества личности другого для него наиболее значимы и как это соотносится с ценностью своих собственных качеств, то есть несколько адекватно человек воспринимает других людей, возникающих вокруг ситуации и мир в целом.

Ритуал приветствия «Здравствуйте».

Ведущий предлагает поздороваться участникам так, как приветствуют друг друга народы различных стран:

- в Новой Зеландии – плечами;

- в Колумбии – спинами;

- в Зимбабве – коленками;

- в Китае – носами и др.


  1. Игра «Умение вести разговор».

Ведущий говорит о том, что за неумением вести разговор часто скрывается отсутствие интереса к другому человеку, недостаток сопереживания и т.д. Преодолевать эти черты начинают с развития навыков поведения и поддержания разговора.

Группа разбивается на пары. Темы выбираются самостоятельно, может предложить выбор ведущий. На первом этапе задаются «открытые» вопросы. Ответы даются также подробные, развернутые. После трех-пяти минут диалога партнеры меняются ролями. На втором этапе упражнения участники самостоятельно высказывают свой личный опыт, дают личную информацию.



  1. Игра «Пойми меня».

Ведущий предлагает всем разбиться на пары. Каждый из пары получает записку с заданием. Например, «написать письмо», «переставить мебель» и т.д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивается написанное в записке с выполнением.

Ведущий, выяснив насколько каждому участнику было сложно выполнять задание, рассказывает о роли невербальных средств в общении, о необходимости специального обучения пониманию психологического состояния человека по выразительным движениям, мимике, жестам, интонации и т.п.

3. Игра-релаксация «Заросли.

Один из членов группы пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу остальными участниками – «густыми зарослями».

4. Игра «Таможня».

Ведущий предлагает попрактиковаться в наблюдательности, внимательном анализе поведения другого человека, умение понять его душевное состояние. Итак, наша группа – пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них – контрабандист. Он пытается вывести из страны уникальное ювелирное изделие. «Итак, кто хочет быть таможенником?». Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы прячет у себя (например, ключ), после чего впускают таможенника. Мимо него проходят пассажиры и он должен определить, кто из пассажиров провозит «контрабанду». После того, как в роли таможенника побывали 2-5 подростков, ведущий просит их рассказать, на что они ориентировались, определяя «контрабандиста».

Помимо повышения интереса к занятиям, создание атмосферы непринужденности и веселья, игра способствует формированию навыков тонкого анализа невербальных проявлений в поведении другого человека.

5. Рефлексия «Сегодня я научился…».

6. Прощание «Улыбка другу».
Занятие 4.

Тема: Я глазами мира (1-ое занятие).

Цели:

- Развитие внимания к другим людям, понимание их;

- Развитие чувственности к эмоциональному состоянию другого человека.

Ритуал приветствия «Здравствуйте» (по желанию участников).

1. Игра «Диалог руками».

Члены группы разбиваются на пары, закрывают или завязывают глаза и пытаются понять состояние друг друга, отношение только через прикосновение рук. Диалог руками длится 3-5 мин.

В процессе обсуждения выясняется, как партнеры поняли друг друга, что было трудно почувствовать, а что легко, почему. Легко ли было подобрать слова для определения состояния, какие еще бывают состояния у человека, легко ли это понять с помощью рук. А можно ли по их прикосновению определить, какой человек рядом с тобой? Делается вывод и предлагается провести следующее упражнение. Выполнение – 10-12 мин.

2. Игра-разминка «Ходьба».

Каждый член группы сам придумывает, что он будет изображать (например, «ходьба над пропастью» или «движение против толпы» и т.п.). Затем каждый демонстрирует имитируемое действие, а остальные пытаются отгадать, что данный участник изобразил.

3. Мини-сочинение «Каким я вижу каждого участника тренинга, себя?», с последующим обсуждением. Оценочных суждений не даем. Каждый слушает информацию о себе. То, что ему понравилось может записать себе.

4. Рефлексия «Сегодня я понял…».

5. Прощание «Ток».


Занятие 5.

Тема: Я глазами мира (2-ое занятие).

Цели:

- Предоставить возможность участникам увидеть себя глазами других людей;

- Формирование умения слушать и давать обратную связь;

- Развитие межличностного доверия.

Ритуал приветствия «Здравствуйте» (по желанию участников).

1. Игра «Анализ ассоциаций».

Предложить участникам в течение 1-2 минут внимательно посмотреть друг на друга. Затем попросить всех принять удобную позу, закрыть глаза и во время зачитывания ведущим ассоциаций вспомнить и представить того ученика, о котором идет речь. Ассоциации зачитываются из мини-сочинения, которое писали на предыдущем занятии. По окончании процедуры участники делятся своими впечатлениями. Во время обсуждения ассоциаций не надо бояться молчания, не следует торопить участников, необходимо постараться, чтобы возникшие переживания, мысли, чувства высказал каждый участник.

2. Игра-разминка «Мой сосед справа».

Включить быструю музыку, встать в круг и предложить ребятам потанцевать. По хлопку ведущего каждый должен имитировать то танцевальное движение, которое в момент сигнала выполнял сосед справа и т.д. Игра заканчивается, когда каждому участнику «вернется» его собственное движение.

3. Игра «Черное и белое кресло».



Вариант А.

Отдельно от круга, но так, чтобы всем было хорошо видно, поставить два кресла, одно из них накрыть белым материалом, другое – черным. Предложить одному из участников занять белое кресло, все остальные члены группы садятся по очереди в черное кресло и говорят участнику, занявшему белое кресло, его недостатках, мешающих, по их мнению, общению. Сидящий в белом кресле может попросить уточнить то или иное высказывание, задавать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или на оправдание.



Вариант В.

Так же, как в варианте А, только один из членов группы занимает черное кресло, а все остальные участники, по очереди садятся на белое кресло, должны, характеризуя сидящего напротив, называть только его положительные качества.

Необходимым условием проведения данной игры является умение слушать и давать обратную связь каждым участникам группы. Ведущий напоминает о правилах хорошего слушания. В ходе процедуры и до конца занятия, а также в начале следующего, ведущий должен уделить особое внимание психологическому состоянию тех участников группы, которые занимали кресло, желательно не привлекать к ним внимание группы, дать им возможность на некоторое время «выключиться» из дальнейшей работы, в случае необходимости после занятия ведущий беседует с ними индивидуально.

4. Рефлексия «Сегодня я почувствовал…».

5. Прощание «Дерево дружбы». В конце занятия все берутся за руки. Один человек – «дерево». Он стоит на месте, а игрок с другого края ведет всех по кругу, постепенно закручивая всех вокруг него.
Занятие 6.

Тема: О пользе и вреде эмоций. Хочу ли я быть хозяином своих чувств, управлять своими эмоциями?

Цели:

- научить участников тренинга управлять своими эмоциями;

- исследование вреда и пользы разных эмоций из собственного опыта.

Ритуал приветствия «Здравствуйте» (по желанию участников).

1. Игра-разминка «Вопрос – ответ».

Участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру, тот, поймав мяч, должен перебросить другому, но при этом, в свою очередь, должен сказать собственную реплику. Например: «Какое у тебя настроение сегодня?» и так далее.

2. Игра «Крокодил».

Ведущий говорит о том, что многие люди бояться показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. После обсуждения группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно название предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая – делегирует своего участника (лучше, если добровольно) которому сообщается заданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда – попытаться понять, что было загадано. Команды участников группы загадывают слова по очереди. После того, как в роли изображающего побывали большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникшие, когда приходилось что-то изображать.

3. Игра «Доверие».

Группа выбирает ведущего – «поводыря», задача которого в течение 5-7 минут водить группу завязанными или закрытыми глазами по комнате. Участники группы держат друг друга за талию или плечи. После проведения игры каждый описывает свои ощущения, степень доверия поводырю. Поводырь делится своими чувствами, касающимися руководства и ответственности за благополучие других.

4. Игра «Угадай, что я изображаю».

Ведущий показывает таблицу чувств. Делит участников на две группы – «скульпторов» и «изделий». Каждый «скульптор» выбирает чувство и ставит свою «модель» в позу, наиболее типичную для выражения данного чувства. Завершив работу, «скульпторы» записываю на бумаге названия своих произведений. Листки отдают «создателям скульптур» и те вместе с «моделями» читают названия. Выбираю то, которое представляется наиболее адекватным. При расхождении мнений партнеры договариваются между собой. Затем участники меняются ролями.

Таблица чувств


Удовольствие

Неудовольствие

Злость

Усталость

Удивление

Стыд

Радость

Спокойствие

Гнев

Нетерпение

Изумление

Огорчение

В конце занятия ведущий проводит рефлексию, где каждый из участников рассказывает о своих чувствах, о том насколько он понимал других.

5. Рефлексия «Сегодня я понял…»

6. Прощание «Улыбка другу».
Занятие 7.

Тема: Осознание себя. Работа с чувствами

Цели:

- Дать понятие о чувствах человека;

- Научиться говорить друг другу приятное;

- Научить способам разрешения конфликтных ситуаций;

- Научиться способам выражения чувств.

Ритуал приветствия:

Каждый (по кругу) начинает и заканчивает фразу: «Здравствуй, сегодня я решил…».

1. Игра «Список чувств».

Ведущий: «В жизни мы все испытываем различные чувства – положительные, отрицательные. Вспомните их названия. Запишите их в два столбика: слева – положительные, справа – отрицательные».

На выполнение задания дается примерно 5 минут. После этого ведущий просит подчеркнуть название самого приятного чувства среди первых и самого неприятного – среди вторых; спрашивает, сколько вспомнилось положительного, и сколько – отрицательного. Данное задание имеет и диагностическое значение. Благополучным признаком является преобладание у подростка количества положительных эмоций над количеством отрицательных. Наоборот, если отрицательных эмоций названо больше, подростку требуется больше внимания и поддержки, ибо у него возможно, больной негативный опыт межличностных отношений.

2 Игра «Подарки по кругу».

Все участники садятся в круг. По кругу каждый передает друг другу подарок, используя невербальные средства общения, молча. Тот, кому подарили подарок, должен уметь применять его, используя чувства, и сказать, что ему подарили.

3. Игра-разминка «Молекулы».

4. Ролевые игры с конфликтным содержанием.

Ведущий демонстрирует фотографии, на которых изображены лица с разными эмоциями: радость, удивление, страх, гнев. Предлагает участникам назвать каждое состояние.


  1. Какой из этих человечков более вам симпатичен? Почему?

  2. Какого бы ты пожалела?

  3. Кого не стал бы приглашать к себе в гости?

  4. А каким ты бываешь чаще всего?

  5. Что такое гнев (обида, разочарование)?

Ведущий: «Большинство людей не умеют справляться с обидой и все заканчивается ссорами. Сегодня мы научимся, как правильно вести себя в состоянии конфликта».

Разыгрывание ситуации по выработке способов выражения чувств. Ведущий предлагает членам группы различные ситуации, из которых они должны выйти без конфликта. Разыгрывание ситуаций происходит по следующей схеме:



Досада, обида, растерянность, гнев, разочарование, «мне трудно»


Можно лопнуть


Чтобы всем стало обидно

Факт мои чувства


Невыполнимое обещание




Возможно ли такое


Чтобы всем

стало приятно мирным путем




На этой встрече ведущий сам может начать рефлексию в конце занятия с целью задать, возможно, более глубокий уровень анализа работы, продемонстрировать и рассмотреть наиболее конструктивные пути выхода из проблемной ситуации.

5. Рефлексия «Сегодня я научился…».

6. Прощание «Дерево дружбы».

Занятие 8.

Тема: Необычный опыт общения. Осознать свои идеалы и различные черты.

Цель:

- помочь участникам осознать свои индивидуальные особенности;

- способствовать улучшению представления о себе.

Ритуал приветствия «Здравствуйте» (по желанию участников).

1. Игра «Спина к спине».

Ведущий говорит о том, что в группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Двое участников группы садятся спиной к спине друг друга и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями.

Ведущий может спросить:

- было ли это похоже на знакомые житейские ситуации, в чем отличия;

- легко ли было вести разговор;

- какой получается беседа – более откровенной или нет.

Остальные участники группы также могут поделиться своими чувствами.

2. Игра «Мои идеалы».

Ведущий предлагает участникам группы выделить разные, достаточно большие периоды в своей жизни и попытаться вспомнить, кто из ныне живущих или живших в прошлом людей был для подростка примером, на кого они хотели быть похожими – в чем-то или во всем. Это могут быть не только родные, близкие и так далее, но и вымышленные герои – персонажи книг, фильмов, пьес, это могут быть исторические личности и так далее. Чем они привлекательны? Помогли они в жизни или, может, помешали в чем-то? Может вы, на них похожи чем-то и другие.

3. Игра-разминка «Заросли».

4. Игра «Монстр».

Ведущий: «Мы все признаем за собой разные недостатки». Но так ли уж они, если вдуматься страшные? Представим себе, что в центре нашего круга стоит чучело – несимпатичное такое. Оно обладает всеми теми качествами, которое мы считаем своими недостатками. Так, если кто-то признает за собой некоторую слабость, он говорит: «Чучело такое-то» - и называет этот недостаток».

Ведущий записывает, что называют участники, сам называет одну или несколько черт чучела. После того, как все участники высказались, ведущий называет, что записал, а подростки говорят, какие плюсы имеет то или иное качество.

5. Рефлексия «Сегодня я понял…».

6. Прощание «Дерево дружбы».
Занятие 9.

Тема: Взаимодействие миров

Цели:

- выявление проблем, не позволяющих каждому члену группы эффектно участвовать в групповых формах взаимодействия;

- диагностика и отработка необходимых для этого умений (слушать, понимать, поддерживать, развивать точку зрения других).

Ритуал приветствия «Здравствуйте» (по желанию участников).

1. Дискуссия-соревнование.

Все участники разбиваются на две команды. Выбирается жюри, определяющее критерии оценки выдвигаемых аргументов: доказательность, логику, четкость и корректность формулировок и так далее. Жюри договаривается о системе баллов. Предметом дискуссии может быть любая тема. Вести дискуссию может сам ведущий. В конце дискуссии жюри объявляет результаты, комментирует их. В заключение – коллективное обсуждение. В заключении процедуры можно предложить участникам составить список качеств (умений), необходимых для их эффективного участия в групповых формах взаимодействия, и всем вместе попытаться дать определение этих качеств.

2. Игра-разминка «Колокол».

Все участники вместе с ведущим встают в круг, взявшись за руки. Делая вдох, все вместе выбрасывают руки вверх, затем на выдохе, также резко наклоняясь, опускают руки вниз, произнося «Бум!» (изображая колокол). Частоту ударов регулирует один из участников.

3. Игра «Необитаемый остров».

Представьте, что вы все попали на необитаемый остров. Когда вас спасут и смогут ли вообще это сделать – не известно. Естественно, перед вами стоит задача, во-первых, выжить и, во-вторых, остаться при этом цивилизованными людьми. Попытайтесь решить эти задачи в течение 30 минут.

В процессе рефлексии ведущий обращает внимание на следующие моменты:

- оценка результата совместной деятельности;

- стили взаимодействия участников;

- средства и способы работы;

- процессы группообразования (выявление лидеров, распределение ролей, формирование чувства «Мы», наличие конфликтов и так далее);

- чувства, которые возникли у участников в процессе работы и после ее окончания, их причины и последствия.

4. Рефлексия «А теперь я смогу…».

5. Прощание «Улыбка другу».


Занятие 10.

Итоговое занятие. Прощание – пожелание. Впечатления.

Цели:

- закрепление чувства собственной значимости;

- закрепление навыков межличностного общения;

- утверждение чувства групповой поддержки, близости, значимости группы для каждого;

- завершить работу тренинговой группы, ответить на все вопросы, оказать необходимую психологическую поддержку и настрой на будущее.

Ритуал приветствия «Здравствуйте» (по желанию участников).

1. Игра «Мостик».

Предлагается участникам группы разбиться на пары и представить себе следующую ситуацию. У нас есть «мостик» (полоска бумаги или коврик длиной около 2 м и шириной в 20 см) через пропасть. Двое встречаются посередине него и пытаются разминуться. Задача каждого состоит в том, чтобы перейти на другую сторону пропасти. В ходе выполнения упражнения ведущий наблюдает за поведением каждого члена группы. После того как все перешли через «мостик», обсуждают, анализируют способы или стратегию разрешения ситуации. Могут выработать общую стратегию – сотрудничества, направленную на достижение успеха без ущерба другому, на текста диалога, который использовался для разрешения ситуации. Делается вывод о том, как важно сказать другому, что ты хочешь сделать сам и чего ожидаешь от другого.

2. Игра «Комплимент».

Каждый человек заслуживает того, чтобы им дорожили, ценили его по достоинству и принимали таким, какой он есть. Обо всех можно сказать что-то хорошее, приятное и сделать это искренне. Комплименты, хорошие слова дают нам возможность почувствовать себя нужными и способными на многое. Каждому участнику предлагается сосредоточиться на достоинствах партнера и сказать ему комплимент.

Упражнение помогает видеть в окружающих положительные стороны и давать обратную связь.

3. Проективный рисунок «Наша группа».

Группа получает лист ватмана, каждый участник – фломастер. Задание: молча, не обмениваясь фломастерами, всем вместе нарисовать свою группу. Затем проанализировать рисунок.

Хорошо, если каждый даст эмоциональную оценку рисунок, опишет чувства, возникающие в процессе рисования и после завершения работы.

4. Рефлексия «Связующая нить».

Члены группы, сидя в кругу, передают клубок ниток друг другу, сопровождая это высказываниями, начинающимися со слова типа «Я благодарен за то, что…», «Мне понравилось, что…» и так далее. Когда клубок вернется к тому, кто начал, членам группы следует натянуть нить, закрыть глаза и погрузиться в состояние, способствующее принятию себя, других людей, окружающего мира.

5. Прощание «Дерево дружбы».

Ведущий должен ответить на все вопросы участников, дать возможность им задавать любые вопросы друг другу. Ни один не должен остаться без ответа. Затем участники говорят о своей удовлетворенности итогами тренинга, о том, нужна или нет потребность в дальнейшем самосовершенствовании.


ЛИТЕРАТУРА



  1. Богословская В.С., Янчий А.И. Программа САН (самочувствие, активность, настроение): пособие для психологов, социальных педагогов, воспитателей. Мн. УП «ИВЦ Минфина», 2004.



  1. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД. 1997. 144с.




  1. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение погруженное в общение. – М.: «КСП», институт психологии РАН, 1997. 224с.




  1. Клюева А.В. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль. НПУ «Психодиагностика», 1992г.




  1. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» - М.: Новая школа, 1996. – 144с.




  1. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /под ред И.В.Дубровиной. – 6 изд. – М.: Академический Проект, 2002. – 128с.


страница 1

Смотрите также: