страница 1 
  Психологический тренинг для учителей (учащихся) "Эмоции и чувства" 
 Цель занятия: знакомство с психологией, как с наукой; выражение посредством игры чувств и эмоций; сплочение педагогического (ученического) коллектива.
 
 Задачи:  
  - 
 Совершить краткий экскурс в историю психологии, как науки. 
  - 
 Провести беседу о свойствах личности и эмпатии. 
  - 
 Провести игру с передачей голосом чувств и эмоций. 
  - 
 Провести игру с передачей эмоций посредством мимики и жестов. 
  - 
 Провести игру “Кто я?” 
    
 Оборудование:  
  - 
 Помещение, которое можно затемнить, свечи. 
  - 
 Композиция из природных материалов. 
  - 
 Желательно, чтобы присутствовала вода (прозрачное блюдо с водой, в котором плавают свечи и т.п..) 
  - 
 Два вида конвертов с наборами карточек, в которых заданы разные чувства и эмоции. 
  - 
 Набор табличек с именами сказочных персонажей, известных личностей, овощей и т.д.. 
  - 
 Красивая шкатулка с цветными бумажными сердечками, бабочками, в которых содержатся шуточные советы (в каждой шутке есть доля шутки, а остальное – правда). 
  - 
 Кассеты, диски со специально подобранной музыкой. 
    
 1. Краткий экскурс в историю психологии.
Наша встреча проходит в рамках недели толерантности и посвящена она теме: “Эмоции и чувства”. 
Слово психология появилось впервые в XVI веке в Западно-Европейских текстах. Состоит оно из двух древнегреческих слов псюхе – душа и логос – учение. Но разве раньше не существовала эта наука? Конечно же, история психологии уходит корнями в далекое прошлое.
 
Еще до нашей эры она существовала как наука о душе. 
В XVII веке нашей эры как наука о сознании.
 
В XX веке нашей эры как наука о поведении.   
И лишь теперь сформировалась как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
 
Недаром существует столько отраслей психологии - зоопсихология, психофизиология, социальная психология, возрастная психология, психология личности, клиническая психология, педагогическая психология, дифференциальная психология, этнопсихология, психофизика, психотроника и многие другие.  
Чаще всего психология переплетается с философией.
 
Гераклит в 4-5 веках до нашей эры считал, что космос – это вечно живой огонь. А душа – его искорка.  
Пифагор был убежден, что душа бессмертна и вечно странствует по телам животных и растений.
 
 Душа – анима. Давайте послушаем музыку и подумаем о душе.
 
(Помещение затемняется, зажигаются свечи, звучит специально подобранная музыка, желательно – возбуждающая эмоции и чувства. После прослушивания помещение освещается. Свечи продолжают гореть.) 
 
 2. Свойства личности и эмпатия.
Цель нашего занятия - проверить, насколько мы понимаем друг друга, насколько мы эмпатичны. 
Все люди разные. Эмоциональные и спокойные, легко ранимые и “толстокожие”. Часто это зависит от умения человека управлять своими эмоциями, но почти всегда – от врожденных особенностей нервной системы.
 
Еще Гиппократ разделил людей по четырем видам темперамента:  
  - 
 сангвиники 
  - 
 флегматики 
  - 
 холерики 
  - 
 меланхолики 
    
 Одна группа людей предпочитает делиться своими эмоциями легко и свободно, получая разрядку и облегчение. Другая – глубоко скрывает свои чувства и эмоции по разным причинам: 
  - 
 стыдно казаться слабым 
  - 
 некрасиво обременять других своими проблемами 
  - 
 затаенные обиды 
  - 
 боязнь быть непонятыми и т.д. 
    
 Одна категория людей находит и аккумулирует силы, благодаря этому положению. Но не все могут самостоятельно справиться с проблемой – начинаются болезни нервной системы, изменение личности, человек страдает. А все почему? Не последовало своевременной помощи со стороны окружающих людей. Надо сделать первый шаг – “вскрыть нарыв” - тем самым помочь человеку. Эффективность помощи вы увидите по последовавшей реакции (возможно, не всегда положительной...)
Сколько самоубийств было бы предотвращено, будь люди эмпатичней, наблюдательней, внимательней друг к другу.  
 
 3. Передача эмоций и чувств при помощи голоса и интонаций.
Внимательно посмотрите, перед вами на столах два вида конвертов: квадратные и прямоугольные. Каждый участник группы, у кого квадратный конверт, вскроет его, найдя карточку с названием эмоционального состояния, и с соответствующей интонацией произнесет эту фразу: “Сегодня был солнечный день” (Можно выбрать любую фразу). 
А участники игры попытаются угадать какое чувство, эмоцию передал партнер.
 
(Примерный набор эмоций: восхищение, грусть, безразличие, агрессия, смущение, недовольство, радость, страх, раздражение, удивление...) 
Давайте обсудим, какие приемы вам известны, чтобы справиться со своими эмоциями? Ведь некоторым это прекрасно удается. (Желающие делятся своим опытом).
 
 4. Передача эмоций и чувств посредством жестов и мимики.
 
Если человек эмоционален, он легко и часто использует жестикуляцию. Кого-то это раздражает, а кто-то просто не может без этого жить. Даже целые государства и народы (Италия, Испания, народы Закавказья ).  
 
В следующем упражнении вы передадите эмоции и чувства только при помощи мимики и жестов, но молча. Это сделают те участники, у которых прямоугольные конверты.
 
(Примерный набор: влюбленность, обида, радость, смущение, сильная боль, ужас, злость...) 
 
 5. Логическое мышление, находчивость и интуиция. Игра “Кто я?”
А теперь давайте с помощью логического мышления, интуиции и минимума вопросов достигать цели в незнакомой, загадочной для нас обстановке, в какую нас время от времени ставят жизненные обстоятельства и когда от нас требуется максимум сообразительности и находчивости. 
 
 (На спину игрока ведущий прикалывает табличку с персонажем сказки, неодушевленным предметом, известной личностью и т.п.. Игрок должен угадать, кто он, задавая наводящие вопросы группе, на которые можно отвечать “да” или “нет”. Побеждает тот, кто угадал, кто он, задав минимум вопросов).
 
 Заключение
В нашем занятии было много игровых моментов. Так в легкой непринужденной обстановке мы рассмотрели серьезную тему. А теперь примите подарки на память в виде шуточных советов, но в каждой шутке есть доля шутки, а остальное-правда... 
 
 (Звучит легкая, приятная, “светлая” музыка, участники вытаскивают из сюрпризной коробочки цветные сердечки, бабочки с советами о том, каким должен быть педагог. Если занятие с учениками, то советы соответствующие).
  страница 1 
 |