Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Методическая разработка урока
Предмет: познание мира

Класс: четвёртый

Тема: Охрана воды

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: научить учащихся относиться бережно к воде.

Задачи:

  • Образовательные: дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов, для природы; расширить общий кругозор;

  • Развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию творческой активности;

  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.

Средства обучения: интерактивная доска, карта полушарий, картинки растений и животных, обитающих в водоёмах, модели Земли и части, которую занимает вода на Земле для практической работы, ЦОР.

Учебные пособия:

  • Учебник «Познание мира» издательство Алматы «Атамура» 2004 г.


Ход урока
I ЭТАП: Организационный

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха, словесный метод.

Формы организации деятельности: фронтальная + индивидуальная.

Содержание деятельности:

1. Организация начала урока

а) Считалочка:

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.



б) Слова учителя (к классу):

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!



Представьте, что мы команда учёных-исследователей одной очень далёкой планеты. И вот нам дали задание разгадать тайны одной из планет Солнечной системы.

- Что это за планета?

- Что про неё вы уже знаете? (Земля – «голубая планета, потому что 2/3 планеты покрыто водой)

Сегодня ребята нашего класса выступят в роли биологов, инженеров, экономистов, экологов представьтесь, пожалуйста.



II ЭТАП: Подготовка к основному этапу

Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Постановка специальной проблемной задачи, в которой отображается практический смысл темы.

Методы и приёмы: словесный и проблемный методы.

Формы организации деятельности: фронтальная + групповая

Содержание деятельности:

1. Чтение учителем стихотворения:

Блистают звёзды, цвет меняют горы,

Снега сползают, розы опадают.

Мне очень жаль людей, которых

На свете ничего не удивляет.

- А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? (Деревьям, погоде, природе…)

- Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку.

2. Загадка:

Я бегу струёй из крана,

Бью ключом из-под земли,

Укачаю в океанах

Великаны корабли. (Вода)

- Как вы догадались? О чём мы будем говорить на уроке? Ребята, вода просит у нас помощи, как вы думаете о какой? Тема нашего урока «Охрана воды»



- Что же мы с вами должны знать:

Для чего нужна вода?

В каких состояниях находится вода?

Какими свойствами обладает вода?

Как правильно обращаться с водой?

- Что должны уметь?

Определять состояние воды

Применять свойства воды.

Уметь охранять воду

3. Заполнение в паре 1 и 2 столбца таблицы (2 слайд):


Знаю

Хочу знать

Узнал

Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не пахнет…

Для чего на Земле нужна вода? Нужно ли её беречь?




- Итак, в конце урока нам предстоит ответить на вопрос «Почему нужно беречь и охранять воду?» Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.

Ребята хочу обратить ваше внимание на то, что мы будем повторять все эти вопросы встречаются в тестах по познанию мира.

Перед учёными – исследователями встал вопрос «Откуда к нам пришла вода?

1. Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода в ответ: Издалека, из океана.

2. Потом малыш гулял в лесу,

Росой искрилась вся поляна.

-Откуда ты? – спросил росу.

- Поверь, и я из океана.

(О каком состоянии воды здесь говорится?)

3. На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой?

- И я, дружок, из океана!

( А здесь? В каком ещё состоянии может быть вода?)

Вопросы из тестов:

В каких состояниях встречается вода в природе?

Вода переходит из одного состояния в другое под воздействием чего? (охлаждения и нагревания)

4. – Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донёсся шёпот:

- Знай, малыш, и я пришла из океана.

5. Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в снежинке,

И в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.

- Откуда же пришла вода? Почему в стихотворении говорится «океанская вода»?

- Оказывается, речь идёт о мировом океане. В его состав входит вся вода планеты. Сколько же воды в Мировом океане?

Если бы поверхность Земли была ровной, то равномерный слой всех рек, морей и океанов имел бы толщину 9 метров.

- Действительно, воды на планете много, гораздо больше, чем суши.

-Ребята, мы с вами должны сейчас открыть тайну планеты. Почему общее количество воды на Земле не меняется?

Вопрос из тестов «Почему воду иногда называют вечной путешественницей?»

Рассказ о круговороте воды в природе.

III ЭТАП: Открытие новых знаний

Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о роли воды для живых организмов, для природы.

Методы и приёмы: методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод.

Формы организации деятельности: фронтальная + групповая + индивидуальная

Содержание деятельности:


  1. Чтение пословицы. Объяснение её смысла (3 слайд)

Ребята, люди этой планеты, просят вас объяснить смысл пословицы.

Капля воды дороже золота

- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды)

- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить.

- Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду).



Откроем тайну планеты

Вода – одно из самых важных для человека веществ.

Докажем, пожалуйста, слово предоставляется нашим биологам.

1.Биолог. Если взглянуть на глобус, больше всего на нём голубой краски. Голубым цветом изображают воду.

Вода – одно из самых важных для человека веществ.(Вопрос из тестов «Самое распространенное в природе вещество»). Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем.

- Сколько времени человек может жить без воды? (Месяц, неделю, несколько дней).

- Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4 – 5 дней. А знаете почему?

- Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды.(Вопрос из тестов «Тело человека состоит из воды почти на 2/3») При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды. В некоторых растениях её содержится ещё больше

Таким образом мы видим, что вода входит в состав любого организма
2. Биолог.

- Кто ещё не может жить без воды? Для чего вода животным? (Пить, купаться).

- Животные, если их лишить воды, быстро погибнут. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды только 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки).

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда всем везде нужна вода.

- Подведём итог и заполним первую строчку в 3 столбце нашей таблицы. Если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода – эта сама… Жизнь. (Вопрос из тестов «Источник жизни – вода») А, соблюдая личную гигиену, мы сохраняем своё … Здоровье и свою … Красоту.

1. Вода – это жизнь, красота и здоровье.

Рассмотрите рисунки: самолёт, корабль, подводная лодка, автомобиль

- Назовите, одним словом. (Транспорт).

- Распределите на группы. Какой бывает транспорт? (Воздушный, наземный, водный).

- Остановимся на водном транспорте. Если он есть, значит, вода – это удобная … дорога. Почему так говорят? (Перевозят грузы, людей).


3. Инженер

- По рекам и океанам ходят лодки и корабли, перевозят пассажиров, грузы. Ловят рыбу. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек



(Вопросы из теста: Столица Астана стоит на берегу реки Ишим»)

(Назовите реки Казахстана) (Сообщение учащихся о реках Казахстана).

- Без воды не обходится современное производство космических ракет. Зимой мы обогреваемся батареями водяного отопления. Водопровод в каждом доме. Вода - древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами.

- Итак, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода – это… Помощник.

2. Вода – помощник человека.
Физминутка «Если весело живётся»
4. Инженер. Демонстрация картинок растений и животных, жизнь которых связана с водой: камыш, сом, трясогузка белая.

- Как жизнь этих растений и животных связана с водой? (Живут в воде или рядом с водой).



Дополнительные сведения.

Камыш. Камыш образует очень густые заросли. Долгое время камыш считался никчемным и даже вредным растением, засоряющим водоёмы. И лишь недавно камышу нашли хорошее применение. Оказалось, из него можно изготавливать бумагу и картон.

Сом. По сравнению с другими нашими рыбами, сом – великан. Он нескладный, неповоротливый и ленивый. Гоняться за добычей сом не любит и поэтому предпочитает «хитрить»: то усами приманит рыбёшку, то незаметно подкрадётся к лягушке, то подкараулит утёнка или гусёнка и утащит его за лапу под воду.

- Подведём итог и заполним третью строчку в 3 столбце нашей таблицы. Для многих растений и животных вода – это…Дом.



3. Вода – дом для многих растений и животных.

Из Книги рекордов Гиннеса

Необыкновенные явления в природе, связанные с водой:

  1. Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году и её размер равен 9 см.

  2. Самый сильный дождь шёл целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

  3. Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 км 940 м.

Ребята, а вы когда – нибудь задумывались над вопросом «Сколько воды тратит человек в сутки?»

Слово нашим экономистам

Исследователи провели сравнение сколько воды тратит современный городской житель в сутки

В 1890 году 11 литров, а в 2008 году 700 литров.

Почему такая разница? (ответы детей)

Кто из вас подсчитывал «Сколько воды используется в сутки в семье?» ответ

Вода нужна для приготовления вещей. На изготовление одной рубашки нужно 50 вёдер воды, чтобы изготовить один свитер, нужно 90 вёдер воды, чтобы приготовить 1 банку консервов необходимо 40 вёдер воды.

Предлагаю вам решить экономическую задачу

В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки? За 10 дней?

11. Опыт.

Учитель предлагает попробовать воду из двух стаканов. В одном – пресная вода, в другом – солёная.

- Какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная).

- Как вы думаете, достаточно ли воды на Земле? Это ещё одна из тайн планеты, которую мы откроем.

- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной.

(Пример, взять 3-х литровую банку и стопку, соленая и пресная)

Пресная вода составляет 3% это – ледники – 1%, реки, озёра, болота, атмосферные осадки -1%, …. – 1%.

- Где же ещё скрывается вода? (под землёй)

Как образуются подземные воды? (рассказ ученика) Чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше. И не потому, что её запасы заканчиваются. Над водой нависла угроза.



Дети: Человек расходует очень много воды, нам нужно воду экономить и не загрязнять!

- Я видел по телевизору показывали, как один корабль потерпел кораблекрушение и в море вылилось очень много нефти. Все птицы и рыбы были в нефти. Они погибли.

- Но ведь это же было в море. Море от нас очень далеко.

- Я с вами не согласен. Понимаете, вода она везде. Даже в облаках есть капельки воды. Они потом на нас падают, когда идёт дождь.

- А ещё вода течёт и ядовитые вещества могут попасть в нашу реку.

- А потом и рыба будет отравленная, а мы будем есть эту рыбу.

(Клип о рыбе)
Проблема

Показать глобус, на котором закрашена вся вода.



Как вы думаете, что произошло на Земле?

Засуха! Экологическая проблема

Работа с учебником стр.61 4-5 абзац (рассказ детей)
Вы сказали, что человек тратит для своей жизни очень много воды.

А куда потом выливается грязная вода?

- Наверное, её нужно очистить?

- Очистить так, чтобы снова пить?

- Нет, я такую воду пить не буду.

- Тогда можно её использовать для мытья машин, например.

- Очищенную воду выливают в реки.

Слово экологам

Вы правы. Люди очищают воду в специальных сооружениях. В каждом городе есть очистные сооружения, куда собирается вся грязная вода. Она очищается при помощи фильтров. А также применяются специальные микробы, которые не вредны для людей. Они очищают воду

12. Практическая работа в группе

Составьте памятку «Как правильно беречь и охранять воду!»

- Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют)

- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды).

- Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить).

- Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек).

- С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой»?



Берегите воду!
IV ЭТАП: Домашнее задание

Задачи этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Методы и приёмы: словесный метод.

Форма организации деятельности: фронтальная

Содержание деятельности:

- Я вам предлагаю дома нарисовать плакат «Берегите воду!».



- Составить памятку для одноклассников по охране воды.
V ЭТАП: Подведение итогов.

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Методы и приёмы: словесный метод.

Форма организации деятельности: фронтальная

Содержание деятельности:

- Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему надо беречь и охранять воду?». Поможет ответить заполненный нами 3 столбик таблицы.

страница 1

Смотрите также: