страница 1 Методическая разработка урока
Предмет: познание мира
Класс: четвёртый
Тема: Охрана воды
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: научить учащихся относиться бережно к воде.
Задачи:
-
Образовательные: дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов, для природы; расширить общий кругозор;
-
Развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию творческой активности;
-
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.
Средства обучения: интерактивная доска, карта полушарий, картинки растений и животных, обитающих в водоёмах, модели Земли и части, которую занимает вода на Земле для практической работы, ЦОР.
Учебные пособия:
-
Учебник «Познание мира» издательство Алматы «Атамура» 2004 г.
Ход урока
I ЭТАП: Организационный
Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха, словесный метод.
Формы организации деятельности: фронтальная + индивидуальная.
Содержание деятельности:
1. Организация начала урока
а) Считалочка:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
б) Слова учителя (к классу):
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
Представьте, что мы команда учёных-исследователей одной очень далёкой планеты. И вот нам дали задание разгадать тайны одной из планет Солнечной системы.
- Что это за планета?
- Что про неё вы уже знаете? (Земля – «голубая планета, потому что 2/3 планеты покрыто водой)
Сегодня ребята нашего класса выступят в роли биологов, инженеров, экономистов, экологов представьтесь, пожалуйста.
II ЭТАП: Подготовка к основному этапу
Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Постановка специальной проблемной задачи, в которой отображается практический смысл темы.
Методы и приёмы: словесный и проблемный методы.
Формы организации деятельности: фронтальная + групповая
Содержание деятельности:
1. Чтение учителем стихотворения:
Блистают звёзды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых
На свете ничего не удивляет.
- А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? (Деревьям, погоде, природе…)
- Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку.
2. Загадка:
Я бегу струёй из крана,
Бью ключом из-под земли,
Укачаю в океанах
Великаны корабли. (Вода)
- Как вы догадались? О чём мы будем говорить на уроке? Ребята, вода просит у нас помощи, как вы думаете о какой? Тема нашего урока «Охрана воды»
- Что же мы с вами должны знать:
Для чего нужна вода?
В каких состояниях находится вода?
Какими свойствами обладает вода?
Как правильно обращаться с водой?
- Что должны уметь?
Определять состояние воды
Применять свойства воды.
Уметь охранять воду
3. Заполнение в паре 1 и 2 столбца таблицы (2 слайд):
Знаю
|
Хочу знать
|
Узнал
|
Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не пахнет…
|
Для чего на Земле нужна вода? Нужно ли её беречь?
|
|
- Итак, в конце урока нам предстоит ответить на вопрос «Почему нужно беречь и охранять воду?» Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.
Ребята хочу обратить ваше внимание на то, что мы будем повторять все эти вопросы встречаются в тестах по познанию мира.
Перед учёными – исследователями встал вопрос «Откуда к нам пришла вода?
1. Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: Издалека, из океана.
2. Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
-Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана.
(О каком состоянии воды здесь говорится?)
3. На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
( А здесь? В каком ещё состоянии может быть вода?)
Вопросы из тестов:
В каких состояниях встречается вода в природе?
Вода переходит из одного состояния в другое под воздействием чего? (охлаждения и нагревания)
4. – Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.
5. Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в снежинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
- Откуда же пришла вода? Почему в стихотворении говорится «океанская вода»?
- Оказывается, речь идёт о мировом океане. В его состав входит вся вода планеты. Сколько же воды в Мировом океане?
Если бы поверхность Земли была ровной, то равномерный слой всех рек, морей и океанов имел бы толщину 9 метров.
- Действительно, воды на планете много, гораздо больше, чем суши.
-Ребята, мы с вами должны сейчас открыть тайну планеты. Почему общее количество воды на Земле не меняется?
Вопрос из тестов «Почему воду иногда называют вечной путешественницей?»
Рассказ о круговороте воды в природе.
III ЭТАП: Открытие новых знаний
Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о роли воды для живых организмов, для природы.
Методы и приёмы: методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод.
Формы организации деятельности: фронтальная + групповая + индивидуальная
Содержание деятельности:
-
Чтение пословицы. Объяснение её смысла (3 слайд)
Ребята, люди этой планеты, просят вас объяснить смысл пословицы.
Капля воды дороже золота
- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды)
- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить.
- Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду).
Откроем тайну планеты
Вода – одно из самых важных для человека веществ.
Докажем, пожалуйста, слово предоставляется нашим биологам.
1.Биолог. Если взглянуть на глобус, больше всего на нём голубой краски. Голубым цветом изображают воду.
Вода – одно из самых важных для человека веществ.(Вопрос из тестов «Самое распространенное в природе вещество»). Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем.
- Сколько времени человек может жить без воды? (Месяц, неделю, несколько дней).
- Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4 – 5 дней. А знаете почему?
- Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды.(Вопрос из тестов «Тело человека состоит из воды почти на 2/3») При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды. В некоторых растениях её содержится ещё больше
Таким образом мы видим, что вода входит в состав любого организма
2. Биолог.
- Кто ещё не может жить без воды? Для чего вода животным? (Пить, купаться).
- Животные, если их лишить воды, быстро погибнут. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды только 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки).
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда всем везде нужна вода.
- Подведём итог и заполним первую строчку в 3 столбце нашей таблицы. Если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода – эта сама… Жизнь. (Вопрос из тестов «Источник жизни – вода») А, соблюдая личную гигиену, мы сохраняем своё … Здоровье и свою … Красоту.
1. Вода – это жизнь, красота и здоровье.
Рассмотрите рисунки: самолёт, корабль, подводная лодка, автомобиль
- Назовите, одним словом. (Транспорт).
- Распределите на группы. Какой бывает транспорт? (Воздушный, наземный, водный).
- Остановимся на водном транспорте. Если он есть, значит, вода – это удобная … дорога. Почему так говорят? (Перевозят грузы, людей).
3. Инженер
- По рекам и океанам ходят лодки и корабли, перевозят пассажиров, грузы. Ловят рыбу. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек
(Вопросы из теста: Столица Астана стоит на берегу реки Ишим»)
(Назовите реки Казахстана) (Сообщение учащихся о реках Казахстана).
- Без воды не обходится современное производство космических ракет. Зимой мы обогреваемся батареями водяного отопления. Водопровод в каждом доме. Вода - древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами.
- Итак, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода – это… Помощник.
2. Вода – помощник человека.
Физминутка «Если весело живётся»
4. Инженер. Демонстрация картинок растений и животных, жизнь которых связана с водой: камыш, сом, трясогузка белая.
- Как жизнь этих растений и животных связана с водой? (Живут в воде или рядом с водой).
Дополнительные сведения.
Камыш. Камыш образует очень густые заросли. Долгое время камыш считался никчемным и даже вредным растением, засоряющим водоёмы. И лишь недавно камышу нашли хорошее применение. Оказалось, из него можно изготавливать бумагу и картон.
Сом. По сравнению с другими нашими рыбами, сом – великан. Он нескладный, неповоротливый и ленивый. Гоняться за добычей сом не любит и поэтому предпочитает «хитрить»: то усами приманит рыбёшку, то незаметно подкрадётся к лягушке, то подкараулит утёнка или гусёнка и утащит его за лапу под воду.
- Подведём итог и заполним третью строчку в 3 столбце нашей таблицы. Для многих растений и животных вода – это…Дом.
3. Вода – дом для многих растений и животных.
Из Книги рекордов Гиннеса
Необыкновенные явления в природе, связанные с водой:
-
Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году и её размер равен 9 см.
-
Самый сильный дождь шёл целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.
-
Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 км 940 м.
Ребята, а вы когда – нибудь задумывались над вопросом «Сколько воды тратит человек в сутки?»
Слово нашим экономистам
Исследователи провели сравнение сколько воды тратит современный городской житель в сутки
В 1890 году 11 литров, а в 2008 году 700 литров.
Почему такая разница? (ответы детей)
Кто из вас подсчитывал «Сколько воды используется в сутки в семье?» ответ
Вода нужна для приготовления вещей. На изготовление одной рубашки нужно 50 вёдер воды, чтобы изготовить один свитер, нужно 90 вёдер воды, чтобы приготовить 1 банку консервов необходимо 40 вёдер воды.
Предлагаю вам решить экономическую задачу
В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки? За 10 дней?
11. Опыт.
Учитель предлагает попробовать воду из двух стаканов. В одном – пресная вода, в другом – солёная.
- Какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная).
- Как вы думаете, достаточно ли воды на Земле? Это ещё одна из тайн планеты, которую мы откроем.
- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной.
(Пример, взять 3-х литровую банку и стопку, соленая и пресная)
Пресная вода составляет 3% это – ледники – 1%, реки, озёра, болота, атмосферные осадки -1%, …. – 1%.
- Где же ещё скрывается вода? (под землёй)
Как образуются подземные воды? (рассказ ученика) Чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше. И не потому, что её запасы заканчиваются. Над водой нависла угроза.
Дети: Человек расходует очень много воды, нам нужно воду экономить и не загрязнять!
- Я видел по телевизору показывали, как один корабль потерпел кораблекрушение и в море вылилось очень много нефти. Все птицы и рыбы были в нефти. Они погибли.
- Но ведь это же было в море. Море от нас очень далеко.
- Я с вами не согласен. Понимаете, вода она везде. Даже в облаках есть капельки воды. Они потом на нас падают, когда идёт дождь.
- А ещё вода течёт и ядовитые вещества могут попасть в нашу реку.
- А потом и рыба будет отравленная, а мы будем есть эту рыбу.
(Клип о рыбе)
Проблема
Показать глобус, на котором закрашена вся вода.
Как вы думаете, что произошло на Земле?
Засуха! Экологическая проблема
Работа с учебником стр.61 4-5 абзац (рассказ детей)
Вы сказали, что человек тратит для своей жизни очень много воды.
А куда потом выливается грязная вода?
- Наверное, её нужно очистить?
- Очистить так, чтобы снова пить?
- Нет, я такую воду пить не буду.
- Тогда можно её использовать для мытья машин, например.
- Очищенную воду выливают в реки.
Слово экологам
Вы правы. Люди очищают воду в специальных сооружениях. В каждом городе есть очистные сооружения, куда собирается вся грязная вода. Она очищается при помощи фильтров. А также применяются специальные микробы, которые не вредны для людей. Они очищают воду
12. Практическая работа в группе
Составьте памятку «Как правильно беречь и охранять воду!»
- Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют)
- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды).
- Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить).
- Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек).
- С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой»?
Берегите воду!
IV ЭТАП: Домашнее задание
Задачи этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Методы и приёмы: словесный метод.
Форма организации деятельности: фронтальная
Содержание деятельности:
- Я вам предлагаю дома нарисовать плакат «Берегите воду!».
- Составить памятку для одноклассников по охране воды.
V ЭТАП: Подведение итогов.
Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Методы и приёмы: словесный метод.
Форма организации деятельности: фронтальная
Содержание деятельности:
- Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему надо беречь и охранять воду?». Поможет ответить заполненный нами 3 столбик таблицы.
страница 1
|