Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Отдел образования Миорского райисполкома

Утверждена

на августовской секции

руководителей учреждений образования

24.08.2011 года

РАЙОННАЯ

комплексно-целевая программа по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних

на 2011-2015 годы

1. Обоснование программы.
Проблема подростковой преступности одна из наиболее важных социальных проблем. Районная комплексно-целевая программа по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних на 2011-2015 годы разработана исходя из основных положений Концепции непрерывного воспитания детей и  учащейся молодежи и Программы непрерывного воспитания детей и  учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи в Витебской области на 2011-2015 годы и Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи в Миорском районе на 2011-2015 годы, методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь от 21 июня 2011 года “Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей”. Данная программа работы с детьми девиантного поведения представляет собой конкретные мероприятия, формы и методы воспитательной работы, которые способствуют воспитанию законопослушной личности, умеющей защитить свои права и свободу, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.

Цель программы:

1. Формирование нравственно-ценностных правовых ориентаций, здорового образа жизни, культуры поведения детей подросткового возраста; коррекция и реабилитация отклоняющегося личностного развития несовершеннолетних.

2. Определение направлений работы по формированию личности, снижающих вероятность её асоциального поведения.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:



  1. Включать детей и подростков в социально-значимую деятельность.

  2. Создать правовые предпосылки снижения преступности, формируя законопослушную личность.

  3. Создавать духовные предпосылки, предполагающие формирование гуманистического отношения к окружающим, осознание человеком его жизни как высшей ценности.

Основными направлениями в работе являются:

  1. Диагностика.

  2. Диагностико-коррекционная работа.

  3. Правовое воспитание детей и подростков.

  4. Профориентационная работа и трудоустройство.

  5. Работа с семьёй.

  6. Организация свободного времени.

  7. Сотрудничество с общественностью.

  8. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика ВИЧ-инфекций.


ІІ. Система управления и субъекты реализации программы.

1. Создать районный координационный совет по реализации программы, в состав которого войдут представители отдела образования, РОВД, КДН, ИДН, УЗ «Миорская ЦРБ», детских организаций и движений, церкви, печати, учреждений культуры.

2. В каждой школе необходимо продолжить обновлять банк данных о детях, нуждающихся в коррекции поведения. Координатор работы с этими детьми в средних школах − заместитель директора по воспитательной, учебно-воспитательной работе; в базовых школах – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в начальных школах, ДДУ – общественные инспектора по охране детства.

3. Активизировать роль детских организаций, расширить членство в них, вовлекать в них детей, нуждающихся в коррекции поведения.

4. Целенаправленно проводить профориентационную работу с учащимися на специальности, необходимые для развития народного хозяйства района.

5. В общеобразовательных школах обучать детей ремеслам, необходимым в повседневной жизни. Организовать работу школьных мастерских таким образом, чтобы во внеурочное время дети могли находить там для себя занятия для души и продуктивное общение с педагогами и сверстниками.

6. Создать условия для занятий художественной самодеятельности, художественным техническим творчеством, спортом, туризмом и другими видами внешкольной деятельности.

7. В школах в группы продленного дня, оздоровительные лагеря в первую очередь принимать детей из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей.

8. Широко практиковать индивидуальные занятия по освоению школьной программы со слабоуспевающими детьми.
ІІІ. Социальная поддержка детей, нуждающихся в коррекции поведения.
1. Во всех учебных заведениях продолжить систему персональной опеки над каждым ребёнком, нуждающимся в коррекции поведения. В обязанности педагога должна войти забота и совместная с подростком деятельность во всех сферах его жизни, ответственность за ёё успешность и социально одобряемое поведение.

2. В школах продолжить работу социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам и их родителям.

3. Предложить благополучным семьям оказывать, по возможности, помощь нуждающимся детям из неблагополучных семей.

4. Держать на контроле работу с детьми, находящимися под опекой и попечительством, решать вопросы, касающиеся их социальной защиты, ограждать этих детей от негативного воздействия улицы. Осуществлять социальную поддержку детей-сирот, детей, находящихся под опекой, до момента получения ими рабочего места.

5. В школах оснащать необходимым оборудованием кабинеты педагога социального, педагога-психолога для индивидуальной работы с детьми.

6. Обеспечить бесплатное питание в школе детям из малообеспеченных семей.

7. Иметь и постоянно обновлять «банк» данных о детях, нуждающихся в коррекции психофизического развития. Определить и использовать приемлемые для каждой группы формы работы.
ІV. Диагностика.

Цель работы: вскрыть причины трудновоспитуемости подростков. Поставить психолого-педагогический диагноз.

Основные направления в работе:

1. Изучить положения подростка в окружающей социальной микросреде (семья, класс, уличная группа).

2. Выявить положительные качества личности подростка, его склонности и способности.

3. Выявить отрицательные качества личности

4. Определить уровень обучаемости.

5. Изучить результаты комплексного медицинского обследования подростка.

6. Установить степень искажения духовных потребностей:

а) в общении;

б) в самоутверждении;

в) в эмоциональной привязанности;

г) в положительных впечатлениях;

д) в положительной оценке личности;

е) в творческой деятельности.

7. Изучить основные ценности ориентации школьника.


Методы изучения и воспитания.

  1. Анализ документальных данных на подростка.

  2. Беседа (с учителями, родителями, сверстниками, самим подростком).

  3. Наблюдение.

  4. Спрос.

  5. Метод независимых характеристик.

  6. Метод социометрии.

  7. Метод незаконченного предложения.

  8. Анализ карт воспитанности.


V. Диагностико-коррекционная работа.

Одним из условий реализации программы является взаимодействие и сотрудничество педагога социального с педагогом-психологом, классным руководителем, учителями-предметниками, семьёй.

- Организовать работу по формированию положительных личных деловых отношений с ребёнком-подростком – установить контакт.

- Привлекать к участию в различных видах деятельности, позволяющих реализовать свои интересы, удовлетворять потребности, в полной мере реализовать себя.

- Привлекать к занятиям в кружках и секциях.

- Создавать ситуации успеха в учебной деятельности и в общении со сверстниками.

- Способствовать разрыву связей подростка с «улицей».

- Формировать правовую культуру подростков.

- Способствовать устранению деструктивности семейных отношений.

- Способствовать устранению школьной дезадаптированности.

- Установить доверительные отношения с подростком.

- Привлекать подростка к самоанализу.

- Организовать самовоспитание.

- Содействовать нормализации психического состояния.

-Организовать социально-психолого-педагогическую поддержку и патронат.
VI. Психолого-педагогическое просвещение.

1.Осуществлять работу педагогических коллективов по разработке и внедрению модели педагогического просвещения родителей согласно Методическим рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь от 21 июня 2011 года «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей».

2. Организовать цикл лекций по правовому воспитанию, работу социально-психологической службы для родителей.

3. Библиотекарям школ проводить обзор периодической печати и литературы по психолого-педагогической проблематике, вопросам правового воспитания, санитарно-гигиеническому просвещению

4. Педколлективам школ пропагандировать знания о здоровом образе жизни, профилактике ВИЧ-инфекции.

5. Через средства массовой информации (газету “Міёрскія навіны”, радио, школьную печать) просвещать родителей, учащихся по правовым, санитарно-гигиеническим знаниям.

6. В целях профилактики использовать видеоматериалы по проблемам асоциального поведения.
VII. Семья – основа воспитания.

Задачи:

1. Продолжить систему работы школы по повышению педагогической культуры родителей.

2. Продолжить формирование правосознания родителей и гражданской ответственности за воспитание детей.

3. Объединить усилия заинтересованных структур в совершенствовании воспитательных возможностей семьи.

4. Формировать новое педагогическое мышление родителей:

Педагогически целесообразно обсуждение на методических объединениях, совещаниях учителей, классных руководителей следующих вопросов:

- социально-бытовые и воспитательные условия семьи;

- планирование и организация работы с родителями;

- совершенствование форм и методов классного родительского собрания;

- повышение эффективности индивидуальных форм работы классных руководителей с родителями;

- формы работы с неблагополучными семьями;

- повышение эффективности педагогического просвещения родителей;

- использование лучшего педагогического опыта семьи, как одно их важнейших условий повышения эффективности семейного воспитания;

- педагогика сотрудничества родителей и учителей как главное условие семейного воспитания.

Примерные направления, по которым строится работа педколлектива по руководству семейным воспитанием:

1. Непосредственное воздействие учителя, педагогического коллектива школы на совершенствование семейного воспитания.

Особой заботой школы должна быть работа с неблагополучными семьями, где родители не уделяют своим детям должного внимания, не умеют находить с ними общий язык и т.д.

На основе диагностических методик, опираясь на помощь родительского, общественного и ученического актива, учитель, педагог-психолог, педагог социальный проводят социально-педагогическое изучение семьи, осуществляют фиксирование работы по коррекции семейного воспитания. Организовать освещение опыта работы с благополучной семьёй в средствах массовой информации. Разработать программы работы с каждой категорией семей, требующих внимания.

2. Система педагогического всеобуча родителей:

- родительские университеты (педагогические лектории);

- Дни открытых дверей;

- родительские собрания;

- родительские конференции;

- практикумы;

- открытые уроки;

- индивидуальные консультации;

- родительские чтения;

- родительские вечера;

- родительские тренинги;

- родительские ринги;

- деловые игры;

- обучающие семинары.

3. Планомерное вовлечение родителей в активную общественно-полезную деятельность:

- привлечение родителей к организации кружковой работы, экскурсий, походов и т.д.

- активизация работы родительских комитетов;

- с целью профилактики правонарушений организация дежурства родительского патруля на танцевальных вечерах;

- организация и проведение совместных мероприятий (учителя-родители-дети).

4. Целенаправленная, глубокая, систематическая работа по обобщению положительного опыта семейного воспитания. Пропагандировать этот опыт через родительские собрания, конференции, через средства массовой информации.

5. Систематическая работа школы и общественности по профилактике социального сиротства.
VIII. Правовое воспитание детей и подростков.

Основная цель: поиски форм и методов воспитательной работы, которые способствуют воспитанию законопослушной личности, умеющей защитить свои права и свободы, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.

Основные задачи:

- разъяснение учащимся основных положений законодательных актов Республики Беларусь, в частности Кодекса об образовании;

- развитие способностей к адекватной самооценке: самоуважение, самовоспитание;

- формирование личностного иммунитета к воздействию неблагоприятных факторов;

- формирование опыта конструктивной социально значимой деятельности.

Методы профилактической работы:

- создание благоприятного психологического микроклимата в школе;

- устранение эмоционально-психологических перегрузок учащегося;

- организация успеха ребёнка в учебной и творческой деятельности;

- руководство его поведением путём опоры на положительные качества;

- формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе.

С целью изучения негативных особенностей поведения конкретного ребёнка, его причин, потребностей проводить диагностику уровня тревожности у подростка, изучать причины нарушения межличностных отношений, диагностику состояния агрессивности и др., проводить беседы с близким окружением по выявлению вопросов наличия психотравмирующей ситуации для ребёнка.

В зависимости от цели диагностики использовать методы: беседы, наблюдения, тестирование, письменные опросы и т.д. Особое внимание необходимо уделить диагностике уровня интеллектуального развития подростка.

Основные направления в работе с учащимися с девиантным поведением:

- выявление мотивов правонарушений и преступлений подростков;

- организация досуга подростков в микросоциуме:

а) встречи с работниками прокуратуры, суда, ГАИ, ИДН;

б) беседы за круглым столом, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети;

в) вечера вопросов и ответов;

г) знакомство с нормативными документами государственных органов, статьями из конституции;

д) создание клубов «ДМК», «Сотвори себя сам», «Познай себя» и т.д.

- просмотр и обсуждение видеофильмов о местах заключения в специальных учебных заведениях строгого режима;

- изучение Закона «О правах ребёнка»;

- разъяснительная работа относительно сущности и причин правонарушений и преступлений.

На родительских собраниях регулярно рассматривать вопросы по профилактике преступлений среди учащихся, ответственности семьи за воспитание детей, обратить особое внимание на профилактику и последствия пьянства, наркомании, СПИДа, продумать технику лекций и бесед по нравственно-правовой тематике.


ІХ. Организация свободного времени учащихся с девиантным поведением.

Одно из основных направлений профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – создание условий для полноценного участия их в различных видах социально значимой и общественно полезной деятельности.

1. Всех детей, состоящих на контроле, включить в работу кружков и секций в школе и вне её, исходя из интересов и возможностей учащихся и школы. Подключить внешкольные учреждения к этой работе. Вести систематический контроль за их посещением внеучебных, внешкольных мероприятий, занятий.

2. Вовлекать учащихся с девиантным поведением к участию в работе обществ, объединений, клубов, спортивно-туристической, экологической, патриотической направленности отмечая их успехи и достижения в этих областях деятельности.

3. Содействовать вовлечению детей и подростков, состоящих на профилактическом учете, в организационные формы работы с детьми по месту жительства.

4. Обеспечить полную занятость подростков с девиантным поведением детей из неблагополучных семей в 6-ой день недели, летний период в лагерях всех типов.

5. Развивать ученическое самоуправление.

6. Проводить акции милосердия.


Х. Профориентация и трудоустройство.

1. Проводить диагностику подростка, состоященго на учете, по вопросам профориентации.

2. Создать план-программу по профориентации и трудоустройству учащихся с девиантным поведением.

3. Создать условия для занятий художественным, техническим творчеством.

4. Создать систему социальной поддержки выпускникам, состоящим на контроле, детям-сиротам, детям, находящимся под опекой. Осуществлять поддержку этих молодых людей до момента получения ими рабочего места.

5. Организовать общественно-полезный и производительный труд.

6. Обеспечить наглядно-информационное оформление школы по профориентации.

7. Организовать просвещение родителей подростков данной категории по вопросам профориентации.

8. Организовать связь с районным центром занятости с целью трудоустройства учетных подростков.
ХІ. Здоровый образ жизни.

Главными направлениями здорового образа жизни следует считать:



  1. Общегигиеническое.

  2. Физкультурно-оздоровительное.

  3. Реабилитационно-профилактическое.

  4. Экологическое.

  5. Культурно-просветительное.

  6. Профилактика ВИЧ-инфекций.

В соответствии с законами развития личности в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования определённых качеств. Поэтому для каждой возрастной группы выделены ведущие задачи, предложена система просвещения и деятельности детей и подростков по формированию здорового образа жизни.

В реализации программы должны принять участие все члены педагогического коллектива в неразрывной связи с семьёй, воспитательными учреждениями, общественностью.


Для 1-4 классов

Задачи:


- дать школьникам необходимый минимум знаний в области гигиены;

- познакомить учащихся со строением своего организма;

- раскрыть понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»;

- научить школьников основным приёмам оказания первой медицинской помощи.


Для 5-8 классов

Задачи: вооружение учащихся знаниями в области анатомии, гигиены человека, развитие гигиенических навыков, воспитание санитарной культуры, профилактика ВИЧ-инфекций.



Для 9-11 классов

Задачи: физическая и психологическая подготовленность учащихся к взрослой жизни. Осознание принципов здорового образа жизни и воплощение их в мотивацию в повседневной деятельности, профилактика ВИЧ-инфекций.



Для педагогических работников школы.

  1. Педсоветы:

- Изучение и обсуждений Кодекса об образовании Республики Беларусь;

- Анализ состояния здоровья учащихся;

- Социально-психологический портрет классов;

- О соблюдении санитарно-гигиенического режима.

2. Педконсилиумы:

- Алкоголь и преступность;

- Подростки, состоящие на профилактическом учете;

- Здоровье и спорт.

Привлекать медперсонал школ и медицинских учреждений для проведения лекций, бесед, занятий по пропаганде здорового образа жизни.

Мероприятия:

1. Проводить индивидуальные консультации в школах для подростков, желающих избавиться от табачной зависимости.

2. Проводить лекции с учащимися и родителями на классных часах, родительских собраниях по предупреждению алкогольной и табачной зависимости.

3. Проводить смотры-конкурсы санбюллетеней, плакатов, рисунков по пропаганде здорового образа жизни.

4. Проводить дни, недели здорового образа жизни.

5. Проводить спортивно-оздоровительную работу среди подростков:

- проведение физкультминуток, разминок, подвижных игр;

- проведение спортивных праздников, соревнований;

- проведение недели туризма и краеведения;

- проведение концертов, дискотек, вечеров отдыха, пропагандирующих здоровый образ жизни, профилактику ВИЧ-инфекции.
ХІІ. Организационно-практическое и методическое обеспечение программы.

1. Обеспечить данной программой каждую общеобразовательную школу района. На местах организовать её изучение с педагогами, родителями, трудовыми коллективами, общественными организациями.

до 15 сентября 2011 г.

2. С учётом местных условий и особенностей разработать и принять аналогичные программы во всех школах района. Утвердить их на педагогических советах.

до 30 сентября 2011 г.

3. Организовать широкое разъяснение и пропаганду данной программы с работниками правоохранительных органов, прокуратуры, членами комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних

2011 год.

4. Анализировать ход выполнения программы воспитательно-профилактической работы на педагогических советах школ

1 раз в год.

5. В каждом учреждении образования постоянно пополнять банк данных о несовершеннолетних, нуждающихся в коррекции поведения

постоянно.

6. Принимать меры по обеспечению занятости подростков, состоящих на различных видах учета, в вечернее время и каникулярное время, в выходные дни



постоянно.




страница 1

Смотрите также: