страница 1
Отдел образования Миорского райисполкома
Утверждена
на августовской секции
руководителей учреждений образования
24.08.2011 года
РАЙОННАЯ
комплексно-целевая программа по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
на 2011-2015 годы
1. Обоснование программы.
Проблема подростковой преступности одна из наиболее важных социальных проблем. Районная комплексно-целевая программа по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних на 2011-2015 годы разработана исходя из основных положений Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи в Витебской области на 2011-2015 годы и Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи в Миорском районе на 2011-2015 годы, методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь от 21 июня 2011 года “Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей”. Данная программа работы с детьми девиантного поведения представляет собой конкретные мероприятия, формы и методы воспитательной работы, которые способствуют воспитанию законопослушной личности, умеющей защитить свои права и свободу, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.
Цель программы:
1. Формирование нравственно-ценностных правовых ориентаций, здорового образа жизни, культуры поведения детей подросткового возраста; коррекция и реабилитация отклоняющегося личностного развития несовершеннолетних.
2. Определение направлений работы по формированию личности, снижающих вероятность её асоциального поведения.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
-
Включать детей и подростков в социально-значимую деятельность.
-
Создать правовые предпосылки снижения преступности, формируя законопослушную личность.
-
Создавать духовные предпосылки, предполагающие формирование гуманистического отношения к окружающим, осознание человеком его жизни как высшей ценности.
Основными направлениями в работе являются:
-
Диагностика.
-
Диагностико-коррекционная работа.
-
Правовое воспитание детей и подростков.
-
Профориентационная работа и трудоустройство.
-
Работа с семьёй.
-
Организация свободного времени.
-
Сотрудничество с общественностью.
-
Пропаганда здорового образа жизни, профилактика ВИЧ-инфекций.
ІІ. Система управления и субъекты реализации программы.
1. Создать районный координационный совет по реализации программы, в состав которого войдут представители отдела образования, РОВД, КДН, ИДН, УЗ «Миорская ЦРБ», детских организаций и движений, церкви, печати, учреждений культуры.
2. В каждой школе необходимо продолжить обновлять банк данных о детях, нуждающихся в коррекции поведения. Координатор работы с этими детьми в средних школах − заместитель директора по воспитательной, учебно-воспитательной работе; в базовых школах – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в начальных школах, ДДУ – общественные инспектора по охране детства.
3. Активизировать роль детских организаций, расширить членство в них, вовлекать в них детей, нуждающихся в коррекции поведения.
4. Целенаправленно проводить профориентационную работу с учащимися на специальности, необходимые для развития народного хозяйства района.
5. В общеобразовательных школах обучать детей ремеслам, необходимым в повседневной жизни. Организовать работу школьных мастерских таким образом, чтобы во внеурочное время дети могли находить там для себя занятия для души и продуктивное общение с педагогами и сверстниками.
6. Создать условия для занятий художественной самодеятельности, художественным техническим творчеством, спортом, туризмом и другими видами внешкольной деятельности.
7. В школах в группы продленного дня, оздоровительные лагеря в первую очередь принимать детей из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей.
8. Широко практиковать индивидуальные занятия по освоению школьной программы со слабоуспевающими детьми.
ІІІ. Социальная поддержка детей, нуждающихся в коррекции поведения.
1. Во всех учебных заведениях продолжить систему персональной опеки над каждым ребёнком, нуждающимся в коррекции поведения. В обязанности педагога должна войти забота и совместная с подростком деятельность во всех сферах его жизни, ответственность за ёё успешность и социально одобряемое поведение.
2. В школах продолжить работу социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам и их родителям.
3. Предложить благополучным семьям оказывать, по возможности, помощь нуждающимся детям из неблагополучных семей.
4. Держать на контроле работу с детьми, находящимися под опекой и попечительством, решать вопросы, касающиеся их социальной защиты, ограждать этих детей от негативного воздействия улицы. Осуществлять социальную поддержку детей-сирот, детей, находящихся под опекой, до момента получения ими рабочего места.
5. В школах оснащать необходимым оборудованием кабинеты педагога социального, педагога-психолога для индивидуальной работы с детьми.
6. Обеспечить бесплатное питание в школе детям из малообеспеченных семей.
7. Иметь и постоянно обновлять «банк» данных о детях, нуждающихся в коррекции психофизического развития. Определить и использовать приемлемые для каждой группы формы работы.
ІV. Диагностика.
Цель работы: вскрыть причины трудновоспитуемости подростков. Поставить психолого-педагогический диагноз.
Основные направления в работе:
1. Изучить положения подростка в окружающей социальной микросреде (семья, класс, уличная группа).
2. Выявить положительные качества личности подростка, его склонности и способности.
3. Выявить отрицательные качества личности
4. Определить уровень обучаемости.
5. Изучить результаты комплексного медицинского обследования подростка.
6. Установить степень искажения духовных потребностей:
а) в общении;
б) в самоутверждении;
в) в эмоциональной привязанности;
г) в положительных впечатлениях;
д) в положительной оценке личности;
е) в творческой деятельности.
7. Изучить основные ценности ориентации школьника.
Методы изучения и воспитания.
-
Анализ документальных данных на подростка.
-
Беседа (с учителями, родителями, сверстниками, самим подростком).
-
Наблюдение.
-
Спрос.
-
Метод независимых характеристик.
-
Метод социометрии.
-
Метод незаконченного предложения.
-
Анализ карт воспитанности.
V. Диагностико-коррекционная работа.
Одним из условий реализации программы является взаимодействие и сотрудничество педагога социального с педагогом-психологом, классным руководителем, учителями-предметниками, семьёй.
- Организовать работу по формированию положительных личных деловых отношений с ребёнком-подростком – установить контакт.
- Привлекать к участию в различных видах деятельности, позволяющих реализовать свои интересы, удовлетворять потребности, в полной мере реализовать себя.
- Привлекать к занятиям в кружках и секциях.
- Создавать ситуации успеха в учебной деятельности и в общении со сверстниками.
- Способствовать разрыву связей подростка с «улицей».
- Формировать правовую культуру подростков.
- Способствовать устранению деструктивности семейных отношений.
- Способствовать устранению школьной дезадаптированности.
- Установить доверительные отношения с подростком.
- Привлекать подростка к самоанализу.
- Организовать самовоспитание.
- Содействовать нормализации психического состояния.
-Организовать социально-психолого-педагогическую поддержку и патронат.
VI. Психолого-педагогическое просвещение.
1.Осуществлять работу педагогических коллективов по разработке и внедрению модели педагогического просвещения родителей согласно Методическим рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь от 21 июня 2011 года «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей».
2. Организовать цикл лекций по правовому воспитанию, работу социально-психологической службы для родителей.
3. Библиотекарям школ проводить обзор периодической печати и литературы по психолого-педагогической проблематике, вопросам правового воспитания, санитарно-гигиеническому просвещению
4. Педколлективам школ пропагандировать знания о здоровом образе жизни, профилактике ВИЧ-инфекции.
5. Через средства массовой информации (газету “Міёрскія навіны”, радио, школьную печать) просвещать родителей, учащихся по правовым, санитарно-гигиеническим знаниям.
6. В целях профилактики использовать видеоматериалы по проблемам асоциального поведения.
VII. Семья – основа воспитания.
Задачи:
1. Продолжить систему работы школы по повышению педагогической культуры родителей.
2. Продолжить формирование правосознания родителей и гражданской ответственности за воспитание детей.
3. Объединить усилия заинтересованных структур в совершенствовании воспитательных возможностей семьи.
4. Формировать новое педагогическое мышление родителей:
Педагогически целесообразно обсуждение на методических объединениях, совещаниях учителей, классных руководителей следующих вопросов:
- социально-бытовые и воспитательные условия семьи;
- планирование и организация работы с родителями;
- совершенствование форм и методов классного родительского собрания;
- повышение эффективности индивидуальных форм работы классных руководителей с родителями;
- формы работы с неблагополучными семьями;
- повышение эффективности педагогического просвещения родителей;
- использование лучшего педагогического опыта семьи, как одно их важнейших условий повышения эффективности семейного воспитания;
- педагогика сотрудничества родителей и учителей как главное условие семейного воспитания.
Примерные направления, по которым строится работа педколлектива по руководству семейным воспитанием:
1. Непосредственное воздействие учителя, педагогического коллектива школы на совершенствование семейного воспитания.
Особой заботой школы должна быть работа с неблагополучными семьями, где родители не уделяют своим детям должного внимания, не умеют находить с ними общий язык и т.д.
На основе диагностических методик, опираясь на помощь родительского, общественного и ученического актива, учитель, педагог-психолог, педагог социальный проводят социально-педагогическое изучение семьи, осуществляют фиксирование работы по коррекции семейного воспитания. Организовать освещение опыта работы с благополучной семьёй в средствах массовой информации. Разработать программы работы с каждой категорией семей, требующих внимания.
2. Система педагогического всеобуча родителей:
- родительские университеты (педагогические лектории);
- Дни открытых дверей;
- родительские собрания;
- родительские конференции;
- практикумы;
- открытые уроки;
- индивидуальные консультации;
- родительские чтения;
- родительские вечера;
- родительские тренинги;
- родительские ринги;
- деловые игры;
- обучающие семинары.
3. Планомерное вовлечение родителей в активную общественно-полезную деятельность:
- привлечение родителей к организации кружковой работы, экскурсий, походов и т.д.
- активизация работы родительских комитетов;
- с целью профилактики правонарушений организация дежурства родительского патруля на танцевальных вечерах;
- организация и проведение совместных мероприятий (учителя-родители-дети).
4. Целенаправленная, глубокая, систематическая работа по обобщению положительного опыта семейного воспитания. Пропагандировать этот опыт через родительские собрания, конференции, через средства массовой информации.
5. Систематическая работа школы и общественности по профилактике социального сиротства.
VIII. Правовое воспитание детей и подростков.
Основная цель: поиски форм и методов воспитательной работы, которые способствуют воспитанию законопослушной личности, умеющей защитить свои права и свободы, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.
Основные задачи:
- разъяснение учащимся основных положений законодательных актов Республики Беларусь, в частности Кодекса об образовании;
- развитие способностей к адекватной самооценке: самоуважение, самовоспитание;
- формирование личностного иммунитета к воздействию неблагоприятных факторов;
- формирование опыта конструктивной социально значимой деятельности.
Методы профилактической работы:
- создание благоприятного психологического микроклимата в школе;
- устранение эмоционально-психологических перегрузок учащегося;
- организация успеха ребёнка в учебной и творческой деятельности;
- руководство его поведением путём опоры на положительные качества;
- формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе.
С целью изучения негативных особенностей поведения конкретного ребёнка, его причин, потребностей проводить диагностику уровня тревожности у подростка, изучать причины нарушения межличностных отношений, диагностику состояния агрессивности и др., проводить беседы с близким окружением по выявлению вопросов наличия психотравмирующей ситуации для ребёнка.
В зависимости от цели диагностики использовать методы: беседы, наблюдения, тестирование, письменные опросы и т.д. Особое внимание необходимо уделить диагностике уровня интеллектуального развития подростка.
Основные направления в работе с учащимися с девиантным поведением:
- выявление мотивов правонарушений и преступлений подростков;
- организация досуга подростков в микросоциуме:
а) встречи с работниками прокуратуры, суда, ГАИ, ИДН;
б) беседы за круглым столом, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети;
в) вечера вопросов и ответов;
г) знакомство с нормативными документами государственных органов, статьями из конституции;
д) создание клубов «ДМК», «Сотвори себя сам», «Познай себя» и т.д.
- просмотр и обсуждение видеофильмов о местах заключения в специальных учебных заведениях строгого режима;
- изучение Закона «О правах ребёнка»;
- разъяснительная работа относительно сущности и причин правонарушений и преступлений.
На родительских собраниях регулярно рассматривать вопросы по профилактике преступлений среди учащихся, ответственности семьи за воспитание детей, обратить особое внимание на профилактику и последствия пьянства, наркомании, СПИДа, продумать технику лекций и бесед по нравственно-правовой тематике.
ІХ. Организация свободного времени учащихся с девиантным поведением.
Одно из основных направлений профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – создание условий для полноценного участия их в различных видах социально значимой и общественно полезной деятельности.
1. Всех детей, состоящих на контроле, включить в работу кружков и секций в школе и вне её, исходя из интересов и возможностей учащихся и школы. Подключить внешкольные учреждения к этой работе. Вести систематический контроль за их посещением внеучебных, внешкольных мероприятий, занятий.
2. Вовлекать учащихся с девиантным поведением к участию в работе обществ, объединений, клубов, спортивно-туристической, экологической, патриотической направленности отмечая их успехи и достижения в этих областях деятельности.
3. Содействовать вовлечению детей и подростков, состоящих на профилактическом учете, в организационные формы работы с детьми по месту жительства.
4. Обеспечить полную занятость подростков с девиантным поведением детей из неблагополучных семей в 6-ой день недели, летний период в лагерях всех типов.
5. Развивать ученическое самоуправление.
6. Проводить акции милосердия.
Х. Профориентация и трудоустройство.
1. Проводить диагностику подростка, состоященго на учете, по вопросам профориентации.
2. Создать план-программу по профориентации и трудоустройству учащихся с девиантным поведением.
3. Создать условия для занятий художественным, техническим творчеством.
4. Создать систему социальной поддержки выпускникам, состоящим на контроле, детям-сиротам, детям, находящимся под опекой. Осуществлять поддержку этих молодых людей до момента получения ими рабочего места.
5. Организовать общественно-полезный и производительный труд.
6. Обеспечить наглядно-информационное оформление школы по профориентации.
7. Организовать просвещение родителей подростков данной категории по вопросам профориентации.
8. Организовать связь с районным центром занятости с целью трудоустройства учетных подростков.
ХІ. Здоровый образ жизни.
Главными направлениями здорового образа жизни следует считать:
-
Общегигиеническое.
-
Физкультурно-оздоровительное.
-
Реабилитационно-профилактическое.
-
Экологическое.
-
Культурно-просветительное.
-
Профилактика ВИЧ-инфекций.
В соответствии с законами развития личности в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования определённых качеств. Поэтому для каждой возрастной группы выделены ведущие задачи, предложена система просвещения и деятельности детей и подростков по формированию здорового образа жизни.
В реализации программы должны принять участие все члены педагогического коллектива в неразрывной связи с семьёй, воспитательными учреждениями, общественностью.
Для 1-4 классов
Задачи:
- дать школьникам необходимый минимум знаний в области гигиены;
- познакомить учащихся со строением своего организма;
- раскрыть понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»;
- научить школьников основным приёмам оказания первой медицинской помощи.
Для 5-8 классов
Задачи: вооружение учащихся знаниями в области анатомии, гигиены человека, развитие гигиенических навыков, воспитание санитарной культуры, профилактика ВИЧ-инфекций.
Для 9-11 классов
Задачи: физическая и психологическая подготовленность учащихся к взрослой жизни. Осознание принципов здорового образа жизни и воплощение их в мотивацию в повседневной деятельности, профилактика ВИЧ-инфекций.
Для педагогических работников школы.
-
Педсоветы:
- Изучение и обсуждений Кодекса об образовании Республики Беларусь;
- Анализ состояния здоровья учащихся;
- Социально-психологический портрет классов;
- О соблюдении санитарно-гигиенического режима.
2. Педконсилиумы:
- Алкоголь и преступность;
- Подростки, состоящие на профилактическом учете;
- Здоровье и спорт.
Привлекать медперсонал школ и медицинских учреждений для проведения лекций, бесед, занятий по пропаганде здорового образа жизни.
Мероприятия:
1. Проводить индивидуальные консультации в школах для подростков, желающих избавиться от табачной зависимости.
2. Проводить лекции с учащимися и родителями на классных часах, родительских собраниях по предупреждению алкогольной и табачной зависимости.
3. Проводить смотры-конкурсы санбюллетеней, плакатов, рисунков по пропаганде здорового образа жизни.
4. Проводить дни, недели здорового образа жизни.
5. Проводить спортивно-оздоровительную работу среди подростков:
- проведение физкультминуток, разминок, подвижных игр;
- проведение спортивных праздников, соревнований;
- проведение недели туризма и краеведения;
- проведение концертов, дискотек, вечеров отдыха, пропагандирующих здоровый образ жизни, профилактику ВИЧ-инфекции.
ХІІ. Организационно-практическое и методическое обеспечение программы.
1. Обеспечить данной программой каждую общеобразовательную школу района. На местах организовать её изучение с педагогами, родителями, трудовыми коллективами, общественными организациями.
до 15 сентября 2011 г.
2. С учётом местных условий и особенностей разработать и принять аналогичные программы во всех школах района. Утвердить их на педагогических советах.
до 30 сентября 2011 г.
3. Организовать широкое разъяснение и пропаганду данной программы с работниками правоохранительных органов, прокуратуры, членами комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних
2011 год.
4. Анализировать ход выполнения программы воспитательно-профилактической работы на педагогических советах школ
1 раз в год.
5. В каждом учреждении образования постоянно пополнять банк данных о несовершеннолетних, нуждающихся в коррекции поведения
постоянно.
6. Принимать меры по обеспечению занятости подростков, состоящих на различных видах учета, в вечернее время и каникулярное время, в выходные дни
постоянно.
страница 1
|