Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:

Педагог-психолог
161,32kb. 1 стр.


 Главная   »  
страница 1
Пятакова Оксана Константиновна,

педагог-психолог УО «Марьиногорская

государственная гимназия», Минская область

«Два полюса, два материка»

Гендерный тренинг

(для учащихся 9-11 классов)


Цель: гендерное воспитание подростков; развитие навыков конструктивного общения, культуры взаимоотношений, умения слушать и высказываться на различные темы, развитие эмпатии.

Задачи:

- создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией) для учащихся по заданной теме;

- улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола;

- улучшить представления подростков о поло-ролевых стереотипах.



Материал и оформление: две коробочки, в каждой – по 15 небольших чистых листочков, 2 чистых листа бумаги ф. А4, ручки (карандаши) по числу участников, стулья, плакат с изображением китайского знака «Инь-Ян» (возможны варианты), две свечи, ваза с цветами, карточки с незаконченными предложениями на тему взаимоотношений полов, 2 списка для работы в группах (см.приложение), музыкальное сопровождение (инструментальная, романтическая музыка), маленький мяч.

Максимальное число участников: 20-30 человек (классный коллектив)

Время: 2 занятия по 1,5 часа

1 занятие

На доске (стене) крепится плакат с изображением символа «Инь-Ян», по краям от плаката или отдельно на столе устанавливаются две романтические свечи для создания настроения, ваза с цветами. Учащиеся рассаживаются в круг на стульях.



Вводная часть. Вступительное слово ведущего о цели занятия, значении общения в нашей жизни, особенно между мужчинами и женщинами, о важности знания психологии противоположного пола и умения конструктивно строить эти взаимоотношения и т.п. Можно обратить внимание детей на плакат, на этно-культурные примеры по данной теме, на то, что многое в мире создано на основе (при творческом участии) парности (полярности), на важность гармонии и понимания во взаимоотношениях и т.п.(5 мин).

«Знакомство». Участники передают мячик по кругу, по очереди называя свое имя и заканчивая фразу «Я хотел бы узнать…» (10 мин.)

«Рыба». Ведущий обращает внимание на ожидания учащихся, которые они высказали, и предлагает ближе познакомиться с мнением каждого на различные гендерные темы. Для этого он предлагает коробочку с карточками-«незаконченными предложениями», которую участники передают по кругу, вытягивая карточки и заканчивая вслух фразу, написанную на карточке (см. приложение). (15-20 мин.)

«Мальчики – налево, девочки – направо». Девочкам и мальчикам предлагается разделиться на две команды. Команде девочек и команде мальчиков ведущий выдает ручки или карандаши и по коробочке с чистыми листочками, на которых они записывают свои самые разные вопросы, обращенные к другой команде (мальчики – девочкам и наоборот). (5-7 мин.) В течение этой работы звучит музыка.

«Горячий стул». В центре круга устанавливается «горячий» стул (можно 2, если учащимся сложно решится на «одинокое» выступление), и приглашается на него доброволец (или 2 добровольца). Лицом он поворачивается к противоположному «лагерю» и берет коробочку с их вопросами, т.е., например, девочка на «горячем» стуле вытягивает из коробочки мальчиков их какой-то вопрос и отвечает на него. К ответу сидящего на стуле могут подключаться и дискутировать или дополнять и остальные участники круга. После того, как даны ответы на 2-3 вопроса, на стул приглашается следующий участник и так же отвечает на 2-3 вопроса, затем следующий и т.д. Можно чередовать и приглашать на стул то мальчика, то девочку. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся вопросы (около 30-40 минут).

«Рефлексия». Передавая мячик по кругу, подростки отвечают на вопросы: «Что сегодня на занятии больше всего понравилось? Что не понравилось?» (10 минут)
2 занятие

Оформление – то же.



Вводная часть (10-15 мин.). Ведущий напоминает о предыдущем занятии и нацеливает учащихся на продолжение работы. Далее учащиеся по кругу передают мячик и заканчивают фразу: «О психологии людей противоположного мне пола я знаю на …%» (каждый дает своим познаниям процентную оценку). После этого ведущий всех благодарит и предлагает проверить и расширить свои знания в этой области из первых уст. Для этого участникам предлагается следующее упражнение.

«Мальчики – налево, девочки – направо» (10 мин.). Как и на прошлом занятии, участники делятся на команду мальчиков и команду девочек. Каждой команде предлагается список заданий (см. приложение). Каждая команда сообща записывает коллективные ответы на задания. Во время выполнения этого упражнения звучит музыка.

«Горячий стул: Почувствуй разницу» (20-25 мин.). В центр круга на «горячий» стул приглашается доброволец. Если на «горячем» стуле девушка, то юноши задают ей вопросы из своего списка, она отвечает (возможна помощь и поддержка, дополнения других девушек). Когда от девушек получены ответы на все пункты списка заданий, юноши зачитывают собственные, коллективно составленные в группе ответы на те же вопросы. Результаты сравниваются, идет дискуссия, обсуждение. Затем та же процедура («горячий стул», обсуждение и т.д.) проводится с участниками другой команды.

Подведя небольшой итог предыдущей работе, ведущий предлагает участникам следующее упражнение. Он может сказать примерно следующее: «Вы только что увидели на собственном примере, как бывает трудно услышать и понять другого человека, как по-разному, порой, смотрят мальчики и девочки на одну и ту же вещь, проблему, событие. А способность принимать, понимать и уважать другую личность и его мнение очень важно для хороших взаимоотношений, в том числе и для тех, кто окажется вашим спутником в будущем. Давайте попробуем представить, какой может быть ваша собственная семья и взаимоотношения между ее членами»



«Скульптура семьи» (20-30 мин.). Приглашается добровольный участник. Инструкция: «Вам предстоит создать живую скульптуру своей будущей семьи, ставя на место ее членов своих одноклассников. Свою роль (жены/мужа) вы можете играть сами, а можете также назначить кого-то из товарищей. Итак, какой будет ваша семья? Сколько членов семьи, кто они, какие, чем занимаются? Попытайтесь передать характер взаимоотношений между членами семьи. Например, если жена обладает властью, попросите ее стать на стол, «слепите» мимику ее лица, используйте жесты, позы. Если муж и жена находятся в теплых, дружеских (любящих) отношениях, попросите их обнять друг друга или взяться за руки. Какие у них взаимоотношения с детьми, другими родственниками (если они есть)? Вы можете использовать любое пространство комнаты, предметы, все, что необходимо для вашего творчества». Когда скульптура готова, можно спросить ее «составные части», как они себя чувствуют, нравятся ли им их роли, нравится ли скульптура, подобные вопросы нужно задать и самому скульптору, спросить, не хочет ли он что-нибудь изменить. Если есть время и желание у других учащихся, можно создать несколько таких скульптур. Если детей много (большой класс), можно параллельно создавать две скульптуры.

«Рефлексия» (10 мин.). Передавая мячик по кругу, подростки отвечают на вопросы: «Лично я для себя на занятиях узнал (или открыл)…» или «Самым интересным (важным) для меня на этих занятиях было…). Ведущий благодарит всех за участие и откровенность и прощается с ребятами.
Примечание: Как вариант, в качестве рефлексии (или как дополнение) можно использовать следующее упражнение:

«Вертушка впечатления»: каждому участнику выдается небольшой (7 см х 30 см) лист бумаги, ручки. Внизу лист нужно подписать (фамилия, имя). В центре круга участников ведущий устанавливает табличку с надписью: «какое впечатление производит этот человек, что в нем есть привлекательного, приятного?». Далее он объясняет, что сейчас свои листики все будут передавать по кругу, и тот, кто получил чей-то лист (снизу подписанный) в верхней его части отвечает на предложенный на табличке вопрос и записывает свое впечатление о том человеке, листок которого к нему пришел. Написав, он загибает сверху листок, закрывая свою надпись, и передает его дальше. Следующий участник записывает свое впечатление о человеке ниже и также загибает лист и передает его и т.д., пока лист не вернется к хозяину. Ведущий несколько раз обращает внимание на вопрос и напоминает: писать следует только хорошее, приятное. Таким образом, каждый от всей группы получает положительную рефлексию.

Приложение

Примеры карточек-«незаконченных предложений»: мне кажется, что лица противоположного пола…; я считаю, что настоящий мужчина – это тот, кто…; я не люблю, когда юноши (девушки)…; я считаю, что любовь и секс…; ревность – это…; любовь – это…; я не понимаю, почему юноши (девушки)…; с лицами противоположного пола у нас много общего, например…; главное для девушки – это…; в своей будущей семье я…; я мечтаю … и т.п.


Список заданий для мальчиков

Список заданий для девочек

Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):
* назовите 5 причин, почему девушки могут не вызывать симпатий (не нравиться).

* назовите 5 причин (качеств), по которым девушка всегда будет симпатична, интересна, привлекательна.

* назовите основные причины, по которым, как вам кажется, юноши (т.е. вы) нравитесь и не нравитесь девушкам.

* девушки не правы, когда думают…

* мы никогда не согласимся на… (с тем, что…)

* мы бы хотели пожелать девушкам…



Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):
* назовите 5 причин, почему юноши могут не вызывать симпатий (не нравиться девушкам).

* назовите 5 причин (качеств), по которым парень всегда будет симпатичен, интересен, привлекателен.

* назовите основные причины, по которым, как вам кажется, девушки (т.е. вы) нравитесь и не нравитесь юношам.

* юноши не правы, когда думают…

* мы никогда не согласимся на… (с тем, что…)

* мы бы хотели пожелать юношам…





Использованная литература:

1. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. СПб, «Питер», 2002 г.



2. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М, «Айрис пресс», 2004 г.

страница 1

Смотрите также:

Педагог-психолог
161,32kb. 1 стр.