Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 | страница 9 | страница 10
3.Социальные организации.

Понятие организация употребляется в трёх смыслах:

Во-первых, под организацией понимается учреждение, выполняющее определённые социальные функции. В этом случае говорят о государственных, политических, общественных, производственных, строительных, сельскохозяйственных и др. организациях.

Во-вторых, под организацией понимается степень упорядочения элементов структуры, внутреннее строение объекта. Все социальные объекты имеют свою организацию, т.е. определённую связь составляющих элементов [2, с. 78].

В третьих, под организацией понимается человеческая деятельность, направленная на организацию чего-либо, на координацию действий социальных объектов. В совокупности эти определения передают разные аспекты любой социальной системы, а именно её объективность, структурную сложность и целесообразную деятельность, направленную на поддержание нормального функционирования как отельных организаций, так и общества в целом [2, с. 79]. Таким образом, обобщим информацию.


Социальная организация – это такая общность людей, которая складывается в определённую систему отношений, объединяющую некоторое множество индивидов для достижения определённых целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определённых правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.

Подобно социальным институтам, в зависимости от содержания регулируемой деятельности, социальные организации можно разделить на: политические (органы государственной власти, политические партии), экономические (коммерческие организации, банки), социально-культурные (театры, музеи), религиозные (церкви, мечети), образовательные (школы, университеты, академии) и др. Говоря об организации, всегда имеют ввиду некое объединение (группу) людей. Поэтому, организация – это крупная вторичная группа, сформированная для достижения определённых целей.

Социальная организация – это специфическая социальная общность. Её объединяют:

1.общие цели;

2.общие интересы;

3.общие ценности;

4.общие нормы;

5.совместная деятельность.

Одним из решающих условий успешного функционирования организации является достижение поставленной цели путём повышения упорядоченности и эффективности действий её членов в жизненно важных для индивидов, или общества в целом, сферах жизнедеятельности. Другим условием успешного функционирования организации является создание реальных условий для служебного продвижения её работников по иерархической лестнице должностей, так называемая «вертикальная мобильность» статусов и ролей в пределах данной организации. Третье условие – формирование и целенаправленное осуществление в ней системы социального контроля, представляющего собой совокупность вознаграждений, применяемых за добросовестное и эффективное выполнение должностных обязанностей, либо, наоборот, санкций за неточное, безответственное отношение к порученному делу [3, с. 230].

Организации делят на формальные и неформальные. Чертами формальной организации являются: рациональность, безличность. Такая организация предусматривает только служебные отношения, взаимодействия людей подчинены функциональным целям, обладает административным персоналом [3, с. 231]. Неформальные организации отличаются нечётким распределением ролей, отсутствием нормативного регулирования между членами организации.



Признаки формальной организации:
  • Наличие определённой цели (целей) в действиях данной организации;
  • Совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации, воплощаемых в социальных статусах и ролях;
  • Конкретное воплощение соотношения этих статусов через распределение власти;
  • Совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми;
  • Нормативное регулирование отношений между членами организации [3, с. 232].

Существует множество классификаций организаций, зависящих от избранных критериев. Одна из них представлена выше. Приведём также классификацию белорусского социолога Е.М. Бабосова.

Виды организаций:
  • Добровольные ассоциации;
  • Производственно-хозяйственные объединения;
  • Кредитно-финансовые организации;
  • Научно-исследовательские и учебные заведения;
  • Учреждения здравоохранения, соц. обеспечения, физической культуры и спорта;
  • Учреждения культуры;
  • Учреждения правоохранительных органов;
  • Административно-управленческие организации [3, с. 232 – 233].
Следует отметить, что социальная организация становиться реальностью только тогда, когда люди, являющиеся создателями организации, начинают взаимодействовать друг с другом во имя достижения вполне определённых целей. Поэтому, именно человек выступает главным действующим лицом, субъектом организации.


Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1.Дмитриев, А.В., Голубев, Г.А. Социология / Г.А. Голубев, А.В. Дмитриев – Москва: Собрание ИИК«Калита», 1999. – 303 с.

2. Елсуков, А.Н. Социология: краткий курс: пособие для студентов учреждений. Обеспечивающих получение высшего образования / А. Н. Елсуков. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 128 с.

3. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: «ТетраСистемс», 2006. – 640 с.

4. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России // Библиотека Гумер / СоциологияМатериалыИнтернета,см.:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Novik/26.php.

5. Мендра, А. Основы социологии: учебное пособие для вузов / А. Мендра. – Москва: Издательский дом NOTA BENE, 1999. – 344 с.



6. Штомпка, П. Социология социальных измерений / Пер. с английского, под ред. В.А. Ядова / П. Штомпка. – Москва: АспектПресс, 1996. – 416 с.
Практические задания:

1. Что такое социальный институт?

2. Назовите составляющие социальный институт элементы.

3. Назовите группы социальных институтов в современном обществе. Приведите примеры по каждой группе.

4. Назовите условия успешного функционирования социальных институтов в обществе.

5. Кто из социологов изучал социальные институты, их функции?

6. Какими характеристиками обладает любой социальный институт?

7. Какие функции социальных институтов выделял Р. Мертон?

8. Что такое дисфункция?

9. Назовите универсальные функции современных социальных институтов.

10. Как Вы понимаете процесс институционализации?

11. Перечислите этапы институционализации. Расскажите о каждом.

12. Какие признаки социальных институтов являются универсальными?

13. Расскажите о исполнении индивидуальных ролей в институциональном поведении личности.

14. Что такое социальная организация. Какие трактовки термина «организация» Вы знаете?

15. Есть ли различия между социальной организацией и социальным институтом? В чём они заключаются?

16. Назовите виды социальных организаций.

17. Наличие каких общих черт объединяет социальную организацию в одно целое?

18. Какие организации называются формальными, а какие – неформальными?

19. Назовите признаки формальной организации.

20. Приведите пример неформальной организации.

21. Кто является главным звеном любой организации, без которого она не может существовать?

Работа с текстом:

1. Прочитайте и проанализируйте отрывок из социологического текста*. Ответьте на вопросы в конце:

«В период революций происходит взлет наверх "нового класса" номенклатур. Одновременно идут процессы марганализации общества под влиянием НТР. Падение социального статуса старых профессий, исчезновение части из них, разорение мелкой и средней буржуазии приводит к размыванию старых социокультурных ценностей и норм, доходов, ранее сплачивавших эти слои, их устойчивое положение в социальной структуре. Опускание вниз социальной группы может быть временным (военные, служащие государства), но может приобрести устойчивый характер (учёные, преподаватели, работники культуры). Со сменой идеологических ориентиров, ценностей, норм, происходят социальные перемещения по социальной лестнице вверх и вниз, открывается путь наверх, легитимируются слои, которые раньше по престижу были внизу (охранники, обслуга кабаре, проститутки, торговцы, парикмахеры, бармены). В России идёт мощное возвышение класса предпринимателей-финансистов. В стабильном обществе социальные перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. Но водораздел между стратами преодолевается нелегко. Все общества стратифицированы, это означает, что существует сито, фильтры, которые позволяют, либо затрудняют вертикальную мобильность. Роль "сита" выполняют социальные институты, которые регулируют движение по вертикали, и особенности субкультур, образа жизни каждого слоя, которые тестируют каждого претендента на соответствие нормам, стилям, соответствующей страты. Институты образования выполняют роль социального лифта, политические партии формируют элиты, институт брака дает шанс подняться наверх. Но только освоение культурных образов позволяет ограниченно вписаться в социокультурную среду конкретной страты. Маргинал – это человек находящийся между несколькими социальными статусами, между двумя культурами. Это перемещение в неопределенном социальном пространстве называется маргинальностью. Маргинал – человек, лишенный прежнего статуса, но не сумевший адаптироваться к новой социокультурной среде другой страты. Особое внимания социологов вызывают социальные общности, члены которых живут как бы в двух и более мирах одновременно, не принадлежа ни к одному из них. Такое состояние социологи называют "маргинальностью" (от лат. marginalis – находящийся на краю, margo – край), а группы и их членов – маргинальными группами и, маргинальными личностями. Основная предпосылка маргинальности – "одиночество", утрата связей с иными общностями или индивидуальными субъектами. Это пограничное, промежуточное состояние по отношению к социальным общностям (национальным, классовым, профессиональным, культурным) формирует типологические группы со своими признаками, которые могут осознаваться, так сказать, изнутри. Явление маргинальности противоречиво. С одной стороны, это разрушение социальности, деградация, депрофессионализация, дезорганизованность. Но всякое движение по пути формирования новых общественных структур, общностей тоже связано с маргинальностью. Значит, с другой стороны, это механизм и одно из слагаемых прогресса общества. Но нам важно подчеркнуть, что маргинальные группы приобретают состояние устойчивости, групповой стабильности, формируют специфический нравственный кодекс, особый стиль жизни. Это отнюдь не прогрессивная тенденция. Маргинал, компенсируя свое промежуточное положение, способен носить маску и принимать облик представителя той или иной нации, культуры или религии. Не имея собственных данных ценностей жизни и культуры, маргиналы имитируют чужой образ жизни, обычно искажая его, ибо в сущности не обладают его внутренним потенциалом. Находясь в обществе, они пребывают фактически вне его, вне социальных связей и процессов. У маргинальных групп это выражается в состоянии и чувстве потерянности, претенциозности, отчаяния и цинизма.»

*Радаев В. В. Социальная стратификация : учеб. пособие для вузов / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан; Ин-т "Открытое общество". - М. : Аспект Пресс, 1996. - 318 с. // Материалы Интернета, см.: http://www.ckct.org.ru/study/soc/soc19.shtml
Вопросы:

1. В какой период в жизни общества, по мнению автора, социальные институты перестают выполнять роль «социального фильтра»?

2. Что такое маргинальность? Каких людей называют маргиналами?

3. Какие функции социальных институтов называет автор отрывка?

4. Расшифруйте функцию «социального лифта», выполняемою социальным институтом образования?

5. Какие тенденции в современном обществе заметил социолог?


2. Прочитайте и проанализируйте отрывок из социологического текста*. Ответьте на вопросы в конце:

«…Что мы подразумеваем под устойчивостью институционального комплекса? Во-первых, конечно, стабильность самих нормативных стандартов. Один термин «норма», по-видимому, слишком узок, особенно если он приравнивается к термину «правило», так как он предполагает такой уровень простоты, который допускает описание в одном утверждении, а это заведомо неверно для случаев собственности или контакта. Во-вторых, стабильность предполагает минимальный уровень связанности действующих единиц определёнными внутренними обязательствами, т.е. их предрасположенности к действию в соответствии с определёнными внутренними обязательствами, т.е. их предрасположенности к действию в соответствии с определёнными ожиданиями, а не к уклонению или сопротивлению им, и к применению соответствующих санкций, позитивных или негативных, и к другим единицам в связи с их ожидаемым действием, уклонением или сопротивлением. В-третьих, институциализация предполагает принятие эмпирического и одинаково понимаемого «определения ситуации» в смысле понимания того, чем является система соотнесения; это определение ситуации может быть настолько идеологически искажённым, что всякое функционирование становиться невозможным.

Наконец, институциализация означает некоторый порядок интеграции частного нормативного комплекса в более общий комплекс, управляющий системой в целом на нормативном уровне.»

*Парсонс Т. Функциональная теория измерения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. – Москва, 1996. – С. 482.

Вопросы:

1. Какие характерные черты институциализации отмечены в отрывке текста?

2. Кто такой Т. Парсонс? К какому направлению в социологии он относиться?

3. Как вы думаете, что подразумевает автор под «стабильностью социальных стандартов»?

4. Какие виды санкций по поддержанию нормативного порядка называет Т. Парсонс в тексте?
Творческое задание:

Подготовьте сообщение на тему: «Специфика функционирования социальных институтов в Республике Беларусь». Используйте при подготовке знания и литературу по другим учебным дисциплинам (политологии, идеологии белорусского государства и др.).


Темы для сообщений и докладов:

1. Дисфункции социальных институтов.

2. Социальные последствия (эффекты) институционализации.

3. «Социальные лифты» в современном обществе.

4. Источники кризиса социальных институтов.

5. Семья как один из основных социальных институтов.

6. Государство как один из основных социальный институтов.
Рекомендуемая при подготовке докладов и рефератов литература:

1. Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – Москва: ИНФРА-М, 2007. – 624 с. (С. 513 – 533).

2. Тощенко, Ж. Г. Социология. Общий курс. – 2-е изд. / Ж.Г. Тощенко,– Москва: «Прометей», «Юрайт», 1999. – 512 с.

3. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – Москва: ИНФРА-М, 2007. – 624 с. (С. 451 – 510).

4. Шавель, С.А. Социальный порядок как объект социологического исследования / С. А. Шавель // Социология. – 2007. – N 1. – С. 55-69.

5. Сивуха, С.В. Социальная сеть общественных организаций как форма социального капитала / С. В. Сивуха // Социология. – 2003. – N 4. – С. 52 –63.

6. Семья в современном мире. Материалы международной конференции (8 апреля 2010 года, г. Минск). – Минск: Право и экономика, 2010. – 185 с.

7. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова; Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2010. – 455 с.



МОДУЛЬ 9.


страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 | страница 9 | страница 10

Смотрите также: